Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
416
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ТРАНСПОРТ / БЮДЖЕТ / СТАВКИ / РЕГИОН / НАГРУЗКА / СОБИРАЕМОСТЬ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / МЕРЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / MEASURES / DEBT / COLLECTION / LOAD / REGION / RATES / BUDGET / TRANSPORT / TAXES / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иманшапиева Мазика Мусабековна

В представленной статье автором исследованы особенности налогообложения транспортных средств, рассмотрена фискальная роль транспортного налога в доходах бюджетов субъектов РФ. Автором проведен анализ динамики налоговых поступлений по транспортному налогу в целом в бюджетную систему РФ, дана оценка собираемости налога, а также изменение структуры налогоплательщиков транспортного налога на федеральном уровне за 2016-2019 годы. Автором особое внимание уделяется роли налоговых ставок и налоговых льгот по транспортному налогу в формировании доходов региональных бюджетов. Проведен анализ налоговых поступлений, структуры налога и налоговой базы по транспортному налогу на региональном уровне за 2016-2019 годы (на примере Республике Дагестан). С учетом проведенного исследования автором предложены рекомендации по совершенствованию транспортного налога на федеральном и региональном уровне, в части установления детальной дифференциации налоговых ставок, применению понижающих и повышавших коэффициентов и мер по повышению качества налогового администрирования транспортного налога. Кроме того, автором предложены меры, направленные на полную реализацию принципов справедливости и соразмерности налогообложения при исчислении и взимании транспортного налога. Выводы. По итогам исследования автором предложены рекомендации, направленные на совершенствование механизма исчисления и взимания транспортного налога и повышения его роли в формировании доходов региональных бюджетов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иманшапиева Мазика Мусабековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT TAX: ANALYSIS OF CALCULATION AND COLLECTION MECHANISM, IMPROVEMENT TRENDS ON THE REGIONAL LEVEL (ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

This article examines the peculiarities of taxation of vehicles, as well as the fiscal role of transport tax in the budget revenue of the constituent entities of the Russian Federation. Analysis is conducted on the overall dynamics of tax proceeds on transport tax into the budget system of the Russian Federation. Assessment is given to tax collection, as well as to the changes in structure of transport tax taxpayers on the federal level for the period from 2016 to 2019. Particular attention is turned to the role of tax rates and deductions on transport tax in formation of regional budget revenues. The author also analyzes tax proceeds, tax structure and tax base on transport tax on the regional level for the period from 2016 to 2019 (on the example of the Republic of Dagestan). Recommendations are made on the improvement of transport tax on the federal and regional level with regards to establishment of detailed differentiation of tax rates, application of reducing and increasing coefficients, as well as measures for improving the quality of tax administration of transport tax. The author also proposed measures aimed at full implementation of the principles of justice and proportionality of taxation in the context of calculation and collection of transport tax. The main results consists in the proposed recommendations on improvement of mechanism for calculation and collection of transport tax and enhancement of its current role in formation of regional budget revenues.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

Налоги и налогообложение

Правильная ссылка на статью:

Иманшапиева М.М. — Транспортный налог: анализ механизма исчисления и взимания, направления по его совершенствованию на региональном уровне (по материалам Республики Дагестан) // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 6. DOI: 10.7256/2454-065X.2020.6.33147 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=33147

Транспортный налог: анализ механизма исчисления и взимания, направления по его совершенствованию на региональном уровне (по материалам Республики Дагестан)

Иманшапиева Мазика Мусабековна

кандидат экономических наук доцент, Дагестанский государственный университет народного хозяйства 367014, Россия, г. Махачкала, уп. Дачная, 95

И [email protected] Статья из рубрики "Организация и методика проведения налоговых проверок"

DOI:

10.7256/2454-065X.2020.6.33147

Дата направления статьи в редакцию:

07-06-2020

Аннотация.

В представленной статье автором исследованы особенности налогообложения транспортных средств, рассмотрена фискальная роль транспортного налога в доходах бюджетов субъектов РФ. Автором проведен анализ динамики налоговых поступлений по транспортному налогу в целом в бюджетную систему РФ, дана оценка собираемости налога, а также изменение структуры налогоплательщиков транспортного налога на федеральном уровне за 2016-2019 годы. Автором особое внимание уделяется роли налоговых ставок и налоговых льгот по транспортному налогу в формировании доходов региональных бюджетов. Проведен анализ налоговых поступлений, структуры налога и налоговой базы по транспортному налогу на региональном уровне за 2016-2019 годы (на примере Республике Дагестан). С учетом проведенного исследования автором предложены рекомендации по совершенствованию транспортного налога на федеральном и региональном уровне, в части установления детальной дифференциации налоговых ставок, применению понижающих и повышавших коэффициентов и мер по повышению качества налогового администрирования транспортного налога. Кроме того, автором предложены меры, направленные на полную реализацию принципов справедливости и соразмерности налогообложения при исчислении и взимании транспортного налога. Выводы. По итогам исследования автором предложены

рекомендации, направленные на совершенствование механизма исчисления и взимания транспортного налога и повышения его роли в формировании доходов региональных бюджетов на современном этапе.

Ключевые слова: налоги, транспорт, бюджет, ставки, регион, нагрузка, собираемость, задолженность, меры, совершенствование

Налоговые поступления от региональных налогов являются важнейшим источником формирования доходной части бюджетов субъектов РФ, а, следовательно, источником финансирования социально-экономических программ развития субъектов РФ.

