АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (26) 2013. с. 164-167.
УДК (574+004): 316
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ И ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНА: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Юрий Моисеевич Брумштейн Алина Станиславовна Файзулдаева Астраханский государственный университет [email protected]
Террористические угрозы, структура, регион, экологические факторы, информационные технологии, информационные угрозы, управление рисками
Рассмотрена структура террористических угроз (ТУ) в современной России. Проанализированы направления прямого и косвенного влияния фактически совершенных терактов и ТУ на поведение населения, принятие решений инвесторами, деятельность правоохранительных органов, органов государственного и муниципального управления. Показана роль информационно-коммуникационных угроз, в т.ч. в отношении восприятия экологии регионов, обеспечения эффективности экологического менеджмента. Исследованы направления косвенного влияния экологии регионов на уровни ТУ для физических и юридических лиц.
TERRORIST THREATS AND REGION ECOLOGY: ANALYSIS OF INTERRELATIONS
Yury Moiseevich Brumsteyn Alina Stanislavovna Fayzuldayeva Astrakhan state university [email protected]
Terrorist threats, structure, region, ecological factors, information technologies, information threats, risk management
The structure of terrorist threats (TT) in modern Russia is considered. The directions of direct and indirect influence of actually perfect terrorist acts and TT on population behavior, decision-making by investors, activity of law enforcement agencies, public and municipal administration bodies are analyzed. The role of information and communication threats, including concerning perception of regions ecology, ensuring efficiency of ecological management is shown. The directions of indirect influence of regions ecology on the TT levels for physical and legal entities are investigated.
Вопросы влияния террористических актов (ТА) и террористических угроз (ТУ) на жизнедеятельность населения, инвестиционную и рекреационную привлекательность регионов, выработку и реализацию решений органами государственного и муниципального управления, силовыми структурами и пр. сейчас достаточно актуальны. Целью данной статьи было рассмотрение нетрадиционной темы - взаимовлияния ТУ и экологии регионов.
В России в массовом сознании фактически произошедшие ТА обычно ассоциируются с взрывами в местах массового скопления людей [3], размещения сотрудников силовых структур, в средствах транспорта (в т.ч. самолетах, троллейбусах) и пр. При этом в стране от ТА погибают, обычно, не более нескольких десятков человек в год. Это примерно на три порядка меньше, чем количество смертельных случаев при дорожно -транспортных происшествиях (ДТП). Однако по
сравнению с ДТП гибель людей в результате ТА воспринимается массовым сознанием значительно острее - особенно с учетом активного распространения информации о них в СМИ (включая телевидение) и Интернете. Особо отметим возможности фото - и видеосъемки очевидцами результатов ТА на сотовые телефоны и планшетные компьютеры, оперативной отправки таких материалов на новостные сайты, размещения их в социальных сетях и пр. Сведения о результатах ТА активно «продвигаются» в Интернет -пространстве и структурами, осуществляющими информационную поддержку террористических организаций. Данные о ТА и ТУ сохраняются в Интернете длительное время, а «подборки» такой информации за многие годы легко получить по запросам через различные поисковые системы [2].
Прямой экологический (да и экономический) ущерб непосредственно от ТА в форме «самоподрывов» террористов-смертников обычно локален и относительно невелик. Основное отрицательное влияние ТА на социально-экономические процессы в отдельных регионах и стране в целом связано с «информационно-психологическим воздействием» на массовое сознание.
В общем случае ТА, направленные на физических лиц, могут осуществляться и в иных формах: химическое загрязнение в местах массового скопления людей воздушной среды, питьевой воды и пр.; бактериологическое загрязнение среды непосредственной жизнедеятельности людей и/или мест их пребывания; химическое или бактериологическое загрязнение продуктов питания и др.
Возможны и ТА, направленные на производственные предприятия (прежде всего реализующие химико-технологические процессы с опасными химическими соединениями); теплоэлектростанции (особенно атомные); гидротехнические сооружения; транспортные магистрали; трубопроводы (включая нефте- и газопроводы); хранилища топлива; линии электропередач; эксплуатируемые нефтяные и газовые скважины; железнодорожный и иной транспорт. При этом объекты, имеющие значительную протяженность в пространстве и/или расположенные в малонаселенных районах защитить от ТА может быть достаточно трудно. Отметим также возможности совершения ТА в отношении средств обеспечения сотовой и проводной связи - включая центры коммутации сообщений, кабели (в т.ч. оптоволоконные) и пр. Объективно, экологический ущерб от ТА, направленных на производственные объекты, может быть очень велик и носить долговременный характер. Однако «растянутые во времени экологические воздействия» массовым сознанием нередко воспринимаются менее остро, чем результаты ТА, сопровождающиеся человеческими жертвами.
Помимо собственно ТА, важным направлением воздействия на массовое сознание являются «информационные угрозы» (ИУ). Они могут представлять собой, в частности, следующее: слухи (в т.ч. распространяемые через Интернет) о готовящихся ТА; недостоверную информацию об авариях на производственных объектах, сопровождающихся загрязнением окружающей среды. Такая информация может быть как полностью недостоверной, так и сильно преувеличенной в отношении экологических и/или медицинских последствий. Эта информация может касаться атомных электростанций, опасных химико-технологических производств [1], накопителей сточных вод, прудов-отстойников перерабатывающих предприятий и пр. К сожалению, как показывает практика, такая информация имеет свойство к быстрому «самораспространению» в Интернете, что затрудняет возможности оперативной борьбы с ней.
