Научная статья на тему 'Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат'

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э.

В настоящее время большинством экономистов поднимается вопрос о сложности с ликвидностью в российской банковской системе и невозможностью в связи с этим обеспечения отечественными банками текущего экономического роста. Много нареканий вызывают действия Центрального банка и правительства в этой области. Так, состоявшийся 17 апреля 2008 года аукцион по размещению бюджетных средств на депозиты банков показал, что из 300 млрд. рублей, предложенных по ставке 7,25%, востребованными оказались лишь 23,6 млрд. рублей (средневзвешенная ставка 7,31%). Причины такого положения в том, что, во-первых, предложенный срок депозитов 1 месяц не устраивал большинство банков-участников аукциона. Во-вторых, средства бюджета оказались достаточно дороги для большинства кредитных организаций. В-третьих, к конкурсу на право получить в депозит казенные деньги были допущены банки, соответствующие максимально высоким требованиям, закрепленным в Постановлении правительства № 227 от 29 марта 2008 г. А проблемы с ликвидностью возникают, как правило, у более мелких банков, не обладающих требуемыми характеристиками. Авторы статьи делают попытку разобраться, что необходимо сделать, чтобы обеспечить качественный рост банковской системы (а вырасти ей необходимо в разы) и обеспечить растущую экономику адекватным количеством денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат»

Денежно-кредитная политика

трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат

о. п. овчинникова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, кредита и налогообложения Орловской региональной академии государственной службы

н. э. Овчинникова

Орловская региональная академия государственной службы

Первые месяцы 2008 г. показали относительный суверенитет российской финансовой системы от глобального кризиса ликвидности и турбулентности на фондовых рынках. Причиной такого положения является, во-первых, достаточно слабая банковская система России, которая поэтому и не является серьезным игроком в мировом масштабе; во-вторых, российский фондовый рынок не испытывает серьезных потрясений в связи с кризисом ипотечных компаний. При этом глобальные процессы не могли не затронуть Россию, поэтому хотелось бы остановиться на ряде моментов, которые, как представляется, будут способствовать укреплению российской банковской системы, выводу ее на траекторию финансового суверенитета [1].

В настоящее время большинством экономистов поднимается вопрос о сложности с ликвидностью в российской банковской системе и невозможностью в связи с этим обеспечения отечественными банками текущего экономического роста. Много нареканий вызывают действия Центрального банка и правительства в этой области. Так, состоявшийся 17 апреля 2008 г. аукцион по размещению бюджетных средств на депозиты банков показал, что из 300 млрд руб., предложенных по ставке 7,25 %, востребованными оказались лишь 23,6 млрд руб. (средневзвешенная ставка — 7,31 %) [2]. Причины такого положения в том, что, во-первых, предложенный срок депозитов — 1 месяц — не устраивал большинство банков — участников аукциона. Во-вторых, средства бюджета оказались достаточно

дороги для большинства кредитных организаций. В-третьих, к конкурсу на право получить в депозит казенные деньги были допущены банки, соответствующие максимально высоким требованиям, закрепленным в постановлении Правительства РФ от 29.03.2008 № 227 «О порядке размещения средств Федерального бюджета на банковские депозиты». А проблемы с ликвидностью возникают, как правило, у более мелких банков, не обладающих требуемыми характеристиками.

Попытаемся разобраться, что необходимо сделать для того, чтобы обеспечить качественный рост банковской системы (а вырасти ей необходимо в несколько раз) и обеспечить растущую экономику адекватным количеством денег.

Денежно-кредитная политика является одним из важнейших направлений регулирования экономической деятельности в России. Следует отметить, что основная направленность денежно-кредитной политики сводится, по существу, к определению ее цели, состоящей в обеспечении устойчивости национальной денежной единицы. Как правило, с начала 1990-х гг. подчеркивалась необходимость проведения жесткой (рестрикционной) денежно-кредитной политики как существенной предпосылки достижения поставленной цели. Иными словами, проводилась политика сдерживания инфляции любой ценой.

