В. А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ,
доктор физ.-мат. наук, почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена
НООСФЕРА КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Чтобы там ни говорилось, интеллект и душа человеческая обладают особым свойством излучения, помимо поступков, помимо слов, помимо всех известных законов физики...
Даниил Гранин
Философ Ю.П.Буданцев склонен рассматривать ноосферу — понятие, введенное Э.Ле Руа, П.Т.де Шарденом в 1928 г. в развитие учения В.И.Вернадского о биосфере — как общечеловеческое информационное сердце, кардиограмму которого может дать постоянный мониторинг человеческих и всех живых систем после того, как данные мониторинга обработаны на компьютере. Он пишет, что кардиограмма, конечно же, зафиксировала бы все признаки надвигающегося смертельного инфаркта, поскольку по отношению к космосу земная ноосфера пульсирует диахронно в своей значительной части. К этому ведут все более частые и все более мощные информационные выбросы — тиражирование при помощи средств массовой информации и коммуникаций реальных и выдуманных пороков и происшествий, конфликтов, ужасов и т.п., что ведет к выбросу отрицательных, загрязняющих ноосферу эмоций, впечатлений, идей
— своего рода спама, выражаясь в терминологии Интернета. Это все создает энергополя, влияющие на совокупное сознание, мозги и сердца людей, ноосферу Земли, которая, по мысли Ю.Буданцева, и есть «___наше общее информа-
ционное сердце». По его мысли, ноосфера тоже, как и сердце, должна иметь форму объемной кардиоиды.
В конце 1970-х гг. группа ученых под руководством Г.А.Сергеева выяснила и подтвердила экспериментально ключевое информационное значение сердца. Об этом пишет в своей статье упомянутый выше Ю.Буданцев. «Природа позаботилась о том, чтобы форма нашего сердца
приобрела форму объемной кардиоиды», подобно которой и была выполнена электрическая модель сердца изнутри покрытая жидкокристаллическим нелинейным диэлектриком. Из исследований Г.А.Сергеева и др. на электрической модели сердца установлено, что сердце является «приемником сигналов, возникающих в многомерном пространстве», ... имеется источник синхронизации человеческого сердца, причем он расположен вне тела человека, то есть человек космичен по своей сути (курсив мой — В.И .^ и имеется масса доказательств его (и следовательно, также ноосферы) синхронизации с ближним космосом — Солнцем, Луною, планетами.
«Если зафиксировать все существенные данные о состояниях информационных полей человеческих живых систем, то при обработке их на компьютерах можно воссоздать на экранах зримый образ ноосферы как объемной кардиоиды» (Ю.П.Буданцев). Действительно, Земля, а следовательно, и ее ноосфера при локализации с космических спутников выглядит не шаром и не эллипсом, а напоминает своей формой также искаженную кардиоиду вращения, вроде смятой груши.
Экспериментальные геофизические измерения позволяют утверждать, что наружные оболочки Земли испытывают регулярные сжатия и расширения с небольшими, но инструментально регистрируемыми амплитудами. Наружные оболочки Земли выступают в качестве приемников планетарных возбуждений и откликаются на них с периодами своих собственных радиальных колебаний [1].
Вся Земля в целом дышит, сжимаясь и разжимаясь с уменьшением и увеличением, во-первых, с одиннадцатилетним циклом, во-вторых, — с годовым циклом и, в-третьих, — с периодом Шулера — в 84,5 сек. Эти периоды удлиняют радиус Земли, соответственно, на 200, 20 и 1 км [15].
Надо думать, что и ноосфера, соответственно, «дышит» с частотой, близкой к частоте сердечных сокращений.
Существуют понятия ноовирусов, которые связаны с компьютерными программами и электромагнитными излучениями, в первую очередь это телевидение, несущее большой заряд эмоционального воздействия на психику человека, вызывая полную или частичную утрату способности к речевому общению — на языке психиатров
— асфазию. Действуя через электромагнитное излучение, преобразованное в аудивизуальный канал воздействия информацией телевидения, на психику человека, в первую очередь на подсознание людей, оно как бы нейропрограмми-рует их. Писатель Виктор Пелевин пишет, что пульт управления телевизором превращается в пульт дистанционного управления телезрителем, он становится не просто одним из средств организации видеоряда, а основой телевидения, главным способом воздействия рекламно-информационного поля на сознание людей [9].
