АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2014. с. 105-107.
ТРАНСПОРТ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАН Юрий Моисеевич Брумштейн, Василий Алексеевич Мазеев, Виталий Михайлович Сокольский, Андрей Евгеньевич Водопьянов Астраханский государственный университет [email protected]
Астраханская область, транспортные средства, структура, изменение количества, влияние на экологическую ситуацию, транспортная доступность, восприятие экологии региона, интеллектуальный потенциал, формирование и использование, здоровье населения.
Исследованы основные направления влияния авто-, водного и железнодорожного транспорта на среду проживания в городах, природную среду вне их. Проанализированы особенности восприятия экологии окружающей среды при передвижении граждан в различных видах транспорта. Показано, что личный автотранспорт расширяет возможности использования интеллектуального потенциала граждан за счет более широкого выбора мест работы; позволяет совмещать проживание в экологически чистых районах и работу в различных местах области; расширяет доступность экологически чистых мест отдыха и рыбалки и, как следствие - возможности оздоровления.
VEHICLES IN ASTRAKHAN REGION: INFLUENCE ANALYSIS ON ECOLOGY AND CITIZENS INTELLECTUAL POTENTIAL USAGE Yury Moiseevich Brumshteyn, Vasily Alekseevich Mazeev, Vitaly Mikhaylovich Sokolsky,
Andrey Evgenyevich Vodopyanov Astrakhan state university [email protected]
Astrakhan region, vehicles, structure, quantity change, influence on ecology, transport availability, perception of ecology of the region, intellectual potential, formation and use, population health.
The main influence directions of car, water and railway transport at living environment in the cities, environment out of them are investigated. In article are analyzed features of environment ecology perception during citizens movement in different types of transport. It is shown that personal automobiles expands usage possibilities for intellectual potential of citizens - at the expense of wider choice of work places; allows to combine residence in environmentally friendly areas and work in various places of region; expands availability of environmentally friendly vacation spots and fishing and, as a result - possibilities of health improvement.
Расширение использования различных видов транспорта влияет как на граждан, так и на окружающую среду (ОС). Целью настоящей работы была попытка рассмотреть традиционные и некоторые нетрадиционные направления такого влияния с учетом специфики Астраханской области (АО). В АО используются железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный виды транспорта. Важно, что во многих средствах пассажирского транспорта (в т.ч. личных автомобилях) воздух кондиционируется, т.е. создается «искусственная среда обитания», в которой нет минеральной пыли, пыльцы растений, изменены влажность и температура. воздуха).
Воздушный транспорт в АО развит слабо - ощутимого влияния на окружающую среду (кроме зон расположения аэропортов) он не оказывает. В процессе полетов наблюдение пассажирами поверхности земли через иллюминатор позволяет воспринимать в основном гидрографическую сеть, рельеф местности, дороги и пр. - но не оценивать экологическое состояние территорий.
При движении в АО железнодорожных (ЖД) составов загрязнение ОС (преимущественно вблизи путей) происходит в основном за счет выхлопов тепловозов. Влияние этого загрязнения наиболее существенно в черте населенных пунктов - особенно
при близком расположении жилых зданий от ЖД-путей. Дым тепловозов наблюдается визуально; ощущается запах гари; слышен шум движения составов - особенно в ночное время. Использование в пассажирских вагонах мусоросборников и биотуалетов позволило снизить загрязнение ОС. При поездках ЖД -транспортом (особенно регулярных) пассажиры обычно обращают мало внимания на экологию территорий.
Крупнотоннажный грузовой водный транспорт (ВТ) в пределах АО передвигается только по Волге и ее многоводным протокам. С переходом к рыночной экономике количество таких судов значительно уменьшилось, что снизило нагрузку на ОС. Крупнотоннажный пассажирский ВТ на территории АО представлен круизными теплоходами - но по сравнению с временами СССР их сейчас немного. Восприятие с борта таких теплоходов берегов рек носит, в основном, «дистанционный» характер и не позволяет объективно оценить экологическое состояние территорий. В тоже время на «зеленых стоянках» из-за высокой антропогенной нагрузки естественные условия территорий существенно изменены. Специально отметим теплоходные экскурсии на «лотосные поля» в АО - при этом принимаются меры по исключению изъятия туристами цветущих лотосов. Крупнотоннажный ВТ обычно оборудован техническими средствами (ТС) защиты ОС, в т.ч. водной. В то же время у малотоннажного грузового ВТ такие ТС часто не эффективны.
Малотоннажные пассажирские теплоходы в АО используются, в основном, для челночных перевозок населения в пригородные зоны г.Астрахани и в населенные пункты дельты Волги. Передвигающиеся на них пассажиры обычно мало интересуются окружающей природой. Пассажирские суда на подводных крыльях и «глиссирующие суда» сейчас практически выведены из эксплуатации. Личный ВТ граждан - катера, лодки с подвесными моторами и пр., расширяет возможности отдыха вне города и рыбалки [1] - в т.ч. на участках к которым нет доступа автомобилей или «пешком». Однако доступ к местам стоянки такого вида ВТ в крупных населенных пунктах «не оперативен» - поэтому катера и лодки населением городов используются реже, чем автотранспорт. Этот вид ВТ загрязняет водную среду выхлопными газами моторов, утечками топлива и масел, а шум двигателей (особенно подвесных моторов) оказывает влияние на людей и рыб.
