Раздел 10. Компаративистика и зарубежный опыт
КРЮКОВ к.г., [email protected] Кафедра криминалистики; Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 620057, г. Екатеринбург, Корепина, 66
KRYUKOV K.G., [email protected] Chair of criminalistics;
Urals Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Korepina St. 66, Yekaterinburg, 620057, Russian Federation
КОРРУПЦИЯ В ПОЛИЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАРКОТРАФИК
В РЕСПУБЛИКЕ ЛИБЕРИЯ
Реферат. Показана прямая причинно-следственная связь между разрушением государственных структур, произошедшим в ходе гражданской войны в Республике Либерия, высоким уровнем коррупции в правоохранительных органах и вовлечением этой страны в транснациональный наркотрафик. Дана краткая историческая и политико-экономическая характеристика Республики Либерия, изложены основные задачи Миссии Организации Объединенных Наций, включая полицейский компонент, показано современное состояние либерийских полицейских сил, отмечается высокий уровень коррупции в правоохранительных органах. Приведены результаты независимых исследований «либерийской проблемы», проведенных международными гуманитарными организациями, дана оценка деятельности вновь созданного Агентства по борьбе с наркотиками, упомянут инцидент с российским гражданином, арестованным в Либерии и тайно вывезенным в США. Сделан вывод о том, что государство, восстанавливающее свою разрушенную многолетней гражданской войной инфраструктуру, столкнулось с такими серьезными проблемами, как коррупция в полиции и вовлечение населения в производство наркотиков и международный наркотрафик. Для преодоления этих трудностей либерийскому руководству необходимо начать серьезную работу по повышению профессионализма и искоренению коррупции среди полицейских. Без авторитета и доверия граждан даже подготовленная и оснащенная полиция не может эффективно функционировать. Все это произошло на фоне разрушенной экономики, отсутствия интеграционных связей, неграмотности и нехватки квалифицированных трудовых ресурсов. Аргументируется необходимость тщательно выбирать таких союзников, которые могли бы реально помочь возрождающейся Либерии. Суверенитет государства исключает прямое подчинение иностранному партнеру, а его стратегическим интересам противоречит ситуация, когда в угоду одним странам оно пренебрегает отношениями с другими.
Ключевые слова: гражданская война, наркотрафик, правоохранительные органы, полиция, коррупция, агентство по борьбе с наркотиками, наркодилер.
POLICE CORRUPTION AND INTERNATIONAL DRUG TRAFFICKING IN THE REPUBLIC OF LIBERIA
Abstract. The connection between the destruction of state structures that occurred during the civil war in Liberia, the high level of corruption in law enforcement agencies, and the involvement of this country in transnational drug trafficking is described in the article. A brief historical, political and economic characteristic of the Republic of Liberia is given. The main tasks of the UN Mission, including the police component, are described. The current state of the Liberian police force is analyzed, the high level of corruption in law enforcement agencies is underlined. The results of the independent research of "the Liberian problem” conducted by the international humanitarian organizations are presented by the author. The activity of the newly created drug fighting agency is estimated. The incident with the Russian citizen who was arrested in Liberia and smuggled to the United States is mentioned. The author comes to the conclusion that the state reestablishing its infrastructure destroyed by the long civil war, has faced such serious problems as police corruption and involvement of the population into manufacture of drugs and international drug trafficking. To overcome these difficulties the Liberian government has to start serious work on improving the police professionalism and eradication of corruption among police officers. Even well equipped police force can not operate effectively without the confidence of citizens. The above men-
tioned problems have arisen due to the destroyed economy, population illiteracy, lack of skilled staff, etc. The need to carefully choose allies who could help the reviving country is emphasized.
Keywords: civil war, drug trafficking, law enforcement agencies, police, corruption, drug fighting agency, drug dealer.
Республика Либерия - государство в Западной Африке, которое известно прежде всего своим торговым флотом. В настоящее время по количеству торговых судов, приписанных к Свободному порту Монровии, Либерия входит в первую мировую тройку вместе с Панамой и Грецией. Сегодня эта западно-африканская страна, возглавляемая первой в Африке женщи-ной-президентом Эллен Джонсон-Серлиф, стремится к политической стабильности и восстанавливается после долголетней гражданской войны при содействии многочисленных международных «доноров».
