Педагогика
УДК 378 П.Е. Валивач*
Эволюция парадигмы российского военно-морского образования и анализ динамики развития ее дидактической составляющей российскими учеными и педагога ми-электротехника ми
Рассмотрены основные этапы становления российского военно-морского образования применительно к формированию дидактической составляющей электротехнического образования. В табличной форме в хронологическом порядке приведены фундаментальные педагогические труды российских ученых и педагогов-электротехников. Графический материал, приведенный в статье, позволяет наглядно представить динамику развития и становления дидактической составляющей в образовании инженеров-электриков. Выделены основные особенности, присущие эволюции парадигмы российского военно-морского образования.
Ключевые слова: парадигма, образование, эволюция, военные, морской, инженер, электрик, электротехника, педагог.
Р.Е. Valivach*. Russian Military Naval Education Paradigm Evolution and Development Dynamics Analysis of Its Didactic Component Performed by Russian Scientists and Educational Specialists. The
article considers the basic stages of Russian military naval education formation with regard to the formation of electrotechnical education didactic component. In chronological order the table represents fundamental works by Russian scientists and educational specialists in the field of electrical engineering. The illustrations allow to demonstrate the development and formation dynamics of didactic component in electrical engineering education. The basic features in the evolution of Russian military naval education paradigm are outlined.
Keywords: paradigm, education, evolution, military, naval, engineer, electrical engineer, electrical engineering, educational specialist.
Наличие новых социальных условий, обусловивших реформу ВС РФ, настоятельно диктует необходимость постоянного совершенствования квалификационных характеристик выпускников высших военно-морских учебных заведений (ВМУЗов) и поддержания на уровне современных требований боевой готовности военных инженеров кораблей ВМФ России.
Военная андрогогика в разные исторические периоды с разной интенсивностью обращалась к обеспечению образовательного процесса учебной и методической литературой.
Рассмотрим основные этапы становления российского военно-морского образования применительно к формированию дидактической составляющей электротехнического образования.
Первый этап (1700-1750 гг.).
Начало XVIII века: «Делай как я!»
Обучение морскому делу в то время осуществлялось по принципу: «Делай как я». «Образование морских офицеров уже в тот период считалось задачей государственной важности. С 1715 года отечественная школа подготовки морских офицеров стала подразделяться на два уровня профессионального образования (в современной терминологии — среднее профессиональное образование в Навигацкой школе и высшее профессиональное образование в Морской академии)» [1].
*Валивач, Петр Евгеньевич - преподаватель Военно-Морского инженерного института, г. Санкт-Петербург, кандидат технических наук, доцент, действительный член Петровской академии наук и искусств, капитан 1 ранга. 190103, г. Санкт-Петербург, Рижский пр., д. 10, кв.6. Тел.: 8-812-494-02-42.
* Valivach, Pyotr Evgenyevich, lecturer of Saint-Petersburg Naval Military Engineering Institute, Sc.D. (1986), associate professor (1994), full member of Peter Academy of Sciences and Arts (2002), captain. Address: 190103 Russia Saint-Petersburg, Rizhsky prospect 10, apt. 6. Office phone number: 8-812-494-02-42.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Остановимся несколько подробнее на формировании дидактической составляющей в образовании российских военных инженеров-электриков в процессе педагогической деятельности наиболее выдающихся российских ученых и педагогов (прил. 1).
Основы преподавания физики и электротехники были заложены российскими учеными М.В. Ломоносовым (1711—1765), Г.В. Рихманом (1711—1753) и сотрудниками кафедры физики Петербургской Академии наук Г. Бильфингером (1693—1750) [как и М.В. Ломоносов, ученик X. Вольфа], Л. Эйлером (1707-1783), Г.В. Крафтом (1701-1754).
Второй этап (1750-1800 гг.).
