Научная статья на тему 'Транспортная составляющая в моделировании государственной экономической политики региона'

Транспортная составляющая в моделировании государственной экономической политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСПОРТ / REGIONAL ECONOMICS / MATHEMATICAL MODELING / MACRO-ECONOMIC INDICATORS / ECONOMIC POLICY / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаркин Александр Иванович, Набережнева Елена Павловна

На основе использования производственной функции Кобба-Дугласа применительно к таким отраслям, как промышленность и транспорт Урала, обоснована возможность ее использования для моделирования экономической политики старопромышленного региона. Показана необходимость опережающего производства транспортной отрасли для достижения поставленных целевых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татаркин Александр Иванович, Набережнева Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of using the Cobb-Douglas`s industrial function in conformity with such branches as In-dustry and transports of the Urals, its usage is grounded for the modeling of economic policy of the old indus-trial region. The necessity of outstripping development of the manufacturing industry and transport to ensure the development of the regional economy is shown.

Текст научной работы на тему «Транспортная составляющая в моделировании государственной экономической политики региона»

¡Выпуск 4

3) изменения демографии населения в регионе:

^^1 (не) = М0 'icn 'be '(¿не ~0= 2373*0,9587-1,015*(0,995 — 1)= —11,54 тыс. чел.

4) изменения индексации номинального дохода населения:

= К •iCn 'he 'іне і^нд _0= 2373*0,9587-1,015-0,995>(і,028 — і)= 64,33 тыс. чел

Следовательно, общий прирост объема перевозок пассажиров в прогнозируемом периоде складывается из уровня изменения каждого из перечисленных параметров в отдельности, то есть

Отметим, что небольшое отклонение между прогнозным значением и результатом факторного анализа произошло за счет точности округления в расчетах.

Предлагаемая методика может быть использована при маркетинговых исследованиях и обоснованиях конкурентоспособности видов транспорта, а также в сравнительном анализе конкурентных преимуществ инновационных транспортных средств в транспортной компании.

1. Зюзин В. Л. Организационно-экономические аспекты эффективности управления транспортным комплексом региона / В. Л. Зюзин. — Н. Новгород: ВГАВТ, 2010.

2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Харченко Л. П. Статистика / Л. П. Харченко, В. Г. Долженкова, В. Г. Ионин [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2003.

или

2362 - 2373 = 98,0 + 34,13 -11,54 + 64,33 = -11,08 тыс. чел.

Список литературы

УДК 519.862:332.146

А. И. Татаркин,

д-р экон. наук, академик РАН, Институт экономики УрО РАН;

Е. П. Набережнева,

канд. физ.-мат. наук,

СПГУВК

(Уральский филиал)

ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МОДЕЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

|160]

TRANSPORT COMPONENT IN MODELLING THE STATE ECONOMIC POLICY OF THE REGION

На основе использования производственной функции Кобба-Дугласа применительно к таким отраслям, как промышленность и транспорт Урала, обоснована возможность ее использования для моделиро-

вания экономической политики старопромышленного региона. Показана необходимость опережающего производства транспортной отрасли для достижения поставленных целевых показателей.

On the basis of using the Cobb-Douglas's industrial function in conformity with such branches as In-dustry and transports of the Urals, its usage is groundedfor the modeling of economic policy of the old indus-trial region. The necessity of outstripping development of the manufacturing industry and transport to ensure the development of the regional economy is shown.

Ключевые слова: региональная экономика, математическое моделирование, макроэкономические показатели, экономическая политика, транспорт.

Key words: regional economics, mathematical modeling, macro-economic indicators, economic policy, transport.

РАНСПОРТ является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы.

При формировании эффективной экономической политики весомым фактором, определяющим ее направленность, значения целевых показателей и инструментов, является идентификация текущей стадии экономического цикла, что обеспечивает определение приоритетных направлений развития региона для более эффективного использования ресурсного потенциала.

