УДК 327.57+341.23
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ УГРОЗЫ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ МИРОСТРОИТЕЛЬСТВЕ1
Антюхова Е.А., Нелидов В.В., Рустамова Л.Р., Середа М.А., Черногородова В.С., Ютяева И.Р.
Статья посвящена постконфликтному миростроительству и влиянию на этот процесс транснациональных угроз в Колумбии, Гвинее-Бисау, Центральноафриканской республике, Афганистане, Таджикистане, в бывших югославских республиках. Прежде всего, речь идет о распространении терроризма, неконтролируемой миграции, контрабанде наркотических средств и оружия.
Ключевые слова: миростроительство, транснациональные угрозы, наркотрафик, вооруженный конфликт, Гвинея-Бисау, Колумбия, ЦАР, Афганистан, Таджикистан, бывшие югославские республики.
TRANSBOUNDARY THREATS IN POST-CONFLICT PEACEMAKING
Antyukhova E.A., Nelidov V.V., Rustamova L.R., Sereda M.A., Chernogorodova V.S., Iutiaeva I.R.
The article is devoted to the problem of post-conflict peacemaking and the influence of transnational threats in Colombia, Guinea-Bisau, the Central African Republic, Afghanistan, Tajikistan, the former Yugoslavian republics on this process. First of all, it is referred to the spread of terrorism, uncontrollable migration, drug and weapon smuggling.
Keywords: peacemaking, transnational threats, drug traffic, armed conflict, Colombia, Guinea-Bisau, the CAR, Afghanistan, Tajikistan, the former Yugoslavian republics.
'Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение НИР научными группами под руководством молодых ученых (КМУ-4)
Современный мир характеризуется значительными изменениями в сфере международной безопасности. Данное обстоятельство во многом объясняется тем, что в ходе глобализации происходит все более тесное переплетение внутриполитических и внешнеполитических факторов, вследствие чего на первый план выходят вызовы и угрозы, имеющие трансграничный характер. Прежде всего, речь идет о распространении терроризма, неконтролируемой миграции, контрабанде наркотических средств и оружия.
Особенно актуальной проблема трансграничных вызовов и угроз является для тех стран, которые только пережили конфликтную ситуацию и вступили на путь миростроительства. В таких государствах, как правило, имеются условия для деятельности террористов, преступных группировок, торговцев наркотиками. Результатом
перемещения десятков тысяч беженцев становится все более возрастающая напряженность в приграничных областях. Как показывает практика, трансграничные угрозы приводят к дестабилизации ситуации как в отдельно взятой стране, так и в регионе в целом. Зачастую результатом становится нарушение хрупкого компромисса между бывшими сторонами конфликта и сведение на нет всех усилий по достижению мира.
К числу государств, для которых проблема миростроительства является особенно актуальной, относятся такие страны как Колумбия, Гвинея-Бисау, Гвинея, Бурунди, Сьерра-Леоне, Либерия, ЦАР, Афганистан, Таджикистан и бывшие югославские республики.
Среди российских политологов, обративших внимание на проблему трансграничных угроз в разрешении конфликтов, следует отметить работы Лебедевой М.М., Никитина А.И., Степановой Е.А., Чумаковой М.Л., Емельянова А.Л., Кукушкиной П.В., Поликанова Д.В. и др. Данную тему затрагивали в своих работах ряд зарубежных авторов: Р. Гарсия, Дж. Хендерсон, Э. Дейв, П. Том, Д. Кёртис и Г.А. Дзинеса, А. Робертс, Н.С. Теран, В. Бенедек, Дж. Гудханд и другие. Кроме того, отдельные аспекты проблемы миростроительства были частично освещены в докладах и ридерах различных международных и неправительственных организаций.
В то же время, до сих пор трансграничные угрозы не были предметом отдельного глубокого
исследования, характер их воздействия на процесс миростроительства не был системно изучен, а предпосылки возникновения этих угроз в различных регионах мира не подвергались сравнительному анализу. Вот почему любая исследовательская попытка обратиться к анализу трансграничных угроз и их влияния на процесс миростроительства представляется весьма актуальной.