Еще одна особенность этой страны состоит в том, что на всем африканском континенте в период колониального раздела в XVШ-XIX веках, кроме Эфиопии, только Либерии удалось остаться независимой. В то же время фактически Либерия изначально являлась колонией Соединенных Штатов Америки, которые в 30-е годы XIX века отправили туда первых поселенцев, и с тех пор имеют в Африке подконтрольное и лояльное во всех отношениях государство.
Интересной отличительной чертой Либерии является то, что ее гражданином может стать только представитель черной расы. Согласно статье 27 Конституции Республики Либерия «В целях сохранения, содействия и поддержания положительной либерийской культуры, ценностей и характера только негры или негры по происхождению или цвету кожи имеют право быть гражданами Либерии. Следуя названным стандартам, законодательная власть обязана использовать вышеуказанные критерии для проведения процедуры натурализации» [1]. В век политкорректности и расовой толерантности это положение выглядит по меньшей мере дискриминационным.
Несмотря на неплохой экономический потенциал, заключающийся в огромном коммерческом флоте и богатейших природных ресурсах, Либерия является одним из самых бедных государств мира. ВВП на душу населения составляет 500 долларов (226-е место в мире). Около 80 % насе-
ления находится ниже уровня бедности. Объяснений этому несколько, но главное
- гражданская война, которая шла в стране в период с 1989 по 2003 гг. Основной причиной войны в Либерии было неравноправное положение потомков основавших эту страну черных переселенцев из США и представителей местных племен. Первым в течение полутора веков принадлежала и политическая власть, и все основные источники функционирования либерийской экономики - недра, сельское хозяйство, порты. Соответственно, и полиция Либерии формировалась в основном из числа так называемых «американцев». Местным племенам оставалось только подчиняться и терпеть рабское положение, напоминающее то, в котором были предки их поработителей на американском юге до переселения в Африку. Вооруженный конфликт в Либерии начался после того, как представитель одного из местных племен сержант Сэмюэль Доу в результате военного переворота стал президентом. Последовавший экономический спад, вызванный прекращением американской экономической помощи, стал причиной массового недовольства в стране, и в 1989 году вооруженная оппозиция во главе с «американцем» Чарльзом Тэйлором начала боевые действия против правительства Доу. Война, длившаяся 14 лет, унесла более 200 тысяч жизней и разрушила всю инфраструктуру и систему государственных органов Либерии, в том числе и полицейскую службу. В 2003 году, после вынужденного силового вмешательства войск Экономического сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС) и Организации Объединенных Наций, война в Либерии была остановлена [2].
С этого времени в Либерии действует Миссия Организации Объединенных Наций, задачами которой являются воссоздание разрушенного войной государства, помощь в восстановлении либерийской экономики, тренинги и мониторинг деятельности местной полиции и других правоохранительных органов. Миссия ООН всесторонне поддерживает возрождение Либерии с момента подписания Всеобъ-
емлющего мирного соглашения, заключенного в 2003 году в г. Аккре (Гана). В 2013 году миссия приступила к сокращению своих миротворческих сил, которые в настоящее время насчитывают около 8 000 военнослужащих и полицейских, и планирует вдвое уменьшить свое присутствие к 2015 году. Шаг за шагом задача поддержания законности и правопорядка в стране переходит к правительству Либерии и его правоохранительным органам.
Поскольку за годы войны полиция либерии просто перестала существовать, то в мандат Миссии ООН была включена задача по ее формированию, обучению и мониторингу. Для этого в г. Монровии была открыта полицейская академия, где будущие полицейские обучаются по американскому образцу. Курс обучения длится всего четыре месяца, после чего выпускники академии направляются на работу в территориальные участки и приступают к выполнению своих обязанностей. В зависимости от имеющихся вакансий они занимают должности патрульных, инспекторов дорожной полиции и даже детективов. При столь краткосрочной подготовке, а также при отсутствии должного материально-технического обеспечения, которое выражается, в частности, в нехватке помещений, оружия, спецсредств, транспорта и средств связи, либерийская полицейская служба абсолютно неэффективна даже в плане обеспечения общественного порядка, не говоря уже о расследовании преступлений, особенно сложных, много-эпизодных и связанных с организованной преступностью.
