11 ноября 2006 года исполнилось 85 лет академику Академии информатизации образования и Санкт-Петербургской академии истории науки и техники, заслуженному деятелю науки РФ, профессору, доктору физико-математических наук, почетному профессору РГПУ им. А. И. Герцена Извозчикову Валерию Александровичу.
Редакция журнала «Наука и школа» поздравляет юбиляра и желает ему крепкого здоровья и успехов в работе.
V
КОСМОС И НООСФЕРА КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СЕРДЦЕ, РЕАГИРУЮЩЕЕ НА
ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
В.А. Извозчиков, доктор физ.-мат. наук, Почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена, академик Академии информатизации образования и Санкт-Петербургской академии истории науки и техники, заслуженный деятель науки РФ
Философ Ю.П. Буданцев (См. материалы круглого стола в кн. "Владимир Вернадский Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков." - М., 1993, С. 669-772) склонен рассматривать ноосферу - понятие, введенное Э. Ле Руа, П.Т. де Шарденом в 1928 г. (Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Труды биохимической лаборатории, т. 16, 1980), в развитие учения В.И. Вернадского о биосфере как общечеловеческом информационном сердце, кардиограмму которого может дать постоянный мониторинг человеческих и всех живых систем, данные которого обработаны на компьютере. Он пишет, что кардиограмма, конечно же, зафиксировала бы все признаки надвигающегося смертельного инфаркта, постольку поскольку по отношению к природе, космосу земная ноосфера пульсирует диахронно в своей значительной части. К инфаркту этому ведут все более частые и все более мощные информационные выбросы - тиражирование при помощи средств массовой информации и коммуникаций реальных и выдуманных пороков и происшествий, конфликтов, ужасов и т. п., что ведет к выбросу отрицательных, загрязняющих ноосферу эмоций, впечатлений, идей - своего рода спама, выражаясь в терминологии Интернета. Это все создает энергополя, влияющие на совокупное сознание, мозги и сердца людей.
В конце 1970-х гг. группа ученых под руководством Г.А. Сергеева выяснила и подтвердила экспериментально ключевое информационное значение сердца. Об этом пишет в своей статье упомянутый выше Буданцев. «Природа позаботилась о том, чтобы форма нашего сердца приобрела форму объемной кардиоиды, подобно которой и была выполнена электрическая модель сердца. Из исследований Сергеева на электрической модели сердца установлено, что сердце является приемником сигналов, возникающих в многомерном пространстве... имеется источник синхронизации человеческого сердца, причем он расположен вне тела человека, т.е. человек космичен по своей сути (Курсив мой. - В.И.) и имеется масса до-
казательств его (и следовательно, также ноосферы) синхронизации с ближним космосом - Солнцем, Луною, планетами».
Земля, а следовательно, и ее ноосфера при локации с космических спутников выглядит не шаром и не эллипсом, а напоминает своей формой также искаженную кардиоиду вращения, вроде смятой груши (рис. 1).
Рис.1 Форма Земли при ее локации с космических спутников (Известия, 1987, 14 фев.)
Экспериментальные геофизические измерения позволяют утверждать, что наружные оболочки Земли испытывают регулярные сжатия и расширения с небольшими, но инструментально регистрируемыми амплитудами. Наружные оболочки Земли выступают в качестве приемников планетарных возбуждений и откликаются на них с периодами своих собственных радиальных колебаний (Бычков В.С. Пульсы Солнечной системы. - М., 1998).
Вся Земля в целом дышит, сжимаясь и разжимаясь с уменьшением и увеличением, во-первых, с одиннадцатилетним циклом, во-вторых, с годовым циклом и в-третьих, - с периодом Шулера - в 84,5 сек. Эти периоды удлиняют радиус Земли соответственно на 200, 20 и 1 км. (Черняев А. Оракул, №9, 2003, с. 5). Параметры пульсаций наружных оболочек Земли представлены в табл. 1 (по В.С. Бычкову).
Таблица 1.
