Научная статья на тему 'Экспертно-философский анализ инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии'

Экспертно-философский анализ инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДУКОЛОГИЯ / ИНФО(НОО)СФЕРА / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / EDUCOLOGY / INFO(NOO)SPHERE / INTERNET / INFORMATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слюсарев В. В.

Статья посвящена экспертно-философскому анализу инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии. Цель работы проанализировать особенности инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии и выявить возможности его актуализации и переосмысления. В статье рассмотрены актуальные проблемы современной сферы образования. Показаны особенности и недостатки устоявшегося в науке определения инфо(ноо)сферной эдукологии. Формулируются актуальное определение инфо(ноо)сферной эдукологии, как методологии соразмерного развития техноса, образования и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF INFO(NOO)SPHERIC APPROACH TO EDUCOLOGY

The article is devoted to the expert-philosophical analysis of the info(noo)spheric approach to educology. The aim of the work is to analyze the peculiarities of the info(noo)spheric approach to educology and to reveal the possibilities of its actualization and rethinking. The current problems of the modern education sphere are considered in the article. The features and disadvantages of the established in science definition of info(noo)spheric educology are shown. The actual definition of info(noo)spheric educology is formulated as a methodology for the commensurate development of techno, education and human.

Текст научной работы на тему «Экспертно-философский анализ инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии»

Междисциплинарные исследования

УДК 304.444:37.013.73

ЭКСПЕРТНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНФО(НОО)СФЕРНОГО ПОДХОДА К ЭДУКОЛОГИИ В.В. Слюсарев Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Аннотация. Статья посвящена экспертно-философскому анализу инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии. Цель работы -проанализировать особенности инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии и выявить возможности его актуализации и переосмысления. В статье рассмотрены актуальные проблемы современной сферы образования. Показаны особенности и недостатки устоявшегося в науке определения инфо(ноо)сферной эдукологии. Формулируются актуальное определение инфо(ноо)сферной эдукологии, как методологии соразмерного развития техноса, образования и человека.

Ключевые слова: эдукология, инфо(ноо)сфера, сеть Интернет, информация, коммуникация.

EXPERT-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF INFO(NOO)SPHERIC APPROACH TO EDUCOLOGY V.V. Slyusarev Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

Abstract. The article is devoted to the expert-philosophical analysis of the info(noo)spheric approach to educology. The aim of the work is to analyze the peculiarities of the info(noo)spheric approach to educology and to reveal the possibilities of its actualization and rethinking. The current problems of the modern education sphere are considered in the article. The features and

disadvantages of the established in science definition of info(noo)spheric educology are shown. The actual definition of info(noo)spheric educology is formulated as a methodology for the commensurate development of techno, education and human.

Keywords: educology, info(noo)sphere, Internet, information, communication.

Обращаясь к феномену современного образования, невозможно не отметить те социокультурные, методологические и антропологические трансформации, которые происходят в нем благодаря взаимодействию с сетью Интернет. Имея по средствам носимой электроники доступ к социальным сетям, учащиеся без особенных проблем могут общаться между собой и передавать друг другу информацию в режиме реального времени. Иными словами, имея одинаковое задание и одно правильное решение, они в течение нескольких минут могут распространить его на всю свою социальную группу. Также, абсолютно нецелесообразным видятся задания на эрудицию или, скажем, перевода общественно известного текста, так как достаточно быстро это можно узнать из сети. Мало того, современные хранилища данных и их классификаторы (или поисковые системы) позволяют хранить подобные правильные решения неограниченно долго. Иными словами, в контексте традиционных форм обучения, приоритет деятельность обучающихся будет смещать с процесса усвоения некой информации и рефлексии над ней, к процессу организации коммуникации между собой и средств ее передачи. Таким образом, современный процесс обучения, сопровождённый современными техническими средствами и традиционными формами психологии и педагогики преподавательской деятельности, смещает свой акцент с познания в пользу развития навыков коммуницирования. Вместо того, чтобы самостоятельно развивать те или иные навыки, или усваивать те или иные знания, гораздо более эффективным представляется более информоэффективная организация

социальной группы (как в горизонтальной, так и в вертикальной возрастных плоскостях).

