Научная статья на тему 'Наркотрафик как основное препятствие процессу миростроительства в Гвинее-Бисау'

Наркотрафик как основное препятствие процессу миростроительства в Гвинее-Бисау Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
599
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО / НАРКОТРАФИК / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ГВИНЕЯ-БИСАУ / PEACEBUILDING / DRUGS TRAFFICKING / CROSS-BORDER THREATS / GUINEA BISSAU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ютяева И.Р.

В статье анализируется влияние проблемы наркотрафик на процесс постконфликтного миростроительства в Гвинее-Бисау. Подробно освещается процесс формирования «контрабандной экономики», характеризуются масштабы наркоторговли. Основное внимание уделено факторам, препятствующим миростроительству: неэффективность государственных институтов, конфликт интересов армии и полиции, недостаток средств и некомпетентность сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUGS TRAFFICKING AS THE MAIN OBSTACLE TO PEACEBUILDING IN GUINEA BISSAU

The article analyzes the influence of the drugs trafficking issue on post-conflict peacebuilding in Guinea Bissau. It covers in detail the process of building a “contrabandist economy”, defines the scope of drugs trade. The main focus is on the factors impeding the peacebuilding process: the inefficiency of state institutes, the conflict of interests between the army and the police, the lack of sources and the incompetence of law-enforcement forces.

Текст научной работы на тему «Наркотрафик как основное препятствие процессу миростроительства в Гвинее-Бисау»

УДК 351.761.3+323.2

НАРКОТРАФИК КАК ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ПРОЦЕССУ МИРОСТРОИТЕЛЬСТВА В ГВИНЕЕ-БИСАУ

Ютяева И.Р.

В статье анализируется влияние проблемы наркотрафик на процесс постконфликтного миростроительства в Гвинее-Бисау. Подробно освещается процесс формирования «контрабандной экономики», характеризуются масштабы наркоторговли. Основное внимание уделено факторам, препятствующим миростроительству: неэффективность государственных институтов, конфликт интересов армии и полиции, недостаток средств и некомпетентность сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: миростроительство, наркотрафик, транснациональные угрозы, Гвинея-Бисау.

DRUGS TRAFFICKING AS THE MAIN OBSTACLE TO PEACEBUILDING

IN GUINEA BISSAU

Iutiaeva I.R.

The article analyzes the influence of the drugs trafficking issue on post-conflict peacebuilding in Guinea Bissau. It covers in detail the process of building a "contrabandist economy", defines the scope of drugs trade. The main focus is on the factors impeding the peacebuilding process: the inefficiency of state institutes, the conflict of interests between the army and the police, the lack of sources and the incompetence of law-enforcement forces. Keywords: peacebuilding, drugs trafficking, cross-border threats, Guinea Bissau.

Вскоре после завершения гражданской войны (1998 - 1999 гг.), начавшейся с неудавшегося военного переворота и завершившейся изгнанием президента, в Гвинее-Бисау было создано отделение Организации Объединенных Наций по поддержке миростроительства в Гвинее-Бисау (ЮНОГБИС). В 2007 году в ответ на просьбу правительства страна была включена в повестку Комиссии ООН по миростроительст-ву. В качестве преемника ЮНОГБИС было создано Объединенное отделение Организации Объединенных Наций по миростроительству в Гвинее-Бисау (ЮНИОГБИС), которое призвано оказать содействие Комиссии и укрепить потенциал правоохранительных органов в целях поддержания конституционного порядка.

Ключевой трансграничной угрозой, препятствующей процессу миростроительства в Гвинее-Бисау, является наркотрафик. По данным ООН, около 60% кокаина поступает в Европу именно через Западную Африку [9, с. 12]. Основные маршруты наркотрафика проходят через пустыню Сахара: по территориям Мали, Мавритании, Алжира, Марокко в страны Южной Европы [10, с. 9]. Гвинея-Бисау является одной из ключевых стран северной ветки маршрутов, которая распространяется также на территории Гвинеи, Гамбии и Сенегала.

Активную деятельность в стране ведут, по оценкам, более пятидесяти колумбийских наркобаронов, а также контрабандисты крупнейшего наркокартеля Мексики Синалоа [6].

Стоимость кокаина, который ежегодно проходит через страну (около 2 млрд долл.), почти вдвое превышает размер её ВВП [12]. В прессе для характеристики экономического строя Гвинеи-Бисау часто используется термин «наркокапитализм», который указывает на прямую зависимость экономического благосостояния части политической и военной элиты от наркоторговли.

