Научная статья на тему 'Анализ некоторых информационных аспектов рекреационных решений и поведения граждан'

Анализ некоторых информационных аспектов рекреационных решений и поведения граждан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР МЕСТ РЕКРЕАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / РЕКРЕАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHOICE OF RECREATION PLACES / INFORMATION SOURCES / INFORMATION INFLUENCES / INFLUENCE CHANNELS / DECISION-MAKING PRINCIPLES / RECREATIONAL BEHAVIOR / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Кузьмина Алеся Борисовна, Бондарев Андрей Андреевич, Ибрагимов Рамис Раисович

Рассмотрена роль рекреации в обеспечении здоровья населения регионов, поддержки эффективности использования существующих интеллектуальных ресурсов, их наращивания. Описаны принципы выбора гражданами мест и сроков рекреации. Проанализированы источники информации, направления и особенности оказываемых на население информационных воздействий. Исследованы принципы индивидуального и группового принятия решений, характер учитываемой при этом информации. Показано, что поведение граждан в процессе рекреации во многом определяется домашним воспитанием, школьным и вузовским экологическим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Кузьмина Алеся Борисовна, Бондарев Андрей Андреевич, Ибрагимов Рамис Раисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOME INFORMATION ASPECTS OF CITIZENS RECREATIONAL DECISIONS AND BEHAVIOUR

In article is considered the role of recreation in providing health of regions population, supports of efficiency usage for existing intellectual resources, their creation. Authors described the principles of choice for places and recreation terms, used by citizens. Sources of information, the direction and features of information influences rendered on the population are analyzed. Authors investigate principles of individual and group decision-making, character of information taken into account. It is shown, that the behavior of citizens in the recreation course in many respects is defined by house, school and university ecological education.

Текст научной работы на тему «Анализ некоторых информационных аспектов рекреационных решений и поведения граждан»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (28) 2014. с. 108-111.

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ РЕКРЕАЦИОННЫХ

РЕШЕНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН

Юрий Моисеевич Брумштейн, Алеся Борисовна Кузьмина, Андрей Андреевич

Бондарев, Рамис Раисович Ибрагимов Астраханский государственный университет brum2003@mail.ru

Выбор мест рекреации, источники информации, информационные воздействия, каналы воздействия, принципы принятия решений, рекреационное поведение, экологическое образование, экологическое воспитание.

Рассмотрена роль рекреации в обеспечении здоровья населения регионов, поддержки эффективности использования существующих интеллектуальных ресурсов, их наращивания. Описаны принципы выбора гражданами мест и сроков рекреации. Проанализированы источники информации, направления и особенности оказываемых на население информационных воздействий. Исследованы принципы индивидуального и группового принятия решений, характер учитываемой при этом информации. Показано, что поведение граждан в процессе рекреации во многом определяется домашним воспитанием, школьным и вузовским экологическим образованием.

ANALYSIS OF SOME INFORMATION ASPECTS OF CITIZENS RECREATIONAL

DECISIONS AND BEHAVIOUR

Yury Moiseevich Brumstein, Alesya Borisovna Kuzmina, Andrey Andreevich Bondarev, Ramys

Raisovich Ibragimov Astrakhan state university brum2003@mail.ru

Choice of recreation places, information sources, information influences, influence channels, decision-making principles, recreational behavior, ecological education, ecological education.

In article is considered the role of recreation in providing health of regions population, supports of efficiency usage for existing intellectual resources, their creation. Authors described the principles of choice for places and recreation terms, used by citizens. Sources of information, the direction and features of information influences rendered on the population are analyzed. Authors investigate principles of individual and group decision-making, character of information taken into account. It is shown, that the behavior of citizens in the recreation course in many respects is defined by house, school and university ecological education.