Конец XVIII века: «Образование через заучивание»
Организатор русской физики и преподаватель В.В. Петров в 1791-1797 гг. преподавал физику в Инженерном кадетском училище, а в период с 1793 по 1833 гг. — в Медико-хирургической академии (рис.1). В указанный период на кафедре физики Петербургской академии наук работали В.Л. Крафт (1743—1814), Ф.У. Эпинус (1724—1802). Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1752 г. Академия морской гвардии и Навигацкая школа были объединены, и на их основе был создан Морской шляхетский кадетский корпус. За время своего правления (1762-1796) Екатерина II лично осуществляла подбор руководителей Морского шляхетского кадетского корпуса (И.Л. Голенищев-Кутузов). В 1798 г. Павел I принял решение об открытии в Санкт-Петербурге Училища корабельной архитектуры. Это событие, несомненно, дало новый мощный импульс развитию уже инженерного военно-морского образования в России. В указанный период в создании учебных изданий активно участвовали такие ученые, как М.В. Головин, П. Гиляровский, М. Сперанский (рис. 1)
Третий этап (1800-1875 гг.).
Первые три четверти XIX века: «Образование на всю жизнь»
Необходимо отметить следующих ученых физиков и электриков, которые в это время внесли заметный вклад в написание дидактических трудов: Г. Шрадер, П.И. Страхов, Г.Ф. Паррот, И.Б. Двигубский, Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, Н.Г. Щеглов, Я.Г. Щеглов, Д.М. Перевощиков, В.Лапшин, П. Писаревский, Н.А. Любимов, Ф.Ф. Петрушевский (причем последний с 1865 по 1874 гг. работал заведующим физическим кабинетом Петербургской академии наук).
По мнению известного российского ученого-электрика профессора М. А. Шателена (1866— 1957 гг.), регулярное электротехническое образование в России ведет отчет с 1840 г. (год создания учебной команды при Лейб-гвардии саперном батальоне).
После Крымской войны (1853—1856) военно-морское образование подвергается реорганизации. Война предъявила новые требования к подготовке офицерских кадров. К этому времени военноморское образование включало уже два компонента: общенаучный и профессиональный.
Рис. 1 — Развитие дидактической составляющей в образовании инженеров-электриков российскими учеными и педагогами 1791-1898 гг.
«В это время интенсивно идут поиски путей общего подъема образования, сближения военной и гражданской школ, закладываются основы новой парадигмы образования, заключающейся в том, чтобы как можно меньше учить и как можно большему учиться» [1]. На кафедре физики Петербургской академии наук в это время работали В.В. Петров, Г.Ф. Паррот, Г.И. Вильд, О.Д. Хвольсон. Наряду с В.В. Петровым, существенное влияние на формирование содержания электротехнического образования в этот период в военных учебных заведениях оказали Э.Х. Ленц (1804—1865), Б.С. Якоби (1801—1874). Кроме них, необходимо отметить и роль одного из основоположников военной электротехники В.Н. Чиколева, который в 1876-1898 гг. работал в электротехническом отделе Главного артиллерийского управления. Там же он разработал и издал в 1887 г. курс «Лекций по электротехнике», а несколько позже работу «Применение электрического освещения для военных целей». В дальнейшем он явился основателем курсов для подготовки специалистов-электриков из артиллерийских офицеров.
Эмилий Христианович Ленц, кроме преподавания в Морском кадетском корпусе, Артиллерийской академии и Главном педагогическом институте, в течение 29 лет, с 1836 по 1865 гг., занимался профессорской деятельностью в Петербургском университете, последовательно занимая должности профессора, заведующего кафедрой и ректора Университета. Создал свою школу физиков. Среди его учеников — Ф.Ф. Петрушевский (1828—1904), М.П. Авенариус (1835—1895), П.П. Фан-дер-Флит (1839-1904), Д.К. Бобылев (1842-1918).
Дмитрий Александрович Лачинов (ученик Э.Х. Ленца) более 35 лет проработал доцентом и профессором в Петербургской лесной академии. В 1878 г. он впервые предложил «шунтовую» обмотку возбуждения для электрических машин постоянного тока, а в августе 1881 г. открыл закон электропередачи.
Михаил Осипович Доливо-Добровольский — основоположник техники трехфазных систем. В 1888-1889 гг. разрабатывает трехфазную электрическую систему и создает трехфазный асинхронный двигатель. Участвовал в разработке учебных программ электротехнических специальностей в Петербургском политехническом институте.
Борис Семенович Якоби стоит у самых истоков электротехнического образования в России. Он был организатором учебного процесса и непосредственно читал лекции офицерам Учебной команды при Лейб-гвардии саперном батальоне для технического обучения гальванизму и способам применения его в военном учреждении. Подготовил программу теоретических и практических занятий. «Я черпал из науки только то, что ведет или обещает привести к практическим результатам. Я поставил себе задачу примирить науку и технику, стереть неоправданное различие, которое установили между теорией и практикой», — говорил Якоби.
