Научная статья на тему 'Трансграничная электронная коммерция между РФ и КНР: прошлое, настоящее, будущее'

Трансграничная электронная коммерция между РФ и КНР: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / электронные платежи / торговля / энергетические ресурсы / интернет-торговля / интернет-площадки / foreign economic activity / electronic payments / trade / energy resources / Internet commerce / Internet platforms

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ся Бинюй

В данной статье рассматриваются вопросы трансграничной электронной коммерции, как геополитического инструмента противодействия экономическому и санкционному давлению западных стран на национальные экономики. Объект исследования – международная торговля. Предмет исследования – трансграничная электронная коммерция России и Китая. В статье рассматриваются ретроспективные основания, настоящее состояние и перспектива трансграничной электронной коммерции Китая и России. Рассматривается форма международного обмена – энергетический консалтинг, как ресурсная переориентация логистических потоков энергетических ресурсов, которые значительно облегчают работу с Китаем и делают его самым предпочтительным торговым партнером в ближайшие годы. Перспективная эффективность трансграничная электронная коммерция между Россией и Китаем аргументирована двумя основаниями: 1) внутри Китая существует огромный спрос со стороны потребителей; 2) между Россией и Китаем существуют стабильные партнерские отношения, а также позитивное отношение к России со стороны обычных жителей Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-border e-commerce between Russia and China: past, present, future

This article examines the issues of cross-border e-commerce as a geopolitical tool to counter the economic and sanctions pressure of Western countries on national economies. The object of research is international trade. The subject of the study is cross–border e-commerce in Russia and China. The article examines the retrospective foundations, the current state and prospects of cross-border e-commerce in China and Russia. A form of international exchange is considered – energy consulting, as a resource reorientation of logistics flows of energy resources, which greatly facilitate work with China and make it the most preferred trading partner in the coming years. The long-term effectiveness of cross-border e-commerce between Russia and China is justified on two grounds: 1) there is a huge demand from consumers inside China; 2) there are stable partnerships between Russia and China, as well as a positive attitude towards Russia from ordinary Chinese residents.

Текст научной работы на тему «Трансграничная электронная коммерция между РФ и КНР: прошлое, настоящее, будущее»

Ся Бинюй

Аспирант, Высшая школа промышленной политики и предпринимательства-Экономика.

Российский университет дружбы народов имени имени Патриса Лумумбы.

Трансграничная электронная коммерция между РФ и кнР: прошлое, настоящее, будущее

Введение

В общем прикладном понимании трансграничная электронная торговля представляет собой продажу товаров онлайн способом через национальные границы для доставки клиентам в других странах или территориях. В Китае и России она часто используется для продажи качественных зарубежных товаров напрямую китайским и российским потребителям через интернет-магазины, при этом доставка товаров осуществляется международными курьерскими службами. Товары обычно хранятся на складах за рубежом или в специальных торговых зонах в Китае и доставляются китайским потребителям только после подтверждения их заказа. Китай и Россия, имеющие общую границу в длину 2981 км, находятся в процессе развития долгосрочного партнерства и стратегического сотрудничества во многих сферах экономики. Трансграничная электронная коммерция является одним из наиболее перспективных направлений в сотрудничестве между двумя странами в настоящее время. В рамках концепции «Один пояс, один путь» российско-китайская трансграничная электронная торговля активно развивается и набирает обороты.

основная часть

Электронная коммерция в Китае начала свое развитие в 1997 году, когда появились первые В2В платформы, такие как Trade easy.com, ChemNet и другие. Однако, переломным моментом стал 1999 год, когда был создан гигант электронной коммерции Alibaba Group, который до сих пор играет ведущую роль в этой области. В сентябре 1999 года был запущен EachNet.com, одна из первых бизнес-моделей С2С в Китае. Если говорить о истории электронной коммерции в России, то в 1994 году был официально зарегистрирован национальный домен .ru для Российской Федерации. В том же году был создан первый сайт в зоне RU - www.ru (архивная версия доступна по адресу www.1-9-9-4.ru). В сентябре 1995 года на базе провайдера «Нетклаб»

Альманах Крым. Экономика, инновации №39 2023

в России впервые был создан механизм для торговли компакт-дисками через Интернет, но магазин закрылся почти сразу из-за нерентабельности. 30 августа 1996 года была предпринята новая попытка создать российский интернет-магазин - открылся Интернет-магазин «Символ» (www.symbol.ru), который сейчас называется Books. ru. В марте 1997 года состоялся первый Российский Интернет-форум (РИФ) [1].

