Научная статья на тему 'Значение эдукологии в исследовании образования как компонента информогенной культуры'

Значение эдукологии в исследовании образования как компонента информогенной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧКА БИФУРКАЦИИ / ИНФОРМОГЕННАЯ КУЛЬТУРА / АРТЕФАКТ / КОГНИТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ЭДУКОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА / СУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухиддинов А. Г., Тешабаев И. А.

В статье рассматриваются проблемы исследования образования как целостной субстанциональной системы и компонента информогенной культур ы в рамках эдукологии, рассмотрены наиболее актуальные задачи методологии исследования системы образования в условиях глобальной инфоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение эдукологии в исследовании образования как компонента информогенной культуры»

Мухиддинов А.Г.1, Тешабаев И.А.2 ©

1К.п.н., доцент; 2ассистент, кафедра педагогики, психологии и инновационных технологий, Ферганский областной институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

ЗНАЧЕНИЕ ЭДУКОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА

ИНФОРМОГЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы исследования образования как целостной субстанциональной системы и компонента информогенной культуры в рамках эдукологии, рассмотрены наиболее актуальные задачи методологии исследования системы образования в условиях глобальной инфоматизации.

Ключевые слова: точка бифуркации, информогенная культура, артефакт, когнитивный элемент, эдукология, ценностно-нормативная система, субстанциальные система образования.

В условиях бурного развития НТР социокультурная система современного общества достигла новой точки бифуркации, характеризующейся сменой техногенной культуры системой информогенной культуры. Традиционная и техногенная культура, основным когнитивным атрибутом которых являлись систематизированные знания, обеспечивали прогресс общества по арифметической прогрессии, новая социокультурная система, воплощающая в себе наряду с системой знаний новые когнитивные элементы - информацию и информационные технологии, способствует прогрессу общества по геометрической прогрессии. Информационные технологии, оснащенные мощной компьютерной техникой и средствами коммуникации, позволяют не только осмыслить цель и задачи предстоящей деятельности и проектировать её, но и эффективно управлять процессом осуществления задуманного проекта. В информогенной социокультурной среде на высоком уровне обеспечивается энтропия и негентропия общественного прогресса.

В условиях становления и развития информогенной социокультурной среды происходит глубокая и кардинальная трансформация всех компонентов данной системы, в том числе и системы образования. Глобальное по своим масштабам проникновение в сферу образования информационных технологий привело к усилению имманентного системе образования противоречия между содержанием образования и социальными формами, механизмами организации передачи знаний и опыта, ценностей и моделей поведения. Реформирование системы образования как компонента информогенной культуры направлено на преодоление данного противоречия ивоспитательной деятельности. Оба направления реформирования предполагают усиление информогенного компонента образования: содержание образования включает в себя как систематизированные знания, так и информацию образовательного характера; современная модель организации образования предполагает широкое применение педагогических технологий, которые создают благодатную почву для информатизации образовательно-воспитательного процесса. Глубокое и всестороннее исследование проблемы функционирования и развития системы образования в условиях глобальной информатизации всех сфер жизнедеятельности общества необходимо осуществить комплексный подход к изучению социального института образования как целостной системы. Все науки, занимающиеся исследованием системы образования, в том числе, педагогика, андрогогика, экономика образования, социология образования и др. рассматривают проблемы обучения и воспитания или на уровне общенаучной методологии, или на уровне конкретно-научной методологии. Для комплексного исследования социального института образования система научных знаний знаний должна позволять изучать все проблемы на уровне философской методологии. Такой подход к изучению проблем, связанных с системой образования, осуществляется в эдукологии.Название данной науки впервые было предложено в 1964 году Элизабет Штайнер. В конце 80-х годов в исследованиях К.Оливеры была предпринята попытка обоснования теоретической концепции новой системы знаний, направленных на изучение образования как целостной системы. С нашей точки зрения, эдукология располагает всеми небходимыми методами и категориальным строем, достаточными для комплексного и систематизированного исследования проблем развития образования как компонента информогенной культуры. К числу наиболее важных проблем, подлежащих исследованию в рамках эдукологии на методологическом уровне относятся следующие:

© Мухиддинов А.Г., Тешабаев И.А., 2013 г.