Сфера колебаний
Ионосфера Атмосфера Океаносфера Литосфера
Период
91 минута 84 минуты 56-78 минут 36 минут
Амплитуда 9(10х-13)В м 0, 01 м. см с
1 см с
?
Надо думать, что и ноосфера, соответственно, «дышит» с частотой, близкой к частоте сердечных сокращений.
Существуют понятия ноовирусов, которые связаны с компьютерными программами и электромагнитными излучениями (ЭМИ) В первую очередь это телевидение, несущее большой заряд эмоционального воздействия на психику человека, вызывая полную или частичную утрату способности к речевому общению (на языке психиатров - асфазию), действуя через электромагнитное излучение, преобразованное в аудивизуальный канал восприятия информации человеком, на психику, в первую очередь на подсознание людей, как бы нейропрограммируя их. Писатель Виктор Пелевин (роман Оепегайоп Р. - М., 2004) пишет, что пульт управления телевизором превращается в пульт дистанционного управления телезрителем, он становится не просто одним из средств организации видеоряда, а основой телевидения, главным способом воздействия рекламно-информационного поля на сознание людей.
Ст. Лем (Лем С. Известия, 16 марта 1966 г.) в сарказме своем идет еще дальше, утверждая, что самое страшное на Земле - это рождение больной популяции. Он пишет: "Я вижу беду и в том, что сейчас в обществе происходит техническая интервенция, информационный прессинг. Иногда мне кажется, что не человек произошел от обезьяны, а обезьяна от человека. Ей, обезьяне, что нужно? Есть да смотреть мир. Так и мы со своим телевизорами, разнообразными сателлитами только то и делаем, что едим и тупо смотрим на экран".
Инфаркт ноосферы - это, иносказательно, инфаркт человеческого совокупного интеллекта, человеческих мозгов, сердец, совести людей, которая по народной зтимо-логии - сфера вести.
В науке об управлении системами - кибернетике - одним из ключевых понятий выступает «обратная связь». Такая же обратная связь существует между людьми и ноосферой. Академик Б. Раушенбах (Раушенбах Б. Постскриптум. - М., 1999) утверждал: "...под религиозным чувством я подразумеваю ощущение человеком своей сопричастности грандиозным космическим процессам. Человек... чувствует, что Вселенная как-то в нем отражается, такой человек способен подсознательно реагировать на процессы, идущие в окружающем его ближнем или далеком Космосе... небольшая часть людей обладает свойством ощущать больше, нежели нормальные люди. Их не более 10-15%... условно говоря, у истинно верующих, кроме пяти чувств, данных всем, всем есть еще ощущение связи космического порядка... " Такое ощущение и рассматривается Б. Раушенбахом источником религиозного чувства, религии, которая имеет большие заслуги в воспитании нравственной чистоты в человеке, в человечестве в целом и, следовательно, чистоты ноосферы. Отмечая роль религии в воспитании людей, академик Н. Бехтерева пишет (Санкт-Петербургские Ведомости, 2002,
8 марта): "В религии сегодня много разумного... Детям буквально вдалбливали заповеди: "Не убий", "Не укради"... Конечно, не у всех, но у большинства матрица памяти, сформировавшаяся под религиозным влиянием, оказывалась более жизненной и более ограничивающей биологическое начало в человеке, чем наличие на улицах городов судебных исполнителей... мозг помнит и выдает информацию, которую человек совершенно не помнит..." (Курсив мой - В.И.). Поэтому-то очевидна важность нравственной чистоты людей для ноосферы, для нравственного состояния последней. Ведь "Земля, в конце концов, не просто какое-то большое дышащее тело. Она поднимается и опускается... Но что более важно, в какой-то момент она должна была иметь начало; затем она проходит через последовательный ряд подвижных равновесий; она идет, вероятно, к какому-то конечному состоянию. Она родилась, развивается, и впереди ее, несомненно, ожидает смерть" (П. Т. де Шарден. Феномен человека. -М., 1987, с. 88 - 89). Она живет.
