Научная статья на тему 'Транспортный коридор Амурской области: необходимость и перспективы'

Транспортный коридор Амурской области: необходимость и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
383
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ДИНАМИКА ЭКСПОРТА / ТОРГОВЫЙ ПАРТНЕР / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВАЛОВОЙ ВЫПУСК / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фатеев Денис Васильевич, Реймер Валерий Викторович

В статье рассматривается внешнеторговый оборот Амурской области и анализируется его динамика, обосновывается целесообразность реализации проекта строительства транспортного коридора. Оценивается потенциальное влияние реализации проекта строительства мостового перехода Благовещенск - Хэйхэ, на макропараметры Амурской области и, прежде всего, на валовой региональный продукт через таблицы «Затраты-Выпуск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT CORRIDOR OF THE AMUR REGION: NECESSITY AND PROSPECTS

In the article understudy the author analyses international transactions’ dynamics of the Amur region and regards potential influence of building the bridge between Blagoveshchensk (Russia) and Heihe (China) on the macroeconomic parameters of the Amur region and on the gross domestic product of the given region precisely. It’s attempted to stand the bases of the project liquidity.

Текст научной работы на тему «Транспортный коридор Амурской области: необходимость и перспективы»

ЭКОНОМИКА

ECONOMICS

УДК: 330.552:69:624.21(571.61+510)

Фатеев, Д.В., аспирант, АмГУ;

Реймер В.В., к.э.н., доцент, ДальГАУ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ:

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается внешнеторговый оборот Амурской области и анализируется его динамика, обосновывается целесообразность реализации проекта строительства транспортного коридора. Оценивается потенциальное влияние реализации проекта строительства мостового перехода Благовещенск - Хэйхэ, на макропараметры Амурской области и, прежде всего, на валовой региональный продукт через таблицы «Затраты-Выпуск».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ЭКСПОРТ, ДИНАМИКА ЭКСПОРТА, ТОРГОВЫЙ ПАРТНЕР, ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВАЛОВОЙ ВЫПУСК, ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ.

Fateev D.V., post-graduate student, ASU;

Reymer V.V., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, FESAU

TRANSPORT CORRIDOR OF THE AMUR REGION: NECESSITY AND PROSPECTS

In the article understudy the author analyses international transactions’ dynamics of the Amur region and regards potential influence of building the bridge between Blagoveshchensk - (Russia) and Heihe (China) on the macroeconomic parameters of the Amur region and on the gross domestic product of the given region precisely. It’s attempted to stand the bases of the project liquidity.

KEYWORDS: INTERNATIONAL TRADE, EXPORT, EXPORT DYNAMICS, BUSINESS PARTNER, EXPORT-IMPORT RELATIONS, GROSS OUTPUT, GROSS DOMESTIC PRODUCT, REGRESS MATHEMATIC ANALYSES.

Вопросом строительства мостового пограничного перехода на реке Амур, между городами Благовещенск и Хэйхэ, занимаются с 1995 г. На протяжении 16 лет были приняты на федеральном и региональном уровнях постановления, нормативные акты и иные документы, указывающие на целесообразность проектирования транспортного коридора, а именно:

-соглашение между Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о совместном строительстве пограничного мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР) от 26.06.1995 г.;

-соглашение между Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики «Об упрощенном прядке пересечения российско-китайской государственной границы во временном пункте пропуска Каникур-ган-Чанфантунь персоналом, занятым на строительстве моста через реку Амур, а также перемещения строительных материалов, оборудования и транспортных средств» от 30.04.1997 г.

Ратифицировано федеральным законом № 68-ФЗ от 06.05.1998 г.;

-соглашение между Министерством транспорта России и Министерством коммуникаций КНР о методах управления строительством моста через реку Амур в районе городов Благовещенск (РФ) и Хэйхэ (КНР) на первом этапе сооружения автодорожного моста от 16.04.1996 г.;

-протокол 12-го заседания российскокитайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая (г. Санкт-Петербург, 10.10.2008 г.);

-протокол 13-го заседания российскокитайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая (г. Пекин, 03.09.2009 г.).