Возникновение этого явления относят к концу 1990-ых гг., когда на фоне проведения МВФ и МБРР политики «структурной адаптации» внешняя помощь Гвинее-Бисау резко сократилась, в связи с чем военные и политические элиты страны были вынуждены искать другие источники средств к существованию. Эксперты предполагают [8, сс. 339-364], что именно в это время были налажены скрытые контакты между представителями части политической и военной элиты, которая в дальнейшем стала основным бенефициаром новой «контрабандной экономики». Система, созданная этими людьми, состояла из трёх ключевых звеньев: 1) контрабандистов из Латинской Америки, 2) представителей военной и политической элиты и 3) предпринимателей, которые поддерживали контакты с обеими группами и играли роль посредников между ними.

Зарождение «контрабандной экономики» в Гвинее-Бисау связывают с именем первого президента страны Жуана Виейры. В последние годы его первого президентского срока нача-

лась гражданская война, предпосылки которой имели ярко выраженный трансграничный характер. В конце 1990-ых годов широкое распространение получила практика незаконной продажи оружия сепаратистам в регионе Казаманс на юго-западе Сенегала, служившая основным источником дохода части военных и политических элит Гвинеи-Бисау, лишившихся внешней помощи. Когда в 1998 году информация о нелегальной торговле получила общественную огласку, президент Виейра обвинил в контрабанде оружия начальника генерального штаба Ансу-мане Мане, отправив его в отставку. Генералу, однако, удалось заручиться поддержкой вооружённых сил и большей части населения, что позволило ему захватить контроль над столицей и частью провинций. В мае 1999 года Ансумане Мане изгнал Жуана Виейру из президентского дворца и передал власть председателю Национальной народной ассамблеи Малам Бакаи Са-нья, сохранив за собой контроль над вооружёнными силами.

Жуан Виейра бежал в Португалию, откуда смог возобновить контакты с президентом соседней Гвинеи Лансаной Конте, в число приближённых которого входили бизнесмены, имевшие тесные связи с латиноамериканскими и европейскими криминальными кругами. Есть сведения [8, сс. 339-364] о том, что именно они позволили Жуану Виейре наладить контакты с колумбийскими наркоторговцами, которым в 2005 году понадобилось найти новый маршрут для транзита кокаина в Европу в связи с тем, что пути транзита в США были перекрыты американской полицией. Гвинея-Бисау была избрана наркоторговцами в качестве перевозочного узла из-за удобства её береговой линии (наличие прибрежных островов и многочисленных гаваней), с одной стороны, и слабости морской патрульной службы и полиции - с другой.

После очередного переворота (2009 г.), который также объясняют борьбой сил, контролировавших наркоторговлю, внутренние противоречия серьёзно ослабили армию, в связи с чем обстановка в стране на некоторое время стабилизировалась. Впрочем, уже в 2012 году проблема контроля над наркоторговлей снова вышла на первый план в политической борьбе: после смерти очередного президента оппозиция в лице Партии социального обновления не признала результаты первого тура выборов, победителем которого стал лидер партии независимости Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде (ПАИГК) Карлуш Гомеш Жуниор.

Вскоре после этого военное командование арестовало Жуниора: данный кандидат мог не устраивать военных тем, что планировал провести реформу армии и бороться с наркодельцами при поддержке руководства Анголы и Содружества португалоязычных стран [1]. В результате переворота власть военных в стране усилилась, а боровшаяся с наркотрафиком ангольская миссия была выдворена из страны.

Борьба за контроль над наркоторговлей на протяжении всей истории независимого существования оставалась ключевой причиной политической нестабильности в Гвинее-Бисау. Каждый раз, когда политическое руководство принимало меры, направленные на ограничение торговли наркотиками, борьба внутренних сил порождала очередной переворот. При этом Управление по борьбе с наркотиками США неоднократно выдвигала обвинения в причастности к наркоторговле против гвинейских военных. Так, в 2013 году Управление обвинило в попытке ввоза наркотиков на территорию США начальника Генштаба Гвинеи-Биссау Антониу Инджаи, и в том же году арестовало по аналогичному обвинению контр-адмирала Хосе Америко Бубо-На-Чуто [12]. При этом за период с 2005 года характер вовлечённости военных в систему наркоторговли значительно изменился: изначально они лишь обеспечивали «безопасность» наркотрафика, в то время как впоследствии стали активно участвовать и в самой наркоторговле.

Проблема наркотрафика в Гвинее-Бисау - лишь один из примеров того, какое сильное негативное влияние могут оказывать трансграничные угрозы на процесс миростроительства. Вопросы безопасности большинства стран Африки напрямую связаны с деятельностью в них неправительственных акторов [2, сс. 27-60] -контрабандистов, вооружённых групп, криминальных сообществ, - которые регулярно дестабилизируют внутриполитическую обстановку. Это обстоятельство принимают во внимание как внешние доноры африканских стран, так и международные организации. Так, в 2008 году заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Б. Линн Пэскоу в ходе своего выступления, посвящённого ситуации в Гвинее-Бисау, заявил о том, что «решительная борьба с новыми вызовами, связанными с наркотрафиком, играет ключевую роль в успешном осуществлении текущих инициатив в сфере миростроительства».