Однако содержание денежно-кредитной политики характеризуется не только целью, но и методами ее достижения, чему не всегда уделяется

внимание. кроме того, при оценке результатов денежно-кредитной политики обычно акцентируется ее влияние на инфляцию и практически игнорируются другие, порой негативные, процессы.

кризис на мировых финансовых и продовольственных рынках повлек всплеск инфляции в россии, по оценкам, прирост потребительских цен в 2008 г. будет на уровне 12,7 % годовых [3]. Поэтому направленность денежно-кредитной политики на сдерживание инфляции «любой ценой» не выдерживает испытания мировой турбулентностью на финансовых рынках.

рассматривать политику Центрального банка рФ (банка россии) как чисто монетарную можно было бы лишь с определенными допущениями, такими как: существует стабильно функционирующая, развитая банковская система; в стране существует совершенный рынок свободной конкуренции в финансовой сфере; отсутствует давление на банковскую систему со стороны органов государственной власти в целях решения сиюминутных остро политических задач и пр. Однако столь идеальных условий не существует в настоящее время ни в одной стране мира.

Отметим, что проведение денежно-кредитной политики невозможно без стабильно функционирующих финансовых рынков, основным действующим звеном которых, несомненно, является кредитная система.

Заметный рост банковской системы россии в последние два года обусловлен двумя важными тенденциями:

1) огосударствлением финансовой системы (сбербанк, ВтБ, россельхозбанк, ВЭБ-Банк развития и др.), большинство из таких банков имеют существенное сходство с государственными корпорациями;

2) проникновением иностранного капитала.

Последняя тенденция наиболее ярко выражена: в течение 2007 г. доля нерезидентов в капитале банковской системы выросла с 15,9 до 25,1 %! Приход «иностранцев» влечет как положительные (расширение продуктовой линейки, использование новейших банковских технологий и т. п.), так и негативные последствия. так, проводя зарубежную экспансию, транснациональные банки ориентируются в основном на стимулирование потребительского спроса, а не инвестиционного. кредитуя физических лиц, они стимулируют спрос в первую очередь на импортные товары, что сокращает потенциал роста реального сектора национальной экономики.

Поэтому необходимо рассматривать денежно-кредитную политику ЦБ рФ в неразрывной связи с целями развития всей банковской системы страны.

роль денежно-кредитной политики Центрального банка рФ заключается в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышении его эффективности, а также совершенствовании платежного оборота и обеспечении всех секторов экономики необходимыми и достаточными доступными кредитными ресурсами.

Вместе с тем на макроэкономическом уровне следует подчеркнуть важное значение денежно-кредитной политики в процессах формирования, распределения и перераспределения национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, а на микроэкономическом уровне — конкретного банка — в обеспечении стабильности и надежности банка, его рентабельности и ликвидности, адекватности его деятельности потребностям клиентов (в том числе и населения).

роль денежно-кредитной политики ЦБ рФ в экономике определяется ее важным значением в процессе перераспределения денежных средств между отраслями и сферами рыночной экономики через коммерческие банки; перевода сбережений, прежде всего физических лиц, из непроизводительной в производительную форму; финансирования и кредитования потребностей экономики и населения на неинфляционной основе.

таким образом, денежно-кредитная политика Центрального банка как надстроечная категория должна основываться на исследовании достигнутого уровня развития денежных и кредитных отношений в стране и нацеливаться на их совершенствование и развитие в интересах страны в целом.

Центральный банк рФ разрабатывает денежно-кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовывать взаимоотношения между финансовыми посредниками и реальной экономикой по поводу возвратного движения денежных средств, так как именно кредитные отношения в современных условиях превалируют над чисто денежными (имеются в виду в первую очередь налично-денежные расчеты, практически отсутствующие в развитой рыночной экономике). В процессе разработки денежно-кредитной политики необходимо учитывать уровень развития общества и кредитной системы.

Такой подход отличается от общепринятого в экономической литературе тем, что, во-первых, рассматривает денежно-кредитную политику в широком смысле с позиций обеспеченности социально-экономических процессов, прежде всего кредитными ресурсами, а во-вторых, предполагает изучение использования денежно-кредитной политики на макро- и микроэкономическом уровнях.

