Научная статья на тему 'Транснациональные компании и принимающие страны в системе цифровой экономики'

Транснациональные компании и принимающие страны в системе цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
875
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТНК / ПРИНИМАЮЩИЕ СТРАНЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / TNCS / HOST COUNTRIES / DIGITAL ECONOMY / STRATEGIC PLANNING / INTERBRANCH BALANCE / PLANNING / ECONOMIC CYBERNETICS / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтянова Дарья Вячеславовна

Автор доказывает, что классические меры государственного и наднационального регулирования деятельности транснациональных корпораций являются несостоятельными. Транснациональные корпорации придерживаются технического (технократического) подхода к реализации проекта цифровой экономики, который навязывается правительствам принимающих стран с целью централизации компаниями капитала. Статья рассматривает, что это может привести к усугублению хаоса в экономике и социальной нестабильности, что, в свою очередь, приведет к созданию кибергосударств. Для эффективного взаимодействия транснациональных корпораций и принимающих стран автор предлагает осуществлять стратегическое планирование экономического развития, чтобы привести рынок в равновесие и сохранять баланс между отраслями экономики. Государство должно использовать системный подход и ориентироваться на кибернетическую концепцию цифровой экономики на основе динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса. Конкретный алгоритм действий, согласно позиции автора, позволит всем участникам рынка взаимодействовать с наибольшей эффективностью. Наличие развитой экономики, и плана развития позволит транснациональным корпорациям гармонично встраиваться в экономику с возможностью извлечь максимальную прибыль с минимальными потерями для принимающей страны и пользой для конечного потребителя, повышать конкурентоспособность производимой продукции и технологий и эффективно осуществлять модернизацию, так как технологии, создаваемые транснациональными корпорациями, будут подстраиваться под конечную цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnational corporations and host countries in the system of the digital economy

The author proves that classical state and international measures to regulate the activities of transnational corporations are inconsistent. Transnational corporations adhere to a technical (technocratic) approach in the implementation of the digital economy project, which is actively imposed on the governments of host countries to centralize the company's capital. Article considers that this can lead to the chaos in the economy and social instability, which in their turn will lead to the creation of cyber-states. Strategic planning of the economic development is needed to bring the market into equilibrium and maintain a balance between the sectors of the economy for effective interaction between transnational corporations and host countries. The state should use the system approach and share the cybernetic concept of the digital economy based on a dynamic model of interbranch-intersectoral balance. A specific algorithm of actions, according to the author, will allow all market participants to interact with the greatest efficiency. The presence of a developed economy and development plan will allow transnational corporations to be harmoniously integrated into the economy with the possibility to extract the maximum profit, with minimal losses for the host country and benefit to the consumer, to increase the competitiveness of the products and technologies produced by them and to modernize effectively as the technologies created by transnational corporations will be adjusted to the final goal.

Текст научной работы на тему «Транснациональные компании и принимающие страны в системе цифровой экономики»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/21ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 29.06.2018; опубликована 16.08.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Евтянова Д.В. Транснациональные компании и принимающие страны в системе цифровой экономики // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/21ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Evtyanova D.V. (2018). Transnational corporations and host countries in the system of the digital economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/21ECVN418.pdf (in Russian)

УК 33

JEL D50, E00, E32

Евтянова Дарья Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия Аспирант кафедры «Стратегического планирования и экономической политики»

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=943832

Транснациональные компании и принимающие страны в системе цифровой экономики

Аннотация. Автор доказывает, что классические меры государственного и наднационального регулирования деятельности транснациональных корпораций являются несостоятельными. Транснациональные корпорации придерживаются технического (технократического) подхода к реализации проекта цифровой экономики, который навязывается правительствам принимающих стран с целью централизации компаниями капитала. Статья рассматривает, что это может привести к усугублению хаоса в экономике и социальной нестабильности, что, в свою очередь, приведет к созданию кибергосударств. Для эффективного взаимодействия транснациональных корпораций и принимающих стран автор предлагает осуществлять стратегическое планирование экономического развития, чтобы привести рынок в равновесие и сохранять баланс между отраслями экономики. Государство должно использовать системный подход и ориентироваться на кибернетическую концепцию цифровой экономики на основе динамической модели межотраслевого-межсекторного баланса. Конкретный алгоритм действий, согласно позиции автора, позволит всем участникам рынка взаимодействовать с наибольшей эффективностью. Наличие развитой экономики, и плана развития позволит транснациональным корпорациям гармонично встраиваться в экономику с возможностью извлечь максимальную прибыль с минимальными потерями для принимающей страны и пользой для конечного потребителя, повышать конкурентоспособность производимой продукции и технологий и эффективно осуществлять модернизацию, так как технологии, создаваемые транснациональными корпорациями, будут подстраиваться под конечную цель.

