Научная статья на тему 'Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики'

Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / TRANSPORT TAX / TAX SYSTEM / TAX RATE / TAXATION / VEHICLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ешукова Ольга Аркадьевна

В статье рассмотрена сущность транспортного налога, как источника пополнения регионального бюджета Омска и Омской области, сравнение ставок по Сибирскому федеральному округу, современные проблемы транспортного налога и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport tax: current problems of the modern economy

The article considers the essence of the transport tax as a source of replenishment of the regional budget of Omsk and the Omsk region, a comparison of rates in the Siberian Federal District, current problems of transport tax and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики»

Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал

Омского ТЯУHfl

Ешукова О. А.Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №2 (17) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/2/00722.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 336.22 (571.13)

Ешукова Ольга Аркадьевна

Преподавател ь

УКАБ ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск oa. eshukova@omgau.org

Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики

Аннотация. В статье рассмотрена сущность транспортного налога, как источника пополнения регионального бюджета Омска и Омской области, сравнение ставок по Сибирскому федеральному округу, современные проблемы транспортного налога и пути их решения.

Ключевые слова: транспортный налог, налоговая система, налоговая ставка, налогообложение, транспортные средства.

Транспортный налог в Российской Федерации был введен в действие с 1января 2003 года Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» [1]. Это налог, предназначенный для возмещения вредного влияния транспортных средств на дорожные покрытия и окружающую среду. Он регламентируется как 28 главой Налогового Кодекса Российской Федерации (при федеральных расчетах), так и законодательными актами, принимаемыми в каждом отдельном регионе (при региональных расчетах). Принятые регионами законодательные акты влияют на ставку налога, порядок и сроки оплаты.

Плательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица - владельцы транспортных средств. В некоторых случаях налог приходится платить и тем организациям, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Данный налог является региональным и ставки для его расчета устанавливаются местными властями. Поэтому в разных регионах коэффициенты могут сильно отличаться.

Величина автомобильного транспортного налога определяется по стандартной формуле: указанное в техническом паспорте машины количество лошадиных сил (далее л. с.) последовательно умножается на действующую ставку налога, а затем на коэффициент, исчисляемый как отношение числа полных месяцев владения машиной к общему количеству месяцев в году, то есть к 12.

Согласно ч. 2 ст. 361 Налогового Кодекса РФ, субъекты РФ могут самостоятельно изменять налоговую ставку транспортного налога, установленную в НК РФ, путем ее увеличения или уменьшения в десять раз. Однако на территории РФ почти все субъекты повышают налоговую ставку, и практически всегда в десять раз, что в условиях кризиса оказывает свое негативное влияние на поступления в бюджет. А тот факт, что транспортный налог не является целевым заставляет владельцев транспортных средств задуматься о его эффективности.

В последние годы целесообразность взимания транспортного налога с существующим в настоящее время порядком расчета вызывает множество споров, так как транспортный налог по отношению к отдельным налогоплательщикам и по отношению к субъекту Российской Федерации, который должен развивать сеть автомобильных дорог в регионе, не всегда справедлив. Это происходит из-за потери прямой взаимосвязи между отчислениями по налогу и дорогой, по которой это транспортное средство передвигается [2]. Это связано с тем, что транспортный налог не имеет целевого назначения, а, следовательно, он может быть использован и на другие нужды субъекта, например, заработную плату бюджетников или же ремонт детских садов. Это приводит к мысли о том, что название налога — транспортный — перестаёт быть правильным, а значит и справедливым [3].

Чтобы сумма транспортного налога была эквивалентна размеру государственных услуг, связанных с возможностью эксплуатации налогоплательщиком автомобильных дорог, ставка налога должна быть увязана с фактическим временем пользования дорогой. Следует отметить, что справедливость взимания налога — это один из принципов, на котором строится налоговая система любой страны.

На сегодняшний день транспортный налог носит имущественный характер, то есть его объектом является имущество налогоплательщика, независимо от того, эксплуатируется оно или нет. Рассчитывается данный налог исходя из мощности двигателя в лошадиных силах, при этом не учитывается ни срок эксплуатации транспортного средства, ни пробег, ни его экологические показатели.

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Омской области на 2017-2019 г. установлены Законом Омской области от 18.11.2002 № 407-03 «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями, действующим в 2019 г.) [4]. Он распространяется на все города области. Административный центр - Омск. Крупные города и населенные пункты: Тара, Исилькуль, Калачинск, Таврическое, Называевск, Черлак, Тюкалинск, Муромцево, Большеречье, Любинский, Кормиловка, Москаленки, Лузино, Марьяновка, Саргатское, Павлоградка, Полтавка, Крутинка, Шербакуль, Тевриз, Нововаршавка.