В настоящее время трансграничная электронная коммерция между РФ и КНР активно развивается, не без процессных сложностей: «... законы, правила и налоговая политика, регулирующие трансграничную электронную коммерцию далеки от совершенства, существуют узкие места в инфраструктуре и логистике, а также в организации трансграничных платежей» [2, с. 15]. Последние санкции, наложенные странами ЕС и США в отношении России, подтверждают наличие значительных внешнеполитических рисков для национальных экономик, которые могут остаться изолированными от западного товаропотоков в течение длительного времени, что негативно отразится на российском экспорте как сырьевых, так и несырьевых товаров. Развитие российско-китайских отношений на союзнической приводит к тому, что санкции в отношении Росси оказывают гораздо меньшее влияние на торговлю с Китаем по сравнению с другими странами. поэтому российским предпринимателям внешнеторговых операций и потребителям неизбежно приходится сосредоточиться на Китае, тем самым, в настоящее время характерным признаком трансграничная электронной коммерции между РФ и КНР выступает вынужденный характер обмена.

Отключения России от системы международной системы платежей SWIFT и прекращения работы карт платежных систем Visa и Mastercard российских банков за рубежом крайне негативно влияет на национальную экономику России, однако, при том, что, фактически вся российская банковская система отключена, это не оказывает серьезного воздействия на российско-китайские торговые отношения. Это связано с наличием альтернативных систем передачи финансовых сообщений, таких как отечественная Система передачи финансовых сообщений (СПФС), которую использует Банк Китая, а также китайская Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS), к которой уже подключено множество российских банков. Относительно прекращения работы платежных систем Visa и Mastercard в России, можно с уверенностью сказать, что китайская UnionPay может увеличить долю западных конкурентов на российском рынке и продолжит сотрудничать с Россией, в то же время, с

течением времени все больше российских банков будут предлагать своим клиентам карты Мир-UnionPay для совершения операций в рамках трансграничной электронной коммерции между РФ и КНР.

В условиях постоянного роста внешних угроз международной изоляции России, Китай становится основным внешним рынком для большинства компаний нашей страны. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, внутри Китая существует огромный спрос со стороны потребителей; во-вторых, между Россией и Китаем существуют стабильные партнерские отношения, а также позитивное отношение к России со стороны обычных жителей Китая. При этом в перспективе, вероятность которой крайне высокая ожидается создание электронных площадок внешней торговли энергетическими ресурсами между хозяйствующими субъектами (поставщик-Россия, покупатель - Китай): «Необходимость гибкой адаптации экономики и энергетики страны к текущим вызовам, связанным с процессами импортозамещения, продолжающимся технологическим развитием и процессами энергетической трансформации, в особенной степени актуальными для Российской Федерации, ставят перед энергетическим консалтингом новые задачи, среди которых цифровизация и адаптация существующих бизнес-процессов, интеграция современных технологий, необходимость решения междисциплинарных задач и реформирование системы государственного регулирования» [3, с. 45]. Кроме того, имеются условия, которые значительно облегчают процесс торговли в Китае и позволяя осуществлять ее практически без физического присутствия компании в стране: 1. развитая инфраструктура трансграничной электронной торговли (cross-border e-commerce); 2. существует большое количество зон свободной торговли, включая ту, которая специально создана для развития сотрудничества между предприятиями из России и Китая; 3. доступны различные маршруты и способы транспортировки продуктов из России. Финансовое взаимодействие между двумя странами относительно стабильно, и китайское правительство проводит политику снижения таможенных тарифов для импорта ресурсных товарных позиций из России. Однако остаются несистемные риски, в частности, следует помнить о опыте первой волны санкций в 2014 году, когда некоторые китайские банки, опасаясь санкций со стороны западных стран, имели проблемы в работе с российскими компаниями, хотя официальных указаний от китайских властей на это не было. В апреле 2022 года ФТС временно прекратила публикацию статистики по импорту и экспорту. Однако, доступны данные таможни КНР, которые показывают, что