Ключевой трансграничной угрозой, препятствующей процессу миростроительства в Гвинее-Бисау, является наркотрафик. По данным ООН, около 60% кокаина поступает в Европу именно через Западную Африку [1, р. 12]. Основные маршруты наркотрафика проходят через пустыню Сахара: по территориям Мали, Мавритании, Алжира, Марокко в страны Южной Европы [2, р. 9]. Гвинея-Бисау является одной из ключевых стран северной ветки маршрутов, которая распространяется также на территории Гвинеи, Гамбии и Сенегала.
Активную деятельность в стране ведут, по оценкам, более пятидесяти колумбийских наркобаронов, а также контрабандисты крупнейшего наркокартеля Мексики Синалоа [3]. Стоимость кокаина, который ежегодно проходит через страну (около 2 млрд долл.), почти вдвое превышает размер её ВВП [4]. В прессе для характеристики экономического строя Гвинеи-Бисау часто используется термин «наркокапитализм», который указывает на прямую зависимость экономического благосостояния части политической и военной элиты от наркоторговли.
Борьба за контроль над наркоторговлей на протяжении всей истории независимого существования оставалась ключевой причиной политической нестабильности в Гвинее-Бисау. Каждый раз, когда политическое руководство принимало меры, направленные на ограничение торговли наркотиками, борьба внутренних сил порождала очередной переворот. При этом Управление по борьбе с наркотиками США неоднократно выдвигала обвинения в причастности к наркоторговле против гвинейских военных. Так, в 2013 году Управление обвинило в попытке ввоза наркотиков на территорию США начальника Генштаба Гвинеи-Биссау Антониу Инджаи, и в том же году арестовало по аналогичному обвинению контр-адмирала Хосе Америко Бубо-На-Чуто [4]. При этом за период с 2005 года характер вовлечённости военных в
систему наркоторговли значительно изменился: изначально они лишь обеспечивали «безопасность» наркотрафика, в то время как впоследствии стали активно участвовать и в самой наркоторговле.
Проблема наркотрафика в Гвинее-Бисау - лишь один из примеров того, какое сильное негативное влияние могут оказывать трансграничные угрозы на процесс миростроительства. Вопросы безопасности большинства стран Африки напрямую связаны с деятельностью в них неправительственных акторов [5, р. 27-60] -контрабандистов, вооружённых групп, криминальных сообществ, - которые регулярно дестабилизируют
внутриполитическую обстановку Это обстоятельство принимают во внимание как внешние доноры африканских стран, так и международные организации. Так, в 2008 году заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Б. Линн Пэскоу в ходе своего выступления, посвящённого ситуации в Гвинее-Бисау, заявил о том, что «решительная борьба с новыми вызовами, связанными с наркотрафиком, играет ключевую роль в успешном осуществлении текущих инициатив в сфере
миростроительства».
Важно учитывать, в частности, тот факт, что существование региональных сетей неправительственных акторов ставит ситуацию в сфере безопасности в Гвинее-Бисау в зависимость от обстановки в странах-соседях. К примеру, такие внешние обстоятельства, как гибель соратника Нино Виейры Лансаны Конте и намерение нового правительства Гвинеи покончить с наркоторговлей значительно ослабили политические позиции Нино в 2008 году.
Наблюдается и обратное влияние: неудачи процесса миростроительства и недостаточно быстрое проведение
необходимых реформ усугубляет проблему влияния трансграничных угроз на политическую стабильность в стране. Так, международные эксперты отмечают, что резкое увеличение оборота наркотиков в Гвинее-Бисау в последние годы напрямую связано с промедлением в осуществлении реформы сектора безопасности, которая считается ключевой задачей
миростроительства в Гвинее-Бисау [6, р. 13]. Вместе с тем, совершенно очевидно, что одной этой реформы недостаточно: наряду с
ограничением власти армии потребуется, к примеру, реформа судебной системы, которая часто оказывается слишком слаба, чтобы призвать к ответу военных, уличённых в причастности к наркоторговле.
