Научная статья на тему 'Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 г'

Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2358
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАКРОРЕГИОН / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРООБОРОТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ST PETERSBURG TRANSPORT HUB / TRANSPORT STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / TRANSPORT SYSTEM / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / TRANSIT POTENTIAL / MACROREGION / CARGO TURNOVER / PASSENGER TURNOVER / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков К.В., Никулина С.В.

Устойчивое социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области невозможно без создания современной транспортной инфраструктуры, которая сможет обеспечить гармоничное функционирование всех отраслей экономики региона. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года призвана учитывать интересы обоих субъектов и необходима для их сбалансированного и скоординированного развития. В статье представлены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в сфере развития транспортной системы двух субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for development of transport system of St Petersburg and Leningrad Region through to 2030

Sustainable socioeconomic development of St Petersburg and Leningrad Region is impossible without creating contemporary transport infrastructure capable of ensuring harmonious functioning of all branches of the regions’ economy. The strategy for development of transport system of St Petersburg and Leningrad Region through to 2030 is intended for taking interests of both federal subjects into account and is required for their balanced and co-ordinated development. The paper presents aims, tasks and stages of realisation of state policy in the sphere of development of the two federal subjects’ transport system.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 г»

Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 г.

К. В. Поляков,

канд. экон. наук, генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

С. В. Никулина,

канд. экон. наук, начальник Финансово-экономического управления АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», доцент кафедры европейских исследований факультета

международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета

Транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечивает четвертую часть от общего объема перевозок внешнеторговых грузов России. В соответствии с поручением Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработана Стратегия развития транспортной системы региона на период до 2030 г.

Цель разработки Стратегии

Документ подготовлен с целью стратегического планирования, определяющего согласованную политику Правительства РФ и правительств двух субъектов по обеспечению устойчивого развития транспортной системы макрорегиона на период до 2030 г.

Стратегия разработана в соответствии с Методическими рекомендациями Минтранса России. Стратегия-2030 определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития транспортной системы двух субъектов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, содержит инвестиционные и организационные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры.

Доля транспорта в ВРП (ВВП) в 2015 г.

84,1 88,2 89,9 10,1

г.Санкт -Петербург Р

а

Прочие виды дяетельности

В структуре валового регионального продукта Санкт-Петербурга доля транспортной отрасли составляет

11.8 %, а в Ленинградской области -

15.9 %, что значительно выше, чем в целом по Российской Федерации -10,1 %.

Показатель Всего в 2015 г., в том числе: Санкт-Петербург Ленинградская область I

Количество зарегистрированных транспортных предприятий 31,4 тыс. ед. 29 тыс. ед. 2,4 тыс. ед.

Численность занятых на транспортных предприятиях 290 тыс. чел. 230 тыс. чел. 60 тыс. чел.

Оборот организаций транспортного комплекса 711 млрд руб. 574 млрд руб. 137 млрд руб.

Стоимость основных фондов в транспортном комплексе 1111 млрд руб. 749 млрд руб. 362 млрд руб.

Общий объем инвестиций в основной капитал 141 млрд руб. 84 млрд руб. 57 млрд руб.

Общий объем налоговых поступлений от предприятий транспортного комплекса 48,5 млрд руб. 36,9 млрд руб. 11,6 млрд руб.

Рис. 1. Значение транспорта для социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Благодаря выгодному географическому положению - на побережье Балтийского моря - и удобному выходу на основные торговые пути Северной Европы транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области играет важную роль в транспортном комплексе страны. Основные грузопотоки сконцентрированы по направлениям международных транспортных коридоров, на подходах к морским портам и к международным пунктам пропуска, расположенным на государственной границе РФ.

Развитие транспортного комплекса стимулирует социально-экономический рост, обеспечивает внешнюю и межрегиональную торговлю двух субъектов РФ, создает конкурентные преимущества регионов для обслуживания международных перевозок. Пользователи услуг транспортного комплекса - около 7 млн человек и более 400 тыс. предприятий, поэтому от его работы во многом зависит качество жизни населения и эффективность работы отраслей экономики. На рис. 1 показана значительная доля транспорта в ВРП, занятости, объеме инвестиций и в налоговых поступлениях двух субъектов.

