4. Сидоренко, Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату [Текст]/ Е. В. Сидоренко. - СПб: «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. - 234 с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
УДК370.179.1
Венславский Владимир Борисович
Кандидат физико-математических наук, доцент Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, четІа\@таіІ. ги, Чита
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕКТРОНИКЕ
Venslavsky Vladimir Borisovich
Candidate of sciences in physics and mathematics, Associate Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. Chernishevsky, venslav@mail.ru, Chita
PREPARATION OF STUDENTS FOR REALIZATION OF PRIMARY PROFESSIONAL PUPILS’ TRAINING FOR ELECTRONICS
Основным фактором инновационного развития экономики является обновлённая система образования, через которую проходят будущие кадры, способные участвовать в социально значимых проектах, осваивать и разрабатывать новую технику, использовать знания и достигнутые компетенции для развития науки, системы образования и личностного становления в обществе. Социальный заказ на подготовку кадров, которым предстоит участвовать в инновационных проектах развития экономики, реализуется переходом на профильное обучение, призванное обеспечить гармоничное развитие творческих способностей учащихся, обеспечить начальную профессиональную подготовку старшеклассников по различным направлениям. В профессиограмму будущего учителя добавляется новая компетенция - организация и реализация начальной профессиональной подготовки школьников, избравших профильный уровень обучения. Профессиональная компетентность будущего учителя как достигнутое личностное качество включает в качестве основного компонента предметную компетентность. Необходимость формирования предметной компетентности будущих учителей физики, технологии и информатики в области электроники востребовано социальным заказом и реализуется на основе образовательных стандартов нового поколения. Переход на профильное обучение школьников по направлению «Электроника» разработчики стандарта среднего (полного) общего образования в примерной программе индустриально-технологического профиля моделируют на основе профильных учебных предметов
«Физика» и «Технология» (10 и 8 часов в неделю на два года обучения), поскольку в перечне школьных учебных предметов до настоящего времени отсутствует «Электроника» как самостоятельный предмет [4, с. 186]. Раздвоение электроники на два профильных предмета приводит к проблеме интеграции и дифференциации технологической и физической подготовки будущих учителей технологии и физики, которая согласно ФГОС ВПО 3-го поколения осуществляется в разных профилях направления «Педагогическое образование» (446 и 44м) [3].
В настоящей работе рассмотрим подходы к построению методической системы подготовки будущих учителей физики и технологии к моделированию и проектированию электронных устройств и на этой основе к педагогическому проектированию начальной профессиональной подготовки школьников по направлению «Электроника». В сложившейся системе подготовки по электронике (бакалавров образования - будущих учителей технологии и физики) одним из рациональных решений, на наш взгляд, является унификация основного предмета по структуре, содержанию и названию - «Электроника» (как обобщающий термин). На базе основного предмета «Электроника» можно создавать структуру дополнения и углубления системы знаний и развития компетенций за счёт вариативных частей основной образовательной программы (ООП) с учётом преемственности и интеграции физического и технологического образования [1; 4]. Акцент на применение в подготовке будущих учителей технологии и физики исследовательских учебных технологий позволяет автодидактично в процессе учебного проектирования электронных устройств и педагогического проектирования учебно-методических комплексов (УМК) формировать востребованные компетенции учителя как технолога и проектировщика начальной профессиональной подготовки старшеклассников. В компетенции будущих учителей физики и технологии реализация начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника» на основе предметных знаний и понимания процессов, которые скрыты и их можно наблюдать только с помощью приборов. На пути теоретического и практического познания электроники большое количество препятствий (заблуждений), преодоление которых полезно, но носит вероятностный характер в достижении понимания сути. Преодолеть самостоятельно этот барьер достаточно сложно, поскольку требуется развитие критического мышления к учебным текстам.
С позиции компетентностного подхода целью подготовки студентов педагогических вузов - будущих учителей физики и технологии к профессиональной деятельности является достижение квалификационного уровня предметной и профессиональной компетентности (ППК). Модель методической системы формирования у студентов - будущих учителей физики и технологии ППК в области электроники структурируется из взаимосвязанных блоков (целевого, мотивационного, содержательного, деятельностного и рефлексивного), ориентированных на развитие компетенций как компонентов профессиональной компетентности (рис. 1).
