Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ТЕОРИЯ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ ВЗИМАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ТЕОРИЯ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ ВЗИМАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ТЕОРИЯ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ ВЗИМАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Аверкина А.А. студент 514 группы

НИ Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

Ермошина Т.В., к.э.н. доцент кафедры налоги и налогообложение НИ МГУ им.

Н.П.Огарева Россия, г. Саранск «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ТЕОРИЯ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ ВЗИМАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» В современных условиях роль транспорта в нашей жизни все возрастает. Для многих из нас автомобиль это необходимое средство передвижения. Некоторые на него копят, а другие берут кредит и потом расплачиваются за него. Каждый водитель, покупая машину, знает, для того чтобы ее содержать необходимо дополнительные расходы на бензин, техническое обслуживание, запчасти, ремонт. Кроме этого, необходимо уплачивать каждый год транспортный налог. И если все это сложить, то скорее всего все эти расходы по истечении времени превысят даже стоимость самого автомобиля. В связи с этим в настоящее время приобретает актуальность совершенствование мер по взиманию транспортного налога.

В России транспортный налог был введен с 1 января 2003 года. Элементы налога определены в главе 28 Налогового Кодекса РФ. Он является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные (представительные) органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Транспортный налог начисляется за каждый автомобиль, который зарегистрирован на его владельца[2]. В качестве объекта налогообложения выступают автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы, катера, снегоходы, парусные суда, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. [1]

У транспортного налога есть недостатки и недочеты, которые часто обсуждаются органами власти. К таким недостаткам можно отнести не совсем корректное определение налоговой базы. В РФ налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. И совсем не учитывают другие факторы, такие как, например, негативное воздействие на окружающую среду. В мире осталось немного государств, которые учитывают в качестве базы только лошадиные силы. В большинство

европейских стран введены льготы для экологичных машин и санкции для «вредных» автомобилей. Наиболее развитая и действенная система налогообложения, основанная на выбросах СО2, существует в Великобритании. Все автомобили, зарегистрированные после 1 марта 2001 года, делятся на семь классов экологической чистоты, и класс А (электромобили, гибриды и машины с выбросами не более 100 г СО2/км) освобожден от налога полностью. За автомобиль класса G (более 225 г/км) придется заплатить 300 фунтов стерлингов (более 600 долларов) в год. В США сбор налогов с владельцев транспортных средств построен по такой же «экологичной» схеме - больше платит тот, кто больше ездит. Там транспортный налог включается в цену на горюче-смазочные материалы. Чем больше бензина или солярки пожирает твой автомобиль, и чем больше ты ездишь, тем больше отдаешь в бюджет. Деньги, собранные с водителей, тратятся в США на строительство и ремонт дорог.

Следует отметить, что транспортный налог идет на нужды дорожного хозяйства. Своевременная и в полном объеме уплата транспортного налога -гражданский долг каждого налогоплательщика, выполнение которого будет способствовать повышению финансирования дорожного хозяйства и, в конечном итоге, улучшению состояния наших дорог. Поэтому каждому владельцу транспортных средств необходимо контролировать своевременность и правильность уплаты транспортного налога.

Безусловно, создание дорожных фондов - очень важный шаг на пути реформирования дорожной отрасли. Однако предложенная система дорожных фондов, по нашему мнению, нуждается в дальнейшей доработке. Необходимо в обязательном порядке создать муниципальные дорожные фонды, которые были бы аналогичны региональным, для целей наиболее эффективного и прозрачного использования средств, направляемых на ремонт и строительство дорог. Также необходимо установить целевой характер расходования средств дорожного фонда, чтобы средства распределялись согласно их назначению (средства Федерального дорожного фонда использовались на обслуживание дорог федерального назначения, средства региональных и муниципальных фондов соответственно, на обслуживание дорог регионального и муниципального значения). Целесообразно мобилизовывать поступающие денежные средства в Федеральном дорожном фонде, а затем перераспределять их среди территориальных фондов. По нашему мнению, необходимо исключить транспортный налог из источников пополнения дорожных фондов и отказаться от его взимания. Так, согласно данным статистической отчетности, увеличение акцизов будет полностью покрывать поступления транспортного налога.

Таким образом, совершенствование транспортного налога сводится к включению налога в цену горюче-смазочных материалов. Однако неизвестно, что может произойти с ценами на бензин и дизельное топливо.

Ведь найдутся на Руси умельцы, которые замаскируют повышение стоимости под новые законы. Например, если правительство увеличит ставки акцизов на топливо, а предприниматель еще добавит несколько рублей для личной выгоды, то стоимость литра бензина может вырасти в разы. Владельцы автотранспорта, которые используют свой транспорт очень редко, сегодня платят по сути ни за что. Для них отмена транспортного налога будет приятным подарком.

Тем не менее, из-за предполагаемой отмены транспортного налога и как следствие явных выпадающих доходов регионов, необходимо предусмотреть компенсацию этих потерь[4]. Но компенсировать их следует не с помощью бюджетных субсидий из федерального бюджета, а с помощью повышения акцизов на алкогольную продукцию, которые зачисляются в региональные бюджеты по нормативу 100%. Скорее всего, данная мера вряд ли вызовет ажиотаж среди налогоплательщиков и найдет понимание в обществе.

Использованные источники:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант Плюс». -(Российское законодательство).

2 www.nalog.ru

3 http://www.vedomosti.ru

4 http://www.creativeconomy.ru

Аверкина А.А. студент 514 группы

НИ Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

Ермошина Т.В., к.э.н. доцент кафедры налоги и налогообложение НИ МГУ им.

Н.П.Огарева Россия, г. Саранск «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЗИМАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО

НАЛОГА»

Важной составной частью муниципальных и региональных бюджетов в Российской Федерации являются имущественные налоги. Несмотря на определенную преемственность Российской налоговой системы и её схожесть с системами регионального налогообложения экономически развитых стран, существующая практика взимания платежей по этой группе налогов говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания имущественных налогов, что значительно снижает эффективность поступления налоговых платежей от этой группы налогов. Все проблемы должны решаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.