Транспортно-трасологическая экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий
МАКСИМ МУСТАКИМОВИЧ АЛИЕВ,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Transport and Tracological Expertise in the Investigation of Road Accidents
MAXIM MUSTAKIMOVICH ALIYEV,
Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentifk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
УДК 343.9
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос применения транспортно-трасологической экспертизы при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Изученная практика расследования дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что транспортно-трасологическая экспертиза проводится редко, хотя имеется такая потребность. Работа имеет междисциплинарный характер. В заключение раскрывается многоуровневый, многофункциональный подход в подготовке экспертов.
Ключевые слова и словосочетания: комплексная экспертиза; эксперт; трасологическая экспертиза; судебная экспертиза; вещная обстановка.
Annotation. The article considers the issue of the use of transport and tracological expertise in the investigation of road accidents. The studied practice of investigating road accidents indicates that transport and tracological examination is rarely carried out, although there is such a need. The work is interdisciplinary in nature. In conclusion, a multi-level, multifunctional approach to the training of experts is revealed.
Keywords and phrases: complex examination; expert; tracological examination; forensic examination; material situation.
В связи с увеличением количества автомобилей на дорогах угроза возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) с тяжкими последствиями стала одной из основных угроз общественной безопасности. Безусловно, что при расследовании дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе традиционно возникают следующие вопросы: причина ДТП, кто совершил, когда и каким образом.
Кроме того, одной из основных задач следственных органов является установление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных преступлений. Выявление данных обстоятельств является одной из частей всего комплекса расследования.
По нашему мнению, подробное изучение научно-методической теории и практики судебной транспортно-трасологической экспертизы будет способствовать наиболее углубленному
освоению широкого спектра судебно-экспертных возможностей обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования преступлений, а также предоставит возможность эффективно применять на практике в уголовном судопроизводстве информационное содержание материальных комплексов, возникающих в связи с развитием во времени и пространстве события преступления.
Цель данной статьи — это попытка восполнить пробел в специализированной литературе криминалистического и судебно-экспертного направлений.
Необходимо отметить, что, оценивая действия водителя с точки зрения требований Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД), крайне важно установить механизм ДТП. Иными словами, правильно квалифицировать действия водителя представляется возможным только в тех случаях, когда сформировалось точка зрения о том, как возникло, протекало и закончилось ДТП.
В этой связи заслуживает внимание мнение М. В. Беляева о том, что «в настоящее время имеется потребность в переработке и уточнении методических положений, связанных с исследованием повреждений автомобильных шин, исследованием отделившихся частей транспортного средства, применением компьютерного моделирования при реконструкции механизма ДТП, установлением пределов компетенции специалистов трасолога и автотехника, а также в вопросах их взаимодействия, организации профессиональной подготовки экспертов-трасологов, назначения и производства комплексных трасолого-автотехнических, трасолого-видеотехнических или судебно-медицинских экспертиз и т. д.» [1, с. 5].
Экспертная практика показывает, что у следователей часто возникают проблемы при назначении транспортно-трасологиче-ских экспертиз. Вопросы, предоставляемые на разрешение экспертов, должны ставиться в строгом соответствии с последовательностью их возможного решения. Большое внимание уделяется количеству вопросов, поставленных перед экспертами-трасологами. Количество вопросов должно быть оптимальным. В постановлении следователя должны содержаться исключительно вопросы, относящиеся к компетенции экспертов. Недопустима прямая постановка правовых вопросов, касающихся квалификации содеянного с точки зрения уголовного, административного и иного законодательства.
Перед экспертом-трасологом могут быть поставлены следующие вопросы: каков механизм дорожно-транспортного происшествия, как про-
исходил процесс образования следов в результате столкновения (наезда), как располагались транспортные средства в момент, предшествующий ДТП, на различных его этапах и т. д.
Как правило, при расследовании преступлений, связанных с ДТП, возникает необходимость исследования автомобилей, их деталей, следов.
Анализ судебно-экспертной практики демонстрирует, что протоколы осмотра места происшествия в большинстве случаев содержат недостаточную информацию о повреждениях транспортных средств и характере «вещной обстановки места происшествия». Эксперт-трасолог указанную информацию получает обычно при непосредственном осмотре транспортных средств.
При решении указанных задач эксперт-трасолог проводит оценку непосредственно следов и повреждений транспортных средств. Кроме того, в сложных случаях при расследовании автомобильных аварий с большим количеством участников целесообразно предоставлять эксперту-трасологу в качестве объекта исследования само место происшествия. Это разгрузит следователя от необходимости производства дополнительного или повторного осмотров, позволит эксперту-трасологу действовать более планомерно и целенаправленно.