Ст.Лем в сарказме своем идет еще дальше, утверждая, что самое страшное на земле — это рождение больной популяции. Он пишет: «Я вижу беду и в том, что сейчас в обществе происходит техническая интервенция, информационный прессинг. Иногда мне кажется, что не человек произошел от обезьяны, а обезьяна от человека. Ей, обезьяне, что нужно? Есть да смотреть мир. Так и мы со своими телевизорами, разнообразными сателлитами только то и делаем, что едим и тупо смотрим на экран» [7].
Инфаркт ноосферы — это иносказательно инфаркт человеческого совокупного интеллекта, человеческих мозгов, сердец, совести людей, которая по народной этимологии — сфера вести.
В науке об управлении системами — кибернетике — одним из ключевых понятий выступает «обратная связь». Такая же обратная связь существует между людьми и ноосферой. Академик Б.Раушенбах утверждал, что под религиозным чувством он подразумевает ощущение человеком своей сопричастности грандиозным космическим процессам. Такой человек способен подсознательно реагировать на процессы, идущие в окружающем его ближнем или далеком Космосе. Такое ощущение и рассматривается Б.Раушенбахом как источник религиозного чув-
ства, которое имеет большие заслуги в воспитании нравственной чистоты в человеке, в человечестве в целом, а следовательно, чистоты ноосферы. Отмечая роль религии в воспитании людей, академик Н.Бехтерева пишет («СПб Ведомости», 2002, 8 марта): «В религии сегодня много разумного.... Детям буквально вдалбливали
заповеди: «Не убий», «Не укради». ...Конечно, не у всех, но у большинства матрица памяти, сформировавшаяся под религиозным влиянием, оказывалась более жизненной и более ограничивающей биологическое начало в человеке, чем наличие на улицах городов судебных исполнителей..., мозг помнит и выдает информацию, которую человек совершенно не помнит...» (курсив мой — В.И.). Поэтому-то очевидна важность нравственной чистоты людей для ноосферы, для нравственного состояния последней. Ведь «Земля, в конце концов, не просто какое-то большое дышащее тело. Она поднимается и опускается... Но что более важно, в какой-то момент она должна была иметь начало; затем она проходит через последовательный ряд подвижных равновесий; она идет, вероятно, к какому-то конечному состоянию. Она родилась, развивается, и впереди ее, несомненно, ожидает смерть» [16]. ОНА ЖИВЕТ.
Земля дышит и живет. Человек ускоряет время кончины Земли своими хищническими неразумными действиями против Природы и своим неразумным распоряжением достижениями научно-технического прогресса, склонностью, по
Э.Фрому, к технофашизму, к разрушению совести ноосферы. «Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук» [16]. «Человек превратился в аномалию, в причуду Вселенной. Оставаясь частью природы, подчиняясь ее физическим законам и не будучи способен изменить их, он, тем не менее, превзошел остальную природу. Он отстранен и в то же время причастен к ней...» [13].
Человеческий организм подвержен пульсациям не только сердца, но и всех внутренних органов и в целом всего организма. В каждом человеке бьется около 500 биоритмов, которые ученые классифицируют по различным количественным показателям (Т.Батенева. Известия, Наука, 2004, 24 июля), а, как известно из литературы, в некоторых восточных и азиатских странах врачи только по пульсу человека диагностируют его заболевание.
Немецкий физик Э.Шредингер, один из создателей квантовой механики, еще в 1944 г. в статье «Что есть жизнь?» выдвинул идею о том,
что жизнь есть борьба организма с распадом, с ростом энтропии организма путем поглощения информации, то есть с ростом негэнтропии. Гены он рассматривал в качестве центров хранения негэнтропии — информации, что дает возможность связать друг с другом теорию информации, генетику и кибернетику [3]. Такой подход позволяет также связать между собой человека, ноосферу и информацию и высказать предположение о том, что «темная материя» и «темная энергия» во Вселенной связаны с циркулирующей в ней ИНФОРМАЦИЕЙ.
Информация как явление Природы и категория философии познания многолика и вездесуща. Генетическая информация передается естественным и искусственным путем клонирования, в результате чего появляются дети с заранее запланированным полом, наследующие черты отца или матери. Философ Константин Кедров видит в процессе клонирования биологическое бессмертие живых клеток и человечества в целом. Он пишет, что ученые США вообще обнаружили ген бессмертия. «...Ева была создана из ребра Адама, то есть клонирована из живой клетки реберной ткани» [6]. Он же утверждает, вслед за А.Эйнштейном, Г.Минковским и В.Хлеб-никовым: «С вселенской точки зрения любое точечное событие в нашем мире растягивается как веер в четырехмерном континууме», то есть возможны «вселенские» повторы, так как во вселенском пространстве-времени понятия «раньше» и «позже» не имеют места. Согласно этим представлениям любое событие в четырехмерном мире, а оно будет движением, то есть информацией, расширяется на всю ноосферу. Ноосфера служит одним из связующих Человека и Космос звеньев, человек объективно — субъект космоса, космическая реальность, а его мозг согласно холотропному представлению сознания несет в себе голограмму Вселенной. Таким образом, человек выступает в качестве голографической части Космоса, его мозг несет голограмму мира в виде информационной картины мира.
