Б01 10.46320/2077-7639-2021-5-108-78-86
Идентификация понятия «финансовое сотрудничество» в контексте развития российско-китайских торгово-экономических отношений
Савостина О.В., Синянская Е.Р., Коршунова Д.А.
Статья посвящена вопросам совершенствования категориально-понятийного аппарата в финансово-экономической сфере, актуальность которых связана с развитием существующих и появлением новых форм международного сотрудничества. На основании оценки двухсторонних российско-китайских торгово-экономических отношений, включая приграничную торговлю в дальневосточном регионе, сформулирована авторская дефиниция «финансового сотрудничества» и представлена соответствующая аргументация данной формулировки. Авторские выводы основаны на анализе совокупности информационных источников из статистических данных по динамике объемов двухсторонней торговли, а также выводов, полученных российскими и китайскими исследователями, а также материалов международных форумов и межправительственных соглашений. Анализируемые данные приводятся до начала пандемии COVID-19, так как данный фактор оказал негативное отношение на снижение всех показателей мировой экономики и не может быть показательным при анализе изменений. При этом, именно между Россией и Китаем существовал почти полугодовой временной разрыв в закрытии границ, что способствовало неравномерности экспортных и импортных транспортных потоков. Используемые результаты исследований российских и китайских ученых и реализации международных нормативных документов направлены также на выявление проблем взаимодействия различных финансовых институтов в контексте цифровизации финансово-торговых отношений и противодействия незаконным финансовым операциям, а также затрагиваются возможности ответных мер на экономические санкции. Финансовое сотрудничество рассматривается авторами как неотъемлемый элемент международного сотрудничества в целом, с учетом специфики, с одной стороны, географического положения и исторически сложившихся политических и экономических связей между соседними странами, с другой стороны, глобализации самих финансовых институтов благодаря развитию цифровых технологий и коммуникационных систем. Кроме этого, анализируются перспективы дальнейшего развития российско-китайского финансового сотрудничества после преодоления кризисных явлений, вызванных пандемией, в соответствии с направлениями стратегий в рамках экономического коридора Россия-Монголия-Китай «Один пояс, один путь».
для цитирования гост 7.1-2003
Савостина О.В., Синянская Е.Р., Коршунова Д.А. Идентификация понятия «финансовое сотрудничество» в контексте развития российско-китайских торгово-экономических отношений // Дискуссия. - 2021. - Вып. 108. - С. 78-86.
JEL: F100, F130
ключевые слова
Международное сотрудничество, финансовое сотрудничество, китайско-российское сотрудничество, внешняя торговля, экспорт, товарооборот.
DOI 10.46320/2077-7639-2021-5-108-78-86
Identification of the"financial cooperation" concept in the context of the development of russian-chinese trade and economic relations
Savostina O.V., Sinianskaia E.R., Korshunova D.A.
The article is devoted to the issues of improving the categorical and conceptual framework in the financial and economic sphere, the relevance of which is associated with the development of existing and the emergence of new forms of international cooperation. The author's definition of "financial cooperation" is formulated and the corresponding argument of this term is presented according to the assessment of bilateral Russian-Chinese trade and economic relations, including border trade in the Far Eastern region. Conclusions are based on the analysis of a set of information sources from statistical data on the dynamics of bilateral trade volumes, conclusions obtained by Russian and Chinese researchers, as well as materials from international forums and intergovernmental agreements. The analyzed data are given before the start of the COVID-19 pandemic, since this factor had a negative impact on the decline of all indicators of the world economy and cannot be indicative when analyzing changes. At the same time, it was between Russia and China that there was an almost six-month time gap in the closure of borders, which contributed to the uneven export and import transport flows. The research results of Russian and Chinese scientists and the implementation of international regulatory documents are also used to identify problems of interaction between various financial institutions in the context of digitalization of financial and trade relations and countering illegal financial transactions, as well as the possibilities of retaliatory measures against economic sanctions. Financial cooperation is considered by the authors as an integral element of international cooperation in general, taking into account the specifics, on the one hand, the geographical location and historically formed political and economic ties between neighboring countries, on the other hand, the globalization of financial institutions themselves due to the development of digital technologies and communication systems. In addition, the prospects for further development of Russian-Chinese financial cooperation after overcoming the crisis phenomena caused by the pandemic are analyzed in accordance with the directions of strategies within the framework of the Russia-Mongolia-China economic corridor "One Belt, One Road".
for citation apa
Savostina O.V., Sinianskaia E.R., Korshunova D.A. Identification of the"financial cooperation" concept in the context of the development of russian-chinese trade and economic relations. Diskussiya [Discussion], 108, 78-86.
keywords
International cooperation, financial cooperation, Sino-Russian cooperation, foreign trade, export, trade turnover.