Грузо- и пассажиропотоки

За последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области были реализованы крупные проекты развития транспортной инфраструктуры, ввод в эксплуатацию которых стимулировал привлечение грузо- и пассажиропотоков. К таким проектам относятся:

• развитие морских портов, среди которых лидером по росту грузооборота стал порт Усть-Луга, ввод в эксплуатацию порта Бронка и паромно-пассажир-

ского комплекса, строительство нового терминала аэропорта «Пулково»;

• развитие скоростного железнодорожного сообщения с Москвой и Хельсинки;

• строительство новых автомобильных дорог (Кольцевой автодороги, Западного скоростного диаметра и др.);

• развитие метрополитена и пригородного железнодорожного сообщения.

За пять лет на территории двух субъектов увеличился объем транспортной работы:

• объем перевалки грузов в морских портах повысился до 218 млн т (на 26,6 %); в 2015 г. доля грузооборота морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в общем грузообороте морских портов РФ составила 32 %;

• возросла роль трубопроводного транспорта в экспорте российских энергоресурсов: около 30 % от общего объема экспорта нефти приходится на морские порты Ленинградской области, куда нефть доставляется трубопроводным транспортом; 31 % природного газа направляется на экспорт по газопроводам, проходящим по территории Ленинградской области;

• объем грузовых перевозок (рис. 2) вырос до 277,5 млн т (на 7 %); основной объем грузовых перевозок выполняют железнодорожный и автомобильный виды транспорта;

• объем пассажирских перевозок (рис. 3) увеличился до 1,9 млрд чел. (на 1,2 %); по объему пассажирских перевозок лидируют автобусный транспорт и метрополитен.

Вместе с тем имеется значительный потенциал для развития транспортной системы макрорегиона.

В настоящее время оба субъекта в недостаточной степени используют свои преимущества, связанные с прохождением по их территории значительных объемов международных грузов. Так, в морских портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области переваливается 64 % минеральных удобрений, 52 % грузов в контейнерах и рефгрузов, около 50 % металлолома и нефтепродуктов, порядка 40 % цветных металлов и 36 % нефти от общего объема перевалки этих грузов в морских портах России.

Сегодня большая часть экспортных грузов - это сырьевые ресурсы, а не продукты их переработки. Организа-

ция перерабатывающего производства ресурсов, идущих на экспорт, позволит создать в регионе новые рабочие места и получить дополнительные доходы от экспорта готовой продукции.

Большая часть импортных грузов в контейнерах также направляется в другие регионы без терминальной обработки, что не позволяет существенно увеличить доходы от транспортно-логи-стической деятельности.

Низкая доля обработки экспортного и импортного грузопотока обусловливает значительную упущенную выгоду Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Сегодня более 90 % морских перевозок и около 30 % от общего объема международных автомобильных перевозок выполняют иностранные компании. Суммарные потери доходов от перевозки экспортно-импортных грузов России иностранными перевозчиками составляют несколько миллиардов долларов в год, поэтому к числу приоритетных относится задача увеличения объемов перевозок международных грузов российскими компаниями.

Для роста налоговых поступлений

Рис. 2. Динамика объемов перевозок грузов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за период 2011-2015 гг.

Рис. 3. Динамика объемов перевозок пассажиров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за период 2011-2015 гг.

стратегически важно обеспечить лидерство транспортных компаний, зарегистрированных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на рынке грузовых перевозок.

В 2015 г. вследствие ухудшения экономической ситуации серьезной проблемой стала недозагруженность мощностей морских портовых терминалов. В связи с этим важно обеспечить переключение российских грузов на порты Петербурга и Ленобласти с морских терминалов соседних стран.

Повышению эффективности работы портовых комплексов препятствует затянутое прохождение пограничных и таможенных процедур.

Нуждается в совершенствовании нормативно-правовое обеспечение транспортной деятельности.

Три приоритетные задачи

В основу разработки Стратегии заложены три приоритетные задачи.