Согласно современным представлениям мысль человека (а ноосфера это сфера Разума, сфера мысли) распространяется со скоростью света или даже быстрее; ноосфера простирается где-то до Урана, Плутона, дальних от Солнца планет (В.П.Казначеев). Существует сильный ан-
тропный принцип, который утверждает необходимость разумной жизни во Вселенной, чтобы Вселенная, ее модель вообще имела смысл, ведь она такая, какой ее видит человек [14; 6]. Более фундаментальны лежащие в основе Вселенной нравственные, этические принципы, которые должны быть и в основе ноосферы, и уходить в далекий Космос.
В СИСТЕМЕ ВСЕМИРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ эволюция ноосферы и инфоноосферы совместно с интеграционными процессами в образовании привели к эволюции педагогики в ЭДУКОЛО-ГИЮ [10], а последней в инфоноосферную эду-кологию — на этапе эдукологии периода информационной цивилизации, преобразовавшей педагогику в информационную педагогику [4; 5].
СОВОКУПНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (он же с развитием экологии в форму инвайронментальной экологии определяется нами как КОРПОРАТИВНЫЙ в том случае, когда его субъекты преследуют общие цели, например, защиты ноосферы от вредных для нее возмущений). Примером такого интеллекта в педагогике и науке выступают научно-педагогические и научные школы — группы маститых и молодых ученых, объединенных общими идеями, мотивами, целями, интересами под непосредственным руководством своего руководителя — генератора новых идей в режиме реального времени. Компьютерные сети, электронная почта, телефон, радио, телевидение делают связи между школами и их членами почти мгновенными и оперативными. В режиме реального времени могут общаться и ученые, и педагоги, и религиозные и общественные деятели и т.п.
Применительно к среднему общему образованию следует обратить внимание на опыт введения ноосферного образования, исходящего из того, что Человек — часть Биоты, а не центр Вселенной, и что Земля и Космос есть единое целое. Глобальные проблемы человечества в этом курсе рассматриваются исключительно в духе Нового Гуманизма, новой инвайронментальной экологии, информологии и ноосферного мышления.
Самопознание и саморазвитие ноосферы как следствие тех же процессов в совокупном интеллекте обусловливают смену цивилизаций, приведшую в настоящее время к установлению почти повсеместно в мире информационной ци-
вилизации островного доменного типа, анализ чего позволяет нам сделать более общий вывод: смена цивилизаций в человеческом обществе следует за саморазвитием — коэволюцией совокупного интеллекта людей, образующего, в свою очередь, ноосферу, а в условиях информационного общества — инфоноосферу Земли.
Литература
1. Бычков В.С. Пульсы солнечной системы.
- М., 1998.
2. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Труды биохимической лаборатории. Т.16.
- 1980.
3. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе.- М., 1991.
4. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эду-кология. Новые информационные технологии обучения. — СПб., 1991.
5. Извозчиков В.А. Рефлексия над педагогикой в контексте виртуальности и инфор-мологии //Известия Российского государственного педагогического института
имени А. И. Герцена. — 2002. — № 2(3).
- С 136-146.
6. Кедров К. Параллельные миры. - М., 2001.
7. Лем С . - Известия. - 1966, 16 марта.
8. Материалы круглого стола //Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминание современников. Суждения потомков. - М., 1993.
9. Пелевин В. Оепега^оп II. - М., 2004.
10. Прокопцов В.И. Эдукология: Принципиально новая наука образования. -СПб., 2002.
11. Раушенбах Б. Постскриптум. - М., 1999.
12. Соколова И.И. Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла. - СПб., 1998.
13. Фром Э. Человеческая ситуация. -М.,1994.
14. Хьюджес Д. Д. Великие мыслители о великих вопросах /Под ред. Р.А.Варгезе.
- М., 2000.
15. Черняев А. //Оракул. - 2003.
16. Шарден П. Т. де. Феномен человека. -М., 1987.