Научная статья на тему 'Трансформация жанра устного рассказа военного корреспондента в современном медиадискурсе'

Трансформация жанра устного рассказа военного корреспондента в современном медиадискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиадискурс / СМИ / контент / устная коммуникация / лексика / стрим / подкаст / репортаж / media discourse / mass media / content / oral communication / vocabulary / stream / podcast / reportage

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Светлана Викторовна Колобова, Лидия Евгеньевна Малыгина

В настоящей статье рассматриваются особенности устного рассказа как жанра журналистики, который подвергся трансформации в новых медиа. Горизонтальность, неуправляемость и полифония таких площадок, как Телеграм, влияют на традиционные жанры, придавая им специфические стилистические черты. На примере анализа устных сообщений в журналистской деятельности военных корреспондентов выявляются специфические особенности устной формы коммуникации авторов с массовой аудиторией. Среди задач данной работы выявление, во-первых, лингвистических особенностей, присущих видеоматериалам Телеграм-каналов военных корреспондентов; во-вторых определение особенностей мотивации авторов, которая отличает образцы современного медиадискурса от традиционных устных рассказов, в особенности в условиях информационной войны. Кроме сходства, исследуются отличия устных рассказов в новых форматах от традиционных с точки зрения универсальных мотивов дороги, встречи, порога и так далее. В статье приводится классификация наиболее популярных жанров, которые используют военные корреспонденты на Телеграм-каналах. Материалом для статьи послужили каналы А. Коца, А. Сладкова, С. Пегова и других военных корреспондентов. В ходе исследования использованы методы сплошной выборки, стилистического и контент-анализа. В результате исследования удалось выявить ряд лингвостилистических особенностей, присущих устному рассказу в виде стримов, сторис и других видео- и аудиоформатов, распространённых на платформе Телеграм. Выявлены особенности мотивации военных корреспондентов, которые ведут подобные каналы. Среди специфических черт, присущих описанным Телеграм-каналам, отмечены высокая степень вовлеченности аудитории, направленность на информационное противостояние, разнообразие жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the oral narrative genre in modern media discourse of war correspondents

This article examines the features of oral storytelling as a genre of journalism that has undergone transformation in the «new media». The horizontality, unmanageability and polyphony of such platforms as Telegram influence traditional genres, giving them specific stylistic features. Using the example of oral messages analysis in war correspondents' journalism, the authors of the article identify some specific features of oral communication between journalists and mass audiences. The main objectives of this article are, firstly, to identify the linguistic peculiarities inherent in the video materials from the war correspondents' Telegram channels; secondly, to determine the specifics of authorial motivation, which distinguishes modern media discourse from traditional oral narratives, especially in the context of information wars. In addition, the authors examine similarities and differences of oral narratives in new formats and traditional ones in terms of such universal motifs as road, encounter, etc. The article presents a classification of the most popular genres used by the war correspondents A. Kots, A. Sladkov, S. Pegov, and some others on their Telegram channels. The methods of continuous sampling, content analysis, and stylistic analysis have been used for the research. The study shows a number of linguistic and stylistic features inherent in oral narrative in the form of streamers, stories and other video and audio formats common on the Telegram platform. The specific features of the Telegram channels chosen for the research include a high degree of audience involvement, focus on news confrontation, and a diversity of genres.

Текст научной работы на тему «Трансформация жанра устного рассказа военного корреспондента в современном медиадискурсе»

Медиакоммуникации и журналистика

Научная статья УДК 316.77

DOI: 10.20323/2499-9679-2024-2-37-50 EDN: HCNXNM

Трансформация жанра устного рассказа военного корреспондента в современном медиадискурсе

Светлана Викторовна Колобова113, Лидия Евгеньевна Малыгина2

1 Старший преподаватель, Мариупольский государственный университет им. А. И. Куинджи. 87500, г. Мариуполь, пр. Строителей, д. 129А

2Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1

1prgaga@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-8518-8799 2admlikbez@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0056-8160

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности устного рассказа как жанра журналистики, который подвергся трансформации в новых медиа. Горизонтальность, неуправляемость и полифония таких площадок, как Телеграм, влияют на традиционные жанры, придавая им специфические стилистические черты. На примере анализа устных сообщений в журналистской деятельности военных корреспондентов выявляются специфические особенности устной формы коммуникации авторов с массовой аудиторией. Среди задач данной работы - выявление, во-первых, лингвистических особенностей, присущих видеоматериалам Телеграм-каналов военных корреспондентов; во-вторых - определение особенностей мотивации авторов, которая отличает образцы современного медиадискурса от традиционных устных рассказов, в особенности в условиях информационной войны. Кроме сходства, исследуются отличия устных рассказов в новых форматах от традиционных с точки зрения универсальных мотивов дороги, встречи, порога и так далее. В статье приводится классификация наиболее популярных жанров, которые используют военные корреспонденты на Телеграм-каналах. Материалом для статьи послужили каналы А. Коца, А. Сладкова, С. Пегова и других военных корреспондентов. В ходе исследования использованы методы сплошной выборки, стилистического и контент-анализа. В результате исследования удалось выявить ряд лингвостилистических особенностей, присущих устному рассказу в виде стримов, сторис и других видео- и аудиоформатов, распространённых на платформе Телеграм. Выявлены особенности мотивации военных корреспондентов, которые ведут подобные каналы. Среди специфических черт, присущих описанным Телеграм-каналам, отмечены высокая степень вовлеченности аудитории, направленность на информационное противостояние, разнообразие жанров.

