10.7. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ
Берестовой Алексей Александрович, аспирант кафедры финансового и административного права. Место учебы: Ростовский государственный университет (РИНХ). E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуются актуальные вопросы оптимизации транспортного налога. Выводы автора могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Ключевые слова: транспортный налог, регистрация транспортных средств, исполнение налоговой обязанности, налогоплательщик.
THE TRANSPORT TAX: LEGAL COLLISIONS
Berestovoj Alexey Aleksandrovich, postgraduate student at financial and administrative law chair. Place of study: Rostov State Economic University (RINH). E-mail: [email protected]
Annotation: In article pressing questions of optimization of the transport tax are investigated. Conclusions of the author can be used in правотворческой and правоприменительной activity.
Keywords: the transport tax, registration of vehicles, execution of a tax duty, the tax bearer.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация наземных транспортных средств осуществляется согласно положениям:
1. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» в ред. 01.07.2011.
2. Постановления Правительства РФ от 12 августа
1994 г. № 938 «О государственной регистрации авто-мототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» с изм. и доп.
3. Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» с изм. и доп.
4. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора): утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995 г.
В соответствии с федеральным законом от 10 декабря
1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» обязательным условием допуска транспортного средства к участию в дорожном движении на территории РФ является государственная регистрация транспортного средства и выдача соответствующих документов1.
Действующими нормами предусмотрена государственная регистрация автомототранспортных средств,
1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» в ред. ФЗ от 21 апреля 2011 № 69-ФЗ // Российская газета от 26 декабря 1995 г. № 245; Российская газета от 25 апреля 2011 г.
самоходных строительно-дорожных и иных машин, прицепов к ним, если:
- рабочий объем двигателя внутреннего сгорания превышает 50 куб. см;
- максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт.
Собственники транспортных средств (физические или юридические лица) либо лица, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами на законных основаниях, обязаны зарегистрировать транспортные средства в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Обязанность регистрировать транспортные средства не распространяется на юридические лица, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами.
Судебная практика признает незаконным взыскание транспортного налога с лиц, осуществляющих торговлю транспортными средствами в порядке, определенном российским законодательством, поскольку на них не возлагается обязанность регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи2.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств относится к компетенции:
- подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, прицепов к ним, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования);
- органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (осуществляют государственную регистрацию тракторов, машин, прицепов к ним, которые имеют максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования);
- военных автомобильных инспекций федеральных органов исполнительной власти (регистрируют транспортные средства воинских формирований).
Факт регистрации транспортного средства подтверждается выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков.
Начиная с 1993 г. наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации уполномоченным органом транспортного средства и, следовательно, для допуска его к участию в дорожном движении.
Паспорт должны иметь транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним, шасси транспортных средств.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. выдачу паспортов транспортных средств осуществляют:
2 См., например: Определение ВАС РФ от 09.11.2010 N ВАС-
14801/10 по делу N А73-6263/2009// СПС «КонсультантПлюс».
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Берестовой А.А.
- организации-изготовители транспортных средств и шасси с электродвигателем;
- таможенные органы;
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Паспорт транспортного средства содержит множество сведений, в частности, характеристику транспортного средства, определяемую его конструктивными особенностями и назначением; а также категорию транспортного средства. Именно от принадлежности к той или иной категории транспортного средства зависит выбор налоговой ставки и сумма налога.
Действующим законодательством предусмотрены пять категорий транспортных средств:
«А» (мотоциклы, мотороллеры и другие мототранс-портные средства);
«В» (автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8);
«С» (автомобили, не предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг);
«О» (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя);
«Е» прицеп (транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством)3.
Классификация транспортных средств, в общем, повторяет международную классификацию, содержащуюся в Венской конвенции о дорожном движении4.
Существенное значение для исчисления транспортного налога также имеет содержащаяся в паспорте транспортного средства информация о мощности двигателя транспортного средства.
Ст. 361 НК РФ установлены налоговые ставки в зависимости от типа транспортного средства и мощности его двигателя.
На практике достаточно часто возникает вопрос: является ли объектом налогообложения незарегистрированное транспортное средство?
