Научная статья на тему 'Транснациональная преступность: признаки и юридическая стратегия борьбы'

Транснациональная преступность: признаки и юридическая стратегия борьбы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транснациональная преступность / юридическая стратегия / глобализация / борьба с преступностью / международное сотрудничество / цифровизация / transnational crime / legal strategy / globalization / crime control / international cooperation / digitalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Е.А.

транснациональная преступность представляет серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Эффективная борьба с ней в современном мире возможна при рационализации уголовной политики РФ и определении четких направлений внешней политики в целом и борьбы с преступностью в частности. Важную роль в борьбе с транснациональной преступностью, особенно в ее организованных формах, играет юридическая стратегия, которая может приниматься на международном и внутригосударственном уровне и представляет собой долгосрочный план, содержащий цель, срок ее достижения; задачи, которые выполняются на разных этапах реализации стратегии; субъектов и их полномочия; риски и т.д. Для формирования юридической стратегии борьбы с транснациональной преступностью важно понимать ее характерные черты (признаки) и виды. Неточное понимание феномена транснациональной преступности приводит к тому, что ряд ее проявлений остается вне действий правоохранительных органов. Цель статьи – выявить признаки современных видов и форм транснациональной преступности, современные юридические средства противодействия данному явлению и предложить перспективные стратегические направления борьбы с транснациональной преступностью на территории РФ. В качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сформулированы предложения по перспективам повышения эффективности борьбы с транснациональной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnational crime: features legal strategy of combat

transnational crime poses a serious threat to the national security of the Russian Federation. An effective fight against it in the modern world is possible by rationalizing the criminal policy of the Russian Federation and defining clear directions for foreign policy in general and the fight against crime in particular. An important role in the fight against transnational crime, especially in its organized forms, is played by a legal strategy, which can be adopted at the international and domestic level and is a longterm plan containing a goal, a deadline for its achievement, and tasks that are performed at different stages of implementation. strategies, subjects and their powers, risks, etc. To formulate a legal strategy to combat transnational crime, it is important to understand its characteristic features (signs) and its types. An inaccurate understanding of the phenomenon of transnational crime leads to the fact that a number of its manifestations remain outside the action of law enforcement agencies. The purpose of the article is to identify the signs of modern types and forms of transnational crime, modern legal means of countering this phenomenon and to propose promising strategic directions in the fight against transnational crime on the territory of the Russian Federation. The methodological basis is a combination of the general method of cognition, general scientific, special scientific and special methods. Proposals have been formulated on the prospects for increasing the effectiveness of the fight against transnational crime.

Текст научной работы на тему «Транснациональная преступность: признаки и юридическая стратегия борьбы»

Е.А. Астахова,

кандидат юридических наук, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

E. A. Astakhova,

Candidate of Law,

Junior Researcher of the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences orhideya-katerina@mail.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2023-4-92-99

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ

Аннотация: транснациональная преступность представляет серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Эффективная борьба с ней в современном мире возможна при рационализации уголовной политики РФ и определении четких направлений внешней политики в целом и борьбы с преступностью в частности. Важную роль в борьбе с транснациональной преступностью, особенно ЭС в ее организованных формах, играет юридическая стратегия, которая может при-5 ниматься на международном и внутригосударственном уровне и представляет собой долгосрочный план, содержащий цель, срок ее достижения; задачи, которые выполняются на разных этапах реализации стратегии; субъектов и их полномочия;

■Л

§

Со риски и т.д. Для формирования юридической стратегии борьбы с транснациональной

§ преступностью важно понимать ее характерные черты (признаки) и виды. Неточное

^ понимание феномена транснациональной преступности приводит к тому, что ряд

С ее проявлений остается вне действий правоохранительных органов. 5 Цель статьи - выявить признаки современных видов и форм транснациональной

< преступности, современные юридические средства противодействия данному явле-

§ нию и предложить перспективные стратегические направления борьбы с транснаци-

^ ональной преступностью на территории РФ. В качестве методологической основы

^ выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных

§ и специальных методов. Сформулированы предложения по перспективам повышения

^ эффективности борьбы с транснациональной преступностью.