Но не только отсутствие опыта и средств мешает либерийской полиции стать эффективно действующим правоохранительным органом. Ее самая серьезная проблема - коррупция. Международная гуманитарная организация «Human Rights Watch» даже провела специальное исследование коррупционных проявлений в полиции либерии. Его результаты были опубликованы под красноречивым заголовком: «Нет денег - нет правосудия» [3].
Правительство либерии также постоянно подчеркивает важность восстановления системы правоохранительных органов, особенно полиции, для обеспечения послевоенного гуманитарного развития и соблюдения прав человека. В стране раз-
работано и принято к исполнению два общенациональных плана развития - «Стратегия борьбы с бедностью» и «Перспективный план возрождения - 2030». В обоих названных документах подчеркивается важность обеспечения законности и правопорядка, и в первую очередь - укрепления национальной полиции [4; 5].
Для мониторинга деятельности либерийской национальной полиции (далее
- ЛНП) в каждый полицейский участок были направлены наблюдательные группы полиции ООН, в которые входят опытные полицейские из разных стран мира, обеспеченные транспортом, современными средствами связи и необходимым оборудованием. В число задач данных групп входит продолжение обучения местных коллег, наблюдение за их работой, мониторинг и выполнение функций советников и наставников.
ЛНП, которая сегодня насчитывает четыре с половиной тысячи сотрудников (в два раза больше, чем либерийская армия), несет основную ответственность за поддержание правопорядка и обеспечение атмосферы стабильности, необходимой для постконфликтного восстановления и развития страны. По ориентировочной оценке Миссии ООН, Либерии понадобится увеличить штат полиции до 8 000 человек, для того чтобы адекватно выполнять полицейские функции после вывода полицейских-миротворцев из страны. Однако в своем докладе по Либерии Генеральный секретарь ООН подчеркнул, что приоритетом является повышение качества подготовки полицейских и обеспечение надлежащего выполнения ими своих обязанностей, а не увеличение их количества. Аналогичный тезис был высказан и Президентом Э. Джонсон-Серлиф в заявлении по фактам неправомерных действий полиции, получившим широкий общественный резонанс: «после ухода ООН только грамотное управление сможет сохранить мир в стране» [6; 7].
Обследования, проведенные в стране международными гуманитарными организациями, показывают, что способность полиции обеспечить строгое соблюдение законов и расследовать правонарушения серьезно скомпрометирована актами беззакония и злоупотреблениями, которые допускают полицейские, в особенности по
отношению к беднейшим слоям общества. В полиции распространены коррупция, непрофессионализм и безответственность. Согласно опросам, проведенным международной организацией «Transparency International» в 2013 году, либерийцы воспринимают полицию как самую коррумпированную организацию в стране (второе место занимают суды)[8].
В специальном исследовании, проведенном Human Rights Watch в 2013 году, приняли участие 120 жертв полицейской коррупции и 35 сотрудников полиции из четырех округов либерии, при этом опрашивались как городские, так и сельские жители. Независимо от места их проживания жертвы полицейского произвола часто высказывали свое неверие в либерийскую правоохранительную систему, утверждая, что «справедливость - не для бедных», «нет денег - нет правосудия». Они говорили о полицейском вымогательстве на всех стадиях судопроизводства - начиная с регистрации заявления и заканчивая освобождением из-под ареста. Такое пренебрежение основными принципами правосудия создало в обществе стойкое убеждение в том, что не степень вины лица определяет исход расследования, а степень его богатства. К полицейским относятся не как к защитникам, а как к опасным «хищникам», особенно после «рейдов», в ходе которых полиция окружает село и начинает сплошной обыск домов и их обитателей под предлогом поиска оружия или контрабанды. При этом все заканчивается требованием денег, иногда с применением угроз и насилия. В столице жертвами полицейского вымогательства чаще всего становятся таксисты и уличные торговцы.