JEL: F100, F130
Введение
Система международного сотрудничества базируется, в первую очередь, на торговых экспортно-импортных операциях, а также на развитии производственных отношений. Финансовые аспекты при этом либо рассматриваются как составная часть данных отношений, либо имеют второстепенное значение по сравнению с торговыми и производственными.
Традиционно выделяют следующие формы международного сотрудничества:
— внешняя торговля, которая базируется преимущественно на экспорте или импорте товарной продукции и является доминирующей в обеспечении внешнеэкономических связей;
— система международной кооперации в области производства;
— развитие взаимовыгодных технологий;
— развитие международной транспортной инфраструктуры;
— сотрудничество на инвестиционном уровне;
— научно-техническое сотрудничество;
— валютно-финансовое сотрудничество [1].
Финансовое сотрудничество, являясь одной
из форм международного сотрудничества, и не может рассматриваться как отдельный элемент. Оно находится в тесной взаимосвязи с производственными, и с торговыми отношениями, а также на инвестиционном уровне.
Валютно-финансовое сотрудничество можно рассматривать как оборот и движение денежных средств между странами и регионами, благодаря
экономическим, политическим и культурным связям. В качестве составных элементов международных финансов выделяют: платежный баланс, международные расчетные операции, кредитную систему, инвестиции и международную валютную систему. Все эти элементы оказывают существенное влияние друг на друга. Например, обменный курс валюты оказывает значительное влияние на платежный баланс, многие важные статьи которого напрямую связаны с международным кредитом и международными инвестициями.
Материал и методы исследования. Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, связанные с идентификацией понятия «финансовое сотрудничество» на примере двухсторонних ро-сийско-китайских отношений. Безусловно, что их развитие происходит быстрыми темпами, что обусловлено как политическими, так и экономическими причинами. Для наглядности проиллюстрируем динамику некоторых основных показателей [ 2 ], характеризующих основные направления сотрудничества двух стран, которые представлены на рисунках 1, 2, 3.
Данные на рисунках представлены до начала пандемии COVID-19, которая оказала негативное отношение на развитие мировой экономики в целом.
Исследования в области совместного сотрудничества осуществляются как российскими, так и китайскими учеными. Основные направления связаны с обоснованием необходимости ки-
120.00 60% 1«)00 I к _ ■ 40%
1 Шл I гтгп §
2007 2008 20(Ю 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 .—и Внснмгял торговля России II К1гтая, млрд. доил. США Изменение, %
Рис. 1. Динамика внешней торговли России и Китая в период с 2007 по 2018 гг.
60.00
40,00
20,0(1
0.1 KI
г1уТГГ1НГП
2007 200К 2004 20Ш 2011 2012 20 П 2014 2015 2016 2017 201К Обшив экспорт топлрои из Ким и Россию, млрд. долл. США * тмснонкс. %
Рис. 2. Динамика экспорта из Китая в Россию в 2007-2018 гг.
IOO°i 50%
о%
-50%
Рис. 3. Динамика взаимного товарооборота между Россией и Китаем с 2015-2019 гг.
тайско-российского финансового сотрудничества как приграничных государств, так и анализа существующих проблем и перспектив развития в условиях международных санкций.
С российской стороны необходимо отметить следующие направления исследований ученых.
Губин А.В. считает, что финансовое сотрудничество подразумевает взаимоотношения не только между странами, но и между регионами, в частности российского Дальнего Востока и провинции
Хэйлунцзян [3].
Лускатова О.В. и Робертс М.В. пришли к выводу, что из-за различного давления на западную экономику для России целесообразно наладить тесное сотрудничество с соответствующими азиатскими странами, особенно с Китаем [4].
Островским А.В. было проведено исследование структуры китайско-российской торговли, в ходе которого было выявлено, что в данной структуре присутствуют серьезные диспропорции, а также незаконное обращение товаров [5].
Китайскими исследователями были сформулированы следующие точки зрения.