00 Ключевые слова: транснациональная преступность, юридическая стратегия,

§ глобализация, борьба с преступностью, международное сотрудничество, цифрови-

^ зация.

92 TRANSNATIONAL CRIME:

^ FEATURES LEGAL STRATEGY OF COMBAT

«V

O Abstract: transnational crime poses a serious threat to the national security

of the Russian Federation. An effective fight against it in the modern world is possible by ^ rationalizing the criminal policy of the Russian Federation and defining clear directions for foreign policy in general and the fight against crime in particular. An important role in the fight against transnational crime, especially in its organized forms, is played by a legal strategy, which can be adopted at the international and domestic level and is a long-term plan containing a goal, a deadline for its achievement, and tasks that are performed

at different stages of implementation. strategies, .subjects and their powers, risks, etc. To formulate a legal strategy to combat transnational crime, it is important to understand its characteristic features (signs) and its types. An inaccurate understanding of the phenomenon of transnational crime leads to the fact that a number of its manifestations remain outside the action of law enforcement agencies.

The purpose of the article is to identify the signs of modern types and forms of transnational crime, modern legal means of countering this phenomenon and to propose promising strategic directions in the fight against transnational crime on the territory of the Russian Federation. The methodological basis is a combination of the general method of cognition, general scientific, special scientific and special methods. Proposals have been formulated on the prospects for increasing the effectiveness of the fight against transnational crime.

Keywords: transnational crime, legal strategy, globalization, crime control, ' international cooperation, digitalization. о

о

Транснациональная преступность - явление, не призна- § ющее государственных границ. Ее истинные масштабы неизвестны. | Статистические данные разнятся. Это касается как размаха трансна- g циональной преступности в целом, так и отдельных ее видов. Чтобы ^ представить масштабы транснациональной преступности, затрагива- | ющей юрисдикцию Российской Федерации, необходимо организовать р постоянное наблюдение и анализ всех проявлений транснациональ- g

S

ной преступности, включая и не имеющую, на первый взгляд, орга- о

низованного характера. I

Эффективная борьба с транснациональной преступностью воз- 3

можна при условии, что каждое государство мира, воспринимая g

угрозу не только как транснациональную, но и внутригосударствен- $

ную, примет решительные действия, направленные на борьбу с ней, |

и будет открыто для международного сотрудничества с иностранными ц

государствами.

Всплеск организованной преступности в России пришелся | на 80-е гг. ХХ в., когда в стране произошли серьезные социально- g экономические изменения [1, 2]. Развал СССР привел к появлению g новых государств, с некоторыми из них границы были условны. Тем не менее преступления, совершаемые на их территориях, приобрели 93 характер транснациональных. В дальнейшем происходили качествен- ^ ные и количественные изменения самой преступности и ее структуры, ь в том числе появились и ее транснациональные формы. В качестве ц одной из причин трансформации преступности и способов соверше- |

^ со

ния преступлений называют возникновение новых явлений в жизни общества, в частности воздушного и железнодорожного транспорта [3, с. 283]. В настоящее время процесс трансформации преступности связан с цифровизацией общественных процессов [4] и санкционны-

ми ограничениями [5]. Экономическая, политическая и социальная ситуация в мире способствуют развитию транснациональной преступности в целом.

Транснациональную преступность в российских уголовно-правовых науках принято отождествлять с организованной преступностью. Так, в литературе можно встретить следующие утверждения: «транснациональная преступность - производное от организованной преступной деятельности» [6, с. 222]; «организованная преступность всегда имела международные контакты» [7, с. 233]. Большинство юристов в качестве объекта научного исследования выбирают «транснациональную организованную преступность» [8, 9, 10].

Более точной представляется дефиниция данного понятия, предложенная А. Л. Репецкой, которая акцентирует внимание на изменении качественных параметров организованной преступности при переходе .а ее на уровень транснациональной деятельности. В ее определении го транснациональная организованная преступность выступает как «функционирование преступных организаций и сообществ, имею-№ щих разветвленную сеть филиалов в других странах, использующих § международные связи для постоянного осуществления незаконных § операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, 2 физических объектов, людей, других материальных и нематериаль-^ ных средств через государственные границы с целью использования — благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких ино-§ странных государствах для получения существенной экономической 5 выгоды» [9, с. 9].