Транспортный налог является одним из бюджетобразующих налогов на уровне субъектов РФ. Как известно, транспортный налог заменил ряд платежей, среди которых дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей

автомобильных дорог [3;379].

Транспортный налог является региональным налогом, регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и полностью поступает в бюджеты субъектов РФ и является одним из постоянно дискуссионых налогов.

В настоящее время транспортный налог выполняет не только фискальную функцию, но и не в меньшей степени - регулирующую. То есть помимо обеспечения бюджетом налоговыми поступлениями с помощью транспортного налога решаются социальные задачи в регионе.

В целях решения социально-экономических проблем в регионах региональные власти пытаются создать благоприятные налоговые условия для налогоплательщиков, в целях привлечения инвестиций и увеличения собственных доходов региональных бюджетов.

Налоговые поступления от транспортного налога расходуются субъектами через дорожные фонды на финансирование мероприятий по содержанию, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог субъектов РФ.

Транспортный налог является прямым региональным налогом, регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и полностью поступает в бюджеты субъектов РФ.

Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки и другие транспортные средства.

Налогоплательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Действующая система транспортного налога, имеет ряд актуальных проблем: нецелевое назначение использования средств, поступивших в виде налоговых платежей; отсутствие современной налоговой базы; отсутствие отчетности региональных властей о направлениях расходов денежных средств, полученных от взимания транспортного налога; высокие налоговые ставки и отсутствие системы налогообложения, одинаковой для всех регионов; низкая собираемость транспортного налога в Российской Федерации.

В целях оценки значения транспортного налога проведем анализ налоговых поступлений

по нему в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица 1

Динамика и структура поступлений по транспортному налогу в консолидированный

бюджет РФ за 2016-2019 гг., млн. руб.

Наимено- 2016 в 2017 в 2018 в 2019 в Те мп

вание % % % % рос та 2016/ 2019, в %

Налого-вые 14386,1 100 17197,0 100 21142,0 100 22503,4 100 156

доходы,

млрд.руб.

в т.ч.

Транспортный 139074,3 1,0 154904,8 0,9 161193,3 0,8 175127,6 0,8 126

налог, млн.

руб , в т.ч .:

- с юрид. лиц 29893,1 0,2 27 285,6 0,2 29 150,2 0,1 32848,3 0,2 110

- с физ. лиц 109181,2 0,8 127619,2 0,7 132043,1 0,6 142279,3 0,6 130

Источник: http://www.nalog.ru

По данным таблицы 1 отметим, что за 2017-2019 годы наблюдался позитивный рост налоговых поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет Российской Федерации. Так, если за 2016 г. поступления по транспортному налогу составили 139 074,4 млн. руб., то за 2018 г.- 161 193, 2 млн. руб., т.е. увеличились на 218 957,1 млн. руб., или на 15,6%.

Положительная динамика может быть связана с такими факторами как:

увеличение числа налогоплательщиков, рост дорогостоящих машин и повышение на логов ых с та в о к в ре гиона х.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ определены рекомендованные значения налоговых ставок по транспортному налогу по прогрессивной шкале налогообложения в зависимости категории и транспортного средства. В соответствии с которыми, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются конкретные налоговые ставки.

Региональным власти, также предоставлено устанавливать порядок сроки уплаты налога, налоговые и основания использования, но пределах, определенных Налоговым Российской Федерации.

При этом, субъектов Российской Федерации допускается дифференцированных налоговых в отношении категории транспортных , а также учетом количества , прошедших с выпуска транспортных , и (или) экологического класса.

Сравнительные данные о применяемых налоговых ставках по транспортному налогу в различных регионах свидетельствуют, что их значение установлено в широком диапазоне (в 1,5-2 ). Существенное отличие налоговых ставок по транспортному налогу за схожий транспорт порождает территориальное неравенство налогоплательщиков, в первую очередь физических лиц, поскольку преимущественно плательщиками

транспортного налога являются физические лица.

При анализе фактических налогов с средств, требуется с начисленными . Ведь не проведение исследования может представление о , которые оказывают на динамику поступлений (таблица 2). В 2018 году рост зарегистрированных средств в Российской Федерации на которых начислен транспортный налог составил на 2 466 617 ед. или на 5,1% относительно 2016 .

Таблица 2

Структура плательщиков транспортного налога в РФ за 2016-2018 гг.

Наименование 2016 2017 2018 Темп

ед. в % ед. в % ед. в % ро с та 2016 /2018, в %

Количество 34730500 100 34398563 100 37095994 100 107

налогоплатель-щиков

- юрид. лиц 475 962 1,4 483 213 1,4 479 551 1,3 101

- физ. лиц 34254538 98,6 33915350 98,6 36616443 98,7 107

Количество зарегистрир.транссредств, на : 54743673 100 55800583 100 57107012 100 105

- юрид. лиц 4489167 8,2 4 483743 8,0 4432485 7,8 99

- физ. лиц 50254506 91,8 51316840 92,0 52674527 92,2 105

Количество зарегистрирован-ных транспор-х средств, по которым начислен налог: 48766053 100 49995249 100 51232670 100 105

- юрид. лиц 4053732 8,3 4082354 8,2 3977289 7,8 98

- физ. лиц 44712321 91,7 45912895 91,8 47255381 92,2 106

Источник: http://www.nalog.ru

В течение 2016-2018 . наблюдается как незначительное количества всех налогоплательщиков по РФ целом, так повышение числа объектов налогообложения транспортного налога. Так, по итогам 2018 года относительно 2016 ода наблюдается позитивная числа налогоплательщиков транспортного на 2 365 494 единиц на 6,8% и количества зарегистрированных транспортных средств на 2 363 339 единиц или на 4,3% (Таблица 2).

