Научная статья на тему 'Транспорт России: "проекты роста"'

Транспорт России: "проекты роста" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТЫ РОСТА / GROWTH PROJECTS / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLIER EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов М.Ю.

Проанализированы крупнейшие транспортные проекты последнего времени в России, введение в строй которых способно привести к росту не только в своей отрасли, но и во всей экономике, особенно в ее базовых сферах. Поставлены задачи дальнейшего развития транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s transport: growth projects

The paper provides an analysis of the largest recent transport projects. Their commissioning may lead to growth not just in their respective industries but in the economy as a whole, and in its basic spheres in particular. Tasks for further development of the transport system are set out.

Текст научной работы на тему «Транспорт России: "проекты роста"»

Транспорт России: «проекты роста»

М. Ю. Соколов,

министр транспорта Российской Федерации

любой проект по развитию транспорта, даже сугубо локальный и некапиталоемкий, всегда по-своему важен, необходим и востребован. но есть проекты, которые вызывают рост не только в своей отрасли, но и во всей экономике, особенно в ее базовых сферах. они крайне востребованы и жизненно важны для развития страны.

Проекты роста» на транспорте всегда имеют мультипликативные эффекты. Среди них - улучшение связанности и освоения территорий, повышение скорости и ритмичности доставки грузов и пассажиров, уменьшение транспортной составляющей в цене товаров, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата.

Разумеется, проекты не возникают на пустом месте. Одни из них разрабатываются и реализуются для решения возникших проблем, другие появляются в результате предпринимательской и инвестиционной активности, третьи развивают существующие направления или сферы деятельности.

Так складывается история, что на протяжении последнего десятилетия точкой отсчета в реализации многих масштабных и сложных «проектов роста» в транспортной отрасли стали события мирового масштаба, происходившие в нашей стране. Это саммит

АТЭС во Владивостоке в 2012 г., в рамках подготовки к которому были построены уникальный вантовый мост на остров Русский и мост через пролив Золотой рог. Это Зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 г., когда были построены один из самых современных в Европе железнодорожных вокзалов и совмещенная автомобильная и железная дорога между Адлером и горноклиматическим курортом «Альпика-Сервис». Нужно упомянуть и всемирную летнюю Универсиаду в Казани в 2014 г., а также саммиты БРИКС и ШОС в Уфе в 2015 г.

При подготовке ко всем этим мероприятиям неизменно реализовыва-лись масштабные проекты по развитию улично-дорожной сети городов, аэропортовых комплексов и подъездов к ним, закупался новый подвижной состав, оптимизировались схемы движения, вводились новейшие системы управления, мониторинга и обеспечения безопасности.

рис. 1. новый аэропорт «платов» в ростовской области

№6(73) 2017

«Транспорт Российской Федерации» | 3

Если обобщить сказанное, получается, что, реализуя указанные проекты, мы создали надежную современную инфраструктурную основу для развития и роста регионов и страны в целом. Все эти проекты — именно «проекты роста».

Здесь также важно упомянуть, что после проведения международных мероприятий остаются не только современные инфраструктура и транспортные средства. Остается наследие, которое не выражается в материальных формах. Я говорю о накопленном опыте, квалификации или, как сейчас говорят, компетенциях, а также о качественно новом уровне транспортных сервисов. С учетом этого ценность «проектов роста» для отрасли возрастает многократно.

Недавно в Кремле прошла жеребьевка Чемпионата мира по футболу. Обратный отсчет начала грандиозного международного события, которое ожидают миллионы людей во всем мире, запущен. Честь провести 21-й чемпионат мира предоставлена нашей стране, и мы, транспортники, прикладываем все усилия, чтобы гостям и зрителям мундиаля были оказаны качественные и безопасные транспортные услуги на самом высоком уровне.

