УДК 336.221
Шукаева А.В.
Академия ФСИНРоссии, г. Рязань DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11680 ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Shukaeva А. V.
Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan TRANSPORT TAX: APPEARANCE STORY AND DEVELOPMENT TRENDS
Аннотация
Развитие государства, бизнеса, инфраструктуры, социальной сферы и уровень жизни населения во многом зависит от налогового бремени, состава, собираемости и распределения налогов. Ежегодно в консолидированный бюджет России поступает почти 150 млрд. руб. транспортного налога. По-прежнему остро стоят вопросы балансировки налогообложения по видам налогов, обоснования, сбора и использования транспортного налога. Все это определяет актуальность темы настоящей статьи, посвященной историческим аспектам и современным проблемам транспортного налога.
Abstract
The development of the state, business, infrastructure, social sphere and the standard of living of the population largely depends on the tax burden, composition, collection and distribution of taxes. Almost 150 billion rubles transport tax are received annually in the consolidated budget of Russia. The issues of balancing taxation by type of tax, justification, collection and use of transport tax are still acute. All this determines the relevance of the topic of this article, devoted to historical aspects and modern problems of transport tax.
Ключевые слова: транспортный налог, налогообложение, льготы, налоговая база, налоговая ставки, налогоплательщик.
Key words: transport tax, taxation, benefits, tax base, tax rates, taxpayer.
В современных условиях транспорт является неотъемлемой частью экономики России. Реформирование экономических отношений способствует возрастанию роли региональных налогов, в том числе и транспортного налога. Сегодня транспортный налог является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и участником регулирования экономических процессов, формирования материальной основы суверенитета субъектов Федерации.
История развития транспортного налога в нашем государстве насчитывает не одно десятилетие. С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мо-стовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.
В СССР транспортный налог взимался с начала 1920-х годов. Налогом облагались самодвижущиеся экипажи, лошади, велосипеды и пр. в размере от 6 до 15 руб. за одну лошадиную силу (л. с.) за полугодие в зависимости от размера населенного пункта. Почти 100 лет назад транспортными средствами были лошади, конные экипажи, велосипеды и т.п. Однако в постановлении ВЦИК «О волостном бюджете» от 1924 года уже есть в разделе «Доходные источники» пункт «Налог с транспортных средств». С тех пор транспортный налог претерпевал множество изменений, а список объектов налогообложения становился всё шире.
В 1942 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах», устанавливающий сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади. Сбор обязаны были уплачивать только граждане, исключительно проживающие в городах, дачных, курортных поселках. Впоследствии были введены дифференцированные ставки данного налога в зависимости от административного значения населенного пункта.
К 1981 году технический прогресс привел к исключению из числа налогоплательщиков велосипедистов, владельцев лошадей и прочих ездовых животных. С этого года на величину транспортного налога стала влиять только мощность автомобиля. В марте 1988 г. Верховный Совет СССР установил ставки транспортного налога в размере 50 коп. за 1 л.с. - владельцы автомобилей должны были ежегодно уплачивать «в доход союзного бюджета».
В 1991 году впервые ставки налога на транспорт дифференцировали в зависимости от их мощности. Законом "О дорожных фондах в РСФСР" с 1991 года определены новые правила взимания "налога с владельцев транспортных средств": легковые автомобили были впервые разделены на категории — до 100 л. с. (налог составлял 50 коп, за 1 л. с.) и свыше 100 л. с. (1,3 руб. за 1 л. с.). В 1993 г. указом Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" был введен транспортный налог, объектом которого были не транспортные средства, а фонд оплаты труда, и ставка составляла
ECONOMICS /
228
1 %, с включением уплаченных сумм в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для поддержки и развития транспорта.
С 1996 года налог стал полностью зачисляться в территориальные дорожные фонды. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 1997 года.
С 1 января 2003 года вместо налога на пользование транспортным средством был введен транспортный налог. Величина налога, порядок и сроки его уплаты были возложены на субъекты РФ. В ведении федерального центра было определение объекта налогообложения и предел налоговых ставок.
В 2010 году в правительстве РФ возникла инициатива отмены налога взамен на повышение акциза на бензин. Эта инициатива была реализована лишь частично, когда в этом же году Госдума приняла поправки, разрешившие региональным властям обнулить ставки для автомобилей мощностью до 150 л. с. за счет увеличения акциза на топливо, 80% от которого поступает в региональные бюджеты.
С 2011 года базовые ставки транспортного налога в Налоговом кодексе РФ колеблются от 2,5 руб. за 1 л. с. для маломощных автомобилей (до 100 л. с.) до 15 руб. за 1 л. с. на транспортные средства большой мощности (свыше 250 л. с.). Субъекты РФ также имеют право повышать или понижать налоговые ставки, но не более чем в десять раз.
