УДК 159. 92
АУТОАКТИВАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2009 Д. В. Иванов
кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования
e-mail: [email protected].
Курский государственный университет
Субъектная активность человека стала самостоятельным предметом изучения в психологии относительно недавно. Самодетерминация активности психики является приоритетом человека разумного; поведение остальных живых существ почти в подавляющем большинстве случаев зависит от внешних условий и генетически детерминированных инстинктов. Данная статья посвящена анализу истории и актуального состояния вопроса са-модетерминации (аутоактивации) индивидуальной психики и поведения.
Ключевые слова: аутоактивация, тенденция актуализации, самодетерминация, самодвижение, субъектная активность.
Современные учёные-психологи, отмечая важность автономной детерминации человеческой психики, целевого направления собственной активности на субъективное развитие, в то же время указывают на сложность в унификации представлений, касающихся категории активности в психологии. Попытаемся изложить собственные представления о рассматриваемом феномене одновременно с ретроспекцией различных подходов к изучению проблемы детерминации и аутоактивации индивидуальной психики.
Издревле люди пытались определить своё место в мире, понять своё предназначение и тем самым уяснить причины своей уникальности по отношению к природным явлениям и живым организмам. Исторически известно несколько подходов к определению детерминант психической активности и границ психических явления.
Первый подход - биопсихизм. Автором его считается Эмпедокл. Приверженцы этого направления считают наделёнными душой все организмы, которые дышат, растут, питаются и размножаются. Следует отметить, что источником как физической, так и психической активности признавался метаболизм веществ в организме.
Второй подход, основателем которого является Алкмеон, - нейропсихизм (или нервизм). Согласно ему детерминантой психической активности человека является деятельность центральной нервной системы. Долгое время деятельность нервной системы, к сожалению, рассматривалась с позиций механицизма. Этот недостаток был преодолён лишь благодаря появлению последнего из перечисленных подходов, который далее будет называться аутопсихизмом.
Третий - суперпсихизм (сверхпсихизм). Приверженцами его можно считать Сократа, Платона, Плотина, Августина, Г. Лейбница и др. Данные авторы рассматривали психику человека с позиции идеализма. Учёные полагали, что душа - это сверхъестественное явление, детерминированное «высшими» силами извне. Одной из разновидностей концепций в рамках данного подхода можно считать гилозоизм. Родоначальником его является древнегреческий философ Фалес. Сторонники данного подхода определяли душу, как некую загадочную субстанцию, придающую телам движение. Со-
гласно этим представлениям, душу имеют и магнит, и янтарь, и ветер. Уже здесь заметно, что для исследователей важны видимые проявления активности для того, чтобы дифференцировать одушевлённые явления и неодушевлённые.
Четвёртый подход можно назвать реакционизмом. Он появился в русле поведенческой психологи и в качестве основных детерминант психической активности человека рассматривал внешние (средовые) воздействия.
Пятый - аутопсихизм. Он появился благодаря работам К.Д. Кавелин, П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна, А. Маслоу, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломова, В. Франкла, А. Эллиса и др. Авторы характеризуют человека как интегративную, автономную и самодетер-минирующуюся систему, которая функционирует на основе деятельности нервной системы и обратной связи.
Процесс сознательного регулирования активности человека в отечественной психологии традиционно называется волей. Есть несколько важных, на наш взгляд, аспектов современного состояния проблемы изучения регуляции активности субъекта.
Во-первых, отечественная психология акцентировала своё внимание на изучении механизмов целенаправленного, произвольного (то есть сознательного) регулирования активности и поведения человека. Изучение бессознательных способов трансформации активности и соотношения сознательных и бессознательных зачастую игнорировалось.
Во-вторых, современные психологические школы и течения, в том числе и отечественные, практически не имеют единого представления о способах регулирования активности человека. Отсутствует разработанный унифицированный понятийный и категориальный аппарат, при помощи которого рассматривается феномен регуляции активности.
В-третьих, слабо изучены детерминанты различных видов активности. Причиной активности могут быть и чувство неполноценности, и стремление к получению одобрения, и инстинктивные влечения.
В-четвёртых - отсутствие классификации причин субъективной (внутренней) активизации психики индивида. Речь идёт о феномене, названом К. Роджерсом стремлением к актуализации, причины которого на сегодня, к сожалению, мало изучены и, скорее всего, находятся как в сфере сознательного, так и бессознательного.
Попытаемся проанализировать этапы изучения различными научными школами и учёными феномена аутоактивации (субъектной детерминации) психики.
Впервые тему активности как сущностной характеристики души затронул Аристотель. Автор выделил два начала, определяющих природу человека и всего живого, -материю и форму (душу). Последняя является источником активности. Интересна взаимная детерминации двух начал: душа является производной тела (материи), так же как электричество - продуктом электростанции. Очевидно, что в рамках данного подхода невозможно рассматривать психику как активный феномен безотносительно вопроса телесной активности. Таким образом, источником активности человека являются телесно детерминированные способности души, которые автор называет растительными.
