Проблемы и перспективы развития российско-китайской трансграничной электронной коммерции
Ли Цзинжу,
магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, [email protected]
В статье анализируется проблематика создания и развития российско-китайской трансграничной электронной коммерции, ее дальнейшие перспективы. Актуальность работы обусловлена тем, что в связи со значительным подъемом цифровой экономики российско-китайская трансграничная электронная коммерция активно развивается, объем сделок постепенно увеличивается, что стало новым двигателем в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. Однако существует ряд проблем, которые нельзя игнорировать. Среди них правовые споры, трудности в таможенном оформлении, проблемы в системе трансграничных платежей, единичные бизнес-модели, низкая эффективность логистики. С дальнейшим расширением российско-китайских всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства, непрерывной корректировкой политики электронной торговли и развитием различных бизнес-моделей российско-китайская трансграничная электронная торговля в конечном итоге сможет пройти через все трудности и выйдет на новый уровень своего развития. Ключевые слова: трансграничная электронная коммерция, бизнес-модели, торговые площадки, логистический сервис, система трансграничных платежей.
Российско-китайское сотрудничество в сфере трансграничной онлайн-торговли открывает новые возможности и обладает полным потенциалом развития.
Состояние электронной коммерции между Россией и Китаем
Электронная коммерция - форма коммерции, при которой два и более звена коммерческого цикла выполняются с применением информационных технологий. Электронная коммерция начала трансформацию деятельности предприятий в сеть виртуальных сообществ, каждое из которых может сконцентрировать свою деятельность на тех направлениях, в которых наиболее компетентно, с тем чтобы поставлять законченное производственное решение своим клиентам [1].
Рынок электронной коммерции в России расширяется из года в год. Динамика объема рынка интернет-торговли в России в 2010-2018 гг. увеличилась примерно на 1400 млрд руб. (рис. 1). Следует отметить, что с 2011 по 2017 г. доля трансграничной электронной торговли в общем объеме увеличилась с 15 до 37%. По прогнозу Data Insight, исходя из показателей за декабрь
2018 г. и сохраняя темпы роста, уровень продаж в российских интернет-магазинах вырастет к 2023 г. до 2,4 трлн руб. Так, выручка розничного онлайн-экспорта в
2019 г. составила 817 млн дол., а в пересчете на душу населения рынок электронной коммерции России составляет порядка 170 дол. Следовательно, по сравнению с 2018 г. количество отправлений выросло на 5,4 млн, а средний чек снизился на 16% [2].
1КЮ
1600 ■ 1400
иоо А
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 201Т 2018
■ ов-ы;м(нлрд.р | JW 350 405 544 713 760 920 1040 1S57
-темп попроси ДО 27 23 М 31 7 21 13 59
Рис. 1. Динамика рынка интернет-торговли РФ 2010-2018 гг. Источник. АКИТ.
X X О го А С.
Сотрудничество России и Китая в сфере трансграничной электронной торговли характеризуется поздним стартом и быстрым развитием, имеет сильный внутренний потенциал. С 2013 по 2016 г. среди посылок, которые были ввезены в Россию, пропорция купленных товаров из китайских интернет-магазинов составила от 60 до более 90%. В 2016 году объем электронной коммерции между КНР и Россией достиг 2,5 млрд дол., 54% от общего объема трансграничной онлайн-торговли России. В 2017 году количество посылок, отправленных через «Почту Китая», превысило 100 млн [3]. С января по сентябрь 2018 г. объем электронной коммерции между
X
го m
о
ю
2 О
м о
о сч о сч
<JD
О ш m х
<
m о х
X
Россией и Китаем достиг 3,7 млрд дол., увеличившись на 23% по сравнению с тем же периода позапрошлого года [4].
