Научная статья на тему 'РОЛЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ САНКЦИИ В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ'

РОЛЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ САНКЦИИ В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транснациональная преступность / уголовно-правовая политика / глобализация / уголовно-правовая санкция / борьба с преступностью / transnational crime / criminal law policy / globalization / criminal law sanction / fight against crime.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. А. Астахова

транснациональные преступления представляют серьезную угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, в борьбе с ними должны быть задействованы все юридические механизмы. Особую роль в борьбе с транснациональной преступностью, особенно в организованных формах, играет уголовный закон. Значение уголовно-правовой санкции в данном случае заключается в ее сдерживающем потенциале, для чего в ряд статей УК РФ предлагается ввести квалифицирующий признак – транснациональный характер преступления. Введение признака призвано не только усилить эффективность уголовно-правовой борьбы с транснациональной преступностью, но и изменить политику следственных и судебных органов в отношении расследования и рассмотрения дел в судах РФ. Цель статьи – выявить современные возможности уголовно-правовой борьбы с проявлениями транснациональной организованной преступности в Российской Федерации и предложить варианты повышения роли уголовно-правовой санкции. В качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сформулированы предложения по перспективам повышения эффективности борьбы с транснациональной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CRIMINAL SANCTION IN THE FIGHT AGAINST TRANSNATIONAL CRIMES

transnational crimes pose a serious threat to the national security of the Russian Federation, and all legal mechanisms must be used to combat them. The criminal law plays a special role in the fight against transnational crime, especially in its organized forms. The role of the criminal law sanction in the fight against transnational crimes is presented in its deterrent potential, for which a number of articles of the Criminal Code of the Russian Federation are proposed to introduce a qualifying feature – the transnational nature of the crime. The introduction of the attribute is intended not only to enhance the effectiveness of the criminal law fight against transnational crime, but also to change the policy of the investigative and judicial authorities regarding the investigation and consideration of cases in the courts of the Russian Federation. The purpose of the article is to identify modern opportunities for the criminal law fight against manifestations of transnational organized crime in the Russian Federation and to suggest options for increasing the effectiveness of the role of criminal law sanction. The methodological basis is the totality of the general method of cognition, general scientific, particular scientific and special methods. Proposals are formulated on the prospects for increasing the effectiveness of the fight against transnational crime.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ САНКЦИИ В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ»

Е.А. Астахова,

младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

E. A. Astakhova,

Junior researcher, Saratov branch of the Institute of State and Law

of the Russian Academy of Sciences orhideya-katerina@mail.ru

DOI:

РОЛЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ САНКЦИИ В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Аннотация: транснациональные преступления представляют серьезную угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, в борьбе с ними должны быть задействованы все юридические механизмы. „О Особую роль в борьбе с транснациональной преступностью, особенно в орга-

низованных формах, играет уголовный закон. Значение уголовно-правовой санкции § в данном случае заключается в ее сдерживающем потенциале, для чего в ряд статей

УК РФ предлагается ввести квалифицирующий признак - транснациональный харак-

^^ тер преступления. Введение признака призвано не только усилить эффективность

g уголовно-правовой борьбы с транснациональной преступностью, но и изменить

CQ политику следственных и судебных органов в отношении расследования и рассмо-

сЕ трения дел в судах РФ.

Цель статьи - выявить современные возможности уголовно-правовой борьбы

S с проявлениями транснациональной организованной преступности в Российской

^ Федерации и предложить варианты повышения роли уголовно-правовой санкции.

jS В качестве методологической основы выступает совокупность всеобщего метода

25 познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. Сформулированы

^ предложения по перспективам повышения эффективности борьбы с транснацио-

С нальной преступностью.

