Научная статья на тему 'Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия'

Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
315
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ТРАНСМЕДИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / МЕДИАПРОЕКТ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / JOURNALISM / TRANSMEDIA COVERAGE / MEDIA PROJECT / JOURNALISTIC EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна, Исмаилов Анвар Юрьевич

В статье рассматривается один из ключевых вопросов современного журналистского образования формирование у студентов профессиональных компетенций в условиях трансмедийного характера медиапространства. Предполагается, что в этом случае образовательный процесс опирается на проектное обучение и имеет приоритетную установку на журналистскую практику. Как комплексное явление такой подход содержит в себе основной инструментарий личностно-деятельностного и компетентностного подходов. В статье осмысливаются такие понятия, как трансмедийное освещение, профессиональные компетенции, и детализируются некоторые аспекты обозначенных образовательных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transmedia and journalistic education: parameters of interaction

The article deals with one of the key issues of modern journalistic education associated with the formation of students' professional competencies in the context of transmedia nature of the information space. It is assumed that the educational process in this case is based on project training and has a clear focus on journalistic practice. As a complex phenomenon, it contains the basic tools of personal activity and competence approaches. The text gives an idea of such concepts as “transmedia coverage”, “professional competence” and details some aspects of the designated educational approaches. This series is supplemented by an example of participation of students of the faculty of journalism in the transmedia coverage of the international scientific event, which took place at the South Ural State University.

Текст научной работы на тему «Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия»

RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism 2019 V0l 24 N0 3 544-553

http://journals.rudn.ru/ literary-criticism

Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика

Научная статья

DOI 10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553 УДК 070

Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия

Л.П. Шестёркина, А.Ю. Исмаилов

Южно-Уральский государственный университет

Российская Федерация, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76

В статье рассматривается один из ключевых вопросов современного журналистского образования - формирование у студентов профессиональных компетенций в условиях трансмедийного характера медиапространства. Предполагается, что в этом случае образовательный процесс опирается на проектное обучение и имеет приоритетную установку на журналистскую практику. Как комплексное явление такой подход содержит в себе основной инструментарий личностно-деятельностного и компетентностного подходов. В статье осмысливаются такие понятия, как трансмедийное освещение, профессиональные компетенции, и детализируются некоторые аспекты обозначенных образовательных подходов.

Ключевые слова: журналистика; трансмедийное освещение; медиапроект; журналистское образование; профессиональные компетенции

Качественное изменение характера производства и потребления журналистских текстов привело к появлению специфического феномена - трансмедийного повествования. В отечественной и зарубежной коммуникативистике термином «трансмедийное повествование», или «трансмедийный сторителлинг» (transmedia storytelling), обозначают процесс создания и распространения информационного продукта, который тематически состоит из относительно самостоятельных историй (фрагментов). Такие истории объединены одной «вселенной» (storyworld), а их возникновение и трансляция происходят за счет использования различных видов медиа, а также иных средств, не относящихся к информационно-коммуникационным технологиям. Сегодня трансмедийный сторителлинг - данность не только новостной журналистики, но и массовой культуры в целом. Г. Дженкинс дает следующее определение трансмедийного сторителлинга: «трансмедийная история рассказывается посредством различных медийных платформ, и каждый новый текст вносит весомые изменения в

© Шестёркина Л.П., Исмаилов А.Ю., 2019

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

общий нарратив» [15]. Синонимичными терминами в этом случае выступают такие слова, как интермедиа, кросс-медиа, суперсюжеты, мультиплатформен-ность, сетевая нарративная среда, гибридные медиа, медиамикс и др .

Д. Гомес выделяет ключевые характеристики трансмедиа:

- содержание истории исходит от одного или нескольких визионеров;

- содержание распределяется на три и более платформы;

- распределение фрагментов истории на медийные платформы планируется заранее;

- контент каждой платформы уникален и подчеркивает ее сильные стороны;

- контент основан на едином видении истории вселенной;

- содержание разных платформ структурируется таким способом, который не позволяет допустить трещин и расколов;

- кампания усиливается вертикально третьими лицами и лицензиатами;

- история дает аудитории возможности для участия (веб-портал, социальная сеть, пользовательский контент) [15].