Ключевые слова: транснациональные корпорации; ТНК; принимающие страны; цифровая экономика; стратегическое планирование; межотраслевой баланс; планирование; экономическая кибернетика; государственное регулирование; планирование

Рынок сам по себе хаотичен и динамичен. Ряд групп ученых усматривал в государственном участии угрозу экономической свободе [5], но большинство всегда считало государственное регулирование неотъемлемой частью эффективного управления производством и экономикой в целом [3]. Классическая экономическая школа (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др.) утверждала, что во всех странах действуют общие объективные экономические законы, реализация которых не зависит ни от правительства, ни от восприятия населения. В основе модели лежит признание гармоничного функционирования стихийной саморегулирующейся природы рынка. Однако несостоятельность классической теории и необходимость государственного вмешательства доказали события Великой Депрессии 1929-1933 гг.

Актуальность исследования взаимоотношений транснациональных корпораций и принимающих стран связана с отсутствием эффективных методов регулированиях деятельности транснациональных компаний. На сегодняшний день транснациональные компании активно участвуют в реализации проектов цифровизации экономики, но диктуют технический подход, что угрожает экономической безопасности принимающих стран. Транснациональные компании участвуют в процессах централизации мирового капитала и являются стратегически важными акторами, оказывающими влияние на мировую и национальные экономики. Страна, на рынок которой вступает компания с иностранными активами, так или иначе вынуждена адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, но и сама международная компания вынуждена выстраивать свое поведение в рамках среды принимающей стороны. Вопрос заключается в том, какой именно должна быть эта среда, чтобы обеспечить максимальную выгоду и минимальный ущерб для обеих сторон.

Степень и темпы развития ТНК влияют не только на их собственную прибыль и конкурентоспособность производимой продукции, но и определяют конкурентоспособность и уровень развития страны базирования головного офиса корпорации. Вопрос регулирования деятельности транснациональных корпораций - это вопрос гегемонии и безопасности, что критически важно для принимающей страны: будет ли она равнозначным партнером или просто средством извлечения выгоды для других в ущерб себе.

Государства - исторически основные акторы международных отношений, но ТНК в процессе глобализации завоевывают новый статус на международной арене, но не стоит забывать, что свою корпоративную стратегию им приходится осуществлять в различной культурной и социальной среде, которую определяют государства. Специфика структуры транснациональных компаний, их услуг и продукции должна соответствовать рынкам и нормативам принимающих стран [9].

Для ТНК принципиально важно, насколько принимающая страна может принести те или иные выгоды. И наличие развитой экономики, возможности извлечь максимальную прибыль определяет стратегию корпорации. В первую очередь для принимающей страны важно обеспечить не только нормативно-правовую базу для регулирования деятельности ТНК, а создать обстановку, в которой просто невозможно будет нарушить рыночное равновесие. Для реализации равновесия и бескризисного развития [3] экономики необходимо стратегическое планирование. План позволит максимально эффективно интегрировать деятельность ТНК в рынок.

Объектом исследования являются транснациональные корпорации. Предметом исследования являются отношения транснациональных корпораций и принимающей страны.

Данное исследование позволяет проанализировать существующие механизмы государственного и международного регулирования деятельности ТНК, посмотреть их реализацию на практике, а также оценить возможность и актуальность применения данных

механизмов для регулирования отношений ТНК и принимающих стран. Научная новизна заключается в рассмотрении взаимоотношений ТНК и принимающих стран с точки зрения цифровой экономики, а также в конкретизации мер государственного регулирования, необходимых для наиболее выгодного сотрудничества двух сторон.

ТНК и принимающие страны

Отношения между государствами и ТНК могут быть нейтральными, кооперационными или конфликтными [9]. Часто конфликты сосредоточены в социальных, экономических и юридических сферах.

