УДК 159.922.1 (045) Р.К. Махмутова
ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ МАТЕРИНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Рассмотрены различные аспекты изучения материнства в психологии. В качестве социальных и биологических механизмов регуляции материнского поведения представлены ценности и инстинкты.
Ключевые слова: материнство, механизмы регуляции материнского поведения, родительский инстинкт, ценность материнства.
Масштабные социальные изменения в современном российском обществе, трансформация его социальной и возрастной структуры, особая острота демографических проблем обусловливают интерес к феномену материнства и к исследованию его проблем со стороны целого ряда наук, как гуманитарных, так и естественных. В последнее время складывается комплексный подход к исследованию проблем материнства, включающий в себя методологию и результаты различных наук (B. Berns, F. Hay, P.M. Shereshefsky и др.).
В конце XX - начале XXI в. предметом изучения отечественных психологов становятся такие важнейшие аспекты материнства, как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (Н.Н. Авдеева, Г.В. Скобло и др.); эмоциональное состояние женщины во время беременности (А.С. Батуев, А.И. Захаров и др.); факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, О.В. Баженова, А.Я. Варга и др.); личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (О.А. Карабанова, С.Ю. Мещерякова и др.). Авторы большей части трудов, посвященных феномену материнства, опираются на зарубежные психоаналитические теории З. Фрейда, К. Хорни, Дж. Боулби, Д.В. Винникота, М. Кляйн, М. Эйнворт. При изучении трудностей материнства авторы, прежде всего, акцентируют внимание на проявлениях бессознательного, инстинктов в поведении женщины в период беременности и раннего материнства. Результаты исследований разных культурных вариантов материнства в современном обществе свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на отношение к деторождению (M. Grossman, E. Margolis и др.). Анализ проведенных в нашей стране и за рубежом исследований проблем материнства позволяет предположить, что изучение мотивации материнского поведения является одной из перспективных областей.
Существующие социальные и биологические механизмы регуляции материнского поведения, к числу которых можно отнести ценности и инстинкты, способны оказывать влияние на психологическое состояние женщины во время беременности, от которого, в свою очередь, во многом зависят физиологическое течение беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного.
Методологической основой данной работы является совокупность методов и принципов, традиционно используемых в гуманитарных и естественных науках: принцип системности позволяет исследовать систему существующих научных представлений о материнстве; принцип целостности дает возможность представить мотивационную сферу беременных женщин в многообразии и единстве ее проявлений; принцип дополнительности позволяет использовать различные концептуальные и категориальные аппараты в исследовании феномена мотивации материнского поведения.
Основные аспекты исследования материнства в психологии
Поток современных исследований в области психологии материнства и смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Если обобщить имеющиеся направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: 1) как обеспечение условий для развития ребенка и 2) как часть личностной сферы женщины. Рассмотрим эти исследования подробнее.
В рамках первого подхода материнство рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. В этих работах обсуждаются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические аспекты. В исследованиях, проводимых с этих позиций, можно выделить несколько направлений.
I. Культурно-исторические аспекты материнства проанализированы в работах И.С. Кона, М. Мид, Э. Эриксона, M.C. Радионовой и других. Здесь институт материнства рассматривается как
исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Так, по данным Э. Ба-динтер (Цит. по: [30]), материнская любовь — это понятие, которое наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Во второй половине XX в., как отмечают некоторые исследователи, вновь отчетливо проявились позиции, враждебные «детоцентризму» [17], что связано с двумя основными тенденциями в обществе: эмансипацией женщин и передачей функций воспитания в руки специалистов и на территорию соответствующих учреждений. В связи с этим изменилось представление о ребенке и своей родительской роли.
Большой интерес представляют проведенные М. Мидом и М. Гроссманом исследования, сравнивающие материнское поведение, отношение к ребенку и распределение материнских функций в разных культурах. Следует отметить, что в последнее время появляется все больше работ, авторы которых обращаются к традиционным российским представлениям о материнстве и детстве [4; 33].
II. Биологические аспекты материнства. В это направление можно объединить исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства. Некоторые направления этих исследований сочетают биологический и психологический подходы.
Данные исследования можно объединить следующим образом.
1. Этологические исследования. Материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи (родительский вклад) [23], выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения [36], взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения.
2.Физиологические и психофизиологические аспекты материнства. Спектр этих исследований необычайно велик, в основном изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации [9].
