Научная статья на тему 'Экологическое образование студентов инженерных специальностей вузов: направления обучения и особенности использования информационных технологий'

Экологическое образование студентов инженерных специальностей вузов: направления обучения и особенности использования информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ИНТЕРНЕТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / UNIVERSITIES / ENGINEERING SPECIALTIES / ECOLOGICAL EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / DECISION-MAKING / INTERNET / COMPUTER COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Аксенова Юлия Юрьевна, Неживая Юлия Николаевна, Травова Екатерина Сергеевна, Кузьмина Алеся Борисовна

Показана роль экологических знаний в инженерном образовании студентов вузов, описаны основные применения таких знаний в процессе обучения и после окончания вуза. Подробно рассмотрены основные направления использования информационных технологий в процессе обучения с позиций преподавателей и студентов. Проанализировано влияние компьютерной компетентности преподавателей и учащихся на эффективность процессов поиска информации, ее систематизации, обработки и использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Аксенова Юлия Юрьевна, Неживая Юлия Николаевна, Травова Екатерина Сергеевна, Кузьмина Алеся Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION FOR STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES IN UNIVERSITIES: TUTORING DIRECTIONS AND FEATURES OF INFORMATION TECHNOLOGIES USAGE

The role of ecological knowledge in engineering education of universities students is shown, the main applications of such knowledge in the course of education and after it termination are described. The main directions of information technologies usage 1in the course of training from positions of teachers and students are in detail considered. Influence of computer competence of teachers and pupils on efficiency of processes of information search, its systematization, processing and use is analysed

Текст научной работы на тему «Экологическое образование студентов инженерных специальностей вузов: направления обучения и особенности использования информационных технологий»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (23) 2013. с. 88-91.

УДК (004+ 574): 378

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ: НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Юрий Моисеевич Брумштейн Юлия Юрьевна Аксенова Юлия Николаевна Неживая Екатерина Сергеевна Травова Алеся Борисовна Кузьмина

Астраханский государственный университет [email protected]

вуз, инженерные специальности, экологическое образование, информационные технологии, принятие решений, Интернет, компьютерная компетентность

Показана роль экологических знаний в инженерном образовании студентов вузов, описаны основные применения таких знаний в процессе обучения и после окончания вуза. Подробно рассмотрены основные направления использования информационных технологий в процессе обучения с позиций преподавателей и студентов. Проанализировано влияние компьютерной компетентности преподавателей и учащихся на эффективность процессов поиска информации, ее систематизации, обработки и использования

ECOLOGICAL EDUCATION FOR STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES IN UNIVERSITIES: TUTORING DIRECTIONS AND FEATURES OF INFORMATION

TECHNOLOGIES USAGE

Yury Moiseevich Brumstein Julia Yurevna Aksenova Julia Nikolaevna Nezhivaya Ekaterina Sergeevna Travova Alesya Borisovna Kuzmina

Astrakhan state university

[email protected]

universities, engineering specialties, ecological education, information technologies, decisionmaking, Internet, computer competence

The role of ecological knowledge in engineering education of universities students is shown, the main applications of such knowledge in the course of education and after it termination are described. The main directions of information technologies usage 1in the course of training from positions of teachers and students are in detail considered. Influence of computer competence of

teachers and pupils on efficiency of processes of information search, its systematization, processing and use is analysed

Подготовка студентов инженерных специальностей в вузах России играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны и отдельных регионов. Изучение ими вопросов экологии призвано решать такие задачи: понимание происходящих

экологических процессов в населенных пунктах, регионах, стране в целом; формирование (с учетом воздействия и семейного воспитания) экологически ориентированного мировоззрения [1]; обеспечение личного поведения, соответствующего экологическим нормам и правилам; информационная поддержка адекватных экологических решений в процессе послевузовской деятельности, в т.ч. в рамках проектирования объектов, оценках вероятных экологических последствий различных видов действий.

Для студентов инженерных специальностей получаемые экологические знания разделим на три категории: общеэкологические; общеинженерные; непосредственно связанные со специальностью обучения. Последняя категория может требовать определенной специализации преподавателей экологии.

Традиционно в рамках курсов по экологии рассматриваются три вида сред: воздух; вода; грунт (почва) [2]. При этом целесообразно обеспечить межпредметные связи (включая унификацию понятийного аппарата) с такими предметами как физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности и др.

Основными изучаемыми видами загрязнителей в рамках курса экологии можно считать: механические; физические; химические, биологические.

Для г.Астрахани и области запыленность воздуха достаточно высока, причем находящиеся в воздухе частицы пыли в виде двуокиси кремния можно рассматривать как механические загрязнения. Однако такая пыль может нести на себе токсические химические и биологические загрязнения. К химическим загрязнителям можно отнести: различные токсичные газы; кристаллики токсичных химических соединений и др. К биологическим загрязнителям воздуха отнесем пыльцу и пух растений (нередко вызывающие аллергические реакции), микробные (вирусные) инфекции и пр. Специфическим (особенно для Астраханской области) «загрязнителем» воздуха можно считать таких летающих насекомых как мошка, комары и пр. Для водной среды и грунта с позиций экологии обычно наиболее существенны химические и биологические загрязнения (как объемные, так и поверхностные), в меньшей степени - механические.

В силу реалий развития техносферы, для среды обитания человека становятся все актуальнее загрязнения физической природы: шумовое (акустическое), включая

инфразвук; тепловое (энергетическое); электромагнитные излучения (радиоволновые воздействия) - в т.ч. из за интенсивного использования сотовой связи, каналов эфирного вещания и пр.; вибрационные воздействия непосредственно на человека. Отметить также «информационное загрязнение» (ИЗ) среды обитания, в т.ч.: спам, рассылаемый по электронной почте; массированную рекламу в СМИ; наружную рекламу; акустическую рекламу и пр. Однако вопросы ИЗ в курсах экологии не рассматриваются.

