Научная статья на тему 'Реализация компетентностно-ориентированного подхода в системе повышения квалификации учителей'

Реализация компетентностно-ориентированного подхода в системе повышения квалификации учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МНОГОГРАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПАТТЕРН / COMPETENCE / MULTI-FACETED COMPETENCE / PATTERN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностно-ориентированного подхода в системе повышения квалификации учителей»

Мухиддинов А.Г.1, Хамалова Ф.Ю.2 ©

:К.п.н., доцент; 2старший преподаватель, кафедра педагогики,психологии и инновационных технологий, Ферганский областной институт переподготовки и повышения квалификации

педагогических кадров

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Ключевые слова: Компетентность, многогранные компетенции, паттерн. Keywords: Competence, multi-faceted competence, pattern.

Система повышения квалификации учителей как специфический тип непрерывного образования, сопровождающий педагога в различные периоды его профессиональной деятельности, способствует обновлению и углублению полученных ранее профессиональных знаний, формированию профессиональной компетентности, удовлетворению образовательных потребностей, Компетентность педагога как уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающая место между уровнями исполнительским и совершенством представляет собой оптимальную степень интеграции многогранных компетенций. Система повышения квалификации способствует обновлению и углублению знаний, навыков и умений, обеспечивая интеграцию нового социокультурного потенциала в специфические компетенции и одновременно создает условия для интеграции компетенций в целостную профессиональную компетентность учителя, которая обеспечивает успешное решение образовательно-воспитательных задач. Современная система повышения квалификации учителей предполагает осуществление презентацию новых знаний и передового опыта в рамках учебно-методического комплекса(УМК), основанного на модульно-блочной технологии. Модуль как структурная единица учебного плана представляет собой целостный набор подлежащих освоению знаний и умений, разрабатывается с учетом государственных требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении курсов. Предметно-ориентированный подход к разработке модульно-блочного представления учебного материала в системе повышения квалификации учителей создает основу для формирования компетенций, необходимых для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства педагога. Однако изучение материалов анкетирования и квалификационных работ, обстоятельный анализ результатов итоговой аттестации слушателей курсов показывает, что компетенции, в достаточной степени интегрированные в рамках конкретного предмета, не всегда вписываются в систему целостной, многогранной профессиональной компетентности. Знания и умения, предусмотренные в рамках модуля, способствуют формированию общекультурной компетентности, которая не всегда адекватно реализуется педагогом в в процессе решения конкретных учебно-воспитательных задач. Частные компетенции проявляются на основе рефлексии собственных устойчивых предпочтений и актуализируются в профессиональном поведении в в виде эпизодических паттернов.

Следует отметить, что государственные требования к повышению квалификации учителей, определяющие параметры профессиональной компетентности учителей, являются концептуальной основой разработки базовой парадигмы модульно-блочного учебно-методического комплекса, в рамках каждого модуля как автономного организационно-методического блока, параметры компетенций определяются на основе государственных требований, отражающих специфику дисциплин, представленных в данном модуле. Для обеспечения оптимальной интеграции всех компетенций в целостную, многогранную профессиональную компетентность, необходимо повысить статус модулей общепрофессионального блока, в частности, модуля «Актуальные проблемы педагогики»

©Мухиддинов А.Г., Хамалова Ф.Ю., 2013 г.

