Научная статья на тему 'О ЗНАЧЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ ПО ОСАГО С ПРИЗНАКАМИ ИМИТАЦИИ, ИНСЦЕНИРОВКИ И ПРОВОЦИРОВАНИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ'

О ЗНАЧЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ ПО ОСАГО С ПРИЗНАКАМИ ИМИТАЦИИ, ИНСЦЕНИРОВКИ И ПРОВОЦИРОВАНИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДТП / ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИМИТАЦИЯ ДТП / ОСАГО / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Тарасов Евгений Александрович

В статье обосновывается эффективность транспортно-трасологической экспертизы для установления достоверности обстоятельствам ДТП на основе анализа предъявленных и зафиксированных повреждений и следов контакта. Приводятся признаки имитации ДТП. Описаны особенности следовой картины при имитации ДТП без реального столкновения транспортных средств. Указано, что устройства объективного контроля (регистраторы) часто используются как составная часть сценария, по которому реализуется развитие механизма ДТП. Делается вывод, что инструментальные методы исследования при производстве транспортно-трасологической экспертизы позволят избежать двойного толкования происхождения следов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Тарасов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPORTANCE OF TRANSPORT AND TRACOLOGICAL EXPERTISE IN CONDUCTING INSPECTIONS OF INSURANCE CLAIMS UNDER CTP WITH SIGNS OF IMITATION, STAGING AND PROVOKING AN ACCIDENT

The article substantiates the effectiveness of transport and tracological expertise to establish the reliability of the circumstances of an accident based on the analysis of the presented and recorded damage and traces of contact. The signs of an accident simulation are given. The features of the trace pattern in the simulation of an accident without a real collision of vehicles are described. It is said that objective control devices (recorders) are often used as an integral part of the scenario, according to which the development of the accident mechanism is realized. It is concluded that instrumental research methods in the production of transport and tracological expertise will avoid a double interpretation of the origin of traces.

Текст научной работы на тему «О ЗНАЧЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ ПО ОСАГО С ПРИЗНАКАМИ ИМИТАЦИИ, ИНСЦЕНИРОВКИ И ПРОВОЦИРОВАНИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ»



УДК 343.148.63 DOI 10.47629/2074-9201_2021_1_40_43

Тарасов Евгений Александрович,

кандидат технических наук, доцент кафедры Строительной техники и инженерной механики, ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет, город Воронеж,

[email protected]

О ЗНАЧЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ ПО ОСАГО С ПРИЗНАКАМИ ИМИТАЦИИ, ИНСЦЕНИРОВКИ И ПРОВОЦИРОВАНИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация. В статье обосновывается эффективность транспортно-трасологической экспертизы для установления достоверности обстоятельствам ДТП на основе анализа предъявленных и зафиксированных повреждений и следов контакта. Приводятся признаки имитации ДТП. Описаны особенности следовой картины при имитации ДТП без реального столкновения транспортных средств. Указано, что устройства объективного контроля (регистраторы) часто используются как составная часть сценария, по которому реализуется развитие механизма ДТП. Делается вывод, что инструментальные методы исследования при производстве транспортно-трасоло-гической экспертизы позволят избежать двойного толкования происхождения следов. Ключевые слова: ДТП, транспортно-трасологическая экспертиза, имитация ДТП, ОСАГО, страховая компания

Evgenii A. Tarasov,

PhD in Technics, associate Professor of the Department of construction machinery and engineering mechanics,

Voronezh state technical University, Voronezh, [email protected]

ON THE IMPORTANCE OF TRANSPORT AND TRACOLOGICAL EXPERTISE IN CONDUCTING INSPECTIONS OF INSURANCE CLAIMS UNDER CTP WITH SIGNS OF IMITATION, STAGING AND PROVOKING AN ACCIDENT

Abstract. The article substantiates the effectiveness of transport and tracological expertise to establish the reliability of the circumstances of an accident based on the analysis of the presented and recorded damage and traces of contact. The signs of an accident simulation are given. The features of the trace pattern in the simulation of an accident without a real collision of vehicles are described. It is said that objective control devices (recorders) are often used as an integral part of the scenario, according to which the development of the accident mechanism is realized. It is concluded that instrumental research methods in the production of transport and tracological expertise will avoid a double interpretation of the origin of traces. Keywords: Road accidents, transport and tracological expertise, simulation of road accidents, CTP, insurance company

Введение системы обязательного автострахования и практика ее функционирования показали, что помимо положительных изменений в ситуации с последствиями ДТП для граждан, сформировалась и система использования ОСАГО с целью обмана, присвоения средств страховых компаний, мошенничества в сфере автострахования с использованием транспортных средств [1].

