АФРИКАНСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ И ГВИНЕЯ-БИСАУ
А.Н. Жаров, Виейра Иванильдо
Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается деятельность Африканского банка развития в одной из беднейших стран Африки — Гвинее-Бисау. Анализируются проекты, осуществляемые банком в стране. Анализируется динамика и структура помощи банком стране.
Ключевые слова: Гвинея-Бисау, Африканский банк развития, сельское хозяйство, международные организации, ООН.
Африканский банк развития (African Development Bank) был основан в 1964 году Организацией африканского единства (ОАЕ). Основная цель функционирования банка — способствовать экономическому развитию Африканского континента, предоставляя для этого финансовые ресурсы [1]. Начиная с 1960-х годов, банк был вовлечен во многие аспекты развития континента. Банк передал огромное количество ресурсов, чтобы помочь континенту достигнуть жизнеспособных уровней экономического развития и роста, финансируя, в частности, программы развития инфраструктуры континента и региональной интеграции, преодоления бедности и улучшения образования и здоровья. Банк в настоящее время обсуждает продолжение экономических реформ, содействие борьбе против коррупции, развитие систем управления, образования, прекращение вооруженных столкновений, т.е. те программы, которые помогут привлечь иностранные инвестиции на континент. Банк берет на себя инициативу в борьбе против бедности и экономической отсталости на континенте [2].
Всех стран — участников банка можно разделить на две большие группы: региональные члены Африканского банка развития и нерегиональные члены [3]. Первую группу формируют такие государства, как: Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая республика Конго, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморские Острова, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Кабо-Верде, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские острова, Сенегал, Сомали, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская, Республика Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Южно-Африканская Республика. Вторую группу стран составляют: Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Южная Корея, Кувейт, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Саудовская Аравия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония
Проанализируем помощь, оказываемую банком странам Африки (рис. 1).
Центральная
Африка,
11%
Восточная Африка, 17%
Африка,
32%
Рис. 1. Распределение денежных средств между основными регионами Африки Источник: данные Банка.
Как видно на рис. 1, основную помощь получают страны Северной Африки. К этим странам относятся: Алжир, Ливия, Марокко, Тунис, Египет. На втором месте находится Западная Африка — Нигерия, Гана, Кот-Д’Ивуар, Гвинея-Биссау. Третье место отдано странам Восточной Африки, а именно: Эфиопии, Танзании и Уганде. Страны Южной Африки занимают четвертое место. Внутри группы основную помощь получает Мозамбик. Среди стран Центральной Африки основную помощь получают: Демократическая республика Конго, Габон и Камерун.
Рассмотрим динамику помощи банка основным регионам Африки (рис. 2). %
800 600 400 200 0
Рис. 2. Динамика помощи банка основным регионам Африки в 2003—2007 гг.
1 — Центральная Африка; 2 — Северная Африка; 3 — Западная Африка;
4 — Восточная Африка; 5 — Южная Африка Источник: данные Банка.
В период с 2003 по 2007 гг. объемы финансирования выросли на 61%. Главным образом это вызвано ростом объемов финансирования всех регионов Африки, за исключением Западной Африки, где наблюдается снижение финансирования.
Анализируя помощь Банка Гвинее-Биссау (рис. 3), очевидно, что с 2003 года она носит не регулярный характер. Так, финансировались отдельные проекты в 2003, 2005 и 2006 гг., в то время как в целом по Западной Африке финансирование осуществлялось на регулярной основе.
2
3 А — 5/^
1
2003 2004 2005 2006 2007 Год
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Рассмотрим некоторые из проектов, поддерживаемых Банком в Гвинее-Би-сау: PRESAR, сокращение бедности. Так, проект «Восстановление сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного сектора» (PRESAR) был начат в марте 2005 [5]. Основной целью проекта является сокращение численности населения, испытывающего голод. В начале 2005 г. голод испытывали около 35% населения страны. К 2009 г. их число должно было сократиться на 15%, а к 2011 — на 20%. Достижение данной цели возможно в результате решения следующих задач: во-первых, увеличения производства риса от текущих 2700 т до 3500 т в 2009 г. и до 7000 т в 2011 г.; во-вторых, увеличения продукции растениеводства от текущих 800 т до 1500 т в 2009 г. и до 2250 т в 2011 г.; в-третьих, увеличения дохода фермеров со 170 000 CFAF до 250 000 CFAF в 2009 г. и 380 000 CFAF в 2011 г.