В настоящее время к моделям электронной коммерции относятся B2B («бизнес - бизнес»), B2C («бизнес -потребитель»), C2C («потребитель - потребитель»), C2B («потребитель - бизнес»), B2G («бизнес - правительство»), E2E («биржа - биржа»). Среди них B2C и C2C ориентированы на конечных потребителей, поэтому они вместе могут называться трансграничной электронной коммерцией в области розничной торговли. Основным способом трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией является B2B, который имеет следующие особенности: значительный объем реализации и физической прибыли, продолжительные обороты денежных средств, региональную концентрацию производства. Но по мере развития экономики двух стран и увеличения располагаемого дохода жителей потенциал личного потребления раскрывается еще больше, поэтому модели B2B будет трудно удовлетворить индивидуальные, персонифицированные потребности населения. Теперь наблюдается увеличение доли бизнес-модели B2C в объеме трансграничной электронной торговли. Она становится важным звеном в системе сбыта современных компаний, подразумевает прямые и коммерческие отношения частных лиц - конечных потребителей. С наступлением розничной интернет-торговли к нам придет новое качество потребления. Alibaba International Station является представительным предприятием B2B, а такие платформы, как Amazon и AliExpress, являются представителями B2C.
В последние годы произошли огромные изменения в электронных торговых площадках, специализация уже стала неизбежной тенденцией, что создало более удобные условия для потребителей в обеих странах. Появилось большое количество интернет-магазинов разных уровней, предлагающих разнообразные услуги и товары. При организации работы интернет-магазинов трансграничная электронная коммерция позволяет реализовать процесс ликвидации остатков товаров на складе, расширять круг покупателей, создавать хороший имидж брендов. Из рейтинга, публикованного Data Insight, можно увидеть, что в топ-5 крупнейших интернет-магазинов России в 2019 г. вошли Wildberries.ru, Citilink.ru, Ozon.ru, Mvideo.ru, Dns-shop.ru, а вот согласно рейтингу Alexa самыми популярными интернет-магазинами в Китае стали Tmall.com, Taobao.com, Jd.com, Dangdang.com, Suning.com. Доля онлайн-покупок в Китае гораздо выше, чем в России, но, несмотря на это, российских и китайских онлайн-покупателей сближают характеристики покупательского портрета: большую долю занимают молодые взрослые в возрасте 18-35 лет, доля женщин составляет более 55%, большинство с высшим образованием. По сравнению с традиционными методами покупок молодые люди более активно привыкают к онлайн-покупкам, и многие из них выбирают зарубежные онлайн-платформы. Принято считать, что в общей структуре трансграничной электронной коммерции между Россией и Китаем подавляющую долю занимает импорт китайских товаров в Россию. Китайские компании, занимающиеся электронной торговлей, в основном экспортируют в Россию шесть видов товаров: одежду, цифровую и бытовую технику, обувь, чемоданы и дорожные сумки, автозапчасти и аксессуары, ювелирные изделия.
Основные проблемы и риски в области трансграничной электронной коммерции
Несмотря на стремительный рост объема российско-китайской трансграничной электронной коммерции, по-прежнему остается множество вопросов и рисков. Рассмотрим более подробно проблематику создания и развития трансграничной электронной коммерции.
Сложности, связанные с применением таможенных процедур
Нередко при ведении электронной трансграничной коммерции возникает ряд проблем в сфере таможенного дела. Прежде всего это вовлечение в нее многочисленных субъектов малого и среднего предпринимательства, которые стараются максимально использовать возникшую возможность повысить долю своего участия в глобальном товарообороте, увеличить доступ на международные рынки и расширить свой экспорт, что приводит к фрагментации товаропотока на большое количество отдельных мелких партий [5]. Между тем очень часто бывает, что сложные процедуры таможенного оформления сами по себе являются проблемой для трансграничной электронной коммерции. С нынешней инфраструктурой и процедурами таможенных операций трудно справиться с огромным количеством посылок из-за границы, в результате чего они задерживаются на таможне. При этом стоит учитывать, что некоторым зарубежным посылкам требуется от 40 до 80 дней, чтобы добраться до конечного потребителя. Виртуальность трансграничной электронной торговли ставит тяжелые задачи перед отделом таможенного контроля. Путаница между предметами самопользования и закупками по поручению усложняет надзор и защиту прав, поэтому разграничение характера предметов становится сложной проблемой в таможенном налогообложении. Часть продавцов выбирают себе «серую растаможку», чтобы избежать таможенного контроля через нелегальные каналы импорта. Такой подход не только снижает национальные налоговые доходы, создает деловые риски для экспортеров, но и затрудняет определение качества товаров и защиту интересов потребителей. В настоящее время необходимо срочно улучшить планы реагирования на чрезвычайные ситуации, ускорить переход таможенных операций и процедур в электронную среду, создать инструментарий информационных технологий, обеспечивающий дальнейшую поддержку электронной деятельности таможенных органов.