Как справедливо отметила Н. П. Майлис, «в данной отрасли выделяют следующие виды объектов, участвовавших в следовом взаимодействии:
— следы, возникающие при дорожно-транспортном происшествии;
— отдельные части и детали (болты, гайки, фарные ободки, элементы полимерных молдингов, бамперов, крыльев и т. д.), обнаруженные на месте происшествия;
— транспортное средство и следы на нем;
— одежда (обувь) потерпевшего. На ней могут быть обнаружены следы — отображения контактных поверхностей транспортного средства, части его лакокрасочного покрытия, осколки светосигнальной арматуры и др.;
— фотографические снимки, выполненные по правилам судебной фотографии; ориентирующие, панорамные, узловые и детальные снимки, показывающие положение и состояние транспортного средства в целом на месте происшествия, так и части транспортного средства с локализацией повреждений;
— в качестве образцов предоставляются колеса или шины транспортных средств; осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортного средства, если аналогичные части найдены на месте происшествия, и пр.;
— сведения о транспортном средстве после ДТП (не подвергалось ли оно ремонту; частичному выправлению имеющихся повреждений; не возникли ли имеющиеся повреждения при последующей эксплуатации транспортного средства и т. д.)» [2, с. 275].
Таким образом, должные фиксация и детальное описание повреждений транспортных средств и элементов дорожной инфраструктуры являются главным первичным гарантом надежности и обоснованности результатов транспор-тно-трасологических экспертиз.
Классическим примером транспортно-тра-сологической экспертизы явилось дорожно-транспортное происшествие, имевшее место в октябре 2019 г. в ночное время суток с участием автомобиля марки «Lada» и автомобиля «Toyota». В результате дорожно-транспортного происшествия водители указанных автомобилей получили телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью.
Перед экспертом-трасологом поставлены были следующие вопросы:
— каково расстояние от начала образования следа разлива технологической жидкости на дорожном покрытии от правого края проезжей части?
— каков механизм дорожно-транспортного происшествия?
Пр овед енной транспортно -трасо логической экспертизой был воспроизведен механизм столкновения и установлено, что:
— расстояние от начала образования следа разлива технологической жидкости на дорожном покрытии до правого края проезжей части составляет приблизительно 3,38 метра;
— по повреждениям транспортных средств с учетом дорожной обстановки на месте происшествия можно сказать, что столкновение автомобилей «Lada» и «Toyota» было перекрестное, для автомобиля «Lada» левое боковое, а для автомобиля «Toyota» правое переднее;
— место столкновения автомобилей «Toyota» и «Lada» расположено перед началом образования разлива технологической жидкости на дорожном покрытии. Механизм данного ДТП представляется следующим образом: автомобиль «Toyota» двигался по главной дороге в направлении ул. П., а автомобиль «Lada» совершал выезд с прилегающей территории спра-
ва налево относительно направления движения автомобиля «Toyota». Далее в процессе движения произошло столкновение правой передней части автомобиля «Toyota» с левой боковой частью автомобиля «Lada». Затем для автомобиля «Lada» возник разворачивающий момент по ходу движения часовой стрелки относительно циферблата часов, а автомобиль «Toyota» отклонился влево с последующим контактированием правой боковой части автомобиля «Toyota» с левой задней угловой частью автомобиля «Lada». После чего для автомобиля «Lada» возник разворачивающий момент против хода движения часовой стрелки относительно циферблата часов и переместился в место, указанное на схеме ДТП, а автомобиль «Toyota», в свою очередь, переместился за пределы левой границы проезжей части в место, указанное на схеме ДТП.
Таким образом, проведение транспор-тно-трасологической экспертизы позволило установить механизм происшествия в целом, что косвенно указывало на виновность водителя «Lada», которая затем была полностью установлена.
Необходимо сказать, что роль транспор-тно-трасологической экспертизы в настоящее время велика. Знания и профессионализм экспертов-трасологов оказывают большое влияние на успешное определение механизма ДТП и установление всех обстоятельств уголовного дела.
Следует отметить, что информативность и доказательственная значимость судебных транспортно-трасологических экспертиз существенно повышается при их комплексном производстве с участием эксперта-автотехника. Наиболее эффективным с точки зрения организации таких комплексных судебных экспертиз является привлечение к их производству судебных экспертов, обладающих специальными знаниями в обеих областях знаний. Несмотря на то, что действующим уголовно-процессуальным и судебно-экспертным законодательством такая форма организации производства комплексных судебных транспортно-трасоло-гических и автотехнических экспертиз не предусмотрена, следственно-судебная практика уверенно набирает опыт такой организационной формы на практике.
Список литературы:
1. Беляев М. В. Трасологическая диагностика по делам о дорожно-транспортных происшествиях: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2016.
2. Майлис Н. П. Руководство по трасологиче-ской экспертизе: учебник. Москва: Щит-М, 2010.