Ключевые слова: медиадискурс; СМИ; контент; устная коммуникация; лексика; стрим; подкаст; репортаж Для цитирования: Колобова С. В., Малыгина Л. Е. Трансформация жанра устного рассказа военного корреспондента в современном медиадискурсе // Верхневолжский филологический вестник. 2024. № 2 (37). С. 50-59. http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2024-2-37-50. https://elibrary.ru/HCNXNM

Media communications and journalism

Original article

Transformation of the oral narrative genre in modern media discourse of war correspondents Svetlana V. Kolobova13, Lidia E. Malygina2

1Senior lecturer, Mariupol state university named after A. I. Kuindzhi. 87500, Mariupol, Stroiteley ave., 129A 2Doctor of philological sciences, professor, head of the department of media support for state interests and national security, Institute of law and national security, Russian Presidential Academy of national economy and public administration. 119571, Moscow, Vernadsky prospect, 82, bld. 1 1prgaga@mail.ru3, https://orcid.org/0000-0002-8518-8799 2admlikbez@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0056-8160

© Колобова С. В., Малыгина Л. Е., 2024

Abstract. This article examines the features of oral storytelling as a genre of journalism that has undergone transformation in the «new media». The horizontality, unmanageability and polyphony of such platforms as Telegram influence traditional genres, giving them specific stylistic features. Using the example of oral messages analysis in war correspondents' journalism, the authors of the article identify some specific features of oral communication between journalists and mass audiences. The main objectives of this article are, firstly, to identify the linguistic peculiarities inherent in the video materials from the war correspondents' Telegram channels; secondly, to determine the specifics of authorial motivation, which distinguishes modern media discourse from traditional oral narratives, especially in the context of information wars. In addition, the authors examine similarities and differences of oral narratives in new formats and traditional ones in terms of such universal motifs as road, encounter, etc. The article presents a classification of the most popular genres used by the war correspondents A. Kots, A. Sladkov, S. Pegov, and some others on their Telegram channels. The methods of continuous sampling, content analysis, and stylistic analysis have been used for the research. The study shows a number of linguistic and stylistic features inherent in oral narrative in the form of streamers, stories and other video and audio formats common on the Telegram platform. The specific features of the Telegram channels chosen for the research include a high degree of audience involvement, focus on news confrontation, and a diversity of genres.

Key words: media discourse; mass media; content; oral communication; vocabulary; stream; podcast; reportage

For citation: Kolobova S. V V, Malygina L. E. Transformation of the oral narrative genre in modern media discourse of war correspondents. Verhnevolzhski philological bulletin. 2024;(2):50-59. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2024-2-37-50. https://elibrary.ru/HCNXNM

Введение. Медиадискурс является довольно новым явлением, которое образует информационное поле СМИ и распространяет влияние на массовую аудиторию. В связи с возрастающей популярностью новых медиадискурсов возникает необходимость изучения различных особенностей интернет-ресурсов. В последние годы появился ряд научных исследований, которые посвящены изучению социальных сетей, Телеграм-каналов, блогов и их роли в российском инфополе.

Среди авторов, которые обращаются к данной теме, можно назвать Ю. В. Шуйскую [Шуйская, 2023], А. А. Малахова [Малахов, 2022], М. В. Дядченко [Дядченко, 2022], О. В. Бондарен-ко [Бондаренко, 2018] и др. Как показал анализ научных исследований, наибольшее внимание ученые уделяют изучению письменных и визуальных форм медиадискурса. Устная форма коммуникаций профессиональных журналистов и блогеров в интернет-среде является пока мало изученной сферой, а между тем именно устная речь отличается стилистическими и лингвистическими особенностями, которые наглядно отражают процессы трансформации языковой среды.

Описывая специфику трансформации текста в СМИ, Л. А. Коханова указывает на главную особенность этого процесса: функционирование современного русского языка в виртуальной среде осуществляется по совершенно иным правилам, чем до активного внедрения интернет-технологий [Коханова, 2016]. В связи с растущей популярностью новых форм и площадок для сетевой коммуникации изучение приемов, форм создания сетевых текстов, а также наиболее распространенных знаковых систем изучение

трансформации жанров является актуальной проблемой. Традиционные жанры, существующие много тысяч лет, претерпевают закономерную трансформацию, обусловленную новым дискурсом и новыми техническими возможностями.

Цель. Целью данной статьи является выявление особенностей трансформации устных форм коммуникации в медиадискурсе, в частности, жанра устного рассказа. Акцент сделан на анализе специфики устных сообщений военных корреспондентов - авторов Телеграм-каналов. Среди задач данной статьи - выявление общих черт, характерных для этих двух жанров, и специфических черт отобранных видеоматериалов, которые отличают их от устного рассказа в традиционном понимании.

Методы. Методом сплошной выборки были отобраны видеоматериалы на шести Телеграм-каналах военных корреспондентов. Данные материалы представляют собой устные рассказы на свободную тематику. Их объединяет патриотическая направленность и тот факт, что многие из них были записаны из районов, где ведутся боевые действия, при этом не являясь официальными репортажами с чётким сюжетом. Реалистичность повествования и свободная форма, лишённая чёткой художественной направленности, роднит подобные материалы с жанром устного рассказа.

Телеграм-канал отличается от других СМИ, прежде всего, адресованностью и большими возможностями для передачи информации. По мнению А. Р. Яшиной, мессенджер Телеграм как платформа для распространения информации

дает редакторам больше преимуществ, чем социальные сети [Яшина, 2018]. В частности, публикации в Телеграм-каналах оперативно доставляются до подписчиков, которые отслеживают новостной поток.

В последние два года (в связи с СВО России на Украине) особый научный интерес представляют устные сообщения военных корреспондентов. Устные рассказы журналистов с места военных событий, прямые включения, репортажи, аудиообращения, подкасты военкоров являются примерами трансформации устного рассказа в современном медиадискурсе.

С помощью метода контент-анализа мы проанализировали связь лингвистических средств с экстралингвистической реальностью с целью предположить интенции корреспондентов и их мотивацию к созданию видеороликов.

Трансформация традиционных жанров устного творчества обусловлена двумя группами причин. К первой группе можно отнести технические причины. Как отмечает И. В. Ерофеева, текст в мультимедийных материалах сохраняет свои позиции, но видео- или аудиоматериалы, сопровождающие текст, не просто становятся его иллюстрацией, продолжением, а составляют комплексный мультимедийный продукт [Ерофеева, 2009]. Так, например, в отобранных материалах корреспонденты часто вставляют фотографии, которые тематически соотносятся с предметом повествования, используют фрагменты других видео.