Экологическая безопасность и эффективность рекреационного природопользования -важные факторы обеспечения здоровья населения, наращивания и использования его интеллектуальных ресурсов, необходимых для трудовой деятельности, творчества, культурного развития. Отдельным аспектам рекреационного природопользования (РП) посвящен ряд работ, однако информационные аспекты рекреационного поведения граждан остаются раскрытыми недостаточно полно. Поэтому целью настоящей статьи был системный анализ информационных аспектов принятия гражданами решений, связанных с выбором мест и сроков рекреации, а также их поведения (действий) в процессе отдыха вне населенных пунктов.

Основные функции РП по [5] это: «восстановительно-оздоровительная, познавательная, воспитательная, эстетическая и др.». Обычно в процессе «рекреации» реализуется не одна, а сразу несколько функций - хотя и в разной степени. Все четыре «функции», помимо прочего, обеспечивают восстановление и/или развитие интеллектуальных ресурсов (потенциала) отдыхающих, что в свою очередь влияет на интеллектуальный потенциал регионов и страны в целом. Сейчас большинство внутрироссийских и зарубежных «организованных» туров если и включают в себя знакомство с природными территориями (ПТ), то лишь в виде

кратковременных экскурсий. Их негативное влияние на ПТ минимально, также, впрочем, как и риски для самих отдыхающих. Рекреации на ПТ (вне населенных пунктов) характерны, в основном, для городского населения, а не сельского - которое ближе к природе. Основные причины: желание горожан отдыхать вне городов - в экологически более благоприятных условиях; большие располагаемые доходы у них, позволяющие выбирать разнообразные места отдыха; более высокая информационно-рекламная нагрузка на горожан со стороны турфирм и др. Выбор гражданами конкретных мест и форм рекреации осуществляется с учетом следующих факторов: имеющейся у них информации по условиям отдыха для разных вариантов; располагаемых доходов; желательного вида отдыха (индивидуальный, коллективный, с семьей и пр.); типа отдыха (организованный или «самодеятельный»; активный или пассивный и пр.); продолжительности отдыха; личных физических возможностей/здоровья отдыхающих, их возраста; требований к «комфортности условий»; «транспортной доступности» мест отдыха; особенностей мотивации; нормативных ограничений по доступу в места отдыха (включая заповедные и приграничные зоны), ограничений в отношении охоты, рыбалки, сбора грибов/ягод; экологических и «бытовых» условий в зонах отдыха; прогнозов погоды (кратко - и среднесрочных); наличия/устойчивости в рекреационных зонах сотовой связи, каналов доступа к Интернету.

Рекреации на ПТ могут быть «не мобильными» (т.е. в одном месте) - например, пляжный отдых; «маломобильными»; «мобильными» (например, горные или водные походы). При этом с позиций экологии негативные последствия для территорий включают в себя такие факторы: влияние людей на флору, фауну, водные объекты - просто за счет нахождения на ПТ; загрязнение ПТ мусором и иными отходами жизнедеятельности; возникновение пожаров из-за неосторожного обращения с огнем; изъятие цветов, лечебных трав, грибов, ягод, рыбы, дичи; изъятие древесины для костров и пр. Управление «рекреационной нагрузкой» ПТ осуществляется с помощью запретов (или ограничений) по доступу на отдельные участки ПТ, установления правил поведения на них; путем взимания с отдыхающих платежей (в тех или иных формах) за пребывание на ПТ, использование рыбных, охотничьих и иных ресурсов. Негативные последствия воздействия рекреационного контингента на ПТ могут, компенсироваться не только прямыми и/или косвенными платежами за «природопользование» (а также штрафами за нарушения правил), но и реализацией природоохранных мероприятий, созданием/сохранением рабочих мест в регионах, привлечением в них дополнительных инвестиций и пр.

Высокие уровни личных рисков характерны, в основном, для «мобильных» видов рекреации. Эти риски могут быть связаны с опасными или неожиданными природными явлениями; плохим знанием маршрута; отсутствием навыков поведения на ПТ; плохой физподготовкой и др. [1]. Специально отметим санитарно-гигиенические риски пребывания на ПТ и даже на «лужайках перед отелями» в странах Африки, Юго -Восточной Азии и пр. -о них Российские туристы не всегда осведомлены в достаточной мере.