Несмотря на международные усилия, за последние годы Гвинее-Бисау так и не удалось добиться значительного сокращения наркотрафика. Как отмечают сотрудники Международной кризисной группы, отсутствие в стране эффективно функционирующих государственных
институтов неизменно будет привлекать туда наркодельцов и даже террористов. [7, p. 3] В свою очередь, те же самые обстоятельства будут отпугивать потенциальных инвесторов, что негативно сказывается на состоянии экономики, которая сама по себе крайне слаба и сильно зависит от уровня цен на основной товар экспорта (кешью). Судя по всему, неспособность государства эффективно контролировать территорию и защищать границы будет ещё долгое время оставаться ключевой проблемой, затрудняющей процесс постконфликтного миростроительства в стране.
Наглядным примером государства, где до сих пор не разрешены внутренние вооруженные конфликты, является Колумбия. Это последний подобный конфликт в Латинской Америке, продолжающийся более пятидесяти лет и затрагивающий все слои населения. Данный конфликт затрудняет экономическое развитие страны и решение социальных проблем. Основные стороны конфликта леворадикальная герилья -Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК, FARC), Армия народного освобождения (АНО, ELN), Движение 19 апреля (M-19) (демобилизовано в 1990 г); праворадикальные военизированные
формирования - парамилитарес,
организованные в Объединенные силы самообороны Колумбии (ОССК, AUC), демобилизованные в 2002-2005 гг. и преобразованные в криминальные группы (БАКРИМ, BACRIM). Данная группировка несет ответственность за появление вынужденных переселенцев и политические убийства [8, p. 19]; вооруженные силы Колумбии, которые также виновны в преступлениях против человечества.
В настоящий момент Колумбия находится в начале третьего этапа - миростроительства. Данный термин впервые появился в 1976 г. в
работах Й. Галтунга, а наиболее полно данное понятие было объяснено в «Повестке дня для мира 1992 г. Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали. Его современное определение сформулировано в 2007 г. комитетом по политике Генерального секретаря ООН: Миростроительство включает в себя совокупность мер, направленных на то, чтобы уменьшить риск возобновления конфликта, оказать помощь государству для успешного управления конфликтом, а также создать основы для устойчивого мира и развития.
Еще одна проблема для Колумбии, ставшая связующей для всех сторон конфликта и поддерживающая его - это наркотрафик. В 80-е годы, когда на территории всей страны резко увеличилось количество посевов коки, особенно в местах, контролировавшихся РВСК, они невольно оказались вовлечены в наркоторговлю, а затем поняли, что с помощью наркобизнеса они могли бы финансировать свою деятельность, а также улучшить благосостояние крестьян, поддерживающих их, если разрешить им выращивать коку. К тому же им казалось, что поставка наркотиков в США была своего рода борьбой с капитализмом. РВСК давно не отрицают своей причастности к производству наркотиков, однако еще больше были связаны с наркоторговлю парамилитарес (праворадикальные военизированные
формирования), работавшие на наркобаронов. Борьба же за контроль над посевами коки привела к гибели мирного населения, проживающего в тех районах [9].
Еще одной проблемой является влияние внешних факторов, что можно назвать одной из причин конфликта. Из особо активных внешних игроков в рамках данной темы можно выделять Венесуэлу и США.
Как пограничное с Колумбией государство, граница которого проходит через места дислокации партизан, Венесуэла с самого начала конфликта была вовлечена в него. Из-за трудных природных условий колумбийско-венесуэльскую границу сложно охранять, поэтому наблюдалось перемещение как герильи, так и жертв конфликта на территорию Венесуэлы еще с конца 90-х. Так, в 2004 г. в Венесуэле укрывались 60 беженцев и 2200 просили убежища [10]. На территориях, прилегающих к границе между государствами, похищали венесуэльских граждан, военные самолеты,
транспортировалось большое количество наркотиков. Венесуэла выступила одним из
первых посредников на переговорах между партизанами и правительством Колумбии, когда в 1991 г. в Каракасе были проведены первые раунды переговоров. Уго Чавес играл особую роль в качестве посредника между колумбийским правительством и герильей, однако это вызывало неприятие у экс-президента А.Урибе.
Во внешней политике Колумбии США всегда занимали особое место и являлись ее главным партнером, США же называли Колумбию своим самым преданным союзником. Еще с начала XX века лозунгом внешней политики Колумбии являлся тезис: «ориентироваться на север» [11, р.268]. Колумбия является единственной страной Латинской Америки, которая за все время многочисленных политических изменений в регионе не изменяла своего политического курса и оставалась крепким оплотом правых сил.
