Научная статья на тему 'Информационная парадигма науки'

Информационная парадигма науки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
941
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная парадигма науки»

В. А. Извозчиков (Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ

Парадигма (рагаНе1дта) — слово греческого происхождения и в переводе на русский язык означает пример, образец. В науковедение введено Т. Куном в 1962 г., характеризующим парадигму в качестве ключевого понятия истории науки, перехода от одного «спокойного» периода ее развития к другому.

Между такого рода переходами наука развивается в соответствии с «предписаниями и соглашениями» торжествующей в данный период парадигмы, которая и снабжает научное сообщество исследовательскими проблемами и моделями, идеями, методами и решениями, служа сохранению «нормальной науки». Такое развитие и течение науки получило наименование нормальной науки у Куна.

В недрах нормальной науки появляются, назовем их так, «пассионарии» от науки, несогласные с существующей парадигмой, и пассионарные научные школы, которые поставляют научному сообществу новые факты — экспериментальные данные и теоретические выводы, не укладывающиеся в рамки существующей парадигмы. В недрах старой установившейся парадигмы вызревает новая, и происходит научная революция со сменой научной картины мира, утверждением новой парадигмы.

Таким образом, научные парадигмы можно уподобить конституциям социального общества, в котором смена конституций происходит всегда в результате смены социальной системы правления, чаще всего в ходе социальных революций, иногда же конституционным эволюционным путем.

Однако не все историки науки и ученые в области специальных наук согласны с гипотезой Куна:

Д.И.Блохинцев утверждал, что парадигма выступает тормозом науки и в процессе своего существования сдерживает естественный прогресс науки;

И.Лакатос, как логик, признаком и причиной развития науки считал смену исследовательских программ, а К.Поппер, также логик, — фальсификацию теории, полагая, что ученый только тогда добьется успеха, когда будет подвергать общепринятую теорию критическим атакам и всячески стремиться ее опровергнуть.

Советский ученый М.Г.Ярошевский предлагал взамен гипотез Куна, Лакатоса и Поппера руководствоваться логикой «категориальных сеток», поскольку в каждой исследовательской программе содержится категориальное ядро и поскольку философские категории охватывают всю действительность и организуют работу человеческого мышления в любых его проявлениях. Под категориальным слоем науки автор предлагал понимать ее инвариантное ядро — основные категории, проблемы и объяснительные принципы.

В отечественном науковедении и в частных науках преобладает в настоящее время полипа-радигмальный подход с некоторым злоупотреблением этим понятием. Например, это наблюдается в современной отечественной педагогике, в ее дидактических теориях, тяготеющих еще к периоду мануфактурного производства и к практическим технологиям классно-урочной системы, которые соответствуют преимущественно индустриальному обществу в то время, когда «на дворе» развивается и укрепляется информационная цивилизация.

Можно утверждать, что новая парадигма, кроме того, что она определяет ту или иную научную картину мира и вызывает к жизни новую научную революцию, которая как бы ратифицирует эту парадигму, придает ей некую легитимность, задает правила и принципы развития науки в новую эпоху, благодаря всеобщему признанию новой парадигмы соответствует преобладающей цивилизации в мире, приобретая глобальный характер, оправдывает смену мировоззрений и миропонимания, структуры картины мира (КМ), связей и взаимодействий в нем.

В настоящее время возникла и развивается во всем мире информационная цивилизация, правда доменной (островной) структуры, ноосфера перерастает в инфоноосферу, а понятие информация приобретает категориальный статус для мировоззрения, мировидения и философии. Соответственно, утверждается информационная парадигма науки, которой руководствуются вся наука и ее отдельные отрасли, синергетическая КМ.

Новое мировидение исходит из того, что весь мир подобен танцующему богу Шиве, когда не определить, что происходит, где, вчера, сегодня

В.А. Извозчиков. Информационная парадигма науки

или завтра и в какое время — в прошлом, настоящем или будущем. Мир основан на нелинейности, самоорганизации порядка из хаоса, в нем преобладают эволюционность и вероятность, его пространства — время, структуру и взаимодействия систем в нем, его объектов определяет информация.

Жизнь на Земле поддерживается информацией от Солнца, поставляющей и поддерживающей негэнтропию. Нелинейность протекания процессов в природе и обществе — всеобщее свойство мира, также как и сочетание порядка и организации с беспорядком и дезорганизацией, упорядоченности с разупорядоченностью. И во всем и везде царит и правит информация. Воистину, можно записать по-новому соотношение:

ИНФОРМАЦИЯ [ДВИЖЕНИЕ] - МАТЕРИЯ - ДУХ

Придерживаясь правил логики, запишем и устоявшееся в отечественной науке определение парадигмы:

Парадигма — это совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания.

Неизбежные в ходе научного познания затруднения то или иное сообщество ученых стремится разрешить в рамках принятой им парадигмы. Революционные сдвиги в развитии науки связаны с изменением парадигмы (Краткий словарь по логике / Под ред. М.П. Горского. — М., 1991).