В эпоху Нового времени Г. Лейбниц изучал активность как сущностную характеристику души. Согласно его теории, наряду с атомами, являющимися основой материального мира, существуют единицы, составляющие базу душевной жизни, - это монады. Монады просты, неделимы, вечны и инертны (не взаимодействуют друг с другом). Основными свойствами каждой монады являются активность (стремление) и представления. Каждая монада стремится от смутных представлений (перцепций) перейти к чётким (апперцепциям). Именно в этом и состоит смысл развития монад. Таким образом, активность рассматривается Г. Лейбницем как врождённая характеристика любой монады (души). В
качестве недостатка данного подхода можно отметить то, что автор не считает существенным влияние социума на изменение уровня активности индивида.
Известный английский философ XVIII в. Д. Толанд заявил, что источник движения тел надо искать в них самих. Таким образом, можно наблюдать, как впервые наука стала рассматривать человека как самодостаточное существо. В самой материи заложена активность, не надо внешних сверхсил для приведения душевных потенций человека в актуальное состояние. Этот новый взгляд, с одной стороны, элиминировал влияние Бога на психическую жизнь человека или, с другой стороны, снимала необходимость делать из мышления всеобщий природный атрибут.
Известный немецкий философ И. Кант соединил понятие апперцептивной (спонтанной) активности души с учением об априорных, то есть существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Спонтанная активность души не только позволяет постичь смысл многих явлений, но и структурирует, упорядочивает тот опыт, который человек получает благодаря ощущениям. В зависимости от степени активности и уровня чувствительности автор выделял и четыре типа темперамента. Автор полагал, что каждый из четырёх типов темперамента связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и может быть наиболее полно раскрыт через чувства или деятельность. Чувственными темпераментами являются сангвинический и меланхолический. В первом случае человеком переживаются чаще сильные, но неглубокие чувства. Во втором - наоборот. Холерики и флегматики постигают мир через манипулирование объектами - то есть через деятельность. При этом автор считал холериков активновспыльчивыми людьми, а флегматиков хладнокровными, целеустремлёнными и рассудительными. Последние, по мнению учёного, наиболее гармоничны и продуктивны.
Представление об апперцепции как спонтанной активности души развивал В. Вундт. Он считал, что функционирование психики невозможно объяснить только при помощи ассоциаций. Высшие психические процессы работают на основе апперцепции. При этом автор полагает, что данный феномен, регулирующий психическую активность во внутреннем плане, - это внимание, а во внешнем - воля. Именно последнюю В. Вундт и рассматривал в качестве системообразующей характеристики, которая связывает отдельные элементы опыта человека в целостную картину. Таким образом, был преодолён свойственный ассоциативной психологии механицизм.
Ф. Брентано предложил интенцию в качестве характеристики активного сознания. Именно данный феномен отличает психические процессы от физических. Благодаря интенции человеческая психика всегда направлена на изучение каких-либо объектов. Даже категориальный аппарат психологии автор предлагал изменить в соответствии с концепцией активности человеческой психики. Так, например, Ф. Брентано полагал, что термин «восприятие» необходимо трансформировать в «воспринимание».
Наиболее продуктивной с точки зрения изучения психической активности человека концепцией начала XX века является концепция У. Джемса. Исследователь вводит такое понятие, как поток сознания. Как и Г. Лейбниц, он полагает, что человеку от рождения свойственна познавательная активность, только детерминирована она вполне материальными причинами - работой головного мозга. При этом У. Джемса в первую очередь интересовала динамика упорядочивания собственной активности субъектом. Регуляторами её, с точки зрения автора, являются две составляющие сознания - внимание и привычка. Именно они помогают человеку адаптироваться в меняющихся условиях. Автор предложил ввести в психологический лексикон такой термин, как самооценка. Она является отношением успеха человека к уровню его притязаний. Именно эта формула определяет степень стремления субъекта к самосовершенствованию и успеху. Таким образом, повысить уровень активности человека, направленной на саморазвитие, можно двумя способами: снизить уровень его притязания и чаще создавать
ситуацию успеха. Сам учёный считал второй способ наиболее продуктивным и приемлемым.
Интересные положения относительно феномена психической активности человека включены в концепцию «динамической психологии» Р. Вудвортса. Исследователь, как и З. Фрейд, полагал, что стремление человека к удовлетворению своих потребностей является источником его психической активности. Но в отличие от коллеги, также использовавшего термин «психодинамика», Р. Вудвортс полагал, что необходимо изучать не бессознательные влечения, а осознаваемые мотивы человеческого поведения. Исследователь также впервые описал феномен превращения инструмента достижения цели в самостоятельную цель, расширив представления о способах регулирования активности субъектом. Например, человек посещает ресторан с целью удовлетворения потребности в пище. Со временем посещение данного ресторана становится самоцелью: человек может даже приходить туда сытым, испытывая потребность почувствовать атмосферу заведения, пообщаться с постоянными посетителями и т.д.