Спрос на трансмедийные проекты характерен для всех субъектов сетевого интернет-пространства. Все чаще в своей профессиональной деятельности их используют маркетологи и PR-специалисты, которые высоко оценили все преимущества такого информационного воздействия. В рамках масштабного исследования «Форсайт компетенций - 2030» эксперты пришли к выводу, что востребованной профессией в России в ближайшее десятилетие станет так называемый архитектор трансмедийных продуктов [2].

Согласно другому исследованию, проведенному школой коммуникаций Университета Северной Каролины (USC Annenberg School for Communication and Journalism), считается, что сторителлинг в цифровых медиа будет лидирующим коммуникационным трендом в ближайшие пять лет [7]. Запрос на теоретическое осмысление трансмедийного повествования существует и со стороны представителей журналистского сообщества, которые нуждаются в практических рекомендациях по управлению такими проектами.

Более десяти лет назад в серии ЮНЕСКО по образованию в области журналистики была опубликована модель учебной программы по журналистике [11]. В 2013 г. (в 2017 г. в переводе на русский язык) модель была дополнена сборником новых учебных планов, представляющий собой «стратегический ответ на вопрос, как журналистское образование продолжит свое обновление?» [12. C. 8]. Выводы, к которым можно прийти исходя из анализа указанных документов, дают основание говорить о широком спектре исследовательских программ в области изучения журналистского образования. В рамках заявленной темы в контексте проблематики трансмедиа ограничимся некоторыми положениями.

Во-первых, процесс формирования профессиональных навыков студента-журналиста подразумевает погружение студента в творческую журналистскую среду с момента его поступления. Летняя производственная и учебная практики первокурсника лишь одна из форм такого погружения и не могут выступать в статусе единственной и приоритетной.

Во-вторых, вектор журналистских компетенций можно обозначить как:

- компетенции общих знаний и интеллектуальных способностей;

- владение приемами сбора информации и подготовки материалов, редактирования, дизайна, производства;

- способность использовать технические средства журналистики и овладевать новыми технологиями и инновационными практиками;

- понимание профессиональных правил;

- владение знаниями, касающимися роли журналистики в обществе;

- знание лучших образцов журналистики [12. С. 20].

В-третьих, личностно-деятельностный, компетентностный и проектный подходы должны органично встраиваться в образовательный процесс и быть звеньями одной цепи. Все три подхода в образовании журналиста сегодня должны быть практико-ориентированными, спроецированными на трансмедийный характер профессиональной деятельности.

Личностно-деятельностный подход, являясь фундаментальным понятием философии образования, нацелен на становление сознания личности и формирование его целостности. Именно в процессе деятельности человек становится самим собой, саморазвивается и актуализирует свое личностное начало. Акт деятельности имеет в своей основе саморефлексию, сознательную постановку целей и детерминирован мотивационной составляющей. В процессе личностно-деятельностного подхода реализуются различные виды деятельности (познавательная, групповая, исследовательская). Привлекая студента-журналиста к мероприятиям корпоративного факультетского и университетского масштабов, к указанным видам деятельности можно добавить также такие виды деятельности, как информационная, коллективно-распределенная, проектная.

Проектное обучение в условиях трансмедиа имеет особое значение. На факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета осмысление подобных вопросов вылилось в межвузовский проект с международным участием «Универсальная журналистика: опыт проектного обучения» [16]. В подготовке учебного пособия также приняли участие факультеты журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, Академии медиаиндустрии, факультет интернет-журналистики и социальных медиа Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. В пособии, в частности, показано, что проектное обучение предполагает совместное творчество преподавателей и студентов. Образовательные проекты могут быть исследовательскими, прикладными, сервисными [16. С. 6].

Формирование профессиональных компетенций в образовательном процессе подразумевает приобретение определенного запаса знаний, умений и навыков. На это указывает Европейский фонд образования (ЕФО), который так определяет компетенции: способность делать что-либо эффективно, выполнять особые трудовые функции и соответствовать требованиям, предъявляемым при устройстве на работу [4. С. 43]. В качестве основного критерия оценки подготовки студентов-журналистов выступает их способность к профессиональной деятельности, которая основана на владении конкретными профессиональными компетенциями [17].