Таблица 3

Динамика количества налогоплательщиков и транспортных средств

в Российской Федерации за 2016-2018 годы

2016 2017 2018 Те мп Те мп

рос та рос та

2018/ 2018/

2016, 2017,

в % в %

Количество налогоплательщиков, чел. всего 34 730 500 34 398 563 37 095 994 106,8 107,8

Количество на логопла те льщико в применяющих на логов ые льготы, чел 6 226 275 6 221 652 6 718 378 107,9 108,0

Количество транспортных средств, единиц, в т.ч .: 54 743 673 55 800 583 57 107 012 104,3 102,3

- наземных 54 051 359 55 111 367 56 424 793 104,4 102,4

- водных 685 833 682 718 675 775 98,5 99,0

- воздушных 6 481 6 498 6 444 100,6 99,2

Источник: http://www.r05.nalog.ru/

Из таблиц 3 видно, что количество транспортных средств в Российской Федерации составляло в 2016 г. 54 743 673 ед, в 2017 г. - 55 800 853 ед, в 2018 г. - 57 107 012 ед. Таким образом, в 2018 г. по сравнению с 2016 г. отмечен рост числа плательщиков транспортного налога в Российской Федерации на 6,8%, однако, уменьшилось число водных и воздушных транспортных средств на 1,5% и 0,5% соответственно.

На фоне положительной динамики поступлений по транспортному налогу наблюдается и снижение его удельного веса в общей сумме налоговых доходах государства (Таблица 1). В течение анализируемого периода удельный вес уменьшился на 0,21 пункта и составил 0,76% по итогам 2019 г., а это свидетельствует о нестабильности налоговой базы по данному налогу I46!.

Как видно из таблицы 1, по транспортному налогу наибольший удельный вес в платежах приходится на налогоплательщиков - физических лиц. Если в 2016 г. удельный вес налога, поступившего от граждан, составил 78% в общей сумме транспортного налога, то по состоянию на 1 января 2019 г.- 82%. Такое соотношение характеризует наглядно возрастающую роль физических лиц в наполнении консолидированного бюджета РФ налоговыми поступлениями, формирующимися за счет владения ими транспортных с ре дс тв .

В это же время место имеет существенное повышение транспортного налога, уплачиваемого юридическими лицами, рост в течение 2016-2019 гг. составил 20,9%. Такой показатель характеризует не только фискальное предназначение уплачиваемого юридическими лицами транспортного налога, но и дает определенное представление о количестве находящихся на балансе организаций транспортных средств.

Помимо этого, справедливо и то, что, с одной стороны, наблюдается положительная динамика повышения налоговых платежей с транспортных средств, а с другой в сторону физических лиц происходят структурные изменения (таблица 2).

Кроме того, отметим, что за период наблюдается увеличение суммы налоговых льгот по

транспортному налогу в разрезе различных категорий налогоплательщиков. При этом, значительное сумм выпадающих доходов консолидированного бюджета РФ связано использованием налоговых физическими лицами ( 4). Так, за 2016-2018 годы сумма налоговых льгот по транспортному налогу в соответствии с законодательством РФ увеличилась на 2 599 301 тыс.руб. или 18,2%, в том числе по физическим лицам - на 18,5%.

Таблица 4

Динамика доходов, выпадающих в связи с предоставлением плательщикам льгот по транспортному налогу в РФ за 2016-2018 гг.,тыс.руб

Наименование 2016 2017 2018 Темп ро с та 2016 /2018, в %

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Всего 14 296 274 100 15 084 145 100 16 895 575 100 118

-по юрид. лиц 4 254 621 29,8 4 301 217 28,5 4 995 302 29,6 117

-по физ. лиц 10 041 653 70,2 10 782 928 71,5 11 900 273 70,4 119

Источник: http://www.nalog.ru

Как видно из таблицы 4, за анализируемый период транспортного налога не было уплачено в консолидированный бюджет РФ за 2016 г. - 34 480,6 . руб., за 2017 . - 17 608,8 млн. руб., за 2018 г. - 21 144,3 . руб. При этом, показатель собираемости транспортного налога за анализируемый период имеет положительную динамику и составил: за 2016 . - 80,1%; за 2017 г. - 89,9%; за 2018 г. - 88,4%, что в свою очередь, отразилось на снижении налоговой по данному налогу.

Одной из причин понижения значения показателя собираемости по транспортному налогу являются проблемы связанные с администрированием налога и высоким удельным весом налоговой задолженности по налогу.