Вторую группу причин можно обозначить как концептуальные. Так, И. А. Стернин отмечает, что современный русскоязычный медиадис-курс характеризуется концептуальной, оценочной и языковой свободой [Стернин, 2003]. Это подразумевает, что авторы самостоятельно определяют формат и содержание контента, минуя традиционные промежуточные звенья в виде редакторов и расписания выпусков, характерные для традиционных СМИ. Видеоролики могут не принадлежать ни к одному из устоявшихся в журналистике жанров. Л. И. Каминская отмечает присущую современному медиадискурсу горизонтальность и неуправляемость [Каминская, 2020]. Это обусловливается «многоголосием» таких площадок, как Телеграм: одно и то же событие рассматривается самыми разными людьми, которые преподносят свои впечатления в самых разных формах. Эту особенность нарративного аспекта медиадискурса отмечает и Н. И.

Клушина, называя её полифоничностью, сплетением голосов [Клушина, 2024].

Кроме того, мы предполагаем, что у авторов современных типов устного рассказа - сторис, видеоблогов - присутствует дополнительная мотивация, которая была не столь выражена в традиционных устных рассказах. Во-первых, это стремление к созданию эффекта сопричастности, которое в случае с трансляцией видео, в отличие от рассказа, который может повествовать о весьма удалённых по времени событиях, более выражен. К тому же, как отмечает Е. Г. Елина, жанр устного рассказа - это своего рода «речевое сел-фи», которое позволяет запечатлеть момент из жизни [Елина, 2019]. Устный рассказ позволяет продемонстрировать свой опыт и получить публичное признание собственных заслуг. Видео из горячих точек может демонстрировать аудитории храбрость автора и оказывать перлокутив-ный эффект, то есть побуждать аудиторию к действию. В частности, корреспонденты рассказывают о тяжёлой жизни людей в боевых действиях, что может побудить зрителя к тому, чтобы оказать им помощь. В современных стримах зрители также могут влиять на авторов видео, поощряя их пожертвованиями (донейшн), задавая вопросы в чате, участвуя в опросах. Это ещё раз указывает на горизонтальность современных массмедиа, где граница между автором и зрителями очень тонка. Кроме того, в условиях текущей информационной войны между Россией и Украиной корреспонденты прежде всего вносят свой информационный вклад в информирование населения о положении дел в зонах боевых действий. Таким образом, устные рассказы корреспондентов становятся частью информационного противоборства, согласно О. Г. Ламининой [Ла-минина, 2018]. Корреспонденты стремятся поддержать боевой дух армии и информировать мирное население о том, что происходит на фронте.

Для того чтобы проследить трансформацию жанра устного рассказа, необходимо рассмотреть, что собой представляет устный рассказ в своей традиционной форме. Устный рассказ, согласно А. С. Гуйдалаевой, определяется как «бытующие в народе художественные повествования о современных событиях, которые имели место в действительности, преломились и оформились в воображении рассказчика, приобретя элементы художественного вымысла и образное выражение, оказывающее эмоциональное воздействие на слушателя» [Гуйдалаева, 2011]. Устный рас-

сказ отражает реальные события. Для него характерны отсутствие вымысла и отсутствие художественных элементов, а также сжатость изложения и постепенное развитие сюжета. Эти черты роднят устный рассказ с устной публицистической речью военных корреспондентов.

Устная публицистическая речь военных корреспондентов - это особая функциональная разновидность русского языка, представляющая собой устное общение с массовой аудиторией на темы СВО, армии и другие темы, освещаемые военными журналистами. Данный тип устной публицистической речи представлен в современном медиадискурсе в различных формах и жанрах сообщений. Таким образом, как в традиционном устном рассказе, так и в устных сообщениях корреспондентов повествование складывается на основе реальных событий. В случае с корреспондентами, которые снимают видеоблоги на повседневные темы, эта черта может даже усиливаться, то есть в рассказ может попадать большое количество незначительных деталей, которые в традиционной форме могли бы быть опущены. Кроме того, авторы видео могут отклоняться от одной линии повествования, рассказывать на несколько тем попеременно. Количество деталей и стройность сюжета во многом зависит от формата видео.

Проанализируем особенности повествования видеоблогеров с точки зрения хронотопа -условного пространства-времени в образном моделировании действительности. Изначально данная классификация использовалась для исследования сюжетов романов. Как пишет Л. Е. Малыгина, «журналист оперирует пятью типами хронотопа: 1) мотив встречи; 2) мотив дороги, путешествия; 3) мотив порога, который основан на переломных моментах повествования и зачастую представляет собой кульминацию; 4) мотив гостиной (салона) - разновидность встречи, но с превалированием сопутствующих событий; 5) мотив поиска (сочетание «порога» и «дороги»)» [Малыгина, 2015, с. 32]. В качестве примера может послужить видеоблог М. Наумовой «Заметки на полях» № 140. Автор видео сообщает, прежде всего, о встрече с группой «Кинохроника»: «Я сходила на концерт, познакомилась с ребятами лично». Мотив дороги также часто присутствует в повествовании военных корреспондентов: «Мы из Донецка едем в Мариуполь, я понимаю, что может нас ожидать там» [Теле-грам-канал «Марьяна ... , 2024]. Мотив порога: «... и, когда Илья меня встречал, чтобы отпра-

виться к ним в гримёрку, я смотрю - и ощущение, что меня реально ждёт Цой. Это так странно.» [Телеграм-канал «Марьяна ...», 2024]. Три указанных мотива в видеоблогах на свободную тематику превалируют, поскольку журналисты рассказывают о встречах с различными людьми и о местах, которые они посещали. Таким образом, в видеоблогах, с одной стороны, присутствуют как традиционные для повествования мотивы, так и множество бытовых деталей и отклонений от основной линии повествования.

