Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

3. Федорищев, В.А. Предпринимательство и экономический рост в условиях глобализации // Креативная экономика. — 2013. — № 1 (73). — а 3-11.

4. Шахов, С.А. Налоговые риски индивидуальных предпринимателей при замене ЕНВД патентной системой // Российское предпринимательство. — 2013. — № 5 (227). — а 140-148.

5. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ (Дата обращения: 21.11.2013)

6. www.nalog.ru - официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ (Дата обращения: 27.11.2013)

7. www.r86.nalog.ru - официальный сайт Управления ФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Дата обращения: 16.11.2013)

Коростелева В.В., к. э.н. доцент кафедры экономики Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законно способами.

Анализируя основные проблемы, возникающие при исчислении и уплате транспортного налога в Ханты - Мансийском автономном округе -Югре, можно заметить, что в связи с введением налоговым органом функции "интернет сервис" у налогоплательщиков появилась возможность напрямую обращаться по интересующим их вопросам в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре.

В настоящее время осуществляется переписка налогоплательщиков с налоговыми органами, и даются разъяснения по интересующим их вопросам, они связаны с начислением транспортного налога, пеням и задолженности, а также неправильно зачисленным суммам. В основном проблемы возникают

из-за неосведомлённости налогоплательщиков в обновлениях налогового законодательства и их неграмотности.

При исчислении налога за прошедший период в настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры транспортный налог установлен и введён в действие в соответствии с Кодексом и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 № 62-ОЗ «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон № 62-ОЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона № 62-ОЗ с 01.01.2012 на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к легковым автомобилям с мощностью до 150 лошадиных сил включительно применяется налоговая ставка 0 руб., при этом следует иметь ввиду, что указанная норма применяется в 2013 году при исчислении транспортного налога за 2012 год.

Таким образом, в 2012 году производятся начисления за налоговый период - 2011 год и только в 2013 году налоговыми органами округа по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно исчисляется транспортный налог за 2012 год.

Также актуальной проблемой является несоответствие категории транспортного средства. УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, рассматривая обращения по вопросам применения налоговых ставок по транспортному налогу столкнулось со следующей проблемой, при постановке на учёт транспортного средства идёт несоответствие типа транспортного средства и назначение транспортного средства.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Ставки транспортного налога на транспортные средства устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории этих транспортных средств и мощности двигателя в их совокупности.

Положениями ст. 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, по формам,

утвержденным Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536 «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации», в которых предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».

Из этого следует, представляемые в налоговые органы вышеуказанные регистрационные данные по конкретным автотранспортным средствам, принадлежащим налогоплательщикам - физическим лицам, в том числе характеризующие его тип и категорию, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства (далее -ПТС).

В целом указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству: категория «В» подразумевает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, то есть к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

Согласно запросам владельцев транспортных средств, тип транспортного средства Mitsubishi L200 - «грузовой-бортовой», а категория - «В», то есть несоответствие категории и типа транспортного средства.

В рассматриваемых ситуациях транспортный налог должен рассчитываться налоговым органом с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС: в ПТС одновременно указана категория автомобиля - «В» и тип транспортного средства - «грузовой-бортовой», следовательно, налоговые ставки по транспортному налогу в данном случае должны быть применены как для грузового транспортного средства.

На основании вышеизложенного, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства, в совокупности.

В ходе проверок работы инспекций УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре выявило ещё одну немаловажную проблему, связанную с временной регистрацией владельцев транспортных средств.

В целях повышения собираемости транспортного налога УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит дать разъяснения по вопросу налогообложения транспортным налогом транспортных средств, имеющих временную регистрацию в подразделениях ГИБДД, при условии, что постоянная регистрация у данных транспортных средств отсутствует.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в

соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Признание физических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 Кодекса от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» установлен порядок проведения как временной так и постоянной регистрации транспортных средств. Согласно п. 21 Правил, временная регистрация зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств за их собственниками или владельцами осуществляется по месту пребывания транспортных средств и регистрации места пребывания физического лица или юридического лица либо его филиала (представительства), указанного в учредительных документах создавшего его юридического лица, а также иного обособленного подразделения в порядке, предусмотренном п. 47 Правил. Паспорт транспортного средства при временной регистрации транспортного средства по месту пребывания не представляется.

Таким образом, временная регистрация осуществляется только в отношении транспортных средств имеющих постоянную регистрацию.

Однако, на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры установлены случаи, когда у налогоплательщика временная регистрация по месту жительства в данном регионе, автомобиль стоит на временном учете в этом же регионе, на постоянном учете нигде не состоит. Как правило, это относится к новым автомобилям. Органами ГИБДД УВД данный порядок регистрации предусмотрен внутренними документами [4].