Задача 1. Сформировать комплексную систему управления спросом на пассажирские перевозки, что позволит сохранить долю передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне существующих 30 % в Санкт-Петербурге и снизить с 44 до 40 % в Ленинградской области при росте общего числа поездок с 1,9 млрд в 2015 г. до 2,2-2,3 млрд в 2030 г.

Решение этой задачи предусматривается за счет:

• улучшения транспортной доступности, повышения скорости и комфортности передвижений на территории города и области;

• ускоренного развития метрополитена, формирования кольцевой линии для разгрузки имеющихся линий, создания необходимых условий для подключения вылетных направлений, обслуживающих пригородные районы массовой жилой застройки на периферии Санкт-Петербурга и на примыкающих территориях Ленинградской области;

• развития легкого рельсового транспорта, повышения роли железнодорожного транспорта в обслуживании городских пассажирских перевозок;

• дальнейшего развития наземного пассажирского транспорта, обеспечения его приоритетного проезда по улично-дорожной сети при выделении специальных полос и светофорном регулировании, оптимизации маршрутной сети, в частности вследствие сокращения дублирующих маршрутов различных ви-

дов транспорта;

• развития системы транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих удобную и комфортную пересадку с пригородных на городские виды транспорта;

• строительства перехватывающих парковок и организации удобной пересадки с индивидуального легкового на общественный транспорт.

Задача 2. Сформировать комплексную систему управления грузовой логистикой, обеспечивающую:

• более конкурентоспособные условия обслуживания международных грузопотоков по сравнению с альтернативными маршрутами, проходящими как через морские порты соседних стран Балтийского моря, так и через аэропорты Финляндии и стран Балтии;

• развитие транспортной инфраструктуры по направлениям международных транспортных коридоров, удобную и быструю перевалку грузов, минимальные задержки, связанные с оформлением сопроводительных документов и прохождением таможенных процедур;

• доминирующую долю национальных компаний в транспортировке российских экспортно-импортных грузов;

• создание современного парка транспортных средств, отвечающего международным требованиям по показателям надежности, безопасности, комфортности, энергоэффективности и экологической безопасности;

• отвод транзитных грузопотоков с территории Санкт-Петербурга, ограниченной КАД;

• повышение роли внутреннего водного и трубопроводного транспорта в доставке грузов в морские порты;

• предоставление комплексных транспортно-логистических услуг, создание современных портово-промыш-ленных зон и терминально-логистических комплексов для обработки международных грузов.

Задача 3. Обеспечить повышение качества транспортного обслуживания населения и отраслей экономики, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции, работ и услуг, сокращение затрат времени на перевозки, повышение безопасности и снижение негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды.

Для этого в Стратегии предусматривается развитие автомобильных и железных дорог, транспортно-пересадоч-ных узлов, интеграция существующих и

внедрение новых современных интеллектуальных транспортных систем, реализация организационных и нормативно-правовых мероприятий, которые в совокупности решают задачи комплексного развития всех видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры.

Сценарии развития транспортной системы

В Стратегии предусмотрены два сценария развития транспортной системы: консервативный и инновационный. Оба сценарных варианта соответствуют прогнозам долгосрочного социально-экономического развития РФ, Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 г.

В консервативном сценарии предусматривается реализация меньшего количества инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры вследствие ограниченных финансовых ресурсов. Основной упор делается на совершенствование и повышение эффективности существующих мощностей различных видов транспорта.

В инновационном сценарии планируются реализация наиболее ресурсоемких проектов строительства новых автомобильных и железных дорог, ввод линий скоростных внеуличных видов пассажирского транспорта, транспорт-но-пересадочных узлов, развязок в разных уровнях и путепроводов. Это обеспечит качественное улучшение транспортной инфраструктуры, существенное сокращение затрат времени и снижение себестоимости перевозок.