Промышленные ТНК зачастую способствуют ухудшению условий жизни того или иного сообщества. Многие компании загрязняют окружающую среду, эксплуатируют работников, ущемляют их права, активно спонсируют политические кампании и диктуют внешнюю и внутреннюю политику принимающим странам. Помимо этого, компании стремятся уклониться от налогообложения. Многие противоправные действия остаются безнаказанными. Часто ТНК используют для опытов животных, поддерживают диктаторские режимы и нарушают экологический баланс в странах, где функционируют. Так, например, Du Pont - крупнейшая в мире химическая и сельскохозяйственная корпорация, на протяжении долгого времени заражает окружающую среду токсическими отходами химического производства. Производство химикатов и газов разрушает озоновый слой.

Так, например, известный производитель прохладительных напитков PepsiCo, помимо многочисленных нарушений прав потребителей, обвиняется в поддержке репрессивных режимов. А главный конкурент - Coca-Cola проиграла в судебном разбирательстве Национального зеленого трибунала (National Green Tribunal) [7], который санкционировал закрытие предприятия в Индии (Варанс). Такое решение стало результатом длительной борьбы (11 лет) местного населения. Компания истощила и загрязнила подземные воды, незаконно захватила территории, принадлежащие местным общинам. Многие фермеры потеряли свои угодья, пораженные засухой.

Другой пример нарушений и злоупотреблений - компания Unilever - производитель продуктов питания, медицинских приборов. Она применяет в производстве трансгенные компоненты, опасные для здоровья. Нарушение правил безопасности на химическом производстве приводит к отравлениям рабочих и загрязнению окружающей среды. Таких примеров очень много.

Для эффективного функционирования ТНК в принимающей стране требуются не только ресурсы и нормативно-правовая база, но и стратегия, которая обеспечит гибкую и динамичную систему управления экономическими процессами. Это невозможно реализовать без инноваций и цифровых технологий.

Обычно адаптация на рынке происходит в виде соглашения между ТНК и государством, принимающим компанию. Стратегия ТНК и добросовестность ее деятельности, совпадающая с целями принимающей страны, ведет к экономическому росту принимающей страны, улучшает благосостояние граждан данной страны. Ошибочно полагать. что наличие действующих ТНК на территории - это фактор формирования конкурентоспособности страны и ее экономического роста, что наглядно демонстрирует история принимающих стран. Экономическое состояние страны, безусловно, во многом зависит от функционирования ТНК на ее территории и способа осуществления регулирования. Существует также проблема чувствительности рынка. Чем больше в принимающей стране ТНК, тем больше на ней сказывается международное рыночное давление и кризисные явления. Такая взаимосвязь усложняет регулирование взаимоотношений между принимающей стороной и ТНК.

ТНК могут конкурировать и подавлять местные компании (малый и средний бизнес страдает от этого в частности), ведется активная борьба за льготы, местные дотации и различные привилегии на рынке.

Взаимоотношения между ТНК и странами, которые их принимают -сложный процесс, который требует систематизации и балансировки интересов. Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что в большинстве случаев ТНК намного сильнее в плане ресурсов, что позволяет оказывать давление на государственные органы. Лучший способ борьбы с такими злоупотреблениями - иметь обязательные международные законы, которые могли бы быть использованы против недобросовестных действий ТНК, но пока компании успешно находят лазейки в международной нормативно-правовой базе и базе принимающих стран.

Например, уклонение от налогов - это серьезная проблема, которую пока не удается решить ни на наднациональном уровне, ни на уровне одного государства. Современная борьба с оффшорами давно носит международный статус. Главный принцип такой борьбы -деоптимизация налогообложения, введение прогрессивного налогообложения, налога "Робин Гуда", сокращение количества налоговых убежищ, создание совместных предприятий с иностранными партнерами, оптимизация структуры владения иностранным капиталом. Закон о деоффшоризации, который был принят в России в 2014 году, стал важным шагом по борьбе с уклонением от налогов и спекуляциями, но по факту он привел к тому, что многие миллиардеры перестали быть налогоплательщиками в РФ, а вопрос с компаниями так и не решился1.

В принимающих странах чаще всего функционируют различные международные соглашения, касающиеся регулирования трудовых отношений, взаимодействия с окружающей средой и других проблемных вопросов Все это должно быть принято в расчет ТНК, но не всегда достаточно внимания международных организаций и правительства принимающей страны, потому что ТНК - очень мощная структура, с которой одно отдельное взятое государство не всегда может совладать, а глобальный характер позволяет избегать наказания и со стороны наднациональных органов контроля.

ТНК не заинтересованы в ослаблении принимающей страны, для их функционирования важна стабильность и надежность. Однако, стоит также рассмотреть условия, привлекательные для ТНК.