В Уральском регионе динамично развиваются производственные отрасли: металлургия, машиностроение и электромашиностроение, строительная индустрия. В силу особенностей географического положения и наличия высокого кадрового потенциала представляется актуальным развитие транспортной отрасли [1]. В рамках отраслевой производственной функции Кобба-Дугласа и модели потребления Кейнса показана необходимость опережающего развития транспортной составляющей в экономической политике региона.

На основе информации необходимо решить задачу определения текущей стадии экономического цикла, что требует разработки соответствующей модели идентификации. Результатом работы данной модели является определение приоритетных направлений государственной региональной экономической политики, в том числе и развитие транспортного комплекса.

Присутствующая в системе модель формирования государственной региональной экономической политики призвана описать производственный, потребительский, инвестиционный, внешнеэкономический, бюджетный секторы экономики материальных и нематериальных отраслей народного хозяйства для моделирования управленческих решений по регулированию экономики региона. Модель позволит исследовать влияние экономической политики на функционирование основных сфер экономической системы региона в виде динамики изменения основных макроэкономических показателей региона.

Основные показатели, описывающие производственный сектор экономики на государственном и региональном уровне, следующие: Q — объем производства, К — капитал, Ь — занятость, и — уровень безработицы, Ж — заработная плата, Р — прибыль. Данные показатели представлены в отраслевом разрезе для исследования структурных изменений в экономике.

В производственном секторе экономики согласно сформированной общегосударственной стратегии развития регионов и текущей рыночной ситуации принимаются решения об эффективном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов с целью обеспечения сбалансированного развития региона, что можно выразить как решение следующей задачи:

(1) ¿б7

X fu(kJ>lJ» MPv) -» и™*

j=1

N

Y,KJ<Kp, ^LJ<LP,

j=1 j=1

(2)

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Мр:Г<Мр^<Мр-,1 = \,М, (4)

где Q — общий объем производства товаров ву-й области; К — материально-финансовые факторы производства в области у; Ь — трудовые ресурсы в области у; С3 — потребление товаров области у;

Хт 3 — внешнеэкономическая активность в у-й области; Мр — управляющие инструменты произ-

N

водственного сектора экономической политики; — общее количество безработных.

7=1

Общий объем капитала в текущем периоде в области у наращивается за счет государственных (1$) и частных (1И) инвестиций:

К*=(1-^)К!1+#+1к1, (5)

где К] — капитал в области у за предшествующий период; — часть капитала в области у, кото-

рая привлекается из процесса производства при условии сноса (выбытия).

Показатель К]определяется непосредственно из базы данных экономической информации. Амортизационные отчисления Л] рассчитываются по формуле

Л=с1а-К{х, (6)

где йа — норма амортизации капитала.

Государственная региональная политика в сфере занятости направлена на увеличение количества рабочих мест и рост заработной платы [4, с. 87-90]. Общее количество трудовых ресурсов в общем виде можно определить как

¿ = (7)

7=1

где г — демографический параметр, который отображает изменение трудоспособного населения в регионе.

Расчет занятых трудовых ресурсов на текущий период производится на основе следующей зависимости:

I/=(1 + г)Ь{1+М/, (8)

где Ы3, Ьу — численность занятого населения в отрасли у в текущий и прошлый период соответственно, АЬу — прирост занятого населения в отрасли у.

Данный показатель АЬ рассчитывается из следующей зависимости:

м.у-т.л (9)

К', 1-5Ц,

где ^/3_1 — часть продукции отрасли у, приходящаяся на заработную плату рабочим, рассчитывается по нижеприведенной зависимости:

(10)

где Ж3Ч — фонд заработной платы в отрасли у.

Приведенную выше зависимость применим к реальным данным по отраслям экономики за 2007-2011 гг.

