УДК 159.9
САМООЦЕНКА СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ
© 2010 Д. В. Иванов
канд. псих. наук, доцент каф. непрерывного проф. образования e-mail: [email protected].
Курский государственный университет
Самооценка человеком различных видов собственной активности является необходимым условием его поступательного саморазвития. Субъектная активность человека стала самостоятельным предметом изучения в психологии относительно недавно. Эффективное целеполагание, скрытое и явное влияние на психику окружающих людей являются уникальными атрибутами субъектной активности человека. В данной статье представлены результаты исследования различных составляющих субъектной активности людей различного возраста и социального статуса.
Ключевые слова: субъектная активность, тенденция актуализации, поведенческая активность, социальная активность, познавательная активность, самодвижение, самомотивация.
Каждый человек в своей жизни проявляет определённые виды активности: физической, психической, социальной. Но рядовой член современного человеческого сообщества редко делает предметом анализа содержание различных видов собственной активности и способы её регуляции. З. Фрейд утверждал, что человеку проще действовать стереотипно в целях разрядки инстинктивной напряжённости. В связи с этим автор утверждал, что изменить способы регуляции активности индивидом без специализированной помощи (в рамках метода психоанализа) под силу далеко не всем. Например: взрослый мужчина привык снижать уровень своего психического напряжения при помощи механизма замещения, вымещая агрессию, предназначенную для своего начальника, на членов своей семьи. Ему так удобно и безопасно. Зачем же ему осознавать данный эго-защитный механизм, если это может вызвать психический дискомфорт?
К счастью, многие люди не столь эгоистичны, чтобы не думать о других и о влиянии собственной деструктивной активности на окружающих. Ещё А. Адлер отмечал, что одной из системообразующих характеристик личности человека является социальный интерес, который проявляют психологически зрелые субъекты вне зависимости от социального статуса и уровня достатка.
Достаточно ли часто современный человек делает предметом самоанализа содержание собственной активности и способы её регуляции? Очевидно, нет. В погоне за увеличением уровня собственного достатка, в стремлении погрузиться в виртуальную реальность Интернета, телевидения или собственных несбыточных желаний, зачастую несоответствующих реальным возможностям субъекта в разы, человек становится не самодетерминирующейся и самотонизирущей системой, а зависимым, втянутым во множество манипуляций и фрустрирующих ситуаций существом с ослабленной психикой. Многие современные люди в довольно молодом возрасте ощущают опустошённость, бесперспективность собственной жизни, при этом снижая уровень собственной активности до минимума, ослабляя собственный организм, приобретая психические и соматические заболевания. В. Франкл называл это состояние «экзистенциальным ва-
куумом», а следующие за ним нарушения психического благополучия «ноогенным неврозом».
Каковы же способы профилактики данного состояния, дезактивирующего всего человека как систему? Ответ, пожалуй, одновременно и прост, и сложен: это воспитание зрелой, устойчивой к стрессовым ситуациям личности как сложной энергетической системы, способной к детерминации собственной активности и конструктивному влиянию на окружающих.
В связи с этим актуальной, на наш взгляд, является проблема изучения механизмов самооценки активности индивидом как детерминанты развития его субъектности.
В рамках обозначенной проблематики целесообразно сформулировать гипотетическое предположение о том, что рефлексия уровня и содержания активности индивида является детерминантой развития субъектности индивида.
Не менее актуальной является, по нашему мнению, проблематика изучения внешних по отношению к субъекту влияний как детерминанты изменения уровня его психической активности. Особенно важным является решение вопроса о детерминации различных видов психической активности группами, отличающимися своими социально-психологическими характеристиками. И хотя данная проблематика достаточно подробно рассматривалась в научной школе Л. И. Уманского, А. С. Чернышёва, изучение вопросов самооценки и рефлексии собственной активности, механизмов её регуляции и детерминации личностью в условиях коллектива как среды, формирующей субъект-ность индивида, на наш взгляд, является перспективным и актуальным.