Низкое качество логистического сервиса
Логистика - основной элемент трансграничной электронной коммерции. Логистика как интегрированная система сбыта, снабжения, транспортировки, хранения и производства товаров подразумевает все виды деятельности - от получения заказа до поставки товара потребителю. Эффективность и качество логистического сервиса тесно связаны с качеством и эффективностью трансграничной электронной коммерции.
Нынешний уровень логистического сервиса не может полностью удовлетворить стремительное развитие российско-китайской трансграничной электронной торговли. Есть три основных ограничивающих фактора. Во-первых, существует множество географических ограничений. Россия пересекает Евразийский континент, имеет обширную географическую территорию, а фраг-ментированность российского рынка вызвала снижение эффективности управления логистической системой.
Во-вторых, отсутствует развитая и современная транспортная инфраструктура. Вопрос развития логистической инфраструктуры актуален как для отдельных регионов, так и для государства в целом. При анализе состояния и развития транспортного потенциала восьми регионов Российской Федерации лидирующее положение занимают Центральный федеральный и Приволжский округа, близкие по значению оценки имеют Сибирский и Южный федеральные округа, а наименьшую оценку имеет Дальневосточный федеральный округ [6]. Региональные различия в логистических системах и географическая дифференциация инвестиций значительно увеличили сложность доставки посылок в азиатском регионе. В-третьих, нехватка квалифицированных специалистов и использование устаревших несовременных технологий приводит к путанице на складах, увеличению денежных затрат и более длительному сроку доставки груза от производителя к покупателю.
Проблемы трансграничных платежей
Особенности трансграничной электронной торговли определяет необходимость иметь полную систему он-лайн-платежей для обеспечения потока денежных средств. Однако в настоящее время еще отсутствуют надежные и безопасные системы осуществления электронных платежей. Основным способом оплаты между организациями, расположенными в разных странах, являются трансграничные платежи, но на данный момент они имеют ряд недостатков. Во-первых, высокие комиссии. С пользователя, будь то компания или отдельный человек, взимается комиссия за перевод денежных средств. Во-вторых, долгое ожидание. Транзакции иногда проводятся медленно, так как на одобрение в банках отправителя и получателя уходит несколько часов, а то и дней. В-третьих, угроза безопасности данных. Статистика показывает, что киберпреступники атакуют трансграничные системы платежей на 30% чаще, чем «локальные» банковские. В-четвертых, риск изменения обменного курса. В трансграничной электронной коммерции неизбежно возникает проблема обмена валюты, и здесь существует риск изменения обменного курса двух стран, что не стоит игнорировать, поскольку это оказывает прямое влияние на продавцов и потребителей.
В России электронные платежные системы впервые появились в 1998 г., именно тогда начала работу компания PayCash. Сейчас в стране работают более 20 платежных систем, и список ЭПС возглавляют WebMoney и «Яндекс.Деньги». Крупнейшая платежная система Китая принадлежит корпорации Alibaba Group, которая к 2004 г. запустила свою систему расчетов Alipay. За ней следуют China UnionPay, Tenpay и 99bill. В сравнении с Китаем проникновение электронных платежей в России чуть ниже, хотя это в некоторой степени потому, что инфраструктура для обработки платежных карт развита сильнее, и банковские регуляторы имеют большее влияние на денежное обращение внутри страны.
Неравномерность регионального развития
Неравномерность регионального развития в России давно стала одной из актуальных проблем пространственного развития и угрозой социально-экономической безопасности страны. Это проявляется и в области электронной коммерции. Количество онлайн-заказов за первую половину 20l9 г., сделанных в Центральном ФО и Приволжском ФО вместе, составляет больше 50%.