Получение гражданами объективной, полной и актуальной информации, связанной с рекреациями, играет решающую роль при выборе ими оптимальных решений. Неполнота таких возможностей, необъективность доступной информации, а также «направленные информационные воздействия» со стороны заинтересованных юридических лиц для продвижения своих туруслуг, могут рассматриваться как угрозы информационной безопасности (ИБ) - причем не только для отдельных людей, но и регионов, а иногда и стран в целом. К потенциальным угрозам ИБ физических лиц при выборе мест/сроков рекреации можно также отнести: посещение большого количества незнакомых сайтов в Интернете; переписку по электронной почте с незнакомыми турфирмами, базами отдыха, а также с лицами, инициирующими создание самодеятельных групп и собирающих деньги на «орграсходы»; «засвечивание» в Интернете лиц, располагающих значительными финансовыми средствами.

Основные источники информации (влияния) при выборе мест отдыха вне региона проживания: личный опыт (негативный или позитивный); сайты в Интернете отдельных

турфирм (агентств), их объединений, тур- и альпклубов; сайты со сведениями по экологии территорий [3]; социальные сети в Интернете; форумы пользователей туруслуг с «неформальными» отзывами; рекламные объявления в печатных средствах массовой информации (СМИ), на телевидении, радио; каталоги предложений туруслуг (печатные и на CD); наружная реклама, в т.ч. динамическая - с использованием светодиодных табло; реклама на средствах транспорта; рекламные буклеты; сувениры с символикой турфирм или мест отдыха; кино- и телефильмы, содержащие «скрытую» рекламу; сведения (отзывы) друзей/знакомых. При планировании отдыха в «своем» регионе важны в первую очередь такие источники информации: личный опыт; отзывы друзей (знакомых); контакты в очной форме с представителями турфирм; сведения в Интернете и СМИ, отзывы знакомых. Во многих регионах России базы отдыха, охотничье -рыболовные хозяйства и т.п. ориентируются в основном на приезжих из других регионов и из-за рубежа (они имеют более высокие уровни доходов, чем местные жители). В Астраханской области «въездной» турконтингент заинтересован главным образом в рыбалке и охоте - на этих направлениях и специализируется большинство «принимающих» организаций [4].

Росту роли Интернет-сайтов при выборе мест отдыха способствуют такие факторы: общий рост компьютеризации населения; получение информации из Интернета и переписка по электронной почте осуществляются не только с помощью настольных ПЭВМ и ноутбуков, но и смартфонов, планшетных компьютеров; повсеместное использование «безлимитных» тарифных планов доступа к Интернету; расширение «зон покрытия» беспроводных сетей; повышение их скоростей приема/передачи информации; рост компьютерной компетентности населения; улучшение механизмов отбора информации в поисковых системах Интернета; рост информативности и функциональности сайтов. При этом важны не только красочные фотографии на сайтах мест отдыха, зданий и их интерьеров, но и мультимедийные видеоролики - в т.ч. в виде виртуальных экскурсий (однако средствами интерактивного взаимодействия с пользователями они, как правило, не обладают). Пока в информационно-рекламной поддержке рекреаций применяются только 2D-изображения, хотя в продаже есть и 3D-мониторы для настольных ПЭВМ (но не для смартфонов и планшетных компьютеров).

Отметим важность информационного взаимодействия с организациями, предоставляющими туруслуги, по электронной почте; с применением Интернет-пэйджеров, средств видеоконференцсвязи. В рамках социальных сетей создаются «группы турконтингента» по интересам, распространяются неформальные отзывы о качестве/условиях отдыха (обслуживания, затратах), формируются «самодеятельные» группы вело-, горных и водных туристов, альпинистов и пр. В последнем направлении альтернативой соцсетям могут быть сайты тур- и альпклубов, содержащие разделы типа «форумов».