Анализируя устные сообщения военных журналистов в Телеграм-канале, можно сделать вывод, что использование военкорами устной коммуникации как формы общения с аудиторией имеет особенности: у каждого журналиста выработался собственный индивидуальный стиль и формат устного рассказа. Это свидетельствует об авторском стиле профессиональных журналистов. Индивидуальность выражается в речевой культуре, степени владения словом. Главное отличие устных сообщений состоит в поставленных целях коммуникации.

Некоторые военные корреспонденты используют устные коммуникации исключительно для профессиональных целей: ведения репортажей, устных комментариев к событиям, прямых включений, проведения стримов. Другие журналисты с целью привлечения широкой аудитории и повышения степени лояльности в формате устного сообщения рассказывают не только о специальных темах, но и о своей жизни, например, во время поездки на автомобиле и др.

Многие военные обозреватели работают с материалами очевидцев в редакции и «ежедневно видят больше ужасов, чем их коллеги, работающие в полевых условиях» [Колобова, 2023, с. 249]. Даже в том случае, если сотрудники СМИ фактически не пребывают в месте военного конфликта, они работают с контентом, полученным на линии фронта.

Жанры использования устных коммуникаций в творчестве военных корреспондентов в Теле-грам-канале очень разнообразны. Наиболее популярными у журналистов, освещающих военную тематику, являются следующие жанры:

- краткое информационное сообщение;

- развернутое информационное сообщение;

- дискуссия, интервью, обсуждение специальных вопросов с экспертами.

Краткое информационное сообщение в формате устного рассказа обычно используется военными корреспондентами, если нужно сообщить

какую-либо срочную новость либо дать небольшой комментарий к развернутому материалу.

Для коротких информационных устных сообщений военные корреспонденты используют запись голосового сообщения, которое транслируется в новостной ленте и сохраняется в архиве Телеграм-канала.

В традиционном устном рассказе повествование зачастую более сжато, впрочем, это может зависеть от формата: например, формат сторис, напротив, создаёт тесные временные рамки для повествования. Сторис на анализируемой площадке Телеграм представляет собой формат временных постов, которые исчезают через 48 часов после публикации.

Также популярен стрим - жанр расширенной устной коммуникации автора с массовой аудиторией, часто предполагающий обратную связь журналиста с пользователями. Стримы обычно проводятся в формате «вопрос-ответ» в режиме прямого видеовключения. Многие журналисты заранее записывают стримы в формате устного расширенного обращения и выкладывают в своих каналах в социальных сетях.

Данный тип коммуникации часто использует военный корреспондент Александр Сладков. Примером стрима как расширенного устного информационного видеосообщения является регулярная рубрика в Телеграм-канале А. Сладкова «Война на ночь». В формате видеообращения военный корреспондент делает краткий обзор важных событий за несколько дней, рассказывает о том, что не вошло в текстовые сообщения, выложенные в новостной ленте авторского Теле-грам-канала.

Так, например, 19 марта 2023 года в Теле-грам-канале А. Сладкова была опубликована очередная запись стрима «Война на ночь». Длительность видеоролика составила чуть больше 20 минут [Телеграм-канал А. Сладкова, 2024]. В тексте приглашения для участия в стриме Теле-грам-канала от 8 октября 2023 года говорится: «Ребят, сегодня в 22.00 «Война на ночь», с ответами на вопросы, поступающие в „ Слад-ков+чат". Отвечать буду в режиме стрим, никаких тем не боюсь. Но прошу учесть, что я один из вас, живу в обычном поселке, не в Кремле, и высказываю свое частное мнение» [Теле-грам-канал А. Сладкова ... , 2024].

Текст написан в разговорном стиле с использованием прямого обращения к аудитории. Автор использует лексему «ребят» - довольно фамильярное обращение к подписчикам канала,

которых у популярного журналиста более 900 000. Однако этот прием используется коммуникатором для того, чтобы расположить к себе публику и предстать перед массовой аудиторией как «один из них».

Военкор «Комсомольской правды» Александр Коц также проводит еженедельные стримы, которые транслируются в режиме прямого включения в авторском сообществе журналиста в социальной сети ВКонтакте [Сообщество А. Коца ... ,

2023] или на Радио «Комсомольская правда» [Коц: аналитика ... , 2022]. Подключиться к стримам можно по ссылке, указанной в тексте сообщений в социальных сетях. Автор приглашает всех желающих поучаствовать в обсуждении военных событий и ситуации на фронте. В обращении к подписчикам А. Коц также использует разговорный стиль и доверительные обращения, к примеру: «Друзья, приглашаю сегодня на вечернее чаепитие»; «Айда на стрим в моем сообществе в ВК» [Телеграм-канал А. Коца . ,

2024].

Военные корреспонденты являются как организаторами стримов, так и приглашенными спикерами. Так, например, журналисты А. Сладков и В. Галимов 23 мая 2023 года были участниками стрима «Военный курьер» в формате прямого включения из Донецка. Темой стрима была ситуация в городе и ход специальной военной операции [Телеграм-канал А. Сладкова ... , 2024]. Трансляция программы велась на канале радиостанции «Говорит Москва» в социальной сети ВКонтакте и в Телеграм-канале.

Приведенные примеры стримов, организованных радиостанциями в социальных сетях, свидетельствуют о том, что в настоящее время количество радиослушателей существенно меньше, чем интернет-пользователей, поскольку многие люди предпочитают интернет-медиа для прослушивания устных рассказов журналистов.

Другим излюбленным жанром военных корреспондентов являются репортажи. Военный репортаж считается одним из самых сложных журналистских жанров. Есть ряд требований к репортажам: документальность, объективность в отражении фактов, внимание к деталям. Именно в военных репортажах корреспонденты могут эмоционально передать личные ощущения от происходящих рядом с ними событий.

Репортажи, которые ведутся в формате прямого включения, создают уникальное ощущение авторского присутствия. Устные рассказы военных корреспондентов из «горячих точек», мест

ведения боевых действий, отличаются динамикой изложения, повышенной эмоциональностью.

