Научная статья на тему 'Изоморфная взаимосвязь генетической и социальной информации как центральная когерентность бытия человека'

Изоморфная взаимосвязь генетической и социальной информации как центральная когерентность бытия человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОМОРФНОЕ СООТВЕТСТВИЕ / КОГЕРЕНТНОСТЬ / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ ВРЕМЕННОГО РЯДА / ISOMORPHIC COMPLIANCE / COHERENCE / EXTRAPOLATION OF THE TIME SERIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухиддинов А. Г.

В статье рассматриваются проблема о взаимосвязи и взаимообусловленности генетической и социальной информации как исходных начал, определяющих бытие человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изоморфная взаимосвязь генетической и социальной информации как центральная когерентность бытия человека»

Мухиддинов А.Г. ©

К.п.н., доцент кафедры педагогики, психологии и инновационных технологий Ферганского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

ИЗОМОРФНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОГЕРЕНТНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

ISOMORPHIC RELATIONSHIP OF GENETIC AND SOCIAL INFORMATION AS THE CENTRAL COHERENCE OF HUMAN EXISTENCE

Аннотация

В статье рассматриваются проблема о взаимосвязи и взаимообусловленности генетической и социальной информации как исходных начал, определяющих бытие человека.

Summary

The article considers the problem of interconnection and interdependence of genetic and social information as the original began determining the existence of man

Ключевые слова: изоморфное соответствие, когерентность, экстраполяция временного ряда. Keywords: isomorphic compliance, coherence, extrapolation of the time series.

Информфционные и компьютерные технологии (ИКТ), возникшие на почве интеллектуального и аксиологического потенциала техногенной цивилизации и культуры и первоначально служившие вспомогательным компонентом материального производства, стали основным способом познавательной и преобразовательной деятельности современного общества. Информатизация привела к усилению системной трансформации техногенной культуры и формированию информогенной социокультурной системы. Масштабное внедрение ИКТ приводит к повышению значения научных знаний и степени интеллектуализации общества. Научные знания, содержащие в себе глубоко аргументированные, апробированные и систематизированные результаты познавательного процесса, являются основным когнитивным компонетом информации, имеюшей социальное значение. Для того, чтобы осмыслить сущность цивилизационных процессов, связанных с масштабной информатизацией и усилением роли ИКТ как доминирующего фактора поступательного кругового движения в развитии современного общества, большое место отводится изучению генетической информации (ГИ)как биофизиологического субстрата и социальной информации (СИ) как социокультурного феномена. В настоящее время ГИ и СИ изучаются в рамках различных гуманитарных и естественных наук на уровне общенаучной, конкретно-научной и частной методологии. Поскольку корреляция ГИ и СИ представляет собой центральную когерентность бытия человека, её целесообразно изучать на уровне философской методологии. На основе применения структурно-функционального и сравнительно-типологического анализа можно составить бинарную характеристику указанных феноменов.

Генетическая информация, представляющая собой высокоорганизованный материальный субстрат, закодированый в наследственных структурах (в хромосомах, цитоплазме, клеточных органеллах)), заключающий в себе программу морфологического строенеия, роста, развития, способности к автономному существованию и продолжению рода. В генетическом коде человека заложена сложнейшая структурная (внутреняя) информация, которая развертывается в течение всего жизненного цикла. ГИ возникает как результат перехода генетического материала из энтропии (состояния хаотичности и неупорядоченности) к отрицательной энтропии (негентропии), характеризующейся высокой степенью организованности. В период эмбрионального развития генетический код обеспечивает преход от энтропии к состоянию негентропии, что способствует формированию организма как целостной субстанции. Объем структурной информации, необходимый для обеспечения полноценного морфологического строения организма человека равен колоссальной величине порядка 3 х 1026 бит. Негентропия ГИ также обуславливает формирование механизма координации сверхсложных процессов, связанных с функционированием, ростом и развитием организма. Благодаря функционированию данного уникального механизма появляется возможность естественной регуляции биофизиологических процессов. Данный механизм, в частности, позволяет

©Мухиддинов А.Г., 2013 г.

координировать более 100 тыс. биохимических реакций, которые происходят в организме человека в течение 1 сек. Кроме того, свойство ГИ в плане обеспения негентропии является важным условием формирования и функционирования механизма генерации биоенергии (при дыхании, гликолизе, фотосинтезе, фосфорилировании и т. д.) и обеспечения энергетического баланса в организме (ассимиляция и диссимиляция).. Функции обеспечения перехода от энтропии к негентропии имеют важное значение и в процессе жизнедеятельности организма как составной части биогеоценоза, который характеризуется усилением обмена актуальной и потенциальной информацей. Формирование специфических систем защиты организма - резистентности, иммунитета, гомеостаза, предусмотренных в генетическом коде, создает возможность для преодоления энтропии, связанной с процессами информационного обмена.

Карта генома человека, содержащая в себе более 100 тыс. геномов, располагает информацией и энергетическими ресурсами, необходимыми для запуска и развертывания и последующего свертывания закодированной программы. Здесь уместно напомнить слова Ф.Ницше о том, что тело обладает высоким умом и в нем больше разума, чем в нашей самой большой мудрости.

