Научная статья на тему 'Интеграция аутентичной и социальной составляющих я - концепции в процессе становления и развития личности'

Интеграция аутентичной и социальной составляющих я - концепции в процессе становления и развития личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНЫЙ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОВОСПРИЯТИЕ / ИНСАЙТ / AUTHENTIC / I-THE CONCEPT / SELF-PERCEPTION / INSIGHT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухиддинов А. Г.

В статье рассматривается проблема формирования Я-концепции личности на основе изоморфной взаимосвязи аутентичного и социального “Я”, раскрываются транзитивные отношения между личностным и социальным компонентами в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция аутентичной и социальной составляющих я - концепции в процессе становления и развития личности»

Мухиддинов А.Г. ©

К.п.н., доцент, кафедра педагогики, психологии и инновационных технологий, Ферганский областной институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

ИНТЕГРАЦИЯ АУТЕНТИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ Я - КОНЦЕПЦИИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования Я-концепции личности на основе изоморфной взаимосвязи аутентичного и социального "Я", раскрываются транзитивные отношения между личностным и социальным компонентами в процессе социализации.

Ключевые слова: аутентичный, я-концепция, самовосприятие, инсайт. Keywords: authentic, I-the concept, self-perception, insight.

В условиях масштабной информатизации всех сфер жизнедеятельности современного общества радикальному изменению подвергается процесс социализации личности. Термин «социализация», введенный в обиход американским социологом Ф. Г. Гиддингсом в 1887 году в современной научной литературе часто употребляется как информационная социализация. Распространение такого выражения не означает, что информация рассматривается в качестве нового феномена, вовлеченного в процесс социализации под влиянием масштабной информатизации: информационный обмен изначально был основым способом осуществления межличностных отношений, обеспечивающих процесс социализации. Современная интерпретация акцентирует внимание на том, овладение информационно-коммуникационные ресурсами стало необходимым компонентом социальной компетентности лчности.

В обеспечении поступательного движения к подлинной личностной зрелости в процессе социализации важное значение имеет способность к межсубъектным отношениям, которые налаживаются под непосредственным вздействием социальной информации. В генетически обусловленной парадигме формирования адаптивного поведения человека как биологического существа предусмотрено лишь развитие инстинктивной способности к установлению полезного сожительства с другими индивидами. Для обретения способности к разумному существованию в социальной среде индивид должен стать деятельным субъектом, обладающим способностью к обеспечению жизнедеятельности в социуме путем установления межсубъектных отношений с другими. Процесс социализации создает условия для формирования личности как активного субъекта социальных отношений, способного к целенаправленной деятельностной активности в социальной среде. Личность представляет собой системное качество индивида, обусловленное артефактно опосредованной средой и складывающееся в условиях общения и взаимодействия.

В научных исследованиях неоднократно предпринимались попытки определить базово-категориальный статус понятия "личность", однако эти усилия приводили к еще большему расширению траектории осмысления данного социокультурного феномена и появлению далеко неоднозначных трактовок. При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности все исследователи приходят к признанию того, что многомерность является основным свойством личности и характеризует сущность данного феномена. На основе такой трактовки в философской методологии сформулирована аксиома, характеризующая человека как уникального и неповторимого создания.

Для полноценного исследования процесса социализаци необходимо провести методолгический анализ системной трансформации психики, обращая внимание на экстраполяцию двух тенденций, связанных с самоактуализацией сугубо индивидуальной,

© Мухиддинов А.Г., 2013 г.