Но до настоящего времени так и не была проведена экономическая экспертиза, которая бы оценила влияние данного проекта на экономические параметры региона и обосновала

45

необходимость трансграничного транспортного перехода для Амурской области.

К вопросу о строительстве мостового перехода в настоящее время необходимо вернуться, а так же проработать вопрос о создании зоны приграничной торговли «Благовещенск -Хэйхэ» и строительства автодорожного перехода между городами Благовещенск и Хэйхэ. Реализация проекта даст возможность соединить транспортные системы России и Китая, что позволит транспортировать через Благовещенск из стран АТР в любые пункты России и обратно до 3 млн. тонн грузов ежегодно. Создаваемый путь намного более эффективен по сравнению с прохождением грузов через Монголию и Казахстан. Организация перехода позволит получить дополнительный доход в бюджеты разных уровней в размере 20 млн. долл. США в год и иметь дополнительные рабочие места1.

Возможно рассмотрение проекта строительства совмещенного автомобильного и железнодорожного моста в районе Благовещенска для обеспечения пропуска автомобильного грузопотока (на первом этапе) и железнодорожного грузопотока из северных уездов провинции Хэйлунцзян к Транссибу и далее на запад и на восток к тихоокеанским портам. Это даст возможность создания новых рабочих мест на территории области при строительстве объектов пограничной и таможенной инфраструктуры на новом переходе и на действующих старых. Реализация подобных проектов окажет существенное влияние на развитие экономических связей не только Амурской области, но и других субъектов Федерации, Дальнего Востока и Забайкалья .

Уникальное положение Дальневосточного федерального округа (ДВФО) дает возможность развивать и укреплять международные экономические связи с КНР. В ДВФО имеют границу с КНР Приморский и Хабаровский края, Амурская и Еврейская автономная области. При этом наименьшее расстояние между приграничными областными и краевыми центрами имеет Амурская область, около 800 м, Приморский край -более 20 км, Хабаровский край - около 20 км, Еврейский автономная область - более 15 км. Исходя из расстояний между городами РФ и

КНР, с целью снижения затрат на транспортировку экспортно-импортных грузов, целесообразнее реализовать существующий проект строительства мостового перехода Благовещенск -Хэйхэ, нежели осуществлять строительство в других соседствующих регионах России с КНР. Все это дает положительное влияние на внешнюю торговлю приграничных регионов обеих стран.

В 2010 году Китай оставался крупнейшим контрагентом в структуре внешней торговли Амурской области, занимая при этом почти 82% всей структуры экспорта области (табл. 1). В течение последних лет основным внешнеторговым партнером Амурской области являются северные провинции КНР, причем ее доля, несмотря на колебания динамики внешней торговли и на изменения доли других стран-партнеров области по внешнеэкономической деятельности, остается относительно стабильной и, всегда высокой .

Экономика Китая стремительно развивается и нуждается в рынках сбыта произведенной продукции с одной стороны, и стратегическом сырье для расширенного производства, с другой стороны. В свою очередь, Россия является емким потребительским рынком китайской продукции и поставщиком природного сырья и энергоресурсов.

В настоящее время Россия рассматривает Китай, как важного партнера в социальноэкономическом развитии Дальнего Востока.

Российско-китайское сотрудничество в сфере внешней торговли оказало существенное влияние на ускоренное формирование российского, в том числе амурского предпринимательства.

Результаты многолетнего сотрудничества с Китаем проявились в позитивном развитии экономики области:

- в создании малых предприятий и увеличении числа индивидуальных предпринимателей;

- в появлении новых товаров и продукции как зарубежного, так и местного производства; росте числа предприятий с участием иностранного капитала;

Таблица 1

345

Экспорт товаров по странам ’ ’ , тыс. долл. США

Страны ГОДЫ

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Всего 55854 70749 76619 103259 157370 158005 212106 275182 171646 159332