С 1896 г. Николаевская морская академия начала осуществлять всестороннюю подготовку командного руководящего состава флота после открытия в ней курса военно-морских наук на правах военно-морского отделения. В результате был сделан решающий шаг в становлении многоуровневой системы военно-морского образования и создании целой группы учебных заведений Морского ведомства России (рис. 2).
Четвертый этап (1900-1950).
Начало XX века: «Как можно меньше учить и как можно большему учиться»
К началу XX в. наибольший интерес вызывали педагогические труды, посвященные вопросам электротехники, таких ученых, как П.Д. Войнаровский, М.А. Шателен, О.Д. Хвольсон, В.П. Вологдин, И.И. Боргман, К.А. Круг, В.Ф. Миткевич.
«В основу образования офицеров ВМФ были положены следующие принципы: классовый подход к формированию офицерского корпуса и всего личного состава флота; формирование структуры флота с учетом требования войны и надежности управления силами и средствами вооруженной борьбы на море; взаимодействие ВМФ с другими видами Вооруженных Сил» [1].
На кафедре физики Петербургской академии наук в это время работал академик Петербургской АН (1908) Б.Б. Голицын (1862-1916).
Александр Степанович Попов (1859—1906) [ученик Ф.Ф. Петрушевского], получив в 1882 г. степень кандидата физико-математических наук, продолжил свою научно-педагогическую деятельность с 1883 г. ассистентом по физике в Офицерском минном классе (рис. 3). С 1890 г. он преподавал физику и электротехнику в Техническом училище морского ведомства. Проработав в указанных учебных заведениях (до 1900 г. в Техническом училище морского ведомства и до 1901 г. в Офицерском минном классе), в 1901 г. он был приглашен заведовать кафедрой в Петербургский электротехнический институт (ЭТИ) (впоследствии, с октября 1905 по январь 1906 г. — первый выборный директор ЭТИ).
В дальнейшем наиболее мощные школы электротехнического образования сформировались во ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, Ленинградском электротехническом институте, Ленинградском политехническом институте и Военно-Морской академии (с 1920 г.).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Рис. 2 - Военно-морские учебные заведения Морского ведомства России конца XIX - начала XX века
Пятый этап (1950 г. - настоящее время).
Конец XX века: «Образование через всю жизнь»
«По мнению профессоров Овечкина А.Н. и Бегуна В.И., «...система военно-морского образования должна быть откорректирована под модель «Образование через всю жизнь», что предполагает повышение квалификации по специальности офицерским составом при назначении на новую должность или не менее одного раза в пять лет» [2].
На рис. 3. представлена роль видных ученых и педагогов-электротехников в формировании дидактической составляющей в образовании российских инженеров-электриков в указанный период.
Характерным явилось и возникновение в 1964 г. нового научного термина «эдукология».
«Появление термина «образованиеведение» или его иностранной кальки «эдукология» предстаёт как символ смены парадигмы в основаниях блока наук, так или иначе обслуживавших институт образования в прошлом, - педагогики, социологии, философии, культурологии и др. Эта смена парадигм имеет глубокие цивилизационные «корни», связанные с переживаемым глобальным системным кризисом» [3].
Создание основ современной научно-образовательной парадигмы происходит при самом активном взаимодействии с естественными науками, и в первую очередь с физикой, химией и общей биологией. В настоящее время в области образованиеведения в стадии оформления находятся интегративные концепции валеологии и акмеологии. Необходимо отметить и появление такой науки, как кибернетическая педагогика.
«Кризис естествознания является парадигмальным кризисом, отражающим становление Неклассического естествознания. В качестве ведущих признаков парадигмальной революции в естествознании приняты:
— новый креационизм в основаниях естествознания, определяющий "естественную” эволюцию как творческую эволюцию;
- кризис категорий "пространство” и »время”: теория козыревского времени, таксономическая структуризация времени» [4].
Эволюция парадигмы военно-морского образования развивалась по сложному пути: «Делай, как я» (начало XVIII в.) — «Образование через заучивание» (до конца XVIII в.) - «Образование на всю жизнь» (первые три четверти XIX в.) — «Как можно меньше учить и как можно большему учиться» (начало XX в.) и «Образование через всю жизнь» (конец XX в.).