В начале рассмотрения вопроса о сущности субъектной активности человека целесообразно изучить основные представления о субъекте, существующие в отечественной психологической науке. Наиболее фундаментальный подход по этой теме существует в работах С. Л. Рубинштейна. Так, автор отмечает, что «личность, субъект - это не “чистое сознание” ... это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру» [Рубинштейн 1999: 695]. Следовательно, вопрос о природе активности должен лежать в плоскости изучения социальных отношений личности и мира. При этом важным является и отношение личности к окружающему, и его отношение к отношению мира к нему [Мясищев 1995]. «Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, - это вопрос о ее самосознании, о личности как “я”, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца» [Рубинштейн 1999: 695]. И в связи с этим наиболее важным является положение автора о том, что «не сознание рождается из самосознания, из “я”, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом». [Рубинштейн 1999: 695]. В ракурсе нашего анализа важным является рассуждение автора о том, что субъектная активность человека заключается не в исполнении данных извне заданий, а в способности самостоятельно осуществлять целеполагание и контролировать ход достижения собственных целей, согласуя их с реалиями окружающей действительности. Кроме этого, по мнению автора, ещё одним специфическим видом субъектной активности человека является его влияние на процесс личностного самоопределения другого человека. «К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно-утверждающее» [Рубинштейн 1999: 699].
Сергей Леонидович считает, что для демонстрации собственной субъектности индивид должен обладать известной самостоятельностью мысли, небанальностью чувства, силой воли, какой-то собранностью и внутренней страстностью [Рубинштейн 1999].
Таким образом, по Рубинштейну, двумя основными видами субъектной активности являются планирование и контроль собственной активности и способность личности влиять на уровень субъектной активности окружающих.
Рассматривая вопрос о корнях активности человека, целесообразно выделить физическую и психическую её разновидности. Соотнося эти виды активности с уровнями функционирования психики - индивид, личность и индивидуальность, - возможно говорить об активности индивида как физического носителя психологических характеристик человека, о личностной активности и индивидуальной активности. О субъектной активности уместно упоминать, когда мы рассматриваем уровни личности и индивидуальности психики человека. Произведённый нами теоретический анализ позволил выделить следующие основные виды субъектной активности человека:
1) поведенческая;
2) познавательная;
3) социальная;
4) коммуникативная;
5) мотивационная (самомотивация);
6) творческая;
7) профессиональная.
Кроме выделения различных видов субъектной активности в зависимости от доминирующей психической функции или области, целесообразно привести разработанную А. В. Петровским классификацию видов психической активности человека в зависимости от источника данной активности в психике.
1. «Субъект активности представляет “индивидуальное Я” человека» [Петровский 1997: 219]. Активность вызвана его собственными интересами и нуждами.
2. «Субъект активности - это “Я другого во мне”, когда “присутствие” другого ощутимо и может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир» [Петровский 1997: 219]. Например, активность родителей может быть вызвана потребностями их ребёнка, а не их собственными.
3. «Субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно - надындивидуален» [Петровский 1997: 219]. Можно проиллюстрировать данный вариант происхождения субъектной активности при помощи такой личностной структуры, выделенной З. Фрейдом, как Супер-эго. Она включает в себя ин-териоризованные нормы, правила, запреты, традиции и т.п.
4. «Субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида (“не Я”): он погружается при этом в стихию природного. В психоаналитических концепциях это активное начало обозначают термином “Оно” (З. Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии). “Не Я”, однако, при таком взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как проявления чисто природного начала» [Петровский 1997: 220].
Изучать субъектную активность человека, рассматривая в качестве единственного её источника собственные потребности индивида, не целесообразно. Эту точку зрения и подтверждает А. В. Петровский. Человек не может рассматриваться изолированно от окружающей его действительности.
Попытку рассмотреть активность человека как продукт процесса его адаптации к окружающей среде предприняла О. С. Никольская. Так, она предлагает выделять четыре основных уровня аффективного контакта индивида со средой, составляющих единую, сложноскоординированную структуру базальной эмоциональной организации, регулирующую уровень активности человека (см.:[Лебединский, Никольская, Баенская, Либлинг 1990]). Рассмотрим эти уровни, определяя разрешаемые ими смысловые задачи, механизмы регуляции поведения, характер ориентировки, тип поведенческих реакций, вклад уровня в регуляцию уровня психической и физической активности.