Москва по праву считается центром электронной коммерции в России, большую долю оборота торговли также имеют Московская область и Санкт-Петербург. А доля Дальневосточного ФО составляет только 3%, доля Северо-Кавказского ФО самая низкая - 2%. Цифровая торговля может содействовать созданию новых рабочих мест, особенно для женщин, молодежи и инвалидов, и тем самым превращается в действенный механизм выхода населения из бедности. Как использовать развитие электронной коммерции для сокращения социально-экономического разрыва между федеральными округами, для улучшения инфраструктуры городских и сельских районов, а также отдаленных и труднодоступных местностей, для повышения уровня жизни населения -это тема, которая заслуживает долгосрочного внимания.
Другие проблемы
Помимо указанных проблем и рисков в реальных операциях иногда люди сталкиваются со следующими трудностями. Во-первых, недостаточное развитие нормативно-правового обеспечения. В качестве новой формы торговли трансграничная электронная торговля во многом отличается от традиционной, и нынешние правила торговли не могут полностью удовлетворить ее потребности. Несоответствие законов и нормативных правовых актов, несовершенство системы контроля и надзора - все это негативно влияет на развитие данной отрасли, а реализация контрафактных товаров в сети «Интернет» является главной проблемой любого бренда. Во-вторых, наличие массовых контрафактных товаров и товаров ненадлежащего качества. С одной стороны, контрафактные и некачественные продукции ущемляют права и законные интересы потребителей, вызывая серию споров в области интеллектуальной собственности. С другой стороны, это также серьезно влияет на имидж и авторитет трансграничных компаний, занимающихся электронной торговлей, и не способствует их устойчивому развитию. В-третьих, чтобы вести трансграничную электронную коммерческую деятельность, необходимо владение иностранными языками и создание специализированных групп. К сожалению, в настоящее время в данной отрасли не хватает междисциплинарных квалифицированных специалистов, которые, помимо своей специальности, также на должном уровне владели бы русским или китайским языками. В-четвертых, местное самоуправление и налогообложение требуют тщательной проверки и могут потенциально негативно повлиять на бизнес.
Новые возможности для развития российско-китайской трансграничной электронной торговли
Дальнейшее сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Один пояс - один путь» (ОПОП), государственное регулирование электронной коммерции, быстрое развитие информационных технологий, постоянное улучшение транспортной и складской инфраструктуры, расширение каналов электронной торговли - все это дает импульс скачкообразному развитию трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией.
Постепенное совершенствование политической среды
Устойчивое развитие трансграничной электронной коммерции неотделимо от стабильной политической
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м о
о es о es
<0
о ш m
X
3
<
m О X X
среды. Российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства входят в новую эпоху, отличающуюся высоким уровнем доверия и признания, чем за всю историю связей между двумя странами. Осенью 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул предложение объединенных проектов ОПОП. С 1 января 2015 г. на геополитической карте мира появилась новая межгосударственная интеграционная организация ЕАЭС. Теперь ЕАЭС и ОПОП начинают эффективно дополнять друг друга, и это сопряжение считается важной частью для обеих стран. Их дальнейшая гармонизация позволит заложить хорошую основу для развития в Евразии электронной коммерции. В июне 2018 г. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин и министр коммерции КНР Чжун Шань подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области электронной торговли в Пекине. Согласно меморандуму КНР и Россия создадут механизм сотрудничества в области электронной коммерции для совместного развития и проекта цифрового Шелкового пути. Четырнадцатого декабря 2019 г. была организована вторая молодежная конференция AGORA: SCOLAR Vision на тему «Цифровая экономика и электронная торговля: вызовы и перспективы на пространстве ШОС». На конференции Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов выступил с речью. По его мнению, регион ШОС - это огромный рынок для реализации совместных инновационных проектов в сфере IT и цифровой торговли [7].
Политика китайского правительства в сфере электронной коммерции характеризуется стимулированием и содействием. В Китае было решено принять ряд мер:
1) поддержка отечественных предприятий с целью более эффективного использования ими инструментария электронной торговли;
2) оптимизация таможенных процедур с использованием инструментария электронной коммерции и соответствующих данных;
3) повышение эффективности системы приграничного надзора;
4) предоставление кредитных услуг по страхованию трансграничной электронной торговли;
5) поощрение инноваций, стандартизация и кластеризация в области услуг в сфере электронной коммерции;
6) стимулирование взаимодействия между различными регулирующими структурами и правоохранительными органами [8].