§ Среди общих определений транснациональной преступности ^ можно отметить дефиницию, предложенную А.Х.-А. Пиховым: «Транснациональная преступность - сложное, исторически изменен чивое, негативное социально-правовое явление, образуемое сово-^ купностью уголовно наказуемых деяний, предусмотренных либо С не предусмотренных международными нормативными правовыми актами, но во всех случаях затрагивающих правоохраняемые ин-94 тересы двух или более государств вследствие специфики внешнего ^ проявления и (или) особенностей нарушаемых общественных от-(V ношений» [11, с. 112]. С такой трактовкой трудно не согласиться. ® Она содержит в себе основные признаки рассматриваемого явления, ^ представляется наиболее корректной, но с акцентом на уголовно-правовой составляющей.

Транснациональную преступность в юридической науке подразделяют на два вида: трансграничную и транстерриториальную [12, с. 112].

Характерным признаком трансграничной преступности Т. В. Аверьянова и Р.С. Белкин назвали интеграцию криминальных структур с представителями пограничной и таможенной служб и иных властных структур [6, с. 224]. Данный признак имеет хоть и важное, но не решающее значение для определения преступности как трансграничной. Главный признак трансграничного преступления - совершение отдельных эпизодов или стадий на территориях государств, имеющих общую границу. Транстерриториальная преступность, наоборот, представляет собой совокупность транснациональных преступлений, затрагивающих государства, не имеющие общих материальных границ [12, с. 112]. ^ Транснациональная преступность - подсистема общей системы ¡-преступности, поэтому ей присущи все признаки и свойства последней § [13, с. 6]. Следовательно, рассмотрим те признаки, которые характери- § зуют транснациональную преступность как подсистему преступности. | Признаки транснациональной преступности можно классифи- о цировать на две большие группы: обязательные и факультативные. ^ Обязательные признаки транснациональной преступности (в со- § ответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной р организованной преступности): 1) преступление совершено более о чем в одном государстве (например, одновременный ввоз и вывоз | запрещенных к таким операциям предметов); 2) само преступление | совершено в одном государстве, но подготовка к нему осуществлялась % на территории иного государства, либо последствия данного пре- Л ступления имеют место на территории иностранного государства, либо в его совершении участвовали представители организованных | преступный, формирований иностранных государств (из этого сле- о дует, что осуществлять свою юрисдикцию в отношении подобных преступлений могут все те государства, чьи законные интересы были | нарушены). .о

Факультативные признаки транснациональной преступности: 1) организованный характер преступления (большинство выявляемых транснациональных преступлений совершаются организованными 95 преступными формированиями; преступления, совершенные отдель- ^ ными лицами, преимущественно носят латентный характер и редко рассматриваются правоохранительными органами в качестве транс- " национальных); 2) проявление вредных последствий на территории В более двух государств (субъекты транстерриториальных преступлений а не всегда могут контролировать преступный результат, поэтому он может проявляться на территории стран, на которые он в соответствии с преступным умыслом не был направлен); 3) получение большой

денежной прибыли (является обязательным признаком лишь организованной формы транснациональной преступности).

Борьба с транснациональной преступностью - стратегическая цель не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества. Каждое государство вносит свой уникальный вклад в достижение этой цели. Тем не менее сохраняется необходимость выработки на международном уровне единого мнения относительно тех мер, которые следует предпринимать на национальном уровне. Борьба с транснациональной преступностью не может иметь бессистемный характер. Как на международном, так и на национальном уровне должен существовать план борьбы - юридическая стратегия.

На международном уровне роль координатора действий по борьбе с транснациональной преступностью принадлежит Организации Объединенных Наций. Именно в рамках этой организации принимает-„о ся большинство международных документов, направленных на борьбу с транснациональной преступностью. Определенные решения принимаются практически ежегодно. Так, 15 марта 2023 г. прошла а Конференция участников Конвенции Организации Объединенных § Наций против транснациональной организованной преступности [14], § по итогам которой был подготовлен справочный документ, акценти-2 ровавший внимание на следующих вопросах.