3.Сравнительные биопсихологические исследования. В данном случае имеются в виду сравнительные исследования материнства у животных и человека и основанные на них представления о сущности и механизмах «материнского инстинкта». В сравнительно-психологическом плане материнский инстинкт рассматривал В.А. Вагнер, позднее Н.А. Тих [36].
III. Психологические аспекты материнства. В психологических исследованиях также существует много направлений, которые можно объединить следующим образом.
1. Феноменологическое. Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Популярным является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиции и т.п. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье [3; 35].
2. Психолого-педагогическое направление. Как отмечает Г.И. Брехман, необходимость повышения психолого-педагогической культуры родителей, и тем более матерей, очевидна [42], между тем достаточно развернутых исследований влияния на развитие ребенка разнообразных практик подготовки к родам нет. Исключение составляет работа Л.Ф. Обуховой и О.А. Шаграевой [22], которая демонстрирует отнюдь не радужные результаты. Между тем за рубежом используются семейно ориентированная психотерапия, включающая отца и других членов семьи в период ожидания ребенка, психологическая подготовка семейных пар к рождению и воспитанию ребенка [15; 19; 24-26; 42], разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных пар с точки зрения оптимизации условий для развития ребенка (ориентация на «сознательное родительство»), психологические тренинги, практика «мягких родов», домашних, родов с мужем, родов в воде и т.п.
3. Психотерапевтическое направление. В его рамках изучаются особенности матери (и шире -родителей), которые рассматриваются как источник нарушения психического развития ребенка. Это, прежде всего, практические исследования задержек и нарушений психического развития, детская психиатрия, нарушение социальной адаптации и психологические проблемы детей и подростков
2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
[3; 27-29]. Много внимания уделяется изучению влияния на развитие ребенка (в том числе младенческого возраста) разных форм отклоняющегося материнского отношения. В плане анализа влияния особенностей матери на психическое развитие ребенка и формирование у него разнообразных отклонений этого развития предлагается типология материнского отношения и шире - типология матерей. Матери разделяются не только по типу отношения к ребенку, но и по выраженности «материнского инстинкта» [8] или «инстинкта продолжения рода» [10].
Второе направление исследований в области материнства акцентирует внимание на материнстве как части личностной сферы женщины. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с использованием разнообразных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические, проективные методы, наблюдение и т.п.). [37; 38]
Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и ее взаимоотношения с миром [1; 5; 14; 30]. В психотерапевтически ориентированных исследованиях принят подход к беременности как периоду жизни, сензитивному к обострению психологических проблем и требующему вмешательства и психологической поддержки, при этом осуществляется разработка психотерапевтических методов коррекции возникающих здесь проблем [8; 28; 29].
Другое направление исследований рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и ребенка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И. Брутман [6] считает центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающего обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком. До тех пор, пока беременная не ощущает внутриутробного движения, образ ее будущего ребенка имеет лишь абстрактный, символический смысл, который связан с социально значимыми ценностями и мотивами, отражает сформированную в детстве, в родительской семье матрицу материнского поведения и несет на себе отпечаток актуальной социальной ситуации (Там же).
При подходе к беременности как к критической переходной фазе уделяется внимание внутренним и социальным задачам, которые женщине надо разрешить, чтобы в результате она смогла достичь зрелой личностной позиции [25; 38]. Одна из них - это построение новых сбалансированных и стабильных отношений со своими близкими.
Девиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах ([5; 15; 18; 22]).
Неблагоприятное для будущего материнства течение беременности, а также особенности поведения женщин, предрасполагающие к последующему отказу от ребенка, анализируются в работах В.И. Брутмана, А.Я. Варга, М.С. Радионовой, И.Ю. Хамитовой и др. Д. Пайнз считает, что важными причинами отказа от ребенка или других форм отклоняющегося материнского поведения является психологический инфантилизм, стимулирующий проявление у таких женщин садистских черт по отношению к ребенку (Цит. по: [38]).
Одним из направлений изучения девиантного материнства является анализ особенностей матерей, которые были лишены возможности адекватного взаимодействия с детьми на первых этапах становления материнско-детской взаимосвязи (сепарация в связи с нарушением процесса родов, неона-тальной патологией, преждевременными родами). Эти исследования показывают, что становление
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2010. Вып. 2
материнского отношения связано не только с историей жизни женщины и ее личностными качествами, но и с особенностями ребенка и организацией послеродового взаимодействия с ним [6; 15].
Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения. С. Тревартен считает, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, который она проделывает в детстве и подростковом возрасте. Разные авторы выделяют этапы развития материнства (как варианта роди-тельства) от планирования до реализации в первом и втором поколениях, этапы беременности, связь беременности с развитием личности, беременность как стадию развития материнства [37]. А.И. Захаров выделяет семь сензитивных периодов в развитии «материнского инстинкта», в которых большое значение отводит отношению девочки со своими матерью и отцом (соответствующие этапам психосексуального развития по З. Фрейду), игровому поведению, стадиям половой идентификации (пубертату, юности) [10]. В исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера, дается подробное описание ее составляющих (три блока) и описание пяти филогенетических и шести онтогенетических этапов развития [37; 38].
Одним из важнейших этапов в становлении материнства считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: 1) принятие женщиной решения о сохранении или искусственном прерывании беременности; 2) начало движения плода; 3) подготовка к родам и появлению ребенка в доме. Не менее важным считается период после рождения, в который происходят психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация к нему. Изменения в эмоциональной жизни матери приводят к переменам в семейных взаимоотношениях, так что каждая беременность сопровождается нормативным семейным кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.
К динамике содержаний материнских представлений и переживаний в беременности относятся анализ снов, страхов, фантазий и т.п. Отмечено, что к третьему триместру беременности усиливается страх перед родами, а также конкретизируются аспекты неуверенности, некомпетентности. В начале беременности эти содержания связаны с поздними периодами развития ребенка, к концу беременности - в основном с родовым и послеродовым периодами [4; 13; 14].
Представленный краткий обзор современного состояния исследований в области психологии материнства позволяет заключить, что существует целый ряд направлений изучения данного явления. Обширность направлений исследований (медицинские, этологические, физиологические, культурно-исторические, социологические, психологические, среди которых - психоаналитические, психотерапевтические, личностно ориентированные, сравнительно-психологические, психолого-педагогические и т.п.) и аспектов материнства, затрагиваемых в них (феноменология, психофизиология, филогенез, онтогенез и т.п.), свидетельствуют о большом интересе исследователей и востребованности этой темы в современной науке и практике.
Ценности и инстинкты как образования мотивационной сферы
Мотивация - это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Первыми собственно моти-вационными, психологическими теориями следует считать возникшие в ХУИ-ХУШ вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного.
Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики, далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философии на два противоборствующих лагеря - материализм и идеализм, продолжалось вплоть до конца XIX в. [40].
Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии - появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала влияние на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин сделал первый решительный шаг в поведенческом и мотивационном сближении животных и человека, указав, что имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и ин-
стинктов [40]. Под влиянием теории эволюции Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (З.Фрейд, У. Макдауголл, И.П.Павлов и др.).
Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животных, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты. Одними из первых проявлений такой, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIX в. и разработанные в начале XX в. [12].
Психоаналитическая теория З.Фрейда основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Согласно теории Фрейда мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной целью любой активности» [39].
Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.
Ко второй группе относятся инстинкты смерти (Танатос) - основа всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (т. е. закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть». Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли.
Согласно психоаналитической теории любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия). Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (т. е. цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовлетворению, необязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени. Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели [39].
У. Макдауголл расширил рамки, установленные Фрейдом относительно количества основных инстинктов, и предложил набор из десяти инстинктов: изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский), отвращения, самоунижения, самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным еще несколько инстинктов, в основном сводимых к органическим потребностям. Несмотря на увеличение числа вы-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2010. Вып. 2
деляемых инстинктов, в целом суть теории Макдауголла сводилась к проведению аналогии с поведением животных [41].
В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое влияние на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.
Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека. Оба понятия - «инстинкт» и «потребность» - обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективным состояниями организма, которые называются психическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были заменены понятием влечения - драйва. Влечение - стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.
Американский исследователь мотивации Г. Мюррей, наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания [7].
Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в эти же годы возникло ещё одно направление, стимулированное не только эволюционным учением Дарвина, но открытиями И. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации. Учёные данного направления пытались объяснить поведение человека в рамках схемы
Еще одним фундаментальным направлением исследований мотивации, наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом является гуманистическая психология. Гуманистическая психология подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Создатель теории самоактуализации К. Голдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме. Он писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире».
