Научная статья на тему 'Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся'

Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся»

Академик А.А. Андронов, основатель научной школы по теории нелинейных колебаний, когда-то дал общепринятое определение: "Научной школой я назову группу научных работников, возглавляемых крупным ученым или несколькими ведущими фигурами, объединенных областью научной работы и ее методом, дающих науке нечто новое, оригинальное, характерное для работников данной школы". Вышеприведенные определения в современных условиях имеют моральный, этический и научно-практический смысл только при устойчивом сохра-

нении Биоты и Живой Земли в Космосе. Поэтому оформление и содержание понятий инфоноосферы и инфонооо-сферной эдукологии в условиях информационной цивилизации, загрязнения ноосферы и ближнего Космоса вызвали, естественно, появление новых наук: метанаучной дисциплины - информологии, экоинформатики и инфо-ноосферно-инвайронментальной экологии, а также выдвижения нового императива - инвайвайронментально-экологического нравственного императива.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

Т. А. Сергеева, аспирант кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

Согласно принципам кибернетической педагогики обучаемый является управляемой системой, а изменение свойств этой системы происходит с обогащением знаниями и развитием отдельных сторон личности, воспитанием социально значимых качеств обучаемого. С этой позиции можно говорить о целенаправленной активизации процесса учения, понимая под учением деятельность особого рода, в процессе которой важен не столько продукт деятельности, сколько изменения, происходящие в самом субъекте деятельности.

Разработанные за последние десятилетия подходы познавательной деятельности через информационные технологии можно разделить на две большие группы: подходы программированного обучения (разработка компьютерных программ и учебных текстов) и подходы, основанные на активизации познавательной деятельности через аудиовизуальные средства обучения. Информационное управление можно представить в виде содержательного потока, который, воздействуя на обучаемого, вызывает не только обогащение субъекта знаниями, но также способствует развитию различных сторон личности. Это опосредованное учебным продуктом управление реализуется в процессе обучения, но закладывается оно при подготовке учебной информации. Педагогически грамотно организованная информация является необходимым условием эффективного обучения.

При подготовке учебных сообщений формируется потенциал управления познавательной деятельностью обучаемых, и задача состоит в том, чтобы повысить этот потенциал, расширить возможности, закладываемые в педагогически интерпретированную информацию. В подходе к управлению познавательной деятельностью можно выделить отдельные этапы разработки информационного продукта Конечно, выделение этих этапов в достаточной мере условно: резкой границы между ними нет. Однако мы считаем, что Т.Н. Носкова совершенно справедливо полагает, что и недостаточно точное разделение все же необходимо, так как позволяет уточнять знания о принципах построения учебной информации, делая процесс более технологичным не только в использовании материала, но и в процессе создания информационного продукта.

Первые два этапа являются общими для разработки традиционных и информационных технологий обучения. Третий отражают специфику информационно-технических технологий. Рассмотрим содержание этих этапов формирования потенциала познавательной деятельности учащихся в процессе использования информационных учебных материалов подробнее.

Первый этап - управление через дидактическое выстраивание предметного содержания - реализуется через программу обучения, которая определяет предназначенный для усвоения обучаемыми материал. На практике это управление осуществляется через усваиваемые знания. Управляющее воздействие в этой компоненте проявляется в дидактическом отборе материала, его особой выстро-енности с тем, чтобы он был понят и усвоен обучаемыми с определенным уровнем знаний, характеризующихся конкретными возрастными и психологическими особенностями восприятия и переработки информации. Под воздействием этой компоненты управления, которую можно назвать содержательной, происходит обогащение субъекта знаниями. Если содержательная компонента управления отвечает на вопрос: «ЧТО должен усвоить обучаемый?», то методическая компонента управления должна отвечать на вопрос: «КАК это усвоение должно происходить?», какие виды внутренней активности необходимо стимулировать в процессе переработки и усвоения обучаемым информационного продукта.

Поэтому на втором этапе формирование педагогического потенциала управления познавательной деятельностью учащихся можно представить в виде той совокупности педагогических трансформаций, преобразований, которые осуществляются с содержательной информацией, чтобы преобразовать ее в форму, возбуждающую определенные стороны познавательной активности обучаемого, способствующую развитию определенных психических новообразований или усилению уже сформированных связей. Если содержательную компоненту управления можно представить в виде основной информационной несущей, то стимулирующую компоненту управления можно представить в виде различных модулирующих составляющих, тем или иным способом преобразующих содержательный информационный поток. Состав и интенсивность этих модулирующих составляющих зависит

от того, какие психические механизмы в процессе восприятия и переработки информации активно задейству-ются. Эти преобразования направлены на активизацию различных видов продуктивности в процессе усвоения знаний, воздействий на мотивационную, познавательную, эстетическую сферу обучаемого.