Каналами воздействия на человека факторов внешней (по отношению к нему) среды могут быть: органы дыхания; органы пищеварения (через пищу, напитки и пр.); кожные покровы; органы чувств и пр. При оценках воздействий целесообразно различать такие «компоненты» среды обитания человека: места работы (учебы) - это, в основном, закрытые помещения; места рекреации (чаще всего также закрытые помещения); места ночлега (жилые дома, общежития и пр.); пребывание внутри транспорта. Таким образом, среда обитания современного человека (включая и студентов) в основном определяется условиями в помещениях (зданиях) и на транспорте, которые отличаются от условий на открытой местности. Кондиционирование воздуха (включая его очистку от механических

загрязнений) существенно изменило условия жизнедеятельности и работы. Это необходимо учитывать как в процессе преподавания экологии студентам.

Для будущих инженеров важны не только организационные и юридические меры защиты от различных загрязнений, но и технические. Изучение вопросов, связанных с техническими решениями должно опираться на знания, полученные студентами в процессе школьной подготовки, в вузе. К сожалению, общеинженерные курсы студентам вузов если и читаются, то обычно в недостаточном объеме (кроме дисциплин, непосредственно связанных со специальностью обучения). Поэтому студенты вузов (а иногда и преподаватели экологии) слабо ориентируются в современных технологиях промышленного и сельскохозяйственного производства, проблемах транспорта. Отметим также, что если лекции по экологии проводятся для «потоков», которые объединяют студентов разных курсов и специальностей, то это затрудняет для преподавателей рассмотрение узкоспециализированного материала.

При обучении экологии студенты и преподаватели могут пользоваться следующими источниками информации: книги учебного и научного характера (в т.ч. в Интернете, библиотеках, в личном пользовании); учебно -методические разработки преподавателей вузов; Интернет-ресурсы, в т.ч. новостного и фактографического характера; научные журналы; печатные СМИ (включая газеты и журналы); телевидение; радио; информация на лазерных дисках; личные наблюдения и пр. Особо отметим, что в Интернете экологически значимая информация может распространяться не только через специализированные сайты, но и через ленты новостей на порталах электронной почты, через социальные сети, путем размещения на форумах пользователей и др. При этом состав информации, ее правдивость и прочее контролируются слабо, что может приводить к неоправданным негативным воздействиям на массовое сознание. В то же время получить объективную статистическую информацию по экологической обстановке в регионе (а тем более в конкретном населенном пункте), через Интернет иногда достаточно сложно. В качестве относительно нового источника информации укажем результаты цветных фотосъемок Земли из космоса с достаточно высоким разрешением, которые сейчас доступны и в Интернете. К сожалению, они не всегда содержат привязку ко времени, что затрудняет их использование для учебных и аналитических целей.

При подготовке к занятиям (в т.ч. формировании отчетных материалов) могут использоваться различные аппаратные и программные средства. Из аппаратных средств отметим: ПЭВМ; планшетные компьютеры; «электронные книги»; принтеры; сканеры; видеокамеры (как web-камеры, так и переносные - для съемок вне помещений); цифровые фотоаппараты; сотовые телефоны с фотокамерами и др. Из программных средств отметим: поисковые системы Интернета; средства скачивания информации из Интернета; текстовые редакторы (процессоры) для формирования документов - возможно с включением в них объектов графики; средства создания новых графических материалов, а также редактирования (корректировки) уже существующих; программы для создания на ЭВМ слайд-презентаций, видеороликов и пр. На практике у многих студентов основным объектом поиска в Интернете является не собственно информация, а готовые рефераты, количество и разнообразие которых сейчас достаточно велики. Возможно автоматизированное выявление плагиата в представляемых рефератах (например, через сайт www.antiplagiat.ru), но обычно это не делается. Во время лекций и семинарских занятий по экологии часто используются слайд-презентации, использование программ имитационного моделирования экологических процессов пока не характерно. Часто используется компьютерное тестирование знаний по курсу экологии (промежуточные, итоговое).

Уровень компьютерной компетентности (КК) студентов и преподавателей может оказывать значительное влияние на: эффективность поиска преподавателями и

студентами материалов экологической тематики в различных источниках (особенно - на сайтах в Интернете); качество структуризации накапливаемой информации - с позиций

обеспечения возможностей селективного доступа к ней; результативность обработки имеющихся данных, в т.ч. с использованием математических методов, пакетов прикладных программ математического и общеинженерного назначения; полноту раскрытия выбранных тем докладов и качество оформления отчетных материалов студентами; эффективность подготовки преподавателей к занятиям, представления ими демонстрационного материала; продуктивность использования презентационной техники и программных средств на лекциях и пр. Хотя демонстрация слайд-презентаций возможна на ноутбуках преподавателей или студентов, но предпочтительно использование стационарных проекторов в специальных «мультимедийных» аудиториях - для занятий по экологии такие аудитории выделяются не всегда.

Итак, выводы: 1. Преподавание экологии для студентов инженерных

специальностей в вузах имеет значительную специфику в отношении состава изучаемого материала. 2. Использование информационно-коммуникационных технологий может значительно повышать эффективность (продуктивность) изучения курса экологии в вузах. 3. Однако для этого необходим достаточно высокий уровень КК преподавателей и студентов.

Литература

1. Кальнер В.Д. Экологическая парадигма глазами инженера.- М.: Изд. Калвис.- 2009. -400 с.

2.Панин В.Ф. Экология для инженера / В.Ф.Панин, А.И.Сечин, В.Д.Федосова. - М.:Издательский дом «Ноосфера». -2001. -284с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.