Современный федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС 3) по направлению «Журналистика» включает обширный перечень культурных и профессиональных компетенций - девятнадцать и пятьдесят восемь соответственно. Некоторыми исследователями такие показатели представляются избыточными: это «приводит к размыванию требований, предъявляемых к студенту в процессе освоения компетенций, своеобразному "перекрещиванию" содержательного наполнения компетенций» [9. С. 453]. Следует отметить, что требования, вытекающие из ФГОС 3+, с точки зрения компетентностно-ориентированного подхода не противоречат установкам ФГОС 3 [10. С. 29].

Вместе с тем анализ научных работ на тему компетентностного подхода в журналистском образовании показывает стремление исследователей не только придать существующим компетенциям практико-ориентированный смысл, но и с учетом трансмедийности информационного пространства задекларировать новые компетенции [3; 6]. Например, Н. Дрок предлагает инновационные компетенции, к которым относит участие, открытость (транспарентность), навигацию, повествование, кросс-медиа, предпринимательство [6].

Некоторые исследователи полагают, что число компетенций может быть увеличено за счет интеграции в учебный процесс компетенций из различных ФГОС ВО, например, «преподаватель в процессе работы с иностранными студентами должен ориентироваться на перечень компетенций, прописанных в стандарте ФГОС ВО не только по направлениям бакалавриата "Лингвистика" и "Журналистика", но и "Культурология"» [1. С. 183].

Рост количества компетенций, необходимых сегодняшним студентам-журналистам, объясняется тем, что теория и практика подготовки журналистов не могут пребывать в раз и навсегда заданных рамках. Глобальные изменения в области научно-мировоззренческих парадигм приводят к появлению новых требований, предъявляемых к журналисту. Необходимо понимать следующие явления: смещение акцентов в области приоритетности информационных источников и распространения информации в сторону социальных сетей и Интернета в целом, генерирование контента с помощью роботожурналистики и появление первого виртуального телеведущего [5]; искусственный интеллект, нейронные сети и data-журналистика; фейковая журналистика и фактчекинг. Диагностика профессиональных компетенций студента осуществляется на «основании разделения на методы оценки сформированных компетенций и на методы диагностики формирования компетенций» [13. С. 69]. К первой группе методов можно отнести экспертное оценивание, ко второй - тестирование, устный экзамен и др.

На кафедре журналистики и массовых коммуникаций Южно-Уральского государственного университета обучение студентов ведется с учетом вышеуказанных новшеств. В 2018 году преподаватели приступили к реализации программ проектного обучения, которые признаны приоритетными. Кафедра, опираясь на силы университетских СМИ и студенчества, занимается информационным сопровождением событий и мероприятий, проводимых в стенах

университета и за его пределами. Привлечение студентов к такого рода деятельности обеспечивает эффективность образовательного процесса. В нем теоретические знания, полученные в ходе аудиторных занятий, конвертируются в профессиональную компетентность, содержательной характеристикой которой выступают конкретные практические умения и навыки.

В ноябре 2018 года на базе Южно-Уральского государственного университета прошла международная научная конференция «Цифровая индустрия: состояние и перспективы развития 2018», организованная совместно с корпорацией Emerson (США). Целью конференции стало обсуждение достижений мировых лидеров цифровой индустрии, ведущих университетов и научно-исследовательских центров в области разработки инновационных моделей, методов и технологий для «Индустрии 4.0», опыта их внедрения в крупных транснациональных и отечественных промышленных компаниях. С планарными докладами выступили ведущие специалисты из России, США, Китая, Франции, Германии, Польши, Мексики, Португалии, Великобритании и Италии. Среди важных мероприятий конференции были следующие: открытие лаборатории «ЮУрГУ-Эмерсон», открытие выставки, посвященной мировым достижениям в сфере цифровой индустрии, круглый стол «Технологии Индустрии 4.0», открытие IoT (Internet of Things - Интернет вещей) Академии Samsung, более двадцати докладов представителей научного и бизнес-сообществ [14].

Информационными партнерами мероприятия были региональные средства массовой информации, университетские СМИ (телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, Радио ЮУрГУ, 360-градусный мультимедийный конвергентный ньюсрум ЮУрГУ «Newsroom Digital», газета «Технополис», новостной сайт ЮУрГУ и сайт конференции), официальные страницы подразделений ЮУрГУ в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook. Основными исполнителями информационного сопровождения мероприятия стали преподаватели и сотрудники кафедры журналистики и массовых коммуникаций, а также студенты факультета журналистики.