Второй этап формирования потенциала педагогического управления проявляется через методическую форму преобразования содержания учебной информации.

В подготовке учебных материалов для передачи по информационно техническому каналу целесообразно выделить еще два этапа. На третьем этапе создания учебных материалов по информационной технологии обучения производится совмещенное моделирование обучающей деятельности педагога и познавательной деятельности учащихся по усвоению материала. Для этого осуществляется дополнительное преобразование учебного материала в особую методическую форму, учитывающую закономерности умственной деятельности учащихся в процессе усвоения материала (программирование). В основе этой формы лежит принцип диалогического (интерактивного) преобразования излагаемого содержания - такого, чтобы, прогнозируя наиболее вероятностный внутренний отклик учащегося на отдельные порции (дозы) информации, последовательно управлять процессами восприятия, понимания и усвоения материала.

Каждое из используемых средств предъявления информации обладает своим диапазоном управляющего воздействия, в котором его особенности проявляются в наибольшей степени, и поэтому эффективность его воздействия на обучаемого при решении определенных задач будет выше, чем у альтернативных средств. Например, книга и компьютер дают возможность устанавливать индивидуальный темп предъявления материала, в то время как аудиовизуальное сообщение рассчитано на усредненный темп подачи материала, что более эффективно, чем книга или компьютер при работе с группой обучаемых. Педагог в своей работе должен хорошо знать и умело использовать достоинства различных средств информационного воздействия, чтобы обеспечивать эффективное педагогическое управление познавательной деятельностью конкретной группы обучаемых. При разработке учебных материалов в информационных технологиях обучения необходимо учитывать специфику используемых информационных средств.

На четвертом этапе учитываются особенности влияния информационных средств на организационную форму обучения, в которой может варьироваться, например, степень индивидуализации процесса. В сфере овладения способами учебной деятельности потенциальные возможности аудиовизуальной учебной информации представляются более широким по сравнению с вербальным информационным каналом. Это обусловлено тем, что в аудиовизуальном предъявлении могут быть задействованы практически все механизмы переработки информации.

Совершенствование способов учебной деятельности при аудиовизуальном предъявлении материала может быть связано с уже рассмотренной возможностью интенсификации обучения за счет предъявления психологически и дидактически точно выстроенной концентрированной аудиовизуальной информации. Внедрение их в школу позволит интенсифицировать процессы, требующие репродуктивного воспроизведения информации, высвобождая время для наиболее продуктивных видов учебной деятельности. Особенности осуществления аудиовизуальных педагогических воздействий, с нашей точки зрения, заключаются в различном сочетании, соединении, взаимодействии трех систем воздействий, обладающих собственным воздейственным потенциалом. Это, во-первых, средства воздействия «экранного педагога» -вербальные и невербальные. Во-вторых, воздействия изобразительного ряда сообщений, специально трансформированного, дидактически преобразованного, представляющего логическую последовательность статичных и динамичных зримых образов. В-третьих музыкальный и шумовой ряд сообщений, обладающий особым воздействием на эмоциональную сферу личности.

Если все вышеперечисленное учитывать, то это, по нашему мнению, приведет к тому, что учебный процесс с применением информационных технологий будет максимально активизирован в плане познавательной деятельности учащихся, а, кроме того, это все весьма важно для формирования мировоззрения и личности учащегося.

Литература

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М: Просвещение, 1990.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М: Высшая школа, 1991.

3. Извозчиков В. А. Новые информационные технологии обучения. - СПб.: Образование, 1991.

К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Р.М. Чудинский,

Воронежский государственный педагогический университет

В настоящее время нет никаких сомнений в том, что персональный компьютер является необходимым и неотъемлемым элементом в системе учебного эксперимента в процессе организации познавательной деятельности обучающихся. Его использование в процессе обучения имеет широкий диапазон: от непосредственного сбора, обработки и преобразования полученной информации из мира физико-химических величин, моделирования разнообразных объектов, систем, явлений и процессов, до осуществления контроля и самоконтроля усвоения обучающимися теоретических и экспериментальных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.