Научная статья на тему 'Экология Астраханской области в зеркале Интернета: взгляд с позиций образования'

Экология Астраханской области в зеркале Интернета: взгляд с позиций образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
681
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ASTRAKHAN REGION / ECOLOGICAL SITUATION / ECOLOGICAL EDUCATION / INTERNET / INFORMATION RESOURCES / AVAILABILITY OF INFORMATION / OBJECTIVITY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Сисемалиева Марина Андреевна, Ибрагимова Алина Тимуровна

Обоснована целесообразность применения в рамках экологического образования населения региональной информации. Показана роль Интернета в обеспечении обучающихся такой информацией (оперативной ретроспективной, прогнозной, аналитической). Выполнено сравнение эффективности использования поисковых систем для нахождения экологической информации по Астраханской области. Предложена классификация групп сайтов, содержащих региональную экологическую информацию. Для каждой из таких групп приведены примеры сайтов, указано содержание экологической информации на них. С позиций преподавателей, студентов, школьников исследованы возможности использования этой информации для образовательных и иных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Сисемалиева Марина Андреевна, Ибрагимова Алина Тимуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF ASTRAKHAN REGION IN THE INTERNET MIRROR: LOOK FROM EDUCATIONAL POSITIONS

It is proved the expediency of regional information application within ecological education of population. The role of Internet in processes of ensuring trained persons with such information (operational, retrospective, expected, analytical) is shown. Comparison of search engines usage efficiency for finding of ecological information about Astrakhan region is executed. Classification of site groups, containing regional ecological information, is offered. For each of such groups are given examples of sites, their ecological information contents are specified. Possibilities of this information usage for educational and other purposes are investigated from positions of lecturers, university and school students.

Текст научной работы на тему «Экология Астраханской области в зеркале Интернета: взгляд с позиций образования»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (23) 2013. с. 92-96.

УДК (004+ 574): 378

ЭКОЛОГИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТА: ВЗГЛЯД С

ПОЗИЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Юрий Моисеевич Брумштейн Марина Андреевна Сисемалиева Алина Тимуровна Ибрагимова

Астраханский государственный университет brum2003@mail.ru

Астраханская область, экологическая обстановка, экологическое образование, Интернет, информационные ресурсы, доступность информации, объективность информации

Обоснована целесообразность применения в рамках экологического образования населения региональной информации. Показана роль Интернета в обеспечении обучающихся такой информацией (оперативной ретроспективной, прогнозной, аналитической). Выполнено сравнение эффективности использования поисковых систем для нахождения экологической информации по Астраханской области. Предложена классификация групп сайтов, содержащих региональную экологическую информацию. Для каждой из таких групп приведены примеры сайтов, указано содержание экологической информации на них. С позиций преподавателей, студентов, школьников исследованы возможности использования этой информации для образовательных и иных целей.

ECOLOGY OF ASTRAKHAN REGION IN THE INTERNET MIRROR: LOOK FROM

EDUCATIONAL POSITIONS

Yury Moiseevich Brumsteyn Marina Andreevna Sisemaliyeva Alina Timurovna Ibragimova,

Astrakhan state university brum2003@mail.ru

Astrakhan region, ecological situation, ecological education, Internet, information resources, availability of information, objectivity of information

It is proved the expediency of regional information application within ecological education of population. The role of Internet in processes of ensuring trained persons with such information (operational, retrospective, expected, analytical) is shown. Comparison of search engines usage efficiency for finding of ecological information about Astrakhan region is executed. Classification of site groups, containing regional ecological information, is offered. For each of such groups are given examples of sites, their ecological information contents are specified. Possibilities of this information usage for educational and other purposes are investigated from positions of lecturers, university and school students.

Развитие в регионах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, жилищного строительства и иных видов деятельности оказывает значительное влияние на экологическую обстановку (ЭО). В свою очередь ЭО влияет на здоровье населения, продолжительность его жизни, репродуктивное поведение, особенности рекреации, инвестиционную привлекательность регионов. Принятие/реализация решений, связанных с учетом существующей и прогнозной ЭО, должны базироваться на использовании достоверных сведений о ней. Это касается не только послевузовской деятельности различных специалистов, но и процесса обучения аспирантов, студентов вузов [2] и ССУЗов, школьников. В рамках такого обучения одним из важнейших каналов получения региональной экологической информации сейчас является Интернет. Поэтому в данной статье на примере Астраханской области (АО) ставилась цель оценить наличие, состав и доступность информации по региональной ЭО в Интернете, направления и возможности ее использования в образовательных целях.