аутентичной сущности и реализацией социально обусловленной сущности человека. Методологический анализ целесообразно начинать с рассмотрения исходного момента развертывания генетического кода, формирования организма как гомогенной (др.греч.homogenus- однородный) системы, способной к автономному существованию в условиях гетерогенной (др.греч. heterogеnш-разнородный) внешней среды. Гомогенность как имманентное свойство психики проявляется в том, что прием любой информации,исходящей от внешних гетерогенных источников, осуществляется с позиции целостной субстанции индивида, передачу внутренней информации психика также осуществляет как единая, целостная инстанция. Системная трансформация психики индивида, обусловленная социальной средой, нацелена на формирование деятельного субъекта как целостной инстанции сознания, координирующей целенаправленную деятельностную активность индивида путем самоактуализации внутреннего, генетически обусловленного потенциала и реализации способности к освоению и актуализации социально обусловленных компетенций. Важным этапом процесса социализации является формирование Я-концепции, представляющей собой сумму значимых личностных идентификаций. Я-концепция, отражающая закономерную, социально детерминированную потребность человека «быть личностью», формируется на основе обмена информацией в аутентичной, глубоко личностной инстанции и социальных контактов с артефактно опосредованной средой. Стремление быть личностью заставляет человека усваивать социальную компетентность, которая определяет статус личности - временное или постоянное место в социальных иерархиях различного типа, определяющих взаимоотношения с другими членами общества. Под влиянием внешней и внутренней информации формируется такой важнейший с практической точки зрения элемент Я-концепции, как самооценка личности, которая помогает человеку быть уверенным в себе, осуществлять сознательное поведение, находить правильные решения в трудных ситуациях. В гетерогенной социальной среде самооценка личности формируется под влиянием разнообразных факторов, основными из которых являются отраженная оценка и обратная связь. Самовосприятие (термин впервые был использован психологом Д.Бемом) как обобщенный вывод о себе, о своих качествах и социальном статусе на основе рефлексии собственных устойчивых предпочтений и поведенческих паттернов имеет большое значение для формирования концепции «Я».

Самореализация личности, (self-actualization) как элемент Я-концепции личности, помогает человеку осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки, усваивать необходимую социальную компетентность. Термин связан с иерархией потребностей, предложенной А. Маслоу в 1954 г.. Согласно этой теории, самореализация достижима лишь в высшей ступени пирамиды потребностей, если удовлетворены все биологические и социальные потребности.

Психика как генетически обусловленный феномен формирует аутентичное (греч. authentikos - подлинный) "Я", которое обеспечивает идентификацию социальной информации на основе единства познания и эмоционального переживания. В аутентичной инстанции сознании особенно ярко проявляется инстинкт жизни, который по мнению философа В.Винниченко, "дает человеку любовь к самому себе как необходимое средство поддержания жизни в себе и вокруг себя". С точки зрения экзистенциональной психологии аутентичность представляется как выражение уникальных сущностных качеств индивида, которые соответствуют его истинной природе (Сартр), в учении Лао-Цзы аутентичность с позиции даосизма представляется как «живущий в согласии с силами природы». Следует отметить, что в аутентичном «Я» как инстанция, расположенной в сопредельных зонах сознания и бессознательного, в качестве механизмов обработки социальной информации функционируют и врожденные инстинкты, и на знаковые структуры ментального кольца. В процессе аутентичной идентификации внутреннее «Я» испытывает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности, наслаждения или агрессивнисти. Глубиная психология (нем. Tiefenpsychologie), как отрасль психологии, исследующая т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, имеет большое значение в изучении аутентичного

«Я». Благодаря функционированию аутентичного «Я» ментальное содержание социальной информации стимулирует определенные биофизиологические процессы в сфере бессознательного, в свою очередь, биофизиологическая активность генетически обусловленных механизмов сферы бессознательного стимулирует адекватные психические процессы. Нарушения равновесия в данной инстанции эго-состояния чаще всего приводят к отклонениям в виде скользящего спектра различных степеней интеграции Я-структуры, которые изучаются на основе спектральной теории. В отдельных случаях скользящие спектры интеграции аутентичной и социальной Я-структур расходятся до недопустимых пределов, что препятствует установлению транзитивных замыканий на уровне Я-концепции личности. Такое состояние проявляется в психическом феномене раздвоения личности, обусловленным диссоциативным расстройством личности, характеризующимся резкой сменой эго-состояния и установлением поочередного контролирования умственных и жизненных способностей и общего поведения одновременно двумя личностями. Поскольку при возникновении данного психического феномена забывчивость значительно превышает норму, психика не в состоянии обеспечивать общую координацию поведения, эго-состояния аутентичного и социального «Я» навязывают человеку отдельные, кардинально противоположные способы осуществления жизненного поведения.