Инновационный сценарий развития транспортной системы макрорегиона по сравнению с консервативным сценарием предполагает:

• увеличение грузооборота морских портов, расположенных на территории макрорегиона, с 218 до 373 млн т, или на 71 % (в консервативном сценарии - до 329 млн т, или на 51 %);

• повышенные темпы роста спроса на грузовые перевозки (рис. 4) за счет развития отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства, увеличения объемов международной и межрегиональной торговли;

• повышенные темпы роста спроса на пассажирские перевозки (рис. 5) за счет увеличения численности населения и транспортной подвижности, увеличения реальных доходов населения макрорегиона, развития туризма и вы-

железн одорожн ы и

автомобильный

Рис. 4. Прогноз объемов перевозок грузов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области до 2030 года

внутренний водный

• железнодорожный "автобусный "воздушный "внутренний водный "морской " наземный городской электрический "метрополитен Рис. 5. Прогноз объемов перевозок пассажиров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области до 2030 года

ставочно-конгрессной деятельности.

Достижение более высоких показателей в инновационном сценарии может быть достигнуто при реализации следующих масштабных проектов:

• строительство участка ВСМ в границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включая вокзальный комплекс;

• строительство северо-восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга (по одному из двух вариантов: Мя-глово - Токсово или Манушкино - Токсо-во);

• строительство второго главного пути на участке Новинка - Оредеж;

• строительство контейнерного терминала мощностью 35 млн т в порту Усть-Луга;

• обновление транспортного флота, создание новых типов судов и специализированных портовых мощностей для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного природного газа;

• строительство второй КАД вокруг Санкт-Петербурга;

• строительство скоростной платной автодороги в створе улиц Фаянсовая и Зольная.

Цели развития транспортной системы

С учетом социально-экономических приоритетов РФ, Санкт-Петербурга и Ленинградской области сформированы основные цели развития транспортной системы.

Цель 1. Формирование сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры двух субъектов в составе единого транспортного пространства РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель 2. Обеспечение спроса на грузовые перевозки, создание эффективной системы управления грузопотоками, применение передовых логистических технологий, формирование добавленной стоимости за счет обработки грузов и предоставления широкого спектра транспортно-логистических услуг.

Цель 3. Обеспечение спроса на пассажирские перевозки, развитие международных и межрегиональных пассажирских сообщений, совершенствование транспортного обслуживания жителей двух субъектов, создание эффективной системы управления пассажиропотоками.

Цель 4. Интеграция региональной транспортной системы в мировое

транспортное пространство и реализация транзитного потенциала макрорегиона.

Цель 5. Повышение экономической эффективности, энергоэффективности и безопасности, в частности экологической, транспортной системы макрорегиона.

Цель 6. Формирование инновационного кластера разработки нового поколения транспортных средств и технологий, эффективных методов строительства, содержания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры на основе использования научно-производственного и образовательного потенциала двух субъектов.

Этапы реализации

Предусмотрены два этапа реализации мероприятий Стратегии.

I этап - с 2017 по 2020 г. Большинство мероприятий, которые будут осуществляться на первом этапе реализации Стратегии, предусмотрено в государственных программах РФ, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с развитием транспортного комплекса и дорожного хозяйства. На

первом этапе акцент делается на максимальном использовании существующих транспортных мощностей за счет их модернизации, реконструкции и ремонта, ликвидации узких мест с целью повышения эффективности развития транспортной системы. Будут завершены проекты строительства и реконструкции, а также выполнены мероприятия, не требующие значительных капитальных вложений.

II этап - с 2021 по 2030 г. Долгосрочный плановый период, в течение которого осуществляется переход к форсированному развитию транспортной системы макрорегиона с целью обеспечить спрос на транспортно-логистические услуги и повысить конкурентоспособность отечественных транспортных компаний. За этот период предусматривается:

• строительство высокоскоростной железной дороги и завершение строительства скоростной автомобильной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой;

• строительство второго автодорожного обхода и северо-восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга для вывода транзитного движения за границы городской застройки;

• увеличение мощности морских портов, повышение пропускной способности автодорожных и железнодорожных подходов к ним, увеличение доли трубопроводного и внутреннего водного транспорта в обеспечении перевозок портовых грузов;

• повышение пропускной способности внутренних водных путей, переключение части грузов с автомобильного и железнодорожного на внутренний водный транспорт;

• развитие автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры, обновление подвижного состава всех видов транспорта;

• приоритетное развитие скоростного внеуличного пассажирского транспорта за счет строительства новых линий и станций метрополитена, легкого рельсового транспорта;

• развитие аэропортовой инфраструктуры, расширение маршрутной сети и увеличение числа международных и внутренних рейсов;

• комплексное развитие терминально-складской и таможенной инфраструктуры.