1. Определение наиболее оптимального соотношения систематизированных знаний и информации образовательного характера в содержании образования. Поскольку в информационном пространстве создание и распространение информаций имеют глобальный характер, интенсивность смены менее актуальной информации более актуальной весьма высокая, установить наиболее оптимальный объём информации образовательного характера затруднительно. Поэтому здесь речь может идти о предусмотрении в содержательном компоненте образования специальных знаний, умений и навыков, которые способствуют повышению информационной культуры субъектов образовательной деятельности (и педагогов, и обучающихся). Любая информация, являющася актуальной при разработке учебных программ, учебной литературы и мультимедийных материалов, может потерять свою актуальность на момент реализации их в образовательно-воспитательном процессе. Информационная культура субъектов образования позволяет им производить правильный отбор, обработку информации в оперативном порядке и определить наиболее рациональное использование её в соответствии с образовательно-воспитательными задачами.

2. Важное методологическое значение имеет изучение проблем обеспечения преемственности и системности в разработке и реализации педагогических и информационных технологий, предназначенных для разных типов и форм непрерывного цикла образования. Каждому типу и многообразным формам образовательно - воспитательной деятельности присущи специфические особенности, которые непосредственно отражаются в содержании и методов и существенным образом влияют на характер участия субъектов образования в учебно-воспитательном процессе. Однако все многообразные виды образовательной деятельности обладают общим, имманентным для образования свойством: конечной целью учебно-воспитательной работы является достижение образовательной компетенции, необходимой для осуществления созидательной деятельности в будущем. Данное свойство присуще не только тем типам образования, которые обеспечивают подготовку носителя к предстоящей деятельности (дошкольное, общее среднее, средне-специальное, высшее образование), но и формам образовательной деятельности, направленным на повышение образовательной компетенции, необходимой для осуществления профессиональной или творческой деятельности (послевузовское образование, переподготовка и повышение квалификации). Потребность в повышении образовательной компетентности испытывается даже в таких видах деятельности, где носитель образования обладает высокой компетентностью и все его сознательные действия имеют характер самореализации творческой личности. Так, человек, занимающийся разработкой технических инноваций, часто ощущает потребность в получении дополнительных знаний общественно-гуманитарного характера, которые необходимы для осмысления морального компонента инновации и определения социальных последствий внедрения технического новшества. Образовательная активность творческой личности имеет избирательный и каузальный характер, но она тоже сохраняет в себе имманентные свойства, присущие для всех видов образования. Из всего сказанного следует вывод о том, что при разработке педагогических и информационных технологий, предназаначенных для всех типов образования, необходимо учитывать особенности, характерные для образования как целостной субстанциональной системы.

3. Важной проблемой, требующей исследования с методологичесческой точки зрения, является определение правильного соотношения интеллектуального, аксиологического и функционального компонентов образования. В условиях развития образования как составной части техногенной культуры в ХХ веке наблюдалось ослабление морально-этических основ образования, на что было обращено внимание педагогической общественности в исследованиях А.Швейцера. Следует отметить, информогенная культура может способствовать усугублению данной негативной тенденции в сфере образования. В информогенной культуре преобразование интеллектуального и функционального компонентов часто опережают процесс трансформации аксиологического компонента. Принятие новых ценностно-нормативных кодов отдельной личностью происходит медленно, что ещё больше усиливает отставание аксиологического компонента. Обучающиеся в подростковом и юношеском возрасте легко овладевают интеллектуальными основами и функциональных возможностях.

Пользователь, обладающий знаниями, навыками и умениями по информатике, может в индивидуальном порядке применить свои способности в обширном информационном пространстве. Носитель образования, имеющий четкую профессиональную ориентацию, целенаправленно осуществляет деятельность, направленную на повышение образовательной компетентности. Обучающиеся, которые не имеют конкретную профессиональную установку, работа с компьютером часто превращается в развлечение. Вызывает тревогу то, что к данной категории пользователей в большинстве случаев относятся школьники. В виртуальном мире информации ребёнок добивается

успехов, такая деятельность основным факторм формирования ценностной ориентации. Чрезмерное увлечение развлекательными программами приводит к резкому снижению интереса к учебной работе, которая требует прилагать усилия и выполнять определенные обязанности. Для устранения негативного влияния информационных технологий целесообразно сочетать их с личностно-ориентированными педагогическими технологиями, которые позволяют вовлекать учащихся в коллективную работу.

Эдукология как наука о целостной системе образования позволяет исследовать межсистемные связи образования на уровнях методологии, вместе с тем данная наука помогает раскрывать межсистемные связи с другими компонентами социокультурной системы. Такой комплексный подход создаёт возможность для всестороннего изучения тенденций развития системы образования в условиях глобальной информатизации.

Литература

1. Извозчиков Г.В. Эдукология как наука об образовании // Alma mater. ВВШ. 1991. № 3. С. 24-32.

2. Бордовский Г., Извозчиков В. Эдукология как наука об образовании // Alma mater. ВВШ. 1991. № 3. С. 2432.

3. Прокопцов В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования.-СПб., 2002.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.