При выборе мест отдыха за рубежом большое значение имеет «бренд» как курорта (местности), так и страны (группы стран). Чаще всего Российскими гражданами приобретение таких «туров» осуществляется через местные турфирмы при «очных» контактах. Отказ от работы с иногородними и зарубежными турфирмами обычно рассматривается гражданами как способ снижения информационных и экономических рисков. В какой-то степени доступность зарубежных рекреационных информресурсов сдерживается и слабым знанием иностранных языков. Однако сейчас некоторые Интернет-браузеры имеют средства контекстного перевода «объектов», размещенных на страницах сайтов. Кроме того, информация с них может копироваться в буфер обмена - с последующим применением офлайновых Интернет-переводчиков (например, www.translate.ru). Возможные специфические угрозы ИБ для посетителей Интернет-сайтов: наличие вирусов на сайтах; неполнота отображения страниц из-за проблем совместимости применяемых пользователями устаревших Интернет-браузеров. Последнее касается, в частности, версий Internet Explorer для операционной системы (ОС) Windows XP. На 1.03.2014 по разным оценкам эта ОС в мире продолжала эксплуатироваться на 25-30% ПЭВМ. Однако, прекращение фирмой

Microsoft не только продаж этой ОС, но и с апреля 2014г ее информационной поддержки (в т.ч. по вопросам ИБ) будет приводить к сокращению доли Windows XP.

Уровень негативного влияния отдыхающих на ПТ во многом определяется стилем (стереотипами) их поведения, соблюдением ими правил бережного отношения к природе. Такие стереотипы могут формироваться (или закрепляться) под воздействием следующих источников/факторов: наблюдения за поведением на ПТ родителей (особенно!), знакомых, коллег по тургруппе, школьных учителей при выездах классов «на природу»; кино- и телефильмов; публикаций в СМИ; информации на сайтах в Интернете; некоторых видов ролевых компьютерных игр; информации, получаемой в процессе обучения в школах, ССУЗах, вузах (особенно по курсам «экологии» и «безопасности жизнедеятельности») [2]; информационных щитов, которые устанавливаются на ПТ или на их границах с населенными пунктами, дорогами и пр.

Выводы.

1. Доступность информации для выбора мест и условий отдыха на ПТ сейчас во многом определяется компьютерной компетентностью пользователей.

2. Управление таким выбором со стороны государственных и муниципальных органов минимально и сводится, в основном, к системе ограничений; взимания платы за пользование ПТ. З.Уровень негативного влияния отдыхающих на ПТ может быть снижен за счет адекватного обучения, демонстрации «положительных» примеров поведения «на природе» и пр.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 14-06-00279 «Разработка методов исследования и моделирования объемов/структуры интеллектуальных ресурсов в регионах России»

Литература

1. Брумштейн Ю.М. Информационная безопасность горного туризма и альпинизма // Информационная безопасность регионов.- Саратов, 2013- №2-С.27-34

2. Брумштейн Ю.М., Аксенова Ю.Ю., Неживая Ю.Н., Травова Е.С., Кузьмина А.Б. Экологическое

образование студентов инженерных специальностей вузов: направления обучения и особенности

использования информационных технологий //Астраханский вестник экологического образования - №1 (23)-2013-СС.88-91

3. Брумштейн Ю.М., Сисемалиева М.А., Ибрагимова Т.А. Экология Астраханской области в зеркале Интернета //Астраханский вестник экологического образования - №1 (23)-2013-С.92-96

4. Смирнова Ю.А., Брумштейн Ю.М., Водопьянов А.Е., Утин В.А. Рыболовство в Астраханской области с позиций различных групп юридических и физических лиц //Астраханский вестник экологического образования - №4 (26)-2013-СС.167-170

5. Лысенкова З.В. Рекреационное природопользование: от теории к практике //Вестник Томского государственного педагогического университета.- Сер. Естественные и точные науки-2006, №6(57), СС.79-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.