Научная статья на тему 'Современные технические средства обучения - доминанта нового научного направления «Военная эдукология»'

Современные технические средства обучения - доминанта нового научного направления «Военная эдукология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ / СРЕДСТВА / ОБУЧЕНИЕ / ЭДУКОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNICAL / TECHNIQUES / TEACHING / EDUCOLOGY / ELECTROTECHNICAL / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валивач Петр Евгеньевич

В статье приведены основные предпосылки возникновения нового научного направления «военная эдукология». Дано развёрнутое определение дефиниции научного термина «эдукология» («образованиеведение»). Графический материал, приведённый в статье, позволяет представить классификацию дисциплин, связанных с эдукологией. Приведено представление автора о роли и месте технических средств обучения в структуре «техника - технические науки - содержание электротехнического образования». Обоснована доминирующая роль современных технических средств обучения в новом научном направлении «военная эдукология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валивач Петр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Technical Teaching Techniques as the Dominating Idea of the New Scientific Area Military Educology

The article provides the basic background for establishment of military educology as a new scientific area and presents a profound and elaborate definition of the scientific term educology (i.e. study of education). The graphical material included into the article allows to represent the classification of academic disciplines related to educology. The author shares his opinion on the role and place of technical teaching techniques within the structure technology sciences electrotechnical education. The dominating role of modern technical teaching techniques is proved pivotal within military educology as a new scientific direction.

Текст научной работы на тему «Современные технические средства обучения - доминанта нового научного направления «Военная эдукология»»

Педагогика

УДК 378 П.Е. Валивач*

Современные технические средства обучения -доминанта нового научного направления «военная эдукология»

В статье приведены основные предпосылки возникновения нового научного направления «военная эдукология». Дано развёрнутое определение дефиниции научного термина «эдукология» («образованиеведение»). Графический материал, приведённый в статье, позволяет представить классификацию дисциплин, связанных с эдукологией. Приведено представление автора о роли и месте технических средств обучения в структуре «техника - технические науки - содержание электротехнического образования». Обоснована доминирующая роль современных технических средств обучения в новом научном направлении «военная эдукология».

Ключевые слова: технические; средства; обучение; эдукология; электротехнический; образование.

P.E. Valivach*. Modern Technical Teaching Techniques as the Dominating Idea of the New Scientific Area “Military Educology”

The article provides the basic background for establishment of military educology as a new scientific area and presents a profound and elaborate definition of the scientific term “educology” (i.e. study of education). The graphical material included into the article allows to represent the classification of academic disciplines related to educology. The author shares his opinion on the role and place of technical teaching techniques within the structure “technology - sciences - electrotechnical education”. The dominating role of modern technical teaching techniques is proved pivotal within military educology as a new scientific direction.

Keywords, technical; techniques; teaching; educology; electrotechnical; education.

Вопросы использования и совершенствования современных технических средств обучения (ТСО) и применение новых информационных технологий в учебном процессе в рамках военной реформы продолжают оставаться актуальными.

В монографии авторского коллектива под руководством бывшего начальника ВМА им. Н.Г. Кузнецова адмирала В.П. Ерёмина «Военно-морское образование в России» на стр.185 делается вывод о том, что «научные и практические знания в области методологии образования, полученные в ходе 300-летнего функционирования военно-морской школы, заложили основы создания нового научного направления - военной эдукологии» [1].

Обратимся собственно к дефиниции термина «образованиеведение» [иностранная «калька» -эдукология, от английского «education» (от латинского «education» - «воспитание».) Термин введен в научный оборот в 1964 году Элизабет Штайнер (ЧССР)].

«Как комплекс наук эдукология включает в себя, собственно изучение вопросов образования -философию образования, историю образования, сравнительную педагогику, цикл прикладных научных

* Валивач, Петр Евгеньевич - преподаватель Военно-Морского инженерного института. Кандидат технических наук, доцент. Действительный член Петровской академии наук и искусств. Капитан 1 ранга. Военно-Морской инженерный институт (г. Санкт-Петербург). Россия, 190000, г. Санкт-Петербург, Главное Адмиралтейство, ВМИИ. Телефон, 8-812-494-02-42.