Разумеется, все это не могло не отразиться на внутренней ситуации в стране. Влияние США на политическую элиту Колумбии, интервенция во внутренние дела государства стали одной из причин внутреннего вооруженного конфликта. Укрепление отношений между
правительством Колумбии и США на разных этапах конфликта способствовало его эскалации, так как герилья болезненно на это реагировала и выступала против действий правительства (например, во время переговоров по заключению договора о свободной торговле с США). Спорным остается отношение США к парамилитарес, а также результаты плана Колумбия. Так, Мигель Эррера отмечает двуличную политику США, которые поддерживают мирный процесс с герильей после того, как оказывали военную поддержку колумбийскому правительству для ведения войны с герильей и нарко-парамилитарес с помощью плана Колумбия, принятого в 1999 г. [12, р. 118]. До сих пор неразрешенной является проблема выдачи некоторых лидеров герильи в США за участие в наркотрафике, что усложняет мирный процесс. США неоднократно заявляли о поддержке переговорного процесса, проходящего в Гаване, а в марте 2016 г. Дж. Керри посетил стол переговоров для того, чтобы склонить стороны к компромиссу. ООН, ЕС и США назначили специальных представителей на переговорах правительства и РВСК, а после
отрицательного результата референдума подчеркнули, что будут в дальнейшем помогать Колумбии завершить вооруженный конфликт [13].
5 февраля 2016 г. во время визита Сантоса в Вашингтон был согласован новый план помощи США для постконфликтного периода в Колумбии «Мир в Колумбии», который предусматривает борьбу с организованной преступностью, поддержку мирного процесса [14, p. 115-127].
В эпоху глобализации трансграничные угрозы приобретают всё большое значение, особенно в государствах Африки, которые часто оказываются слишком слабы, чтобы им противостоять. Незащищённость границ Центральноафриканской республики - один из ключевых факторов, препятствующих процессу постконфликтного
миростроительства в этой стране.
Границы в Африке часто проводились искусственно, в связи с чем в настояшее время 109 пограничных линий разделяют 177 культурных и этнических групп. Это даёт населению приграничных территорий стимул для неконтролируемого перемещения из одного государства в другое, при этом ситуация усугубляется тем, что около 25% общей протяжённости границ между африканскими странами до сих пор не демаркированы. Кроме того, границы между африканскими странами, как правило, плохо охраняются: известно около 70 дорог, на которых отсутствуют таможенные посты в районе пересечения государственной границы [15, р.4].
Если в государстве, восстанавливающемся после конфликта, правительству не удаётся установить контроль над приграничными территориями, это создаёт условия для деятельности террористов, преступных группировок, торговцев наркотиками, что, в свою очередь, приводит к обострению социальных противоречий и оттоку беженцев. Примером того, как незащищённость внешних границ оказывает крайне негативное влияние на процесс постконфликтного миростроительства, может служить ситуация в
Центральноафриканской республике.
На данный момент в ЦАР продолжается комплексный социально-политический
конфликт, усугубляющийся общим кризисом государственной системы [16, с.492]. Ситуация осложняется глубоким кризисом национальной экономики, притоком оружия из-за рубежа, а также массовым переходом военнослужащих
на сторону антиправительственных групп. Ситуация в очередной раз обострилась в начале декабря 2013 года после столкновений в Банги двух группировок - «Селеки» (мусульмане) и «Анти-балаки» (христиане и анимисты). После принудительной отставки президента ЦАР Мишеля Джотодиа в начале 2014 года было создано переходное правительство во главе с нейтральной фигурой Катрин Самба-Панза. В июле 2014 года конфликтующие стороны в ЦАР при посредничестве президента Республики Конго подписали Браззавильское соглашение о перемирии, которое было нарушено в конце 2016 года в результате новых столкновений в столице страны. В мае 2015 года в ходе форума по урегулированию в ЦАР в Банги вооруженные группировки ЦАР подписали соглашение о «формальном разоружении, отказе от вооруженных столкновений как политических средств и вступлении в процесс разоружения, демобилизации, реинтеграции и репатриации» (DDRR). В 2016 году в стране состоялись президентские выборы. К участию в них не было допущено руководство страны и члены правительства переходного периода, а также лидеры боевых повстанческих группировок. Победу одержал Форстен-Арканж Туадера, бывший премьер-министр при режиме Бозизе. Переходный период формально на этом закончился, однако столкновения между различными вооруженными группировками по-прежнему продолжаются.