либерийские полицейские при выполнении своих обязанностей также сталкиваются с многочисленными проблемами. Как уже отмечалось, не хватает автомобилей, топлива, канцелярских принадлежностей. Заработная плата патрульного составляет 135 долларов США в месяц - этого явно недостаточно для удовлетворения самых элементарных потребностей. В результате полицейские идут на вымогательство и взяточничество. Командиры и начальники полицейских подразделений оказывают давление на своих подчиненных, требуя от них регулярных денежных «подношений», часть которых направляют вышестоящему
руководству. Кроме того, полицейские вынуждены оплачивать повышения по службе, привлекательные должности и другие блага, а иногда они просто платят, чтобы избежать неприятных заданий и непривлекательных назначений. В погоне за деньгами полицейские могут «охотиться» на таксистов и торговцев в служебное время, вместо того чтобы находиться на своем рабочем месте. Это причиняет двойной вред - жертвам взяточничества, с одной стороны, и всему обществу, остающемуся без защиты, - с другой. Не дождавшиеся очередной смены командиры порой не знают, кем заполнить посты и патрули.
В то же время нельзя не признать, что за время, прошедшее с момента окончания войны, ЛНП удалось несколько улучшить свою работу. Так, благодаря постоянному мониторингу и тренингу местных полицейских со стороны их коллег из Миссии ООН аресты стали производиться более профессионально и на законных основаниях. Полицейские усвоили, наконец, что через 48 часов после задержания подозреваемому следует предъявить обвинение или освободить его. Значительно сократилось количество случаев рукоприкладства по отношению к задержанным. Постепенно удается преодолеть круговую поруку среди полицейских - все больше регистрируется случаев, когда они официально сообщают о неподобающем поведении своих коллег. Здесь во многом заслуга «отдела профессиональных стандартов» - службы внутренних расследований ЛНП.
Однако, несмотря на некоторые позитивные изменения, в стране по-прежнему процветает полицейская коррупция. Руководство ЛНП поставило своей первостепенной задачей повышение ответственности и внутренней культуры своих сотрудников. Отметим, что расследований, проводимых службой профессиональных стандартов по жалобам граждан на полицейских, по-прежнему очень мало. Большая часть таких заявлений остается без внимания, и большинство виновных к ответственности не привлекаются. Многие заявители, пытавшиеся подать жалобу руководству полиции или в службу профессиональных стандартов, заявляют, что их попытки остаются безуспешными. А еще большее число жертв полицейского произвола никуда не обращается - они либо боятся мести поли-
цейских, либо уже имеют негативный опыт безрезультатных поисков справедливости.
Все эти обстоятельства неизбежно заставляют признать, что сегодня ЛНП не способна самостоятельно победить коррупцию на всех уровнях своей структуры, а ее руководители не могут служить положительным примером профессионализма и уважения прав человека для подчиненных. Полицейские наблюдатели Миссии ООН неоднократно подчеркивали, что неудовлетворительное выполнение своих обязанностей сотрудниками ЛНП - потенциальное препятствие обеспечению мира и безопасности в Либерии. Очередной ежегодный обзор миротворцев назвали «отрезвляющей оценкой» возможностей Либерийской национальной полиции, поскольку в этом документе была выражена серьезная озабоченность по поводу критической ситуации с материальным обеспечением и абсолютно непрофессиональным выполнением своих обязанностей большинством полицейских. В обзоре также подчеркнуто, что на словах руководство страны уделяет большое влияние развитию правоохранительных органов, а в действительности уровень управления ими остается крайне слабым, отсутствует контроль за ними со стороны общества, уровень коррупции и злоупотреблений остается таким же высоким, как и во времена прежних либерийских режимов [9].
Прогрессирование полицейской коррупции подрывает верховенство права в Либерии и нарушает права простых граждан. Запугивание и вымогательство ставят под угрозу жизнь, свободу и безопасность простых либерийцев, лишают их равного права на защиту со стороны закона. Общепризнано, что либерийское правительство добилось существенного прогресса в политической и экономической сферах за те 10 лет, которые прошли со времени окончания гражданской войны. Теперь пришло время обуздать коррупцию и беззаконие в полиции, обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека и восстановить доверие граждан к правоохранительной системе.
Автор данной статьи в составе российского полицейского контингента Миссии ООН находился в Либерии в 2007-2008 годах, где, наряду с выполнением других служебных задач, принимал участие в рас-
следовании преступлений различных категорий, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических веществ.