Основополагающим моментом при разработке направлений денежно-кредитной политики является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации, причем цель должна быть простой и доступной в восприятии.

Важным представляется выбор необходимого ракурса, аспекта для определения цели денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. Следует отметить, что четкая и определенная цель единой денежно-кредитной политики будет определять конечные цели развития банковской системы РФ и каждого конкретного банка в отдельности, которые, будучи принятыми для исполнения руководителями или владельцами коммерческих банков, определят в конечном итоге позиции банков по отношению к клиентам и партнерам.

Следует отметить, что согласование вышеперечисленных глобальных целей государства и частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не простого их объединения) путем достижения договоренности, компромисса между заинтересованными сторонами.

Поэтому основной целью денежно-кредитной политики является создание условий для целенаправленного и эффективного социально-экономического развития страны, понимаемое в самом широком смысле. Имеется в виду развитие экономики не только с точки зрения ее экстенсивного развития (количественные характеристики), но и интенсивного развития — повышения эффективности функционирования отдельных секторов национального хозяйства (качественные характеристики), а также развитие банковской системы страны как социального института с позиций обеспечения интересов акционеров, клиентов, персонала банка.

На макроэкономическом уровне целью политики, проводимой банками страны во главе с Банком России, является поддержание стабильности банковской системы и обеспечение устойчивого поступательного развития экономики. Заявленные цели могут быть достигнуты лишь при развитом и эффективно функционирующем трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики.

До настоящего времени среди отечественных экономистов фактически не сформировалось единого мнения относительно того, как денежно-кредитная политика воздействует на экономику. Во многом это обусловлено недостаточной теоретической и практической разработкой в отечественной литературе вопросов влияния монетарной политики на организацию и функционирование экономики, получившее за рубежом название трансмиссионного (передаточного) механизма (transmission mechanism of monetary policy).

Структура трансмиссионного механизма состоит из каналов, представляющих собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передаются изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от конкретных экономических условий, поведения экономических агентов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитного регулирования [4]. Известно, что передаточный механизм денежно-кредитной политики — это проводник влияния изменений в денежно-кредитной политике на цены [5].

Этот процесс складывается из двух этапов:

1) инструмент политики центрального банка влияет на более широкие финансовые и денежные переменные величины;

2) финансовые и денежные переменные величины влияют на рост цен, т. е. на решение конечной задачи денежно-кредитной политики.

При простом монетаристском механизме инструмент политики центрального банка — количество денег в обороте. Цены повышаются, если центральный банк печатает большее количество денег, чем агенты экономики желают в данный момент иметь на руках. Вслед за этим, как только будут израсходованы избыточные деньги, начинают расти цены. Однако в развитых странах кредитно-денежная политика проводится в жизнь путем изменения учетных ставок по краткосрочным кредитам (на денежном рынке), а не прямого увеличения выпуска резервных денег. Иными словами, денежно-кредитная политика оказывает влияние в различных структурах экономики и наиболее явственно отражается на ценах через воздействие учетных ставок на денежном рынке на весь спектр учетных ставок, а не какое-то определенное количество денег [6].

В теории вопроса расширенный передаточный процесс охватывает три широкие области: монетарная (еще раз подчеркнем, монетарная) политика, финансовые рынки и реальная экономика: 1) монетарная политика, где инструментарий централь-

ного банка (учетная ставка, операции на открытом рынке, депозитная политика и т. п.) оказывает влияние на рыночные процентные ставки, валютный курс, цены на активы и условия кредитования; 2) финансовые рынки — изменения в финансовой конъюнктуре ведут к изменениям в номинальных расходах домашних хозяйств и фирм; 3) реальная экономика — под воздействием изменений в совокупном спросе наблюдается корректировка темпов экономического роста.

В россии в настоящее время, как известно, эмиссия, или предложение денег в экономике, происходит путем операций ЦБ рФ на валютном рынке. Таким образом, передаточный механизм денежно-кредитной политики в современных условиях можно представить следующим образом (см. рисунок).