Важно учитывать, в частности, тот факт,

что существование региональных сетей неправительственных акторов ставит ситуацию в сфере безопасности в Гвинее-Бисау в зависимость от обстановки в странах-соседях. К примеру, такие внешние обстоятельства, как гибель соратника Нино Виейры Лансаны Конте и намерение нового правительства Гвинеи покончить с наркоторговлей значительно ослабили политические позиции Нино в 2008 году.

Наблюдается и обратное влияние: неудачи процесса миростроительства и недостаточно быстрое проведение необходимых реформ усугубляет проблему влияния трансграничных угроз на политическую стабильность в стране. Так, международные эксперты отмечают, что резкое увеличение оборота наркотиков в Гвинее-Бисау в последние годы напрямую связано с промедлением в осуществлении реформы сектора безопасности, которая считается ключевой задачей миростроительства в Гвинее-Бисау [3, с. 13]. Вместе с тем, совершенно очевидно, что одной этой реформы недостаточно: наряду с ограничением власти армии потребуется, к примеру, реформа судебной системы, которая часто оказывается слишком слаба, чтобы призвать к ответу военных, уличённых в причастности к наркоторговле.

Очевидно, что важной причиной неудач миростроительства в Гвинее-Бисау является недостаток средств. Зарплата полицейских крайне низкая и не всегда вовремя выплачивается, в отделениях наблюдается недостаток оборудования (от компьютеров до телефонов), а порой и отсутствие электричества. При задержании преступника полицейские вынуждены вызывать такси, чтобы доставить его в участок, поскольку служебных машин у полиции зачастую нет. В свою очередь, морская служба патрулирования практически не располагает катерами, а многие патрульные не умеют ни плавать, ни стрелять. [4, с. 6] Соответственно, силы безопасности Гвинеи-Биссау оказываются неспособными противостоять наркодельцам, которые располагают собственными автомобилями и самолётами, а также новейшими средствами передачи информации.

Гвинея-Бисау продолжает получать значительную внешнюю помощь, которой, впрочем, не достаточно для успешной борьбы с трансграничными угрозами. Так, в 2006 году Управление ООН по наркотикам и преступности предложило внешним донорам программу помощи Гвинее-Бисау стоимостью в сотни миллионов долларов, однако те отказались предос-

тавить столь крупную сумму. В 2007 году программа была оптимизирована: основной упор был сделан на проведение реформы сил безопасности, финансовую помощь уголовной полиции и строительство тюрьмы. Стоимость новой программы составляла 19 млн долл., однако на конференции в Лиссабоне страны-доноры согласились выделить всего 6,5 млн долл. [11] В частности, в 2008 году Европейский Союз выделил 2 млн евро в рамках программы, которая предусматривала создание и подготовку Национальной гвардии и укрепление механизмов административно-правового регулирования. Стоимость текущего проекта Евросоюза в сфере борьбы с наркотрафиком и другими трансграничными угрозами в Гвинее-Бисау значительно меньше - всего около 760 тыс. евро.

Очевидно, что ещё одним важным препятствием на пути процесса миростроительства в Гвинее-Бисау является недостаточное понимание мировым сообществом глубины конфликта интересов военных и полицейских, который берёт своё начало ещё в годы гражданской войны (1998 - 1999). Когда президент Ни-но Виейра вступил в открытое противостояние с бывшим начальником Генерального штаба Ансумане Мане, силы полиции в основном поддержали президента, в то время как армия оказалась полностью на стороне генерала. Начиная с этого момента, отношения полиции и армии всегда характеризовались полным отсутствием доверия, при том, что военные, располагая несравнимо большими средствами и влиянием, не раз открыто препятствовали работе полицейских (в качестве примеров можно привести захват военными полицейской академии и уничтожение полицейских архивов) [5, с. 4-6].

Ввиду очевидной слабости правоохранительных органов международное сообщество пришло к выводу о необходимости масштабной структурной реформы сил безопасности, которая вошла в список первоочередных задач отделения ЮНОГБИС. Так, в 2009 году по инициативе Евросоюза в Гвинее-Бисау была создана национальная гвардия, напрямую подчинённая Министерству внутренних дел. Однако такая реформа оказалась контрпродуктивной: во-первых, солдаты Национальной гвардии вскоре были уличены персоналом той же ЮНОГБИС в нарушениях прав человека, а во вторых - армия восприняла гвардию как параллельную враждебную структуру. Это породило конкуренцию, которая привела к военному перевороту 2012 года, когда гвардия оказалась де-факто под контролем военных. Оче-

видно, что в условиях, когда правоохранительные органы остаются слабыми и некомпетентными, эффективная борьба с транснациональными угрозами никак не представляется возможной [5, с. 46].