^ 1. Предупреждение организованной преступности. Отмечается — необходимость «нетрадиционных» подходов к предупреждению § организованной преступности: а) подходов, основанных на взаимо-5 действии с населением; б) подходов, связанных с регулированием, § дестабилизацией преступной деятельности и внесудебным противо-^ действием (финансовые меры, таможенное регулирование, налоговая политика, гражданско-правовые судебные запреты и т.д.); в) подхо-о дов, основанных на участии негосударственного сектора (отдельных ^ компаний, профессиональных и отраслевых объединений, частных С охранных предприятий и т.д.).

Стратегии участия гражданского населения могут быть в двух 96 формах: 1) стратегии пассивного участия граждан (включают ^ в себя информирование населения об опасностях, характерных чертах СЧ и проявлениях транснациональной организованной преступности, ® а также организацию работы горячих линий для приема заявлений ^ о соответствующих инцидентах); 2) стратегии активного участия граждан (охватывают широкий спектр мероприятий, проводимых организациями гражданского общества, а также ассоциаций и групп, объединенных под эгидой этих организаций и занимающихся борьбой против организованной преступности).

2. Роль стратегий противодействия организованной преступности. В ходе прошедшей конференции было отмечено, что в научно обоснованные комплексные стратегии противодействия организованной преступности, предусматривающие участие многих заинтересованных сторон, необходимо включать: а) профилактику преступности; б) защиту уязвимых лиц и потерпевших от (повторной) виктимизации; в) развитие партнерства и сотрудничества на всех уровнях, включая международный, в рамках подхода, основанного на участии всего общества.

3. Сбор и анализ данных. Как отмечается в справочном документе, сбор и анализ данных - важнейший способ выявления сложных ^ особенностей организованной преступности, т.к. посредством данных а методов возможно выявить ее проявления, траектории развития, § слабые места и воздействие на общественную безопасность и без- §

опасность человека. а

а

4. Применение гендерного и правозащитного подходов ° в предупреждении организованной преступности. Эффективность ^ применения стратегии противодействия транснациональной преступ- § ности зависит и от того, как реализуются положения национального р законодательства, а также государственных стратегий, направленных ° на утверждение прав человека и гендерного равенства. Принятие таких ^ стратегий, по мнению участников конференции, может способствовать | устранению коренных причин организованной преступности. %

По результатам проведенной конференции странам-участникам Л Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности рекомендовано применять разные подходы к предупреждению | организованной преступности. О

Как видим, на современном этапе развития стратегии противо- -¡1 действия транснациональной преступности на первый план выходит | задача ее предупреждения. Основными целями предупреждения .о транснациональной преступности являются: устранение структурных факторов, способствующих организованной преступности; повышение целостности и прозрачности институтов местного самоуправ- 97 ления; защита от попыток проникновения в легальную экономику; ^ обеспечение альтернативы участию в организованных преступных ь формированиях. о

Международный опыт противодействия транснациональной §

^ со

организованной преступности позволяет сделать вывод о том, что предупреждение этого явления - одна из главных целей, которая должна найти отражение как в государственной, так и в региональных стратегиях борьбы с преступностью.

Для эффективного достижения указанных стратегических целей необходима активизация выработки методов выявления признаков транснациональных преступлений, определения объектов криминологической и криминалистической профилактики, выявления ситуаций профилактического характера, определения комплексов профилактических мер, а также выработка профилактических мер специального характера [15].

Важным условием осуществления стратегии борьбы с транснациональной преступностью, несомненно, является международное сотрудничество правоохранительных органов.

Стратегический характер носит и Указ Президента РФ № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», подписанный 31 марта 2023 г. В частности, п. 33 устанавливает, что «в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу ^ для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное ^ внимание расширению международного сотрудничества в интересах § ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению ^ профильных многосторонних механизмов, отвечающих националь-с; ным интересам России» [16].