Финансирование проекта осуществляется как правительством страны, так и банком. Доли финансирования представлены на рис. 4.
Правительство — и бенефициары,
11,4%
88,6%
Рис. 4. Структура финансирования проекта, %
Источник: данные Банка.
Реализация проекта включает два основных направления. Первое направление — это восстановление гидросельскохозяйственной и сельской инфраструктуры, что предполагает развитие орошаемых сельхозугодий для товарного сель-
2003 2004 2005 2006 2007 Год
Рис. 3. Займы и гранты банка Гвинее-Бисау в 2003—2007 гг.
1 — Гвинея-Бисау; 2 — Западная Африка Источник: данные Банка
скохозяйственного производства, а также ремонт дорог, ведущих к этим областям. Второе направление — поддержка сельскохозяйственного производства и развитие животноводства. Основная цель данного направления — это увеличение производства продукции растениеводства через введение новых семян и использование современных методов сельского хозяйства, а также обучение региональных наблюдателей и представителей местных властей и ассоциаций фермеров. Планируемые мероприятия предполагают развитие сельскохозяйственных угодий, занятых производством риса и овощными культурами.
Таким образом, проект рассчитан на внедрение новых предметов и средств труда. Однако в проекте не предусмотрено разъяснительной деятельности. Разъяснения присутствуют только в реализации второго направления, что, на наш взгляд, не совсем верно. Необходимо было бы выделить консультационную деятельность по второму проекту в отдельное направление, в рамках которого создать консультационные службы, проводить разъяснительную и обучающую деятельность. Кроме того, создание консультационных служб позволило бы увеличить количество рабочих мест, способствовало бы ведению других международных проектов. В целом, благоприятно сказалось бы на экономическом развитии страны.
Второй, значимый для Гвинеи-Бисау проект, реализуемый банком, направлен на сокращение бедности [6]. Основными направлениями деятельности в рамках этого проекта являются: во-первых, повышение качества управления с целью увеличения эффективности реализации программ по сокращению бедности; во-вторых, поощрение роста сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного сектора для улучшения качества питания, экономических и социальных условий существования сельского населения.
Реализация первого направления затрагивает четыре основные области, а именно: ответственность; прозрачность; борьбу против коррупции; судебную и юридическую реформы. В целях повышения ответственности и прозрачности Банк поощряет образовательную деятельность в стране, проведение разъяснительных мероприятий, развитие нормативно-правовой базы. В рамках борьбы против коррупции и проведении судебной реформы Банк поддерживает структурные преобразования в экономике. Опять же основным инструментом является обучение и разъяснительная работа.
Реализация второго направления предполагает достижение таких целей, как: безопасность питания; ускорение экономического роста. Основные задачи — консультационная помощь, разъяснительная работа и обучение. Однако развития собственно консультационной деятельности в стране не наблюдается, что привело к временному приостановлению реализации двух рассматриваемых проектов банка в Гвинее-Бисау.
Подводя итог сказанному выше, можно предложить следующие рекомендации. Во-первых, в рамках существующих проектов необходимо создание собственных информационно-консультационных служб. Во-вторых, после создания консультационных служб именно на их базе разрабатывать собственные проекты развития как экономики страны в целом, так и сельскохозяйственного производства.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алтернаг. Экономическое и финансовое состояние Гвинеи-Бисау. — Бисау, 2005.
[2] Шестилетняя Программа восстановления экономики Гвинеи-Бисау на 1999—2005 гг. — Бисау, 2001.
[3] AFRICAN studies in Russia. Yearbook 2000—2005. Vol. 2. — Moscow, 2005.
[4] Mendes C. Programa de reestruturaçao das Finanças Públicas na Guine-Bissau^ — Lisboa, 2004.
[5] Relatório anual do Instituto Nacional de Estudos e Pesquisas (INEP). — Bissau, 2003.
[6] Relatório anual do Ministério das Finanças da Guiné-Bissau. — Bissau, 2005.
[7] Resumo de tendencias económicas da Guiné-Bissau. — CEES, 2005.
AFRICAN DEVELOPMENT BANK AND GUINEA-BISSAU
A.N. Zharov, Vieira Ivanildo
Economic Appraisal and Land Register Chair Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is focused on the analysis of African Development Bank activities in one of the poorest African countries Guinea-Bissau. Two main programs of the Bank in the country from the point of dynamics and format are considered.
Key words: Guinea-Bissau, African Development Bank, agriculture, international organizations, the United Nations.