Известный французский психолог П. Жане был склонен не отождествлять волю человека со спонтанной активностью. Воля ставилась автором в зависимость от уровня интеллектуального развития и ситуации. Так же как и Л.С. Выготский, учёный полагает, что процесс усвоения социальных норм и ценностей происходит за счёт сознательной, волевой активности человека.
В первой трети двадцатого века стали развиваться три фундаментальные психологические направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология. Первое стало выразителем идей реактивности человеческой психики. Опираясь на труды И.П. Павлова и И.М. Сеченова, сторонники данного направления считали, что человек - это совокупность ответных реакций на воздействия окружающей среды. Понятие личность и воля вообще были выброшены из лексикона поведенческой психологии. Вместо этого было введено такое понятие, как устойчивая поведенческая стратегия, подчёркивающее механицизм человеческой психики и её средовую детерминацию. Реактивное понимание психики существенно затрудняло изучение роли личности в её собственном становлении.
Изучением познавательной активности субъекта в первой половине двадцатого века занималась гештальтпсихология. Учёные данной психологической школы продолжали рассматривать содержание психики, в частности познавательные процессы, в качестве предмета психологии. Так, М. Вертгеймер [Вертгеймер 1987] следующим образом рассматривал процесс порождения и регулирования познавательной активности субъекта:
1. Зарождение активности. Этот период характеризуется появлением «направленной напряженности». Данный феномен актуализирует творческий потенциал человека.
2. Осознание проблемной ситуации и результата её разрешения. Главная задача этого этапа - формирование гештальта, или целостного образа ситуации.
3. Поисковый этап. Он связан с неосознаваемыми попытками решения проблемы.
4. Этап инсайта (озарения). Здесь происходит осознание решения на основе деятельности подсознания.
5. Исполнительский этап. На основании нового видения ситуации происходит удовлетворение потребности.
Следует отметить, что М. Вертгеймер осуждал использование стереотипных способов регулирования активности (в первую очередь, познавательной). Исследователь отмечает, что только творческий характер познания позволяет ребёнку испытывать радость от открытия нового и стимулирует его активность.
Описание же В. Келлером инсайта как механизма активации субъекта позволила проиллюстрировать новый способ регуляции активности в дополнение к методу «проб и ошибок».
В рамках предпринятого нами теоретического анализа интерес представляет концепция другого представителя гештальтпсихологии - Ф. Перлса. Автор полагает, что источником активности человека является стремление к гомеостазу. Под последним подразумевается удовлетворение потребностей либо соблюдение социальных норм. Жизнь, согласно Ф. Перлсу, является бесконечным рядом незаконченных ситуаций или неполных гештальтов: как только один гештальт завершается, тут же возникает другой. С разработкой концепции гомеостатического процесса стало возможным рассматривать формирование гештальта как первичную активизирующую силу. Кроме того, автор выделил несколько видов нарушений гомеостатических процессов.
1.Интроекция - это усвоение опыта без переработки (критической оценки).
2. Проекция характеризуется склонностью индивида рассматривать как часть внешнего мира то, что является частью «Я». Например, человек рассматривает собственные эмоции как внешние самостоятельно существующие феномены («гнев овладел мной»).
3. Слияние, в противоположность проекции, подразумевает недостаточно четкое разграничение своего «Я» и явлений окружающего мира. Например, мать стремится распоряжаться дочерью, как одной из частей собственного тела.
4. Ретрофлексия состоит в стремлении индивида обращаться с самим собой так, как первоначально хотел обращаться с другими людьми или объектами. Примером может быть аутоагрессия, которая является следствием замещения агрессии, направленной на близких людей [Нельсон-Джонс 2002].
Особняком в гештальтпсихологии стоит динамическая теория личности К. Левина. Исследователь полагает, что окружающий нас мир представляет собой некий аналог поля (подобного магнитному в физике). Объекты этого поля имеют определённые заряды и с разной силой влияют на индивидов. Таким образом, на факт притяжения или отталкивания человека и объекта поля влияет степень и знак «заряженности» первого и второго. В результате своих исследований К. Левин пришёл к выводу, что поведение субъекта является одновременно производной личности и психологического поля.