Беларусь - 7 9 326 59 1180 2041 2241 1223 533

Казахстан 119 - 527 245 180 338 474 474 192 -

Украина - 3 - 61 159 134 173 417 - -

Китай 46991 49026 51359 72038 135271 101229 108931 143430 125298 130570

КНДР 802 1588 1565 1744 2418 3124 4179 4454 1954 2008

Республика Корея 753 775 1005 2903 2276 2256 54 2801 2990 7482

США 25 50 - - - - - 646 - -

Швейцария - - - - - 29147 78708 112978 29407 9255

Япония 6816 19264 22131 25907 16709 20421 17016 5104 15 21

46

- в росте количества торговых точек;

- в развертывании ресторанного бизнеса;

- в активном развитии автомобильного сервиса;

- в появление первых современных досуговых центров (дискотек, боулинга, сети казино);

- в развитии элитного жилищного строительства;

- в формировании на рыночной основе новых элементов систем образования и здравоохранения;

- в возникновении и развитии фирм, обеспечивающих обслуживание бизнеса (аудиторские фирмы, адвокатские конторы, консалтинговые услуги)7.

Как видно из таблицы 1, одной из главных стран импортируемых продукцию Амурской области является КНР, на долю которой приходится 82% всего объема экспорта. С 2000 года по 2010 год экспортные операции выросли в 2,78 раза.

В 2010 году Амурская область экспортировала в основном, древесину и изделия из нее, минеральное сырье, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, всего на сумму 148,5 млн. долл. США, что составило чуть более 93 % от общего объема экспорта области, который достиг 159,3 млн. долл. США.

В последние три года область относится к числу импортоориентированных субъектов Российской Федерации (табл. 2).

Таблица2

Внешнеторговый оборот Амурской области

(экспор от, импорт продукции) 89, тыс. долл. США.

Годы Показатель

Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт

2000 72476 55854 16622

2002 97834 70749 27085

2003 114711 76619 38092

2004 166553 103259 63294

2005 272312 157370 114942

2006 307135 158005 149130

2007 492607 212106 280501

2008 692835 275182 417653

2009 387656 171627 216029

2010 473704 159332 314372

Амурская область является импортером товаров народного потребления произведенных в Китае, в то время как сам Китай, в большей части, импортирует стратегические природные ресурсы: лес, минеральные продукты, лом и отходы черных и цветных металлов (табл. 3).

Внешнеторговый оборот области с Китаем в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился почти на 82 %. Доля экспорта в общем обороте области составила 34 %, по импорту в область из Китая поступило товаров 66 %.

«Влияние строительства мостового перехода на экономику Амурской области проявляется через следующие экономические составляющие:

- получаемую добавленную стоимость, что отражается на ВРП области;

- создание новых рабочих мест для населе-

10

ния» .

Согласно, подписанного соглашения в 1995 году предполагалось, что обслуживанием мостового перехода будут заниматься обе страны равноценно. Из инвестиционного предложения11 видно, что обеспечение трудовыми ресурсами составит на этапе строительства более 1200 человек, на этапе функционирования автомобильного пункта пропуска около 900 человек. Но ведь в планах есть и создание областной экономической зоны (ОЭЗ) на прилегающей территории. Под строительство ОЭЗ отводится площадь в 600 га, из них 20 % отводится под промышленную застройку, 15 % свободную таможенную зону, 40 % под коммуникации и обслуживание производства, 25 % под зеленые зоны и рекреации (комплекс оздоровительных мероприятий). Так же на территории ОЭЗ планируется строительство:

- промышленных заводов, которые обеспечат 1140 рабочих мест в области;

- таможенного комплекса - 380 рабочих мест;

- подразделений ГИБДД - 30 рабочих мест;

- транспортно-логистического комплекса -255 рабочих мест;

- административно-бытового и банковского комплексов - 180 рабочих мест;

- предприятий по обслуживанию жилых и складских помещений - 455 рабочих мест.

47

Совместная реализация двух проектов благоприятно скажется на внешнеэкономической деятельности двух стран в лице экономических агентов. В целях экономии денежных средств, сокращении времени доставки в процессе пересечения границы товарами целесообразно и наиболее выгодно сосредоточить все необходимые для деятельности внешнеэкономических агентов, предприятия в одном месте, максимально приближенном к границе и транспортным магистралям. ОЭЗ займет выгодное транспортное положение, т.к. будет расположена вблизи от областного центра, где расположена железнодорожная ветка на запад и восток, и вблизи планируемого расположения ОЭЗ идет автомобильная развязка на города области и

территории Дальнего Востока. При этом обеспечение трудовыми ресурсами строительство только мостового перехода составит около 1000 человек, а реализация двух проектов позволит занять более 3000 человек в регионе.