В репортажах, которые ведут корреспонденты Александр Сладков, Александр Коц, Денис Гулага (газета «Известия»), Евгений Лисицын (ИА «ZOV TV») [Телеграм-канал «Военкор Лисицын ZOV-TV», 2024], Георгий Медведев [Те-леграм-канал «Военкор Медведев», 2024] и др., сами журналисты, как правило, одеты в военную форму, так как находятся на линии боевого соприкосновения.

Особенностью репортажа является то, что он позволяет слушателям и зрителям почувствовать себя в роли реальных свидетелей военных событий, ощутить дух войны. Устные рассказы в формате видео и аудиорепортажей военных корреспондентов с мест проведения военных действий, благодаря современным интернет-технологиям и мобильной связи, создают иллюзию присутствия адресата рядом с корреспондентом в тех местах, где разворачиваются военные действия.

Кроме того, корреспонденты записывают подкасты - устный жанр публицистической журналистики, который используют военные корреспонденты. Подкаст представляет собой аудиоконтент, распространяемый в интернете с помощью специальных сервисов хостинга под-кастов, где хранятся все аудиозаписи в одном месте. Подкасты предлагают широкий выбор форматов, продолжительности и стилей, они могут быть посвящены различным темам и предметам. Слушатели могут знакомиться с подкастами в любое удобное время, что делает их очень популярными.

Военные корреспонденты используют подка-сты как информационный жанр устных сообщений. Как правило, они записывают серии авторских радиопередач. Описание подкаста и краткое содержание обсуждаемых тем сопровождает каждый выпуск и позволяет слушателям выбрать интересующий их контент.

У многих военных журналистов есть циклы подкастов. Например, подкасты Александра Коца «Коц-аналитика с именем» размещены на ресурсе Google Подкасты [Коц: аналитика ... , 2024]. Начиная с января 2023 года, А. Коц записал более 50 подкастов, длительность которых составляет 44-47 минут. Количество создаваемых подкастов - три или более записей в месяц.

Подкасты представляют собой записи авторской радиопрограммы А. Коца на радио «Комсомольская правда», в которых журналист обсуж-

дает военные и политические события с приглашенными участниками. Так, в подкасте от 14 сентября 2023 года журналист А. Коц беседует с экспертом Игорем Измайловым на тему ударов по Крыму, визита Ким Чен Ына и других событий [Коц: аналитика ... , 2024].

В электронной библиотеке MyBook.ru размещен подкаст военного корреспондента, руководителя проекта <^а^0И20», журналиста Семена Пегова. Подкаст «Военкор Семен Пегов: Третья мировая война идет прямо сейчас» является аудиозаписью беседы корреспондента с писателем Владимиром Ториным на радио «Комсомольская правда» [Военкор Семен ... , 2022].

Особый научный интерес представляет изучение лексических особенностей устных сообщений в сетевом дискурсе новых медиа в период проведения специальной военной операции России на Украине. В частности, данная тема поднимается в работе О. А. Глущенко, которая исследует милитарный дискурс в российских медиа начиная с 24 февраля 2022 года [Глущенко, 2024]. Как показал анализ дискурса устных сообщений военных корреспондентов, он насыщен военной лексикой.

Рассмотрим на примере авторского Телеграм-канала военного корреспондента «Комсомольской правды» А. Коца наиболее часто используемые лексемы, имеющие как номинативное, так и коннотативное значение. Например, для обозначения воинов армии Украины автор использует не только лексически нейтральные номинативы, как «противник», «ВСУ-шник», но и кон-нотативы с ярко выраженной негативной оце-ночностью: «укры», «фашисты», «нацики» и др.

Военные корреспонденты используют разговорный стиль и формулы устной речи для написания обращений к подписчикам. Приведем пример сообщения А. Коца к подписчикам его Телеграм-канала от 16 февраля 2024 года: «Друзья, нам по-прежнему нужна ваша помощь, нужно отправить на фронт тысячи и тысячи дронов, в том числе ночных. От Херсона до Белгорода. Птичек от уральских мастеров из команды „Повернутых на Войне" должно быть много, и они должны нести смерть потерявшим человеческий облик фашистам» [Телеграм-канал А. Коца ... , 2024].

Речь военных корреспондентов в неофициальных текстах, в устном рассказе отличается от стандартов литературного языка. Использование данного приема, по мнению М. А. Кормилицы-ной, определено стратегий близости к адресату в

современной прессе [Кормилицына, 2007]. Среди лексических особенностей языка военных корреспондентов следует отметить использование в устной и письменной речи стилистически сниженных лексем, просторечной, жаргонной лексики. Благодаря этому повышается вовлеченность аудитории и уровень доверия к высказываниям. Однако устные рассказы военных корреспондентов в формате репортажа, в отличие от обычных текстовых материалов, позволяют наладить особо доверительные связи между корреспондентом и его адресатами.

Как показал анализ письменного контента Те-леграм-каналов военных корреспондентов, ярко выражена тенденция их языка к устнизации (или орализации). Данным термином принято называть использование в письменной речи элементов устного общения. Это вызвано стремлением военных корреспондентов создать не только в своих устных сообщениях, но и в письменных текстах эффект живого устного общения, доверительной беседы. Для достижения данного эффекта авторы используют риторические категории и приемы, в частности, разговорный стиль, внутреннюю диалогичность монологических высказываний. Благодаря этому военным корреспондентам удается достичь основной журналистской задачи - близости к адресату.

Таким образом, можно выделить несколько основных лексических и стилистических особенностей устного рассказа как журналистского жанра современных военных корреспондентов:

- яркость речевых высказываний;

- эмоциональная подача информации;

- использование просторечных и стилистически сниженных лексем и оборотов;

- прямое обращение к аудитории.

Использование разговорной лексики в устном

рассказе является основным признаком, выражающим две тенденции в современной интернет-журналистике:

- стремление к созданию особых доверительных отношений с адресатом;

- усиление авторского начала в информационных журналистских продуктах;

- создание достоверности как основного журналистского эффекта;

- поощрение активных действий подписчиков, стремление повлиять на их действия в реальной жизни;

- вовлеченность в информационное противостояние.