Представления А. Маслоу, существенно отличались от первых разработок Голдштейна в данном направлении, хотя и сохраняли общую концепцию. А. Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался ему в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.
А. Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей. Неудовлетворение фундаментальных - физиологических потребностей ведет, в конце концов, к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности не могут полностью игнорироваться. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие фундаментальные психологические потребности: в безопасности, обеспеченности и стабильности; в любви и чувстве принадлежности; в самоуважении и уважении других. Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации [20].
Во второй половине ХХ в. в психологии была создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д. Макклел-ланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно их теории у человека есть два разных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обыч-
2010. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
но ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиться только успехов в своей деятельности, ищут такую деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели (Цит. по: [2]).
Дж. Роттером была предложена другая формализованная модель поведения человека, которое зависит, согласно его представлениям, от значимости для человека достижения цели в определенной ситуации и ожидания того, что данное поведение приведет к желаемой цели. С понятием ожидания у Роттера связано понятие локуса-контроля - устойчивого, характеризующего человека как личность представления о том, в какой степени результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от складывающихся обстоятельств (внешний локус контроля).
В русле когнитивного подхода особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности их согласованности или противоречивости. Основным постулатом теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласования, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения (Цит. по: [41]).
В отечественной психологии также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Более или менее продуманной и завершенной является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная АН. Леонтьевым. Согласно концепции А.Н. Леонтьева мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источник в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы и связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Данная концепция показывает, как в соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребнсштсримюн ививносцизуейе ние потребностей и мотивов, начатое А.Н. Леонтьевым и продолженное его учениками Л.И. Божович и А.В. Запорожцем, позволяет употреблять понятие мотивации в двух смыслах:
1) мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления;
2) мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне, другими словами - мотивирование.
Огромное число отечественных психологов (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, B.C. Братусь, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев, А.Е. Личко, А.В. Петровский, Ч.А. Шакеева и др.) подчёркивают вслед за А.Н. Леонтьевым ведущую роль целей - ценностей в организации и детерминации поведения человека, принятии решения, направлении и стимуляции его к определённой цели. С.Л. Рубинштейн писал, что «ценности... производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [31]. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [11].
Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные. [32]
В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: «Ценности своеобразные маяки, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации». «Субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точкой зрения» (Цит. по: [16]).
Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия», то есть не только направляют, но и регулируют эти действия [21].
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Мы видим, насколько различными могут быть подходы к изучению данного феномена человеческой психики и насколько сложной является мотивационная сфера человека. Вмещая в себя и изначально биологические (потребности, инстинкты), и социальные (цели-ценности) образования, она выполняет побудительную функцию в жизни человека.
Определимся теперь с отношением, в котором находятся друг к другу инстинкты и ценности. В онтогенетическом аспекте биологические потребности/инстинкты первичны, духовные потребности/ценности окончательно оформляются позже. Но зато в структурно-функциональном отношении, наоборот, духовные потребности являются первичными, поскольку выполняют важнейшую смысло-образующую функцию человеческого сознания в регулировании поведения и в управлении потребностями (в том числе и биологическими).
Содержательная роль, функция ценностей и инстинктов в жизни человека и в его деятельности совершенно различны. Те и другие одинаково важны в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств, от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могут проявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план, уступая место биологическим, в других — биологические уступают место духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативных рамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжении длительного времени.
Многие считают, что у человека, в отличие от животных, в связи с почти полным отсутствием наследственных и врожденных форм поведения уменьшается роль внутренних биопсихических факторов и в огромной степени возрастает роль внешних, в частности социальных. Такой вывод представляется не совсем правильным. Расширение сферы внешней, в особенности социальной, детерминации стало возможным только благодаря соответствующему усложнению физического строения человека и столь же значительному совершенствованию и расширению детерминирующего влияния внутренних образований. То, что ребенок, в отличие от детеныша животных, рождается без готовых форм поведения, вовсе не значит, что он появляется на свет с функционально бедной, чистой, «пустой» психикой и все должен усвоить в результате внешних влияний. Напротив, он рождается в отличие от животного с функционально сложной и лишь постепенно развертывающейся психической системой, которая как раз и позволяет ему в избирательных взаимодействиях с миром черпать из него во много раз больше, чем любое животное.