Предварительная работа заключалась в подготовке рабочей группы, проведении отбора студентов для формирования команды, определении этапов онлайн-трансляции, распределении обязанностей, тестировании техники на месте проведения конференции, пробном включении. Необходимо подчеркнуть, что предварительная, а затем реализованная проектная разработка информационного сопровождения позиционировалась как практическая модель формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», а информационное пространство конференции осознавалось априори как трансмедийное.

Студенты были распределены по группам. Задачей первой группы стала работа по проведению интервью с организаторами, экспертами, международными спикерами. Вторая группа вела репортажи с фото- и видеосопровождением. Третья - работала над текстовыми и фотографическими материалами для университетского сайта, занималась подготовкой информационной подборки для СМИ, организацией переводов. В четвертую группу входили студенты с функциональными обязанностями операторов и журналистов.

В ходе конференции были проведены онлайн-трансляции мероприятий, прямые включения, создано около 70 теле-, радио-, интернет-репортажей. Материалы, подготовленные студентами, передавались в эфир по кабельным сетям и в Интернет университетскими электронными медиа. Осмысление трансме-дийности в данном примере - намеренная разработка единого комплекса сюжетов для разных медиа: перекодировка и переупаковка событий самой конференции и событий вокруг конференции. ТРК ЮУрГУ-ТВ и студия Радио ЮУрГУ осуществляли круглосуточное вещание в собственной сети кабельного телевидения, в Интернете на сайтах телерадиокомпании и университета, а также по расписанию в эфире и кабельных сетях своих партнеров в Челябинске и Челябинской области. Было организовано вещание на сайте университета на китайском и английском языках. Информационные сюжеты, фильмы и программы были размещены на канале ЮУрГУ-ТВ на YouTube, сайтах телерадиокомпании и университета, на странице ЮУрГУ-ТВ «ВКонтакте». Состоялись прямые трансляции на канале ЮУрГУ-ТВ в кабельной сети и в Интернете: на канале ЮУрГУ-ТВ на YouTube, сайтах телерадиокомпании и университета, на страницах «ЮУрГУ-ТВ» и «Я люблю ЮУрГУ» «ВКонтакте». Дополнительно было организовано вещание на сайте радио ЮУрГУ и в социальных сетях. Особая роль была отведена мультимедийному ньюсруму ЮУрГУ, который объединил все корпоративные аккаунты в социальных сетях.

Профессиональная работа студентов в условиях трансмедиа дала им возможность структурировать и систематизировать информацию, оценивать, аккумулировать, анализировать сведения из различных источников, показывать разные точки зрения на проблему, проводить самоанализ и самооценку профессиональной деятельности, работать со статистикой, официальными материалами, данными опросов общественного мнения, медиаметрическими показателями, выявлять информационные потребности своей аудитории, понимать систему ценностей целевой аудитории, выявлять фигуры-«маяки», референтные группы, определять причастность аудитории к определенным сообществам, понимать важность сетевого сообщества для медиакомпаний и одиночных производителей интернет-контента, собирать информацию с помощью сетевых сообществ, отвечать на вопросы ситуативных задач, работать в совместных редакторских средах для рассылки, редактирования и поддержки контента (информации), использовать рабочие ссылки, писать совместные с поисковиками заголовки, пользоваться и управлять семантическими указателями и категориями в системе медиатекста, работать в различных системах управления (Joomla, WordPress, Drupal), JavaScript (язык сценариев).

Таким образом, трансмедийное развитие информационного пространства актуализирует проектную модель журналистского образования, которая в свою очередь способствует осознанию студентами ценности отдельного медийного продукта, встроенного в нечто большее, - например, как было показано выше, в информационное пространство международной конференции.

Список литературы

[1] Антипина Е.С., Сапожникова О.В. Проблема формирования профессиональной культуры иностранных студентов-журналистов // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 2. С. 179-188.

[2] Атлас новых профессий 2.0. М., 2015. URL: http://edu2035.org/pdf/GEKAtlas-ru.pdf (дата обращения: 30.02.2019).

[3] Баранова Е.А. Новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции: мифы и реальность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 1. С. 177-188.