К проблемам налогового контроля за полнотой поступления в бюджет начисленных сумм налога относятся такие как, несовершенство базы данных налоговых органов о состоящих на учете владельцев транспортных средств и несвоевременная доставка налоговых уведомлений по уплате налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Динамика налоговых начислений и поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет РФ за 2016-2018 годы, млн.руб

2016 2017 2018

собира- Начис- Посту- собираемостью Начис- Посту- Собира-

емость, лено пило % лено пило емость,в

в % %

Тра н- 80,1 172514 154905 89,8 182338 161193 88,4

спорт- ный налог:

-по юрид. лиц 95,6 29167 27286 93,5 29 445 29150 99,0

-по физ. лиц 76,7 143346 127619 89,0 152888 132043 86,4

Источник: http://www.nalog.ru

Таким образом, проводя налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, в целях достоверного и полного исследования целесообразно изучить показатель по налогам, а также направлений по ее .

Для выявления причин образования представляется исследовать ее , исходя из налогоплательщиков транспортного . Согласно информации налоговых органов о задолженности транспортному налогу ( плательщикам) основная сумма задолженности приходится физических лиц, признаваемых данного налога. Если состоянию на 01.01.2017 . она составила 96,8% общей сумме по транспортному , то по на 01.11.2019 г - 95,0%.

Таблица 6

Динамика налоговой задолженности по транспортному налогу перед бюджетной системой

РФ за 2016-2019 годы, млн.руб

2016 2017 2018 Темп роста 2018/2016, в % Те мп ро с та 2018/ 2017, в %

Налоговые поступления по транспортному налогу 139 074,3 154 904,8 161 193,3 115,9 104,1

Заложенность по транспортному налогу всего, в том числе 121 036,4 164 972,9 128 634,7 106,3 78,0

-по юрид. лиц 3 816,9 5 738,0 6 417,4 168,1 111,8

-по физ. лиц 117 219,5 159 234,9 122 217,3 104,3 76,8

Кроме того, в суммарном задолженность по налогу перед бюджетной системой РФ по состоянию на 01.01.2019 года относительно предыдущего года снизилась 36338,2 млн. руб. или на 22%, произошло это счет уплаты гражданами-плательщиками. В же время, юридическим лицам ежегодное повышение задолженность по налогу перед бюджетной системой РФ - в 2017 году на 1921,1 млн. . или 50,3%, в 2018 году - на 679,4 млн.руб. или на 11,8%.[46]

Таким образом, несмотря на некоторое снижение задолженности по транспортному налогу перед бюджетной системой РФ по итогам 2018 года, исполнение налоговой дисциплине плательщиками остается на низком уровне. Так, доля налоговой задолженности по транспортному налогу перед бюджетной системой РФ за 2018 год в сумме налоговых поступлений по транспортному налогу составила 80%.

Поскольку поступления от транспортного налога подлежат к зачислению в региональный бюджет, целесообразно оценить его роль в формировании бюджета субъекта Российской Федерации.

Таблица 7

Динамика налоговых поступлений по транспортному налогу в субъектах СКФО за 20162019 гг. тыс.руб

2016 2017 2018 2019 Темп роста 2019/ 2016 Те мп роста 2019/ 2018

СКФО 2 540 321 3 157 601 3 413 730 4 146 255 163 122

Республика Дагестан 450 613 612 767 786 627 992 877 220 126

Республика Ингушетия 48 773 46 400 48 058 69 898 143 145

Кабардино-Балкарская Республика 168 112 207 002 232 262 260 298 155 112

Карачаево-Черкесская Республика 148 707 180 252 185 588 218 105 147 118

Республика Северная Осетия-Алания 160 378 196 071 203 421 314 971 196 155

Чеченская Республика 162 373 283 333 285 838 377 839 233 132

Ста в ропо- льский край 1 401 365 1 631 776 1 671 936 1 912 267 119 114

Источник: http://www.r05.nalog.ru/

В среднем по субъектам СКФО темп роста налоговых поступлений по транспортному налогу за 2019 год относительно предыдущего года составил 121,5%, а за 2016-2019 годы составил 163,2% (Таблица 7).

Среди субъектов СКФО наибольший темп роста налоговых поступлений по транспортному налогу за 2019 год относительно 2018 года достигнут в Республике Северная Осетия-Алания (155%), Республике Ингушетия (146%), Чеченской Республике (132%), а сравнительно с 2016 годом - в Чеченской Республика (233%), Республика Дагестан (220%), Республике Северная Осетия-Алания (196%).

В абсолютном выражении среди субъектов СКФО лидирующими регионами по налоговым поступлениям по транспортному налогу за 2019 годы являются Ставропольский край и Республика Дагестан. В связи с чем, проведем более детальный анализ налоговых поступлений по транспортному налогу по Республике Дагестан .

Таблица 8

Динамика поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Республики

Дагестан за 2016-2019 гг. (тыс. руб.)

2016 2017 2018 2019 Те мп Темп роста Темп роста

рос та 2019/2016, 2019/2018,

2018/ в % в %

2016,

в %

Поступило по 450 612 786 992 174,6 220,3 126,2

транспортному 613 767 627 877

налогу, всего

в т.ч.:

с юрид. лиц 89 613 79 848 79 117 81 905 88,3 91,4 103,5

с физ. лиц 361000 532919 707510 910972 196,0 252,3 128,8

Источник: http://www.r05.nalog.ru/

Отчетные данные налоговых органов свидетельствуют о повышению роли транспортного налога в формировании собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2016-2019 гг.