Каждый раз при очередных исторических «зигзагах» нарушался процесс преемственности педагогических поколений, частично разрушалась парадигма научных школ (в т.ч. и электротехнических кафедр ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского, что, естественно, сказалось на качестве образования военно-морских инженеров электриков).
На всем протяжении становления профессионального военного инженерного образования в России четко просматривается причинно-следственная диалектическая связь его дидактической составляющей и дисциплин естественнонаучного (в т.ч. и электротехнического) цикла.
Приложение 1
Развитие дидактической составляющей российскими учеными и педагогами — электротехниками
1. Мушенбрек П. (1692-1761; окончил Лейденский университет. Почетный член Петербургской АН, 1754) — «Элементы физики» (1734).
2. Крафт Г.В. (1701-1754) — учебник физики (1738).
3. Ломоносов М.В. (1711-1765) — учебник физики (1746, в соавторстве с Х. Вольфом [1679-1754]. В 1760 г. вышло второе издание).
4 Эпинус Ф.У. (1724-1802) — «Опыт теории электричества и магнетизма» (1759).
5. Головин М.Е. (племянник М.В.Ломоносова) — «Краткое начертание физики» (1785).
6. Гиляровский П. — «Руководство по физике» (1793).
7. Сперанский М. — Учебник физики (1797).
8. Шрадер Учебник физики для гимназии (с добавлениями В.В.Петрова) (1807-1808).
9. Двигубский И.Б. — учебник физики (1808-1824).
10. Паррот Г.Ф. (1767-1852, первый ректор Тартуского университета) — университетский учебник физики (1809-1811).
11. Страхов П.И. (1757-1813) — учебник физики (1810).
12. Щеглов Н.Т. (1800-1870) — «Начальные основания физики» (1823-1824, 1829-1830).
13. Ом Г.С. (1787-1854) — «Теоретические исследования электрических цепей» (1827).
14. Велланский Д.М. — учебник физики (1831).
15. Павлов М.Г. (1793-1840) — учебник физики (1833-1836).
16. Перевощиков Д.М. (1788-1880) — «Руководство к физике» (1833)
17. Щеглов Я.Т. — учебник физики (1834).
18. Ленц Э.Х. (1804-1865, ученик Г.Ф. Паррота) — учебник физики (1839). В период 1839-1865 гг. состоялось семь изданий.
19. Якоби Б.С. (1801-1874) — «Г альванопластика, или Способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов с помощью гальванизма» (1840; в этом же году издан его учебник «Гальванопластика»).
20. Лапшин В. — учебник физики (1840).
21. Писаревский П. — «Начальные основания физики» (1859).
22. Любимов Н.А. (1830-1898) — учебник физики (1873).
23. Петрушевский Ф.Ф. (1828-1904, ученик Э.Х. Ленца) — учебник физики (1874).
24. Боргман И.И. (1849-1914) — курс физики «Основания учения об электрических и магнитных явлениях» в 2 томах (1895).
25. Войнаровский П.Д. (1866-1913) — «Электрическая передача и распределение механической энергии» (1900).
26. Шателен М.А. (1866-1957, ученик Ф.Ф. Петрушевского) — учебник «Курс электротехники» (1901).
27. Хвольсон О.Д. (1852-1934, Ученик Ф.Ф. Петрушевского) — «Курс физики» (1904).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
28. Круг К.А. (1873-1952, МВТУ, создатель Московской школы теоретической электротехники) — «Теория переменных токов» (1906), курс «Основы электротехники» (1908).
29. Миткевич В.Ф. (1872-1951; создал кафедру «ТОЭ» в ЛПИ, которую возглавлял 35 лет; ученик Ф.Ф. Петрушевского) — «Магнетизм и электричество» (1912), «Физические основы электротехники» (1928).
30. Тамм И.Е. (1895-1971; Московский университет, 1918) — «Основы теории электричества» (1929).
31. Костенко М.П. (1889-1976) — «Коллекторные машины переменного тока» (1933), «Общий курс электрических машин» (1944), «Электрические машины» (в 2 частях, в соавторстве с Л.М. Пиотровским) (1958).
32. Френкель Я.И. (1894-1952, Петроградский университет) — «Электродинамика» (1934).