Основная задача передаточного механизма — это насыщение внутреннего спроса денежными ресурсами. Если блокирован или недостаточно развит уровень финансовых рынков, то сигналы регулятора не будут доходить до реальной экономики. Так случилось в 1996 — 1998 гг., когда ставки на финансовых рынках в несколько раз превосходили ставки в реальном секторе и денежная масса в основном обслуживала финансовый сектор, реальная экономика довольствовалась денежными суррогатами — бартером и неплатежами.

Однако и в настоящее время ориентация только на валютный курс — это слабая политика, так как она приводит к таким негативным процессам, как ориентация внутреннего кредитного рынка на внешние заимствования в связи с недостаточной внутренней ликвидностью, зависимость инфляционных процессов от глобального рынка, проникновение иностранного капитала и т. п. Часть этих моментов мы рассмотрели выше.

Закономерен вопрос: сколько денег необходимо экономике и каковы более эффективные механизмы передачи денежных импульсов?

регулирование параметров денежного рынка— прерогатива макроэкономического уровня. Вместе с тем денежная система страны складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает некоторым потенциалом саморегулирования, основанным на возможностях анализа и коррекции соотношений между денежной массой и денежным спросом регионального хозяйства.

Центральным банком рФ сравнительно недавно стали публиковаться абсолютные значения и структура важнейших денежных агрегатов страны. Еще более короткий период времени имеет практика расчета региональных аналогов этих параметров. следует отметить, что специалисты ЦБ рФ рекомендуют критически относться к получаемым

Упрощенная схема передаточного процесса монетарной политики в россии (авторский вариант)

в регионах оценкам денежной базы и денежной массы. Главной причиной вероятного получения недостаточно достоверных оценок этих параметров являются сложности локализованного измерения наличной денежной массы, обращающейся в регионах вне банковской системы. Как правило, территориальные подразделения Банка России идут «по пути наименьшего сопротивления», считая эмитированные денежные знаки как внебанковс-кий оборот наличных денег. Кроме того, наличные деньги в обращении характеризуются высоким потенциалом миграционной мобильности, что затрудняет их территориальную «привязку». Однако одновременно с этим существуют и встречные потоки, в той или иной степени нейтрализующие потерю регионом наличной денежной массы.

Оценка степени достаточности объемов денежной эмиссии и, соответственно, выбор направления политики — активизировать или ограничивать рост денежной эмиссии зависит от того, какую оценку (позитивную или негативную) получают тенденции, возникающие в ходе реформирования экономики и осуществления политики подавления инфляции; от того, содержат ли текущие тенденции перспективу экономического роста.

Следует отметить, что макроуровневый подход к использованию денежно-кредитных регуляторов дает лишь самое поверхностное представление о деструктивности их воздействия. Основной негативный потенциал современной кредитно-денежной политики кроется в неуклонном расстройстве денежного обращения, и прежде всего деформации денежной массы по ее основным агрегатам, по функциональному составу — средства в обращении и сбережениях, по форме денег — наличные и безналичные, по региональному размещению денежных средств, по нарастанию объемов денежных суррогатов в общем объеме средств в обращении.

Если формирование денежной массы на основе использования механизма кредитной эмиссии является объектом регулирования ЦБ РФ, то нарастание объемов квазиденежной массы практически выводит основную часть денежного оборота из сферы банковского регулирования и, что не менее опасно, единого информационного пространства российской экономики. При этом органичное единство всего денежного пространства, а, именно, рублевой и псевдоденежной массы, исходно снижает функциональные различия между ними. Более того, повышается «ценность» псевдоденег в связи с их способностью скрывать доходы от налогообложения. В условиях отсутствия центра-

лизованного контроля и регламентации в части псевдоденежной массы установление жестких границ роста рублевой массы (любых агрегатов) становится бессмысленным. Неуклонное расширение сферы обращения псевдоденег, при том, что происходит постоянное обновление их форм и механизмов действия, практически сокращает сферу функционирования рублевой массы и, что особенно важно, спрос на нее.