С появлением психоанализа изменяется предмет психологии: им становится не познавательная сфера, а эмоционально-мотивационная. Так, З. Фрейд [Фрейд 1991] считал в качестве причин активности человека бессознательные врождённые влечения (инстинкты), наибольший интерес для анализа причин психических расстройств представляют сексуальные инстинкты. Как известно, согласно концепции З. Фрейда, энергия инстинктов является основой функционирования первичной структуры личности - Ид, или Оно. Двумя другими структурами являются Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Если Супер-Эго олицетворяет собой инте-риоризованные нормы, ценности, табу, то Эго является регулятором активности личности, адаптируя бессознательные влечения к требованиям Супер-Эго. Для того чтобы наиболее наглядно представить структуру личности, З. Фрейд использовал следующий о б-раз: личность он сравнивал с ситуацией, когда всадник на взбесившемся, неко н-тролируемом жеребце попадет в комнату с низким потолком. В этой метафоре конь олицетворяет Ид, потолок - Супер-Эго, всадник - Эго. Как видно, основная задача Эго состоит в том, чтобы найти рациональные способы предотвр ащения столкновений с потолком, при том условии, что Ид Эго контролировать не в состоянии. Механизмы, при помощи которых «всадник» (Эго) ищет компромисс между движениями «скакуна» и «габаритами комнаты», Фрейд назвал эго-защитными механизмами. Среди психологических механизмов эго-защиты выделяются следующие.
Вытеснение. Это один из важнейших феноменов функционирования сознания, открытый З. Фрейдом. Сущность действия данного эго-защитного механизма заключается в изгнании (вытеснении) из сознания травмирующих моментов. Именно поэтому, по мнению З. Фрейда, столь важно анализировать ранние детские воспоминания и сновидения, так как они содержат информацию о ранних психологических травмах (в первые пять лет жизни), которые были вытеснены из сознания, однако продолжают влиять на поведение индивида в более поздние периоды жизни. Вытесненные переживания проявляются, по З. Фрейду, в оговорках, забывчивости, непроизвольных «нечаянных» действиях.
Рационализация. По сути, это псевдообъяснение, когда клиент на место реальных, действительных мотивов и причин своих действий подставляет другие, рисующие его в более привлекательном свете. Классическая иллюстрация рационализации — басня «о зеленом винограде», в которой лиса, пытаясь достать виноград, не сумела сделать это и свою неудачу объяснила тем, что виноград зелен.
Отрицание. Это такой защитный механизм психики, при котором человек в буквальном смысле слова не замечает неприятных для него фактов и явлений. Например, женщина может отрицать наличие у нее враждебных чувств к собственному ребенку (как социально неприемлемых) после развода с его отцом.
Регрессия (или инфантилизация) - психологический механизм эго-защиты, при включении которого клиент начинает вести себя, как бы «спустившись» на более ранние, приближенные к детским формам поведения этапы развития.
Проекция. Действие этого ego-защитного механизма заключается в том, что неприемлемые для индивида (с точки зрения общественной морали или интериоризован-ных личных норм) его собственные переживания или состояния приписываются другим, что избавляет клиента от их осознания, принятия и переработки (изживания). То есть фактически - это перенос некого негатива с «больной головы на здоровую». Зачастую индивиду, использующему этот механизм, становится «легче», что он проговаривает свою проблему, но как бы от третьего лица.
Интроекция. Сущность данного механизма в том, что человек «встраивает», впитывает в себя ценности и нормы другого, принимая их в качестве своих личных, тем самым избавляясь от внутриличностного конфликта. Например, приняв (пусть даже частично) идеологию оккупационных войск и объяснив для самого себя псевдовыгоды от их присутствия, личность (как правило, слабая и незрелая) избавляет себя от мук совести по поводу своей пассивности и бездействия.
Идентификация. Назначение данного механизма состоит в защите Эго от фрустрации путем отождествления с некой более могущественной инстанцией, чем Эго. В период фаллической фазы идентификация играет роль механизма личностного развития. В жизни взрослых идентификация зачастую выступает средством защиты от чувства собственной неполноценности путем присоединения к какой-либо могущественной организации или авторитетному человеку. Часто в психологическом консультировании клиент идентифицирует себя с тем или иным объектом или субъектом и проецирует на него собственные мысли, чувства и ценности. Этим пользуются опытные консультанты
Интеллектуализация. Этот защитный механизм относится, скорее, к психологу-консультанту и психотерапевту, чем клиенту. Сущность его в том, чтобы отстранять свое Эго от непосредственного эмоционального контакта с Эго другого и трактовать этого другого как объект, то есть посредством концептуальных моделей, понятийно и терминологически ориентированных схем. Механизм характерен для «эмоционально выгоревшей» личности, интенсивно использующей энергосберегающие технологии.
Образование реакции или реактивное образование. Данный механизм заключается в осуществлении намеренных действий, содержание которых защищает Эго от осознания подлинных переживаний (например, «дежурная улыбка»). З. Фрейд считал реактивное образование низшей формой сублимации.
Замещение. Этот защитный механизм предназначается для избегания страха (боязни) путем вымещения накопившейся энергии на доступный или безопасный объект, когда в отношении настоящего объекта разрядить ее невозможно. Пример: не имея возможности выразить свои отрицательные чувства по отношению к начальнику или преподавателю, человек приходит домой и вымещает досаду и раздражение на домашних животных или близких родственниках.
