Научная статья на тему 'Элементы ненаблюдаемой экономики в российско-китайской торговле'

Элементы ненаблюдаемой экономики в российско-китайской торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левентов Н.Н.

В статье обоснован выбор терминов «ненаблюдаемая экономика» и «неформальная экономика» как основополагающих при исследовании данных явлений. Обозначены конкретные виды внешнеэкономической деятельности в Амурской области, подпадающие под данные формулировки. На примере показано, как, используя законодательство КНР, российские импортеры получают доходы, которые не учитываются официальными налоговыми и статистическими органами России. Проведен анализ структуры импорта в Амурскую область товаров из Китая с учетом ставок возврата экспортного налога на добавленную стоимость. Предложены способы расчета объемов скрываемых импортерами доходов от возврата экспортного НДС в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы ненаблюдаемой экономики в российско-китайской торговле»

УДК 332.1

элементы ненаблюдаемой экономики в российско-китайской торговле

н. н. левентов,

доцент кафедры финансов АПК E-mail: nickola@mail.ru дальневосточный государственный аграрный университет

В статье обоснован выбор терминов «ненаблюдаемая экономика» и «неформальная экономика» как основополагающих при исследовании данных явлений. Обозначены конкретные виды внешнеэкономической деятельности в Амурской области, подпадающие под данные формулировки. На примере показано, как, используя законодательство КНР, российские импортеры получают доходы, которые не учитываются официальными налоговыми и статистическими органами России. Проведен анализ структуры импорта в Амурскую область товаров из Китая с учетом ставок возврата экспортного налога на добавленную стоимость. Предложены способы расчета объемов скрываемых импортерами доходов от возврата экспортного НДС в КНР.

Ключевые слова: ненаблюдаемая экономика, неформальная экономика, налог на добавленную стоимость, экспорт, импорт.

Как показывает практика, экономика любого государства не может быть абсолютно регулируемой и полностью охваченной статистическим измерением. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать и определять новые научные подходы к статистическому охвату нерегулируемой деятельности, в том числе учитывающие региональные особенности.

Система национальных счетов 2008 года (СНС 2008) представляет собой согласованный на международном уровне стандарт исчисления таких показателей, как, например, валовой внутренний продукт (ВВП), а также позволяет рассчитывать и представлять экономические показатели в целях:

- экономического анализа;

- принятия решений;

- научных исследований;

- разработки экономической политики.

В этом документе указывается на два подхода к решению данных проблем.

Идея, лежащая в основе первого подхода: получить картину экономики в целом - настолько полную, насколько это возможно, а также сопоставимую за разные периоды времени и для разных стран. Ту часть экономики, которую сложно измерить, называют ненаблюдаемой экономикой. Ей посвящено немало публикаций, даже издано руководство «Измерение ненаблюдаемой экономики» (Measuring the Non-Observed Economy) (далее -руководство). Как ясно из методик, описанных в этом документе, отдельное измерение ненаблюдаемой экономики (ННЭ) само по себе не так важно. Основное внимание уделяется тому, чтобы обеспечить полное, или «всеохватывающее», измерение всей деятельности.

При втором подходе признается, что для экономического анализа, особенно в развивающихся странах, важно иметь возможность измерить ту часть экономики, которая отражает усилия лиц, формально не имеющих работы, направленные на участие в каких-либо формах экономической деятельности, связанной с движением денег. Эту часть экономики называют неформальным сектором. Все, кто придерживается этого подхода, не отрицают важности полного измерения экономики, но для них этого недостаточно. они уверены, что, несмотря на трудности, необходимо предпринимать попытки определения и измерения неформального сектора [4].

По мнению автора, можно согласиться с определениями понятий «ненаблюдаемая экономика»

и «неформальная экономика», приведенными в руководстве и СНС 2008. Их следует принять за понятийную основу. Ведь наличие большого количества синонимов данных терминов приводит к путанице как среди ученых, так и среди практиков. Только Ван Экк (Van Eck) указывает на наличие 30 таких вариантов [2].

на взгляд автора, имеются, по крайней мере, две причины для использования именно определений, сформулированных в руководстве и СнС 2008.

Во-первых, данные документы разработаны такими авторитетными международными структурами, как Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Европейская комиссия, Всемирный банк, Международная организация труда и межгосударственный статистический комитет СНГ. Причем уточнялись и согласовывались они не один год, чтобы были удовлетворены все заинтересованные стороны.