Для лиц, изучающих курсы экологии, каналами получения экологической информации (знаний) потенциально могут быть: профильные учебники и учебно -методические пособия в бумажной форме; сайты в Интернете (включая содержащие тексты учебников и пособий, различных рефератов и пр.); учебники на лазерных дисках, в т.ч. мультимедийные; официальные статистические сборники, включающие характеристики ЭО регионов и отдельных населенных пунктов, оценки динамики изменения ЭО; периодические и не периодические научные издания на бумаге и в электронной форме; личные наблюдения/исследования преподавателей и учащихся; публикации в печатных средствах массовой информации; выступления на радио и телевидении и пр.

Получение в библиотеках профильных учебников по экологии (а тем более монографий) обычно связано с затратами времени, а их покупка - еще и с затратами средств. Кроме того, темп современной жизни таков, что студенты даже при наличии у них учебников не всегда имеют время их тщательно изучать. Большинство учебников по экологии (например, [4,5,6]) слабо отражают (или вообще не отражают) региональную специфику ЭО, особенности происходящих в них экологических процессов и пр. В качестве немногих исключений можно указать [8,9] и некоторые другие. Поэтому возникает задача дополнения учебных курсов по экологии региональной информацией — сводной, ретроспективной, оперативной, прогнозной, аналитической и пр.

Основные виды информации, которые могут быть полезны (необходимы) при изучении экологии это: различные тексты; «цифровой» материал, в т.ч. представленный в виде таблиц; графические материалы, в т.ч. карты, космические снимки и пр. Фрагменты текстовых документов могут использоваться, в частности, в качестве цитат. Заимствованные графические материалы могут быть применены при подготовке лекций, уроков в школе и пр. - в т.ч. как альтернатива сканированию изображений [1]. Современные средства компьютерной графики допускают как редактирование изображений, так и их создание с нуля. Это требует адекватных компетенций пользователей программ, которые могут быть приобретены в вузах, школах, автономных учебных центрах [7]. Сразу же отметим, что поисковые системы Интернета выполняют поиск графических объектов в основном по ключевым словам в окаймляющих текстах [3]. Если таких текстов нет, то картинки из их хранилищ обычно не будут найдены.

Для преподавателей информация по региональной ЭО может быть нужна для подготовки к занятиям, написания методических пособий, разработки спецкурсов и пр. Для студентов вузов и ССУЗв эта информация полезна для: подготовки к

экзаменам/зачетам; разработки тематики рефератов (научных докладов); подготовки студенческих научных и конкурсных работ и пр. Для школьников указанная информация может быть нужна как при подготовке к плановым занятиям, так и к внешкольным. В общем случае задача получения информации по ЭО в регионах может решаться различными способами.

С позиций соотношения доступности и стоимости наилучшие возможности имеет Интернет. Материалы в нем часто содержат цветные иллюстрации, видеоролики, аудиофайлы, результаты космической съемки высокого разрешения и другие объекты, которые отсутствуют в печатных изданиях. Объемы региональной информации по ЭО (в т.ч. по АО) в Интернете велики (таблица 1), однако она плохо структурирована, содержит повторяющиеся ссылки.

Таблица 1.

Количество найденных ссылок в различных поисковых системах Интернета на ________________________1.03.2013 (в млн. шт.)_________________________________

Поисковая система Интернета

Тема запроса www.mail.ru www.yandex.ru www.google.ru

Экологическая обстановка в Астраханской области 0,110 1 0,066

Экология Астраханской области 0,840 2 1,260

Экологическая обстановка в Астрахани 0,170 1 0,070

Экологическое образование в Астраханской области 0,559 1 0,549

Загрязнение воздушной среды в Астраханской области 0,022 0,201 0,056

Загрязнение водной среды в Астраханской области 0,010 0,275 0,229

Качество воздушной среды в Астрахани 0,363 0,473 2,040

Анализ полученных ссылок показал: их сортировка по релевантности запросов осуществляется не лучшим образом; есть достаточно много повторов; значительная часть ссылок имеет к содержанию запросам косвенное отношение. С учетом интересов студентов и преподавателей мы классифицировали сайты с информацией по ЭО Астраханской области на несколько групп.