Одним из самых распространенных способов создания благоприятной обстановки для экономической деятельности и либерализации рынка является создание специальных экономических зон, но сама по себе эта мера не может повлиять на глубинные экономические процессы. Зачастую это скорее опасный механизм, ослабляющий экономическую безопасность страны.

Нельзя отрицать, что стимуляция внешнеэкономической деятельности с помощью создания свободных экономических зон частично работает и привлекает инвестиции, но проблема заключается в том, что без стабильности и экономического роста эти инвестиции будут носить краткосрочный и портфельный характер. Свободные экономические зоны функционируют как в промышленно развитых странах (Германия, США, Япония, Великобритания), так и в развивающихся странах (Шри-Ланка, Гватемала, ОАЭ и пр.).

1 https://lenta.ru/news/2017/06/06/nalogivizgnanii/ - Lenta.ru (Дата обращения: 12.07.2018). Страница 4 из 9

Роль экономических условий в принимающих странах

21ECVN418

Специальные зоны реализовываются в Европе и Азии. Однако следует помнить, что льготный режим, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибыли, отсутствие таможенных сборов и пошлин для иностранных инвесторов, экстерриториальность и прочее ведут к оффшоризации и увеличению произвола экономики. Транснациональные корпорации в поисках выгоды и льготных условий для ведения хозяйственной деятельности видят в свободных экономических зонах возможный источник сверхприбыли (одно из направлений экспансии), тогда как в первую очередь свободные экономические зоны должны стимулировать рост и развитие локального малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы избежать абсолютной свободы компаний на рынке, принимающие страны, как правило, вводят один из режимов экономической зоны (специальной таможенной, свободной торговли, торгово-промышленной, поощрения экспорта, технико-экономического развития) в зависимости от целей экономической политики государства.

Инвестиционный климат - это то, с чем необходимо вести работу по всем направлениям. Сюда относятся доступность и невысокая цена на факторы производства, финансово-административные условия, преимущества для инвесторов и близость емкого рынка сбыта. Что касается факторов производства, то это одно из ключевых условий, и именно прямые инвестиции в производство средств производства в рамках зоны способно обеспечить рост всего производства в целом.

Относительно льгот, принято выделять четыре основные группы [8]:

1. Внешнеторговые льготы (особый таможенно-тарифный режим и упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций).

2. Налоговые льготы (налоговое стимулированием конкретных видов деятельности).

3. Финансовые льготы (низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы, льготные кредиты и др.).

4. Административные льготы (упрощение процедуры регистрации, процедуры въезда и выезда иностранных граждан, оказания различных услуг).

Всемирная торговая организация (ВТО) занимается вопросами либерализации инвестиций и торговли в сфере высокотехнологичных услуг, охраны интеллектуальной собственности, отмены требований, предъявляемых к деятельности ТНК, денационализации государственных закупок. Так, например, страны - члены ВТО провозглашают свободную торговлю на равных правах, но излишняя либерализация ведет свободному волеизъявлению ТНК, активному вмешательству в национальную экономику. ВТО, по сути дела, закрепляет возможности ТНК, но в то же время и определяет границы по тарифам, что все-таки служит небольшим, но ограничением деятельности ТНК в принимающих странах.

Либерализация экономики в рамках ВТО наносит ущерб национальному суверенитету. Так, например, компания ENEL часть купленных акций российской энергетической компании перепродала Европейскому Банку реконструкции и развития как гаранту невозврата к государственному регулированию в этой области [6].

Открытость тех или иных стран для приема прямых иностранных капиталовложений, влияние иностранных инвестиций на развитие национальной экономики и условия конкуренции, особенности взаимодействия национальных компаний с иностранными на отечественном рынке - все это является важным фактором экономического развития и успешной модернизации экономики. Обмен инвестициями и технологиями между странами протекает в основном в рамках деятельности ТНК. Компании создают новые филиалы, захватывают новые рынки. Это требует значительных капиталов. Транснациональные

компании - это основной механизм экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций посредством создания новых дочерних фирм и покупки действующих.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций подвигло к пересмотру отношений с инвесторами, а именно предоставления гарантий между экспортерами и импортерами. Сюда относятся соглашения о защите вложенных или полученных инвестиций, страховании, урегулировании инвестиционных споров, исключении двойного налогообложения, административной и дипломатической поддержке. На наднациональном уровне регулированием занимается Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций при Мировом банке.