Поводом, заставившим международных полицейских советников и руководство местной полиции обратить особое внимание на необходимость усиления борьбы с распространением наркотиков, послужило трагическое происшествие
- катастрофа российского вертолета, произошедшая в округе Нимба, граничащем с государствами Гвинея и Кот-д'Ивуар. 2 ноября 2007 вертолет Ми-8 авиакомпании «UTair» выполнял рейс по маршруту Ганта
- Логуато по заявке гуманитарной миссии ООН в Либерии и перевозил продукты питания. Предполагалось, что вертолет с гуманитарным грузом сбили с воздуха. Все три летчика, граждане России, погибли. Как сообщила пресс-служба авиакомпании «иТа1г», «на элементах конструкции вертолета обнаружены множественные характерные цилиндрические отверстия». Поэтому основной первоначальной версией о причине крушения стал обстрел вертолета с земли [10].
Вертолет был гражданским (без какого-либо вооружения), как и члены экипажа. Он не мог представлять никакой угрозы ни для остававшихся в джунглях повстанцев, ни для правительственных сил, ни - тем более - для вооруженных контингентов сил ООН. Кому же мог помешать низколетящий гражданский вертолет? Возникло предположение о том, что, возможно, члены экипажа стали свидетелями нелегальной активности в удаленном от основных транспортных путей регионе страны. В связи с этим руководством полиции ООН в округе Нимба совместно с местной полицией и командованием международного воинского контингента был разработан план проведения проверочных рейдов по территории административного района Ганта, расположенной в глубине джунглей, в стороне от главных дорог. В результате в ходе каждого такого рейда вблизи местных сел выявлялись посевы марихуаны, которые уничтожались путем скашивания и сожжения конопли.
Другим фактом, свидетельствующим о наличии в регионе развитого наркотрафика, стало обнаружение 1 июня 2008 года в том же округе Нимба 150 кг марихуаны в трех мешках, которые бросили
двое неизвестных мужчин, перевозивших наркотик на такси в сторону Гвинеи. Между наркодельцами возникла ссора и драка, которая привлекла внимание местных жителей. Увидев, что к месту драки приближается толпа, наркодилеры скрылись, бросив мешки.
После того как сходные инциденты стали регулярно регистрироваться в полицейских участках на территории нескольких либерийских округов, примыкающих к границам с Гвинеей, Кот-д'Ивуаром и Сьерра-Леоне, стало очевидно, что проблема носит общенациональный, а не локальный характер.
Поскольку полицейская служба в силу своей коррумпированности, непрофессионализма и безответственности оказалась абсолютно неэффективна в борьбе с формирующимся наркотрафиком, то в либерии, вновь по американскому образцу, было создано DEA* - Агентство по борьбе с наркотиками, которое вынуждено было признать: при полном отсутствии другой работы выращивание марихуаны для многих либерийцев - единственный способ получения средств к существованию. Этому способствует влажный жаркий климат, обеспечивающий стабильный урожай и высокую прибыль при минимальных вложениях. Об этом же говорит агентство ООН по борьбе с наркотиками и преступностью UNODC**: «климат многих африканских стран, таких как Либерия, идеален для выращивания марихуаны. Как растительная культура, марихуана позволяет получать высокий доход при небольших инвестициях» [11].
Руководство либерийского DEA официально заявляет о катастрофической нехватке личного состава, недостаточном финансировании и отсутствии правовой базы, то есть всего, что необходимо для эффективной борьбы с распространением наркотиков. По словам исполнительного директора Агентства Джеймса Джелаха, «Сейчас в нашем распоряжении только пять автомобилей, все закреплены за центральным аппаратом. В наших 15 периферийных отделах нет возможности приобретения автотранспорта, и это лишает нас
* Drugs Enforcement Agency.
** The United Nations Office on Drugs and Crime.
какой-либо оперативной мобильности. Финансовой поддержки нам не оказывает ни наше правительство, ни международное сообщество. Слабые законы - еще одна проблема. Наркодилеры чаще приговариваются к штрафу, чем к тюремному заключению, а средняя сумма штрафа равняется 50 долларам США. Тем не менее мы продолжаем действовать, проводим аресты распространителей наркотиков и доставляем их в суд. Однако там им обычно вручают штрафную квитанцию, и после ее оплаты эти лица возвращаются на свободу и возобновляют свою противозаконную деятельность. Наказание слишком мягкое, мы не можем даже сравнивать его с санкциями за аналогичные деяния в других странах» [12].