К финансовому сотрудничеству относится поддержание взаимовыгодного валютообменного курса при осуществлении определенных торговых операций и инвестиционных процессов. Благодаря непрерывной реализации китайской стратегии «Один пояс - один путь» и тщательной корректировке политики России провинция Хэйлунцзян сыграла ключевую роль в процессе тесного взаимодействия и многостороннего сотрудничества между Китаем и Россией [ 6 ].
Основной проблемой для развития китайско-российской торговли является валютный расчет в долларах. Использование местной валюты для расчетов позволяет избежать рисков, связанных с обменным курсом, снизить операционные издержки и ускорить оборачиваемость корпоративного капитала. Ли Ю. считает, что причиной ограничения развития
местных расчетов является то, что в России более высокие издержки от операций в местной валюте [7].
Ли Ц. делает вывод, что сотрудничество в области трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией сопряжено с различными рисками, и в настоящее время необходимо создать систему обмена информацией, активно строить офшорную платформу расчетов в юанях, а также улучшить финансовый мониторинг [8].
За последние годы, предшествовавшие пандемии, уровень финансового сотрудничества между Китаем и Россией был оптимизирован. Благодаря диверсифицированным финансовым учреждениям эффективность обмена информацией значительно повысилась, что создало благоприятную среду для финансового сотрудничества [9].
Финансовое сотрудничество между Китаем и Россией является долгосрочным системным проектом, который требует совместных усилий директивных органов, департаментов финансового надзора и финансовых институтов двух стран для постоянного расширения и углубления области и уровня сотрудничества [10]. Углубление финансового сотрудничества имеет важное эталонное значение для создания механизмов сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, а также Китаем и другими странами БРИКС.
Таким образом, большинство и российских, и китайских исследователей подчеркивают объективную необходимость осуществления взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами на фоне усиления международных санкций, а также с исторически сложившимися отношениями, обусловленными значительными приграничными территориями.
Результаты исследования и их обсуждение. На уровне внешнеполитических и экономических соглашений, оказывающих влияние на развитие сотрудничества до начала пандемии, можно вы-
делить следующее, что в ноябре 2018 года Китай и Россия совместно сформулировали «План китайско-российского сотрудничества и развития Дальнего Востока» (2018-2024 гг.) [11]. Он играет ведущую роль для китайских компаний и поощряет их участие в инвестиционных проектах на Дальнем Востоке России. В их число входит долгосрочная программа экономического коридора Россия-Монголия-Китай «Один пояс, один путь», объединяющая в себе крупнейшие инвестиционные проекты по объединению и совершенствованию существующих транспортных магистралей, которая позволит существенно оптимизировать логистику трансграничных операций.
В 2018 году прошел первый Евразийский саммит по борьбе с «отмыванием денег» и финансированием терроризма.
В июне 2019 года председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Путин В.В. подписали «Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о развитии всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эру», в котором указаны направления
нового сотрудничества между Китаем и Россией. Что касается финансового сотрудничества, то две страны предложили сотрудничать между правительственными ведомствами и органами финансового регулирования двух стран в рамках Подкомитета по финансовому сотрудничеству Комитета регулярных встреч премьер-министров Китая и России. Оба государства нацелены на сотрудничество в области инвестиций и страхования, а также взаимодействия между странами в финансовом секторе и национальной валюте.
К основным недостаткам российско-китайского сотрудничества можно отнести следующее:
— несбалансированность товарной структуры (энергоресурсы как основной источник экспорта из России, и потребительские товары - экспорта из Китая);
— инфраструктура на российском Дальнем Востоке не соответствует требованиям современной логистики, что увеличивает торговые издержки, снижая международную конкурентоспособность страны;
— недостаточная эффективность и пропускная способность работы пограничных переходов на российско-китайской границе;
— сложности таможенного оформления и высокая стоимость трансграничных перевозок на российской стороне;
— действующее национальное законодательство предполагает высокий уровень административной нагрузки на иностранные финансовые институты;
— отсутствие единого подхода к цифровиза-ции идентичных финансовых операций;
— недостаточное использование национальных валют при осуществлении расчетов (традиционно применяется доллар США) [12].
Как в официальных двухсторонних документах, так и в исследованиях ученых, финансовое сотрудничество выступает неотъемлемой частью международного сотрудничества, в том числе на двухстороннем уровне.
На основании вышеперечисленных исследований представим авторское определение финансового сотрудничества, рассматриваемое в контексте российско-китайских отношений.
Финансовое сотрудничество - система взаимоотношений между финансовыми институ-
тами сопредельных государств, направленная на предотвращение финансовых рисков при осуществлении взаимовыгодных производственных, торговых операций и инвестиционных проектов.