Однако не всегда принимающая страна может привлечь прямые инвестиции со стороны ТНК. Так, например, иностранные ТНК сейчас не заинтересованы в открытии предприятий в России, создании дочерних компаний или открытии филиалов, и уж тем более в создание совместных предприятий в связи с нестабильностью в стране, неблагоприятными условиями инвестиционного климата, слабо развитой институциональной и финансовой системой [2]. Все иностранные инвестиции в основном являются портфельными, что вызывает значительные колебания рубля и отсутствие экономического роста. Компании стремятся разместить капитал с минимальными рисками для себя.

Главная задача принимающей страны обеспечить стабильность и выйти из циклического развития, чтобы перейти к устойчивому росту и взаимовыгодному сотрудничеству с транснациональными корпорациями. Одним из наиболее перспективных направлений для бескризисного развития может стать стратегическое планирование и автоматизированное управление экономическими процессами [3] на основе ИТ, то есть цифровая экономика.

Транснациональные корпорации являются адептами технического (можно назвать его и технократическим) подхода к реализации цифровой экономики, что в долгосрочной перспективе может привести лишь к усилению хаоса. Отношения между ТНК и принимающими странами должны четко регулироваться, чтобы не допустить этого. Систематизация нужна для двух сторон: ТНК это позволит работать в полную мощность и увеличивать производство технологий и продуктов, а государство обеспечит реализацию стратегии и соблюдение баланса.

Технический подход направлен на упрощение всех процессов и взаимодействий. Инновации и технологии - это самоцель и источник прибыли. Они создаются вне единой стратегии развития, разрозненно и представляют собой хаос, так как системный подход к ним отсутствует.

Опасность заключается в ускорении централизации капитала и концентрации его у небольшого количества корпораций, что приведет к их господству и хаосу. Для сохранения власти и авторитета перед государством стоит лишь одна задача - тотальный контроль над всем и над каждой личностью, что порождает такую проблему как возникновение кибергосударств.

ТНК навязывают государствам идею создания технологий ради самих технологий, тогда как технологии являются финальной стадией всех процессов. Так происходит с основными цифровыми технологиями вроде ЫосксЬат и Ы§ёа1а, которые являются лишь инструментами достижения целей. Но в рамках технократического подхода государство осуществляет закупку лишь самих средств, не работая с главной целью, которой является создание цифровой платформы управления экономикой [4]. А уже саму платформу должны обслуживать необходимые инструменты и технологии. Можно провести следующую аналогию: технологии

Реализация подходов к цифровой экономике

как и деньги, являются лишь посредниками, а их накопление по аналогии с денежным фетишизмом Карла Маркса можно назвать технологическим фетишизмом (автор данной статьи предлагает использовать данный термин, это авторская разработка), особенно, с учетом того, что прогресс движется вперед, и технологии очень быстро морально устаревают.

Можно выделить и другие подходы к цифровизации: статистический и кибернетический (Эти подходы предложены автором). Статистический развивался с 16 века во Франции и Англии. Среди его представителей: И.А. Соколова, С.А. Синягова, В.П. Куприяновского, Д.Е. Намиота, А.Ю. Быкова и члены "столыпинского клуба". Однако, этот подход не предполагает никакой динамики и корректировки процессов, поэтому не имеет ничего общего с реальной жизнью и объективными экономическими процессами.

Кибернетический подход развивается Научной Школой Стратегического планирования им. Н.И. Ведуты и рассматривает все процессы как единую систему, функционирующую в режиме реального времени. Это выражается в наличии математических алгоритмов прямой и обратной связи, что позволяет полностью имитировать развитие реального объекта управления. Подход еще нуждается в технических уточнениях.

Стоит конкретизировать процесс решения любого экономического вопроса в рамках этого подхода. Его можно отразить в виде следующей схемы:

Цель

I

Стратегия

I

План

I

Технологии.

Цель в данном случае - это выражение интересов государства (или господствующей социальной группы, в частности даже ТНК). Стратегия - процесс трансформации приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику [1] для реализации цели (в случае ТНК инструментов и приоритетов компании). План - это алгоритм конкретных действий, согласованных во времени и пространстве, представляющий собой таблицу -межотраслевой-межсекторный баланс. Технологии - это инструменты реализации плана. Технологии - это посредники, облегчающие протекание экономических процессов и взаимодействие.

Динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса Н.И. Ведуты является основой экономической киберсистемы, главная цель которой - управление экономикой на основе использования ИТ в процессах плановых расчетов. Именно она укладывается в ядро цифровой платформы управления [4], на основе которой можно осуществлять распределение инвестиций по отраслям экономики. Такой способ согласования и балансировки позволит наиболее эффективно осуществлять взаимодействие между ТНК и принимающими странами.

Преимущество кибернетического подхода заключается в том, что за счет наличия плана ТНК смогут наращивать необходимые им технологии и инновации без ущерба принимающим странам и увеличивать производство капитала. Планирование и баланс позволяют определить направление инвестиций в производство средств производства для дальнейшего роста средств потребления.

Стратегическое планирование и экономическая кибернетика - это гарантия стабильного экономического роста государства, увеличивающее его инвестиционную привлекательность и рост ВВП.

Заключение

Как известно, кодекс поведения ТНК так и не вступил в силу, однако практика международных отношений по вопросам урегулирования отношений ТНК и принимающих стран пошла по пути закрепления инвестиционных гарантий. Такие договоры, безусловно, являются факторами урегулирования отношений, однако этого не хватает. Подразделения ТНК являются субъектами национального права тех государств, где они находятся, однако деятельность ТНК в целом в силу специфики их организационной структуры не подпадает под правовое регулирование какого-либо отдельного государства. Выстраивание грамотных взаимоотношений между ТНК и принимающими странами очень важно с точки зрения развития экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности модернизации. Для урегулирования отношений между принимающими странами и ТНК необходимо работать с экономической системой страны в целом, для этого необходимо осуществить переход к цифровому управлению экономикой на базе экономической кибернетики. Ядром цифровой платформы управления экономикой должна стать динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса. Это позволит осуществлять планирование, регулировать пропорции между отраслями экономики и основными акторами с помощью распределения инвестиционных потоков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проспект, 2004. С. 2-28.

2. Дементьев В.Е. Инвестиционный климат страны и перспективы ее технологического лидерства / Теория и практика институциональных преобразований в России. Вып. 8. - М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

3. Евтянова Д.В. Взаимосвязь экономического и финансового кризиса в контексте государственного регулирования экономики. Журнал Экономические системы. Том 10, выпуск 2 (37), 2017. 79-83 с.

4. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. - 2017. - Т. 10, № 3 (38). - С. 54-58.

5. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. - М.: 2013.

6. Кашин В., Максимов А. Как защитить отечественную электроэнергетику после вступления в ВТО. Промышленные ведомости. http://www.promved.ru/articles/ article.phtml?id=2372&nomer=79 - (Дата обращения: 11.11.2014).

7. Рогожина Н. Власти Индии закрывают новейший завод компании Coca-Cola. По требованию местных жителей - ЦентрАзия. http://www.centrasia.ru/newsA.php? st=1412677680 (Дата обращения: 12.11.2014).

8. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2005.

9. Шамаи М. Государство и транснациональные компании. Международный журнал "Проблемы теории и практики управления". http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/10_4_99.htm - (Дата обращения: 12.11.2014).

10. S. George. Curbing the corporations: Who? How? When? // America Latina en movimiento. Special English Language Edition for Rio+20, June 2012. - Pp. 4-6.

Evtyanova Daria Vyatcheslavovna

Lomonosov Moscow state university, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Transnational corporations and host countries in the system of the digital economy

Abstract. The author proves that classical state and international measures to regulate the activities of transnational corporations are inconsistent. Transnational corporations adhere to a technical (technocratic) approach in the implementation of the digital economy project, which is actively imposed on the governments of host countries to centralize the company's capital. Article considers that this can lead to the chaos in the economy and social instability, which in their turn will lead to the creation of cyber-states. Strategic planning of the economic development is needed to bring the market into equilibrium and maintain a balance between the sectors of the economy for effective interaction between transnational corporations and host countries. The state should use the system approach and share the cybernetic concept of the digital economy based on a dynamic model of interbranch-intersectoral balance. A specific algorithm of actions, according to the author, will allow all market participants to interact with the greatest efficiency. The presence of a developed economy and development plan will allow transnational corporations to be harmoniously integrated into the economy with the possibility to extract the maximum profit, with minimal losses for the host country and benefit to the consumer, to increase the competitiveness of the products and technologies produced by them and to modernize effectively as the technologies created by transnational corporations will be adjusted to the final goal.

Keywords: transnational corporations; TNCs; host countries; digital economy; strategic planning; interbranch balance; planning; economic cybernetics; state regulation; planning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.