У России тоже есть шансы занять заметное место в трансграничной электронной торговли на евразийском пространстве. В качестве способа стимулирующего регулирования можно считать соглашение цифрового взаимодействия в сфере электронной торговли.
Оптимизация инфраструктуры
Сопряжение инициативы Китая «Один пояс - один путь» с ЕАЭС предоставляет возможность совершенствовать транспортную и складскую инфраструктуры.
1. Транспорт. В 2015 году был запущен специальный почтовый поезд Китай - Россия, который отправляется из сухопутного порта Маньчжурия в Москву, пересекает обширные регионы Сибири, что значительно сокращает время доставки международных грузов. В 2016 году был добавлен новый маршрут, который начинается от города Эренхот и заканчивается в Москве, проходя через
Монголию. В июне следующего года ОАО «РЖД» и Китайские железные дороги подписали соглашение об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении, основной целью которого является обеспечение передачи в реальном времени данных перевозочных и товаросопроводительных документов.
2. Складирование. Пятнадцатого июля 2015 г. в международном торгово-выставочном центре «Гринвуд» прошло подписание соглашения о создании первого крупномасштабного зарубежного склада Китая в России в сотрудничестве «Гринвуд - Ruston». Заморские склады могут эффективно обеспечить своевременность логистики, сократить расходы, повысить конкурентоспособность продукции и тем самым повысить удовлетворенность клиентов. В декабре 2019 г. была осуществлена первая отправка груза из терминально-логистического центра «Белый Раст». Терминально-логистический центр «Белый Раст» - это крупномасштабный объект, расположенный в 32 км к северу от Москвы, недалеко от Московского малого кольца (А107) и Большого Московского окружного железнодорожного кольца. Проект реализуется с 2017 г. ОАО «РЖД» и ГКОО «Ляонин Порт», в будущем будет служить точкой опоры для российской стратегии ЕАЭС и китайской инициативы ОПОП.
Что касается дальнейшего сотрудничества в логистическом сервисе, почты России и Китая будут совместно развивать cPacket (доставка мелких пакетов). В рамках новой услуги почтовые операторы России и Китая планируют создать покупателям и пользователям крупнейших интернет-магазинов лучшие условия для быстрой доставки, а также максимальное удобство для каждого клиента. Качество логистического процесса будут обеспечиваться новой схемой авиационной логистики и специальными маршрутами [9].
Развитие социальной коммерции
Социальная коммерция - относительно новый термин, это подвид электронной коммерции, предполагающей использование социальных средств массовой информации, социальных сетей и интернет-СМИ, поддерживающие социальные взаимодействия пользователей для оказания им помощи в онлайн-покупке и продаже продуктов и услуг. Можно сказать, что основная идея, заложенная в социальной коммерции, - интеграция различных комьюнити и социальных групп в сферу электронной коммерции [10]. Социальная коммерция в настоящий момент находится на самой первой стадии своего развития и пройдет еще немало времени, прежде чем можно будет воспользоваться в полной мере всеми ее возможностями.
В России почти 39 млн интернет-пользователей делают покупки через социальные интернет-каналы. Это 55% общего числа российских пользователей Интернета в возрасте от 14 до 54 лет. При этом 25% пользователей, пока не делавших покупки в социальных он-лайн-каналах, планируют попробовать это в будущем. Причины отказа от социальных покупок обычно следующие:
• отсутствие доверия к качеству товара (самое главное);
• финансовые сложности покупателей;
• недостаточный ассортимент;
• неудобность делать покупки на таких платформах;
• мало информации о товарах; несоответствие товара описанию;
• неудовлетворительной работой служб доставки и
т.п.
По доле социальных покупателей на первые пять мест занимают «ВКонтакте», Avito.ru, «Юла», «Одноклассники» и Instagram. В день на сайт «ВКонтакте» заходят более 30 млн пользователей, 20,6% социальных сделок совершаются именно там, 15,7% сделок - через социальные онлайн-каналы - одежда и обувь, 10,1% сделок - продукты и питания, следующий - электроника и бытовая техника - 8,2%.