В федеральную и региональные программы подготовки транспортной инфраструктуры к проведению Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу было включено более 160 мероприятий. В 2017 г. с успехом прошел Кубок конфедераций, ставший генеральной репетицией перед Чемпионатом мира. За время проведения Кубка с 16 июня по 4 июля общий пассажиропоток в аэропортах городов-организаторов превысил 6,5 млн человек, выполнено более 46 тыс. рейсов.

Железнодорожным транспортом за тот же период между этими городами перевезено около двух миллионов пассажиров. Дополнительно было выделено 262 поезда, на которых бесплатно перевезено более 52 тыс. болельщиков. Значительную роль сыграл городской и пригородный пассажирский транспорт. Всего матчи Кубка посетили 628 тыс. человек, которые бесплатно совершили более одного миллиона поездок.

Основная нагрузка по доставке гостей международных соревнований приходится на аэропорты, поэтому ведется широкомасштабная работа по модернизации существующей и строительству новой аэропортовой инфраструктуры.

Модернизированы пассажирские терминалы в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году открыт новый пассажирский терминал аэропорта «Храброво» в Калининграде. До конца текущего года планируется полностью завершить работы по подготовке основной инфраструктуры аэропортов в Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске.

Однако самым значимым «проектом роста», реализованным при подготовке к Чемпионату мира по футболу, стал новый аэропорт «Платов» в Ростовской области — крупнейший аэропорт на территории Южного федерального округа (рис. 1). Это одна из первых в истории современной России новых воздушных гаваней, построенных «с нуля», наряду с аэропортами «Бованенково», «Сабетта», «Талакан» и «Итуруп».

Во многом успех проектов зависит от того, насколько к их реализации готовы инициаторы, а также регионы, на территории которых планируются новые объекты. Потребность в «проектах роста» в сфере транспорта огромна, однако сформировать и запустить необходимые удается пока далеко не всем регионам.

По собственному опыту могу сказать, что активная совместная работа инициаторов проектов и региональных органов власти, скоординированная с федеральными программами развития, позволяет дать успешный старт новым проектам.

С нынешнего года в полном объеме запущен приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Его цель — привести в нормативное состояние значительную долю дорожной сети в 38 крупнейших городских агломерациях страны, сократить места концентрации дорожно-транспортных происшествий, устранить перегрузки сети.

В результате выполненной работы к концу года общая протяженность дорожной сети участвующих в проекте агломераций, соответствующая нормативному состоянию, составит 52,5 %. Проведены мероприятия по ликвидации более 1300 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

До сих пор мы не знали проектов такого масштаба в плане охвата населения. Результаты реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» непосредственно влияют на жизнь каждого третьего жителя России: из 146 млн населения нашей страны более 40 млн —

жители 38 крупнейших агломераций. Безусловно, мы рассматриваем указанный проект как «проект роста», дающий значительный долговременный мультипликативный эффект.

Реализация «проектов роста» транспортной инфраструктуры может иметь и стратегическое значение. Яркий тому пример — мост протяженностью 19 км через Керченский пролив (рис. 2). После завершения строительства он станет самым длинным мостом в России. Для Крыма же это «суперпроект роста», регион начнет развиваться на принципиально новом уровне. Ввод моста в эксплуатацию существенно изменит транспортное сообщение с основной — континентальной территорией России. Полуостров получит больше возможностей для привлечения инвестиций, расширения инфраструктуры, прежде всего туристической.

В условиях ограничения бюджетных ресурсов успех реализации «проектов роста» напрямую зависит от возможности привлечения инвестиций. Перспективным финансовым инструментом может стать инфраструктурная ипотека. Однако сегодня основной механизм привлечения внебюджетных инвестиций в проекты — это государственно-частное партнерство (ГЧП). В нашей стране более половины частных инвестиций через ГЧП-проекты привлечено именно в транспортную отрасль.

Не секрет, что рынок ГЧП в России и необходимое законодательство формировались с учетом потребностей прежде всего транспортной сферы. Первым проектом ГЧП, реализуемым на основе Федерального закона «О концессионных соглашениях», стал проект по строительству «Западного скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге, который с успехом был завершен в прошлом году. Первым концессионным проектом федерального уровня является обход города Одинцова на трассе М-1 Москва — Минск.