* Valivach, Pyotr Eugenyevich, lecturer of Saint-Petersburg Naval Military Engineering Institute, Sc.D., associate professor, full member of Peter Academy of Sciences and Arts, captain. Russia, Saint-Petersburg. Ph. 8-812-494-02-42.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

дисциплин - антропологию, психологию, социологию, экономику, географию, политику, управление, цикл образовательных наук - теорию образования, структуру, планирование, цели, содержание, изучение пользователей и персонала систем, методику, проблемы консультирования, ресурсов и финансирования. При таком подходе эдукология с необходимостью предполагает и разработку современных информационных технологий обучения в их теоретическом, прикладном и практическом аспектах» [2].

В последнее десятилетие чётко обозначилась тенденция становления комплексной науки об образовании - образованиеведения (А.И. Субетто) или эдукологии (Г.А. Бордовский - в настоящее время ректор РГПУ им. А.И. Герцена, Б.А. Извозчиков, Н.П. Литвинова, В.И. Прокопцов). Отметим работы группы авторов, посвящённые данной тематике [3,4,5,6].Становление новой науки всегда есть ответ на определённый социальный запрос, независимо от того, насколько он осознаётся.

Участники совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России» сформулировали следующие рекомендации: «...10. Совещание отмечает, что экспоненциальный рост естественнонаучных знаний должен сопровождаться активной творческой работой преподавательского корпуса по формированию собственной структуры и усилению взаимосвязанности фундаментальных естественнонаучных дисциплин между собой и с гуманитарными дисциплинами. Последнее может быть достигнуто только в ходе становления дальнейшего развития эдукологии как специальной науки о современном высшем образовании, а также исследования по логике, методологии и философии естествознания... 19. Совещание считает существенно необходимым расширить международное сотрудничество в области проблем современной эдукологии и логики, методологии и философии естествознания, разработки концепции современных учебников по естественным наукам с компьютерной поддержкой, создания международных стандартов фундаментального естественнонаучного образования» [7].

В одном из докладов на конференции по проблемам эдукологии в Лесотехнической академии было сформулировано следующее положение: «Образованиеведение как комплексный, междисциплинарный научный комплекс (или интегральная наука), объединяет в себе такие направления как: философия образования, социология образования (или образовательная социология), психология образования, образовательная антропология, педагогика, учение об общественном интеллекте и образовательном обществе, образовательная генетика...» [8].

В выступлении бывшего министра образования В.Г. Кинелёва можно прочесть: «Хотелось бы заметить, что, реализуя идеи фундаментализации образования, крайне опасно идти на ощупь. Хотя времени для взвешенных и обоснованных решений нам отведено явно недостаточно.

В связи с этим необходимо более полно использовать достижения эдукологии - науки о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов - с другой.

Как показывают исследования специалистов-эдукологов, основу фундаментализации высшего образования должны составлять два блока учебных дисциплин; гуманитарный и естественнонаучный. Их взаимное проникновение составит фундамент современного высшего образования и поспособствует объединению двух культур» [5].

Отечественный специалист в области теоретической педагогики В.И. Гинецинский отмечает: «Отрасль знания, изучающую образовательный процесс во всем его объеме и соотносительно со всеми этапами жизненного пути человека семантически и терминологически корректно было бы именовать “эдукология”.» [3].

Обратим внимание на мнение специалиста в области эдукологии и сравнительной педагогики одного из известных зарубежных учёных К.Э Оливера: «Этот термин охватывает все знания, относящиеся к образованию, и ничего более. Он устраняет всякую путаницу между собственно образованием и знанием об образовании, причем включает всякое достоверное знание, будь то научное или фактическое, независимо от того, с помощью какой дисциплины оно получено. .каков бы ни был термин, самое главное точно установить, какое понятие вкладывается в него.