Сублимация. Знаменитый защитный механизм, который, по З. Фрейду, трансформирует сексуальную или агрессивную энергию в творческую социально приемлемую деятельность: искусство, спорт и т. д. Например, агрессивные и садистские наклонности индивид сможет реализовать, занявшись борьбой или боксом, выбрав профессию хирурга и т.д.
Компенсация. Компенсация состоит в развитии тех сторон, свойств или способностей личности, которые позволяют ей справиться с чувством неполноценности за счет получения социального признания в доступных областях деятельности. Пример: подросток, имеющий низкий потенциал физического развития, усиленно занимается (часто шире рамок основной образовательной программы) повышением уровня своих знаний и достигает заметных успехов в учёбе и научной деятельности.
Ритуал - система защитных действий, призванных справиться со страхом или другими негативными переживаниями. Носящие избыточный и иррациональный характер, ритуальные действия предназначены для отмены, исправления нежелательных действий. Религиозные ритуалы, согласно З. Фрейду, являются типичным примером работы данного механизма.
Частичная компромиссная _реакция - эго-защита от негативных чувств (зависти, агрессии, презрения и др.), при которой поведение строится двойственно, чтобы хотя бы частично удовлетворить (реализовать) социально нежелательные переживания. Например: муж обращается к жене со следующими словами:
«Хорошо у нас дома! Наконец-то ты снизошла до уборки?».
При всей инновационности и проработанности данной концепции её недостатком является рассмотрение источника активности человека и способов её регуляции исключительно в рамках бессознательного.
Попытку диверсифицировать источники активности человека предпринял основатель индивидуальной психологии А. Адлер. Он полагал, что таковыми являются чувство неполноценности, стремление к превосходству и социальный интерес. При этом последний источник является осознаваемым полностью, два остальных - лишь частично. Личностной структурой, отвечающей за регуляцию активности человека, является, по мнению автора, «творческое Я». Одной из важных составляющих способов регуляции активности являются различные варианты компенсации, описанные А. Адлером: неполная компенсация, полная, сверхкомпенсация и мнимая (псевдокомпенсация).
Следует отметить, что в глубинной психологии была заложена традиция рассмотрения воли как универсального регулятора активности человека. Э. Фромм, О. Ранк и др. отмечали, что человек, осознающий и использующий свободу собственной воли, способен противостоять развитию психических расстройств.
Данная традиция была развита в гуманистической психологии. Так В. Франкл -основатель логотерапии - полагал, что человек не свободен от обстоятельств, но он свободен занимать определённую позицию по отношению к ним. Человеческая свобода, по мнению автора, тесно связана с понятием ответственности, в первую очередь с
ответственностью за реализацию потенциальных возможностей тех или иных ситуаций. Следуя за Фроммом в своих рассуждениях, Франкл отмечает, что человек свободен не «от», а «для» чего-либо. Другими словами, человек свободен выбирать - за что он ответственен. В качестве источника активности субъекта автор рассматривает стремление человека к поиску смысла жизни. При этом продуктивным является наличие смысла за пределами самого себя (трансценденция). Например, целью человека может быть получение хорошего образования его детьми.
Один из самых ярких представителей гуманистической психологии К. Роджерс предлагает считать источником активности человека стремление к самоактуализации (саморазвитию). Причём это стремление генетически детерминировано. Тенденция к актуализации выражается в стремлении к развитию своих способностей (своей сущности) с целью воспроизведения себе подобных и расширения субъективных границ. Таким образом, автор подчёркивает, что активность человека изначально конструктивна и только социум навязывает манипулятивные, деструктивные формы поведения, препятствующие личностному саморазвитию субъекта. Интерес представляют взгляды А. Маслоу относительно аутоактивации психики человека. Их интерпретацию мы приводим далее.
Известный когнитивный психотерапевт - У. Глассер [Нельсон-Джонс 2002] предлагает концепцию целостного поведения человека. Проиллюстрировать структуру данного феномена автор предлагает, сравнив его с автомобилем. Передние колеса символизируют действия и мышление индивида, а задние колеса - это чувства и физиологические процессы. Потребности являются двигателем, а сознание - водителем. Водитель автомобиля может выбирать, куда направлять передние колеса своего «автомобиля». Из данной концепции следует, что субъект может управлять (активизировать) только своими действиями и мыслями, а эмоции и физиологические процессы будут изменяться в ходе «цепной реакции». Задача глассеровской «реалистической» психотерапии состоит в побуждении клиента к проявлению активности. В первую очередь это связано с использованием им «активного языка», связанного с насыщением своей речи глаголами активного залога.
Серьёзный спор о свободе и несвободе воли развернулся в конце XIX в. между И.М. Сеченовым и К.Д. Кавелиным, представляющими естественно-научное и философское направление в психологии соответственно. И.М. Сеченов, как и И.П. Павлов, положил начало понимания всех психических процессов и свойств, как разного рода рефлексов. Таким образом, изучалась не активность, но реактивность субъекта. И.М. Сеченов развивал теорию несвободы воли, рассматривая последнюю как свойство определённых центров в коре головного мозга тормозить ту или иную деятельность. Автор полагал, что предрасположенность к тем или иным поступкам детерминирована воспитанием, и утверждал, что воспитанный, нравственный человек способен быть ответственным за своё поведение. Недостатком концепции И.М. Сеченова является разделение людей на обладающих свободой воли и не обладающих ею. При этом попасть из второй категории в первую практически не возможно.
