Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЗИМАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЗИМАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЗИМАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА»

Ведь найдутся на Руси умельцы, которые замаскируют повышение стоимости под новые законы. Например, если правительство увеличит ставки акцизов на топливо, а предприниматель еще добавит несколько рублей для личной выгоды, то стоимость литра бензина может вырасти в разы. Владельцы автотранспорта, которые используют свой транспорт очень редко, сегодня платят по сути ни за что. Для них отмена транспортного налога будет приятным подарком.

Тем не менее, из-за предполагаемой отмены транспортного налога и как следствие явных выпадающих доходов регионов, необходимо предусмотреть компенсацию этих потерь[4]. Но компенсировать их следует не с помощью бюджетных субсидий из федерального бюджета, а с помощью повышения акцизов на алкогольную продукцию, которые зачисляются в региональные бюджеты по нормативу 100%. Скорее всего, данная мера вряд ли вызовет ажиотаж среди налогоплательщиков и найдет понимание в обществе.

Использованные источники:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант Плюс». -(Российское законодательство).

2 www.nalog.ru

3 http://www.vedomosti.ru

4 http://www.creativeconomy.ru

Аверкина А.А. студент 514 группы

НИ Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

Ермошина Т.В., к.э.н. доцент кафедры налоги и налогообложение НИ МГУ им.

Н.П.Огарева Россия, г. Саранск «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЗИМАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО

НАЛОГА»

Важной составной частью муниципальных и региональных бюджетов в Российской Федерации являются имущественные налоги. Несмотря на определенную преемственность Российской налоговой системы и её схожесть с системами регионального налогообложения экономически развитых стран, существующая практика взимания платежей по этой группе налогов говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания имущественных налогов, что значительно снижает эффективность поступления налоговых платежей от этой группы налогов. Все проблемы должны решаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Транспортный налог - один из наиболее обсуждаемых среди налогоплательщиков. Большинство из них слабо верят в эффективность и целесообразность взимания данного налогового платежа. Возрастает актуальность совершенствования контрольной работы инспекций по взиманию транспортного налога.

В качестве примера можно выделить следующие рекомендации по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты транспортного налога в региональный бюджет.

При организации налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты транспортного налога первостепенное значение имеет полнота и своевременность получения информации о зарегистрированных правах на имущество от территориальных органов ГИБДД, то есть эффективность администрирования налогов напрямую зависит от качества и полноты информации поступающей в налоговые органы. База данных ГИБДД должна быть организована таким образом, чтобы сведения, в них содержащиеся были применимы как для ведомственного использования, так и для перечисления транспортного налога. Органы ГИБДД должны предоставлять в налоговые органы полные данные, в том смысле, что на основании них можно было бы исчислить налог на транспортное средство. Таким образом, в сведениях ГИБДД должны присутствовать данные о мощности двигателя транспортного средства, паспортные данные, адрес плательщика и многое другое. Нередко информация, содержащаяся в сведениях, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, расходится с цифрами, содержащимися в технической документации на транспортное средство. Представляется, что законодателю необходимо урегулировать вопрос о том, какие сведения должны использоваться в такой ситуации в качестве основы для целей исчисления налога.

Важно, чтобы в базе ГИБДД содержались только актуальные, т.е. подлежащие налогообложению транспортные средства. Таким образом, необходимо исключить из базы данных: угнанные транспортные средства; транспортные средства, владельцы которых не подавали заявление в правоохранительные органы; утилизированные, но без регистрации факта утилизации в ГИБДД, и т.д. Улучшить ситуацию со сбором транспортного налога в бюджет поможет сбор информации о владельцах транспортных средств, владеющих ими на основании доверенностей, это обеспечит привлечение этих лиц к уплате налога. В свою очередь, налоговым органам необходимо наладить тесное взаимодействие с органами ГИБДД, найти технические возможности использования информационных баз по транспортным средствам для формирования базы по транспортному налогу.