Из логики рефлексии над педагогикой высшей школы следует вывод о закономерном становлении комплекса наук, общим объектом исследования которых являются образовательные системы и образовательные процессы в целом в их взаимодействии с обществом. Такой широкий междисциплинарный комплекс интегрированного научного знания об образовании получил обобщенное название эдукология (рис. 1).

Формы и проблемы образования изучаются и анализируются с помощью комплекса дисциплин, относящихся к эдукологии» [9].

В 1992 году эдукология получила официальное признание в докладе «Государственная политика развития высшего образования» [10] и «Рекомендациях совещания» [7] в сфере отечественного образования. В это же самое время была создана Российская академия образования, в концепции стратегии деятельности которой, в частности, подчёркивается: «Одна из важнейших задач академии: восстановление пошатнувшегося доверия к научной теории, организация фундаментальных, перспективных исследований в области философии образования, теории методологии педагогики и смежных наук». В основных направлениях научноисследовательской деятельности академии одна из целей формулируется таким образом: «Мы считаем уместным, выделить блок теоретических проблем, предполагающих необходимость анализа различных вопросов, без которых не могут развиваться сами науки об образовании. Это проблемы стратегии и прогнозирования развития образования, проблемы определения его современных ценностей и целей» [8].

Рис. 1 — К систематической классификации дисциплин, связанных с образованием

Изучение педагогического процесса как целого - это исходный пункт (результат) педагогического анализа и синтеза. При этом необходимо осуществить рассмотрение всех компонентов и связей педагогической системы.

В настоящий момент педагогическое знание находится в так называемом кибернетическом периоде, «.характеризуемом созданием количественных и качественных теорий в педагогике их интеграцией, включением программированного обучения, ТСО, систем “человек-машина” на базе гибридного интеллекта, интенсификацией и оптимизацией педагогических систем.

Внутри общей педагогики . возникли новые области научного знания: кибернетическая педагогика; технология обучения; информационные технологии обучения; электронное и компьютерное обучение; сравнительная педагогика и психопедагогика.

Кибернетическая педагогика и информационные технологии обучения основываются на кибернетической теории систем, теории информации и на практике управления педагогическими системами с активным использованием прямых и обратных связей» [2].

Широту кругозора офицера должно обеспечить военно-морское образование посредством фундаментальности научных и профессиональных знаний.

«Методология военного образования должна быть едина для всех вузов ВС РФ. Она является элементом государственной политики в области военного образования» [1].

Технические средства обучения в учебном процессе (УП) позволяют проводить рациональную обработку больших объемов информации, активизировать изучение предмета, осуществлять контроль и регулирование процесса обучения. ТСО в УП освобождают педагога от некоторых второстепенных обязанностей и в то же время усиливают его функции управления и руководства процессом обучения.

«Новые информационные технологии обучения процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством реализации которого является компьютер. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении (ТСО)» [11]. Основной задачей ТСО является интенсификация учебного процесса, т.е. повышение качества изучения предмета и, зачастую, сокращение учебного времени. Необходимо помнить, что задача интенсификации в конечном счете решается не применением ТСО, а педагогом, использующим их. Интенсификация учебного процесса тесно связана с использованием технических средств обучения и компьютерных технологий.

«Концептуальные положения по совершенствованию военно-морского профессионального образования охватывают комплекс проблем, от решения которых зависит будущее военно-морской школы. Методология образовательного процесса является важнейшим научным направлением военной эдукологии. Методологические основы военного образования включают общие подходы к организации и проведению образовательного процесса в военных и гражданских вузах в интересах подготовки офицерского корпуса» [1].

На рис 2 представлена взаимосвязь современных технических средств обучения с новым научным направлением «Военная эдукология».

Вид и тип учебно-материальной базы высшего военного учебного заведения должен соответствовать определённым уровням обучения:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

- «Иметь представление», «Знать» - плакаты, макеты, наглядные пособия;

- «Уметь» - действующие образцы вооружения и техники;

- «Владеть» - «Иметь опыт (навык)» - понятийные и комплексные тренажеры, учебнотренировочные комплексы, другие технические средства обучения.