В информационной парадигме наука существует в устойчивой форме целостного образования на основе общепринятых научным сообществом информационной цивилизации принципов, правил, методов. Согласившись принять к руководству соответствующие информационной парадигме понятия и принципы, вложим соответствующий смысл в общеизвестные понятия:

■ наука — система сбора, перекодировки, хранения, распространения и обработки информации, исследование информационных моделей и т.п.;

■ знание — запас информации, накопленной индивидом и обществом на антропогенных носителях и хранителях информации и запечатленной в памяти человека;

■ естественно-научное знание — знание, полученное в результате диалога деятелей науки с природой и содержащее количественную информацию об измеримых величинах природных

объектов и процессов в форме информационных моделей действительности — гипотез, законов и теорий;

■ гуманитарное знание — знание и запоминание информации о человеке и человечестве, их развитии, менталитете, культуре и пр.;

■ познание и образование — удовлетворение целенаправленных информационных потребностей человека; информационное образование рассматривается в прагматическом, познавательном и информационно-культурном аспектах;

■ интуиция — кратковременный спонтанный. подготовленный предшествующими размышлениями и опытом выброс информации из подсознания в сознание — инсайд, озарение;

■ интеллект в адаптивно-информационной модели — элементарные информационные когнитивные процессы работы с информацией — по Стернбергу (Sternberg R.J., 1985, 1986): декодирование, умозаключения, сравнения, проверки, построение ответа (Холодная М. А., 1996), система психических механизмов, обусловливающих возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины окружающего мира — способность создавать, согласно Холодной (Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М., 1996), порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с требованиями реальности.

Информологический подход предполагает, что интеллект человека и животных — это способность усваивать и перерабатывать информацию из внешнего мира, перекодировать ее и использовать с целью адаптации организма и его психики к внешней среде для выживания и преуспевания самого себя, а также с целью сохранения и улучшения, коэволюции окружающей человека среды, сохранения всего живого, всех богатств Земли и ближайшего Космоса на основе руководства и соблюдения инвайронменталь-но-экологического нравственного императива;

■ творчество — использование существующей информации для создания новой информации — на материальных носителях, воплощенной и хранящейся в текстах, произведениях искусства, технических устройствах и сооружениях, сельском хозяйстве и пр. — всего, что образует культуру и науку, служит развитию и повышению культуры и прогрессу цивилизации;

■ культура — информационная память народов, запечатленная в текстах, произведениях искусства, архитектуре, промышленном производстве и сельском хозяйстве. Определение культуры, данное Ю.С.Степановым (Степанов Ю.С. Константы. Словарь культуры. — М., 2001.), по

Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования

сути, носит скрыто информационный характер: Культура — это совокупность концептов и отношений между ними, выражающаяся в различных рядах (прежде всего в «эволюционных семиотических» рядах, а также в «парадигмах», «стилях», «изоглоссах», «рангах», «константах» и т. д.); надо только помнить, что нет ни «чисто духовных», ни «чисто материальных» рядов... В современном русском языке слово культура имеет два основных значения: 1. Совокупность достижений людей во всех сферах жизни — в производственной, социальной и духовной, рассматриваемых не порознь, а совместно. 2. Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений, то же, что культурность (Lakatos I. Falsification as the Methodology of Scientific Research Progammes... Cambridge, 1972.);

■ информационная культура в единстве с коммуникационной культурой — культура благожелательного диалога в широком смысле этого слова — диалога человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего и мысленного диалога, например, в процессе чтения — диалога с автором, опосредованного актером и пр.;

■ информационная культура — культура информационного общества — социально значимая творческая информационная деятельность — основа цивилизации, превращение богатства информационного опыта истории человечества во внутреннее богатство индивидов; уровень информатизации общества, степень оснащенности его, а также каждого из его членов, информационной компьютерной техникой и возможностями пользования глобальными коммуникационными сетями типа Интернет, владение методами и средствами информатики, овладение компьютерной грамотностью; способность к коммуникациям, к благожелательному комплементарному диалогу;

■ информационная картина мира — модель многомерного информационного пространства — совокупность информационных сфер, сред и потоков, систем, языков, символов и знаков, сигналов и информационных семантических связей, образующих инфоноосферу Земли и информационное пространство Космоса — мировиде-ние через призму информации; тезаурус окружающего человека мира, оформленный в знание — запас информации, накопленный на антропогенных технических носителях информации и информации, запечатленной в памяти человека в соответствующую языковую картину мира, ко-

торая в свою очередь строится посредством передачи информации как способа накопления знаний;

■ понятие — информационная модель какого-либо факта, явления, процесса или системы на естественном языке;

■ тезаурус — гипертекстовая система понятий и семиотических связей между ними из какой-либо предметной области, предметная выборка из языка;

■ информационная педагогика — раздел общей педагогики периода развития информационного общества, информационной цивилизации; имеет своим объектом и предметом исследования и разработки в широком смысле воспитание информационных потребностей обучаемых и способов их удовлетворения, информационной грамотности и культуры членов информационного общества, введение их в пространство понимания информационной картины мира с ее естественно-природными и технико-антропогенными компонентами, освоение начал информологии; методологию, методику и технологии междисциплинарных функций и мировоззренческого смысла понятия информация;

■ педагогическая информатика — раздел информатики, формирующий концептуально методологические и педагогические основы учебного предмета «информатика», научные методы его преподавания, разрабатывает методики использования в учебно-воспитательном процессе средств электронно-вычислительной техники педагогических информационных технологий, средств телематики и теленетики и др.

В настоящее время выдвигается трансдисциплинарная парадигма, как вариант которой рассматривается концепция информологии (Мо-кий B.C. и др.). По мнению авторов, информо-логия изучает пространство и пространственную организацию информации, а также пространственную организацию информационных систем (Мокий B.C., Шегей O.E., Жамборова А.О. Краткое введение в информологию/ - http: // ininin.org / ru / theory / paradigma.htm).

Вся Вселенная при информационном подходе к ней с учетом принципа физикализации познания рассматривается как сверхсистема, способная к самоорганизации и к самоуправлению посредством обмена между ее частями информацией — информационному взаимодействию через информационные процессы.

Заключим все выше приведенные рассуждения формулой:

материя - дух - пространство - время информация (движение) - инфовзаимодействия - информационные процессы

Сегодня наступило время информации и информационной парадигмы науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.