Центральноафриканская республика не способна обеспечить на всей своей территории циркуляцию общественных благ; её силовые структуры и бюрократическая система крайне слабы и неэффективны; качество государственного управления остаётся низким. Всё это позволяет сделать вывод о недостаточной государственной
состоятельности ЦАР, а следовательно - о её неспособности контролировать свои границы и приграничные территории. Это обстоятельство приводит к экономической и культурной переориентации отдалённых от центра префектур на внешние центры, делает население этих префектур крайне уязвимым в условиях постоянной угрозы вторжения с территории соседних государств.
Центральноафриканская республика оказывается не в состоянии наладить эффективный механизм реагирования на трансграничные угрозы в силу недостаточной государственной состоятельности и своего
неблагоприятного геополитического
положения в кольце стран, отличающихся высоким уровнем внутренней нестабильности и наличием относительно сильных культурных центров.
Из всех центральноазиатских государств именно Таджикистан можно считать страной, в наибольшей степени подверженной рискам, исходящим из Афганистана. Для этих государств наиболее характерны две угрозы: наркотрафик, с одной стороны, и деятельность террористических группировок и
бандформирований, с другой. Не отрицая того, что и другие трансграничные угрозы (проблема беженцев и неконтролируемой миграции, деградации окружающей среды и т.п.) могут представлять проблему для Афганистана и Таджикистана, нельзя не признать, что именно два указанных вызова, представляются наиболее значимыми не только с точки зрения безопасности Афганистана и Таджикистана, но и в более широком региональном контексте,
Ключевой угрозой для этих двух государств является комплекс проблем, в котором рост экстремистских группировок (в случае Афганистана, ставящих под свой контроль целые районы) и наркотрафик оказываются тесно переплетены в один клубок. Бандформирования используют производство и экспорт наркотиков в качестве своего основного источника финансирования, и потому ликвидация или хотя бы сокращение наркотрафика невозможны без восстановления контроля Кабула над всей территорией страны. Иными словами, без окончательного политического урегулирования длящегося десятилетиями внутреннего конфликта решить проблему, связанную с наркотрафиком, в Афганистане не представляется возможным, а урегулирование в обозримой перспективе представляется по-прежнему практически недостижимой целью.
Несмотря на то, что основным источником нестабильности является именно Афганистан, Таджикистан из всех центральноазиатских государств является страной, наименее защищенной от рисков, исходящих из Афганистана.
Хотя основной «базой» экстремистских группировок и основным районом производства наркотических веществ является именно Афганистан, распространение этих проблем на Таджикистан вызвано не только фактором географической близости, но и внутренними условиями. Низкий уровень жизни, межэтнические противоречия,
нежелание правящей элиты проводить конструктивный диалог со своими оппонентами ведут к тому, что политический протест маргинализируется, становясь питательной средой для экстремистских организаций из-за рубежа, а участие в наркотрафике оказывается для части населения способом не столько обогащения, сколько выживания.
На практическом уровне это означает, что меры, нацеленные на ликвидацию структур экстремистских организаций в Таджикистане и других странах Центральной Азии, укрепление контроля над таджикско-афганской границей и пресечение контрабанды наркотиков являются необходимым, но недостаточным условием решения стоящих перед странами региона проблем в сфере трансграничной безопасности. Без вовлечения оппозиционных сил в политический диалог, без создания новых экономических возможностей для населения любые меры, нацеленные на стабилизацию ситуации, обречены на неудачу.
Ситуация, приведшая к распаду Югославии, привела к конфликту и острому противостоянию сербов и албанцев, а затем к вторжению войск НАТО и бомбардировкам Белграда в 1999 году. Признание независимости Косово до сих пор остается камнем преткновения в отношениях ряда государств.