^^ Ключевые слова: транснациональная преступность, уголовно-правовая полити-

^ ка, глобализация, уголовно-правовая санкция, борьба с преступностью. CQ

è THE ROLE OF CRIMINAL SANCTION IN THE FIGHT

256

AGAINST TRANSNATIONAL CRIMES

— Abstract: transnational crimes pose a serious threat to the national security

P) of the Russian Federation, and all legal mechanisms must be used to combat them. ^ The criminal law plays a special role in the fight against transnational crime,

çy especially in its organized forms. The role of the criminal law sanction in the fight against transnational crimes is presented in its deterrent potential, for which a number of articles of the Criminal Code ofthe Russian Federation are proposed to introduce a qualifying feature - the transnational nature of the crime. The introduction of the attribute is intended not only to enhance the effectiveness of the criminal law fight against transnational crime, but also to change the policy of the investigative andjudicial authorities regarding the investigation and consideration of cases in the courts of the Russian Federation.

The purpo.se of the article is to identify modern opportunities for the criminal law fight against manifestations of transnational organized crime in the Russian Federation and to suggest options for increasing the effectiveness of the role of criminal law sanction. The methodological basis is the totality of the general method of cognition, general scientific, particular scientific and special methods. Proposals are formulated on the prospects for increasing the effectiveness of the fight against transnational crime.

Keywords: transnational crime, criminal law policy, globalization, criminal law sanction, fight against crime.

о

Транснациональная преступность - негативное явле- d

ние, с которым долгие годы борется мировое сообщество. В новых |

условиях эта борьба усложнилась. Как справедливо отметил министр g

внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, «в условиях проведения .g

специальной военной операции на территории Украины активизиро- О

вались элементы транснациональной организованной преступности, §

в частности связанной с экстремизмом, терроризмом, нелегальной g

миграцией, торговлей оружием и людьми. Борьба с данными пре- |

ступными проявлениями требует консолидации усилий наших орга- П

нов правопорядка» [1]. .g

31 марта 2023 г. был подписан Указ Президента РФ № 229 ^

«Об утверждении Концепции внешней политики Российской g

Федерации» [2], в котором отмечено, что человечество переживает Œ

эпоху революционных перемен. В пункте 9 представлена крими- J

ногенная ситуация в мире: «Осложняется выработка коллективных g

ответов на транснациональные вызовы и угрозы, такие как незакон- |

ная торговля оружием, распространение оружия массового уничто- |

жения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных *

заболеваний, использование информационно-коммуникационных œ

d

технологий в противоправных целях, международный терроризм, | незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ | и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность | и коррупция, стихийные бедствия и техногенные аварии, нелегальная миграция, ухудшение состояния окружающей среды». В свете 257 этого к стратегическим задачам Российской Федерации относятся ^ укрепление сотрудничества между государствами, подвергающимися п внешнему давлению (п. 12 Указа), и отстаивание права на существо- q вание и свободное развитие (п. 13 Указа). g Пункт 33 Указа гласит: «В целях борьбы с транснациональной а организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять

приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации "безопасных гаваней" для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России».

Все эти положения свидетельствуют об актуальности борьбы с транснациональной преступностью, что подразумевает выработку наиболее эффективных методов выявления, предупреждения, расследования и раскрытия преступлений транснационального характера.

Вопросам борьбы с транснациональной преступностью посвятили свои труды представители разных юридических наук. Это криминологи И.В. Годунов [3], А.Л. Репецкая [4], А.Х.-А. Пихов [5], В. А. Яценко [6], процессуалисты А. Г. Волеводз [7], А. В. Устинов [8], криминалисты Т. С. Волчецкая [9], В.О. Давыдов [10], А.Н. Халиков [11], Д.С. Хижняк [12], представители науки оперативно-розыскной .а деятельности [13]. Однако наиболее важная роль в формировании го правовой базы борьбы с транснациональной преступностью принадлежит представителям уголовно-правовой науки. № Учитывая невысокую эффективность борьбы с транснациональ-§ ной организованной преступностью, следует отметить, что одной из ее § причин являются относительно мягкие санкции уголовно-правовых 2 норм, которые не выполняют в должной мере роль сдерживающего фактора. Ученые предлагают оценивать эффективность санкции — уголовно-правовой нормы в двух аспектах: статистическом и динами-§ ческом [14, с. 155]. Статистический - это сдерживающий потенциал, § изначально заложенный в санкции в ее минимальном и максималь-§ ном пределах. Динамический - применение санкции в практической ^ деятельности следственных и судебных органов и использование