Уточненные расчеты15 показали, что при увеличении выпуска на 10 % в транспортной отрасли увеличение валового выпуска произойдет на 1,79 % за счет мультипликативного эффекта. За счет прогнозируемых объемов перевозок до 2030 года показатель вырастит до 46,16 млн. т (в 2010 году натуральный объем внешнеторгового оборота Амурской области составил 1,02 млн. т16). Следовательно, можно говорить о том, что к 2030 году объем перевозок через пункт пропуска Благовещенск-Хэйхэ вырастет как минимум в 45 раз, следовательно, представляется возможным предположить, что и показатель ВРП региона вырастет на такую же величину.

Анализ товарной структуры экспорта Амурской области подтверждает, что сохраняется сырьевая направленность. На областном бюджете данный факт отражается благоприятно. Однако если учесть, что сырьевые ресурсы

не безграничны, то необходима адекватная политика в отношении их экспорта. Иначе в ближайшей перспективе предприятия региона вынуждены будут сами завозить эти ресурсы для собственных нужд17.

Из полученных результатов видно, что при строительстве мостового перехода в Амурской области, темп прироста ВРП, основываясь на предварительных расчетах и прогнозных значениях внешнеторгового оборота региона к 2030 году18, составит 45 раз.

Таким образом, торгово-экономические отношения с КНР необходимо использовать как стимул для экономического развития Амурской области. Но при этом необходимо стремиться к увеличению количества видов и наименований

продукции и услуг производимых и оказываемых предприятиями области.

Субъекты торгово-посреднической

деятельности в приграничной территории окажут влияние на динамику ВРП и будут в конечном итоге испытывать на себе в долгосрочной перспективе влияние

строительства транспортного коридора. Это даст возможность экономическим субъектам внешнеторговых отношений проектировать каналы для выхода на внешние рынки с учетом транспортного трансграничного коридора Благовещенск-Хэйхэ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация проекта позволит:

- создать международный транспортный коридор круглогодичного действия, объединить транспортные системы России и КНР;

- сформировать транспортно-

логистические комплексы в г.Благовещенске, пгт.Поярково, г.Якутске, г.Нерюнгри, которые позволят осуществлять перевозку и распределение грузов по маршрутам КНР - Амурская область - Республика Саха (Якутия), КНР - Западные регионы РФ;

Таблица 3

Динамика экспорта Амурской области по группам товаров1'

, тыс. долл. США

Экспорт ГОДЫ

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

55854 70749 76619 103259 157370 158005 212106 275182 171646 159332

Продовольственные товары и сырье для их производства 9096 46 59 386 292 1223 2064 2415 1263 1277

Минеральные продукты 1185 70 497 - 141 - - 181 29433 43041

Продукция нефтехимического комплекса 438 525 60 144 57 110 48 752 34 49

Древесина и изделия из нее 18213 58604 60924 67990 90952 102765 119858 143937 85776 84540

Металлы и изделия из них 21120 9280 12997 30163 59732 16182 5065 3528 11522 6422

Машиностроительная продукция 5284 2138 2076 4321 5597 7707 5998 11389 4120 2696

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них - - - - - 29203 78708 112978 39408 20885

Прочие 518 86 6 255 599 815 365 183 71 52

48

- обеспечить транзит грузопотоков между регионами страны по Транссибу и БАМу;

- увеличить объемы взаимных поставок предприятий Дальневосточного, Сибирского федеральных округов и КНР;

- создать предпосылки для формирования особой экономической зоны в районе строительства мостового перехода через р.Амур;

повысить роль приграничных дальневосточных территорий в сотрудничестве России со странами АТР. 1

1 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. (уточненная с продлением срока ее реализации до 2010

г.)