Обратим внимание (в качестве одного из примеров) на специфику формирования раздела учебной программы «Знать», которую необходимо учитывать в современных условиях при проектировании технических средств обучения (тренажёров) с целью достижения уровня обучения «Иметь опыт (навык)» для военно-морских инженеров-электриков.

По мнению профессора Г.С. Ясакова, в дидактических единицах, кроме фундаментальной составляющей, должен присутствовать материал, направленный на изучение:

- микропроцессоров в подсистемах управления, регулирования, защиты и диагностирования элементов электроэнергетических систем кораблей;

- новых подсистем преобразования электроэнергии на базе полностью управляемых полупроводниковых приборов;

- новых синхронных электродвигателей на постоянных магнитах;

- вентильных индукторных двигателей;

- регулируемых электроприводов;

- полного электродвижения на новых принципах и элементах.

На рис. 3. изложено графическое обоснование роли и места технических средств обучения в структуре «техника - технические науки - содержание электротехнического образования».

Отметим основные перспективные направления совершенствования и развития систем управления электроэнергетическими системами и технических средств обучения для подготовки электриков ВМФ РФ:

- «.совершенствование приборов логического управления;

- дальнейший переход к аппаратуре, выполненной на микросхемах «большой» интеграции;

- использование систем, имеющих децентрализованную (распределённую) и многоуровневую (иерархическую) структуру;

- применение новых средств отображения информации и ввода команд управления;

- применение интегрированных систем управления кораблём и его техническими средствами (функциональная, информационная и организационная интеграция)» [12].

В заключение автор предлагает своё видение гипотезы научного исследования при определении путей дальнейшего совершенствования высшего профессионального образования военноморских инженеров-электриков кораблей современных перспективных проектов1: «главный «вектор» направленности его содержания целесообразно представить в виде суммы таких составляющих,

Рис. 3 — Обоснование роли и места технических средств обучения в структуре «техника—технические науки—содержание

электротехнического образования»

как: преобразовательная техника, многофазные системы и устройства, системы электродвижения, вентильные электрические машины, синхронные генераторы и двигатели с применением постоянных магнитов, нетрадиционные источники электрической энергии, устройства электромеханотроники, силовая полупроводниковая техника, микроэлектродинамика.

Список литературы

1. Ерёмин, В. П., Закорин, Н. Д., Кобзев, В. П., Махров, Н. В. Военно-морское образование в России. - СПб.: Наука, 2000. - 639 с.

2. Бордовский, Г. А., Извозчиков, Б. А. Эдукология как наука об образовании // Вестник высшей школы. - 1991. - № 3.

3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. - 288 с.

4. Валивач, П. Е. Эдукологические основы профессионального образования военно-морских инженеров-электриков в России. - СПб.: ВМИИ, 2004. - 121 с.

5. Прокопцов, В. И. Эдукология: принципиально новая наука образования. - СПб., 2002. -

343 с.

6. Валивач, П. Е. Основные исторические этапы становления системы управления профессиональным военно-морским образованием в России как составной части науки об образовании // Труды Межвузовской научно-методологической конференции. - СПб.: ЛТА, 2004. - С. 229-234.

7. Рекомендации совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России» / / Высшее образование в России. - 1993. - № 1.

8. Труды Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии // Актуальные проблемы развития высшей школы. - СПб., 2004. - 350 с.

9. Оливера, К. Э. К теории сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы

образования. - 1989. - № 2 (66).

10. Кинелев, В. Г. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. - 1993. - № 1.

11. Матрос, Д. Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых

информационных технологий и образовательного мониторинга. - М., 2001. - 127 с.

12. Валивач, П. Е. Использование новых информационных технологий на современном электротехническом средстве обучения «ТОБОЛ» как способе совершенствования боевой подготовки военно-морских электриков России: Методика. - СПб.: ВМИИ, 2008. -112 с.