Альманах Крым. Экономика, инновации №39 2023

общий товарооборот между Китаем и Россией за полгода вырос на 27,2% и достиг 80,7 млрд долларов1. при более детальном рассмотрении этих данных становится ясно, что основной рост произошел в поставках из России, которые увеличились на 48,2 процентов до 51 млрд. долларов2, поставки из Китая в Россию за полгода выросли всего на 2,1 процента до 29,55 млрд. долларов, также с марта по май экспорт Китая в Россию сократился на 42 процента по сравнению с предыдущими тремя месяцами, согласно данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS).

Вход на китайский рынок через трансграничную электронную коммерцию позволяет добиться существенной экономии денежных средств для российских брендов и розничных торговцев, а также обеспечить сохранение денежного потока. Обычно компании, принимающие решение о входе на рынок через трансграничную электронную торговлю, должны инвестировать в следующие области:

- Облачное хранилище и ИТ-возможности

- Системы WMS/OMS/ERP

- Складирование и инвентаризация

- Трансграничные транспортные услуги

- Маркетинговые расходы

- Интеграция платежей в Китае

- Ежедневные операции

Обычно, при входе на китайский рынок через трансграничную электронную торговлю с правильным локализованным подходом, типичная структура затрат будет следующей:

- Логистика составляет 10-15 процентов в зависимости от стратегии цепочки поставок;

- Налоги могут варьироваться от 15 до 60 процентов, в условиях трансграничной электронной торговли они могут составлять от 7 до 25,5 процентов в зависимости от категорий товаров;

- Эксплуатационные расходы, которые зависят от каналов сбыта и необходимого числа сотрудников.

- Маркетинговый бюджет обычно составляет от 5 до 30 процентов, в зависимости от выбранной маркетинговой стратегии и маржи продукта.

Заключение

Ожидается, что укрепление диалога и обмена идеями между Россией и Китаем поможет определить более конкретные направления и меры для дальнейшего улучшения сотрудничества в области

1 http://www.customs.gov.cn/

2 Там же.

трансграничной электронной коммерции. Развитие и укрепление отношений России и Китая как равноправных партнёров неизбежно укрепляет товарообмен между странами, что определяет эволюцию трансграничной электронной коммерции, что в России, что в Китае, формируя необходимую цифровую среду обмена и обеспечивая масштабирование цифровой экономики в странах.

Библиографический список:

1. Чэнь Ц. Трансграничная электронная коммерция между КНР И РФ: прошлое, настоящее и будущее // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. 2017. № 79. С. 107-111.

2. Гао Ц. Развитие и перспективы трансграничной электронной коммерции между Китаем и Россией // Россия и регионы мира: реглобализация : Сборник тезисов Международной научно-практической конференции, Москва, 24-26 мая 2023 года / Редколлегия: А.И. Емельянов, В.Н. Пивовар. - Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2023. С. 15-16.

3. Сапожников Н.Г. Новые задачи энергетического консалтинга как инструмента цифровой трансформации // Дискуссия. 2022. № 3 (112). С. 36-46. - DOI 10.46320/20777639-2022-3-112-36-46.

References

1. Chen Q. Cross-border e-commerce between China and the Russian Federation: past, present and future // Bulletin of the Amur State University. Series: Natural and economic sciences. 2017. № 79. Р. 107-111.

2. Gao Ts. Development and prospects of cross-border e-commerce between China and Russia // Russia and regions of the world: reglobalization: Collection of abstracts of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, May 24-26, 2023 / Editorial Board: A.I. Emelyanov, V.N. Brewer. - Moscow: Moscow State Linguistic University, 2023. Р. 15-16.

3. Sapozhnikov N.G. New tasks of energy consulting as a tool for digital transformation // Discussion. 2022. № 3 (112). Р. 36-46. - DOI 10.46320/2077-7639-2022-3-112-36-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.