Целевой компонент: профессиональная компетентность будущих
учителей технологии и физики к учебному проектированию электронных устройств и педагогическому проектированию начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника».
--------------------------------и-----------------------------------
Мотивационный компонент: успешность профессиональной
педагогической деятельности при реализации начальной профессиональной подготовки старшеклассников по направлению «Электроника».
Основной
курс: «Физическая
электронНК»
А
___________________________
Элективный курс. «Введение в электронику»
А
Элективный курс. «Цифровая электроника»
Элективный курс. «Электротехника / телемеханика»
ТГ
Критерии готовности
I
Элективные курсы, проекты и индивидуальные маршруты
/уровень бакалавриата и магистратуры)-. Технологии педагогического проектирования начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника»
Рисунок 1 - Модель методической системы формирования ППК
На основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке будущих учителей профильных классов по направлению «Электроника» можно выделить ряд проблем, позволяющих оценить преемственность школьного и вузовского образования и направленность педагогического проектирования. Это проблемы в области коммуникаций, содержания пред-
мета (наличия ошибок и заблуждений при моделировании элементов и систем), развития преемственности, вертикальной и горизонтальной интеграции физического и технологического образования, технологичности и техникознания. При входном тестировании студентов-физиков и технологов по вопросам моделирования электронных элементов и простейших цепей проявляется ряд минимумов и пробелов:
- низкий уровень знаний и отсутствие опыта применения методологических основ теории познания (понимание системного подхода, технологии учебного проектирования и моделирования);
- низкий уровень знаний и умений применить правила знаков',
- пробел в представлении вариативности и дуализма моделей резистивных элементов, включая источники;
- ошибочное представление о математическом моделировании источников и простейших цепей типа источник-приёмник;
- заблуждения о законах Кирхгофа и Ома (для полной цепи).
Введение в электронику оказывается за границей досягаемости базового уровня школьной программы (как и в прошлом) и, как правило, недостаточно полно изучается в педагогическом вузе. В современных педагогических исследованиях интеграции физического и технологического образования показано, что «возможно построение интегративного образовательного процесса, который ориентирован на целостное освоение содержания образования и формирование готовности будущих учителей к интегративной педагогической деятельности в школе» [1, с. 160]. Эти выводы позволяют ориентироваться на интегративную подготовку будущих учителей физики и технологии при формировании предметной компетентности по направлению «Электроника». Развитие преемственности школьного и вузовского образования в настоящее время решается за счёт перехода на профильное обучение [4]. Подготовка студентов - будущих учителей к организации начальной профессиональной подготовки школьников по направлению «Электроника» может осуществляться за счёт вариативной части программы - элективного согласующего курса «Введение в электронику» как введение к основному курса «Электроника». Подобная модель структуры подготовки по электронике в педвузе на современном этапе необходима, с нашей точки зрения, по нескольким причинам:
- позволяет компенсировать отсутствие начальной профессиональной подготовки школьников по направлению «Электроника»;
- позволяет компенсировать отсутствие в педвузе курса «Основы теории цепей», дополнить модуль «Электротехника»;
- позволяет устранить пробелы и заблуждения, приблизить к пониманию и использованию теории на практике;
- позволяет активизировать горизонтальные межпредметные связи за счёт обсуждения и применения на практике элементов теории позна-
ния (системного подхода, проектирования, моделирования как основной процедуры проектирования, включающей проектные процедуры - анализ, синтез и оптимизацию);
- позволяет освоить фундаментальные основы проектирования и моделирования простейших цепей и цепей смещения в устройствах;
- позволяет на ранней стадии бакалавриата активизировать мотивацию к занятиям техническим творчеством и НИРС;
- позволяет получить опыт участия в разработке информационной образовательной среды начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника», который будет полезен при освоении педагогического проектирования.