Стратегия включает 972 мероприятия, которые распределены по целям, задачам и видам транспорта и взаимоу-

вязаны по ресурсам и срокам их реализации.

В составе Стратегии разработана система целевых показателей, которая отражает желательную динамику достижения целей по инновационному и консервативному вариантам. На таблице показан пример целевых показателей по третьей цели Стратегии, отражающий развитие пассажирского транспорта.

Развитие метрополитена и линий скоростного трамвая. Дорожное строительство

Наиболее капиталоемкие мероприятия Стратегии связаны с развитием метрополитена и линий скоростного трамвая, а также улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, федеральных и региональных дорог на территории Ленинградской области..

В Стратегии предусмотрена реализация следующих проектов:

• продление Невско-Василеостров-ской линии до станции «Беговая», чтобы обеспечить транспортную доступность нового стадиона на Крестовском острове к проведению матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 г., а также Приморского района Санкт-Петербурга;

• продление Фрунзенско-Примор-ской линии до станции «Шушары», что позволит разгрузить южный участок Московско-Петроградской линии;

• развитие Лахтинско-Правобереж-ной линии до станции «Большой проспект», что уменьшит загрузку станции «Василеостровская»;

• с учетом освоения южной планировочной зоны возможно строительство линии скоростного трамвая от г. Колпино до станции метрополитена «Шушары», что даст возможность переориентировать пассажиров с автомобильного транспорта на рельсовый и обеспечит дополнительный пассажиропоток на южный участок Фрунзенско-Приморской линии метрополитена.

Среди проектов дорожного строительства на территории Ленинградской области предусматривается:

• строительство новой скоростной платной автодороги М-11 Москва -Санкт-Петербург;

• завершение реконструкции федеральной автодороги «Скандинавия»;

• строительство федеральной автодороги «Нарва», региональной дороги Кириши - Рябово и региональной дороги в перспективном продолжении Гражданского проспекта до автодороги Матокса;

• строительство путепроводов через железные дороги.

Как подчеркнул В. В. Путин, на развитие транспорта выделяются серьезные бюджетные средства, однако очевидно, что для развития транспортной инфраструктуры необходимы дополнительные частные инвестиции. Интерес к проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) сегодня активно растет. В инновационном варианте Стратегии предусмотрена реализация следующих крупных транспортных инфраструктурных проектов с использованием механизма ГЧП:

• строительство скоростной автомагистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная до федеральной автодороги Р-21 «Кола», что позволит создать новую широтную связь между Западным скоростным диаметром и КАД, уменьшить транспортную нагрузку на центр города и обеспечить вывод транспортных потоков на вылет-ные магистрали;

• строительство транспортных обходов поселков Мурино и Новое Девяткино, г. Красное Село;

• развитие терминалов в морских портах;

• строительство линий скоростного трамвая в Санкт-Петербурге;

• сооружение транспортно-переса-дочных узлов «Девяткино», «Рыбацкое», «Кудрово» и др.

Особенно актуальными сегодня становятся проекты с ГЧП. Для реализации таких проектов между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью на ПМЭФ-2016 было подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, которое позволяет координировать действия органов власти двух субъектов и осуществлять совместное финансирование проектов.

Строительство и реконструкция автомобильных дорог, модернизация Санкт-Петербургского железнодорожного узла, развитие морских портов и аэропортов, создание терминально-логистических комплексов, реконструкция объектов внутреннего водного транспорта, строительство новых транспортно-пересадоч-ных узлов позволят не только развить транспортную инфраструктуру и значительно улучшить качество функционирования транспортной системы региона, но и обеспечить рост экономического и инвестиционного потенциала макрорегиона.