Исходя из сказанного выше возникает определенная проблематика, с которой сталкивается система образования. В частности, с одной стороны у обучающихся не возникает никакой мотивации для усвоения (или, хотя бы, запоминания) информации. Собственно, им это и не нужно, так как в актуальной для себя информационно-мобильной среде они уже имеют практически непосредственный доступ как к массиву необходимой им информации, так и к некоему «опыту прошлых поколений». Иными словами, сменяется аксиологическая установка обучающихся. С другой стороны, возникает ответная реакция в системе образования, которая старается регламентировать (как правило, попросту исключить), доступ обучающихся к техническим средствам, что, порой, выливается в радикальные формы, на подобие досмотра выпускников через рамки металлоискателя перед ЕГЭ. Логично предположить, что подобные формы контроля, без внесения изменений собственно в саму систему образования, не приведут к положительным результатам, так как не изменяют первопричин. В конце концов, в том случае, когда обойти ограничения проще, выгоднее и целесообразнее, чем их соблюдать, да и сами они носят локальный характер, то их эффективность в разрешении проблем маловероятно будет высокой. Собственно, именно снятие подобной проблематики и представляется наиболее актуальной задачей для эдукологии, как новой, самостоятельной социальной науки об образовании [8, С 65-71], как особой форме эволюции и развития педагогики [9].

Описанные выше интеграционные процессы образования и техники, а, также, связанные с этим процессы социально-культурных трансформаций, хорошо

коррелируются с социальном-философским понятием ноосфера, и смежным с ним понятием инфосферы. Собственно, благодаря интеграции современных технических

средств и особенностей традиционных форм образования формируется определенная техно-биологическая среда, в рамках которой и происходит информационный обмен. Вопрос о соотнесении сети Интернет, технических средств и концепции ноосферы уже был нами рассмотрен ранее, и нами было определено, что сеть является элементом актуальной стадии развития инфосферы и, как следствия, ноосферы [10]. Однако, в контексте данной работы мы считаем необходимым обратиться к понятию инфо(ноо)сферной эдукологии. Данное понятие не ново, однако его необходимо актуализировать в контексте современных процессов. Помимо этого, необходимо отметить ряд принципиальных отличий в определении данного понятия, существующего в научном дискурсе и предлагаемого нами.

Исходя из изученного нами материала, можно предположить, что понятие инфо(ноо)сферной эдукологии было введено в научный дискурс В.А. Извозчиковым в 1991 году [3; 7]. При этом, говоря в первую очередь о ноосферной эдукологии, в контексте как данной работы, так и ряда последующих, авторами делается акцент не столько на всеобщей и тотальной интегративности отдельных индивидов и их сознаний по средствам технического совершенствования средств доступа к информации (на чем нами и было акцентировано внимание), сколько на глобализационной интегративности больших социальных групп [2; 4; 5]. В часности, В.И. Прокопцов отмечал, что «В системе всемирного образования эволюция ноосферы и инфоноосферы совместно с интеграционными процессами в образовании привели к эволюции педагогики в эдукологию» [9]. При этом В.А. Извозчиков говорит о «последующей эволюции эдукологии в инфоноосферную эдукологию - на этапе эдукологии периода информационной цивилизации, преобразовавшей педагогику в информационную педагогику» [6]. Иными словами, речь идет о объединении крупных социальных групп в некое единое целое, которое в

дальнейшем и будет представлять собой объект исследования инфо(ноо)сферной эдукологии. Однако, реальное положение вещей таково, что скорее происходит обратный процесс -техно-биологическая интеграция начинается с единичной личности, и, с ростом технического потенциала, происходит объединение отдельных личностей. При этом объединение подвержено классическому принципу историзма и происходит сначала на уровне малых социальных групп, затем - средних, т.д. По этой причине, и актуальным объектом исследования, по нашему мнению, являются данные малые и средние социальные группы, тесно коммуницирующие и обменивающиеся информацией на техно-биологическом уровне внутри себя. Данное положение актуализирует инфо(ноо)сферный подход к эдукологии.

Вторым концептуальным отличием, на котором, необходимо акцентировать внимание, является тот факт, что в большинстве представленных выше работ под инфо(ноо)сферой понимается некое ставшее, законченное явление и не делается, по всей видимости, сущностного различия между знанием и информацией. Подобное понимание, во много, соответствует представлениям Платона о существовании объективного мира идей. Пребывая в этом мире, человеческая душа соприкасается с ним, и «впитывает» в себя все идеи мира. В дальнейшем, в процессе эманации в наш мир, душа «забывает» все идеи, а на протяжении всей жизни «припоминает» их. Концептуально, данных подход соответствует и средневековой теологической концепции, и воззрениям П. Тейяра-де-Шардена с той разницей, что «мир идей» заменяется концептом «Бог». Собственно, у Тейяра-де-Шардена ноосфера и представляла собой некоторое будущее состояние человечества, которое позволит ему слиться с Богом [11]. Однако, подобный подход имеет мало общего с принципами образования как такового - познание как припоминание, скорее походит на некий медитативный, сакральный процесс, чем на образование. Знание и