При этом за пределами современной денежной политики остается главное — обеспечение потребности оборота денежной массой в объеме, достаточном для авансирования (кредитования) экономического роста.

Таким образом, следует констатировать, что негативными моментами в рамках эмиссионной составляющей денежно-кредитной политики является отсутствие адекватной оценки необходимого и достаточного объема наличных и безналичных денежных средств как с позиции самого Центрального банка РФ, так и его территориальных подразделений вследствие недостаточной проработанности соответствующей методики.

Представляется, что оценка необходимого и достаточного объема наличных и безналичных денежных средств должна включать два этапа. На первом этапе данная оценка должна производиться Центральным банком РФ и его территориальными подразделениями самостоятельно в рамках своеобразных «контрольных цифр»; на втором этапе ЦБ РФ должен корректировать свои «контрольные цифры» с учетом данных территориальных подразделений на основе системно-логического подхода с определенной погрешностью как на макроэкономическом уровне, так и в территориальном разрезе. Далее такие показатели предоставляются в региональные отделения ЦБ РФ, где на их основе корректируются собственные показатели. Помимо этого на всех уровнях должны проводить мониторинг показателей денежной массы и соответственно затем вносить коррективы, а при превышении, предположим, объема наличных денег допустимого предела («порога безопасности») территориальным отделениям следует проводить активное регулирование денежного обращения с помощью определенных мер воздействия. Направленность такого воздействия (смягчение регулирующих мер или, наоборот, их усиление) будет определяться факторами развития экономической ситуации в России.

В целях создания эффективной структуры регулирования денежного обращения, соответствующей современным требованиям, необходимо:

1) разработать сравнительно простую и понятную методику оценки необходимого и достаточного объема наличных и безналичных денежных средств, т. е. степень денежной насыщенности экономики;

2) создать механизм оперативного воздействия на состояние денежного обращения, особенно со стороны территориальных подразделений ЦБ рФ;

3) оценить параметры денежного обращения как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Передаточный механизм должен иметь четкую целевую ориентацию. В данной связи уместно поставить вопрос о результативности денежно-кредитной политики.

результативность денежно-кредитной политики можно трактовать, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели. Во-вторых, — как степень приближения к последней. В-третьих, — как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в стране в целом и в каждом регионе в отдельности, а также на определяющие параметры экономического развития. При оценке результативности денежно-кредитной политики по второму из трех указанных критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные определенности ее цели, а в ряде случаев — и конкретизирующих ее задач.

Указанную тенденцию можно обозначить как повышение «производительности» денежно-кредитного регулирования.

Таким образом, следует говорить о денежно-кредитной политике, ориентированной на результат, т. е. системе мер денежно-кредитного воздействия на экономику в соответствии с заданными целями, направленной на достижение стратегических результатов развития страны в целом.

Тогда эмиссионная политика может происходить по следующим направлениям. Первое, расширение рефинансирования коммерческих банков. Причем это не просто «накачка» финансового сектора денежными ресурсами.

Можно предложить инвестиционное рефинансирование, которое будет предоставляться на более длительные сроки и под сравнительно небольшие проценты. для снижения рисков Центральный банк рФ будет рассматривать проекты, под которые коммерческие банки просят пополнить ресурсную базу. должна быть система критериев оценки этих проектов, прежде всего они должны быть значимыми для страны и совпадать с траекторией роста экономики в целом. Например, высокотехноло-

гичный или социально значимый проект. Такие крупные проекты могут быть прокредитованы в рамках синдицированного кредита, следовательно, и инвестиционное рефинансирование также должно предоставляться на синдицированной основе.

Еще одним направлением расширения рефи-нансовых операций можно назвать выборочное рефинансирование. В рамках данного рефинансирования ЦБ рФ на основе прозрачных критериев будет выделять средства коммерческим банкам. Например, крупный и устойчивый банк может получить кредит под более низкий процент и на более длительный срок, чем небольшой региональный банк. Но доступ к рефинансовым операциям должны иметь все банки, вне зависимости от их размеров.