Если исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ, то получается, что нет, так как налоговая база по транспортному налогу «определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации»5.
3 Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: Приложение № 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134 в ред. Приказа МВД РФ № 26, Минпромторга РФ № 18, ФТС РФ № 80 от 19 января 2011 г.// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 августа 2005 г., № 32; Российская газета от 1 апреля 2011 г.
4 Конвенция о дорожном движении с поправками от 3 марта 1992 г. // Treaty Series. Volume 1732. - New York: United Nations, 1999. P. 396 - 587.
5 Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской
Так как незарегистрированное транспортное средство не может быть допущено к участию в дорожном движении, то оно естественно не оказывает никакого воздействия на дороги общего пользования. Следовательно, экономические основания взыскания транспортного налога отсутствуют.
Фактически к такому же выводу пришло и Министерство финансов РФ, которое указало, что «обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрации. При этом у обособленного подразделения организации (филиала) обязанность по уплате транспортного налога возникает начиная с месяца, в котором эти транспортные средства были зарегистрированы»6.
В судебной практике сформировалось два прямо противоположных подхода к решению поставленного вопроса.
ФАС Центрального округа обратил внимание на сущность транспортного налога, взимаемого на содержание транспортных путей. Только государственная регистрация транспортных средств позволяет осуществлять их эксплуатацию по назначению. Лицо приобретает статус налогоплательщика только в том случае, если у него появляется объект налогообложения. Физическое или юридическое лицо становится плательщиком транспортного налога «только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке»»7.
К совершенно противоположному мнению пришел ФАС Московского округа, давший свое толкование норм НК РФ и выводов КС РФ, и выработавший, таким образом, собственную позицию8.
Суд указал, и с данным выводом трудно не согласиться, что «обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения».
Лицо, приобретающее транспортные средства, обязано осуществить их государственную регистрацию. В противном случае оно получает необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.
Таким образом, в налоговом законодательстве имеется явный пробел, который пытаются преодолеть судебные инстанции, делая, к сожалению, два прямо противоположных вывода. Хотелось бы высказать свое мнение по данному вопросу.
НК РФ связывает появление у лица объекта налогообложения с государственной регистрацией принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства.
Данные положения дают возможность незаконно уходить от налогообложения. Мы разделяем позицию многих судов, которые обращают внимание на то, что лицо фактически уклоняется от своевременной регистрации транспортного средства. Нарушение соответствующих норм не может быть основанием для освобождения лица от уплаты транспортного налога.
области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Нало-
гового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
6 Письмо Министерства финансов РФ от 24 марта 2010 г. № 0305-05-04/06// СПС «КонсультантПлюс»
7 Постановление ФАС Центрального округа от 3 апреля 2006 г. по делу № А68-АП-279/12-05// СПС «КонсультантПлюс».
8 См.: например, Постановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2008 г. « КА-А40/8418-08 по делу № А40-49292/07-151-322; Постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. по делу № КА-А41/4543-06// СПС «КонсультантПлюс».
В то же время мы считаем, что транспортный налог должен быть целевым. Собираемые фискальные платежи следует зачислять на специальный бюджетный счет, использовать их исключительно на улучшение качества дорожного покрытия, финансирование мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, решение экологических проблем.
Поэтому, мы предлагаем наземные транспортные средства разделить на две категории: используемые для движения по дорогам общего пользования и предназначенные для эксплуатации на территории собственника. Транспортный налог должен уплачиваться всеми лицами, имеющими транспортные средства, независимо от наличия или отсутствия государственной регистрации транспортных средств.
Объектом налогообложения должен быть юридический факт в виде права собственности на транспортное средство. Ставки транспортного налога должны быть дифференцированы в зависимости от того, к какой категории относятся транспортные средства - I или II.
Повышенные налоговые ставки должны быть предусмотрены для транспортных средств, используемых для движения по дорогам общего пользования. За счет данных взимаемых платежей необходимо решать дорожные и экологические проблемы.