Одно из наиболее распространенных проявлений страхового мошенничества - фиктивные ДТП и инсценировки ДТП, организованные с целью ремонта

автомобиля и устранения ранее полученных повреждений за счет средств, полученных от страховщика, при признании ДТП страховым случаем. Эффективным средством противодействия практике страхового мошенничества стало использование страховыми компаниями транспортно-трасологической экспертизы для установления достоверности описания происшествия участниками и соответствия картины реальным событиям и обстоятельствам ДТП на основе анализа предъявленных и зафиксированных повреждений и следов контакта.

ии

Транспортно-трасологическая экспертиза позволяет построить динамическую модель механизма развития ДТП по зафиксированной следовой картиной и сопоставить полученные на основе объективных данных выводы с картиной, которую описывают участники ДТП. Объективность и достоверность данных является базовым преимуществом любого научного метода с точки зрения доказательной силы и возможности не только умозрительно выстроить предположительную картину развития событий, но и положить в ее основу данные измерений и исследований, подлежащие проверке и научному обоснованию [2].

Имитация ДТП и провоцирование ДТП для получения страховых выплат по ОСАГО. При проверке на достоверность картины ДТП, приведенной на схеме, в описании (объяснении) участников и в виде материалов, собранных аварийным комиссаром страховой компании на месте происшествия (при осмотре автомобиля), автотехническая экспертиза позволяет с высокой степенью достоверности установить факты несоответствия следовой картине. Поскольку для страхового мошенничества применяются два варианта действий (сценариев): имитация (инсценировка) и провоцирование ДТП, необходимо выработать навык и базу знаний, позволяющих отличить имитацию ДТП от реального происшествия, которое было умышленно спровоцировано одной из сторон.

Признаки имитации ДТП в следовой картине и описании механизма развития происшествия участником. Имитация ДТП — это попытка создания искаженной следовой картины происшествия (столкновения) с целью выдать более старые повреждения за новые, чтобы получить страховые выплаты. Имитирование ДТП можно охарактеризовать как крайне грубую, примитивную и построенную на некотором знании признаков столкновения в общей следовой картине попытку навязывания восприятия механизма и результатов ДТП [3].

Мы не рассматриваем мотивы и механизмы страхового мошенничества в части реализации сценариев и оформления имитации ДТП как фактического происшествия, но, исходя из практики работы экспертов, указываем типичные для таких случаев признаки:

• следы столкновения расположены вне связи с описанной и показанной на схеме ситуацией, их расположение указывает на явно иной механизм развития происшествия;

• при осмотре автомобиля видно наложение новых следов на места, где ранее возникла коррозия, имелись признаки деформации и нарушения структуры материалов;

• при объективном исследовании оценка силы, направления и продолжительности столкновения по имеющимся следам не соответствует характеру повреждений;

• присутствуют следы, оставленные посторонними предметами, которыми наносились повреждения на лако-красочное покрытие (далее-ЛКП) и материалы кузова для имитации последствий столкновения.

При проведении транспортно-трасологиче-ской экспертизы по следам столкновения выявляются признаки, указывающие на несоответствие объективно видимых и зафиксированных следов заявленному описанию происшествия и схеме ДТП. Механизм инсценировки может быть установлен по характеру следов, признакам воздействия на материалы [4].

Признаки ДТП, возникшего в результате провоцирования одним из участников. «Автоподстава» или спровоцированное ДТП характеризуется наличием признаков реального столкновения, которое стало следствием поведения водителя и реакции второго участника. При этом уже на этапе оформления и предъявления материалов страховой компании инициатор навязывает ложные выводы, которые должны привести к увеличению оценки повреждений. В некоторых случаях транспортно-трасологиче-ская экспертиза может выявить признаки «усиления» следов посторонними предметами, умышленные искажения, но при первичном осмотре будут видны следы истинного столкновения [5].