К.Д. Кавелин доказывал, что нравственная личность детерминирует индивидуальную и общественную жизнь людей. Учёный считал, что есть три основные причины психической активности: наличие у человека идеалов (ценностей), сознания и воли. Как видно, инстинкты исключаются из предпосылок активности. К.Д. Кавелин был сторонником идеализации роли души. Подобно Сократу, он считал, что душа первична, а материальный мир является следствием её активности. К.Д. Кавелин одним из первых в России стал придерживаться психологического детерминизма, утверждая, что психика не детерминирована ничем извне, а является автономным самодетерминирующимся феноменом.
Н.А. Бернштейн существенно доработал положения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Автор исходил из того, что человек, в большинстве случаев, осуществляет какую -либо деятельность осознанно. Исходя из того, что сознание всегда активно, автор отмечает, что сознательные движения и деятельность в целом активны, а не реактивны. Таким образом, источником психической активности являются не условия внешней среды, а такие компоненты психики, как потребности и мотивы. Исследователь справедливо замечал, что при помощи рефлекторной дуги очень сложно объяснить выполнение сложных действий и изменения поведения человека. Поэтому Н.А. Бернштейн предложил ввести принцип сенсорных коррекций и преобразовать представления о рефлекторной дуге в концепцию рефлекторного кольца. Согласно данным представлениям, рефлекторное действие не заканчивается сокращением мышц. Дальше происходит поступление информации от рабочего органа в мозг с целью анализа и коррекции движения в случае необходимости. Для объяснения функционирования психики человека
Н.А. Бернштейн формулирует принцип активности. Согласно данной концепции, внутренняя программа, закодированная в ЦНС, признаётся основным активатором человеческой жизнедеятельности. Автор противопоставляет принцип активности принципу реактивности, согласно которому человек активизируется внешними воздействиями на основе формулы «стимул - реакция». Н.А. Бернштейн доказывал, что активные сигналы обеспечивают существенные параметры движения и всей жизнедеятельности, а реактивные - несущественные (технические). Следуя материалистической тенденции в философии и психологии, начатой ещё Аристотелем, учёный рассматривает активность как особое свойство живой материи, заключённое в ней же самой [Бернштейн 1966].
Схожим образом суть феномена аутоактивации можно объяснить с помощью концепции акцептора действия П.К. Анохина. Согласно данному учению, если рассматривать всю человеческую жизнедеятельность в виде континиума поведенческих актов, то каждый из них можно представить как структуру из четырёх блоков: афферентный синтез (сбор сенсорной информации по всем каналам с целью накопления опыта для решения той или иной задачи), программирование (разработка плана действия), исполнение и обратная связь. Данный подход положен в основу теории В.М. Ру-салова, представляющую темперамент как психосоциобиологическую категорию, определяющую всё богатство содержательных характеристик человека (в том числе и эмоциональных). Согласно взглядам данного автора блок «обратная связь» обозначает чувствительность индивида к несовпадению реального результата действия с тем, который предвосхищался (акцептором). Указанный блок являет собой такую характеристику темперамента, как эмоциональность. Очевидно, что оценка результатов деятельности и корректировка программы осуществляется эмоциональной сферой не в изоляции, а в связи с волей, когнитивными процессами, мотивационной сферой. На эту связь указывают и П.Б. Зильберман [Зильберман 1974], и Л.М. Аболин [Аболин 1987]. Но на наш взгляд, аутоактивация заключается не просто в автоматическом акцепторе действия, а скорее в способе корректировки поведенческой программы индивидом с целью дальнейшего саморазвития и совершенствования своей психической жизни. Можно вполне удовлетвориться тем, что реальный результат в целом совпадает с предполагавшимся, а возможен вариант проявления активности, дальнейшего усовершенствования своего поведения и достижения лучшего результата. Иногда внешне неадаптивное поведение индивида является следствием «работы на будущее», «перспективного гедонизма» (как его называет А. Эллис). Аутоактивация, понимаемая именно таким образом, отличается от фрустрационной толерантности. Последняя олицетворяет устойчивость психики в ситуациях кризиса, напряжения, неудачи. В нашем же понимании механизмы аутоактивации должны работать и в ситуации успеха, удачи, формируя моти-
вацию новых достижений, стремление получения информации, необходимой для решения новых задач, возникших на основе решённых.