33. Вологдин В.П. (1883-1953) — «Выпрямители» (1936), «История, важнейшие задачи и перспективы применения токов высокой частоты» (1952).
34. Калантаров П.Л. (1892-1951, в 1931-1951 гг. заведующий кафедрой «ТОЭ» ЛПИ) — «Теоретические основы электротехники» (в 3-х ч., в соавторстве с Нейманом Л.Р., 1-5-е издания) (1940-1959).
35. Попов В.К (с 1930 г. заведующий кафедрой ЛПИ) — «Основы электропривода» (1945).
36. Тихонов В.В. (1910-1993, ВВМИОЛУ) «Электродвижение кораблей» (1946-1952), «Электроприводы органов управления судами». (1969).
37. Поливанов К.М. (1904-1983, МЭИ) — «Электростатика» (1947), «Теория электромагнитного поля» (1956), «Основы электротехники» в 3-х ч. (1956) (все — в соавторстве с Нетушилом А.В.).
38. Завалишин Д.А. (1900-1968) — «Электрические машины переменного тока. Ч. 1: Синхронные машины»
(1951).
39. Вольдек А.И (1911-1977; в 1961-1977 гг. заведующий кафедры «ЭМ» ЛПИ) — «Электрические машины», 3е изд. (1978).
40. Кулешов В.И. (1937-1995, ВВМИОЛУ) г. «Автономные дискретные электроприводы с силовыми шаговыми двигателями» (1980; в соавторстве с Шмырёвой М.М., Собининым Ю.А.).
41. Иванов-Смоленский А.В. (р. 1922, МЭИ) — «Электрические машины» (1980).
42. Туганов М.С. (1927-2000, ВВМИОЛУ) «Автоматизированный электропривод НК» (1990), «Электропривод ПЛ» [в 2-х частях] (1998).
43. Коськин Ю.П. (р. 1927; ВВМИОЛУ) — «Синхронные машины с немагнитным ротором» (1990).
44. Егоров Б.А. (р. 1928; окончил Политехнический институт в 1953 г.) — «Корабельные электрические машины» (1991, в соавторстве с Протченко В.М.).
45. Бессонов А.А. — «Теоретические основы электротехники» (1996), «Электрические цепи» в 2 ч. (2006).
46. Полонский В.И. (1891-1979) — «Гребные электрические установки» (1958), «Автоматизированные гребные электрические установки» (1976) (обе в соавторстве с Хайкиным Л.Б.).
47. Мордовин Б.М. (1898-1978; Морской корпус) «Расчёт и свойства корабельных электрических сетей» (1958).
48. Кожин В.А. (р. 1923; ВВМИОЛУ) — «Основы теории и управления корабельным электроприводом», «Теория электропривода» (1959).
49. Рябинин И.А. (р. 1925, ВВМИОЛУ) — «Судовые самовозбуждающиеся синхронные генераторы», кн. 1 (1962), «Основы теории и расчета надежности судовых электроэнергетических систем» (1971), «Надежность, живучесть и безопасность корабельных электроэнергетических систем» (1997; в соавторстве с Парфёновым Ю.М.).
50. Богословский А.С. (1918-1996) — «Силовые полупроводниковые выпрямители» (1965), «Постоянные электрические поля», «Электрические цепи переменного тока» (1979-1987, в 4 ч.).
51. Баранов А.П. (р. 1925) — «Новые источники электроэнергии для судов» (1965), «Моделирование судового электрооборудования и средств автоматизации (1997, в соавторстве с Раимовым М.М., выпускником ВИТКУ 1948 г.).
52. Нейман Л.Р. (1902-1975) г. — «Теоретические основы электротехники», в 2 т. (1966, в соавторстве с Демирчаном
К.С.).
53. Пиотровский Л.М. (1886-1959, ЛПИ) г. «Электрические машины» (1974, 7-е издание).
54. Ясаков Г.С. (р. 1939, ВВМИОЛУ) — «Корабельные электроэнергетические системы» (1999).
55. Копылов И.П. (р. 1924) — учебник «Проектирование электрических машин» (2005, в соавторстве).
56. Демирчан К.С. (р. 1928) — учебник «Теоретические основы электротехники», 4-е изд., в 3 т. (2006, в соавторстве с Нейманом Р.Л. и др.).
57. Касаткин А.С. — учебник «Электротехника» (2007, в соавторстве).