На уровне «введения» появляется возможность более подробно и наглядно изучать фундаментальные основы электроники, выполнять учебные исследования в деталях, из которых складывается понимание, приводящее к мотивации самостоятельного изучения и приобретения практического опыта. В рамках электива существует возможность устранить пробелы и заблуждения, касающиеся: моделирования источников, моделирования цепей, моделирования дуальных цепей, проектирования и моделирования электронных устройств. Для будущего педагога важно понимать, что моделирование предполагает этап формализации задачи, творческий процесс выбора или создания варианта модели, её упрощение или усложнение. Для простоты и наглядности обучения наиболее удобно применять линейные математические модели или выбирать условия, когда целесообразны линейные приближения. В профильной школе модельный ряд для дуальных линейных резистивных элементов целесообразно, на наш взгляд, называть: Я- или С-элемент (приёмник), г- или g-элeмeнm (источник), Е-элемент (г = 0) или 1-элемент (г = со). При применении идеальных моделей следует строго соблюдать принцип единства абстрактного и реального, что часто приводит к ошибкам, когда модель выдаётся за ВАХ или в модели системы упускаются из рассмотрения её составляющие элементы. Для профильного обучения школьников электронике в целях наглядности целесообразно, на наш взгляд, использовать получение математических моделей цепей-систем в графической форме. Примерная структурно-логическая модель элективного курса «Введение в электронику» построена с учётом формирования ППК и рассматривается в качестве основы структуры и содержания проектного задания на разработку УМК начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника» (рис. 2).
Введение в электронику
1Г...........
Методология учебного проектирования и моделирования
“Г
Информационные модели элементной базы в форме:
- УГО
- словесного портрета
- таблицы данных
- графиков
- уравнений
Линейные дуальные модели элементов цепи:
- Я-элемент - С-элемент
- г-элемент - §-элемент
- Е-элемент - 1-элемент
I
11нформационные модели целостных систем в форме:
- словесного портрета
- различных схем
- таблицы или карты
- системы графиков
- системы уравнений
7\
Ж
Модели линейных непей как целостных систем:
- «источник-приЪтик»
- «ж то чник- два приёмника >>
Моделирование устройств:
- делитель напряжения
- делитель тока
Конструирование устройств Макетирование, наладка
I
Педагогическое проектирование элементов УМК
Рисунок 2 - Структурная модель модуля «Введение в электронику»
Результатом поиска наглядных и доступных для профильного уровня методических решений обучения школьников моделированию простейших цепей типа источник-приёмник явилось применение метода опрокинутой характеристики для построения линейной математической модели целостной системы. Использовать метод опрокинутой характеристики для учебного проектирования линейных моделей явилось, на наш взгляд, реализацией висящей идеи ТРИЗ в методике преподавания электроники. Применение метода позволяет построить математическую модель целостной системы источник-приёмник в графической форме, наглядно продемонстрировать моделирование режима, показать инвариантность графической и аналитической моделей [2].
Достижение целостности системы подготовки будущих учителей в области электроники связано с освоением не только аналоговой, но и цифровой электроники. На основе учебного модуля предмета «Электроника» 214
можно осуществлять углубление и расширение знаний и развития компетенций в области цифровой электроники за счёт вариативной части ООП -элективного курса «Цифровая электроника» (рис. 1). Цифровая техника и цифровые технологии в современном мире являются определяющими и требуют адекватных шагов при подготовке учителей физики и технологии. Формирование ППК студентов эффективно в процессе учебной исследовательской деятельности моделирования и проектирования комбинационных логических и последовательных схем, в процессе педагогического проектирования УМК элективного курса «Цифровая электроника» - конструкта профессиональной деятельности учителя.
Примерная структурно-логическая модель элективного курса «Цифровая электроника» построена с учётом формирования ППК и рассматривается в качестве основы структуры и содержания проектного задания на разработку УМК элективного предмета начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника» (рис. 3).
«Цифровая электроника»
тг
Методология учебного проектирования и моделирования
I
7Г
І Інформацію иные модели элементной базы в форме:
- УГО
- словесного портрета
- таблицы данных
- графиков \ - уравнений
IV-
Информационные модели целостных систем в форме:
- различных схем
- словесного портрета
- таблицы или карты
- системы графиков
- системы уравнений
Ж
Логические элементы -модели элементов цепи:
- НЕ, И, ИЛИ
-И-НЕ, ИЛИ-НЕ
- М2, М2-НЕ
Ж
г Л
Модели комбинационных логических схем-систем:
- Х/Т(Са Г)С),
- Ш. ЭМ. МХ, ХМ
Л_
її
—N
У
Модели последовательных схем-систем:
- триггеры (КБ, КСв, В, Т)
- регистры, счётчики
- микропроцессоры
А
£
Педагогическое проектирование элементов УМК
Рисунок 3 - Структурная модель электива «Цифровая электроника»
На этапе магистратуры центр тяжести профессиональной подготовки будущего учителя технологии и учителя физики смещается в область освоения педагогического проектирования, моделирования структуры и содержания начальной профессиональной подготовки старшеклассников для реализации направления «Электроника». Значительное место в подготовки на этом этапе, как мы считаем, должны занимать проектные разработки авторских УМК профильных и элективных предметов, которые в дальнейшем можно использовать как конструкты в школе, развивая проект совместно с учениками профильного класса.