Размер ставок на легковые и грузовые автомобили по Сибирскому федеральному округу представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1 -Ставки транспортного налога на легковые автомобили по Сибирскому _федеральному округу на 2019г. (в рублях за 1 лошадиную силу)

Субъект РФ Легковые автомобили

0-100 л .с. 101-150 л. с. 151-250 л. с. 201-250 л. с. 251 л. с. и более

1 2 3 4 5 6

Алтайский край 10,00 20,00 25,00 60,00 120,00

Краснодарский край 5,00 14,50 29,00 51,00 102,00

Иркутская область 10,50 14,50 35,00 52,50 105,00

Кемеровская область 5,50/8,00 (до 80 л. с./ свыше 80 до 100 л. с.) 14,00 45,00 68,00 135,00

Новосибирская область 6,00 10,00 30,00/ 22,50/ 60,00/ 45,00/ 30,00 150,0/ 112,50/

(возраст ТС до 5 лет/свыше 5 до 10 15,00 75,00

лет/ свыше 10 лет)

Омская область 7,00 15,00 30,00 45,00 90,00

Томская область 8,00 14,00 28,00 47,00 110,00

Тюменская область 10,00 30,00 38,00 55,00 100,00

По данным, приведённым в таблице 1 видно, что в Омской области ставки налога на легковые автомобили варьируются от 7 до 90 рублей за 1 л.с.. Если сравнивать их с

коэффициентами других регионов, то можно отметить, что на автомобили мощностью двигателя более 200 л.с.автовладельцам Омской области платить приходится меньше, чем собственникам авто в соседних областях.

Только в Новосибирской области есть отличия по ставке налога в соответствии с возрастом транспортного средства. Если в Омской области ставка за легковой автомобиль мощностью двигателя 151-200 л.с. - 30 рублей, то в Новосибирской области если возраст транспортного средства до 5 лет -30 рублей, свыше 5 до 10 лет-22,5 рубля, свыше 10 лет-15 рублей; с мощностью двигателя 251 л.с. и более соответственно 150,0 рублей, 112,50 рубля, 75,00 рублей, тогда как в Омской области - 90 рублей. Можно сделать вывод о том, что в Новосибирской области ставки транспортного налога более справедливые. Но в то же время, если рассчитать налог за легковой автомобиль, возраст которого до 5 лет, мощностью свыше 250 л. с. автовладелец в Омской области заплатит налог 22500 руб., в то время как в соседней Новосибирской области сумма налога составит 37500 рублей в год (не учитывая стоимость транспортного средства). В этом случае у Омичей есть преимущество.

Если сравнивать ставки в среднем по грузовым автомобилям (таблица №2), то Иркутская область находится на 1 месте по наименьшей стоимости на 1 л.с, на втором месте Омская область вместе с Красноярским краем, затем Томская область, Новосибирская, Тюменская область и Алтайский край.

Таблица 2-Ставки транспортного налога на грузовые автомобили по Сибирскому _федеральному округу на 2019 г. (в рублях за 1 лошадиную силу)

Субъект РФ Грузовые автомобили

0-100 л .с. 101-150 л. с. 151-250 л. с. 201-250 л. с. 251 л. с. и более

1 2 3 4 5 6

Алтайский край 25,00 40,00 50,00 65,00 85,00

Краснодарский край 15,00 26,00 33,00 58,00 85,00

Иркутская область 15,00 25,00 35,00 50,00 85,00

Кемеровская область 25,00 40,00 50,00 65,00 85,00

Новосибирская область

(возраст ТС до 5 25,00 40,00 50,00 65,00 85,00

лет/свыше 5 до 10

лет/ свыше 10 лет)

Омская область 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00

Томская область 20,00 30,00 40,00 55,00 70,00

Тюменская область 25,00 40,00 50,00 65,00 85,00

Самой значительной остается нагрузка на легковые автомобили по транспортному налогу (от 20 руб. до 150 руб. за 1 л.с. легковых автомобилей) для автовладельцев Санкт-Петербурга, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстана, Тамбовской, Нижегородской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Курской, Пензенской областей (таблица 3).

Таблица 3-Наибольшие ставки транспортного налога на легковые автомобили в

регионах РФ на 2019г. (в рублях за 1 лошадиную силу)

Субъект РФ Легковые автомобили

0-100 л .с. 101-150 л. с. 151-250 л. с. 201-250 л. с. 251 л. с. и более

1 2 3 4 5 6

Санкт-Петербург 24,00 35,00 50,00 75,00 150,00

Республика Башкортостан 25,00 35,00 50,00 75,00 150,00

Республика Марий Эл 25,00 35,00 50,00 75,00 150,00

Республика Татарстан физлица 10,00 юрлица 25,00 35,00 50,00 75,00 150,00

Вологодская область 25,00 35,00 50,00 75,00 150,00

Владимирская область 20,00 30,00 40,00 75,00 150,00

Воронежская область 20,00 30,00 50,00 75,00 150,00

Курская область 25,00 35,00 50,00 75,00 150,00

Пензенская область <15 лет: 21; >15 лет: 15 30,00 45,00 75,00 150,00

Относительно низкие налоговые ставки на транспортный налог в 2019 г. сохранятся в Республике Крым, Магаданской области, Забайкальском крае, Республике Саха(Якутии), в Чюкотском автономном округе, где ставки от 5 руб. до 65 руб. за 1 л.с. на легковые автомобили (таблица 4).