5 Среди важных форм международного сотрудничества в борьбе ^ с транснациональной преступностью следует выделить: 1) оказание ¡5 правовой, процессуальной и оперативно-розыскной помощи правоохранительным органам иностранных государств; 2) формирование международных следственных групп; 3) оказание иного взаимного а содействия.

1

со Список литературы:

2 1. Гуров, А. И. Организованная преступность и борьба с ней / А.И. Гуров //

С

98

Слово лектора. - 1989. - № 12. - С. 11-19.

2. Гуров, А.И. Мафия в СССР (отрывки из рукописи) / А.И. Гуров // Право и жизнь. - 1992. - № 2. - С. 94-122.

3. Хижняк, Д. С. История возникновения, предупреждения, выяв-(у ления, раскрытия и расследования транснациональных преступлений / О Д.С. Хижняк // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2013. - № 4(9).

«V

- С. 281-292.

4. Иващенко, М.А. Новые технологии и их влияние на трансформацию организованной преступности в России / М.А. Иващенко // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2020. - № 4(30). - С. 136-140.

5. Савченко, А.С. Влияние экономических санкций на экономическую безопасность России / А. С. Савченко // Актуальные вопросы современной

экономической науки : матер. XI Междунар. науч. конф. (Астрахань, 21 апреля 2021 г.) / сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. - Астрахань : Изд-во Астрахан. гос. ун-та, 2021. - С. 199-203.

6. Аверьянова, Т.В. Понятие, основные признаки и стратегия борьбы с транснациональной преступностью / Т.В. Аверьянова, Р. С. Белкин // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью : матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Сочи, 9-12 октября 2000 г.). - Краснодар : Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2000. - С. 222-225.

7. Каневский, Л. Л. Проблемы совершенствования борьбы с организованной и транснациональной преступностью / Л.Л. Каневский // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью: матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Сочи, 9-12 октября 2000 г.). - Краснодар : Изд-во а Кубан. гос. ун-та, 2000. - С. 233-240. |

8. Валеев, Д.М. Международно-правовые основы сотрудниче- ^ ства по борьбе с транснациональной организованной преступностью / | Д.М. Валеев. - М. : Юрлитинформ, 2017. - 176 с. Р

9. Репецкая, А. Л. Транснациональная организованная преступность : | автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Л. Репецкая. - М., 2001. - 38 с. о

10. Шалагин, А.Е. Транснациональная преступность: понятие, признаки, меры противодействия / А.Е. Шалагин // Вестник экономики, права и социологии. 2016. - № 3. - С. 138-141.

11. Пихов, А.Х.-А. Транснациональная преступность: система понятий / А.Х.-А. Пихов // Вестник Моск. ун-та МВД России. - 2017. - № 6.

- С. 109-113.

12. Хижняк, Д.С. Методологические основы расследования транснациональных преступлений / Д.С. Хижняк; под ред. А.Г. Волеводза.

- М. : Юрлитинформ, 2021. - 424 с.

13. Кузнецова, Н.Ф. Транснациональная преступность: понятие и вопросы имплементации / Н. Ф. Кузнецова // Современные проблемы борьбы | с транснациональной преступностью : матер. междунар. науч.-практ. конф. § (г. Сочи, 9-12 октября 2000 г.). - Краснодар : Изд-во Кубан. гос. ун-та, -3 2000. - С. 4-9. з

14. Конференция участников Конвенции Организации Объединенных § Наций против транснациональной организованной преступности // 3 Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - ЦКЬ: https://www. ^ un0dc.0rg/d0cuments/treaties/WG_TA_2023/3/CT0C_C0P_WG_2_2023_3_R. § pdf (дата обращения: 12.11.2023). 99

15. Хижняк, Д.С. Криминалистическая профилактика транснациональ- _

ных преступлений / Д.С. Хижняк // Научное обеспечение раскрытия, расследования и предупреждения преступлений : матер. Всерос. науч.-практ. конф. к юбилею д-ра юрид. наук, проф., заслуж. юриста РФ Александра Алексеевича Протасевича (Иркутск, 15 декабря 2022 г.) - Иркутск : Изд-во Байкал. гос. ун-та, 2023. - С. 209-213.

16. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 14, ст. 2406.

I

о 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

5

Л

5

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.