В Китае социальная коммерция зажила собственной жизнью. С непрерывным углублением сливания социального трафика и транзакций электронной коммерции доля социальной коммерции на рынке онлайн-покупок также увеличилась. С 2015 по 2018 г. доля социальной электронной коммерции на общем китайском рынке он-лайн-покупок изменилась с 0,1 до 7,8%. В 2018 году социальная коммерция стала фаворитом капитала, ли-стинговые компании, такие как Pinduoduo, Yunji и Mushroom Street, выдвинули социальную коммерцию на первый план. Масштабы данной отрасли быстро росли, и объем достиг 626,85 млрд юаней, что увеличилось на 255,8% по сравнению с предыдущим годом [11]. Все это делает социальную коммерцию темной лошадкой на рынке онлайн-покупок. Китай хорошо движется по пути социальной электронной коммерции, все больше товаров и услуг продаются при помощи рекомендаций KOL, ванхунов или просто друзей. Главными соцсетями в Китае являются WeChat, QQ, Kuaishou, «Доуинь». Среди них стоит обратить особенное внимание на WeChat, который пользуется довольно большой популярностью. Приложение представляет собой не только классический мессенджер, но и полноценную социальную сеть с многочисленными функциями, объединяет в себе кошелек, магазин, рекомендательный ньюсфид и экосистему для мини-программ.
В связи с быстрым ростом сайтов социальных сетей и электронной коммерции все большее значение приобретает использование навыков социальной коммерции трансграничными продавцами. В эпоху мобильного интернета сложность социализации становилась все ниже и ниже, а потребности людей и желания социализации также стали беспрецедентно яркими. Развитие трансграничной социальной коммерции способствует повышению эффективности транзакций, снижению операционных издержек и привлечению большего числа пользователей. Трансграничная социальная электронная коммерция дает возможность агрегировать внутренний спрос в двух странах и облегчать «выход» и «вход» товаров. Сама модель имеет прямое значение для содействия беспрепятственной торговле между Китаем и Россией.
Заключение
За последние десять лет развитие трансграничной электронной коммерции между Китаем и Россией было феноменальным: Китай стал крупнейшей страной в сфере электронной торговли с Россией, а Россия, в свою очередь, также является главным партнером для Китая. Российско-китайское сотрудничество в области трансграничной электронной торговли имеет прочную основу и огромный потенциал. Хотя развитие китайско-
российской трансграничной электронной торговли на современном этапе сопряжено с проблемами в таких областях, как обучение персонала, расчеты и оплата, таможенное оформление, складирование, логистические услуги, надзор и управление и т.п., но с постоянным улучшением политического климата и совершенствованием инфраструктуры, используя новые возможности, потенциал трансграничной электронной коммерции будет еще раскрываться, и это, безусловно, будет по-новому способствовать дальнейшему процветанию российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.
Литература
1. Новикова К. В., Старатович А. С., Медведева Э. А. Интернет-маркетинг и электронная коммерция : учеб.-метод. пособие. Пермь, 2013.
2. Data Insight совместно с eBay. Розничный экспорт товаров через Интернет, 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://datainsight.ru/eBay_export2019 (дата обращения: 16.05.2020).
3. Гуань Сюэлин. Вступление китайско-российских торгово-экономических отношений в новый этап развития [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0930/c95181-9505214.html (дата обращения: 17.05.2020).
4. Объем электронной торговли КНР и РФ за 9 месяцев 2018 года достиг $3,7 млрд [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/20190301/1551480073.html (дата обращения: 25.05.2020).
5. Сомов Ю.И., Ткаченко И.Е. Деятельность таможенных органов в условиях расширения электронной трансграничной торговли // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 44-51.
6. Казанцев А.К., Серова Е.Г. Региональные транс-портно-логистические комплексы России: оценка и сравнительный анализ в контексте социально-экономического развития регионов [Электронный ресурс]. URL: http://innclub.info/archives/15248 (дата обращения: 23.5.2020).
7. Вторая молодежная конференция AGORA: SCOLAR Vision на тему «Цифровая экономика и электронная торговля: вызовы и перспективы на пространстве ШОС», 14.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://rus.sectsco.org/news/20191214/613462.html (дата обращения: 20.05.2020).