Во-вторых, Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев в августе 2013 г. дал поручение Росстату, Минэкономразвития России и Минфину России подготовить план развития в РФ Системы национальных счетов 2008 года в связи с рекомендациями ОЭСР [3]. При этом наше государство будет переходить на СНС-2008 одновременно с развитыми странами. По указанию Президента РФ В. В. Путина, уже внесены соответствующие изменения в законодательство о статистике. Поэтому в России (как и в других странах) придется использовать определения и термины, приведенные в руководстве и СНС-2008 в обязательном порядке.

К этим причинам можно добавить следующее. Никто не пытается найти синонимов, например, слов «аккредитив», «вексель» и ввести их в научное обращение путем внесения изменений в соответствующие международные стандарты.

Как отмечается в СНС-2008, ненаблюдаемая экономика и неформальный сектор во многом пересекаются, но не являются полностью частью друг друга. Это наглядно отображено на рисунке.

На рисунке сплошной круг, расположенный слева, изображает ненаблюдаемую экономику, а пунктирный (тот, что справа) - неформальный сектор. Пересечение окружностей является деятельностью, которая не охвачена статистическим наблюдением и осуществляется неформально. Но установлено, что существуют:

Ненаблюдаемая экономика и неформальный сектор [4]:

1 - ненаблюдаемая формальная экономика;

2 - наблюдаемая неформальная экономика;

3 - ненаблюдаемая и неформальная экономика

- деятельность, которая не наблюдается, но не является неформальной;

- деятельность, которая является неформальной, но наблюдается [5].

Размер этих трех сегментов может различаться, например, по странам, федеральным округам, областям и т. п.

К сектору ненаблюдаемой и неформальной экономики можно отнести следующие элементы приграничной торговли между Амурской областью и КНР:

- «серые» схемы посреднических закупок товаров для приграничной торговли («челночная торговля»);

- валютообменные операции с наличной валютой с участием физических лиц («валютчики»);

- трансграничные переводы безналичной валюты как физических, так и юридических лиц («валютчики»);

- занижение экспортной и импортной стоимости товаров (юридические лица - участники внешнеэкономической деятельности - ВЭД);

- контрабанда товаров из КНР как российскими, так и китайскими гражданами (юридические и физические лица - участники ВЭД);

Как доказано в многочисленных исследованиях данной проблемы, в России наибольший удельный вес ненаблюдаемой экономики и неформального сектора в валовом региональном продукте (ВРП) зафиксирован в приграничных, аграрных и депрессивных регионах, к которым в полной мере можно отнести и Амурскую область: ее общая граница

с китайской провинцией Хэйлунцзян составляет 1 243 км. В настоящее время на территории области на постоянной основе функционируют три погран-перехода смешанного типа:

- Благовещенск-Хэйхэ;

- Поярково-Сюнькэ;

- Сковородино-Мохэ.

Поэтому нет ничего удивительного, что доля Китая во внешнеторговом обороте Амурской области, по данным Амурстата, составила в 2012 г. около 86 %, увеличившись за последнее десятилетие на 10 %. При этом официальная статистика региона не учитывает данных «челночного» завоза потребительских товаров.

При расчетах этих показателей, а также ВРП Амурстат выделяет следующие проблемные области определения уровня досчетов ненаблюдаемого сектора экономики региона в области внешнеторговых отношений России и КНР:

1) расхождение официальной таможенной статистики по импорту и экспорту товаров Благовещенской таможни и народного правительства г. Хэйхэ провинции Хэйлунцзян КнР в несколько раз;

2) сведения об инвестициях в экономику Амурской области недостаточно полно отражают присутствие китайского капитала, когда предприятия (компании) регистрируются на физическое лицо с российским паспортом, но используют технику и материалы, завезенные из КНР. В этом случае объемы реально осуществляемых иностранных инвестиций в статистике не учитываются;

3) при фиксировании числа туристических поездок отсутствует возможность рассчитать количество россиян, посетивших Китай. Имеющаяся информация дает возможность сформировать представление о числе осуществленных пересечений границы, а выявить точное количество людей, использующих туристические поездки для закупки товаров, не представляется возможным;

4) официальная статистика способна отразить лишь часть сегмента занятости граждан КНР в экономике области. Трудовыми мигрантами активно используется туристический канал, когда прибывающие в Амурскую область китайские туристы ориентированы на трудовую деятельность [1].