Артефактно опосредованная парадигма развития создает почву для формирования социального "Я" персоны (persona - лат. актерская маска), осознающего аспекты личности, вынесенные во внешний мир и устанавливающей тожественность эго-состояния психики с состоянием общественного сознания Вторая линия развития личности, связанная с формированием персоны и презентацией идентичности социального «Я» характеризует процесс становления индивида как активного субъекта социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей, складывающееся в условиях взаимодействия и общения.

Аутентичная Я-структура личности, отражающая природные свойства и особенности индивида, изнутри обеспечивает стремление индивида проявлять активность по сохранению устойчивого внутреннего эго-состояния, а социально обусловленная Я-структура помогает индивиду актуализировать внутренние влечения в соответствии с требованиями и ролевыми предписаниями, установленными в социуме. Благодаря этому по мнению Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева достигается единство (но не тождество) чувственной сущности индивида и условий социальной среды. Аутентичная и социальная Я-структуры по-разному обеспечивают направленность поведения личности на удовлетворение потребностей: первая инстанция сознания способствует появлению недифференцированных влечений, отражающих состояние биофизиологической активности природной натуры индивида, в то время как социальная Я-структура способствует реализации активности на основе глубинных смысловых структур («динамических смысловых систем» по Л. С. Выготскому) и устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д.. Благодаря Я-концепции, объединяющей аутентичную и социальную Я-структуры, личность обретает способность к осуществлению целенаправленной, сознательной природосообразной и ментально обусловленной деятельности, направленной на удовлетворение и сугубо личностных, и социально обусловленных потребностей. Следует отметить, что в отдельных случаях под воздействием внутренней среды аутентичное «Я» испытывает стремление к самореализации в новой, несвойственной форме, а социальное «Я» испытывает желание расширять сферу своей деятельности, применять новые модели поведения, выходящие за пределы ролевых предписаний. В таких ситуациях возникает психологический феномен инсайта как результат осуществленных личностью значимых изменений глубинных смысловых образований и ценностных установок. С учетом характера проявления данного феномена в инстанции аутентичного и социального Я-структур, целесообразно разграничивать внутренний и внешний инсайт. Внутренний инсайт возникает в тех случаях, когда аутентичное "Я" обнаруживает несоответствие содержания внешней информации

внутреннему эго-состоянию и как выход из создавшейся критической ситуации формирует новую интенцию (лат. intention - стремление) - сгущенный (неразвернутый) образ, который имеет ту или иную смысловую, чувственно-аффективную и волевую окраску. Данный сгущенный образ проникает в ментальное кольцо и социальное «Я» осуществляет идентификацию в дифференцированной форме, разграничивая смысловую структуру и эмоционально-волевой компоненты, которые образуют новую модель поведения. Внутренний инсайт, в частности, имеет место при появлении радикальных инновационных идей, которые возникают в сфере бессознательного как неразвернутый ментальный конструкт, который в сфере сознания используется как основополагающая идея, на основе которой формируются стройные рассуждения и умозаключения Внешний инсайт возникает в инстанции социального «Я» под воздействием новых проявлений жизни, когда для полноценной идентификации нештатной ситуации и разработки адекватных моделей поведения требуются новые смысловые структуры и эмоционально-волевые качества личности. В тех случаях, когда интеллектуальный и аксиологический потенциал социального «Я» не позволяет осуществить адекватную интерпретацию возникшей проблемы, интенция поступает в сферу аутентичного «Я», которое вовлекает механизмы бессознательного для усиления креативной способности творческой личности.

Система непрерывного образования как специфический социальный институт, обеспечивающий процесс социализации личности, предусматривает использование педагогических инноваций, направленных на расширение использования интерактивных форм образования, создающих благоприятную почву для развития социального «Я» личности обучающихся. Наряду с внедрением интерактивных образовательных технологий целесообразно обращать внимание и на расширение сферы применения информальных педтехнологий, способствующих развитию аутентичного «Я».

Литература

1. Психология человека от рождения до смерти/ Под общей редакцией А.А. Реана.-М,2002 г.

2. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

3. Компанцева Л.Ф. Интернет-коммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультуро-логические аспекты. - Луганск: Знание, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.