Человек, упомянутый выше А. Эллис, трактуется как самооценивающий, само-поддерживающий и самодетерминирующий феномен. Здоровая самоактуализирущаяся личность, по мнению автора, должна обладать следующими характеристиками: адекватно соотнесёнными личным и социальным интересом, самоуправлением, толерантностью, гибкостью (мышления и поведения), принятием неуверенности, творческим потенциалом и оригинальностью, научным мышлением, самопринятием, принятием животного начала в человеке, риском, перспективным гедонизмом, отсутствием утопизм, высокой фрустрационной толерантностью, собственной ответственностью за нарушение своего душевного равновесия [Нельсон-Джонс 2002].
Таким образом, А. Эллис основное внимание в своей концепции уделяет рассмотрению характеристик личности, «запускающих» механизм аутоактивации (самоде-терминации).
Принципиально новый подход в объяснении природы психической активности человека предложил выдающийся отечественный учёный Л.С. Выготский. Автор чётко разделил психическую активность, осуществляемую в рамках натуральных психических функций и в рамках высших психических функций. Таким образом, чётко была разделена произвольная и непроизвольная психическая активность человека. Регулятором активности человека как социального существа исследователь безоговорочно признавал знак. Знаки, являясь продуктом общественного развития, имеют широкую культурно обусловленную вариативность в зависимости от особенностей социума, в котором растет ребенок. Дети интериоризуют (присваивают) знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей психической активностью. В зависимости от степени активности субъекта в процессе обучения, Л.С. Выготский предложил выделять три его разновидности: реактивный вид (характеризуется минимальной активностью обучающегося и чётко прописанной программой), спонтанный (субъект обучается только тому, чему хочет) и спонтанно-реактивный (программа такого обучения базируется на принципах индивидуального подхода).
Обратимся к анализу некоторых положений теории деятельности, чтобы понять позицию советской психологии в рассмотрении причин и регуляторов психической активности. А.Н. Леонтьев фактически выделил три уровня психической активности человека в зависимости от её причин: первый - уровень потребностей (уровень, характеризующийся низкой степенью осознанности причин) активности; второй - уровень мотивации («опредмеченная» потребность (по А.Н. Леонтьеву - это и есть мотив) становится осознанной, понятной субъекту); третий - уровень целей (здесь происходит соподчинение мотивов, подключение воли для достижения запланированного результата).
В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг предлагают выделять четыре основных уровня аффективного контакта индивида со средой, составляющих единую, сложноскоординированную структуру базальной эмоциональной организации, регулирующую уровень активности человека. Рассмотрим эти уровни, определяя разрешаемые ими смысловые задачи, механизмы регуляции поведения, характер ориентировки, тип поведенческих реакций, вклад каждого уровня в осуществление тонической регуляции [Лебединский, Никольская, Баенская, Либлинг 1990].
Первый - уровень «полевой реактивности» - характеризуется отсутствием активного контакта с окружающей средой («полем»). Бессознательное симультанное предвосприятие «картинки» внешнего мира позволяет очень быстро и точно «вписываться» в задаваемые «полем» рамки. Этот уровень является способом пассивной адаптации индивида к нестандартным условиям.
Второй уровень - уровень «стереотипов». Его механизмы призваны активизировать психику субъекта в стабильных условиях периодически повторяющихся стереотипных ситуаций. Данный уровень обеспечивает переход к активной избирательности в адаптации к окружающему, поднимает порог пресыщения и преодолевает диктат внешних условий. Тем самым обеспечивается возможность активного восприятия и воспроизведения определенных впечатлений. Это является следствием введения второго параметра аффективной оценки окружающего - качества, то есть соответствия или несоответствия витальным нуждам организма. Активизируя деятельность психики и организма в целом в стабильных условиях, механизмы данного уровня оказываются абсолютно не в состоянии активизировать психику для решения новых, нестандартных проблемных ситуаций.
Третий уровень - уровень экспансии - обеспечивает человеку активную адаптацию к нестабильной ситуации, когда аффективный стереотип поведения становится несостоятельным. Адаптационным смыслом данного уровня является аффективное освоение (экспансия) окружающей среды. Именно благодаря механизмам этого уровня индивид получает возможность трансформировать отрицательные эмоции (например, страх) в процессе освоения ситуации в положительные (удовлетворённое любопытство). Наращивание активности во взаимодействии с окружающим на этом уровне делает жизненно необходимой оценку своих сил субъектом на основе определения своих возможностей в сложных (иногда кризисных) ситуациях. Это служит основой для формирования уровня притязаний человека.
Последний - уровень эмоционального контроля, как и второй, призван регулировать активность психики в стабильных условиях. Но аффективно значимыми регуляторами активности будет являться не сенсорная информация, а обратная связь, получаемая при помощи второй сигнальной системы от других людей.