[4] Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

[5] В Китае показали первого виртуального телеведущего. URL: https://bit.ly/2SgdXK5 (дата обращения: 30.02.2019).

[6] Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/859 (дата обращения: 21.01.2019).

[7] Как изменится PR в ближайшие годы: результаты исследования Global Communications Report // Media Bitch. 25.04.2017. URL: http://mediabitch.ru/pr-trends-golin/ (дата обращения: 19.05.2019).

[8] Курбакова Е.В. Структура компетентностного подхода в журналистском образовании // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 448-451.

[9] Макарова Л.С. Компетентностно-ориентированный подход в современном журналистском образовании // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (2). С. 452-455.

[10] Макарова Л.С. Сравнительный анализ федеральных государственных стандартов (ФГОС-3 и ФГОС-3+) по направлению «Журналистика» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 5. С. 24-29.

[11] Модель учебной программы по журналистике: с первоисточниками на русском // UNESCO Digital Library. 2009. URL: https://bit.ly/2QwW90q (дата обращения: 29.02.2019).

[12] Модель учебной программы по журналистике: сборник новых учебных планов // UNESCO Digital Library. 2017. URL: https://bit.ly/2ScwG9e (дата обращения: 30.01.2019).

[13] Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М.: ФИРО, 2010.

[14] Цифровая индустрия: состояние и перспективы развития 2018: программа конференции. URL: https://bit.ly/2AefdGC (дата обращения: 18.01.2019).

[15] Трансмедиа: модель разборки. URL: https://bit.ly/2QKDcrg (дата обращения: 01.02.2019).

[16] Универсальная журналистика: опыт проектного обучения: учебное пособие / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018.

[17] Фролова Т.И. Наука, СМИ, общество: как достичь взаимопонимания. Ч. 1. Научный журналист: миссия, задачи и компетенции: методическое пособие для журналистов по выявлению признаков лженауки. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. URL: https://bit.ly/2BE7jGp (дата обращения: 18.01.2019).

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 01 марта 2019

Дата принятия к печати: 01 июля 2019

Для цитирования:

Шестёркина Л.П., Исмаилов А.Ю. Трансмедиа и журналистское образование: параметры взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. J№ 3. С. 544-553. http://dx.doi.org/ 10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553

Сведения об авторах:

Шестёркина Людмила Петровна, доктор филологических наук, декан факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета. Контактная информация: e-mail: [email protected]

Исмаилов Анвар Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета. Контактная информация: e-mail: [email protected]

Research article

Transmedia and journalistic education: parameters of interaction

Lyudmila P. Shesterkina, Anvar Yu. Ismailov

South Ural State University (National Research University)

76 Leninaprospekt, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

The article deals with one of the key issues of modern journalistic education associated with the formation of students' professional competencies in the context of transmedia nature of the information space. It is assumed that the educational process in this case is based on project training and has a clear focus on journalistic practice. As a complex phenomenon, it contains the basic tools of personal activity and competence approaches. The text gives an idea of such concepts as "transmedia coverage", "professional competence" and details some aspects of the designated educational approaches. This series is supplemented by an example of participation of students of the faculty of journalism in the transmedia coverage of the international scientific event, which took place at the South Ural State University.

Keywords: journalism; transmedia coverage; media project; journalistic education; professional competencies

References

[1] Antipina Ye.S., Sapozhnikova O.V. Problema formirovaniya professional'noy kul'tury inostrannykh studentov-zhurnalistov [The problem of the formation of professional culture of foreign students-journalists] // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2017. No. 2. Pp. 179-188.

[2] Atlas novykh professiy 2.0 [Atlas ofnew professions 2.0]. Moscow, 2015. http://edu2035. org/pdf/GEF.Atlas-ru.pdf (accessed: 30.02.2019).

[3] Baranova Ye.A. Novyye zhurnalistskiye kompetentsii v usloviyakh mediakonvergentsii: mify i real'nost' [New journalistic competences in terms of media convergence: myths

and reality] // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2017. Vol. 22. No. 1. Pp. 177-188.

[4] Bolonskiy protsess: 2007-2009 gody. Mezhdu Londonom i Levenom / Luven-la-Nevom [Bologna Process: 2007-2009. Between London and Leuven] / ed. by V.I. Baydenko. Moscow: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2009.