2 Реймер, В.В. Россия и Китай: проблемы экономического

сотрудничества (региональный аспект) / В.В. Реймер, Ю.П. Немилостив, М.А. Калашников // Россия и Китай: аспекты взаимодействия и взаимовлияния: материалы меж-

дународной заочной научно-практической конференции. -Благовещенск: БГПУ, 2009. - С. 29-31, 2009. - 32 с.

3 Амурская область в цифрах [Текст]: краткий статистический сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2011. - 370 с.

4 Амурский статистический ежегодник [Текст]: сборник. -Благовещенск: Амурстат, 2010. - 758 с.

5 Данные о внешнеторговом обороте области, экспорте (импорте) товаров // Внешнеэкономическая деятельность -Электронный ресурс: http://amurstat.gks.ru.

6 Там же. - 30 c.

7 О приграничном сотрудничестве Амурской области с Китаем

[Текст]: записка. - Благовещенск: Амурстат, 2010. - С. 9

8 Амурская область в цифрах [Текст]: краткий статистический сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2011. - 370 с.

9 Амурский статистический ежегодник [Текст]: сборник. -Благовещенск: Амурстат, 2010. - 758 с.

10 Фатеев, Д.В К проблеме трансграничного транспортного коридора Благовещенск-Хэйхэ [Текст] / Д.В. Фатеев, В.В. Реймер // Дальневосточный аграрный вестник. - 2010. - № 4(16). - С. 75.

11 Инвестиционные проекты Амурской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal.amurobl.ru.

12 Амурская область в цифрах [Текст]: краткий статистический сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2011. - 370 с.

13 Амурский статистический ежегодник [Текст]: сборник. -Благовещенск: Амурстат, 2010. - 758 с.

14 Данные о внешнеторговом обороте области, экспорте (импорте) товаров // Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amurstat.gks.ru.

15 Реймер, В.В. Россия и Китай: проблемы экономического сотрудничества

(региональный аспект) / В.В. Реймер, Ю.П. Немилостив, М.А. Калашников // Россия и Китай: аспекты взаимодействия и взаимовлияния: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Благовещенск: БГПУ, 2009. - С. 30.

16 Внешнеторговый оборот, экспорт и импорт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://amurstat.gks.ru.

17 Реймер, В.В. Россия и Китай: проблемы экономического сотрудничества

(региональный аспект) / В.В. Реймер, Ю.П. Немилостив, М.А. Калашников // Россия и Китай: аспекты взаимодействия и взаимовлияния: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Благовещенск: БГПУ, 2009. - С. 30.

18 Фатеев, Д.В К проблеме трансграничного транспортного коридора Благовещенск-Хэйхэ [Текст] / Д.В. Фатеев, В.В. Реймер // Дальневосточный аграрный вестник. - 2010. - N° 4(16). - С. 76.

УДК 338.512:636.5.033 Ермачков А.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ МЕТОДОМ «СТАНДАРТ КОСТ»

В статье представлен алгоритм калькулирования производственной себестоимости птицеводческой продукции, а также особенности учёта и анализа отклонений прямых и косвенных затрат основных цехов птицеводческих предприятий полного цикла

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СЕБЕСТОИМОСТЬ, ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ, КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, ОТКЛОНЕНИЯ, ЦЕНТР ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СМЕТА, НОРМЫ

Yermachkov A.V.

IMPROVING OPERATIONAL MANAGEMENT POULTRY FARMS BASED ON PRODUCTION COSTS BY CALCULATION "STANDARD COST"

This paper presents an algorithm of calculation of production cost of poultry products, and the features of the account and variance analysis of direct and indirect costs of the main workshops poultry farms complete cycle.

KEY WORDS: COST, DIRECT COST, INDIRECT COST, DEVIATION, CENTER OF RESPONSIBILITY, ESTIMATES, STANDARDS

Для эффективного оперативного управления основной деятельностью птицеводческих предприятий необходимо использовать такие способы управления затратами, которые позво-

ляют их регулировать непосредственно в процессе производства, сопоставлять их фактические и нормативные величины, анализировать отклонения и причины их возникновения и в

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.