Такого мнения придерживаются многие российские авторы, в частности, Г. Я. Солганик, О. Б. Сиротинина, В. М. Амиров и др. Эти три тенденции ярко выражаются в устных рассказах военных корреспондентов.

В. М. Амиров отмечает, что использование стилистически сниженной лексики в военном репортаже повышает эффект достоверности журналистского материала [Амиров, 2015]. По мнению А. И. Матяшевской, такие лексемы допустимы в репортажах военных журналистов, более того, именно они способствуют установлению контакта с аудиторией [Матяшевская, 2014]. Кроме того, существует мнение, что использование стилистически сниженной лексики следует считать нормативным, если говорящий стремится создать особую экспрессию, помогающую успешнее воздействовать на массового адресата [Амиров, 2015]. Стилистически сниженные лексемы и обороты обладают большим эмоционально-экспрессивным потенциалом.

Результаты. Подводя итоги вышесказанному, можно выделить несколько признаков трансформации устного рассказа, которые наблюдаются в медиадискурсе военных корреспондентов. Прежде всего, это высокая степень доверительности, которая достигается военкорами посредством использования устных форматов коммуникации с массовой аудиторией. Несмотря на понимание журналистами того, что аудитория слушателей составляет более сотни тысяч человек, они используют доверительный разговорный стиль для того, чтобы создать у слушателей ощущение сопричастности. Независимо от формата устных сообщений военкоры стремятся освещать события неформально, не в официозном стиле, а эмоционально и свободно. Доверительный тон реализуется с помощью ряда линг-востилистических средств: единиц, несущих семантику дружбы («ребята»), сниженной лексики, которую нельзя использовать в официальных репортажах, прямых обращений к зрителям.

Также следует отметить, что временной разрыв между рассказом в современных реалиях и устным рассказом гораздо меньше, в результате чего у зрителя выше чувство вовлеченности. Он может взаимодействовать с автором напрямую, общаться с ним, в некоторых случаях - получать обратную связь.

В устной коммуникации наиболее ярко проявляется самобытность военных корреспондентов: одни предпочитают придерживаться строгого, сдержанного стиля повествования, другие

часто прибегают к юмору даже при разговоре на серьезные темы. Формат устных рассказов позволяет говорящему раскрыть свою индивидуальность и творческую фантазию.

С точки зрения хронотопа повествования в видеоблогах, с одной стороны, сохраняются мотивы дороги, встречи, порога, что роднит их с устным рассказом в традиционном понимании. С другой стороны, сюжеты изобилуют мелкими бытовыми деталями, отступлениями от основной темы. Это роднит видеоблоги с обычным бытовым диалогом.

Мотивация авторов видеоблогов направлена на демонстрацию своего опыта и получение публичного признания собственных заслуг, на вклад в информационное противостояние с идеологическими противниками, на информирование подписчиков о последних событиях и вовлечение их в активные действия.

Выводы. Перечисленные выше признаки трансформации устного рассказа в современном медиадискурсе позволяют сделать вывод, что в новых медиа данный жанр сохранил многие черты традиционного устного рассказа, но также приобрёл специфические черты за счёт новых креолизованных форматов повествования. В творчестве военных корреспондентов устные сообщения приобрели большую значимость, так как они позволяют достичь эффекта доверительной беседы, живого общения с адресатами.

Библиографический список

1. Амиров В. М. Сниженная лексика и эффект достоверности в современном военном репортаже // Известия Уральского федерального университета. 2015. Т. 2. Вып. 138. С. 14-18.

2. Бондаренко О. В. Телеграм-каналы как новый вид коммуникации с общественностью // Век информации. 2018. Т. 2. Вып. 2. С. 170-172.

3. Военкор Семен Пегов: Третья мировая война идет прямо сейчас. 22 апреля 2022 г. // Telegram: сайт. 2022. URL: https://mybook.ru/author/tvorcheskij-kollektiv-programmy-tajna-perevala-dya/voenkor-semen-pegov-tretya-mirovaya-vojna-idet-pry/ (дата обращения: 04.03.2024)

4. Глущенко О. А. Коннотативный ресурс мили-тарной лексики (на примере наименований воина в «новых медиа» в текстах о специальной военной операции России на Украине) // Язык в координатах масс-медиа. Медиалингвистика. 2023. № 10. С. 41-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гуйдалаева А. С. Устный рассказ - жанр лакского фольклора // Известия ДГПУ Общественные и гуманитарные науки. 2011. №2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ustnyy -rasskaz-zhanr-lakskogo-folklora (дата обращения: 08.03.2024).

6. Дядченко М. В. Роль Telegram-каналов в российском инфополе / М. В. Дядченко, А. Ю. Холодили-на // Язык и коммуникация в контексте культуры : материалы международной научно-практической он-лайн-конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 311-316.

7. Елина Е. Г. Устный рассказ студента-активиста как речевой жанр // Жанры речи. 2019. Т. 3. Вып. 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-rasskaz-studenta-aktivista-kak-rechevoy-zhanr (дата обращения: 10.03.2024).

8. Ерофеева И. В. Архетип как средство репрезентации национальных ценностей в журналистике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2009. № 2. С. 111-115.

9. Каминская Т. Л. Новые тренды в российской политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2020. Т. 6. Вып. 84. С. 12-16.

10. Колобова С. В. Особенности копинг-стратегий журналистов, освещающих события специальной военной операции // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 3. Вып. 64. С. 248-254.

11. Кормилицына М. А. Разговорность как реализация стратегии близости к адресату в современной прессе // В сб. Язык в движении : К 70-летию Л. П. Крысина. Москва : Языки славянской культуры, 2007. С. 268-277.

12. Коханова Л. А. Трансформация текста в СМИ: устно-письменный формат (из практики учебно-исследовательских проектов) // Вестник ЮУрГУ Серия «Лингвистика». 2016. Т. 13. Вып. 1. С. 22-27.