Бедность психики животного объясняется как генетической ограниченностью внутренних факторов детерминации поведения, так и узостью сферы внешней детерминации развития и функционирования. Богатство человеческой психики, человеческой мотивации определяется сложностью и богатством как внутренних функциональных потенций развития и функционирования, так и сферы
внешних взаимодействий с действительностью и в процессе развития, и в процессе зрелой регуляции поведения.
Содержательная сторона человеческой мотивации формируется на основе двух первично заданных полюсов — источников конкретных побуждений: инстинктов и актуализируемых, воспитываемых взрослыми специфически человеческих эмоциональных, познавательных, моторных и рецеп-торных потребностей. Содержание своих побуждений ребенок также вначале «берет» из этих двух готовых областей, истоков мотивации. И лишь постепенно, хотя и с самого начала, у ребенка начинается формирование собственно-личностных мотивационных образований, содержательная сторона которых уже не отражает прямо биологических нужд организма или влияния непосредственной социальной среды, а представляет собой достаточно сложное преломление, опосредование, смысловую переработку, интегративную перестройку этих двух влияний.
Таким образом, мотивация материнского поведения - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения женщины, ожидающей появления ребёнка. Сюда включаются как биологические, так и социальные образования. Поведение женщины, с одной стороны, генетически детерминировано инстинктивной тенденцией актуализировать в наиболее возможной степени свои индивидные способности, свою Природу в мире. С другой стороны, становление материнства находится под влиянием социальной среды, реализуя себя через систему индивидуальных ценностей. Система ценностей отдельной женщины зависит от её возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы дошкольного образования: Тезисы докладов Первой региональной Уральской науч-но-практ. конф. Пермь, 1994.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
4. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: Авто-реф. канд. дис. М., 1998.
5. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2000. Т. 21, №2. С. 79-87.
6. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 1997. №6. С. 38-47.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
8. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.: АО «Сфера», 1994.
9. Гормональная регуляция размножения у млекопитающих / под ред. К. Остин, Р. Шорт. М.: Мир, 1987.
10. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб.: СОЮЗ, 1998.
11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 222 с.
12. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
13. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.
14. Кинтария П.Я., Ментешашвили Л.И., Девдариани М.Г. Изучение функционального состояния ЦНС и психоэмоционального статуса родильницы // Акушерство и гинекология. 1984. № 3. С.67, 68.
15. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Ювента, 2000.
16. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 148 с.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988.
18. Кочнева М.А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
19. Леус Т.В. Материнство - опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины. М.: Изд-во ИП РАН, 2000.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. URL: http://psylib.org.ua/books/masla01
21. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. 199 с.
22. Кон И.С. Социология личности. М., 1984. 148 с.
23. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Жизнь и смысл, 1999.
24. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983.
25. Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 2006.
26. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2006.
27. Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции. СПб., 2007.
28. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы Рос. конф. СПб.; Иваново, 2000.
29. Психотерапия сегодня: Материалы III Всерос. конф. по психотерапии. М., 1999.
30. Психотерапия: от теории к практике: Материалы Второй Всерос. учебно-практ. конф. по психотерапии. Москва, 16-21 июня 1997 г. М., 1997.
31. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: Канд. дис. М., 1997.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. 416 с.
33. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 360 с.
34. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства // На пути к практической психологии: Сб. научн. статей. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1999. С. 93-98.
35. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. М.,1987.
36. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 1992. № 2. С. 75-78.
37. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
38. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 5. C. 81-88.
39. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999.
40. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.: Академический проект, 2009. С. 608.
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М.,1986.
42. Экология земли - экология лона - экология земли: Материалы конф. по проблемам перинатальной психологии и медицины. Иваново, 21-22 мая 2008 г. Иваново: Ивановская гос. мед. академия, 2008.
Поступила в редакцию 16.05.10
R.K. Makhmutova
Maternity psychology: theoretical aspects of the maternity behavior motivation study
The article investigates various aspects of maternity study in psychology. Values and instincts are presented as social and biological regulating mechanism of maternal behavior.
Keywords: maternity, regulating mechanism of maternal behavior, parental instinct, maternity importance.
Махмутова Роза Кашифовна, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: marokach@mail.ru
Makhmutova R.K., candidate of psychology, associate professor Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: marokach@mail.ru