ее объема репрессивного воздействия. о Объектом данного исследования стали транснациональные ^ преступления, которые можно определить как сложные (поскольку С складываются из неоднородных элементов в ходе их совершения) противоправные деяния, возникшие вследствие глобализации, на-258 рушающие уголовно-правовые нормы двух или более государств, ^ совершаемые транснациональным способом в различных сферах СЧ общественной жизни, как с нарушением физических границ госу-® дарств, так и без него [15, с. 11]. Данное определение не является ^ уголовно-правовым. В юридической науке представлены криминологические, криминалистические и международно-правовые определения понятия «транснациональное преступление». Уголовно-правовое отсутствует по объективной причине - транснациональное преступление не может являться самостоятельным составом.

Транснациональный характер имеют конкретные, закрепленные в УК РФ составы преступлений.

Изучение вопроса о том, какие деяния, закрепленные в УК РФ, могут иметь транснациональный характер, привело к выводу о необходимости дополнить перечень, утвержденный 25 декабря 2020 г. Указанием Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 [16], группой преступлений, безусловно имеющих транснациональный характер и приобретающих таковой при определенных условиях.

1. Преступления, относящиеся к перечню транснациональных 5 без дополнительных условий (закрепленные в УК РФ): ст. 189 (неза- ^ конные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, мате- | риалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, ^ незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть ^ использованы при создании оружия массового поражения, вооруже- 5 ния и военной техники); ст. 1931 (совершение валютных операций § по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте 2 Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием | подложных документов); ст. 2001 (контрабанда

средств и (или) денежных инструментов); ст. 2002 (контрабанда .§ алкогольной продукции и (или) табачных изделий); ст. 2261 (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, ^ радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных мате- г риалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных | устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его ° доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материа- | лов и оборудования, которые могут быть использованы при создании | оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооруже- * ния, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров г и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких 1 животных и водных биологических ресурсов); ст. 2291 (контрабанда | наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или | аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих 259 наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, ^ инструментов или оборудования, находящихся под специальным кон- ь тролем и используемых для изготовления наркотических средств или п психотропных веществ); ст. 2711 (нарушение правил использования 5 воздушного пространства Российской Федерации); ст. 322 (незакон- щ ное пересечение Государственной границы Российской Федерации); ст. 3221 (организация незаконной миграции); ст. 361 (акт международного терроризма).

2. Преступления, закрепленные в УК РФ, отнесение которых к перечню транснациональных зависит от проявления признака транс-граничности: ст. 120 (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации); ст. 126 (похищение человека); ст. 1271 (торговля людьми); ст. 1272 (использование рабского труда); ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав); ст. 1595 (мошенничество в сфере страхования); ст. 1596 (мошенничество в сфере компьютерной информации); ст. 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность); ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения); ст. 1711 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации); ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных „о другими лицами преступным путем); ст. 1741 (легализация (отмываем ние) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления); ст. 1856 (неправомерное № использование инсайдерской информации); ст. 186 (изготовление, § хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг); § ст. 191 (незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоцен-2 ных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жем-^ чуга); ст. 1911 (приобретение, хранение, перевозка, переработка в це-— лях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины); § ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, 5 антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с ор-§ ганизации или физического лица); ст. 197 (фиктивное банкротство); ^ ст. 205 (террористический акт); ст. 2051 (содействие террористической деятельности); ст. 2052 (публичные призывы к осуществлению о террористической деятельности, публичное оправдание терроризма ^ или пропаганда терроризма); ст. 206 (захват заложника); ст. 208 (орга-С низация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях 260 в целях, противоречащих интересам Российской Федерации); ст. 209 ^ (бандитизм); ст. 210 (организация преступного сообщества (преступ-(V ной организации) или участие в нем (ней)); ст. 211 (угон судна воз® душного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного ^ состава); ст. 220 (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами); ст. 221 (хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ); ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия,

боеприпасов); ст. 2221 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств); ст. 226 (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств); ст. 227 (пиратство); ст. 2281 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей,