Сегодня реализуется несколько десятков проектов федерального и регионального уровня. Среди реализованных стоит отметить реконструкцию терминала международного аэропорта «Пулково» и строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», терминалов в порту Усть-Луги, а также морского порта «Сабетта» в Ямало-Ненецком автономном округе.

Продолжается реализация важнейших для страны ГЧП-проектов скорост-

4 | «Транспорт Российской Федерации»

№6 (73) 2017

рис. 2. строительство моста через керченский пролив

ной автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, входящих в международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай». В этих проектах используется схема контрактов жизненного цикла, что позволило обеспечить сквозную ответственность концессионера за построенный или реконструированный объект на всем протяжении его эксплуатации и высокий уровень значений транспортно-эксплуатацион-ных показателей.

В прошлом году в рамках Петербургского экономического форума подписано соглашение о первом в стране ГЧП-проекте в области развития железнодорожной инфраструктуры — строительстве железнодорожных путей общего пользования к порту «Тамань». К тому же это первый проект частной концессионной инициативы.

Во многих регионах готовятся новые масштабные «проекты роста» с привлечением частных инвестиций: строительство моста и тоннеля в Уфе, мостового перехода в Пермском крае, комплексное развитие аэропорта Хабаровска, аэровокзального комплекса в Петропавловске-Камчатском, международного морского терминала для приема круизных судов в Калининграде. В ноябре текущего года стартовал проект строительства обхода Хабаровска.

Финансовым источником для реализации «проектов роста» на тран-

спорте служат и средства пользователей инфраструктуры. Несколько лет назад велись достаточно острые дискуссии о целесообразности реализации принципа «пользователь платит» в отношении автомобильной транспортной инфраструктуры, в частности в связи с запуском системы «Платон».

Система создана на основе государственно-частного партнерства. За два года число зарегистрированных в системе грузоперевозчиков уверенно приближается к отметке миллион пользователей, достигнув в ноябре 2017 г. 921 тыс. На собранные с помощью системы средства (почти 37 млрд рублей) отремонтировано более 1700 км дорог. Важно отметить следующее: какие именно трассы восстанавливаются за счет собранных средств — определяют грузоперевоз-чики с помощью голосования в рамках проекта Общероссийского народного фронта. Продолжаются работы по строительству и реконструкции более 30 мостов. Благодаря средствам, полученным при использовании системы «Платон», в этом году открыты такие масштабные объекты, как новый Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону и Свердловский мост в Пензе. Эти социально значимые объекты обеспечивают повышение безопасности движения и развитие транспортной доступности регионов.

Кроме того, система «Платон» позволила сделать масштабный шаг к формированию прозрачного рынка

грузоперевозок. Получены фактические данные о количестве перевозчиков и структуре владельцев большегрузов, среди которых физические лица составляют более 60 %. На основании данных, предоставляемых оператором системы в контролирующие органы, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, выявляются таможенные нарушения и, кроме того, определяются самые загруженные участки федеральных трасс. Эта информация становится основой для составления программ по ремонту магистралей.

При использовании системы предусмотрено, что дополнительные средства на восстановление и строительство российских дорог поступают за счет транзитного транспорта. 15 % собранной платы приходится на иностранных перевозчиков.

Таким образом, «проекты роста» представляют собой мощный импульс для развития отраслей экономики и регионов, реализация многих проектов имеет стратегическое значение в масштабе страны. Вместе с тем при планировании таких проектов мы должны учитывать возможность не только воплотить их в жизнь, но и обеспечить весь их жизненный цикл без ущерба для реализации других необходимых мероприятий и проектов. Это возможно при комплексном долгосрочном планировании деятельности, подкрепленном современными методами прогнозирования и моделирования.

№6 (73) 2017

«Транспорт Российской Федерации» | 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.