Уровень «полевой реактивности». Он характеризуется отсутствием активного контакта с окружающей средой («полем»). Бессознательное симультанное предвос-приятие «картинки» внешнего мира позволяет очень быстро и точно «вписываться» в задаваемые «полем» рамки. Этот уровень является способом пассивной адаптации индивида к нестандартным условиям.
Уровень «стереотипов». Его механизмы призваны активизировать психику субъекта в стабильных условиях периодически повторяющихся стереотипных ситуаций. Новый уровень обеспечивает переход к активной избирательности в адаптации к окружающему. Второй уровень поднимает порог пресыщения и преодолевает диктат внешних условий. Тем самым обеспечивается возможность активного восприятия и воспроизведения определенных впечатлений. Это является следствием введения второго параметра аффективной оценки окружающего - качества, то есть соответствия или несоответствия витальным нуждам организма. Активизируя деятельность психики и организма в целом в стабильных условиях, механизмы данного уровня оказываются абсолютно не в состоянии активизировать психику для решения новых, нестандартных, проблемных ситуаций.
Уровень экспансии. Этот уровень обеспечивает человеку активную адаптацию к нестабильной ситуации, когда аффективный стереотип поведения становится несостоятельным. Адаптационным смыслом данного уровня является аффективное освоение (экспансия) окружающей среды. Именно благодаря механизмам этого уровня индивид получает возможность трансформировать отрицательные эмоции (например, страх) в процессе освоения ситуации в положительные (удовлетворённое любопытство). Наращивание активности во взаимодействии с окружающим на этом уровне делает жизненно необходимой оценку субъектом своих сил на основе определения своих возможностей в сложных (иногда кризисных) ситуациях. Это служит основой для формирования уровня притязаний человека.
Уровень эмоционального контроля. Как и уровень «стереотипов», он призван регулировать активность психики в стабильных условиях. Но аффективно значимым регулятором активности будет являться не сенсорная информация, а обратная связь, получаемая при помощи второй сигнальной системы от других людей.
В норме все эти механизмы работают согласованно, взаимодополняя друг друга. Они обеспечивают отсутствие пресыщения психики, детерминируя её постоянную самомотивацию человеческой активности.
Интересной представляется проблема классификации психической субъектной активности человека. На основе предпринятого теоретического анализа мы предлагаем выделять два критерия при классификации различных видов субъектной активности. Первый - это степень осознанности и контролируемости активности, второй - степень конструктивности (деструктивности).
Рис. 1. Критерии выделения различных видов активности человека
К субъектной активности, по нашему мнению, будут относиться виды конструктивной активности (как осознаваемой, так и неосозноваемой), представленные на рисунке 1 .
Рис. 2
Интересным нам представляется вопрос самооценки собственной активности индивидом. При этом существенны, на наш взгляд, возрастные различия, позволяющие сопоставить характеристики изучаемого феномена у испытуемых, имеющих различия в уровне развития субъектности и жизненном опыте. Кроме того различаются социальные статусы и ситуации развития у лиц, представляющих преподавательское и студенческое сообщество. В дальнейшем мы планируем ряд исследований, посвящённых изучению объективных характеристик субъектной активности молодёжи и влиянию контактной группы на изменение её параметров.
Для того чтобы выявить различные аспекты оценки собственной субъектной активности юношей и девушек с учётом выделенных выше параметров, мы опросили 58 учителей школ и преподавателей вузов и 88 студентов вузов и ссузов г. Курска при помощи авторской анкеты.
Результаты диагностики представлены в таблицах 1-4.