ГИ как феномен эндогенного характера (от др.греч. endon - внутри, genos - рождение, вид ) обуславливает формирование организма индивида и одновременно подготавливает его к автономному существованию в биогеоценозе под воздействием экзогенных (exo- снаружи, genos - рождение, вид) факторов. Формирование психики относится к той части генетической программы, которая обеспечивает связь организма индивида с внешней средой в биогеоценозе - природной системе, которая состоит из живых организмов, образующих биоценоз, и совокупности косных, или абиотических (неживых), компонентов среды их обитания.

Психика индивида способна принимать сигнальную информацию, необходимую для ориентации в окружающей среде и формированию механизмов аффектора, эффектора и оператора, необходимых для адаптивного поведения, направленного на удовлетворение витальных потребностей (питание, рост и развитие, репродуктивная способность). Прием и обработка информации в психике индивида носит ситуативно обусловленный характер и проистекает в виде контактной ретрансляции сигнальной информации, поступающей от окружающей среды. Поскольку в генетическом коде формирование способности адекватного восприятия и обработки социальной информации не предусмотрено, психика индивида может только реагировать на внешние атрибуты социальной информации. Так, психика новорожденного как индивида первоначально лишь реагирует на внешние стороны сигнальной информации, например, на паралингвистические особенности звучащей речи (интонацию, силу и тембр голоса) и невербальные способы общения (мимику, жесты и др.). Решающее значение в формировании способности восприятия и осмысления социальной информации имеет речь, выполняющая функцию второй сигнальной системы. В процессе вербального общения в психике ребенка образуются специальные знаки, которые усложняются по мере развития речи и мышления. Данный этап является переходом от сугубо биофизиологической фазы экстраполяции временного ряда (time-series extrapolation) ГИ к новой, бинарной фазе, где развертывание генетической программы биофизиологического развития индивида проистекает параллельно с процессом социализации личности как деятельного субъекта. Данный этап можно рассматривать как очередной период биологического возраста и начало исчисления социального возраста человека. Становление и развитие личности представляет собой сложный и многоступенчатый процесс формирования субстанционного деятеля, обладающего внутренним самостоянием и спсобностью к самодеятельности в артефактно ( артефакт - лат. artefactus, arte-искусственно + factus- сделанный) опосредованной социокультурной среде. Под воздействием социальной информации коренным образом изменяется ход естественного развития психики. Системная трансформация и глубокая реструктуризация психики приводит к разграничению сферы сознания, бессознательного и подсознания. Знаковые структуры, первоначально возникающие как бессистемные образования в процессе активного взаимодействия и коммуникации с окружающими постепенно превращаются в устойчивые сигнатуры, сосредоточенные в ментальном кольце. В пределах метального кольца восприятие и обработка социальной информации осуществляются как сознательные действия. Налаживается работа ментального челнока, который обеспечивает активный обмен информацией с ментальным миром. По мере развития речи и мышления знаковые структуры упорядочиваются, постепенно образуются сквозные структуры ментальности, которые помогают глубже осмыслить когнитивный, аксиологичекий, и функциональный компоненты информации. Решающее значение в трансформации психики под воздействием СИ имеет процесс презентации идентичности (лат.identicus -тождественный, одинаковый) -состояния постоянства, тождества, преемственности личности и его самосознания. Презентация идентичности, характеризующаяся

осознанием личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей, помогает человеку вступить в период практической самореализации. Метальное кольцо устанавливает очертания презентации идентичности. Восприятие и обработка информации внутри ментального кольца осуществляются как личностно обусловленные психические процессы ментальной репрезентации, интерпретации и ментального моделирования. В процессе ментальной репрезентации на уровне рассудочного мышления информация подвергается идентификации, помогающей осознать тождественность содержания ннформации и знаковых структур, произвести селекцию СИ с точки зрения значимости информации для внутреннего Я. В процессе интерпретации СИ подвергается более глубокой обработке на уровне разумного мышления путем анализа, синтеза, обобщения. На данном этапе обработки информации наряду с осмыслением когнитивного содержания человек осознаёт и содержание аксиологического компонента информации. В процессе ментального моделирования осуществляется предварительная подготовка информации для актуализации в познавательной и предметно-практической деятельности путем экстериоризации или интернализации. В исследованиях по психологии обращается внимание на формирование психометрического интеллекта, способствующего образованию ситуативно независимых ментальных моделей, играющих важную роль в осознании метального мира.