Так, за 2018 год наблюдается рост поступлений по налогу на 28%, относительно 2017 года (173,8 млн. руб), и на 75% (или 336,0 млн. руб) относительно 2016 года

В 2019 году по сравнению с 2016 годом сумма транспортного налога выросла на 542 264 тыс. руб. или в 2,2 раза. В 2019 году относительно 2018 года наблюдается рост налоговых поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет Республики Дагестан на 26,2% ли на 206 250 тыс.руб. , в том числе с физических лиц -на 28,5%, с организаций - на 3,5%, данная тенденция наблюдается и в предыдущие годы (Таблица 8).

Из таблицы 9, видно, что физические лица выступают основным источником поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Республики Дагестан за рассматриваемый период. В 2016 году налоговые поступления по транспортному налогу от физических лиц составляли 80,1% от общей суммы поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет республики, в 2017 году - 87,0%, в 2018 году - 89,9%, в 2019 году - 91,8%.

Таблица 9

Структура налоговых поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет Республики Дагестан в разрезе плательщиков, за 2016-2019 гг.

2016 уд. 2017 уд. 2018 уд. 2019 уд.

вес, вес, вес, вес,

в % в % в % в %

П о с тупил о по 450613 100 612767 100 786627 100 992877 100

транспортному налогу, всего

из него:

с юрид. лиц 89 613 19,9 79 848 13,0 79 117 10,1 81 905 8,2

с физ. лиц 361000 80,1 532919 87,0 707510 89,9 910972 91,8

Источник: http://www.r05.nalog.ru/

При этом, важно отметить положительную динамику поступлений транспортного налога от физических лиц: в 2018 году налоговые поступления увеличились на 96,0 % по сравнению с 2016 годом, в 2019 году налоговые поступления увеличились по сравнению в 2016 годом в 2,5 раз.

От юридических лиц поступления от транспортного налога наоборот уменьшились в 2018 году относительно 2016 года на 12%, относительно 2017 года - на 1%.

Рассмотрев динамику налоговых поступлений по транспортному налогу можно отметить, что доля поступлений транспортного налога в бюджете Республики Дагестан невелика, однако поступления транспортного налога из года в год возрастают.

Таблица 10

Собираемость транспортного налога в бюджет Республике Дагестан

за 2017 - 2019 годы (тыс. руб., в %)

2017 2018 2019

начислено поступило начислено поступило начислено поступило

Всего транспортный 1531889 612768 1583254 786628 1702953 982439

налог:

собираемость, 40,0 49,7 57,7

в %

Транспортный 72 363 79 848 123728 79117 123728 79 117

налог

по юрид.

лицам,

тыс.руб

собираемость, 110,3 63,9 63,9

в %

Транспортный налог 1459526 532920 1459526 707510 1579225 903322

по физ. лицам, тыс.руб

собираемость, в % 36,5 48,5 57,2

Источник: http://www.nalog.ru

Отметим, что за 2016-2019 годы показатель собираемости по транспортному налогу в бюджет Республик Дагестан также увеличился на 25,1%. Так, в 2016 году он составил -32,6%, в 2017 году - 40%, в 2018 году - 49,7%, в 2019 году - 57,7% (таблица 10).

Однако, за анализируемый период наблюдается снижение собираемости транспортного налога в бюджет Республике Дагестан среди юридических лиц на 58,5%. Так, значение данного показателя составило за 2016 год он составил 122,4%, за 2017 год - 110,3%, за 2018 год - 63,9%, за 2019 год - 63,9%.

Далее, проанализируем данные о налогоплательщиках в Республике Дагестан в разрезе субъектов гражданского права. В Республике Дагестан в 2018 году относительно 2017 года количество налогоплательщиков - юридических лиц и физических лиц уменьшилось соответственно на 9,2%, а по сравнению с 2016 годом количество налогоплательщиков -юридических лиц уменьшилось на 8,4%, физических лиц - на 0,6%.

Структура налогоплательщиков транспортного налога в Республике Дагестан в целом за исследуемый период, не изменилась, так, в 2018 г. было соотношение 0,7% -юридические лица и 99,3% - физические лица, в 2017 и 2016 гг - 0,6% и 99,4% с о о тв е тс тв е нно (та б лица 11).

Таблица 11

Динамика количества налогоплательщиков транспортного налога и транспортных средств

в Республике Дагестан за 2016-2018 гг.

2016 2017 2018 Темп роста 2018/2016, в % Те мп ро с та 2018/ 2017, в %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество на логопла те льщико в , учтенных в базе данных налоговых органов, чел. всего 358 894 392 602 356 518 99,3 90,8

-по юрид. лиц 2692 2715 2465 91,6 90,8

-по физ. лиц 356 202 389 887 354 053 99,4 90,8

Количество транспортных средств, учтенных в базе данных налоговых 585 641 627 873 528 444 90,2 84,2

органов, единиц, в т.ч .:

-по юрид. лиц 17992 17357 14608 81,2 84,2

-по физ. лиц 567 649 610 516 513836 90,5 84,2

Количество на логопла те льщико в применяющих на логов ые льг о ты, че л 35 290 24 727 30 240 85,7 122,3

Источник: http://www.nalog.ru

При этом, несмотря на позитивную тенденцию роста транспортных средств в Республики Дагестан за 2016-2018 гг., количество транспортных средств в Республики Дагестан в 2018 году по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 9,8%. При этом, доля транспортных средств, принадлежащих физическим лицам (96%-97%) значительно превышает долю транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам (04%-03%) (та блица 12).