13. Клушина Н. И. Медиастилистика и ее место в современной филологической науке // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. 2019. № 1. URL: https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/ 2333 (дата обращения: 10.03.2024)

14. Коц: аналитика с именем. Радио «Комсомольская правда». Подкасты // Радио «Комсомольская правда». 2022. URL: https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9jbG91Z C5tYXZlLmRpZ2l0YWwvNDMxNDM (Дата обращения: 04.03.2024)

15. Ламинина О. Г. Информационные войны: миф или реальность? // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2018. Т. 1. Вып. 25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-voyny-mif-ili-realnost (дата обращения: 23.02.2024).

16. Малахов А. А. Сегментация и фрагментация аудитории на примере телеграм-каналов // Актуальные проблемы медиапространства: от теоретических аспектов до практической реализации: сб. науч. статей. Москва : РУДН, 2022. С. 255-263.

17. Малыгина Л. Е. Апелляция к хронотопу как лингвостилистическая черта жанров телевизионного промодискурса (на примере жанра анонса) // МИРС. 2015. № 1. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/apellyatsiya-k-hronotopu-kak-lingvostilisticheskaya-cherta-zhanrov-televizionnogo-

57

promodiskursa-na-primere-zhanra-anonsa (дата обращения: 10.03.2024).

18. Матяшевская А. И. Сниженная лексика в СМИ: классификация, употребление, этнокультурные различия (на материале российских и британских газет). Саратов, 2014. 213 с.

19. Сообщество А. Коца во ВКонтакте. // ВКон-такте. 2023. URL: https://vk.com/waU-219969902_4544 (дата обращения: 04.03.2024)

20. Стернин И. А. Социальные факторы и публицистический дискурс / И. А. Стернин, Ю. А. Сорокин, М. Р. Желтухина // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: Человек и его дискурс. Сборник научных трудов. Москва : Азбуковник, 2003. С. 91-108.

21. Телеграм-канал А. Коца «Kotsnews» // Telegram: сайт. 2024. URL: https://web.telegram.org/a/#-1001109403194 (дата обращения: 04.03.2024)

22. Телеграм-канал А. Сладкова // Telegram: сайт. 2024. URL: https://web.telegram.Org/a/#-1001164348791 (Дата обращения: 04.03.2024)

23. Телеграм-канал «Военкор Лисицын ZOV-TV» // Telegram: сайт. 2024. URL: https://web.telegram.Org/a/#-1001360364343 (дата обращения: 04.03.2024)

24. Телеграм-канал «Говорит Москва». // Telegram: сайт. 2024. URL: https://web.telegram.Org/a/#-1001408386294 (дата обращения: 04.03.2024)

25. Телеграм-канал «Военкор Медведев». // Telegram: сайт. 2024. URL: https://web.telegram.Org/a/#-1001476769133 (дата обращения: 04.03.2024)

26. Телеграм-канал «Марьяна Батьковна» // Telegram: сайт. 2024. URL: t.me/maryananaumova (дата обращения: 10.03.2024)

27. Шуйская Ю. В. Лингвистические особенности дискурса Телеграм-каналов как нового типа медиа // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6. Языкознание. 2023. № 3. С. 45-57.

28. Яшина А. Р. Тelegram-журналистика: как мес-сенджеры изменили СМИ / А. Р. Яшина, А. В. Столяров // Материалы XXIV научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 2021. С. 327-334.

Reference list

1. Amirov V. M. Snizhennaja leksika i jeffekt dos-tovernosti v sovremennom voennom reportazhe = Colloquial vocabulary and the effect of authenticity in contemporary war reporting // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. 2015. T. 2. Vyp. 138. S. 14-18.

2. Bondarenko O. V. Telegram-kanaly kak novyj vid kommunikacii s obshhestvennost'ju = Telegram channels as a new type of communication with the public // Vek informacii. 2018. T. 2. Vyp. 2. S. 170-172.

3. Voenkor Semen Pegov: Tret'ja mirovaja vojna idet prjamo sejchas = War correspondent Semyon Pegov:

World War III is going on right now. 22 aprelja 2022 g. // Telegram: sajt. 2022. URL:

https://mybook.ru/author/tvorcheskij-kollektiv-programmy-tajna-perevala-dya/voenkor-semen-pegov-tretya-mirovaya-vojna-idet-pry/ (data obrashhenija: 04.03.2024)

4. Glushhenko O. A. Konnotativnyj resurs militarnoj leksiki (na primere naimenovanij voina v «novyh media» v tekstah o special'noj voennoj operacii Rossii na Ukraine) = Connotative resource of military lexicon (the example of warrior names in the «new media» in texts about Russia's special military operation in Ukraine) // Jazyk v koordinatah mass-media. Medialingvistika. 2023. № 10. S. 41-45.

5. Gujdalaeva A. S. Ustnyj rasskaz - zhanr lakskogo fol'klora = Oral narrative as a genre in Lak folklore // Izvestija DGPU. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-rasskaz-zhanr-lakskogo-folklora (data obrashhenija: 08.03.2024).

6. Djadchenko M. V Rol' Telegram-kanalov v ros-sijskom infopole / M. V. Djadchenko, A. Ju. Holodilina = The role of Telegram channels in the Russian infofield / M. V. Dyadchenko, A. Yu. Kholodilina // Jazyk i kommu-nikacija v kontekste kul'tury : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii. Rostov-na-Donu, 2022. S. 311-316.

7. Elina E. G. Ustnyj rasskaz studenta-aktivista kak rechevoj zhanr = Activist student oral storytelling as a speech genre // Zhanry rechi. 2019. T. 3. Vyp. 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-rasskaz-studenta-aktivista-kak-rechevoy-zhanr (data obrashhenija: 10.03.2024).

8. Erofeeva I. V. Arhetip kak sredstvo reprezentacii nacional'nyh cennostej v zhurnalistike = Archetype as a means of representing national values in journalism // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo uni-versiteta. Filologija i iskusstvovedenie. 2009. № 2. S. 111-115.