1) Сайты с образовательными ресурсами типа учебников - например, http://wwwaПeng.ru/d/ecol/ecol28.htm (Образовательные ресурсы Интернета - Экология). Хотя в Интернете можно скачать достаточно много учебников по экологии, но обычно неясно - обладают ли владельцы сайтов правами на свободное распространение текстов этих изданий.

2) Сайты с рефератами, курсовыми работами и пр. по ЭО в АО используются не

только студентам, но и преподавателями. Отметим в частности: otherreferats.allbest.ru/ecology; www.bestreferat.ru;www.mixxreferat.ru;

5ballov.qip.ru/referats/; www.referat.star-info.ru; http://referatwork.ru/refs/source и др. При этом часть сайтов обеспечивает возможность бесплатного скачивания рефератов, а часть -платного. Для получения текстов диссертаций и авторефератов к ним (в т.ч. по ЭО) в Интернете есть многочисленные платные предложения - в основном на уровне 500 и 250 руб. Однако тексты авторефератов можно бесплатно скачать с сайтов вузов, где защищались диссертации и некоторых других источников. При посещении части сайтов с рефератами мы получали «блокирующие» сообщения от антивирусных программ.

3) В качестве сайтов органов государственного управления федерального уровня отметим, прежде всего, www.mnr.gov.ru (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) на котором представлена общая информация по регионам России (в т.ч. и по АО), включая минерально-сырьевые, водные, лесные, биологические ресурсы суши и водной среды, рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории). Также целесообразно упомянуть сайты федеральных органов:

http://rpn.gov.ru/ (службы по надзору в сфере природопользования); http://www.rosnedra.com/ (агентства по недропользованию); http://voda.mnr.gov.ru/ (агентства водных ресурсов); http://www.rosleshoz.gov.ru/ (агентства лесного хозяйства); http://meteorf.ru/default.aspx (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды). Однако региональная экологическая информация на этих сайтах представлена в основном фрагментарно, в т.ч. в виде сообщений на новостных лентах, публикаций интервью. На страничке сайта

http://wwwmш\gov.m/news/detail.php?ID=130176 с 04.02.2013г представлен также фрагмент Государственный доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» (т.е. запаздывание представления информации составляет более года).

3) Для группы сайтов негосударственных организаций федерального уровня,

имеющих отношение к экологии отметим: www.gismeteo.ru (региональные прогнозы погоды, стихийные явления и пр.);

http://dic.academic.m/dic.nsf/tity_of_mssia/2/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0% BE%D0%B3 %D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B5 (Словари и энциклопедии на Академике) - представлена информация об экологическом состоянии городов России, в том числе и г.Астрахани (он отнесен к категории с «напряженными экологическими условиями»).

4) Среди сайтов научных, научно-производственных и научно-популярных журналов федерального уровня целесообразно указать: ipae.uran.ru/ecomag (журнал «Экология»); www.ecoindustry.ru/ (журнал «Экология производства»); www.ecolife.ru (научно -популярный и исследовательский журнал «Экология и жизнь»; ecosinform.ru (журналы «Экос» и «экос-информ», включая их архивы). Хотя некоторая часть материалов на этих сайтах носит региональный характер (в т.ч. по ЭО АО), но поиск конкретных сведений часто затруднен. Для научных журнальных публикаций (причем, не только Российских) удобные средства поиска предоставляет сайт www.elibrary.ru.

5) Из сайтов региональных подразделений федеральных ведомств природоохранного

и надзорного характера для темы статьи важны: http://nat.astrobl.ru (Служба

природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области), где размещены официальные материалы по ЭО, включая связанные с охраной водных ресурсов, животного мира, мониторингом состояния природной среды, экологическому просвещению, а также «Красная книга» АО: http://rosselhoznadzor30.ru/ (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области).