Проанализируем данные зависимости по трем ведущим отраслям: промышленность, сель-162^ ское хозяйство, строительство. По статистическим данным рассчитаем изменение численности занятого населения в соответствующих отраслях по фактическим данным (ЛЬ/) и исходя из предложенной формулы (ЛЬу) проанализируем сумму квадратов отклонений фактических изменений занятости от расчетных — S [3; 4]:

¿^(Щ-д^)2, (11)

где I указывает соответствующий год показателей.

Таблица 1

Расчетные данные по отрасли «промышленность»

Год У К Ь Ш Б1 АЬ/ ЛЬу

2006 103,701 59,157 6,43 15,187 0,256724 -0,07 -0,142722

2007 89,946 56,445 6,38 14,73 0,260962 -0,05 -0,104089

2008 84,882 52,453 6,27 14,5824 0,278009 -0,11 -0,173745

2009 89,448 55,241 6,3 14,784 0,267627 0,03 0,121783

2010 93,918 56,284 6,33 14,996 0,266435 0,03 0,043203

2011 94,254 57,188 6,37 15,452 0,270197 0,04 0,037641

£ 0,020882

Рассчитанное значение квадрата отклонения составляет 0,020822, что указывает на достаточную адекватность зависимости (11) по основной в России производственной отрасли.

Таблица 2

Расчетные данные по отрасли «транспорт»

Год У К Ь Ш £1 ЛЬ/ ЛЬу

2006 14,302 12,343 2,42 5,763 0,466657 -0,09 -0,128580

2007 12,081 11,659 2,34 5,616 0,481676 -0,08 -0,124587

2008 13,097 11,742 2,36 5,712 0,486542 0,02 0,015347

2009 14,245 11,971 2,41 5,808 0,485213 0,05 0,043579

2010 14,451 12,183 2,43 5,862 0,481281 0,02 0,039229

2011 15,128 12,924 2,51 5,912 0,457444 0,08 0,125148

£ 0,005947

Как показывают расчетные данные (табл. 1, 2), построенные зависимости (1)-(4) дают высокое приближение к фактическим данным, доказательством чему может служить сумма квадратов отклонений фактического изменения занятости от расчетного показателя (11). Этот показатель во всех трех случаях меньше 0,1, что говорит об адекватности данной зависимости.

Следующим шагом отраслевой модели производства является расчет объема производства на основе производственной функции Кобба-Дугласа. Общий вид производственной функции имеет вид

(12)

где QJ — объем производства отрасли у, К Ь — затраты капитала и труда в у-й отрасли, у а 1, а2 — коэффициенты производственной функции Кобба-Дугласа, — предельная производи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельность капитала и труда соответственно в отрасли , все коэффициенты находятся статистически исходя из анализа данных по затратам капитала и труда в отрасли и объемам производимой продукции за прошлые периоды.

По вышеприведенной формуле (12) рассчитываются прогнозируемые объемы производства по отраслям.

Изменение общего фонда оплаты труда в области у в общем виде определяется приростом капитала и эффективностью использования материальных (Е]к ) и трудовых ресурсов (Е^ ):

^ =^-1 (13)

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Исходя из параметров производственной функции Кобба-Дугласа а'1 ,а,, объемы заработной

платы и совокупную прибыль предприятий по отраслям можно рассчитать на основе следующей зависимости:

где Ж3 — заработная плата в отрасли,, Бь — параметр модели, который отражает степень использования фактора трудовых ресурсов в производстве.

где Р3 — прибыль в отрасли 3, Бк — параметр модели, который отражает степень использования капитала в производстве.

