Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс как средство повышения качества образования'

Учебно-методический комплекс как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ / ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненко Галина Романовна

В статье ставится задача: выявить как на современном этапе в условиях свободной конкуренции и реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство к образовательной школе предъявляются жёсткие требования по подготовке обучающихся высокой компетенции в различных областях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черненко Галина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс как средство повышения качества образования»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Черненко Г.Р.

Черненко Галина Романовна - учитель истории и обществознания, Средняя образовательная школа № 16, г. Красногорск, Московская область

Аннотация: в статье ставится задача: выявить как на современном этапе в условиях свободной конкуренции и реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство к образовательной школе предъявляются жёсткие требования по подготовке обучающихся высокой компетенции в различных областях образования.

Ключевые слова: инновационное развитие, метапредметные связи, учебно-методический комплекс, метод проблемного изложения, частично-поисковый эвристический метод, исследовательский метод.

На современном этапе в условиях свободной конкуренции и реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство к образовательной школе предъявляются жёсткие требования по подготовке обучающихся высокой компетенции в различных областях образования.

России нужны молодые и образованные кадры, обладающие высоким уровнем квалификации, сформированными профессионально-волевыми качествами, способные эффективно работать. [1]

Используя на уроках истории и обществознания методику проблемного обучения. Я перехожу в режим инновационного развития, потому, что образовательные учреждения стремятся изменить специфику своей работы, включаясь в поиск нового содержания образования метапредметные связи наосновы образовательного процесса, работают над созданием учебников, учебно-методических и научно-методических пособий, методических материалов.

Педагогическая наука и практика сегодня убедительно доказывают, что качество и результативность процесса обучения существенно повышаются, если его учебно -методическое обеспечение осуществляется комплексно.

Одним из таких путей, несомненно, является создание учебно-методического комплекса, позволяющего повысить уровень методической помощи педагогам, усовершенствовать систему работы школьных методических объединений, творческих групп, осваивать новые формы методической работы. [2]

Учебно-методический комплекс (УМК) - это система нормативной и учебно-методи-ческой документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ. Он представляет собой стройную и чёткую систему организации учебного процесса, позволяет целостно и многоаспектно увидеть образовательный процесс, установить приоритетные зоны его развития, наладить эффективную систему управления и контроля.

УМК обеспечивает создание экономических, организационных, технико-технологических, методических и научных условий для обеспечения учебного процесса. [2]

Дидактический эффект достигается за счёт того, что при комплексном учебно -методическом обеспечении создаются оптимальные условия для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, воспитания и развития обучающихся, происходит активизация их учебно-

25

познавательной деятельности и создаётся система управления. Ценным является то, что комплекс обеспечивает целостность учебного процесса и взаимодействие всех его основных ступеней и форм.

Основными факторами эффективного применения учебно-методического комплекса, как средства формирования профессиональной компетентности выпускника, являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени. Сегодня это не только набор дидактического материала конкретного преподавателя, но и инструмент планирования и организации работы целых учреждений.

Следует отменить, что учебно-методический комплекс, как совокупность учебно -методических материалов, не только не утратил своего значения, но и получил

всеобщее признание и развитие после внедрения в нашу жизнь компьютерных

" гз1

технологий. г 1

Составные компоненты учебно-методического комплекса дополняют друг друга, обеспечивая наглядность, индивидуальный подход к обучающимся, развивают творческий потенциал учащихся.

Общеизвестно, что для формирования УМК следует создать рациональную систему и механизм дидактического обоснования и проектирования содержания и средств обучения, разработать нормативы оснащения учебного процесса.

В целях активизации работы по обновлению содержания и развития инновационных технологий в сфере образования, создания учебных материалов нового поколения Московским региональным институтом повышения квалификации, а также департаментом образования, культуры и молодёжной политики проводятся конкурсы на лучший учбено-методический комплекс.

Задачами таких конкурсов являются:

• получение объективной и достоверной информации о комплексном методическом обеспечении учебного процесса;

• презентация дидактических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;

• формирование единого образовательного методического пространства системы образования;

• обобщение и распространение опыта работы творческих настроенных педагогических коллективов учреждений среднего образования;

• определение ресурсов, необходимых для инновационного развития.

Понимание структуры и содержания УМК позволяют чётко организовать работу

по их формированию.