В связи с предлагаемым определением финансового сотрудничества представляется целесообразным представить следующую классификацию, представленную в табл. 1.
Далее проведем систематизацию основных направлений финансового сотрудничества между Россией и Китаем, в том числе в приграничных территориях Дальнего Востока, а также их проблемы и перспективы развития, которые представлены в табл. 2.
К перспективам развития финансового сотрудничества в контексте настоящего исследования можно отнести:
— дальнейшее укрепление национальных валют в качестве средств расчетов по двухсторонним сделкам;
— использование единых принципов циф-ровизации оформления транспортно-логисти-ческих, торговых операций, их таможенного контроля во взаимодействии с финансовыми расчетами;
Таблица 1
Виды финансового сотрудничества в контексте российско-китайских двухсторонних отношений
Виды финансового сотрудничества Составные элементы
В зависимости от масштабов и степени воздействия Глобальное - между национальными финансово-экономическими институтами и аналогичными институтами международных организаций, в том числе в рамках БРИКС
Региональное - двухстороннее сотрудничество в определенной сфере деятельности или по территориальному признаку
Сотрудничество в валютной сфере Корректировка обменных курсов при двухсторонних торгово-экономических отношениях
Взаиморасчеты в национальных валютах при осуществлении торговых операций
Прямое сотрудничество между банками различных государств. Целевые сервисные продукты в сфере банковских услуг
Сотрудничество в сфере рынка Регулирование платежных балансов государств или регионов. Предотвращение рисков инфляционных процессов
Координация рынка ценных бумаг
Координация налоговых и таможенных платежей при двухсторонней торговле
Сотрудничество в преодолении посткризисных явлений, вызванных пандемией СОУЮ-19
Инвестиционное сотрудничество Прямые финансовые инвестиции в экономику соседней страны, инвестиции в инновационные продукты
Меры, направленные на снижение рисков инвестиционных проектов в сопредельных государствах
Сотрудничество на уровне инвестиционных фондов
Сотрудничество в сфере надзора и финансовой безопасности Финансовая отчетность перед МВФ. Контроль на государственном уровне каждой страны, совершенствование таможенной политики в приграничных регионах.
Борьба с отмыванием денег, незаконным перемещением наличной валюты через государственные границы и финансированием терроризма.
Таблица 2
Основные направления финансового сотрудничества между Россией и Китаем
Направления финансового сотрудничества Содержание операций по сотрудничеству
Прямые инвестиции в экономику соседних стран по Программе развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционных сферах на Дальнем Востоке РФ на 2018-2024 гг. Проект «Один пояс, один путь». Соединение «Экономического пояса Шелкового пути» с Трансъевропейской железной дорогой России и инициативой «Монгольский степной путь» по созданию экономического коридора Китай-Монголия-Россия; Провинция Хэйлунцзян создала 8 сельскохозяйственных парков на российском Дальнем Востоке, освоено более 600 тыс. гектаров посевных площадей; Компания «Huaxin» и «Heihe Beifeng» создали производства в Приморском крае и Амурской области.
Интернационализация юаня и рубля 2010г. - начало торгов по валютной паре рубль/юань на Шанхайской валютной бирже, введение прямого конвертирования рубля и юаня; 2017г. Соглашение стран БРИКС о включении национальных валют (в т.ч. рубля и юаня) международных резервов. С 2017г. функционирует система двусторонних валютных расчетов в юанях и рублях; В первом квартале 2020 года на доллар США приходилось 46% торговых расчетов между Россией и Китаем, которые первый раз упали ниже 50%.
Финансовые аспекты в развитии трансграничной торговли Межправительственные соглашения о платежах по энергоносителям, экспортируемым из России в Китай; Введение гибкой политики таможенных платежей, налоговых льгот, льгот по землепользованию для предприятий в приграничных районах; Льготы по кредитованию при привлечении иностранных инвестиций; Строительство мостов между Благовещенском (Амурская область) и Хэйхэ, а также между Нижнеленинским (Еврейская автономная область) и Тунцзяном, увеличение пропускной способности таможенных зон; По состоянию на 2016 год Финансовый союз Китая и России завершил 4 бизнес-направления трансграничного финансирования на общую сумму 12,6 млрд юаней и подписал 29 соглашений о сотрудничестве в сфере бизнеса и обучения. В 2018 году к организации присоединились 49 финансовых организаций из Китая и России; Возможности расчетов картами UnionPay для предприятий малого бизнеса при трансграничной торговле; Создание благоприятных условий по снижению негативных явлений, связанных с пандемией COVID-19.