Либерийские правоохранительные органы не располагают ни материальнотехническими ресурсами, ни достаточно сильной правовой базой, чтобы эффективно бороться с производством и распространением наркотиков. Суды выпускают обвиняемых в наркопреступлениях под залог всего в 72 доллара США, а один мешок марихуаны продается на «черном рынке» за 300 долларов. И если первоначально местное население лишь выращивало марихуану, то постепенно либерийцы, прежде всего молодые, вовлекаются в ее употребление. По данным UNODC, 13,5 % населения Либерии употребляет марихуану.
Но это, к сожалению, уже не самая серьезная угроза в настоящее время, поскольку либерийское побережье - часть Африки, наиболее близко расположенная к Южной Америке. При наличии огромного либерийского флота и отсутствии строгих законов по борьбе с наркотиками, а также при слабой, неподготовленной полиции страна становится привлекательной территорией для транснационального наркотрафика. Крупнейшим мировым производителем кокаина по сей день остается Колумбия, на втором и третьем месте - Перу и Боливия. За год Колумбия производит более 400 тонн кокаина, Перу
- более 300 тонн, а Боливия - более 100 тонн. Большая часть этого кокаина идет в США, но немалая часть (около 40 %) попадает и в Европу. Первоначально кокаин попадал в Европу через страны Карибского моря и порты Испании, но с усилени-
ем европейской интеграции наркотрафик стал проходить через Западную Африку, в том числе - через 500-километровое побережье Либерии с ее многочисленными портами. Через Африку проходит четвертая часть экспортируемого в Европу кокаина, что составляет около 50 тонн в год. Кроме Либерии, этот маршрут проходит через Гамбию и Гвинею - Бисау, но именно Либерия является наиболее уязвимой.
Поскольку собственное правительство не желает спонсировать либерийское агентство DEA, его руководители возлагают наибольшие надежды на помощь одноименной службы США. Однако оттуда периодически приходит лишь помощь в виде канцелярских товаров или небольших партий наручников, а реальных инвестиций не поступает. Желая «выслужиться» перед потенциальным спонсором, либерийские спецслужбы готовы на все, в том числе и на явные нарушения закона.
В качестве примера может послужить арест российского пилота К. Ярошенко. 18 мая 2010 года он прилетел на переговоры по новому контракту в Либерию, в этой стране ранее не был. 28 мая его арестовали в Монровии сотрудники Агентства национальной безопасности по обвинению в подготовке к транспортировке крупной партии кокаина. 30 мая 2010 года либерийские власти передали Ярошенко в руки сотрудников американского DEA на основании ордера на арест, выданного окружным судом США по южному округу Нью-йорк. 1 июня 2010 года DEA доложило о раскрытии сети наркоторговцев, которые планировали доставить в Либерию и Гану из Колумбии три крупных партии кокаина общим весом около 4 тонн и стоимостью 100 миллионов долларов. В Либерии Ярошенко в ходе задержания и при проведении первых допросов подвергли издевательствам и пыткам, которые подорвали его здоровье. 19 июля Посольство России в Вашингтоне направило ноту в Государственный департамент США, указав на недопустимость того, что дипломатические службы не были вовремя информированы о задержании российского пилота. Российские дипломаты утверждают, что еще никогда столь серьезно не была нарушена Венская конвенция 1963 года о дипломатических сношениях - впервые американские спецслужбы захватили российского
гражданина на территории третьей страны, чтобы тайно вывезти в США.
7 сентября 2011 года окружной суд США по Южному округу штата Нью-Йорк вынес приговор К. Ярошенко, признанному виновным в преступном сговоре с целью контрабанды крупной партии наркотиков, часть которой якобы предназначалась для реализации в США. Председательствующий на процессе федеральный судья определил Ярошенко меру наказания в виде 20 лет лишения свободы [13].