6) Наиболее крупные организации, осуществляющие производственную (природопользовательскую) деятельность в регионе, имеют на своих сайтах специальные «экологические» разделы. Отметим, в частности gazprom-dobycha-astrakhan.ru (Газпром добыча Астрахань), где в разделе «Производственная деятельность» на 03.03.2013г страничка «экологические отчеты» содержит только графическую схему «границы санитарно защитной зоны» и сведения по трем видам загрязнителей атмосферы для пяти близлежащих населенных пунктов на 28.02.2013г. Гиперссылка на сам отчет (http://gazprom-dobycha-astrakhan.ru/upload-files/buklet.pdf) срабатывала достаточно долго -а сам pdf-файл на 03.03.2013 содержал фотографии и некоторые статистические материалы только до 2010г включительно. На сайте http://www.lae.lukoil.ru (ООО «ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго») на 03.03.2013г информация по «выбросам загрязняющих веществ» была представлена единственной таблицей, содержащей 24 числовых значения (только за 2011г).

7) Из сайтов региональных общественных организаций отметим: http://проблемыастрахани.рф раздел «экология» - общественного движения «Проблемы Астрахани. РФ», которое начало свою работу в 2011 году; http://plant.astrakhan.ws/ -представлена информация по растительности Астраханской области (не города);

http://astinform.ru - в разделе «Охрана природы» есть всего 12 публикаций (на 03.03.2013г).

7) На www.elibrary.ru, для Астраханской области указано 23 научных журнала, причем представлены тексты лишь части статей из них. Отметим в первую очередь: 7 изданий «Астраханского эконцентра», включая «Астраханский вестник экологического образования»; «Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия:Рыбное хозяйство»; журналы Астраханского государственного университета «Геология, география и глобальная энергия», «Естественные науки», «Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии».

Научные учреждения экологического направления в АО представлены такими сайтами: http://astrakhanzapoved.ru/ (Астраханский государственный заповедник);

http://www.kaspnirh.ru/ (ФГУП «КаспНИРХ).

Итак, выводы: 1.В Интернете доступны в основном экологические данные общего характера - кроме результатов научных исследований, опубликованных в соответствующих журналах. 2. На большинстве сайтов экологическая информация по АО недостаточно полная. 3. Сводные данные по экологии регионов обычно появляются в Интернете с существенными задержками по времени и, чаще всего, без дифференциации по отдельным участкам территорий. 4. В то же время информация о возникновении аварийных ситуаций, случаях крупных загрязнений окружающей среды и пр. в Интернете есть — в т.ч. на новостных лентах федеральных сайтов, допускающих «региональную настройку».

Литература

1.Алисова Е.А., Савекова Е.С. Интегрированный урок «Природа Астраханского края» (Природоведение - ИЗО) //Астраханский вестник экологического образования.-№1 (17)-2011-с.147-148

2.Брумштейн Ю.М., Горбачев И.Н., Иванова М.В., Аксенова Ю.Ю. Применение информационно-коммуникационных технологий для поддержки экологических решений в процессе обучения в вузах г.Астрахани //Астраханский вестник экологического образования.-№1 (17)-2011-с.33-42

3.Брумштейн Ю.М., Литвинова М.А. Анализ алгоритмов поиска изображений в Интернете /Инновационные технологии в управлении, образовании, промышленности "АСТИНТЕХ -2009" [Текст]:материалы Международной научной конференции (11-14 мая 2009г.)/сост. И.Ю.Петрова-Астрахань:Издательский дом «Астраханский университет»,2009- с.63-64.

4.Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность. - М.: ИПУ РАН, 2003. - 92 с.

5.Калыгин В.Г. Промышленная экология. Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 240 с.

6.Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.

7.Кузьмина А.Б., Брумштейн Ю.М., Солопов В.Ю. ГГ-компетентность населения как фактор социально-экономического развития региона //Управление и высокие технологии.- Астрахань, 2012.- №1, с.43-52

8.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Экология и природопользование в Астраханской области. Том 1. -Изд-во Нижневолжского экоцентра.-Астрахань, 2008.-372с.

9.Чуйков, Ю.С. Экология Астраханской области: Учебное пособие / Ю.С. Чуйков, Л.Ю. Чуйкова, М.В.Сиговатова. - Астрахань, 2010. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.