Основными инновационными направлениями в области разработки содержания учебно-методического комплекса должны быть:

• содержание образования с учётом регионального компонента;

• использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе проблемного обучения и информационно -коммуникационных;

• разработка авторских программ и их апробация;

• разработки авторских методических пособий, лекций, дидактических материалов, рекомендаций, сборников задач и упражнений;

• компьютеризация обучения: электронные учебники, компьютерное тестирование, мультимедийные презентации, составление реферативных текстов лекций, разработка уроков с использованием интерактивной доски и т.д.;

• материалы опыта-экспериментальной деятельности педагогов;

• разработки инструментария промежуточного и итогового контроля качества знаний, умений и навыков учащихся;

• разработки учебных пособий по теоретическим и практическим основам профессиональной подготовки.

Учебно-методический комплекс «Образовательное учреждение». Не вызывает никаких сомнений, что эффективная жизнедеятельность образовательного учреждения во много определяется чёткостью, точностью и понятностью правового пространства, которое формируется на основе системы нормативно-правовых документов.

Однако в настоящее время нормативно-правовые документы, регулирующие правоотношения в сфере образования, имеют такие недостатки, как несбалансированность, противоречивость, пробелы, декларативные предписания. Таким образом, целью такого модуля должно быть обеспечение единого нормативно -правового пространства для развития образовательного учреждения в сложившихся социально-экономических условиях.

В этот раздел может входить бизнес-план, представляющий определенную модель деятельности образовательного учреждения, которая использует все наработки традиционного планирования деятельности применительно к категориям рыночной экономики: конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, стратегии финансирования, проблемам социального партнёрства, качественному обслуживанию потребителя.

УМК должен быть обеспечен всем арсеналом учебно-методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательной деятельности. Необходимо также осветить наиболее значимые аспекты деятельности методической службы, её роль и место, дать полную характеристику форм и методов методической работы.

В настоящее время идёт бурное внедрение информационных технологий в образование. Понятно, что без комплексного внедрения информационно -компьютерной среды сегодня невозможно дать качественное образование.

Учебно-методический комплекс «Учебная дисциплина» определяет цели и содержание учебной дисциплины, структурно-логическую схему по дисциплине, дидактически обоснованную последовательность её изучения, методы и средства формирования знаний, умений и навыков. Поэтому структура УМК «Учебная дисциплина» может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями: личностью учителя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов, объёмом практической части и самостоятельной подготовки по дисциплине и т.д.

Конечно, данные УМК являются рекомендательными и предполагают простор для творческой инициативы как коллектива, так и педагога. Несомненно, что учебно -методический комплекс должен совершенствоваться, развиваться и видоизменяться.

Все перечисленные аспекты требуют от учителей учреждений начального и среднего образования постоянного поиска наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения.

Совершенно очевидно, что педагогическая деятельность учителей должна быть направлена на повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе методических комплексов.

Работа по созданию учебно-методического комплекса способствует:

• усилению интереса педагогов к системному подходу при подготовке каждого ученика;

• повышению уровня преподавания;

• созданию благоприятных возможностей для обмена педагогическим опытом;

• повышению творческой активности учителя;

• росту квалификации учителя.

Создание таких комплексов являются сложной и серьёзной задачей.

Глубоко продуманный и тщательно разработанный УМК:

1. Способствует мотивации и активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности учащихся; индивидуализации и дифференциации содержания обучения.

2. Обеспечивает интенсификацию учебного процесса.

3. Позволяет объективно оценить ход и результаты обучения.

4. Является «инструментом», с помощью которого обучающиеся познают окружающий мир, технические и технологические объекты, явления и процессы.

5. Повышает наглядность обучения, делает доступным для обучающихся такой материал, который без применения учебно-методического комплекта недоступен вообще или труднодоступен.

6. Помогает удовлетворить и в максимальный степени развить познавательные интересы обучающихся, интенсифицирует их учебную деятельность и тем самым позволяет повысить темп изучения учебного материала.

7. Является самостоятельным источником информации, освобождая учителя, от большого объёма чисто технической работы, способствуя повышению эффективности его труда.

Сам же процесс разработки УМК позволяет каждому учителю более глубоко и отчётливо осмыслить свою собственную педагогическую деятельность. [3]

Несомненно, применение УМК позволяет совершенствовать содержание и процесс образования обучающихся, наиболее полно реализовать основные принципы дидактики, использовать достижения профессиональной педагогики, опыта отечественной и зарубежной профессиональной школы, стимулировать применение новых форм и методов обучения, решать единую педагогическую задачу -совершенствовать качество обучения, а значит в последствии учащиеся могут быть конкурентоспособными на рынке труда.

Список литературы

1. Сурикова А.Н. «УМК - как методическое средство для учителя», М.,

«Просвещение» 2001.

2. Якиманская И.С. «Как построить урок?», М. «Просвещение», 2007.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. М.:

Народное образование, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.