Становление и развитие человека как биологического существа происходит как экстраполяция временного ряда, отражающего соответствие состояния организма уровню развития, показателям основных физиологических систем и количественной характеристике здоровья, наиболее типичной для данного паспортного (календарного) возраста. В исследованиях по генетике человека установлено, что продолжительность жизни человека зависит от продолжительности периода наступления окостенения позвоночника. Если данный процесс завершается в 20-25 лет, то биологическая продолжительность жизни, предусмотренная генетической программой, может в 5-6 раз превышать данный показатель и составить 120-150 лет. Фактическая продолжительность жизни человека значительно сокращается под воздействием экзогенных факторов (экологическая обстановка, образ жизни, качество жизни и др.) В исследованиях, посвященных проблеме возраста, отмечается, что биологическое созревание около 40 % детей имеет динамику отклонения от средних нормативных показателей. Поэтому есть основание полагать, что каждому человеку присущ собственный темп экстраполяции временного ряда, обусловленный особенностями генетического кода. К числу наиболее характерных отклонений от нормы можно отнести акселерацию (лат. acceleration- ускорение ) - ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков относительно аналогичных показателей у предшествующих поколений и инфантилизм (лат. infa nitilis- младенческий, детский) проявление в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому или подростковому возрасту. Под влиянием акселерации, которая впервые была отмечена во второй половине XIX века, за последнее столетие рост новорожденных стал в среднем больше на 0,5-1 см, масса тела - на 100-300 г.

Современная генная инженерия и биотехнологии как совокупность методов молекулярной генетики, направленных на искусственное создание новых, не встречающихся в природе сочетаний генов и трансгенных организмов, позволяет управлять процессом экстраполяцию ГИ в онтогенезе и тем самым открывает новые возможности для изучения строения и функций генетического аппарата, для эффективной наработки продукта данного гена (напр., гормона или антибиотика), для придания организму-хозяину каких-либо желаемых свойств (напр., для сельскохозяйственных растений и животных - большей продуктивности или большей устойчивости к инфекциям или паразитам), для замещения (компенсации) генов, дефекты которых вызывают наследственные заболевания, и др. Применение нанатехнологий открывает беспрецедентные возможности для расширения диапазона научных исследований и практического применения научных разработок в данной сфере.

Экстраполяция временного ряда также характерна и для процесса социализации личности, которая отражается в понятиях социальный и психологический возраст человека. В условиях масштабной информатизации существенно меняется характер и периодизация социального возраста человека. В настоящее время в исследованиях по социологии, социальной педагогике и психологии часто используется термин информационная социализация. Использование данного выражения правомерно в том отношении, что информационные технологии стали доминирующим фактором развития и социальной педагогики, и системы образования, которые имеют решающее значение в социализации личности. Существует тесная корреляционная связь между сферой ментального сознания и виртуальной сферой искусственного интеллекта: системные изменения в каждой сфере приводят к аналогичным изменениям в другой системе.

В информогенной социокультурной среде виртуальная сфера искусственного интеллекта, сфера сознания личности и сфера общественного сознания функционируют и развиваются как корреляционные системы. Следует отметить, что в виртуальном пространстве, созданном посредством ИКТ, относительно легко усваивается когнитивный компонент, способы обработки и обмена информацией. В виртуальной среде регламенты и инструкции становятся более значимыми ориентирами, чем ценностно - нормативные коды и этические правила. Поэтому преобразование интеллектуального и функционального компонентов часто опережают процесс трансформации аксиологического компонента. Принятие новых ценностно-нормативных кодов отдельной личностью происходит медленно, что ещё больше усиливает отставание процесса формирования аксиологического компонента. Данная особенность ИКТ существенным образом влияет на характер социализации личности. Решающую роль в устранении негативного воздействия внутренних противоречий инфомогенной культуры на процесс становления личности играет образование, раполагающее испытанными методами и средствами педагогического воздействия. Неоценимую роль в формировании способности полноценного восприятия социальной информации играют СМИ, которые располагают огромным арсеналом средств и опытом обработки и распространения информации по принципу многоканального вещания. Поэтому расширение сферы влияния СМИ в глобальной сети можно рассматривать как положительный фактор в формировании информационной культуры населения.

В информогенной среде существенным изменениям подвергается и процесс ментального моделирования: большинство стереотипных действий, необходимых для осуществления деятельности в виртуальной форме, производятся компьютером самостоятельно, поэтому от пользователя требуется лишь своевременно давать команды и следить за ходом развертывания запрограммированных действий. Благодаря этому пользователь освобождается от рутинной работы и у него появляется возможность сосредоточить внимание на последовательности и целенаправленности деятельности. Такая особенность виртуального самопредъявления приводит к ослаблению процесса формирования навыков, которые необходимы для осуществления реальной деятельности.

Укрепление и развитие человеческого фактора является важнейшей задачей общества, она будет рассматриваться в качестве приоритета и в будущем. Успешность реализации данной приоритетной задачи в информационном обществе как новой фазе развития социальной общности людей во многом будет зависеть от того, насколько правильно будет определена точка соприкосновения двух начал - природного и социального бытия человека.

Литература

1. Кастюнин Э.Н., Кастюнин С.А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура. М.,2003.

2. Прохоров Б.Б. Экология человека. М.,2005.

3. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. -М.:Наука,2005.-305 с.

4. Макеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Academia, 2008.

5. Лебедева Е.И.,Таланова Н.Н.,Сергиенко Е.А. Роль психометрического интеллекта в понимании дошкольниками социального мира. М. // Психологические исследования, 2012, №26, т.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.