Таблица 1
Результаты сравнения самооценки основных параметров активности испытуемых
Сравниваемые параметры Категория испытуемых % в выборке
Считают себя физически активными Студенты 75
Учителя школ и преподаватели вузов 75,8
Считают себя социально активными Студенты 55,7
Учителя школ и преподаватели вузов 82,8
Считают себя психически активными Студенты 51,1
Учителя школ и преподаватели вузов 79,3
Считают, что получают больше выгод от проявления собственной активности Студенты 82
Учителя школ и преподаватели вузов 65,5
Считают, что собственная активность приносит больше неприятностей, чем выгод Студенты 18
Учителя школ и преподаватели вузов 22,4
Полагают, что уровень их активности зависит от них самих Студенты 50
Учителя школ и преподаватели вузов 44,8
Полагают, что уровень их активности зависит от внешних факторов Студенты 50
Учителя школ и преподаватели вузов 50
Полагают, что скорее сознательно регулируют уровень собственной активности Студенты 84
Учителя школ и преподаватели вузов 79,3
Полагают, что скорее неосознанно регулируют уровень собственной активности Студенты 16
Учителя школ и преподаватели вузов 21,7
Считают, что их активность имеет конструктивный характер Студенты 92
Учителя школ и преподаватели вузов 96,5
Хотят, чтобы их дети более самостоятельно, чем они, регулировали уровень собственной активности Студенты 95,5
Учителя школ и преподаватели вузов 93,1
Таблица 2
Сравнение способов регуляции уровня активности испытуемыми в течение суток
Студенты Учителя школ, преподаватели вузов
Полноценный сон - 13,6% Смена видов деятельности - 27,6%
Прослушивание музыки - 6,8% Употребление кофе - 15,5%
Занятия спортом - 5,7% Использование перерывов в деятельности - 10,3%
Общение с приятными, близкими людьми - 6,8% Поиск новых стимулов (мотиваторов) для себя (в том числе внешних) - 10,3%
Употребление кофе - 5,7% Общение с приятными, близкими людьми - 8,6%
Вкусная еда - 4,5% Занятия спортом - 8,6%
Смена видов деятельности - 3,4% Использование планирования - 8,6%
Использование планирования - 3,4% Прослушивание музыки - 6,9%
Аутотренинг - 3,4% Вкусная еда - 1,7 %
Отдых «на природе» - 2,3% Полноценный сон - 1,7 %
Жду воздействия окружающих на меня - 2,3% Использую чувство юмора - 1,7 %
Чтение - 1,1%
Походы в кино - 1,1%
Употребление «энергетиков» -1,1%
Таблица 3
Сравнение способов регуляции уровня активности испытуемыми в течение года
Студенты Учителя школ, преподаватели вузов
Общение с приятными близкими людьми - 14,7% Общение с приятными близкими людьми - 17,2%
Занятия спортом - 11,4% Занятия спортом - 20,7%
Отдых «на природе» - 8% Отдых на природе в выходные дни - 10,3%
Туристические поездки к морю - 4,5% Смена видов деятельности - 8,6%
Приём витаминов - 5,7% Туризм - 6,9%
Полноценный сон - 6,8% Работа на даче - 6,9%
Смена видов деятельности - 4,5% Чтение - 6,9%
Аутотренинг - 3,4% Поездки к морю - 6,9%
Прослушивание музыки - 2,3% Приём медикаментов и витаминов - 5,2%
Просмотр телевизора - 1,1% Полноценный сон - 5,2%
Занятия йогой - 1,1% Аутотренинг - 5,2%
Поездки на дачу - 1,1% Походы в кино - 1,7 %
Походы в сауну - 1,7 %
Танцы - 1,7 %
Занятия иностранным языком - 1,7 %
Занятия йогой - 1,7 %
Таблица 4
Сравнение способов регуляции уровня активности испытуемыми, которыми они хотели бы овладеть
Студенты Учителя школ, преподаватели вузов
Овладеть навыками аутотренинга - 10,2% Овладеть навыками аутотренинга - 13,8%
Развить силу воли (самообладание) - 9,1% Развить силу воли (самообладание) - 13,8%
Овладеть приёмами бесконфликтного общения -5,7% Быть более беспристрастным и невозмутимым -6,9%
Освоить медитацию - 5,7% Начать заниматься спортом - 6,9%
Больше путешествовать - 3,4% Начать разводить цветы - 3,5%
Научиться танцевать - 3,5%
Быть более целеустремлённым - 3,5%
Больше путешествовать - 3,5%
Начать заниматься изобразительной деятельностью - 1,7 %
Развить умение быстро мобилизоваться - 1,7 %
Обучиться тайм-менеджменту - 1,7 %
Посещать сеансы массажа - 1,7 %
Освоить медитацию - 1,7 %
Интерпретируя результаты анкетирования, можно констатировать, что учителя и преподаватели, представляющие категорию взрослых, зрелых людей, гораздо чаще, чем юноши и девушки, оценивают уровень своей социальной и психической активности как высокий. В выборке лиц юношеского возраста больше процент тех, кто считает свою активность, приносящей больше выгод, чем неприятностей. В вопросе детерминации собственной активности испытуемые всех возрастов практически единодушны: они полагают, что причинами их активности служат в равной степени и внешние факторы, и их собственное волеизъявление.