Если целью «подставы» служило именно завышение оценки повреждений, а не мошенническое получение средств от второго участника, то в следовой картине будет просматриваться наложение следов и признаков:

• явные следы контакта транспортных средств при перестроении или в результате удара в заднюю часть автомобиля, при этом преобладающие следы контакта будут расположены с правой стороны автомобиля инициатора ДТП;

• поверхностный характер следов на частях кузова и ЛКП, соответствующий незначительному по силе и продолжительности контакту;

• несоответствие свежих следов картине деформации или иных повреждений транспортного средства (далее - ТС), заявленных инициатором ДТП как последствия столкновения;

• наличие признаков более ранних повреждений и воздействий, корректирующих следовую картину для усиления эффекта при оценке повреждений.

При этом транспортно-трасологическая экспертиза может обнаружить следы естественного износа кузова автомобиля, повреждения подвески и несущей конструкции, говорящие о более серьезном происшествии, которое не было зафиксировано [6].

Особенности следовой картины при имитации ДТП без реального столкновения. Представители страховой компании могут провести транс-портно-трасологическую экспертизу для выявления признаков имитации ДТП по следам на кузове и по-

ип

вреждениям конструктивных частей автомобиля. На основе практического опыта эксперта и анализа накопленных данных, можно сделать ряд выводов и рекомендовать обратить внимание на ряд особенностей.

1. Следы указывают на недостаточную для описанного механизма развития ДТП динамику контакта. Например, при контакте с передней частью другого транспортного средства в момент его торможения, на кузове пострадавшего автомобиля останется продольный след с характерным изгибом. Во время торможения передняя часть автомобиля опускается, после остановки в результате реакции подвески она динамично поднимается. В зависимости от скорости движения и замедления, след по траектории контакта будет иметь завершение с направленным вверх под углом финальным штрихом. При имитации ДТП создать такую картину без реального столкновения крайне затруднительно.

2. Полученные силовой частью конструкции автомобиля повреждения динамически не связаны с описанным механизмом происшествия. Например, состояние лонжеронов кузова говорит о воздействии диагонально направленной силы от переднего правого угла в сторону заднего левого, при этом на правой стороне имеется выраженный и свежий след от продольного динамического контакта в направлении от задней части автомобиля к передней. Повреждение могло быть нанесено посторонним предметом для имитации следа столкновения, но деформация кузова не соответствует динамической картине ДТП по оставленному следу.

3. Имеются вмятины на задней части кузова, но не нарушена целостность осветительных приборов, по высоте вмятины расположены вне зоны предполагаемого контакта с частями другого автомобиля.

4. При наличии следов повреждения кузова без существенной остаточной деформации ("царапин") владелец транспортного средства указывает на повреждение узлов крепления двигателя, что должно быть связано с более интенсивным воздействием на поверхности частей кузова.

При транспортно-трасологической экспертизе следует уделить внимание наличию посторонних микрочастиц в местах контакта. Если следовая картина ДТП была воспроизведена с использованием посторонних предметов, то с высокой степенью вероятно-стьи обнаружится:

• отсутствие частиц ЛКП от другого автомобиля в местах контакта окрашенных частей;

• наличие следов предмета несвойственной частям автомобиля формы и твердости;

• повреждение ЛКП исследуемого автомобиля в виде следа от твердого и острого предмета или группа параллельных следов с равными расстояниями между линиями (металлическая щетка, металлическая тёрка, смятая проволока);

• отсутствие признаков деформации оставившего след предмета в конце линии взаимодействия.

Последний пункт имеет особое значение, если речь идет о вероятном столкновении с остаточной деформацией частей кузова. Выступающие детали оборудования большинства современных автомобилей имеют либо гладкую поверхность без выраженных острых углов, либо низкую прочность. При столкновении они с крайне малой вероятностью оставят след, характерный для прочного, твердого или острого металлического предмета, например, молотка, мотка проволоки, фрагмента стального арматурного прутка. При имитации ДТП, если речь идет о возможности связать старые повреждения с происшествием, инициатор не может полностью воспроизвести картину, в которой естественный износ и старение следа можно полноценно замаскировать. Это касается и случаев, когда имитация, инсценировка и провоцирование ДТП объединяются в одном замысле [7].