Межбанковское деловое сотрудничество Совместное учреждение банков-корреспондентов. Первый филиал Банка Китая в Москве был открыт в 1993 г., ВТБ открыл представительство в Пекине в 1989 г. Банки являются эмитентами ценных бумаг в валюте соседних стран; Harbin Bank запустил программу трансграничной электронной коммерции и создал систему онлайн-платежей трансграничных расчетов; Выпуск Сбербанком карт и банкоматов, для осуществления расчетов в юанях.
Сотрудничество в области страхования Страхование путешествий, перестрахование, группы ядерной энергетики, паевые инвестиционные фонды, использование страховых фондов в рамках экономического пояса Шелкового пути, авиакосмическое страхование.
Создание эффективных механизмов обеспечения финансовой безопасности Усиление обмена информацией и совместного надзора в трансграничной электронной коммерции с участием финансовых институтов обеих стран; Меры по надзору и администрированию борьбы с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов.
— усиление тенденций к увеличению интереса российских ведущих банков к деятельности на китайском рынке;
— поддержка эмитентов, выпускающих ценные бумаги в национальной валюте государства-партнера на российском и китайском рынках;
— взаимовыгодные инвестиции в финансовые инструменты, выпущенные сопредельным государством;
— российские инвесторы могут участвовать в сделках на китайском фьючерском рынке;
— регулирование инфраструктуры финансовых рынков и взаимодействие между депози-тарно-клиринговыми центрами России и Китая;
— совместная реализация контрмер против международных экономических санкций;
— дальнейшее развитие сотрудничества в области финансовой безопасности;
— различные виды сотрудничества, в том числе между финансовыми институтами, в преодолении посткризисных явлений, вызванных пандемией СОУГО-19.
Предлагаемые результаты исследования могут быть использованы как в теоретико-методическом плане, так и для организаций, участвующих в осуществлении совместных российско-китайских финансово-экономических операций.
Выводы.
Необходимость уточнения понятия «финансовое сотрудничество» в общей структуре международного торгово-экономического сотрудничества обусловлена постоянно изменяющимися условиями и формами его осуществления, а также особенностями взаимоотношений участвующих в нем государств. В связи с этим, авторское понимание понятия «финансовое сотрудничество», рассматриваемое в данной статье, изложено в контексте двухсторонних российско-китайских торгово-экономических отношений.
Помимо общемировых тенденций глобализации и экономической, и финансовой сфер деятельности, эти две страны связаны исторически сложившимися задачами перехода от плановой экономики к рыночной, наличием значительных приграничных территорий, а также применяемыми к ним экономическим санкциям. Данные факторы вызывают, с одной стороны, более широкие возможности развития сотрудничества как на государственном, так и на корпоративном уровне. С другой стороны, возникают определенные проблемы их практического осуществления из-за несоответствия нормативных документов, юридических и таможенных процедур, рисков проведения незаконных финансовых операций. Также значительные проблемы возникли в связи с пандемией.
Вышеперечисленные аспекты повлияли на приведенные в работе результаты исследования по систематизации компонентов, раскрывающих авторское понимание финансового сотрудничества.
Список литературы
1. Ерохин В.Л. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая в регионе Центральной Азии // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3(4). С. 74-79.
2. Официальный сайт Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov. ru/statistic (дата обращения: 01.07.2021).
3. Губин А.В. Дальний Восток России в китайской инициативе «Пояс и путь»: возможности и проблемы // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 4. С. 177-188.
4. Luskatova O.V., Roberts M.V. The Use of Project Financing Factory at Implementation of Infrastructure Projects in Russia // Proceedings of the 2nd International Conference on Economy, Management and Entrepreneurship (ICOEME 2019). Advances in Economics, Business and Management Research, 2019. Vol. 85. P. 44-48.
5. OstrovskiiA.V. Prospects to interface the silk road economic belt and the eurasian economic union projects // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2017. Vol. 87. No. 6. P. 480-490.
6. Chen Oiujie. Chinese and Russian Transport Corridors and the Belt and Road Initiative: Prospects of Sino-Russian Cooperation // R-Economy. 2020. Is. 2. No. 6. P. 100-110.