В органы ГИБДД следует передавать информацию для розыска

транспортных средств, владельцы которых в силу различных причин не производят уплату налога, а к лицам, уклоняющимся от уплаты налога, следует применять меры, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ. Эти меры позволят в ближайшее время привлечь злостных неплательщиков к уплате налога владельцев транспортных средств.

В целях повышения эффективности мер принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу, целесообразно в помещении Управления ГИБДД на постоянной основе открыть рабочее место налогового инспектора для работы с физическими лицами - владельцами транспортных средств. Дежурство в помещении ГИБДД должно осуществляться силами инспекций. Обязанности работников налоговых органов должны состоять в следующем: исчисление транспортного налога за текущий год (за время нахождения автомобиля в собственности физического лица); выдавать налоговое уведомление с заполненной квитанцией на уплату налога лицам - владельцам транспортных средств, как снимающим транспортные средства с регистрации, так и их регистрирующим; выписывать квитанцию на уплату имеющейся задолженности по транспортному налогу; принимать заявления на предоставление льготы по уплате налога и документы (копии документов), подтверждающие право на льготу; консультировать физических лиц по вопросам исчисления транспортного налога.

Возможно, применение следующих мер по снижению задолженности по транспортному налогу: еще до наступления сроков уплаты транспортного налога проводить широкую рекламную компанию, проводить совместные мероприятия представителями налоговых органов и сотрудниками дорожно-патрульной службы Управления ГАИ ГУВД, проводимые на дорогах, на станциях технического обслуживания автомобилей с целью выявления должников по уплате транспортного налога, на сайте ФНС размещать фоторепортажи с места событий, осуществлять арест автотранспорта в качестве крайней меры.

Целесообразно также начать использовать аппаратно-программный комплекс «Дорожный пристав». Суть его в том, что АПК «Дорожный пристав» сканирует номерные знаки проезжающих транспортных средств и сверяет по базе данных налоговой инспекции на наличие задолженности по транспортному налогу. Необходимо принять такой закон, который направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Руководствуясь данным законом, налоговый орган в судебном порядке мог бы инициировать временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. Такие ограничения касались бы налогоплательщиков, имеющих большую задолженность перед бюджетом.

В целях увеличения поступления транспортного налога, следует рассмотреть вопрос о том, чтобы органы внутренних дел при регистрации,

перерегистрации и техническом осмотре транспортных средств осуществляли проверки уплаты транспортного налога. Одновременно необходимо урегулировать вопросы актуализации налоговой базы по транспортному налогу.

Действующая сейчас практика расчета налога на автомобиль, исходя из налоговой базы, определяемой по мощности его двигателя, не устанавливает прямой зависимости между размером платежа и степенью воздействия машины на дорожное покрытие.

Транспортный налог правильнее рассчитывать исходя из веса автомобиля (нагрузки на ось) - то есть изменить в корне тот показатель объекта налогообложения, который является основным для исчисления налоговой базы. Введение этой меры будет способствовать соблюдению пользователями автодорог правил, ограничивающих нагрузку на ось, что положительно отразится на сохранности существующей дорожной сети.

Кроме того, совместно со службой судебных приставов налоговые органы должны определить возможности направления исполнительных документов работодателю для взыскания налоговых платежей должников из выручки организаций или заработной платы.

Таким образом, меры по повышению контрольных мероприятий взимания транспортного налога обеспечат полную и своевременную уплату налога. Дополнительные поступления в региональный бюджет от транспортного налога помогут в решении все более остро наступающих транспортных проблем, позволят обеспечить представление субсидий за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда бюджетам муниципальных образований, будут направлены на софинансирование мероприятий по организации дорожного движения.

Использованные источники:

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. // СПС «Консультант Плюс». -(Российское законодательство).

2 О транспортном налоге: Письмо Минфина России 13 августа 2012 г. № 0305-06-04/137 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

3 Официальный сайт ФНС http://www.nalog.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.