Транспортный налог в отношении таких транспортных средств не исчисляется, так как в базе данных подведомственных налоговых органов отсутствует сведения необходимые для исчисления налога, на срок проведения проверок, на срок временной прописки, регистрация испытательной техники УГИБДД УВД в Управление предоставляются, но к обработке в БД регионального уровня не принимаются, при этом формируется протокол о положительном приеме указанных сведений, то есть на местном уровне не выгружаются.

Управлением был проведен анализ региональной базы данных ГИБДД в результате которого установлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 929 транспортных средств имеют временную

регистрацию в подразделениях ГИБДД, но не имеют постоянной регистрации ни на территории Российской Федерации, ни за ее пределами.

Таким образом, данные транспортные средства являются объектом налогообложения, но транспортный налог в отношении них не исчисляется, хотя сведения от органов осуществляющих государственную регистрацию поступают.

Проблемы возникают на основании как различных жизненных ситуаций, так и в результате сложного взаимодействия УФНС и ГИБДД. При решении данных проблем возможно спланировать план перспективных действий в отношении владельцев транспортных средств и служб УФНС и ГИБДД [4].

В связи с проведением 25.10.2012 депутатских слушаний на тему «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год и на период до 2015 года и об основных характеристиках проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» направлена информация по транспортному налогу для принятия участия [3].

Всего на территории округа по состоянию на 01.10.2012 учтено 682 872 транспортного средства, из них: принадлежащих налогоплательщикам юридическим лицам - 125 903, физическим лицам - 556 969 [1, 2].

По состоянию на 01.10.2012 в бюджеты муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры перечислено 1 423,8 млн. руб. транспортного налога (юридическими лицами - 843,8 млн. руб., физическими лицами - 580,1 млн. руб.), в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, наблюдается увеличение поступления налога на 19 %. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 2 379,7 млн. руб. (сумма налога, исчисленная налогоплательщикам физическим лицам - 1 336,6 млн. руб.) [1, 2].

Сумма задолженности по транспортному налогу по состоянию на 01.10.2012 составила 731,4 млн. рублей [1, 2].

В связи с принятием Думой Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2011 №59-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»» внесены изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон №62-оз) в части установления ставок транспортного налога для физических и юридических лиц - собственников транспортных средств. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2012.

В соответствии со статьей 2 Закона №62-оз (в редакции от 27.05.2011) налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150

л.с. включительно установлена в размере 0 руб. в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В связи с тем, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, транспортный налог за 2012 год подлежит уплате налогоплательщиками, являющимися как физическими, так и юридическими лицами, только в 2013 году. Так, уплата транспортного налога с применением «нулевой» ставки для расчета налога будет произведена только за налоговый период 2012 года налогоплательщиками -физическими лицами - 10.11.2013, налогоплательщиками - юридическими лицами - 10.02.2013.

Таким образом, согласно прогнозам поступления имущественных налогов в 2013 году сумма выпадающего дохода, в связи с применением налоговой ставки в размере 0 руб. за 1 лошадиную силу по транспортному налогу за налоговый период 2012 года составит порядка 560,7 млн. руб., в том числе: по юридическим лицам - 35,6 млн. руб., по физическим лицам -525,1 млн. рублей [1, 2].

Подведя итоги можно выделить основные проблемы возникающие при исчислении и уплате транспортного налога:

1) неосведомлённость налогоплательщиков в обновлениях налогового законодательства и их неграмотность;

2) незнание налогоплательщиками точных сроков начисления транспортного налога;

3) несоответствие категории и типа транспортного средства;

4) временная регистрация владельцев транспортных средств;

5) сложное взаимодействие УФНС и ГИБДД

Таким образом, в ходе анализа запросов налогоплательщиков и ответов на них выявлены основные проблемы для организации мероприятий по увеличению налоговых доходов за счет транспортного налога налогообложения транспортных средств, возникающие при исчислении и уплате транспортного налога: в неосведомлённости налогоплательщиков в обновлениях налогового законодательства; в незнании точных сроков начисления транспортного налога; в несоответствии категории и типа транспортных средств; при учёте транспортных средств имеющих временную регистрацию и сложном взаимодействии Управления Федеральной налоговой службы и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Использованные источники:

1. www.nalog.ru - официальный сайт ФНС Российской Федерации

2. www.86nalog.ru - официальный сайт УФНС России по ХМАО-Югре

3. www.admhmao.ru - Официальный сайт правительства ХМАО-Югры

4. www.gibdd.ru/regions/86 - Официальный сайт ГИБДД МВД России в регионах. Ханты-Мансийский автономный округ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.