Земля дышит и живет. А человек ускоряет время кончины Земли своими хищническими неразумными действиями против Природы и своим неразумным распоряжением достижениями научно-технического прогресса, среди них - разрушением совести ноосферы. "Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук" (П.Т. де Шарден, там же, с. 200). "Человек превратился в аномалию, в причуду Вселенной. Оставаясь частью природы, подчиняясь ее физическим законам и не будучи способен изменить их, он, тем не менее, превзошел остальную природу. Он отстранен и в то же время причастен к ней..." (Фром Э. Человеческая ситуация. - М., 1994, с. 9)
Расчетным методом показано, что причиной пульсаций Земли является неравномерное движение планет вокруг Солнца. Планетарный генератор гравитационных пульсаций действует на наружные оболочки Земли, являющиеся приемниками, которые откликаются на возбуждение в соответствии со своими собственными параметрами. И, более того, жизнь, материя жизни и духовный мир - одно и то же, и именно они являются основой материального мира (Курсив мой. - В.И.). Судить же о законах реального мира можно по целому ряду признаков, а главное, по вполне измеряемым пульсациям, к примеру, таким, как ноосфера и человеческое сердце.
Информацию о себе не даст только то, что не пульсирует и не движется, ибо движение - это всякое изменение в четырехмерном пространстве, которое порождает информацию (Извозчиков В.А. Наука и Школа, 2005, № 1, с. 25-290). А таких объектов и субъектов во Вселенной просто нет, утверждает В.С. Бычков.
Солнце вращается вокруг своей оси и по орбите.
Солнечная система колеблется и вращается с момента своего возникновения.
Земля в целом вращается вокруг своей оси, пробегает в течение года по орбите вокруг Солнца, сама пульсирует
и дышит.
Пульс Земли имеет несколько периодов (см. выше).
По В.С. Бычкову, Москва ежедневно поднимается и опускается на высоту около 30 см.
Астрологическая система пульсаций Солнца, примерно совпадает, по Бычкову, с прохождением знаков Зодиака и меняет радиус Земли примерно на 20 км.
На Солнце периодически наблюдаются протуберанцы, выбросы солнечного ветра, плазмы и пр.
Микрокосм - человеческий организм - также подвержен пульсациям не только сердца, но и всех внутренних органов и в целом всего организма. В каждом человеке бьется около 500 биоритмов, которые ученые классифицируют по различным количественным показателям (Ба-тенева Т. Известия, Наука, 2004, 24 июля), а как известно из литературы, в некоторых восточных и азиатских странах врачи по пульсу человека диагностируют его заболевание.
Немецкий физик, один из создателей квантовой механики, Э. Шредингер, еще в 1944 г. в статье «Что есть жизнь?» выдвинул идею о том, что жизнь есть борьба организма с распадом, с ростом энтропии организма путем поглощения информации, т.е. ростом негэнтропии. Гены он рассматривал в качестве центров хранения негэнтро-пии - информации, что дает возможность связать друг с другом теорию информации, генетику и кибернетику (Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М., 1991, с. 151). Такой подход позволяет также связать между собой ноосферу и информацию и высказать предположение о том, что, возможно, "темная материя" во Вселенной и "темная энергия " также связаны с рассеянной в мире информацией.
Вообще, информация как категория философии познания многолика и вездесуща.
Генетическая информация передается естественным и искусственным путем (клонирование), в результате чего появляются дети с заранее запланированным полом, наследующие черты отца или матери. Философ Константин Кедров видит в процессе клонирования биологическое бессмертие живых клеток и человечества в целом. Он пишет, что ученые США, вообще говоря, обнаружили ген бессмертия. "...Ева была создана из ребра Адама, то есть клонирована из живой клетки реберной ткани" (Кедров К. Параллельные миры. - М., 2001, с. 54 -570).