информация в данном случае не несут между собой принципиальных различий. В рамках данного же положения высказывается и, по всей видимости, позиция Л.Р. Грэхэма, утверждавшего, что вся познаваемая для нас информация скрыта в структуре нашего генома, то есть изначально дана нам, а мы на протяжении своей жизни «негэнтропируем» ее в знание [1]. Подобное положение не допускает никакого рационального анализа, т.к. основывается на постулатах веры (в мир идей/душу/эманацию или душу/Бога). Однако, отойдя от некой предикативности верой, мы можем предположить наличие некого трансцендентного мира информации (инфосферы). Тогда вся сфера познанной человеком инфосферы будет представлять собой совокупность трансцендентальной информации (ноосфера), доступной для человеческого восприятия. Соответственно, во-первых, процесс познания перестает быть сакральным самопознанием, становясь социальным и открывая возможность его изучения. Во-вторых, иллюстрируется именно важность (которая фактически и проявляется в данный момент) коллективного коммуницирования, обмена информацией и их скорости. Иными словами, в контексте нашего понимания инфо(ноо)сферы, подчеркивает важность и принципиальную правильность смещения акцента в пользу коммуницирования в процессе образования.

В заключение, необходимо отметить, что в контексте нарастающего давления техноса на социальные, культурологические и (даже) антропологические проявления человеческого существования, инфо(ноо)сферный подход к эдукологии (разумеется, при рациональном и актуализированном его понимании) дает нам возможность поиска некого гармонического среднего. Безусловно, что имплантация (киборгизация) и дополненная (виртуальная) реальность предоставляют человечеству огромный потенциал для роста во многих областях нашей жизни. Однако, без должной соразмерности подобных технических

(трансгуманистических) инновации с природой, развитием и способом бытийстования человека, он рискует утратить свою самоидентичность. В свете подобных рассуждений, инфо(ноо)сф(в)ерная эдукология предстает как некая возможность выработать коэволюционные механизмы совместного соразмерного развития техноса, системы образования (социализации в целом) и собственно самого человека. Остается лишь надеяться на успех подобных разработок...

Список литературы

1. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 480 с.

2. Извозчиков В.А., Богословский В.И. Введение в информологию. Программа курса / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2000.

3. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения: Учеб. пособие. СПб.: РГПУ, 1991. - 120 с.

4. Извозчиков В.А., Лаптев В.В., Потемкин М.Н., Тумалева Е.А. Информология: статус, структура, функции в сборнике: Региональная информатика - 2002 // Материалы VIII Санкт-Петербургской международной конференции. 2002. С. 68-69.

5. Извозчиков В.А. Методологические проблемы информатизации образования в контексте инфосферной эдукологии. // Наука и школа. 1996. № 1. С. 23.

6. Извозчиков В.А. Ноосфера как общечеловеческая информационная система // Человек и образование. 2006. № 4-5. С. 66-69.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 167168.

8. Прокопцов В.И. Эдукология: методология эдукологии. - СПб., 2005.

9. Прокопцов В.И. Эдукология: Принципиально новая наука образования. СПб: СПбГЛТА, 2002. 344 с.

10. Слюсарев В.В. Сеть интернет как элемент актуальной стадии развития ноосферы // Фшософсью дослщження/ Випуск №20/ Луганськ, 2014. С. 75 - 83.

11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.

References

1. Grjehjem L.R. Estestvoznanie, filosofija i nauki o chelovecheskom povedenii v Sovetskom Sojuze: Per. s angl. M.: Politizdat, 1991. 480 s.

2. Izvozchikov V.A., Bogoslovskij V.I. Vvedenie v informologiju. Programma kursa / Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2000.

3. Izvozchikov V.A. Infonoosfernaja jedukologija. Novye informacionnye tehnologii obuchenija: Ucheb. posobie / V. A. Izvozchikov. SPb.: RGPU, 1991. - 120 s.

4. Izvozchikov V.A., Laptev V.V., Potemkin M.N., Tumaleva E.A. Informologija: status, struktura, funkcii v sbornike: Regional'naja informatika - 2002 // Materialy VIII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2002. S. 68-69.

5. Izvozchikov V.A. Metodologicheskie problemy informatizacii obrazovanija v kontekste infosfernoj jedukologii. // Nauka i shkola. 1996. № 1. S. 23.

6. Izvozchikov V.A. Noosfera kak obshhechelovecheskaja informacionnaja sistema // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 4-5. S. 66-69.

7. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar': Dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001. S. 167-168.

8. Prokopcov V.I. Jedukologija: metodologija jedukologii. - SPb., 2005. S. 65-71

9. Prokopcov V.I. Jedukologija: Principial'no novaja nauka obrazovanija. SPb: SPbGLTA, 2002. 344 s.

10. Sljusarev V.V. Set' internet kak jelement aktual'noj stadii razvitija noosfery // Filosofs'ki doslidzhennja, Vipusk №20, Lugans'k, 2014. S. 75 - 83.

11. Tejjar de Sharden P. Fenomen cheloveka. M.: Nauka, 1987. 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.