Несмотря на то, что Косово стало суверенным государством, назвать его дееспособным и функционирующим невозможно. До сих пор на его территории располагается миротворческий контингент ООН, миссия ЕС, отвечающие за обеспечение безопасности, точнее защиту сербских анклавов, составляющих меньшинство, от нападений албанского большинства. В 2004 году албанцы устроили поджог цыганских кварталов в Вуштри. Из-за опасений за свою жизнь отток сербского населения продолжился. В ноябре 2011 года представитель объединения «Старая Сербия» Златибор Джорджевич передал Послу России в Белграде 21 733 прошения о получении российского гражданства от сербов, проживающих в Косово [17].
Следует отметить, что экономика края находится на низком уровне: импорт значительно превосходит экспорт, внешний долг составляет 35 процентов от всего ВВП. Крайне высок уровень безработицы и организованной преступности. Одной из важнейших статей
дохода остается перечисления денежных средств семьям косоваров, работающих за границей, а также средства от продажи наркотиков. Центр стратегических и международных исследований Массачусетского технологического института неоднократно указывал на то, что албанские выходцы из Косово «держат» около 70% рынка героина в Германии и Швейцарии [18]. Албанские преступные синдикаты остаются одними из самых сильных и организованных в Европе. На территории республики активно действует террористическая организация «Албанская национальная армия», провозгласившая своей целю создание великой Албании, на счету которой многочисленные террористические акты, преступления, связанные с торговлей людьми, контрабандой наркотиков. Сеть этой террористической организации охватывает помимо Косово и другие бывшие югославские республики.
Помимо участия в мировой торговле наркотиками, территория Косова стала удобной площадкой для незаконной торговли человеческими органами. Впервые об этой проблеме заявила в своей книге экс-прокурор Международного трибунала для бывшей Югославии Карла дель Понте "Охота: я и военные преступники" [19]. В книге дель Понте рассказала о похищении в 1999 году около 300 косовских сербов и транспортировке в Албанию с целю изъятия их органов. В настоящий момент, время от времени раскрываются факты преступлений, связанных с незаконной изъятием и трансплантацией органов в клиниках Косова. Так, в 2011 году предметом расследования миссии ОБСЕ стала деятельность косовской клиники «Медикус», где подтверждены 11 фактов незаконного изъятия органов [20].
Очевидно, что Косово - остается квазигосударством с недееспособным политическим руководством, «черной дырой» Европы, где нет ни закона, ни порядка. Без контроля миротворческой миссии ООН и ЕС в будущем невозможно избежать возможного кровопролития между сербами и албанцами, поскольку напряженность в отношениях двух народов, проживающих на одной территории, к сожалению, не снижается. Инциденты, свидетельствующие о возможности
столкновений сербов и албанцев, возникают перманентно. Так в январе этого года (2017) при попытке Сербии впервые с 1999 года наладить железнодорожное сообщение между Белградом
и Косовско - Митровицем косовские албанцы пригрозили остановить поезд силой [21].
Приведенные выше примеры наглядно подтверждают, что для предотвращения возобновления открытого насилия, создания условий для установления устойчивого мира, достижения социального примирения между этническими, религиозными группами, необходимо проведение эффективных политических реформ, устранение причин конфликта, примирение сторон. Эти составляющие являются важнейшими компонентами процесса миростроительства и поддержания мира.
Список литературы
1. The Transatlantic Cocaine Market // UNODC. Vienna, 2011. P. 12. [Electronic resource]. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/Transatlantic _cocaine_market.pdf (The date of request: 01.04.2017).
2. Transnational Organized Crime In West Africa: A Threat Assessment // UNODC. Vienna, 2013. [Electronic resource]. P.9. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/West_Africa_T0CTA_2013_EN.pdf (The date of request: 27.03.2017).
3. Loewenstein A. How Not to Fix an African Narco-State // Foreign Policy. 6.01.2016. [Electronic resource]. URL: http://foreignpolicy.com/2016/01/06/how-not-to-deal-with-an-african-narco-state-guinea-bissau/ (The date of request: 28.03.2017).
4. West Africa and Drug Trafficking // Africa Economic Development Institute. [Electronic resource]. URL: http://www.africaecon.org/index.php/africa_business_reports/read/70 (The date of request: 01.04.2017).
5. Ebo A. The role of security sector reform in sustainable development: donor policy trends and challenges // Conflict, Security and Development. 2007. V.7, № 1. P. 27-60.