как стержневой основы всего учебно-методического блока. Педагогика как система научных знаний и рефлексированного педагогического опыта на основе общедидактических принципов создает научную и практическую концептуальную основу оптимальной интеграции специфических компетенций в целостную профессиональную компетентность. Как ключевой компонент УМК педагогика создает предпосылки для формирования общепредметных компетенций и одновременно становится концептуальной основой для интеграции метапредметных и предметных компетенций, которые формируются в рамках общественно-гуманитарных и профильных дисциплин. Каждый модуль целостного УМК предусматривает формирование знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями соответствующей дисциплины и создает предпосылки для интеграции специфической компетенции. Блок общественно-гуманитарных дисциплин создает основу для презентации новых знаний, отражающих современное состояние развития соответствующих сфер социокультурной системы и тем самым способствует интеграции соответствующих компетенций. Эти компетенции, формирующиеся в рамках конкретной дисциплины на уровне общекультурной компетенции, являются важным компонентом целостной профессиональной компетентности. Общепрофессиональные дисциплины (педагогика, психология) способствуют формированию профессиональных компетенций на основе интеграции общедидактического компонента, блок профильных предметов, состоящих из теоретичеких дисциплин по специальности и методики преподавания предмета, создают почву для интеграции частнодидактических компетенций. Теоретические знания, предусмотренные в разных модулях УМК неоднородны по содержанию и каждая учебная дисциплина способствует формированию специфичных для данной системы знаний и умений. Поэтому весьма затруднительно, а в некоторых случаях невозможно привести к общему знаменателю разноплановые теоретические знания на основе единой дидактической концепции. С учетом данного обстоятельства в качестве стрежневого компонента профессиональной компетентности целесообразно рассматривать не систему знаний, а компетенции, представляющие собой интегрированный ментальный конструкт, обеспечивающий способность учителя и к осмыслению образовательно-воспитательных задач и определению оптимальных моделей профессионального поведения. Следует иметь в виду, что компетенции как отдельные части массива профессиональных способностей хотя и различны, но образуют связное, интегрированное целое на основе общепрофессиональной компетентности. В формировании этой интегрированной способности решающее значение имеет процесс идентификации новой информации с представлениями, хранящимися в семантической памяти. Процесс идентификации обеспечивает распознавание паттерна профессионального поведения, который становится новым стимулом к деятельности. Для совершенствования педагогического мастерства педагогов необходимо создавать условия для формирования компетенций применения педагогических технологий, позволяющих расширить круг интерактивного общения и одновременно создавать условия для применения информальных методов педагогического воздействия. С этой точки зрения большое значение имеет формирование у учителей способности к фасилитации [англ. facilitate — облегчать] интерактивного общения, которая проявляется в повышении скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного человека. При организация интерактивных форм общения возникает необходимость преодоления противоположного феномена - социальной ингибиции, приводящей к ухудшению скорости и качества выполняемых действий под влиянием присутствия посторонних наблюдателей.

Для последовательного и целенаправленного обеспечения компетентностно-ориентированного обучения необходимо усилить содержание модуля "Актуальные проблемы педагогики" как стержневой основы УМК. Для усиления междисциплинарных связей целесообразно обеспечить координацию содержания и тематики в рамках всего УМК. При установлении междисциплинарных связей учебного плана и программы путем обеспечения

тематической увязки модулей общепрфессионального и профильного блоков необходимо иметь в виду, что в рамках курса педагогики у учителей-предметников формируются общедидактические компетенции использования педагогических технологий, а профильные дисциплины должны обеспечить формирование частнодидактических компетенций, отражающих специфику конкретного предмета школьного курса. Тематическая соотнесенность компонентов педагогики и профильных дисциплин позволяет осуществлять презентацию аналогичных технологий на разных уровнях интеграции при сохранении единой линии в организации целостного образовательного процесса. С целью усиления междисциплинарных связей между общепрфесиональными и профильными блками целесообразно обеспечить участие специалистов по педагогике в процессе подготовки и проведения учебной практики в школах. В ходе учебной практики целесообрано организовать беседу за круглым столом, презентацию авторских разработок с последующей демонстрацией фрагментов уроков с применением разработагнных технологий.

Курсы повышения квалификации должны способствовать формированию и развитию творческих креативных способностей как неотъемлемого компонента профессинальной компетентности современного учителя. С целью усиления творческого потенциала учителей в рамках модуля "Актуальные проблемы педагогики" слушателей можно ознакомить с основами акмеологии, изучающей проблемы совершенствования профессионального мастерства в условиях конкуренции, обращая внимание на экстраполяцию тенденций развития педагогического новаторства в обозримом будущем. В актуализации креативной компетентности педагога важное значение имеет своеобразный феномен информационного обмена -инсайт как внезапное усмотрение решения без внешних материальных проб. Идеи модификационных и радикальных педагогических инноваций возникают как инсайт в двух полюсах педагогического мышления: как интенциональный конструкт в сопредельных зонах аутентичного "Я" и бессознательного и как ментальный конструкт в сфере сознания персоны учителя в точках установления социальных контактов с артефактно опосредованной педагогической средой. С целью формирования творческой компетентности слушателей целесообразно предоставить им возможность для подготовки и презентации в качестве итоговых квалификационных работ индивидуальных авторских проектов, предусматривающих разработку и внедрение педагогических инноваций, направленных на расширение диапазона использования интерактивных, неформальных и информальных образовательных технологий. Для тех учителей, которые обладают высоким творческим потенциалом, необходимым для разработки и внедрения модификационных и радикальных педагогических инноваций, целесообразно организовать курсы по специальным учебным программам, предусматривающим организацию краткосрочного обучения, подготовку авторских проектов, проведение экспертной оценки и представление проектов в соответствующие органы для последующего внедрения

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. - 1993

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999.

3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.