Структура транспортных средств учтенных в базе данных налоговых органов Республики Дагестан в целом за 2016-2018 годы не изменилась, так, в 2016 г. было соотношение 3,1% - транспортных средств приходилось на юридические лица и 96,9% - на физические лица, в 2017-2018 годы - 2,8% и 97,2% соответственно (таблица 11).

Темпы роста транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, опережают темпы роста транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам. Количество транспортных средств по юридическим лицам в 2018 году уменьшилось на 18,8 % по сравнению с 2016 годом, а по сравнению с 2017 годом - на 15,8%. В то время как количество транспортных средств по физическим лицам в 2018 году уменьшилось - на 9,5% по сравнению с 2016 годом, по сравнению с 2017 годом - на 15,8%.

Величина поступлений по транспортному налогу в бюджет субъекта РФ зависит от сумм, предоставленных в соответствии с региональным законодательством налоговых льгот.

В Республике Дагестан за 2016-2018 гг. количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы уменьшилось на 14,3% или на 5050 чел, за 2017-2018 гг. их число увеличилось на 22,3% или на 5513 чел. (таблица 11).

При этом, сумма налоговых льгот предоставленных по транспортному налогу в соответствии с республиканским законодательством снизилась в 2018 году относительно 2016 года на 13,1%, 2017 года - 11,9% и составила за 2016 год-31 157 тыс.руб. , в 2017 год - 24 323 тыс.руб., за 2018 год - 23 962 тыс.руб. (Таблица 12).

Таблица 12

Динамика сумм налоговых льгот по транспортному налогу

в Республике Дагестан за 2016-2018 гг

2016 2017 2018 Тем роста 2018/2016, в %

Сумма налога, не поступившая в бюджет в 31 689 27 008 24 845 78,4

связи с предоставлением на логопла те льщика м налоговых льгот

льгот, установленных законодательством РД 31 157 24 323 23 962 76,9

льготы, установленной в с о о тв е тс тв ии с НК Р Ф 532 2685 883 166,0

Источник: http://www.nalog.ru

На территории республики для налогоплательщиков транспортного налога в соответствии с Законом Республики Дагестан от 2 декабря 2002 года №39 «О транспортном налоге» предоставляются дополнительные налоговые льготы для следующих категорий на логопла те льщико в :

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны - за одну единицу транспорта, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретенные транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

2) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - за одну единицу транспорта;

3) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, - за одну единицу транспорта;

4) общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

2. Пенсионеры уплачивают налог за зарегистрированные за ними легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотороллеры - за одну единицу транспорта в размере 50% от ставки налога.

Таким образом, налоговые льготы по транспортному налогу в Республике Дагестан носят социально-ориентированный характер и направлены на поддержку малоимущих слоев населения. При этом, их объем в налоговых доходах консолидированного бюджета Республике Дагестан незначительный - 0,1% или 0,05 % от поступлений по налогу.

По состоянию на 01.01.2020 г. налоговая задолженность по транспортному налогу перед консолидированным бюджетом Республики Дагестан составила 4471,5 млн. рублей, в том числе с физических лиц - 4435,3 млн. рублей (99%) и с юридических лиц - 36,2 млн. рублей (1%) (Таблица 13).

Таким образом, одним из направлений увеличения налоговых доходов бюджета республики является погашение налоговой задолженности по транспортному налогу, преимущественно среди физических лиц.

Таблица 13

Динамика налоговой задолженности по транспортному налогу перед консолидированным

бюджетом Республики Дагестан

за 2016-2019 годы, млн.руб

2016 2017 2018 2019 Те мп ро с та 2018 /2016, в % Те мп ро с та 2019 /2016, в %

Заложенность по транспортному на логу в се го, в том числе 2224,1 3533,0 3872,8 4471,5 174,1 201,0

-по юрид. лиц 13,7 25,8 31,7 36,2 231,4 264,2

-по физ. лиц 2210,4 3507,2 3841,1 4435,3 173,8 200,7

Источник: по данным УФНС (отчет № 4-НМ)

В качестве направления повышения уровня налоговых поступлений в бюджеты субъектов и снижению налоговой задолженности по транспортному налогу предлагается субъектам РФ предоставит право законодательно устанавливать ограничения по оформлению транспортных средств на лицо, имеющее задолженность по транспортному налогу. А также необходимо на региональном уровне (в том числе между субъектами РФ) усилить межведомственное взаимодействие по обмену информацией о лицах имеющих налоговую задолженность между налоговыми и регистрирующими органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Транспортный налог выступает важнейшим инструментом государственного регулирования всех этапов жизненного цикла транспортного средства: приобретение, использование, продажа и утилизация.

Необходимо отметить, что одним из существенных факторов, оказывающих влияние на налоговую нагрузку по транспортному налогу является размер налоговой ставки по налогу.

В Республики Дагестан с положениями статьи 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по транспортному налогу дифференцированы в зависимости от мощности двигателя транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

При этом, отметим, что для легковых автомобилей налоговые ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя от 100 л.с. до 250 л.с. с интервалом каждые 50 л.с., что на взгляд автора препятствует реализации в полной мере принципа справедливости.