6. Guinea-Bissau: Building a Real Stability Pact // International Crisis Group. Dakar/Brussels, 2009. Africa Briefing № 57. P. 13. [Electronic r esource]. URL: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/b57-guinea-bissau-building-a-real-stability-pact.pdf (The date of request: 01/04.2017).
7. Ngwube A. Drug Trafficking: A threat to Stability in Guinea Bissau // 23rd World Congress of Political Science. Montreal, 2014. P.3. [Electronic resource]. URL: http://paperroom.ipsa.org/papers/paper_37484.pdf (The date of request: 30.03.2017).
8. Currea-Lugo V. Un intento por explicar la violencia en Colombia. Y si no somos nación?// América Latina Hoy. 1999. №23. P. 17-27.
9. The FARC and Colombia's Illegal Drug Trade. [Electronic resource]. URL:https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/0tis_FARCDrugTrade2014.pdf (accessed: 10.12.2016).
10. Kornblith M. Percepciones venezolanas sobre la crisis en Colombia// Colombia Internacional. 2004. № 60. [Electronic resource]. URL: http://colombiainternacional.uniandes.edu.co/view.php/444/index.php?id=444 (accessed: 15.12.2016).
11. Pardo R. Política exterior colombiana. ¿De la subordinación a la autonomía?/ Pardo R., Tokatlian J. G. // Bogotá: Tercer Mundo Editores-Ediciones Uniandes. 1989. P. 268.
12. Los cuatro pilares del plan "Paz Colombia» [Electronic resource]. URL: http://www.elcolombiano.com/colombia/politica/los-cuatro-pilares-del-plan-paz-colombia-XX3550437 (accessed: 11.04.2016)
13. El enviado especial de EEUU visita La Habana para ayudar con paz en Colombia [Electronic resource] // Infolatam. - 05.10.16. - URL: http://www.infolatam.com/2016/10/05/el-enviado-especial-de-eeuu-visita-la-habana-para-ayudar-con-paz-en-colombia/ (accessed: 08.11.2016)
14. Herrera Zgaib M. A. Paz, orden glocal y pensamiento de ruptura//Utopía y Praxis Latinoamericana. 2014. Vol. 19, № 65. P. 115-127.
15. Okumu W. Border management and security in Africa. Concordis Briefing №4. Cambridge, England: Concordis International. 2011. P.4. [Electronic resource]. URL: http://concordis.international/wp-
content/uploads/2012/11/2011_Sudan_Border_Regime_Briefing_4_B0RDER-MANAGEMENT- SECURITY-II_LR.pdf (The date of request: 15.01.2017).
16. Торкунов А.В. Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: В 4 т. Т. 4: Африка / А.В. Торкунов, А.Ю. Мельвиль. М., 2014. 560 с.
17. Более 20 тысяч косовских сербов запросили российское гражданство https://ria.ru/world/20111114/488673259.html
18. Качалин К. Косовский наркотрафик // Международная жизнь
https://interaffairs. ru/news/ show/9369
19. Карла дель Понте. "Охота: я и военные преступники". М.: Эксмо, 2008. - 639 с.
20. Саможнев А. В Косово у 11 россиян незаконно изъяли органы // Российская газета https://rg.ru/2013/07/10/transplantacia-site.html
21. Сербия после инцидента в Рашке пригрозила отправить войска в Косово https://lenta.ru/news/2017/01/15/serbosovo/
Об авторах
Антюхова Екатерина Андреевна - кандидат политических наук, старший преподаватель, кафедра сравнительной политологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, [email protected]
Нелидов Владимир Владимирович - аспирант кафедры Востоковедения МГИМО МИД России, преподаватель кафедры Востоковедения МГИМО МИД России, vladimir. nelidov@gmail. com
Рустамова Лейли Рустамовна - эксперт отдела докторантуры и аспирантуры управления научной политики МГИМО МИД России, [email protected]
Середа Мария Андреевна - студентка 1 курса магистратуры Дипломатия и дипломатическая служба МГИМО МИД России, [email protected]
Черногородова Валерия Сергеевна - студентка 1 курса магистратуры МГИМО МИД России, [email protected]
Ютяева Ирина Романова - студентка 1 курса магистратуры МГИМО МИД России, ассоциированный член Института Африки РАН, [email protected]