Однако помимо перечисленных проблем существуют и другие. За новейшую историю экономических взаимоотношений Амурской области и провинции Хэйлунцзян сформировались устойчивые экономические связи между предпринимателями двух

государств со свойственными только приграничным территориям схемами экспортно-импортных операций, которые не охватываются статистическим наблюдением, что в свою очередь занижает уровень ВРП региона. Если рассматривать данные процессы с позиции СНС 2008, то они полностью подпадают под формулировки, обозначенные в этом документе: ненаблюдаемая экономика и/или неформальная экономика.

одним из примеров сокрытия доходов в этом разрезе является использование российскими предпринимателями законодательства КНР в области экспорта, когда российские импортеры получают часть доходов от импортируемой из Китая продукции на сопредельной территории и даже иногда еще до перепродажи ее на российском рынке. Таким образом, эти доходы не отражаются ни в бухгалтерском учете предприятий-импортеров, ни в статистических данных региона.

В КНР существует система возврата налога на добавленную стоимость, введенная в целях стимулирования экспорта продукции, которая регламентируется временными нормами и правилами «О налоге на добавленную стоимость» и позволяет экспортеру вернуть уплаченные налоги, которые составляют до 17 % от стоимости товара в зависимости от категории продукции. Этими льготами могут воспользоваться как китайские, так и иностранные компании, имеющие право на экспорт.

Как показывает практика, российские импортеры из Амурской области самостоятельно не занимаются возвратом НДС, так как это длительная процедура, которая занимает от трех месяцев до одного года. Обычно за это берется китайский партнер российского предпринимателя, поэтому полностью (например - 17 %) НДС импортеру вернуть не удается. Сумма зависит в основном от сложившихся личных взаимоотношений между российским и китайским бизнесменами. Результаты проведенного опроса амурских предпринимателей - участников ВЭД с КНР показали, что 50 % из них возвращают НДС по всем группам импортируемых ими товаров. 100 % опрошенных отметили, что возвращают «китайский» НДС по машино-технической продукции (грузовые автомобили, спецтехника на их базе, всевозможная дорожно-строительная техника и т. п.).

По данным Амурстата, импорт в Амурскую область машиностроительной продукции в 2012 г. составил 572 459,9 тыс. долл. Это более 50 % всего объема импорта [5]. Предположим, что российс-

кие импортеры за счет НДС вернули 5 % от этой суммы - 28 623,0 тыс. долл. При среднем номинальном курсе доллара к рублю, равном в 2012 г. 31,07 руб. за 1 долл., это примерно 889 316,6 тыс. руб. [6]. Таким образом, по оценке автора, амурские импортеры могли получить в 2012 г. солидный сокрытый от налогообложения дополнительный доход - около 1 млрд руб. Однако реальные цифры назвать достаточно сложно, поскольку приходится использовать только косвенные методы досчета.

Итак, приведен пример, позволяющий сделать вывод о том, что при формировании информации о социально-экономическом развитии региона базовые показатели о произведенном на территории области ВРП, уровне и качестве жизни населения, результатах по отдельным видам деятельности могут быть искажены. Поэтому и принятые на их базе управленческие решения нередко ошибочны и не приводят к желаемому результату.

Автором составлена таблица, где указана ставка нДС, подлежащая возврату по китайскому законодательству.

Данные по динамике импортных поступлений из Китая рассматривались начиная с 2009 г., так как существующие ставки возврата экспортного нДС действуют с 01.06.2009, когда в связи с мировым кризисом они были изменены китайским правительством по 2 600 товарам десяти категорий в сторону повышения в целях поддержки экспортоориентиро-ванных предприятий кнР.

Затем с помощью информационного портала, посвященного деятельности Главного таможенного управления кнР, согласно кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) КНР были определены ставки НДС по группам товаров, указанным в таблице. ТН ВЭД представляет собой классификатор товаров, кото-

рый применяют таможенные органы, экспортеры и импортеры для осуществления таможенных операций.

Китайский вариант ТН ВЭД основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System). Сокращенно - Гармонизированная система или HS. Это многоцелевая международная номенклатура товаров, разработанная Всемирной таможенной организацией (WCO). Гармонизированная система включает около 5 000 товарных групп, каждая из которых обозначается кодом из шести цифр для достижения единообразной классификации товаров. Данная система применяется более чем в 200 странах, более 98 % товаров в международной статистике классифицируются с точки зрения HS. Она способствует гармонизации таможенных и торговых процедур, взаимному обмену недокументарными данными, имеющими отношение к этим процедурам, сокращая таким образом издержки, связанные с международной торговлей. Гармонизированная система также широко используется правительствами, международными организациями, частным сектором и для других целей:

- внутренние налоги;

- определение торговой политики;

- мониторинг контролируемых товаров;

- торговые тарифы;

- транспортная статистика;

- мониторинг цен;

- контроль за квотами;

- компиляция национальных счетов;

- экономические исследования и анализ.