Третья группа ресурсов — это бюджетные вливания — средства стабилизационного фонда, Фонда национального благосостояния, резервного фонда и др. разумеется, эти фонды служат определенной «подушкой безопасности» на случай финансового коллапса. Однако речь идет о части данных средств (допустим, 25 % от общей суммы), которая может быть направлена в приоритетные для страны отрасли через трансмиссионный механизм.

В этой связи следует отметить, что Центральный банк рФ должен проводить стратегический аудит — постоянный мониторинг результативности вложения средств в соответствии с прогнозируемыми результатами. Это сложная, комплексная задача. Однако при современном уровне развития информации и средств связи она не представляется неподъемной. В таком случае передаточный механизм будет результативным, как и сама денежно-кредитная политика. и, как представляется, действия денежных властей будут вызывать меньше нареканий со стороны общества.

Однако все импульсы денежно-кредитной политики будут блокироваться на уровне финансовых рынков, если последние будут недостаточно развиты. Какие приоритетные задачи должна решать финансово-кредитная система как проводник импульсов денежно-кредитной политики, ориентированной на результат?

Во-первых, она должна способствовать эффективной аллокации ресурсов в экономике. речь идет о тех ресурсах, которые в настоящее время находятся в распоряжении кредитной системы, и о тех, которые потенциально могут быть пропущены через финансовые рынки. Необходимость проведения крупных инфраструктурных проектов, обеспечение ресурсами приоритетных направлений развития

национальной экономики требуют создания правил распределения ресурсов и рисков, а также формирования новых каналов финансирования.

Четко и бесперебойно работающая в интересах российских инвесторов кредитная система, которая будет устойчива к внешним кризисам, позволит достигнуть амбициозной задачи превращения России в мировой финансовый центр.

Во-вторых, второй блок передаточного механизма должен содействовать реализации социальных функций государства. Речь идет о повышении качества и доступности финансовых услуг для всего населения. Рост экономики затронул не все слои населения, на уровне сельских поселений население испытывает недостаток в заемных средствах и имеет ограниченный доступ к кредитным организациям [7].

Как известно, финансово-кредитная система — это не только банковская система и рынок ценных бумаг, это еще система небанковских финансово-кредитных институтов, которые в настоящее время играют существенную роль на рынке ссудных капиталов в развитых странах. К ним относятся частные пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, кредитные кооперативы и т. п. К сожалению, в современных условиях средства этих организаций либо не вовлечены в кредитный оборот, либо они еще очень слабы (например, система сельских кредитных кооперативов). Однако именно в данном сегменте могут развиваться программы социальной ипотеки, образовательного кредитования, страхования и т. д. В сельской местности необходима активизация усилий по созданию системы кредитной кооперации [8].

В конечном итоге, развитая система кредитных институтов — это не только прекрасно функционирующий трансмиссионный механизм, но и формирование среднего класса, стабильного общества, решение проблемы социальных гарантий и пенсионного обеспечения, а также проблемы обеспечения доступности кредитных услуг для каждого россиянина.

литература

1. ГришанковД., СамиевП. Мощная, открытая, суверенная //Эксперт. — 2008. № 16. С. 60 — 64.

2. Тальская М. Слишком дорогая помощь // Эксперт. 2008. № 16. С. 59.

3. Упрямая инфляция // Эксперт. 2008. № 15. С. 14.

4. Моисеев С. Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики //Бизнес и банки. 2002. № 45. С. 1 — 5.

5. Дейл С., Холдейн А. Поведение банков и денежный передаточный механизм // Ежеквартальный бюллетень Банка Англии. 1993. № 11.

6. Исто У. У. Передаточный механизм учетных ставок в Соединенном Королевстве и за рубежом // Ежеквартальный бюллетень Банка Англии. — 1990, май.

7. Садков В. Г., Овчинникова О. П. Комплексное развитие регионов России и пути преодоления кредитной асимметрии в развитии муниципальных образований // Финансы и кредит. 2006. № 21. С. 43 — 51.

8. Овчинникова О. П. , Бойченко И. В. Формирование современной системы сельской кредитной кооперации // АПК: экономика, управление. 2007. № 5. С. 51 — 54.

вниманию кредитных

организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.