References
1. Erokhin V.L. Problems and prospects of cooperation between Russia and China in the Central Asian region // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 3 (4). P. 74-79.
2. Official website of the Federal Customs Service [Electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru/statistic (accessed: 01.07.2021).
3. Gubin A.V. The Russian Far East in the Chinese initiative «Belt
7. Ли Юнхуэй. Строительство экономического коридора Китай-Монголия-Россия в контексте глобальной эпидемии // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 4 (6). С. 27-54.
8. Ли Цзинжу. Проблемы и перспективы развития российско-китайской трансграничной электронной коммерции // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 65-70.
9. Лян Сюэцю. Китайско-российское финансовое сотрудничество и исследования в области будущего развития // Обучение и исследования. 2020. № 2. С. 131-136.
10. ХуациньЛ. Открытие новой эры китайско-российского экономического и торгового сотрудничества // Исследования России, Центральной Азии и Восточной Европы. 2019. № 8. С. 59-75.
11. Чжан Мэй. Современное состояние и прогноз перспектив торгово-экономического сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией // Власть и управление на востоке России. 2019. № 1 (86). С. 22-27.
12. Сюй Ж.., Синянская Е.Р. Актуальные вопросы китайско-российского финансового сотрудничества // Весенние дни науки. Сборник докладов. Министерство науки и высшего образования РФ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики и управления. 2021. С. 113-118.
and Road»: opportunities and problems // Comparative Politics. 2020. Vol. 11. No. 4. P. 177-188.
4. Luskatova O.V., Roberts M.V. The Use of Project Financing Factory at Implementation of Infrastructure Projects in Russia. Proceedings of the 2nd International Conference on Economy, Management and Entrepreneurship (ICOEME 2019). Advances in Economics, Business and Management Research, 2019. Vol. 85. P. 44-48.
5. Ostrovskii A.V. Prospects to interface the silk road economic belt and the eurasian economic union projects. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2017. Vol. 87. No. 6. P. 480 - 490.
6. Chen Oiujie. Chinese and Russian Transport Corridors and the Belt and Road Initiative: Prospects of Sino-Russian Cooperation. R-Economy. 2020. Is. 2. No. 6. P. 100-110.
7. Li Yunhui. Construction of the China-Mongolia-Russia Economic Corridor in the context of the global epidemic // The world of Russian-speaking countries. 2020. No. 4 (6). P. 27-54.
8. Li Jinzhu. Problems and prospects of development of Russian-Chinese cross-border e-commerce // Innovations and investments. 2020. No. 6. P. 65-70.
9. Liang Xueqiu. Sino-Russian financial cooperation and research in the field of future development // Training and research.
Информация об авторах
Савостина О.В., канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита Уральского федерального университета; доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: o.v.savostina@urfu.ru
Синянская Е.Р., канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита Уральского федерального университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: e.r.sinyanskaya@urfu.ru
Коршунова Д.А., студент Уральского федерального университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: d.a.korshunova@urfu.me
2020. No. 2. P. 131-136.
10. Huaqing L. The opening of a new era of Chinese-Russian economic and trade cooperation // Studies of Russia, Central Asia and Eastern Europe. 2019. No. 8. P. 59-75.
11. Zhang Mei. The current state and forecast of prospects for trade and economic cooperation between Heilongjiang Province and Russia // Power and governance in the East of Russia. 2019. No. 1 (86). P. 22-27.
12. Xu Zh., Sinyanskaya E.R. Topical issues of Chinese-Russian financial cooperation // Spring days of science. Collection of reports. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation; Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin; Institute of Economics and Management. 2021. P. 113-118.
Information about the authors
Savostina O.V., PhD in Economics, associate Professor, Department of accounting, analysis and audit, Ural Federal University; associate Professor, Department of accounting and audit, Ural state University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: o.v.savostina@urfu.ru
Sinianskaia E.R., PhD in Economics, associate Professor, Department of accounting, analysis and audit Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: e.r.sinyanskaya@urfu.ru
Korshunova D.A., student at Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: d.a.korshunova@urfu.me
Информация о статье
Дата получения статьи: 07.09.2021
Дата принятия к публикации: 15.10.2021
© Савостина О.В., Синянская Е.Р., Коршунова Д.А., 2021.
Article Info
Received for publication: 07.09.2021 Accepted for publication: 15.10.2021
© Savostina O.V., Sinianskaia E.R., Korshunova D.A., 2021.