Научная статья на тему 'Корреляция ментальной репрезентации и процесса обработки информации в глобальном информационном пространстве'

Корреляция ментальной репрезентации и процесса обработки информации в глобальном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМОГЕННАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / INFORMO-MADE CULTURE / MENTAL REPRESENTATION / INTERNALIZATION / EXTERIORIZATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корреляция ментальной репрезентации и процесса обработки информации в глобальном информационном пространстве»

Мухиддинов А.Г. ©

К.п.н., доцент; кафедра педагогики, психологии и инновационных технологий;

Ферганский областной институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

КОРРЕЛЯЦИЯ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: информогенная культура, ментальная репрезентация, интернализация,

экстериоризация,

Keywords: informo-made culture, mental representation, internalization, exteriorization.

На современном этапе развития цивилизации доминирующим фактором является социокультурный феномен, который можно определить как информационную революцию. Информационные технологии, первоначально возникшие как вспомогательный компонент техногенной культуры, получили распространение практически во всех сферах жизнедеятельности общества и стали основным способом осуществления познавательной и предметно-практической деятельности, направленной на освоение и преобразование мира. Глобальная информатизация способствовала ускорению темпов глубокой трансформации социокультурной системы общества и формированию информогенной культуры. Данная социокультурная система, вобравшая в себе интеллектуальный и аксиологический потенциал традиционной и техногенной культуры, превратилась в духовную основу современного общества. Ускоренными темпами происходило формирование институциальных структур информогенной культуры, что способствовало формированию информационной индустрии, служащей для программного, информационного и технического обеспечения процесса создания, обработки, хранения и обмена информацией в глобальном, региональном и локальном и замкнутом информационном пространстве.

Изучение тенденций развития информогенной культуры предполагает проведение системного анализа на разных уровнях методологического исследования. Применение философской, общенаучной, конкретно - научной методологии позволяет всесторонне исследовать информогенную культуру и как социокультурную систему.

К числу проблем, требующих исследования на уровне философской методологии, относится изучение основного атрибута информационных технологий - информации.

Поскольку единого определения понятия информация (от лат.- разъяснение, изложение, осведомленность) как научного термина не существует, чаще всего данное понятие трактуется как сведения о чем-либо, независимо от формы их представления. Сложность составления научной дефиниции этого понятия заключается в том, что она должна отражать сущность разнообразных процессов, происходящих как в биологической, так и в социальной среде. С этой точки зрения требует методологического обоснования вопрос о взаимосвязи и взаимообусловленности понятий генетическая и социальная информация. Генетическая информация представляет собой программу свойств организма, получаемая от предков и заложенная в наследственных структурах в виде генетического кода, определяющего морфологическое строение, рост, развитие и репродуктивную способность живого организма. Исследование генетической информации предполагает изучение сложного генетического кода на молекулярном уровне. О сложности подобных исследований говорит тот факт, что Международная научная программа, предусматривающая составление карты генома человека Human Genome Preyed; (Проект Генома Человека,1966 г.) предполагает изучение строения более 100 тыс.геномов. Генетическая информация обеспечивает полноценное формирование организма, способного вести автономное существование и удовлетворять витальные потребности. Благодаря этому человек наделяется всеми необходимыми свойствами, характерными для всех живых организмов: способность к питанию, росту, развитию и размножению. Генетическая информация также способствует формированию психики, которая характерна для человека и высших животных. Психика человека, в отличие от психики животных, наделена свойством восприятия информации, имеющей социальное значение, и обработки её посредством специфических знаковых структур. Это свойство психики человека не является врожденной способностью, поскольку она не обусловлена генетической информацией. Данная способность является приобретенной способностью, которая формируется только при наличии артефактно опосредованной социальной среды и возможности для активного взаимодействия с окружающими. В противном случае эта способность сохраняется в латентном состоянии, и, как показывают случаи с людьми, изолированными от

© Мухиддинов А.Г., 2013 г.

социальной среды в раннем младенчестве, при наличии указанных двух условий она может быть восстановлена. Генетическую информацию можно охарактеризовать как субстрат, содержащий в себе и материальную основу (белки, ДНК, РНК, нуклеотиды), и программу самореализации, и энергетические ресурсы, необходимые для запуска генетической программы. Под воздействием социальной информации и активного взаимодействия с окружающими в сфере психики ребенка начинается процесс глубокой реструктуризации, что способствует формированию новой сферы психики - сферы сознания. Все инстинктивные способности психики локализуются в сфере бессознательного, в сфере сознания последовательно формируются специфические механизмы мышления и речи, представляющие собой высшую форму отражения. Позднее в сфере сознания образуется и сфера подсознания, которая управляет всеми действиями, которые производятся на уровне стереотипов и автоматизированных навыков. Первоначально психика ребенка способна только реагировать на внешнюю информацию. Такое восприятие является односторонним и ограниченным. Так, психика младенца не способна воспринимать смысл речи, однако ребенок реагирует на паралингвистические свойства звучащей речи (интонацию, тембр и темп, эмоциональную окраску речи). На психику ребенка также оказывают воздействие невербальные факторыв (мимика, жесты, выражение лица и др.) Одним из важных свойств психики, способствующих формированию способности адекватного восприятия социальной информации, является способность ментальной репрезентации, которая связана с процессом становления внутреннего Я, В процессе формирования данной способности в сфере сознания образуется ментальное кольцо, где закрепляются специфические коды, позволяющие идентифицировать и производить селекцию информации, поступающей от естественного окружения и социальной среды. По мере развития мышления и речи, данные коды видоизменяются, расширяется спектр сигнатур, и постепенно образуются интегральные коды, позволяющие адекватно воспринимать и обрабатывать и когнитивный компонент, и ценностно-нормативное содержание воспринимаемой социальной информации. В процессе ментальной репрезентации происходят следующие мыслительные операции:

1. Декодирование сигналов, поступающих по каналам ощущения, идентификация и первичное осмысление когнитивного содержания информации;

2. Селекция информации, которая направлена на определение степени значимости новой информации для собственного Я:

3. Определение степени важности и актуальности информации для принятия решения о целесообразности выведения её на уровень оперативной памяти для осуществления конкретных действий или сохранения в долговременной памяти.

Информация, прошедшая идентификацию и селекцию в дальнейшем подвергается процессу обработки на уровне разумного мышления. На данном этапе осуществляется анализ, синтез, интерпретация когнитивного компонента информации, одновременно происходит оценка ценностного содержания информации.

Следует отметить, что часть информации, поступающей от внешнего мира, поступает в сферу бессознательного, минуя ментальную репрезентацию. Такая информация воспринимается на уровне интуиции и поступает в сферу сознания как целостное знание

В процессе получения образования, как результат систематического педагогического воздействия, способности ментальной репрезентации и мыслительной обработки информации совершенствуются. Профессиональная деятельность способствует дальнейшему совершенствованию этих способностей. В ходе творческой деятельности способности восприятия и преобразования социальной информации получают дальнейшее совершенствование, наряду с этим в сфере сознания человека формируются креативные способности по генерации новых идей. Новая информация, отражающая креативные способности творческой личности, в процессе экстериоризации воплощается в новациях. Те новшества, которые имеют большое социальное значение, получают общественное признание и становятся достоянием социокультурной системы.

Глобальная сеть, созданная посредством компьютерных и информационных технологий, представляет собой обширное виртуальное пространство, где применяются своеобразные способы познавательной и преобразующей деятельности. Работа в информационном пространстве способствует глубокой трансформации всех процессов, происходящих в сфере сознания личности и в общественном сознании, в том числе способностей человека по созданию, обработке, обмена информацией. В виртуальном информационном пространстве формируется своеобразный искусственный интеллект, который является промежуточным звеном, соединяющим сферу сознания личности с общественным сознанием. Существует корреляционная связь между сферой сознания

общества и виртуальной сферой искусственного интеллекта: системные изменеия в каждой сфере приводят к аналогичным изменениям в другой сфере.

Овладение компьютерной грамотностью, повышение компетентности, регулярное использование ИКТ требует от человека активного взаимодействия с артефактно опосредованным искусственным интеллектом, который наделен свойствами презентации, репрезентации, интерактивного обмена информацией. В глобальном информационном пространстве накапливается обширная информация, отражающая духовный потенциал общественного сознания, вместе с тем здесь есть и пространство, относящееся к менталитету личности. Поскольку виртуальное информационное пространство представляет собой новую, артефактно обусловленную форму бытия сознания, в нем действуют законы, характерные для процесса формирования, функционирования и развития сознания личности и общества. К числу таких законов относится тенденция к интеграции и дифференциации научных знаний, информации и аксиологических ценностей. Особенностью интеграции в глобальном, региональном и локальном информационном пространстве является, во-первых, возможность создания интегрированного интеллектуального потенциала по принципу унификации, благодаря чему обеспечивается возможность для использования ИКТ в массовом порядке, во-вторых, наряду с интеграцией информации в рамках конкретных наук, осуществляется систематизация информации с учетом сферы применения, в-третьих, в этой сфере есть возможности для осуществления интеграции с учетом характера деятельности корпоративного и персонального пользователя.

В виртуальной среде своеобразно происходят и процессы дифференциация информаций. Данный процесс характеризуется наличием беспрецедентных возможностей для создания уникального информационного пространства для отдельных социальных групп, объединений пользователей и персонального пользователя в зависимости от характера и целевой установки. Своеобразно происходит интеграция и дифференциация в средствах массовой информации (СМИ), предназначенных для донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающих большую (массовую) аудиторию и действующих на постоянной основе.

Современные ИКТ обладают специфическими функциональными возможностями по презентации, репрезентации, интернализации и экстериоризации цифровой, текстовой, звуковой и визуальной информации. Данные функции ИКТ в определенной степени адекватны соответствующим процессам восприятия, обработки и обмена информацией в сфере сознания человека, вместе с тем эти свойства искусственного интеллекта обусловлены техническими и функциональными возможностями компьютера и внешних устройств. В процессе работы с ИКТ интерналиизация, презентация, репрезентация и экстериоризация информации параллельно проистекают и в сфере сознания личности, и в виртуальной сфере искусственного интеллекта.

Таким образом, на современном этапе основной вектор развития цивилизации на сфере информационных технологий, которая создает благоприятную почву для перехода к новой фазе социальной общности людей - постиндустриальному обществу.

Литература

1. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике // Финансы и статистика - 2000 - № 9.:

2. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. - 2001. - №6.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - М.2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.