В 2012 году было предложено освободить от налога машины, чья мощность ниже 150 л.с. Объяснялось, что такими авто владеют россияне с низким доходом. Также было предложено компенсировать этот сбор акцизами, заложенными в стоимость топлива. Однако предложение было отклонено в силу того, что с отменой транспортного налога уйдет существенная статья дохода региональных бюджетов.
В 2013 году были подняты ставки акцизов на бензин, и размер транспортного сбора увеличился для самых маломощных машин (до 100 л.с). Мин-промторг предложил новый налог - экологический, взамен транспортного. Ожидалось, что экологический сбор затронет старые автомобили, которые в большей степени загрязняют окружающую среду. Также предлагалось поднять ставки транспортного налога для автомобилей премиум брендов. За основу предлагалось взять не мощность двигателя, а полную стоимость авто. Это предложение касалось всех автомобилей, стоимостью от 3 млн рублей. Противники нововведения считали, что отмена транспортного налога станет причиной недофинансирования дорожной отрасли и, как следствие, может привести к потере текущей дорожной сети.
В 2016 году правительство повысило ставки акцизов на топливо. В Госдуме появился законопроект об отмене транспортного налога - предлагалось компенсировать падение доходов за счет топливных акцизов. Однако в условиях экономического кризиса отмена транспортного налога привела бы к отсутствию дорожного финансирования в регионах.
Транспортный налог является одним из трех имущественных налогов для граждан, согласно нормам Налогового Кодекса РФ, установленным региональным законом и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Транспортный налог создает основу дорожного фонда и регулируется в Российской Федерации статьей 28 Налогового Кодекса РФ [1]. Плательщиком транспортного налога является физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. При расчете транспортного налога определение налоговой базы осуществляется на основе мощности двигателя в лошадиных силах [1].
В каждом регионе суммы уплачиваемого налога могут отличаться. Несмотря на то, что в Налоговом кодексе были прописаны определенные ставки (статья 361 НК России), они не являются окончательными. Значения могут разниться в зависимости от того, где зарегистрирован автомобиль, но не больше чем в 10 раз в сторону снижения или увеличения.
Отличаться могут не только налоговые ставки, но и льготы, дата уплаты и другие условия налогообложения. К примеру, в Кабардино-Балкарии автомобили возрастом старше 10 лет не облагают налогом, а вот в Приморском крае собственники платят за транспорт, но в три раза дешевле, чем если бы владели новой машиной.
В зависимости от целей налогообложения методической поддержки и обоснованного совершенствования требуют величина, порядок, сроки уплаты налога, формы отчетности и налоговые льготы. Ставка налога по мощности никак не влияет на решение проблемы загрязнения среды, автомобильных выбросов и утилизации машин. Именно машины малой мощности и с высокой степенью морального и физического износа в большей степени влияют на загрязнение среды, следовательно, налог должен быть направлен на использование экологически чистого топлива, новых и качественных марок машин [3].
Кроме того, остро стоит проблема собираемости налога, достоверности информации ГИБДД, эффективного администрирования налоговыми органами. Требует корректировки проблема, когда автовладелец становится на учет в одном регионе, где выплачивает небольшой налог, а эксплуатирует машину в другом регионе. Поэтому требуется замена методики расчета, дробная шкала c мелкими интервалами ставок, исчисление налога исходя из уровня интенсивности использования машины, влияния на дорожную сеть и экологию, введение налоговых карточек для детализации движения налогов, циф-ровизация учета транспортных средств и налогов на основе Big Data. [2].
Стоит также напомнить, что на протяжении последних лет действует закон, требующий от российских автовладельцев самостоятельно уведомлять фискальную службу о приобретения машины. Если владелец не уведомит налоговые органы, то может получить на штраф в размере 20% от сбора.
В этом случае требуется элементарный учет продаж машин в масштабе страны по регионам, что реально в условиях развития цифровых технологий. На начало 2018 года в личной собственности граждан России было 44 792 тыс. автомашин. В 2017 году совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных автомашин, рост численности транспорта у населения за последние десять лет достиг 36,8% [4].
Для совершенствования системы налогообложения транспортных средств необходимо учитывать интересы государства, регионов, налогоплательщиков, общества и состояние экологии. Необходимо обеспечение повышения степени влияния налоговых выплат и сборов на уровень выбросов и нивелирование экологических угроз, развитие дорожной сети, повышение уровня и качества обслу-
живания транспортными услугами населения, формирование экологически безопасной и комфортной среды обитания.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
2. Заикин В.В., Бочарникова М.И. Транспортный налог в Российской Федерации и в зарубежных странах // Современные инновации. 2017. №1 (15) . С. 67-69.
3. Тимонина В.С. Совершенствование системы налогообложения физических лиц. Транспортный налог. Дневник науки. 2019. № 8 (32). С.
33.
4. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]: URL: https://www.nalog.ru/rn77/