В процесс ^учебного проектирования нами были разработаны примерные модели УМК элективных курсов «Введение в электронику» и «Цифровая электроника», главными элементами которых являются авторские учебные пособия «Введение в учебное проектирование электронных устройств» и «Учебное проектирование цифровых устройств». В состав примерных моделей УМК включены оригинальные имитационные программы и аппаратные средства, разработанные в процессе учебного проектирования. На основе примерных моделей УМК (или их вариантов) студентам предлагается провести учебную экспертизу и найти собственные проектные решения с последующей защитой и внедрением.
Учебное педагогическое проектирование УМК элективного курса «Электротехника и телемеханика» целесообразно (и рекомендовано У МО) осуществлять на основе учебного пособия «Электротехника» (авторы А. Н. Аблин, М. А. Ушаков, Г. С. Фестинатов, Ю. Л. Хотунцев). Модель УМК начальной профессиональной подготовки школьников целесообразно разрабатывать, по нашему мнению, с учётом исторического опыта производственного обучения электротехнике в начала шестидесятых (М. Ю. Ан-вельт, Ю. X. Пухляков, М. А. Ушаков. Электротехника. - М: УЧПЕДГИЗ, 1963). На этой основе модель содержания элективного курса «Электротехника и телемеханика» будет близка к оптимальной, если, на наш взгляд, её дополнить модулем по использованию микропроцессоров и дистанционного управления механизмов.
Содержание основного курса «Электроника» наиболее современно и целостно, на наш взгляд, раскрыто в учебном пособии для студентов физических и технологических факультетов «Основы радиоэлектроники» (авторы Ю. Л. Хотунцев и А. С. Лобарев). Разработка моделей УМК учебных модулей основного и элективных курсов является, как показывает педагогический эксперимент, той учебной проектной деятельностью, в результате выполнения которой можно ожидать автодидактичное достижение достаточно высокого уровня ППК, наблюдать рефлексию и проявление эмоциональноценностных отношений к будущей педагогической деятельности.
Технология учебного проектирования, на наш взгляд, более эффективна, если ещё на младшей ступени бакалавриата определены цели и поставлены задачи на сквозное педагогическое проектирование УМК начальной профессиональной подготовки по направлению «Электроника».
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ...
Библиографический список
1. Бабина, С. Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся [Текст]: монография / С. Н. Бабина. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.
2. Венславский, В. Б. Подготовка студентов - будущих учителей физики, технологии и предпринимательства к обучению школьников моделированию электронных устройств [Текст]/ В. Б. Венславский // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 6 (51). -С. 14-19.
3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. - Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/okso_fros.htm
4. Филатова, Л. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст]/ Л. О. Филатова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 191 с.
УДК 37
Фадеева Светлана Владимировна
Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского гуманитарного университета, svetik-73@mail.ru, Ковров
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Fadeeva Svetlana Vladimirovna
The post-graduate of the professorship of pedagogies and psychology of the Vladimir State Humanists’ University, svetik~73@mail.ru, Kovrov
FACTORS OF RISK OF THE DEVELOPMENT NARCOTIC AND COMPUTER DEPENDENCIES BESIDE TEENAGER
Экономическая нестабильность и слабо развитая социальная сфера современного общества провоцирует рост различных форм зависимого поведения среди подростков таких как, курение, употребление алкоголя и наркотиков, компьютерная, Интернет и игровая зависимости.
Особую озабоченность вызывает распространение наркотической и компьютерной зависимостей, которое за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. О динамике развития этих форм социального недуга свидетельствуют данные органов здравоохранения. В Российской Федерации в 2007 г. зарегистрировано свыше 500 тысяч лиц, допускающих немедекаментозное потребле-