Он же, вслед за А. Эйнштейном, Г. Минковским и В. Хлебниковым, утверждает: "С вселенской точки зрения любое точечное событие в нашем мире растягивается как веер, в четырехмерном континууме" (там же, с. 130), то есть возможны "вселенские" повторы во вселенском пространстве-времени, где понятия "раньше и позже" не имеют места, (там же, с. 131). Согласно этим представлениям, любое событие в четырехмерном мире, а оно будет движением, т.е. информацией, расширяется на всю ноосферу. Ноосфера служит одним из связующих Человека и Космос звеньев, человек объективно - субъект космоса, космическая реальность, а его мозг, согласно холотроп-ному представлению сознания, несет в себе голограмму Вселенной. Таким образом, человек выступает в качестве голографической части Космоса, его мозг - несет голограмму мира в виде информационной картины мира.
"Каждое мгновение человеческой жизни вечно, человек заполняет собой мироздание и всю Вселенную, и все мироздание находится внутри него. Всегда" (Кедров К., с. 360).
Согласно современным представлениям мысль человека (а ноосфера это сфера Разума, сфера мысли) распространяется со скоростью света или даже быстрее; ноосфера простирается где-то до Урана, Плутона, дальних от Солнца планет (Казначеев В. П.).
Существует сильный антропный принцип, который утверждает необходимость разумной жизни во Вселенной, чтобы Вселенная, ее модель вообще имела смысл (Хьюджес Д.Д. Великие мыслители о великих вопросах. М., 2000, с. 255). В основе Вселенной лежат нравственные, этические принципы, которые должны быть и в основе ноосферы и уходить в далекий Космос (там же). Как гласят выводы представителей трансперсональной психологии, мозг человека подобен голографии в смысле восприятия внешней информации и индивидуальные интеллекты - это проекции (части) одного Большого Интеллекта - коллективного бессознательного, интегративного с сознанием человечества, резонирующего с пульсациями и "посланиями" Космоса и с интеллектами людей, особенно тех, которым дана способность к интуиции, иномыш-лению, способность слышать "глас Космоса", чувствовать пространство природы, техно- и социосферы, биосферы, с ее ноосферой, которая проявляет способность к самоорганизации и коэволюции, в результате чего ноосфера переходит и перешла в инфоноосферу. Вслед за возникновением информационной цивилизации инфо-ноосфера чувствительна к тем коммуникативным и информационным воздействиям, о которых речь шла в начале статьи.
Инфоноосферу определим как виртуальное пространство расположения совокупного интеллекта в виде гипертестовой интеллектуальной сети на основе микроэлектронной техники межличностных коммуникаций (единичное), региональных, внутриучрежденческих или региональных (особенное) и глобальных (общее) сетей. В системе всемирного образования эволюция ноосферы и инфоноосферы совместно с интеграционными процессами привели к эволюции педагогики в эдукологиию (Про-копцов В. И. Эдукология: Принципиально новая наука образования. - СПб, 2002) а последней - в инфоноосфер-ную эдукологию (Извозчиков В.А. Инфоноосферная эду-кология. Новые информационные технологии обучения -СПб., 1991; Рефлексия над педагогикой в контексте виртуальности и информологии. //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2002, № 2(3)).
Совокупный интеллект (он же определяется нами как корпоративный, если его субъекты преследуют общие цели, например, защиты ноосферы от вредных для нее возмущений). Примером такого интеллекта в педагогике и науке выступают научно-педагогические и научные школы - группы маститых и молодых ученых, объединенных общими идеями, целями, интересами, методами проведения исследования под непосредственным руководством своего руководителя - генератора новых идей в режиме реального времени.