содержащих наркотические средства или психотропные вещества); 5

ст. 2282 (нарушение правил оборота наркотических средств или пси- ^

хотропных веществ); ст. 2283 (незаконные приобретение, хранение 1

о

или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных ^ веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевоз- ^ ка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или О психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры § наркотических средств или психотропных веществ); ст. 2284 (незакон- | ные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических | средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или П пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ); ст. 229 (хище- ^ ние либо вымогательство наркотических средств или психотропных г веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или | психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические ° средства или психотропные вещества); ст. 234 (незаконный оборот | сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта); ст. 2341 | (незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных * веществ); ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией); ст. 241 (ор- г ганизация занятия проституцией); ст. 246 (нарушение правил охраны 1 окружающей среды при производстве работ); ст. 247 (нарушение | правил обращения экологически опасных веществ и отходов); ст. 248 || (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами); 261 ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных ^ для борьбы с болезнями и вредителями растений); ст. 250 (загрязнение п вод); ст. 251 (загрязнение атмосферы); ст. 252 (загрязнение морской П среды); ст. 253 (нарушение законодательства Российской Федерации § о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне щ Российской Федерации); ст. 254 (порча земли); ст. 256 (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов); ст. 258 (незаконная охота); ст. 2581 (незаконные добыча и оборот особо ценных диких

животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации); ст. 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств); ст. 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации); ст. 273 (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ); ст. 274 (нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей); ст. 2741 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации); ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля); ст. 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти); ст. 279 (вооруженный мятеж); ст. 2821 (организация экс-„о тремистского сообщества); ст. 288 (присвоение полномочий должен ностного лица); ст. 290 (получение взятки); ст. 291 (дача взятки); ст. 2911 (посредничество во взяточничестве); ст. 325 (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия); ст. 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются междуна-2 родной защитой).

Усиление роли уголовно-правовой санкции в борьбе с трансна-— циональными преступлениями видится в максимальном повышении § эффективности реального применения санкции судами. Изучение 5 материалов судебной практики (174 приговоров, апелляционных § и кассационных решений судов РФ с 2019 по 2022 г.) позволяет сде-^ лать вывод, что в большинстве случаев транснациональный характер преступления не учитывается. Такая ситуация наглядно показывает, о что в целях повышения эффективности борьбы с транснациональ-^ ной преступностью необходимо внести существенные коррективы С в работу судебных органов. На данный момент судебная практика неадекватно реагирует на рост преступлений транснационального 262 характера и их общественную опасность, как следствие - не дости-^ гаются цели наказания, а его размер не в полной мере соответствует (V тяжести совершенных преступлений.

® Все изложенное свидетельствует о важности закрепления транснационального характера в норме уголовного права. Однако даже при условии, что такой шаг будет сделан, данная норма так и останется декларативной при неправильном, не учитывающем современные тенденции развития преступности применении санкции судами при назначении наказания.

Таким образом, проведенный анализ борьбы с транснациональной преступностью в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы: 1) законодатель, конструируя составы преступлений, учитывает их организованный характер, тем не менее в ряде статей УК РФ следовало бы ввести квалифицирующий признак - транснациональный характер совершаемого преступления; 2) политика следственных и судебных органов РФ не соответствует криминогенной обстановке, осложнившейся внедрением цифровых технологий, специальной военной операцией и рядом других факторов; 3) на- g зрела необходимость широкого обобщения следственной и судебной ^ практики рассмотрения преступлений, имеющих транснациональный § характер, и принятия соответствующего постановления Пленума § Верховного Суда РФ; 4) требуется дополнить перечень статей УК РФ, З используемых при формировании статистической отчетности, двумя § группами преступлений, которые могут иметь транснациональный I. характер (преступления, относящиеся к перечню транснациональных | без дополнительных условий; преступления, закрепленные в УК РФ, g отнесение которых к перечню транснациональных зависит от про- " явления признака трансграничности). ■§

а

Список литературы: -3

1. Владимир Колокольцев и Ваге Казарян обсудили актуальные во- | просы сотрудничества в правоохранительной сфере // МВД Медиа. - 2023. g - 3 апреля. - URL: https://mvdmedia.ru/news/official/vladimir-kolokoltsev-i- g vage-kazaryan-obsudili-aktualnye-voprosy-sotrudnichestva-v-pravookhranitelnoy/ ^ (дата обращения: 13.06.2023). I