В норме все эти механизмы работают согласованно, взаимодополняя друг друга. Они обеспечивают отсутствие пресыщения психики, детерминируя её постоянную аутоактивацию. А. Маслоу говорит об этом так: «... развитие - это постоянное, более или менее непрерывное, движение вперёд и вверх. Чем больше индивид получает, тем больше ему хочется, поэтому желание такого рода - бесконечно и никогда не может быть удовлетворено» [Маслоу 1997: 49]. И к этому ещё добавляет: «Как бы то ни было, когда мы изучаем людей, у которых преобладает мотивация развития личности, концепция «стремления к покою» становится совершенно бесполезной. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие. Их аппетиты разгораются. Такие люди поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть всё меньше и меньше, хотят всё больше и больше, знаний например... Эта внутренняя обоснованность жизни, самодостаточность бытия отчасти объясняется изначальной радостью самого процесса развития, в той же мере, что и достижение результатов. Но таким же внутренним основанием является способность здоровых людей трансформировать деятельность (средства) в ощущение (цель), так, что даже вспомогательная деятельность доставляет такое же наслаждение, как и основная» [Маслоу 1997: 49].
Понимание аутоактивации именно таким образом подкрепляется в ходе изучения трудов Л.И. Божович. В своей работе «Потребность в новых впечатлениях» [Божович 1995] автор указывает, что уже в младенчестве ребёнок испытывает положительные эмоции не при удовлетворении биологических потребностей, а в процессе получения новых впечатлений. Со временем, по мнению данного исследователя, потребность в новых ощущениях превращается из чисто органической, в духовную. Л.И. Божович полагает, что «удовлетворение этой потребности, вызывавшее сначала только ускорение развития (так же, как удовлетворение других органических потребностей), затем
начинает сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями. А это значит, что здесь имеет место стремление к достижению, а не стремление к избавлению от чего-то, что мешает нормальному существованию организма. Таким образом, в противоположность наиболее распространённым концепциям, в которых основной движущей силой психического развития ребёнка признаётся состояние неудовлетворённости, беспокойства, страха и даже фрустрации, наличие потребности во внешних впечатлениях позволяет понять это развитие как результат активности ребёнка, связанной с положительными переживаниями. Иначе говоря, движущей силой выступает не слабость ребёнка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а, напротив, стремление познать действительность и овладеть ею» [Божович 1995: 159]. Далее автор формулирует гипотезу о том, что «ребёнок при удовлетворении потребности испытывает не только состояние довольства и успокоения, но при каких-то, пока ещё не достаточно изученных условиях и сильные положительные эмоции» [Божович 1995: 159]. Л.И. Божович считает, что здесь возникает качественно новая форма потребности (её психическая форма). Благодаря ей индивид стремится к самоакуализации, саморазвитию, овладению, достижению, а не к редукции напряжения, как полагается в психоаналитической литературе. Человек не просто хочет жить в «четырёх стенах», а создать неповторимый, наиболее комфортный интерьер, причём со временем его усовершенствуя. Как и А. Маслоу, Л.И. Божович считает, что в процессе онтогенеза психические потребности становятся ненасыщаемыми и приобретают возможность «самодвижения» [Божович 1995: 160]. Вместе с этим автор считает, что если самодвижение приобретают примитивные или деформированные потребности, то это служит основанием развития девиантного и аддиктивного поведения.
Схожую точку зрения на природу самодетерминации (аутоактивации) демонстрирует Б.Ф. Ломов, дифференцируя произвольность и самодвижение. Автор отмечает, что «более важно то, что в процессе развития на определенной его стадии она (личность) начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять свое собственное развитие, в том числе и психическое» [Ломов 1984: 310].
Как видно, аутоактивация понимается нами как стабильное стремление к саморазвитию и самоактуализации на основе оценки степени достижения ближайших и перспективных целей. Можно определить аутоактивацию, как интегративное свойство социально зрелой личности, заключающееся в стабильном стремлении к саморазвитию, самоактуализации и достижению.
Интересной представляется проблема классификации психической субъектной активности человека. На основе предпринятого теоретического анализа мы предлагаем выделять два критерия при классификации различных видов субъектной активности. Первый - это степень осознанности и контролируемости активности, второй - степень конструктивности (деструктивности).
Осознанно регулируемая активность (контролируемая, планируемая)
целенаправленная активность
к
5
Я
*
а
н
и
ч
о
н
<
суицидальное
поведеие
аффективная вспышка, аутоагрессия
самодвижение (По Божович)
Инстинктивная активность
>
у
н
о
15
я
н
5
03
15
С
5
я
Неосознанно регулируемая активность (неконтролируемая, спонтанная)
Критерии выделения различных видов субъектной активности человека
Библиографический список
1.Аболин Л.М. Психологические механизмы формирования эмоциональной устойчивости. - Казань, 1987.
2.Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. -М., 1966.
3.Божович Л.И. Потребность в новых впечатлениях // Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.
4.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
5.Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. - М.: Наука, 1974.
6.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
7.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.,
1984.
8.Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособ. для студ. высш. учеб, заведений. - М, 2001
9.Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. А.И. Чистякова. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
10. Нельсон-Джонс Р. Теория и практика консультирования. - СПб, 2002.
11. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М., 1991.
Конструктивная активность