8. Флегонтова. Т. А. Регулирование электронной коммерции в КНР: риски и возможности для международного сотрудничества // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 4.
9. Почта РФ и КНР будут совместно развивать логистический сервис cPacket, 29.11.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191129/1561744606.html (дата обращения: 20.05.2020).
10. Лян ТинПэн, Эфраима Тюрбана. Основы социальной коммерции, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.obs.ru/article/1926/ (дата обращения: 20.05.2020).
11. 2019^ФШ±£ЩЦ'пШ.ЖШШ. 12.8.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ebrun.com/20190812/345851.shtml (дата обращения: 21.05.2020).
12. Халова Г.О., Сычева А.М., Спивак В.Ю. Деятельность китайских нефтегазовых компаний в государствах
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о
Центрально-Азиатского региона // Нефть, газ и бизнес.
2013. № 12. С. 39-43.
Problems and prospects for the development of the russian-chinese transboundary electronic commerce
Li Jingru,
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin
The article analyzes the problems of the creation and development of Russian-Chinese cross-border e-commerce, its future prospects. The relevance of the work is due to the fact that, due to the significant rise in the digital economy, Russian-Chinese cross-border e-commerce is actively developing, the volume of transactions is gradually increasing, which has become a new engine in bilateral trade and economic cooperation. However, there are a number of problems that cannot be ignored. Among them are legal disputes, difficulties in customs clearance, problems in the system of cross-border payments, isolated business models, and low efficiency of logistics. With the further expansion of Russian-Chinese comprehensive relations of strategic interaction and partnership, continuous adjustment of e-commerce policies and the development of various business models, Russian-Chinese cross-border e-commerce will ultimately be able to go through all the difficulties and reach a new level of development.
Keywords: cross-border e-commerce, business models, trading floors, logistic service, cross-border payment system.
References
1. Novikova K. V., Stratovich A. S., Medvedeva E. A. Internet marketing and electronic commerce: textbook. Method. allowance Perm. state nat. researched un-t - Perm, 2013.
2. Data Insight with eBay. Retail export of goods via the Internet,
2019. Access mode: http://datainsight.ru/eBay_export2019 (accessed date: 16.05.2020).
3. Guan Xueling. The entry of Sino-Russian trade and economic
relations into a new stage of development. Access mode: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0930/c95181-9505214.html (accessed date: 17.05.2020).
4. The volume of electronic commerce in China and the Russian
Federation for 9 months of 2018 reached $ 3.7 billion. Access mode: https://ria.ru/20190301/1551480073.html (accessed date: 25.05.2020).
5. Somov Yu. I., Tkachenko I. E. The activities of customs authorities in the context of the expansion of electronic cross-border trade // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2016. № 4. P. 44-51.
6. Kazantsev A. K., Serova E. G. Regional transport and logistics
complexes of Russia: assessment and comparative analysis in the context of socio-economic development of regions. Access mode: http://innclub.info/archives/15248 (accessed date: 23.05.2020).
7. The second youth conference "AGORA: SCOLAR Vision" on the
topic "Digital economy and electronic commerce: challenges and prospects in the SCO space", 12/14/2019. URL: http://rus.sectsco.org/news/20191214/613462.html (accessed date: 20.05.2020).
8. Flegontova. T. A. Regulation of electronic commerce in China:
risks and opportunities for international cooperation // Bulletin of international organizations. 2017. V. 12. № 4.
9. Russian Post and China will jointly develop the cPacket logistics
service, 11/29/2019. Access mode:
https://ria.ru/20191129/1561744606.html (accessed date: 20.5.2020).
10. Liang Ting Peng, Efraima Turban. Fundamentals of Social Commerce, 2012. Access mode: https://www.obs.ru/article/1926/ (accessed date: 20.5.2020).
11. IResearch. Analysis of the development of China's social ecommerce industry in 2019. 12/08/2019. Access mode: http://www.ebrun.com/20190812/345851.shtml (accessed date: 21.05.2020).
12. Halova G.O., Sycheva A.M., Spivak V.Yu. Activity of Chinese oil and gas companies in the states of the Central Asian region // Oil, gas and business. 2013. No. 12. S. 39-43.
о
СЧ
о
сч
<0
О Ш
m
X
3
<
m О X X