2. Об утверждении Концепции внешней политики Российской I Федерации : указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2023. - № 14, ст. 2406. 3

3. Годунов, И. В. Транснациональная организованная преступность в России: пути и формы противодействия : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук | / И.В. Годунов. - Рязань, 2002. - 56 с. g

4. Репецкая, А. Л. Транснациональная организованная преступность : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Л. Репецкая. - М., 2001. - 37 с.

5. Пихов, А.Х.-А. Теоретические основы противодействия транснациональной преступности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.Х.-А. Пихов. -Краснодар, 2018. - 56 с.

6. Яценко, В.А. Транснациональная организованная преступность: криминологическая характеристика и предупреждение : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.А. Яценко. - Ростов н/Д, 2003. - 30 с.

7. Волеводз, А.Г. Противодействие легализации (отмыванию) доходов от преступлений, совершенных с использованием криптовалюты: правовые основы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизвод-

м

I

263

ства / А. Г. Волеводз // Использование криптовалют в противоправных целях и методика противодействия : материалы Международного научно-практического круглого стола (Москва, 25 апреля 2019 г.) / под общ. ред. А. М. Багмета ; редкол.: А.М. Багмет, В.В. Бычков, Л.А. Дмитриева, А.Ж. Саркисян.

- М. : Московская академия Следственного комитета РФ, 2019. - С. 38-45.

8. Устинов, А.В. Взаимодействие органов предварительного следствия Российской Федерации с уполномоченными субъектами иностранных государств в целях получения доказательств по уголовному делу / А.В. Устинов ; под ред. А.Г. Волеводза. - М. : Юрлитинформ, 2014. - 200 с.

9. Волчецкая, Т. С. Международное сотрудничество как фактор современного развития криминалистической науки / Т.С. Волчецкая // Совершенствование законодательной и правоприменительной практики в сфере уголовно-правовых наук в современных условиях: дискуссионные вопросы : Международная научно-практическая конференция (Тула, 9-10 июня 2022 г.). - Тула : Изд-во ТулГУ, 2022. - С. 33-40.

10. Давыдов, В. О. Методика расследования транснациональной пре-„0 ступной деятельности экстремистского характера / В.О. Давыдов ; под ред.

А.Ю. Головина. - М. : Юрлитинформ, 2018. - 440 с. § 11. Халиков, А. Н. Противодействие транснациональной преступности

* начинается с борьбы с национальной преступностью / А. Н. Халиков // ^ Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2017. - № 2 (31). - С. 9-13. § 12. Хижняк, Д.С. Методологические основы расследования транс-

® национальных преступлений / Д.С. Хижняк ; под ред. А.Г. Волеводза.

- М. : Юрлитинформ, 2021. - 424 с.

^ 13. Тупеко, С.С. Теория и практика борьбы с транснациональной пре-

ступностью в Республике Беларусь: оперативно-розыскной аспект : автореф. « дис. ... канд. юрид. наук / С.С. Тупеко. - Минск, 2010. - 21 с. I— 14. Прохоров, Л.А. Роль уголовно-правовой санкции в борьбе с организо-

ванными формами преступного поведения / Л.А. Прохоров, М. Л. Прохорова

О

I

// Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью : материалы Международной научно-практической конференции (Сочи, 9-12 октября 2000 г. / редкол.: В.П. Коняхин, И.А. Николайчук, М.В. Феоктистов,

О А. А. Хмыров. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2000. - С. 154-160. ® 15. Астахова, Е. А. Применение криминалистических классификаций при

С; расследовании транснациональных преступлений (Методические рекомендации) / Е.А. Астахова ; под ред. Д.С. Хижняка. - Саратов : Изд-во Сарат. 264 гос. юрид. акад., 2022. - 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 16. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса

Российской Федерации, используемых при формировании статисти-^ ческой отчетности : указание Генпрокуратуры России № 738/11, МВД {у России № 3 от 25 декабря 2020 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.