58. Попов В.В. Учебник «Электрические машины переменного тока», часть 1; «Электрические машины и трансформаторы», часть 2 (2007; с использованием материалов учебника Вольдека А.И.)
Примечание: после годов жизни (рождения) ученого указано учебное заведение, которое он закончил.
Литература
1. Еремин, В. П., Закорин, Н. Д., Кобзев, В. П., Махров, Н. В. Военно-морское образование в России. - СПб.: Наука, 2000. — 639 с.
2. Овечкин, Л. Н., Бегун, В. И. и др. Разработка методологии научного проектирования концепции военно-морского образования в условиях изменяющейся политической, социальной и экономической обстановки, структуры кадровых потребностей ВМФ в период военной реформы : монография. — НВО ВМФ, МО РФ. — М., 2002. — 417 с.
3. Проблемы образованиеведения: просвещение, воспитание, здоровье и качество: материалы V научной сессии Отделения образования / под общ. ред. А.В. Долматова и А.И. Субетто. — СПб., 2002. —139 с.
4. Субетто, А. М. Проблемы фундаментализации и источников формирования содержания
высшего образования: грани государственной политики / науч. ред. В. В. Чекмарев. — М.: КЕПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. —332 с.
Literature
1. Eryomin, V. P., Zakorin, N. D., Kob%ev, V. P., Makarov, N. V. Military Naval Education in Russia. — St. Petersburg, 2000. — 639 р.
2. Ovechkin, A. N, Begun, V. I., etc. Development of Scientific Planning Regarding Military Naval Education Conception in Conditions of Changing Political, Social, and Economic Background, the structure of human resources Navy requirements within the military reform period. A study performed for the Navy Scientific Military Society, Russian Federation Ministry of Defense. — Moscow, 2002. — 417 р.
3. Problems in Study of Education: Education, Learning, Health, and Quality / / Proceedings of the 5th scientific conference of the Department of Education / Ed. by A.V Dolmatov and A.I. Subetto. — St. Petersburg, 2002. — 139 р.
4. Subetto, A. I. Problems of Higher Education Fundamentalisation: Facets of State Policy // Ed. by V. V. Chekmaryov. — Moscow, 1995. — 332 р.
УДК 796.0
В. В. Горбатов*, С.В. Науменко**, В.А. Торопов***
Педагогическая система организации физического воспитания в образовательных учреждениях России. Социальные функции физической культуры и спорта
В статье рассматривается проблема повышения уровня физической подготовленности курсантов и слушателей, а также педагогическая система организации физического воспитания в образовательных учреждениях России, социальные функции физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, функции физической культуры и спорта.
V.V. Gorbatov*, S.V. Naumenko**, V.A. Toropov***. Pedagogical system of the organization of physical training in educational institutors of Russia. Social functions of physical training
The problem of improving of the physical level has been rising of readiness of cadet and listeners and although pedagogical system of organization of physical education in training institutions of Russia, social functions of physical culture and sport.
Keywords: concepts of development of physical training and sports in the Russian Federation, pedagogical system of the organization of physical training, physical training and sports functions.
* Горбатов, Вадим Викторович, доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, полковник милиции. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Хлопина, д. 7, кор. 1, кв. 72. Тел.: д. 298-17-58
** Науменко, Станислав Васильевич, старший преподаватель кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, полковник милиции. Россия, 198329, Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 2, кор. 1, кв. 41. Тел.: 730-23-09.
*** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Россия, 198504, Санкт-Петербург, Ст. Петергоф, ул. Ботаническая, д. 18, корп. 1, кв. 36. Тел.: д. 428-24-10; р. 730-23-09, E-mail: [email protected].
* Gorbatov, Vadim V, assistant professor of physical education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences. Colonel of militia. Russia, 198206, St. Petersburg, ul. Khlopina, 7, Kor. 1, Apt. 72. Tel.: E 298-17-58.
** Naumenko, Stanislav V., a senior lecturer in physical education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences. Militia Colonel 198329, St. Petersburg, ul. Tambasova, 2, Cor. 1, Apt. 41. Tel.: 730-23-09.
*** Toropov, Victor A., Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. 198504, St. Petersburg, Art. Peterhof, st. Botanicheskaya, 18, bld. 1, Apt. 36. Tel.: 428-24-10 E p. 730-23-09, E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010