Сам Ярошенко, который сейчас отбывает срок в тюрьме «Форт-Дикс», заявляет, что основные улики против него сфабрикованы. 17 февраля 2014 года Ярошенко обратился к Президенту России с просьбой о помощи в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Ранее и МИД РФ, и сам осужденный подавали ходатайство о выдаче его для отбывания наказания в Россию, что разрешается Конвенцией Совета Европы, подписанной, кстати, и Вашингтоном, и Москвой. Это правило стало уже нормой в международных отношениях, но в данном случае Москва получила из Вашингтона категорический отказ, причем ничем не мотивированный. Тогда же МИД России возмутился тем, что «американская сторона цинично проигнорировала гуманитарный аспект - подорванное здоровье Константина Ярошенко в результате избиений и пыток при аресте, а также неоказание ему адекватной медицинской помощи во время тюремного заключения» [14].
В августе 2014 года, по истечении установленного американским законом трехлетнего срока, адвокат приговоренного подаст ходатайство на пересмотр уголовного дела. Уже известно, что его рассмотрит судья из «антимагнитского списка» Джед Ракофф (Jed Saul Rakoff) [15].
Большие сомнения вызывает то, что подобные акции могут обеспечить значительный прогресс в деятельности либерийских борцов с распространением наркотиков. Кроме того, инциденты такого рода не могут способствовать улучшению отношений между нашими странами.
В заключение следует отметить, что Либерия, пережившая четырнадцатилетнюю войну и с огромными трудностями пытающаяся восстановить мирную жизнь, сталкивается с множеством проблем. Это и разрушенная экономика, и отсутствие
интеграционных связей, неграмотность и нехватка квалифицированных трудовых ресурсов. Еще одним непреодолимым препятствием на пути к возрождению страны может стать коррупция, процветающая на всех уровнях государственной власти, в том числе в правоохранительных органах, и в первую очередь в формируемой либерийской полиции. Без авторитета у населения и доверия граждан даже подготовленная и оснащенная полиция не может эффективно функционировать. А такая непрофессиональная, как в Либерии, - тем более.
По-прежнему самую серьезную угрозу воссозданию развитой и независимой
Либерии сегодня представляет рост преступности, распространение наркотиков и вовлечение этой страны в систему транснационального наркотрафика. В борьбе с этими разрушительными явлениями необходимо тщательно выбирать таких союзников, которые могли бы реально помочь возрождающейся стране. Государство, стремящееся быть суверенным и независимым, не может слепо подчиняться воле пусть даже сильного, но иностранного партнера, и тем более не может в угоду одним странам пренебрегать отношениями с другими, нарушая нормы международного права.
Список литературы
1. Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. URL: http:// worldconstitutions.ru/archives/270) (дата обращения: 11 февр. 2014 г.).
2. "First Liberian Civil War” (from Wikipedia, the free encyclopedia). URL: http://en.wikipedia.org (дата обращения: 12 февр. 2014 г.).
3. Liberia - Human Rights Watch "No Money, No Justice”. URL: http://www.hrw.org/node/117948/section/ (дата обращения: 14 февр. 2014 г.).
4. Poverty Reduction Strategy Papers (PRSP). URL: http://www.imf.org/external/np/prsp/ prsp.aspx) (дата обращения: 14 февр. 2014 г.).
5. Liberia's new national development strategy Planning for Stronger Results in a Low Capacity Context. URL: http://wbi.worldbank.org (дата обращения: 16 февр. 2014 г.).
6. Двадцать шестой периодический доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ). URL: http://www.un.org (дата обращения: 16 февр. 2014 г.).
7. Liberia's Johnson-Sirleaf defends governance record. URL: http://www.reuters.com/article/2013/05/17/ (дата обращения: 16 февр. 2014 г.).
8. Global Corruption Report 2013: World's Biggest Countries For Bribes, According To Transparency International. URL: http://www.huffingtonpost.com/2013/07/09/global-corruption-report-2013_n_3568242.html (дата обращения: 18 февр. 2014 г.).
9. Support for the implementation of the Peace Process. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/ missions/unmil/ (дата обращения: 18 февр. 2014 г.).
10. Фрагменты вертолета UTair, потерпевшего крушение в Либерии, доставлены в Россию. Обстрел Ми-8 пока не подтверждается. URL: http://www.ura.ru/content/khanti/17-01-2008/news/33083.html (дата обращения: 11 февр. 2014 г.).