Формулы (14), (15) требуют более детального пояснения:

— в обеих формулах присутствует такая составляющая, как отношение капитала в отрасли

ставляет собой экстенсивную составляющую заработной платы (прибыли), то есть эта дробь отражает следующую гипотезу: рост заработной платы (прибыли) в отрасли пропорционален росту капитала в соответствующей отрасли;

— выражение в скобках в обеих формулах представляет интенсивную составляющую заработной платы (прибыли). Данная часть формулы отражает темпы роста заработной платы (прибыли) в зависимости от эффективности использования основных ресурсов, капитала и труда. В основу этой составляющей положена вышеописанная гипотеза о том, что предприниматель пытается более интенсивно использовать труд, если его эффективность очень высока, что ведет к увеличению затрат на заработную плату. В случае когда более интенсивно используется капитал — предприниматель не несет дополнительных затрат, то есть прирост капитала уже сам по себе обеспечивает дополнительную прибыль предпринимателю;

— коэффициенты в обеих формулах отражают степень значимости интенсивной составляющей в экономике региона и приводят в соразмерность коэффициенты функции Кобба-Дугласа и темпы роста заработной платы (прибыли).

Для моделирования влияния государственной экономической политики на региональные производственные факторы в качестве управляющих переменных используются: государственные инвестиции в отраслевом разрезе норма амортизации капитала d, размер минимальной заработной платы Мшп.

По вышеприведенной формуле (12) рассчитываются прогнозируемые объемы производства по всем отраслям.

В 2012 г. расчеты, проведенные в рамках описанной модели, подтверждены статистическими данными за первое полугодие.

1. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-

2015 гг.)»: в ред. Постановлений Правительства Рос. Федерации от 31 мая 2006 г. № 338, от 22 апреля 2010 г. № 278, от 12 декабря 2010 г. № 828, от 21 декабря 2010 г. № 1076, № 1035, от 22 декабря

2010 г. № 1088).

(14)

(15)

на текущий момент к капиталу в данной отрасли в предыдущем периоде, —ту. Данная дробь пред-

|іб4]

Список литературы

2. Дорошенко И. В. Региональная экономика и размещение производительных сил / И. В. Дорошенко. — М.: Благовест, 2006. — 152 с.

3. Государственное регулирование экономики в современных условиях / Ин-т экономики РАН. — М.: РАН, 2008. — Т. 2. — 678 с.

4. Набережнева Е. П. Моделирование макроэкономических процессов выбора государственной экономической политики Уральского экономического региона / Е. П. Набережнева // Глобализация: межвуз. сб. науч. ст. — СПб., 2010.

5. КалейчикМ. М. Квалиметрия / М. М. Калейчик. — М., 2010. — С. 44-47.

УДК 347.79 В. А. Бабурин,

канд. техн. наук, профессор, СПГУВК;

С. К. Минеев,

аспирант,

СПГУВК;

К. Р. Бабурина,

студентка,

СПГУВК

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ В ПОРТАХ

ANALYSIS OF ORGANIZATION LEGISLATION FOR VESSELS SERVICE IN THE PORTS

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с нормативно-правовым обеспечением работы пунктов пропуска в портах России. Комиссионный порядок оформления судов и грузов, предусматриваемый действующим законодательством, является негативным фактором, снижающим производственную мощность портов. Для повышения пропускной способности, конкурентоспособности и привлекательности российских морских транспортных узлов, необходимо законодательно закрепить упрощенный порядок государственного контроля, основанный на широком внедрении предварительного информирования и электронного документооборота.

Problem questions of the point ofpassing legislation in the Russian ports are considered in the article. Commission order for vessels and cargo customs clearance, which is provided by being legislation, is the negative factor reducing the port cargo-handling capacity. It is necessary to install the simplified government control order based on preliminary informing and electronic data interchange for increasing cargo-handling capacity, competitiveness and attractiveness of Russian ports.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, суда, обслуживание, организация, пропускная s

способность, порт, государственный контроль, «единое окно». "1

Key words: legislation, vessels, service, organization, cargo-handling capacity, port, government control, *

“single window ”.

ПРОПУСКНАЯ способность обслуживающих систем является их основной характеристикой, по существу, параметром, отражающим их производственную мощность. Она определяется прежде всего технической оснащенностью, которую в случае портов при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.