Таблица 4-Наименьшие ставки транспортного налога на легковые автомобили в _регионах РФ на 2019г. (в рублях за 1 лошадиную силу)

Субъект РФ Легковые автомобили

0-100 л .с. 101-150 л. с. 151-250 л. с. 201-250 л. с. 251 л. с. и более

1 2 3 4 5 6

Республика Крым 5,00 7,00 15,00 20,00 50,00

Магаданская 7,00 10,00 15,00 23,00 45,00

область

Забайкальский край 7,00 10,00 20,00 33,00 65,00

Республика Саха 8,00 13,00 17,00 30,00 60,00

(Якутия)

Чукотский 10,00 14,00 20,00 30,00 60,00

автономный округ

В настоящее время всё больше и больше обсуждается тема отмены транспортного налога, ввиду большого числа недовольных этим видом сборов. Главной проблемой транспортного налога, как уже говорилось выше, является факт, что он взимается с каждой лошадиной силы транспортного средства, но то, насколько часто владелец транспортным средством пользуется им, не берется в расчет совершенно.

С 2017 году в правительстве рассматриваются все возможности и альтернативы транспортному налогу. Среди главных инициатив стоит отметить:

1. Отмена транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на бензин. Эта формулировка должны более точно отражать реалии. Таким образом, платить больше будет тот, кто чаще пользуется своим транспортным средством. Среди минусов данной реформы для государства стоит отметить, что акцизы будут повышаться постепенно, а, следовательно, в первые годы после отмены транспортного налога, бюджет недополучит значительную часть средств.

2. Ставка транспортного налога будет зависеть от экологических показателей транспортного средства. Данная мера достаточно правильная, к примеру, в Европейских странах, такие реформа помогли значительно снизить выбросы газов в окружающую среду. Данная инициатива была предложена Министерством Промышленности и Торговли.

3. Расчет транспортного налога в зависимости от объема двигателя. Как известно, на данный момент, ставка транспортного налога исчисляется в зависимости от мощности двигателя, выраженной в лошадиных силах. В 2019 году предлагается производить расчеты налога исходя из объемов двигателя, а не из его мощности [5].

По мнению многих налогоплательщиков отмена транспортного налога в том виде, в котором он существует в настоящее время, приведет к следующим аспектам:

- увеличатся налоговые поступления в региональный бюджет за счет отчислений определенной суммы с 1 литра реализованного топлива, при налогообложении учитываются транзитные перевозки. Исключается ситуация, когда транспортный налог поступает в бюджет одного субъекта Российской Федерации, а износ автомобильных дорог происходит в других субъектах. Заправляя автомобиль, владелец автоматически будет уплачивать акциз, заложенный в цене на топливо;

- обеспечивается развитие дорожной сети за счет целевых поступлений от продажи топлива;

- снижается налоговая нагрузка с владельцев, которые сезонно или редко используют свои транспортные средства, тем самым устанавливается более справедливый принцип взимания налога, так как размер транспортного налога станет определяться интенсивностью использования объекта налогообложения;

- создается для владельцев автотранспортных средств стимул использовать более экономичные и экологичные транспортные средства;

- снижаются затраты на налоговое администрирование, так как процесс сбора акциза с топлива уже налажен, а проконтролировать деятельность организаций, осуществляющих операции с топливом, значительно легче, чем миллионы владельцев автотранспортных средств.

Рассмотренные выше проблемы доказывают, что транспортный налог имеет ряд недоработок, связанных с его исчислением. Дальнейшее развития транспортного налога должно включать в себя большие изменения в законодательной базе и механизме его исчисления.

Будем следить за налоговым законодательством, на сегодняшний день транспортный налог никто не отменил.

Ссылки на источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) НК РФ Глава 28. Транспортный налог (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ).

2. Пансков, В. Г. Принцип справедливости и его отражение при налогообложении физических лиц в российской налоговой системе [Электронный ресурс] / В. Г. Пансков // ЭТАП. — 2016. — №3. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/printsip-spravedlivosti-i-ego-otrazhenie-pri nalogooblozhenii-fizicheskih-lits-v-rossiyskoy-nalogovoy-sisteme (дата обращения: 20.05.2019).

3. Бобкова, Ю. Д. Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете Российской Федерации [Электронный ресурс] / Ю. Д. Бобкова, В. А.Кириллова, А. А. Токарева // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.) — Казань: Бук, 2016. — С. 113-115.— URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10321/ (дата обращения: 20.05.2019).

4. Закон Омской области от 18.11.2002 № 407-0З «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями, действующими в 2019 г.).

5. Транспортный налог 2019 изменения [Электронный ресурс] // zakonandporyadok.ru. — URL: https://zakonandporyadok.ru/trudovoe-pravo/transportnyj-nalog-2018-izmeneniya (дата обращения: 20.05.2019).

Olga Eshukova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teacher

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Transport tax: current problems of the modern economy

Abstract. The article considers the essence of the transport tax as a source of replenishment of the regional budget of Omsk and the Omsk region, a comparison of rates in the Siberian Federal District, current problems of transport tax and ways to solve them.

Keywords: transport tax, tax system, tax rate, taxation, vehicles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.