[5] V Kitaye pokazali pervogo virtual'nogo televedushchego [In China the first virtual presenter is showed]. 2018. https://bit.ly/2SgdXK5 (accessed: 30.02.2019).

[6] Drok N. Smena professional'nykh kompetentsii v zhurnalistskom obrazovanii [Change of professional competences in journalism education] //Mediascope. 2011. No. 3. http:// www.mediascope.ru/node/859 (accessed: 21.01.2019).

[7] Kak izmenitsya PR v blizhayshiye gody: rezul'taty issledovaniya Global Communications Report [How PR will change in the coming years: the results of the study Global Communications Report] //Media Bitch. 25.04.2017. http://mediabitch.ru/pr-trends-golin/ (accessed: 19.05.2019).

[8] Kurbakova Ye.V. Struktura kompetentnostnogo podkhoda v zhurnalistskom obrazovanii [The structure of the competence approach in journalism education] // Vestnik Nizhe-gorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. 2014. No. 2 (2). Pp. 448-451.

[9] Makarova L.S. Kompetentnostno-oriyentirovannyy podkhod v sovremennom zhurna-listskom obrazovanii [Competence-oriented approach in modern journalistic education] // VestnikNizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. 2014. Pp. 452-455.

[10] Makarova L.S. Sravnitel'nyy analiz federal'nykh gosudarstvennykh standartov (FGOS-3 i FGOS-3+) po napravleniyu "Zhurnalistika" [Comparative analysis of Federal State Standards (FSS-3 and FSS-3+) in the direction of "Journalism"] // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2016. No. 5. Pp. 24-29.

[11] Model' uchebnoy programmy po zhurnalistike: s pervoistochnikami na russkom [Model of the curriculum in journalism: with primary sources in Russian] // UNESCO Digital Library. 2009. https://bit.ly/2QwW90q (accessed: 29.02.2019).

[12] Model' uchebnoy programmy po zhurnalistike: sbornik novykh uchebnykh planov [Model curriculum for journalism: a collection of new curricula] // UNESCO Digital Library. 2017. https://bit.ly/2ScwG9e (accessed: 30.01.2019).

[13] Permyakov O.Ye., Men'kova S.V. Diagnostika formirovaniya professional'nykh kom-petentsiy [Diagnostics of the formation of professional competences]. Moscow: FIRO Publ., 2010.

[14] Tsifrovaya industriya: sostoyaniye i perspektivy razvitiya 2018: programma konferentsii [Digital industry: state and prospects of development 2018: conference program]. https://bit.ly/2AefdGC (accessed: 18.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Transmedia: model' razborki [ Transmedia: model of disassembly]. https://bit.ly/2QKDcrg (accessed: 01.02.2019).

[16] Universal'naya zhurnalistika: opytproyektnogo obucheniya: uchebnoye posobiye [Universaljournalism: the experience of project training: a tutorial] / ed. by L.P. Shesterkina. Chelyabinsk: Publishing centre of YUUrGU, 2018.

[17] Frolova T.I. Nauka, SMI, obshchestvo: kakdostich'vzaimoponimaniya. Ch. 1. Nauchnyi zhurnalist: missiya, zadachi i kompetentsii: metodicheskoye posobiye dlya zhurnalistov po vyyavleniyu priznakov lzhenauki [Science, media, society: how to achieve mutual understanding. Part 1. Scientific journalist: mission, tasks and competencies: methodological guide for journalists to identify signs ofpseudoscience]. Moscow: Lomonosov MSU Publ., 2015. https://bit.ly/2BE7jGp (accessed: 18.01.2019).

Article history:

Received: 01 March 2019 Revised: 15 May 2019 Accepted: 01 July 2019

For citation:

Shesterkina L.P., Ismailov A.Yu. (2019). Transmedia and journalistic education: parameters of interaction. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 24(3), 544-553. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3-544-553

Bio notes:

Lyudmila P. Shesterkina, Doctor of Philology, Dean of the Faculty of Journalism of the South Ural State University (National Research University). Contacts: e-mail: [email protected] Anvar Yu. Ismailov, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Department of Journalism and Mass Communication of Faculty of Journalism of the South Ural State University (National Research University). Contacts: e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.