Litemture

1. Yeremin, V. P., Zakorin, N. D., Kobzev, V. P., Machrov, N. V. Military Naval education in Russia. - Saint-Petersburg, 2000.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

2. Bordovskiy, G. A. Izvozchikov, B. A. Educology as a science on education // VVS. -191. - № 3.

3. Ginetsinsky, V. I. Fundamentals of theoretical pedagogy. - Saint-Petersburg, 1992.

4. Valivach, P E. Educological theory of professional education of Military Naval electrical

engineers in Russia. - Saint-Petersburg, 2004.

5. Prokoptsov, V. I. Educology: an entirely new science of education. - Saint-Petersburg, 2002.

6. Valivach, P. E. Basic historical stages in the development of professional Military Naval

education management in Russia as a component of education science // Proceedings of Methodological university conference. - Saint-Petersburg, 2004.

7. Recommendations of the conference “Natural science education in higher schools of Russia” // Higher education in Russia. - 1993. - № 1.

8. Proceedings of Saint-Petersburg state forest academy // Contemporary problems of higher school development. - Saint-Petersburg, 2004.

9. Olivera, K. E. On the theory of comparative pedagogy // Perspectives. Problems of education. -1989. - № 2 (66).

10. Kinelev, V. G. State policy of higher education development // Higher education in Russia. -1993. - № 1.

11. Matros, D. S., etc. Education quality management on the basis of new information technologies and educational monitoring. - Moscow, 2001. - P. 127.

12. Valivach, P. E. Applying new information technologies on the basis of the modern electrotechnical training device “Tobol” as an approach to combat training improvement of Military Naval electrical engineers.

- Saint-Petersburg, 2008.

1 В соответствии с целевой установкой электротехнические дисциплины «имеют целью подготовить военного специалиста к эксплуатационной и организационно-управленческой деятельности».

УДК 37.035.6(574)

Г.Н. Голядкин*, А.А. Куприн**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование патриотизма и гражданственности молодежи на основе исторических ценностей и роли Российского государства

Сегодня в стране все более крепнет понимание того, что успешное развитие российского общества возможно лишь в том случае, если его граждане, особенно подрастающее поколение, проникнутся социально значимыми ценностями, среди которых важнейшее место занимают идеи патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; формирование патриотических чувств; основы патриотизма.

G.N. Goljadkin*, A.A. Kuprin**. Formation of patriotism and civilization of youth on the basis of historical values and a role of the Russian state.

Today in the country the understanding of more and more gets stronger that successful development of the Russian society is possible only in the event that its citizens, especially rising generation, will like socially significant values among which the major place is occupied with ideas of patriotism.

Keywords: patriotism; patriotic education; formation of patriotic feelings; patriotism bases

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что патриотизм, патриотическое воспитание молодежи представляют собой одну из основ стабильности любого общества.

Это сегодня очень актуально для нашей страны, для ее молодых граждан, а особенно для воспитанников, курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых структур, в т.ч. органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. На этот процесс не должны влиять ни

* Голядкин, Геннадий Николаевич. Главный редактор журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», полковник милиции. Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 730-26-96. E-mail: gerz_mvd@ mail.ru.

** Куприн, Андрей Анатольевич. Аспирант Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. Тел. 8-909-583-81-69. E-mail: kuprinandrejj@rambler.ru.

* Goljadkin, Gennady Nikolaevich. Editor-in-chief of magazine «The bulletin of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia», the colonel of militia. Russia, St.-Petersburg, street of Pilot Piljutov, 1. Ph. (812) 730-26-96. E-mail: gerz_mvd@mail.ru.

** Kuprin, Andrey Anatolevich. The post-graduate student of St.-Petersburg university GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia. Russia, St.-Petersburg, the Moscow avenue, 149. Ph. 8-909-583-81-69. E-mail: kuprinandrejj@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.