Каждые 5-6 лет Всемирная торговая организация модернизирует Гармонизированную систему. В настоящее время действует редакция HS, опублико-

Импорт 2009 2010 2011 Ставка НДС, подлежащего возврату (min-max), %

Импорт из КНР, всего 182 667 246 026 415 006 -

Продовольственные товары и сырье для их производства 26 917 16 521 24 533 0-15

Минеральные продукты 1 333 214 817 0-13

Продукция нефтехимического комплекса 7 935 12 250 26 960 0-17

Древесина и изделия из нее 2 875 4 483 4 823 0-13

Металлы и изделия из них 20 111 22 149 35 771 0-15

Машиностроительная продукция 37 561 83 304 211 319 0-17

Текстиль, текстильные изделия и обувь 70 318 79 654 85 387 0-16

Прочее 15 617 27 451 25 396 0-17

Динамика импортных поступлений из Китая, по группам товаров с учетом ставок возврата экспортного НДС в КНР в 2009-2011 гг., тыс. долл.

ванная 01.01.2012 [7]. Китай имеет восьмизначные коды ТН ВЭД, шесть первых цифр которых совпадают с Гармонизированной системой.

Однако ставка НДС, приведенная в товарной номенклатуре, не является ставкой возврата экспортного НДС. Фактически возвращаемый НДС можно узнать, используя коды ТН ВЭД или наименование товара на сайте Главного государственного налогового управления КНР, так как при ставке НДС, равной 17 %, государство устанавливает ставку возврата НДС по экспортируемым товарам в размере, например, 5 %. Таким образом, сгруппировав коды ТН ВЭД КНР, определяемых Амурстатом, при помощи специального поисковика на сайте Главного государственного налогового управления КНР вычисляем ставки возврата экспортного НДС.

По результатам проведенных исследований была составлена следующая картина. Наибольший удельный вес в номенклатуре импортируемых товаров из КНР занимают товары, имеющие наибольшую ставку возврата экспортного НДС. Здесь напрашивается вывод о том, что амурские предприниматели импортируют в большинстве своем тот товар, на котором они могут зарабатывать, скрывая свои реальные доходы. Федеральная таможенная служба России имеет данные по импорту товаров из КНР по ТН ВЭД. Как было отмечено, полностью вернуть весь НДС российскому импортеру скорее всего не удастся. Определить долю возврата возможно, проведя опрос среди российских импортеров. Также интересно выяснить у китайских экспортных компаний, какой частью НДС они готовы поделиться с российскими партнерами. Сравнив результаты опроса, определим среднюю долю российского импортера в ставке возврата НДС по интересующей ТН ВЭД. Используя эти данные, можно рассчитать объем скрываемых импортерами

доходов, полученных от возврата экспортного НДС в КНР.

Необходимо отметить, что методы оценки ненаблюдаемой экономики, которые применяются на федеральном уровне, не учитывают региональных особенностей. Поэтому при измерении ненаблюдаемой экономики важно, чтобы статистической службой были разработаны методики, обеспечивающие:

- системность;

- всеобъемлемость;

- привязанность к региональным условиям.

При расширении международных торгово-

экономических процессов оценка ненаблюдаемой экономики не может быть осуществлена с надлежащей точностью без взаимодействия статистических органов. В данном случае - России и Китая.

Список литературы

1. Дьяченко В.Н., Ремехова И. К. Информационное обеспечение оценки развития приграничного сотрудничества. Россия и Китай: социально-экономическое взаимодействие между странами и приграничными регионами. Материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Понкратовой, А. А. Забияко. Благовещенск: АГУ. 2011.

2. Измерение ненаблюдаемой экономики. 2003: руководство. М. 2003.

3. Россия переходит на новую СНС. URL: http:// rbcdaily. ru/economy/562949988595847.

4. Система национальных счетов 2008 года. Нью-Йорк: Статистическая служба ООН. 2012.

5. URL: http://amurstat. gks. ru.

6. URL: http://www. cbr. ru/search/print. asp?File=/ statistics/credit_statistics/ex_rate_ind_12.htm.

7. URL: http://www. wcoomd. org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.