Эксплуатация транспортного средства исключительно на территории собственника не снимает необходимости проведения работ, направленных на охрану окружающей среды. Поэтому ставки транспортного налога с владельцев, использующих транспортные средства только на собственной территории, а потому отнесенных ко II категории, должны быть меньше.
Таким образом, мы считаем необходимым внести изменения в статьи НК РФ, регулирующие взимание транспортного налога, а именно: статью 357 НК РФ «Налогоплательщики» изложить в следующей редакции:
«Налогоплательщиками налога признаются лица, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации, собственниками транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации».
Список литературы:
Конвенция о дорожном движении с поправками от 3 марта 1992 г. // Treaty Series. Volume 1732. - New York: United Nations, 1999. P. 396 - 587.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» в ред. ФЗ от 21 апреля 2011 № 69-ФЗ // Российская газета от 26 декабря 1995 г. № 245; Российская газета от 25 апреля 2011 г.
Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
Письмо Министерства финансов РФ от 24 марта 2010 г. № 03-05-05-04/06// СПС «КонсультантПлюс».
Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: Приложение № 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134 в ред. Приказа МВД РФ № 26, Минпромторга РФ № 18, ФТС РФ № 80 от 19 января 2011 г.// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 августа 2005 г., № 32; Российская газета от 1 апреля 2011 г.
Определение ВАС РФ от 09.11.2010 N ВАС-14801/10 по делу N А73-6263/2009// СПС «КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Центрального округа от 3 апреля 2006 г. по делу № А68-АП-279/12-05// СПС «Консультант-Плюс».
Постановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2008 г. « КА-А40/8418-08 по делу № А40-49292/07-151-322; Постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. по делу № КА-А41/4543-06// СПС «КонсультантП-люс».
Literature list:
The convention on traffic with amendments from March, 3rd, 1992//Treaty Series. Volume 1732. - New York: United Nations, 1999. P. 396 - 587.
The federal law from December, 10th, 1995 № 196-FZ «About traffic safety» in FZ from April, 21st 2011 № 69-FZ//The Russian newspaper from December, 26th, 1995 № 245; The Russian newspaper from April, 25th 2011 г.
Definition of the Constitutional Court the Russian Federation from December, 14th, 2004 № 451 «About refusal in acceptance to consideration of inquiry of the House of Representatives of Legislative Assembly of Sverdlovsk area about check of constitutionality of point 1 of article 374 of the Tax Code of the Russian Federation»//The Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2005. № 3.
The letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation from March, 24th, 2010 № 03-05-05-04/06//Union of Right Forces «ConsultantPlus».
Position about passports of vehicles and passports of the chassis of vehicles: the Appendix № 1 to the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Minpromenergo of Russia, Ministry of economic development and trade of Russia from June, 23rd, 2005 № 496/192/134 in The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 26, Minpromtorga of the Russian Federation № 18, FTS the Russian Federation № 80 from January, 19th, 2011//The Bulletin of statutory acts of federal enforcement authorities from August, 8th, 2005, № 32; The Russian newspaper from April, 1st, 2011.
Definition YOU the Russian Federation from 11/9/2010 N ВАС-14801/10 on business N А73-6263/2009//Union of Right Forces «ConsultantPlus».
Decision FAS of the Central district from April, 3rd, 2006 on business № А68-АП-279/12-05//Union of Right Forces «ConsultantPlus».
Decision FAS of the Moscow district from September, 19th, 2008 «КА-А40/8418-08 on business № А40-49292/07-151-322; Decision FAS of the Moscow district from May, 31st, 2006 on business № КА-А41/4543-06//Union of Right Forces «ConsultantPlus».
Рецензия
Актуальность темы исследования А.А. Берестового обусловлена необходимостью создания оптимальной модели транспортного налога. Автор исследует проблемы правового обеспечения транспортного налога и формулирует конкретные предложения по их разрешению.
Работа выполнена на достаточно высоком теоретическом уровне, поскольку автор проводит глубокий анализ статей НК РФ, иных нормативных правовых актов, принимает во внимание сложившуюся судебную практику по исследуемой проблематике. Можно констатировать безусловную практическую значимость научной статьи.
Учитывая вышесказанное, рекомендую статью к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор
А.Н. Позднышов