Академик А.А. Андронов, основатель научной школы по теории нелинейных колебаний, когда-то дал общепринятое определение: "Научной школой я назову группу научных работников, возглавляемых крупным ученым или несколькими ведущими фигурами, объединенных областью научной работы и ее методом, дающих науке нечто новое, оригинальное, характерное для работников данной школы". Вышеприведенные определения в современных условиях имеют моральный, этический и научно-практический смысл только при устойчивом сохра-
нении Биоты и Живой Земли в Космосе. Поэтому оформление и содержание понятий инфоноосферы и инфонооо-сферной эдукологии в условиях информационной цивилизации, загрязнения ноосферы и ближнего Космоса вызвали, естественно, появление новых наук: метанаучной дисциплины - информологии, экоинформатики и инфо-ноосферно-инвайронментальной экологии, а также выдвижения нового императива - инвайвайронментально-экологического нравственного императива.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Т. А. Сергеева, аспирант кафедры теории и методики обучения физике МПГУ
Согласно принципам кибернетической педагогики обучаемый является управляемой системой, а изменение свойств этой системы происходит с обогащением знаниями и развитием отдельных сторон личности, воспитанием социально значимых качеств обучаемого. С этой позиции можно говорить о целенаправленной активизации процесса учения, понимая под учением деятельность особого рода, в процессе которой важен не столько продукт деятельности, сколько изменения, происходящие в самом субъекте деятельности.
Разработанные за последние десятилетия подходы познавательной деятельности через информационные технологии можно разделить на две большие группы: подходы программированного обучения (разработка компьютерных программ и учебных текстов) и подходы, основанные на активизации познавательной деятельности через аудиовизуальные средства обучения. Информационное управление можно представить в виде содержательного потока, который, воздействуя на обучаемого, вызывает не только обогащение субъекта знаниями, но также способствует развитию различных сторон личности. Это опосредованное учебным продуктом управление реализуется в процессе обучения, но закладывается оно при подготовке учебной информации. Педагогически грамотно организованная информация является необходимым условием эффективного обучения.
При подготовке учебных сообщений формируется потенциал управления познавательной деятельностью обучаемых, и задача состоит в том, чтобы повысить этот потенциал, расширить возможности, закладываемые в педагогически интерпретированную информацию. В подходе к управлению познавательной деятельностью можно выделить отдельные этапы разработки информационного продукта Конечно, выделение этих этапов в достаточной мере условно: резкой границы между ними нет. Однако мы считаем, что Т.Н. Носкова совершенно справедливо полагает, что и недостаточно точное разделение все же необходимо, так как позволяет уточнять знания о принципах построения учебной информации, делая процесс более технологичным не только в использовании материала, но и в процессе создания информационного продукта.
Первые два этапа являются общими для разработки традиционных и информационных технологий обучения. Третий отражают специфику информационно-технических технологий. Рассмотрим содержание этих этапов формирования потенциала познавательной деятельности учащихся в процессе использования информационных учебных материалов подробнее.
Первый этап - управление через дидактическое выстраивание предметного содержания - реализуется через программу обучения, которая определяет предназначенный для усвоения обучаемыми материал. На практике это управление осуществляется через усваиваемые знания. Управляющее воздействие в этой компоненте проявляется в дидактическом отборе материала, его особой выстро-енности с тем, чтобы он был понят и усвоен обучаемыми с определенным уровнем знаний, характеризующихся конкретными возрастными и психологическими особенностями восприятия и переработки информации. Под воздействием этой компоненты управления, которую можно назвать содержательной, происходит обогащение субъекта знаниями. Если содержательная компонента управления отвечает на вопрос: «ЧТО должен усвоить обучаемый?», то методическая компонента управления должна отвечать на вопрос: «КАК это усвоение должно происходить?», какие виды внутренней активности необходимо стимулировать в процессе переработки и усвоения обучаемым информационного продукта.
Поэтому на втором этапе формирование педагогического потенциала управления познавательной деятельностью учащихся можно представить в виде той совокупности педагогических трансформаций, преобразований, которые осуществляются с содержательной информацией, чтобы преобразовать ее в форму, возбуждающую определенные стороны познавательной активности обучаемого, способствующую развитию определенных психических новообразований или усилению уже сформированных связей. Если содержательную компоненту управления можно представить в виде основной информационной несущей, то стимулирующую компоненту управления можно представить в виде различных модулирующих составляющих, тем или иным способом преобразующих содержательный информационный поток. Состав и интенсивность этих модулирующих составляющих зависит