Согласно оценке социально-экономической эффективности реализации Стра-

Таблица. Целевые показатели Стратегии развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

№ Индикаторы Ед. изм. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

1 Транспортная мобильность (подвижность) населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поездок на 1 человека в год на всех видах пассажирского транспорта общего пользования поездок на 1 человек в год 277 281 284 288

2 Авиационная подвижность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поездок на 1 человека в год на воздушном транспорте поездок на 1 человек в год 1,93 2,58 3,17 3,77

3 Доля пассажирского транспорта общего пользования в общем объеме поездок в Санкт-Петербурге % 70 68 67 65

4 Доля пассажирского транспорта общего пользования в общем объеме поездок в Ленинградской области % 56 54 52 50

5 Протяженность введенных в эксплуатацию новых линий метрополитена после завершения строительства, нараст. итогом км - 14,5 20 31,3

6 Ввод в эксплуатацию новых станций метрополитена после завершения строительства, нарастающим итогом ед. - 7 15 23

7 Протяженность введенных в эксплуатацию новых линий скоростного рельсового транспорта км двойного пути - 7,2 13,2 13,2

9 Ввод в эксплуатацию новых автобусных вокзалов, нараст. итогом ед. - 1 2 2

10 Строительство нового речного вокзала, нарастающим итогом ед. - - 1 1

11 Ввод в эксплуатацию новых транспортно -пересадочных узлов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, нарастающим итогом ед. - 4 7 10

12 Доля маршрутов с интервалом движения менее 10 минут в час «пик» в Санкт-Петербурге % от общего кол-ва мар. 28 31 35 38

13 Доля транспортных средств наземного пассажирского транспорта, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения в Санкт -Петербурге % от общего кол-ва ТС 31 34 37 40

14 Доля автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, обслуживающих маршрутные перевозки в Ленинградской области % от общего парка автобусов 4,1 9 14 20

15 Доля вагонов метрополитена, имеющих нормативные сроки службы % 26,2 35,0 50,0 70,0

16 Доля вагонов трамвая, имеющих нормативные сроки службы % 30 37 45 50

17 Доля троллейбусов, имеющих нормативные сроки службы % 77 78 80 80

18 Доля автобусов, обслуживающих маршрутную сеть Санкт -Петербурга, имеющих нормативные сроки службы % 36 45 60 70

тегии, установлено следующее. По консервативному варианту чистый дисконтированный доход составит 3,9 трлн руб., внутренняя норма доходности 27 %, индекс доходности 3,5, срок окупаемости 16 лет. По инновационному варианту чистый дисконтированный доход составит 6,3 трлн руб., внутренняя норма доходности 22 %, индекс доходности 3,2, срок окупаемости 20 лет.

Реализация мероприятий Стратегии окажет положительное влияние на темпы роста экономики двух субъектов. В результате инвестирования в развитие транспортного комплекса рост валового регионального продукта двух субъектов по сравнению с прогнозируемым значением может составить 8-12 %, прирост товарооборота - 9-14 %, прирост объема инвестиций в основной капитал -12-16 % за 20 лет в зависимости от сценария.

Значительное положительное влияние мероприятий Стратегии-2030 на темпы роста экономики двух субъектов, а также высокие показатели социально-экономической эффективности обосновывают целесообразность ее утверждения и оказания ей государственной поддержки.

Разработанная Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербур-

га и Ленинградской области на период до 2030 г. будет вынесена для утверждения на заседание Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области 25 ноября 2016 г. Положения Стратегии будут учтены при корректировке Транспортной стратегии РФ до 2030 г. □

Литература

1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 3 января 2014 г.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, изменения в которую утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р.

3. Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 № 945.

4. Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства ленинградской области от 19.02.2014 № 29.

5. Государственная программа Санкт-Пе-

тербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 552.

6. Концепция развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области от

30.12.2014 № 99.

7. Комплексный план транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030) в части пригородных пассажирских перевозок, утвержден распоряжением Правительства Ленинградской области от

28.12.2015 № 592-р.

8. государственная программа Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области», утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 397.

9. Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 18 сентября 2015 года № 360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.