Наконец, необходимо учитывать, что успешной борьбе с наркоторговлей препятствует и обстановка в регионе в целом. Гвинея-Бисау входит в региональный союз стран Западной Африки ЭКОВАС, который подразумевает свободное перемещение людей между государствами-членами. С учётом того, что основные маршруты наркотрафика проходят по территории практически всех стран союза, проблему Гвинеи-Бисау нельзя рассматривать в отрыве от регионального контекста. В 2009 году к такому выводу пришли одновременно сотрудники ООН, Интерпол и ЭКОВАС, приступив к совместному осуществлению Инициативы для стран западноафриканского побережья. Инициатива была направлена на борьбу с наркотрафиком и организованной преступностью в Гвинее-Бисау, Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне и Кот-д'Ивуаре и осуществлялась в поддержку Плана действий ЭКОВАС, нацеленного на пресечение нелегальной торговли наркотиками в Западной Африке.

В рамках Инициативы к 2016 году в четырёх западноафриканских странах (включая Гвинею-Бисау) были созданы специальные подразделения по борьбе с транснациональной преступностью. Преимущества данных подразделений в том, что они, с одной стороны, тесно сотрудничают с местными правоохранительными органами, с другой - используют информационные системы ООН и Интерпола, служа таким образом ключевой площадкой международного сотрудничества в сфере борьбы с наркотрафиком. Среди отдельных стран активную позицию по вопросу борьбы с наркотрафиком в Гвинее-Бисау традиционно занимает Бразилия. Одним из главных проектов, инициированных этой страной, стало создание центра подготовки сил безопасности, который в долгосрочной перспективе должен быть преобразован в региональную академию для подготовки сотрудников правоохранительных органов в португалоговорящих странах Африки.

Несмотря на международные усилия, за последние годы Гвинее-Бисау так и не удалось добиться значительного сокращения наркотрафика. Как отмечают сотрудники Международной кризисной группы, отсутствие в стране эффективно функционирующих государственных

институтов неизменно будет привлекать туда наркодельцов и даже террористов. [7, с. 3] В свою очередь, те же самые обстоятельства будут отпугивать потенциальных инвесторов, что негативно сказывается на состоянии экономики, которая сама по себе крайне слаба и сильно зависит от уровня цен на основной товар экспорта (кешью). Судя по всему, неспособность государства эффективно контролировать территорию и защищать границы будет ещё долгое время оставаться ключевой проблемой, затрудняющей процесс постконфликтного миростроительства в стране.

Список литературы

1. Турьинская Х. Государственный переворот в Гвинее-Бисау // РСМД. 8.08.2012. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=683#top-content

2. Ebo, A. The role of security sector reform in sustainable development: donor policy trends and challenges // Conflict, Security and Development. Routledge, 2007. № 7(1).

3. Guinea-Bissau: Building a Real Stability Pact // International Crisis Group. Dakar/Brussels, 2009. Africa Briefing № 57. URL: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/b57-guinea-bissau-building-a-real-stability-pact.pdf

4. Johansen R. Guinea-Bissau: A new hub for cocaine trafficking // Perspectives. UNODC, 2008. Issue 5. https://www.unodc.org/documents/about-unodc/Magazines/perspectives_5_WEB.pdf

5. Kohl C. Setting the Model: Reforming Policing in Guinea-Bissau // Peace Research Institute Frankfurt. Report No. 135. Frankfurt, 2015. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/194595/prif135.pdf

6. Loewenstein A. How Not to Fix an African Narco-State // Foreign Policy. 6 January 2016. URL: http://foreignpolicy.com/2016/01/06/how-not-to-deal-with-an-african-narco-state-guinea-bissau/

7. Ngwube A. Drug Trafficking: A threat to Stability in Guinea Bissau // 23rd World Congress of Political Science. Montréal, 2014. URL: http://paperroom.ipsa.org/papers/paper_37484.pdf

8. Shaw M. Drug trafficking in Guinea-Bissau, 1998 - 2014: the evolution of an elite protection network // Journal of Modern African Studies. Cambridge University Press, 2015. 53, 3.

9. The Transatlantic Cocaine Market // UNODC. Vienna, 2011. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/Studies/Transatlantic_cocaine_market.pdf

10. Transnational Organized Crime In West Africa: A Threat Assessment // UNODC. Vienna, 2013. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/tocta/West_Africa_TOCTA_2013_EN.pdf

11. Vulliamy E. How a tiny West African country became the world's first narco state // The Guardian. 9 March 2008. URL: https://www.theguardian.com/world/2008/mar/09/drugstrade

12. West Africa and Drug Trafficking // Africa Economic Development Institute. URL: http://www.africaecon.org/index.php/africa_business_reports/read/70

Об авторе

Ютяева Ирина Романова - студентка 1 курса магистратуры, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), ассоциированный член Института Африки РАН, indigerda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.