9. Kaminskaja T. L. Novye trendy v rossijskoj politicheskoj kommunikacii = New trends in Russian political communication // Politicheskaja lingvistika. 2020. T. 6. Vyp. 84. S. 12-16.

10. Kolobova S. V. Osobennosti koping-strategij zhurnalistov, osveshhajushhih sobytija special'noj voennoj operacii = Specific copying strategies of journalists covering the Special military operation events // Vestnik Tver-skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2023. T. 3. Vyp. 64. S. 248-254.

11. Kormilicyna M. A. Razgovornost' kak realizacija strategii blizosti k adresatu v sovremennoj presse = Col-loquiality as realization of the strategy to be close to the addressee in the modern press // V sb. Jazyk v dvizhenii : K 70-letiju L. P. Krysina. Moskva : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2007. S. 268-277.

12. Kohanova L. A. Transformacija teksta v SMI: ustno-pis'mennyj format (iz praktiki uchebno-issledovatel'skih proektov) = Text transformation in the media: oral-written format (from the practice of education

and research projects) // Vestnik JuUrGU. Serija «Lingvistika». 2016. T. 13. Vyp. 1. S. 22-27.

13. Klushina N. I. Mediastilistika i ee mesto v sov-remennoj filologicheskoj nauke = Mediastylistics and its place in modern philological science // Zhurnal Beloruss-kogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. 2019. № 1. URL: https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/ 2333 (data obrashhenija: 10.03.2024)

14. Koc: analitika s imenem. Radio «Komsomol'ska-ja pravda». Podkasty. // Radio «Komsomol'skaja pravda». 2022. URL: https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9jbG91Z C5tYXZlLmRpZ2l0YWwvNDMxNDM (Data obrashhenija: 04.03.2024)

15. Laminina O. G. Informacionnye vojny: mif ili real'nost'? = Information wars: myth or reality? // Guman-itarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2018. T. 1. Vyp. 25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-voyny-mif-ili-realnost (data obrashhenija: 23.02.2024).

16. Malahov A. A. Segmentacija i fragmentacija au-ditorii na primere telegram-kanalov = Audience segmentation and fragmentation in Telegram channels // Ak-tual'nye problemy mediaprostranstva: ot teoreticheskih aspektov do prakticheskoj realizacii: sb. nauch. statej. Moskva : RUDN, 2022. S. 255-263.

17. Malygina L. E. Apelljacija k hronotopu kak lingvostilisticheskaja cherta zhanrov televizionnogo pro-modiskursa (na primere zhanra anonsa) = Appeal to chro-notope as a linguistic and stylistic feature of TV promodiscourse genres (the case of announcement genre) // MIRS. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/apellyatsiya-k-hronotopu-kak-lingvostilisticheskaya-cherta-zhanrov-televizionnogo-promodiskursa-na-primere-zhanra-anonsa (data obrashhenija: 10.03.2024).

18. Matjashevskaja A. I. Snizhennaja leksika v SMI: klassifikacija, upotreblenie, jetnokul'turnye razlichija (na materiale rossijskih i britanskih gazet) = Colloquial vocabulary in mass media: classification, use, ethno-cultural differences (based on Russian and British newspapers). Saratov, 2014. 213 s.

19. Soobshhestvo A. Koca vo VKontakte = A. Kots' community in VKontakte // VKontakte. 2023. URL:

https://vk.com/wall-219969902_4544 (data obrashhenija: 04.03.2024)

20. Sternin I. A. Social'nye faktory i publicisticheskij diskurs = Social factors and journalistic discourse / I. A. Sternin, Ju. A. Sorokin, M. R. Zheltuhina // Massovaja kul'tura na rubezhe XX-XXI vekov: Chelovek i ego diskurs. Sbornik nauchnyh trudov. Moskva : Azbukovnik, 2003. S. 91-108.

21. Telegram-kanal A. Koca «Kotsnews» = A. Kots' Telegram channel "Kotsnews" // Telegram: sajt. 2024. URL: https://web.telegram.org/a/#-1001109403194 (data obrashhenija: 04.03.2024)

22. Telegram-kanal A. Sladkova = A. Sladkov's Telegram channel // Telegram: sajt. 2024. URL: https://web.telegram.org/a/#-1001164348791 (Data obrashhenija: 04.03.2024)

23. Telegram-kanal «Voenkor Lisicyn ZOV-TV» = Telegram channel «Voyenkor Lisitsyn ZOV-TV» // Telegram: sajt. 2024. URL: https://web.telegram.org/a/#-1001360364343 (data obrashhenija: 04.03.2024)

24. Telegram-kanal «Govorit Moskva» = Telegram channel "Moscow speaks" // Telegram: sajt. 2024. URL: https://web.telegram.org/a/#-1001408386294 (data obrashhenija: 04.03.2024)

25. Telegram-kanal «Voenkor Medvedev» = Telegram channel "War correspondent Medvedev" // Telegram: sajt. 2024. URL: https://web.telegram.org/a/#-1001476769133 (data obrashhenija: 04.03.2024)

26. Telegram-kanal «Marjana Bat'kovna» = Telegram channel «Mariana Batkovna» // Telegram: sajt. 2024. URL: t.me/maryananaumova (data obrashhenija: 10.03.2024)

27. Shujskaja Ju. V Lingvisticheskie osobennosti diskursa Telegram-kanalov kak novogo tipa media = Linguistic features of Telegram channels discourse as a new type of media // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otech-estvennaja i zarubezhnaja literatura. Serija 6. Jazykoz-nanie. 2023. № 3. S. 45-57.

28. Jashina A. R. Telegram-zhurnalistika: kak mes-sendzhery izmenili SMI = Telegram journalism: how messengers have changed the media / A. R. Jashina, A. V. Stoljarov // Materialy XXIV nauchno-prakticheskoj kon-ferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov Nacional'nogo issledovatel'skogo Mordovskogo gosudar-stvennogo universiteta im. N.P. Ogarjova. Saransk, 2021. S. 327-334.

Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 07.05.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted on 23.04.2024; approved after reviewing 07.05.2024; accepted for publication on 15.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.