Так в г.Астрахани время от времени возникают слухи о катастрофических авариях на Астраханском газоконденсатном комплексе, которые могут «отравить» десятки тысяч человек; аварийных утечках в Волгу отходов химико-технологических производств в Волгоградской области, которые будут сопровождаться отключением подачи питьевой воды в городе на несколько суток; разрушении тела плотины Волгоградской ГЭС и, как следствие, идущей на Астрахань по Волге «волне прорыва» и пр.
Основные направления влияния таких ИУ на ФЛ: снижение внимания к реальным экологическим проблемам области в целом, отдельных населенных пунктов, микрорайонов, собственного жилья; ухудшение условий самоконтроля граждан за соблюдением экологических норм и правил; снижение мотивации к улучшению экологии среды своего непосредственного обитания; уменьшение мотивации в отношении проявления «гражданской активности»;
негативные воздействия на репродуктивное поведение населения - в силу субъективного снижения социальной защищенности; усиление психологической «закрытости» физических лиц от общественной жизни, в т.ч. в отношении участия в массовых мероприятиях - особенно на открытых пространствах; общее снижение доверия населения к поступающей информации; повышение уровня тревожности физических лиц; обострение или провоцирование нервных заболеваний у населения; уменьшение турпотоков (внутрирегиональный, выездной, въездной туризм). Отвлечение сил и средств (в т.ч. и правоохранительных органов) на борьбу с ТА и ТУ может ухудшать криминальную обстановку в регионах, снижать уровень экологического контроля, в т.ч. в отношении соблюдения правил природопользования и пр. Кроме того, ТУ уменьшают инвестиционную привлекательность регионов и, как следствие, налоговые платежи в бюджеты, из которых финансируются образование, здравоохранение, экологические мероприятия и пр. Основная причина - на фоне ТУ решение задач (особенно долговременных) в перечисленных областях представляется менее значимыми.
В свою очередь экологическое состояние регионов, отдельных населенных пунктов, жилищ граждан оказывает опосредованное влияние и на уровень угроз ТА, прежде всего связанных с жителями самого региона. Во-первых, ухудшение экологической обстановки, снижающей инвестиционную привлекательность региона, провоцирует увеличение безработицы, снижение доходов населения. За счет этого увеличиваются вероятности межнациональных и межконфессиональных конфликтов; растет количество лиц, вовлекаемых в противоправную деятельность; расширяется влияние экстремистских и террористических организаций. Во-вторых, ухудшение экологического состояния регионов «среднестатистически» приводит к ухудшению общего физического состояния населения в целом и сотрудников правоохранительных органов в частности. Следствиями могут быть: снижение внимательности физических лиц и
правоохранительных органов в отношении подготовки или непосредственного совершения ТА, а также «подозрительных» предметов, находящихся в общественных местах; уменьшение скорости реакций на последствия ТА, в т.ч. в местах их осуществления; определенное снижение мотивации к «самосохранению» и выживанию - по принципу «если все так плохо, то нет смысла цепляться за жизнь» и пр. В-третьих, общее увеличение количества мусора в населенных пунктах позволяет террористическим структурам проще разместить среди него объекты с взрывчатыми веществами -меньше шансов, что на них обратят внимание. Также наличие мусора на авто - и железнодорожных вокзалах (включая территории, прилегающие к зданиям, перроны, стоянки автотранспорта и пр.) не только ухудшает санитарно-гигиеническое состояние, но и снижает внимание пассажиров к находящимся там объектам, которые выглядят как мусор.
Дополнительно отметим, что ТА, ТУ и экологические проблемы могут играть важную роль в общественно-политической жизни стран и регионов. В частности, они могут быть средством борьбы политических и экономических элит (включая региональные), партий и отдельных политических деятелей; способами отвлечения внимания населения от ошибок и недочетов деятельности органов государственного и муниципального управления, контролирующих организаций, отдельных чиновников.
Выводы
1. В отношении ТА основную опасность обычно представляют не столько они сами, сколько их воздействие на массовое сознание.
2. Направлениями ТУ могут быть не только физические лица, но и промышленные объекты, экологическая ситуация в регионах, населенных пунктах.
3. Интернет сейчас является важнейшим каналом свободного распространения информации о ТУ и фактически совершенных Т А.
4. Значительная часть ложной информации о техногенных катастрофах и их последствиях, обладает свойством самораспространения - через Интернет или в виде устных слухов.
Литература
1. Брумштейн Ю.М., Сисемалиева М.А., Ибрагимова А.Т. Экология Астраханской области в зеркале Интернета //Астраханский вестник экологического образования. - №1.-2013.-С.92-96
2. Брумштейн Ю.М., Подгорный А.Н. Комплексный анализ факторов информационной и интеллектуальной безопасности регионов //Информационная безопасность регионов, Саратов - 2011- №1(8)- с.8-14
3. Самойлина Т.Г., Середина Н.В. Содержание представлений о террористе и террористической угрозе у жителей разных регионов южного федерального округа РФ. //Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 6. С. 103-107.