11. Voice of America "Liberia Struggles To Crack Down On Farmers Growing Marijuana”. URL: http://www. voanews.com/content (дата обращения: 11 февр. 2014 г.).
12. Voice of America "Liberia: A long Way From Winning War On Drugs”. URL: http://www.voanews.com/ content (дата обращения: 11 февр. 2014 г.).
13. Давыденко В., Ермолаева Н. Нота и кокаин. Американские спецслужбы тайно вывезли российского летчика из Либерии в США // Рос. газ. 2010. 21 июля.
14. Летчик Ярошенко просит Путина помочь вернуться на Родину. URL: http://www.kp.ru/online/ news/1661733/ (дата обращения: 17 февр. 2014 г.).
15. Защита Ярошенко в августе будет ходатайствовать о пересмотре дела. URL: http://www.kp.ru/online/ news/1665472/ (дата обращения: 20 февр. 2014 г.).
References
1. Konstitutsii gosudarstv (stran) mira. Internet-biblioteka konstitutsiy Romana Pashkova [Constitution states (countries) in the world. Online library constitutions Roman Pashkov]. Available at: http://worldconstitutions.ru/ archives/270) (Accessed 11 February 2014).
2. "First Liberian Civil War” (from Wikipedia, the free encyclopedia). Available at: http://en.wikipedia.org (Accessed 12 February 2014).
3. Liberia - Human Rights Watch "No Money, No Justice”. Available at: http://www.hrw.org/node/117948/ section/ (Accessed 14 February 2014).
4. Poverty Reduction Strategy Papers (PRSP). Available at: http://www.imf.org/external/np/prsp/ prsp.aspx) (Accessed 14 February 2014).
5. Liberia's new national development strategy Planning for Stronger Results in a Low Capacity Context. Available at: http://wbi.worldbank.org (Accessed 16 February 2014).
6. Dvadtsat' shestoy periodicheskiy doklad General'nogo sekretarya o Missii Organizatsii Ob"edinennykh Natsiy v Liberii (MOONL) [Twenty-sixth periodic report of the Secretary-General on the United Nations Mission in Liberia (UNMIL)]. Available at: http://www.un.org (Accessed 16 February 2014).
7. Liberia's Johnson-Sirleaf defends governance record Available at: http://www.reuters.com/
article/2013/05/17/ (Accessed 16 February 2014).
8. Global Corruption Report 2013: World's Biggest Countries For Bribes, According To Transparency
International. Available at: http://www.huffingtonpost.com/2013/07/09/global-corruption-report-2013_n_
3568242.html (Accessed 18 February 2014).
9. Support for the implementation of the Peace Process. Available at: http://www.un.org/en/peacekeeping/ missions/unmil/ (Accessed 18 February 2014).
10. Fragmenty vertoleta UTair, poterpevshego krushenie v Liberii, dostavleny v Rossiyu. Obstrel Mi-8 poka ne podtverzhdaetsya [Fragments helicopter UTair, crashed in Liberia, delivered to Russia. Shelling Mi-8 has not been confirmed]. Available at: http://www.ura.ru/content/khanti/17-01-2008/news/33083.html (Accessed 11 February 2014).
11. Voice of America "Liberia Struggles To Crack Down On Farmers Growing Marijuana”. Available at: http:// www.voanews.com/content (Accessed 11 February 2014).
12. Voice of America "Liberia: A long Way From Winning War On Drugs”. Available at: http://www.voanews. com/content (Accessed 11 February 2014).
13. Davydenko V., Ermolaeva N. Nota i kokain. Amerikanskie spetssluzhby tayno vyvezli rossiyskogo letchika iz Liberii vSShA [Note and cocaine. U.S. intelligence agencies secretly taken Russian pilot from Liberia to the United States]. Rossiyskaya gazeta - The Russian Newpaper, 2010, 21 July.
14. Letchik Yaroshenko prosit Putina pomoch' vernut'sya na Rodinu [Pilot Yaroshenko asks Putin to help return home]. Available at: http://www.kp.ru/online/news/1661733/ (Accessed 17 February 2014).
15. Zashchita Yaroshenko v avguste budet khodataystvovat' o peresmotre dela [Yaroshenko protection in August will apply for a retrial]. Available at: http://www.kp.ru/online/news/1665472/ (Accessed 20 February 2014).