Сложная следовая картина при имитации, инсценировке и провоцировании ДТП. Следует иметь в виду, что имитация следов является составной частью инсценировки ДТП, а последняя может использоваться в «подставе» для усиления эффекта и создания более сложной картины повреждений. Анализ данных из материалов страховых компаний показывает, что по мере оснащения транспортных средств устройствами объективного контроля (регистраторами) грубая имитация следов с применением посторонних предметов утрачивает смысл, зато растет число спровоцированных ДТП, в которых она используется как составная часть сценария, по которому реализуется развитие механизма ДТП.

Особенности следовой картины при таких обстоятельствах могут выражаться в смешивании и наложении признаков.

1. Повреждения локализуются на левой стороне кузова и в задней части, поскольку столкновение планируется с минимальным риском виновности инициатора.

2. Локализация повреждений указывает на стремление избежать фиксации событий средствами объективного контроля (видеорегистратором).

3. Часть повреждений ЛКП и поверхностей кузова накладывается на более старые следы, имеющие посторонние загрязнения, иногда не соответствующие сезону года и состоянию дорожного покрытия. Например, металл имеет признаки коррозии и оседания частиц соли, при этом он может быть зачищен.

4. Высока вероятность обнаружения на левой стороне кузова многочисленных следов восстановления ЛКП после незначительных повреждений (царапин, линий сколов), при этом они оказываются смещенными к задней части автомобиля.

ип

5. Повреждения с признаками старения следа могут иметь характер, указывающий на их искусственное происхождение и применение посторонних предметов.

Кузов и несущие конструкции имеют ряд повреждений, по признакам указывающих на более интенсивное взаимодействие, чем предполагает следовая картина и вероятный механизм развития ДТП [8].

Ценность комплексной оценки следовой картины по результатам транспортно-трасоло-гической экспертизы автомобиля после ДТП. Результаты транспортно-трасологической экспертизы имеют ценность как полученные научными методом данные, объективность которых не вызывает сомнений. При проведении исследования следовой кар-

тины применяются аппаратные и инструментальные методы, лабораторные анализы, позволяющие избежать двойного толкования, интерпретировать след с большим числом вариантов происхождения.

Специалисту страховой компании следует рассматривать эти данные как информацию для построения картины, отражающей механизм развития ДТП, отдельно фиксируя признаки, по которым может быть выявлена и доказана имитация следов, инсценировка происшествия и его провоцирование. При рассмотрении случая с учетом данных объективной фиксации (регистраторов) вероятность успешного страхового мошенничества значительно снижается, эффективность подобных действий с точки зрения получения выгоды вызывает все больше сомнений.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Подставные ДТП для страховой: инсценировка и наказание. [Электронный ресурс]: http://zakon-auto.ru/dtp/ podstavnye-dlya-strahovoj.php. Доступ 15.03.2021.

3. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования). - 1998. - Вып. 1, ВНИИСЭ. - 100 с.

4. Показатели состояния безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс]: http://stat.gibdd.ru. Доступ 16.03.2021.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).

6. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования). - 1988. - Вып. 2, ВНИИСЭ. - 120 с.

7. Байэтт Р., УотсР. Расследование дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт. - 1978. - 288 с.

8. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Транспортно-трасологическаяэкспертиза-поделамодорожно-транспортных происшествиях» (диагностические исследования). Часть 1, 2. - М.: ИЦ ИПК РФЦСЭ, 2006.

References

1. Federal Law No. 40-FZ of 25.04.2002 (as amended on 18.12.2018)"0n Compulsory insurance of Civil Liability of Vehicle Owners".

2. Fake accidents for the insurance company: staging and punishment. [Electronic resource]: http://zakon-auto.ru/ dtp/podstavnye-dlya-strahovoj.php. Access 15.03.2021.

3. Transport and tracological expertise in cases of road accidents (diagnostic studies). - 1998. - Issue 1, VNIISE - - 100 p.

4. Indicators of the state of road safety. [Electronic resource]: http://stat.gibdd.ru. Accessed 16.03.2021.

5. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 27.12.2018) (with amendments and additions, intro. effective from 08.01.2019).

6. Transport and tracological expertise in cases of road accidents (diagnostic studies). - 1988. - Issue 2, VNIISE. - 120 p.

7. Byatt R., Watts R. Investigation of road accidents. - M.: Transport. - 1978. - 288 p.

8. Methodological guide for experts, investigators and judges "Transport and tracological expertise in road traffic accidents" (diagnostic studies). Part 1, 2. - Moscow: IC IPK RFTSSE, 2006.

un

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.