На территории АО грузовые автомобили (ГА) используются для внутригородских перевозок, внутриобластных, транзитных. При эксплуатации ГА загрязняется воздух, почва, грунтовые воды и, в конечном счете, водные источники. Снижение загрязнения воздуха в г.Астрахани со стороны транзитных ГА призваны обеспечить «обходные» магистрали.
В населенных пунктах значительное загрязнение воздуха помимо ГА «дает» также пассажирский автотранспорт (АТ) - общественный и личный. Недостаточная пропускная способность дорог в черте г.Астрахани приводит к возникновению пробок и, как следствие, к увеличению загазованности воздуха, утечек масел, шумовым воздействиям. При этом страдают как люди (особенно жители домов близких к автомагистралям), так и зеленые насаждения, птицы.
Пассажиры и водители АТ (особенно личных автомашин) в силу недостаточной «экологической культуры» и соображений удобства часто выкидывают мусор «за окно». По сведениям авторов статьи в АО для уборки обочин автодорог (в т.ч. и вне населенных пунктов) нередко «мобилизуются» сотрудники бюджетных организаций в муниципальных образованиях. Работы по сбору мусора и его погрузке в ГА обычно осуществляются вручную.
При передвижении в черте города и за городом оценка пассажирами АТ экологического состояния территорий обычно не мотивирована, а при регулярных поездках (например, для работы на территории Астраханского газоконденсатного комплекса) местность вообще перестает восприниматься.
В условиях слаборазвитого вне городов общественного АТ личный АТ обеспечивает гражданам такие возможности: комбинирование проживания за городом (в «экологически благоприятной местности») с работой в черте города или на «отдаленных» предприятиях; возможность выбора мест работы, отдаленных от мест проживания (это диверсифицирует
варианты трудоустройства, потенциально улучшает возможности использования интеллектуального потенциала граждан региона); расширяет выбор мест занятий спортом, детских садов, школ для обучения детей (последнее также может положительно повлиять на интеллектуальный потенциал региона). Личный АТ улучшает возможности «отдыха на природе», «фотоохоты», рыбалки (в т.ч. «подводной охоты») и, как следствие, оздоровления граждан, являющихся носителями «интеллектуального потенциала». Использование автомобилей для выездов «за город» - одна из причин большой популярности в г.Астрахани «внедорожников». Автомобилизация населения в целом увеличивает рекреационную нагрузку на природную среду, но делает ее «более распределенной в пространстве» - в т.ч. за счет мест, которые труднодоступны с использованием общественного транспорта или «пешком». Однако рост количества личного АТ в населенных пунктах кроме пробок имеет и иные негативные последствия: ухудшение экологической обстановки на придомовых территориях, используемых для парковки машин, прогрева их двигателей (особенно зимой); фактическое «изъятия» под парковки и гаражи площадей, занятых зелеными насаждениями, детскими и спортплощадками; рост числа автомоек, сервисцентров, автозаправок, которые также загрязняют ОС.
Отметим, что применение АТ дает возможность доставлять в места отдыха достаточно тяжелые палатки, турснаряжения, мебель, средства для «подводной охоты», байдарки, катамараны, разнообразные продукты и пр. [1]. Это, в свою очередь, позволяет сделать отдых более комфортным и безопасным, доступным для семей с детьми; диверсифицировать виды «занятий» в процессе рекреации. При нахождении на природных территориях лиц, приехавших в автомобилях, их действия (в т.ч. по разведению костров, обращению с мусором и пр.) определяются не столько «предупреждающими щитами», сколько усвоенными (в т.ч. в детстве) нормами поведения в местах отдыха.
Использование вне населенных пунктов ОРЗ/ОЬОКАББ приемников, размещенных не только на АТ, но и ВТ, облегчает (при наличии загруженных в приемники карт местности) ориентацию в пространстве и, как следствие, потенциально улучшает доступность «новых» мест отдыха для приезжих.
Возможность подзарядки от автомобильных аккумуляторов различных электронных устройств при длительных рекреациях улучшает «информационную поддержку» граждан, исключает их «выпадение» из привычного информационного пространства. Сотовые телефоны, смартфоны и планшеты позволяют вести переписку по электронной почте, а ноутбуки с радиомодемами - осуществлять и профессиональную деятельность в местах отдыха (большая часть АО в дельте Волги уже «покрыта» сотовой связью).
Выводы:
1. Рост количества АТ в АО, расширение сети автодорог вне города приводят к увеличению нагрузки на среду обитания в городах и на природную среду вне их.
2. Негативное воздействие граждан и их детей на природу при «загородных рекреациях» во многом определяется соблюдением «норм поведения», эффективностью экологического воспитания.
3. Личный АТ расширяет для граждан возможности выбора мест проживания и работы, отдыха, занятий спортом, обучения детей в школах.
4. Однако использование личного АТ увеличивает расходы граждан; личные риски дорожно-транспортных происшествий; нервно-психологические нагрузки на автовладельцев; в ряде случаев - провоцируется развитие гиподинамии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 14-06-00279 «Разработка методов исследования и моделирования объемов/структуры интеллектуальных ресурсов в регионах России»
Литература
1. Смирнова Ю.А., Брумштейн Ю.М., Водопьянов А.Е., Утин В.А. Рыболовство в Астраханской области с позиций различных групп юридических и физических лиц //Астраханский вестник экологического образования - №4 (26)-2013-СС.167-170.