Большинство в двух выборках испытуемых (79,3% учителей, преподавателей и 84% студентов) полагают, что скорее сознательно, нежели неосознанно регулируют уровень собственной активности. Необходимо отметить, что с возрастом количество людей, полагающих, что бессознательные механизмы мало задействованы в процессе регулирования активности, сокращается.
В отношении конструктивности / деструктивности собственной активности испытуемые довольно единодушны. Подавляющее большинство в двух выборках характеризуют собственную активность как конструктивную.
Также очень многие выразили желание, чтобы их дети (возможно, будущие) более самостоятельно регулировали уровень собственной активности. Эта позиция требует дополнительного анализа, на наш взгляд. Респонденты, таким образом, понимают, что они сами могли бы быть более самостоятельными в принятии решений и поступках, но по каким-то причинам этого не делают, рассчитывая на авось и других. Таким образом, мы можем косвенно судить о высокой степени экстернальности испытуемых. В ходе наших дальнейших исследований мы предполагаем выявить причины, которые затрудняют самостоятельное регулирование активности индивида. Ведь преодоление такого рода препятствий, по нашему мнению, и составляет определённую долю субъектной активности. Как отмечают классики отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, О.С. Никольская и др.), настоящей личностью является тот человек, который сам создаёт оптимальные условия для своей самоактуализации, а не пассивно ждёт удачного стечения обстоятельств. Таким образом, по косвенному показателю неудовлетворённости уровнем самостоятельности при регулиро-
вании собственной активности можно выдвинуть предположение о довольно низком уровне субъектной активности испытуемых - при довольно высоких показателях других видов активности.
Подтверждением этого могут являться данные о способах регуляции уровня собственной активности испытуемых в течение суток и года. Следует отметить, что в выборке юношей и девушек у многих испытуемых возникли затруднения с формулировкой способов регулирования уровня собственной активности в течение суток и года. Также обращает на себя внимание то, что большинство из перечисленных испытуемыми способов регуляции уровня собственной активности базируются на основе физиологических механизмов и служат для регуляции физической активности. В выборке юношей и девушек эта тенденция более выражена, чем в выборке взрослых людей. Кроме того, необходимо отметить, что в коммуникацию испытуемые характеризуют, как наиболее мощный ресурс для регулирования уровня собственной активности.
Результаты определения способов регуляции активности, которыми испытуемые хотели бы овладеть также свидетельствуют о недостаточном развитии механизмов регулирования субъектной активности. Респонденты выражают желание овладеть такими способами, как: овладеть навыками аутотренинга, развить силу воли (самообладание), овладеть приёмами бесконфликтного общения. По всей видимости, именно эти механизмы имеют отношение к регулированию как раз субъектной активности, и дефицит их испытывают опрошенные нами представители различных возрастных групп.
Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне субъектной активности, недостаточном уровне сформированности и осознанности механизмов регулирования данного вида активности и необходимости проводить психолого-педагогическую работу по стимулированию субъектной активности в первую очередь у молодёжи.
Библиографический список
Бернштейн Н. А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М.,
1966.
Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях // Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Академия,
1997.
Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. А. И. Чистякова. М.: Рефл-бук, Вак-лер, 1997.
Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалёва. М.: Институт практической психологии, 1995.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.
Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: избр. тр. Кострома: Костромск. госуниверситет, 2001
Чернышев А. С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.