Одной из причин уклонения от уплаты транспортного налога собственниками автомобиля является неисправность транспортного средства или нецелесообразность его постоянного использования. В связи с чем, в целях полной реализации принципов справедливости и соразмерности налогообложения, предлагается на федеральном уровне предусмотреть возможность применения субъектами РФ понижающих коэффициентов по транспортному налогу для легковых автомобилей в зависимости от года выпуска транспортного средства (с интервалом 5 лет) и понижающих (повышающих) коэффициентов в зависимости от значения показателя «километраж пробега»

транспортного средства, рассчитанного на основе данных GPS - трека автомобиля или данных специального оборудования владельца автомобиля.

В целях реализации направлений рационализации системы налогообложения транспортных средств, предлагается рекомендовать субъектам РФ применять детальную дифференциацию налоговых ставок по транспортному налогу для легковых автомобилей в зависимости от мощности двигателя с мелкими интервалами (например, интервал 10 л.с.), а также учитывать при исчислении суммы транспортного налога уровень концентрации автомобилей на 1 км. дороги: в городах с высокой концентрацией автомобилей и повышенной загазованностью предлагается вводить повышающий коэффициент по транспортному налогу, а в небольших муниципальных районах и поселениях, с низким качеством дорог, рекомендуется применять понижающий коэффициент. При этом, полученные дополнительные доходы региональных бюджетов могут быть направлены на улучшение экологической обстановки в регионах и улучшению качества дорог.

В последние годы наличие легкового автомобиля в каждой семье перестало быть предметом роскоши и является необходимым средством передвижения, особенно для субъектов РФ с высокогорными районами. В связи с чем, при определении налоговой базы по транспортному налогу необходимо учитывать социальный статус налогоплательщика, число легковых автомобилей в семье. Так, например, при налогообложении первого легкового автомобиля в семье предлагается применять пониж а ющий ко эффицие нт.

С учетом практики зарубежных стран [18; 94] полагаем целесообразным связывать расчет налоговой базы по транспортному налогу не только с техническими характеристиками транспортного налога но и экологической безопасностью. Так, предлагается учитывать при исчислении налога не только мощность двигателя, но и возраст транспортного средства и объём выброса им вредных веществ в экологию. При этом, рекомендуется часть налоговых поступлений по транспортному налогу перераспределять на экологические цели. В целях исключения случаев, когда налогоплательщик платит за не систематически эксплуатируемое транспортное средство можно рассчитать на год потенциальный объём эмиссии выбросов с учетом вида транспортного средства. Данное реформирование будут стимулировать налогоплательщиков покупать более экологические и экономичные транспортные средства.

В части совершенствования налогового администрирования транспортного налога полагаем целесообразным установление сроков уплаты транспортного налога в течение налогового периода для физических лиц. Поскольку отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков - юридических лиц, то налогоплательщики - физические лица оплачивают транспортный налог только по окончании налогового периода, а так как, основная доля плательщиков налога являются физическими лицами, установление сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу и повысить собираемость транспортного налога.

В целях повышения собираемости транспортного налога целесообразно законодательно предусмотреть обязанность плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога при регистрации, перерегистрации транспортных средств. Данное предложение обусловлено тем, что в общей сумме транспортного налога, подлежащего к уплате в бюджет доминирующая доля причитается на налог, взимаемый с физических лиц, при этом меры

принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке.

Одной из причин недопоступления в бюджет суммы транспортного налога является факт получения налогового уведомления налогоплательщиком - физическим лицом с опозданием. Учитывая, что обязанность по уплате налога возникает после вручения налогового уведомления необходимо совершенствовать механизм вручения налогового уведомления налогоплательщику, предусмотрев возможность вручения физическим лицам онлайн-уведомлений использую дополнительные смс-оповещения в личном кабинете налогоплательщика или приложение Сбербанк-онлайн.

Отметим, что несвоевременность передачи информации о постановке или снятия с учета транспортных средств отражается на эффективности работы налоговых органов по администрированию налога, в части последующего возврата излишне начисленной суммы налога. В связи с чем,требуются усовершенствовать механизм взаимодействия налоговых органов и регистрирующих транспортные средства (ГИБДД) в части автоматической передачи своевременной и полной информации о постановке или снятия с учета транспортных средств.

Таким образом, действующий в настоящее время механизм исчисления и взимания транспортного налога несовершенен и требует модернизации и реформирования. Реализация указанных выше мероприятий будет способствовать совершенствованию и рационализации транспортного налога в современных условиях.

Библиография

1. Налоговый кодекс РФ. Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.02.2020).

2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Режим доступа:

https ://www.minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/ (дата обращения: 30.03.2020).

3. Алиев Б.Х. , Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2013. 215 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20975.html (дата обращения: 07.02.2020).

4. Андреева Н. В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Международной научной конференции. СПб.: Реноме, 2013. С. 117119. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4030/ (дата обращения: 05.04.2020).

5. Каргина А.В. Полинская М.В. Направление совершенствования транспортного налога в РФ // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Пенза: "Наука и Просвещение", 2017. С.95-97. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id = 31208268 (дата обращения: 05.04.2020).

6. Каширина М.В. Салихов Г.М. Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России // Московский экономический журнал, 2018, №5. Режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-puti-reformirovaniya-transportnogo-naloga-v-rossii/viewer (дата обращения 06.03.2020.)

7- Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. 2016. № 2. С.24.

8. Кисельникова Д. Г. Экономическое значение транспортного налога в налоговой системе // Студенческий научный форум-2013. Материалы V Международной студенческой научной конференции. Москва, 2013. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013009072 (дата обращения 04.04.2020.)

9. Климанов В.В. Михайлова А.А. Совершенствование регулирования бюджетных высокодотационных регионов // Финансы №7. 2018. С. 11.

10. Липатова И. Инструменты налогового регулирования экономики субъектов РФ // Налоги и финансы. 2017, 4(41). С.12.

11. Матюк В.И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление // Финансы. 2017. №11. С. 21.

12. Методические рекомендации субъектам РФ и муниципальным образованьям по регулированию межбюджетных отношений. Минфин РФ. М., 2018.

13. Пансков В.Г. О пополнении доходной части бюджетной системы // Финансы. №8, 2017. С.6.

14. Погорелова Т.Г. Формирование эффективного налогового портфеля субъектами экономики. [Электронный ресурс] // Аспирант. 2018. № 6. 82-84 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id = 24094276. (дата обращения 11.03.2020).

15. Радостева М.В., Суглобов А.Е. Налоговое администрирование в современной экономике: цели и функции // Вопросы региональной экономики. 2017. №30. №1. С.101.

16. Рябко С.А., Тишкевич И.В. Разработка инструментов анализа эффективности администрирования налогов на уровне региона // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №2-8. С.102.

17. Романовский М.В. Финансы, кредит и денежное обращение. Под ред., Романовского М.В. , Врублевской О.В., Иванова Н. Г. М: 2018. 504 с.

18. Слепнева Л.Р. Транспортное налогообложение: история развития и направления совершенствования // Вестник государственного Бурятского университета, 2015. № 2. С. 94. Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/nAransportnoe-nalogooblozhenie-istoriya-razvitiya-i-napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обращения 26.05.2020).

19. Сидирова А.В., Цельникер Г.Ф. Реформирование транспортного налога: история и современность // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2017. №3. Режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-transportnogo-naloga-istoriya-i-sovremennost/viewer (дата обращения 07.04.2020.)

20. Слепнева Л.В. Транспортное налогообложение: история развития и направления совершенствования // Вестник Бурятского государственного университета, 2015. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnoe-nalogooblozhenie-istoriya-razvitiya-i-napravleniya-sovershenstvovaniya/viewer (дата обращения 07.04.2020.)

21. Официальные данные сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат): www.gks.ru. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ (дата обращения: 11.03.2020)

22. Официальные данные сайта ФНС РФ: www.nalog.ru. Режим доступа: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet/ (дата обращения: 22.03.2020.).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Цель исследования состоит в определении механизма исчисления транспортного налога. Актуальность выбранной темы определяется тем, что транспортный налог как практика появился сравнительно недавно, при этом является одним из основных региональных налогов для местных бюджетов, хотя, учитывая несовершенство законодательства, его собираемость остается на низком уровне. Как пример, в статье приводится информация о том, что показатель собираемости по транспортному налогу в бюджет Республики Дагестан увеличился лишь на 25,1% за 4 года. В 2016 году он составил 32,6%, в 2017 году - 40%, в 2018 году - 49,7%, в 2019 году - 57,7%. Проблема, на которую авторы в статье обращают свое внимание, такова, что система определения налоговой базы устарела и не соответствует современным условиям, что вызывает недовольство со стороны налогоплательщиков и недостаточно эффективную работу налоговых органов по взиманию данного налога. Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: систематизация и анализ нормативно-правовых документов по вопросу исследования, анализ динамики показателей налоговых начислений и поступлений по транспортному налогу в бюджет Российской Федерации, субъектов Северо-Кавказского федерального округа, в первую очередь Республики Дагестан, за 2016-2019 годы; представлена структура налогоплательщиков транспортного налога в разрезе юридических и физических лиц. Научная новизна статьи состоит в выработке и обосновании авторских предложений по совершенствованию и рационализации транспортного налога в современных условиях. Материал статьи выстроен с соблюдением внутренней логики, прослеживается тщательная работа по каждому аспекту рассматриваемой темы, начиная с анализа актуальных проблем действующей системы взимания транспортного налога, предоставления глубокого развернутого анализа налоговых поступлений по нему в консолидированный бюджет Российской Федерации, и заканчивая выработкой конкретных решений на основе практики зарубежных стран. В статье прослеживается основательный подход к выбору научной литературы, список использованных источников содержит 22 источника, в основном использованы источники хорошего качества, также были изучены материалы, касающиеся опыта других стран в данном вопросе. Также из положительных моментов публикации можем отметить наличие табличных данных, которые позволяют читателю легче воспринимать информацию. У рецензента есть одно лишь замечание или, может быть, даже предложение, касающееся выводов. Нам кажется, что можно было представить авторский прогноз изменения ситуации с собираемостью транспортного налога в регионах, если предложения авторов воплотятся в жизнь. Кроме того, авторам необходимо внимательно проверить статью на опечатки, в тексте есть лишние цифры. Работа в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, написана на актуальную тему и может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Налоги и налогообложение» без доработки замечаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.