5. URL: http://www.google.ru/amp/s/blog.skillfactory.ru/audi. (дата обращения: 15.02.2022).
6. URL: http://instagram.com/komu_fistashki_kvn?utm_medium=c.. (дата обращения: 15.02.2022).
7. URL: http://vk.com/kvn_fistashki (дата обращения: 15.02.2022).
8. URL: http://youtube.com/channel/UC-cc75mLGVvvgyfjaJayHGQ (дата обращения: 15.02.2022)
9. URL: http://vk.com/komandakvnuraprosti (дата обращения: 15.02.2022).
10. URL: http://instagram.com/yura_sorryan?utm_medium=copy_link (дата обращения: 15.02.2022).
11. URL: http://vk.com/vce.ili.nichego (дата обращения: 15.02.2022).
12. URL: http://instagram.com/kvn_vse.ili.nichego?utm_medium=.. (дата обращения: 15.02.2022)
13. URL: http://youtube.com/channel/UCK8Qr6nOzzDRP8PC16LZeYA (дата обращения: 15.02.2022).
УДК 070
ПОДКАСТ КАК ФОРМАТ ПЕРЕДАЧИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА «ГОЛЫЙ ЗЕМЛЕКОП»)
Яблоновская Наталья Всеволодовна,
доктор филологических наук, профессор Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Бондаренко Марина Павловна,
студентка
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей подкаста как формата передачи научно-популярной информации. Авторы изучают специфику подкаста в российском медиапространстве, описывают его типологию и функции, дают оценку его возможностей для передачи научно-популярной информации.
С точки зрения авторов, следующие возможности подкастинга актуализируют данный формат для передачи научно-популярной и учебной информации: возможность отложенного прослушивания вне зависимости от времени и места; возможность параллельного медиапотребления; простота создания и распространения контента; эффект присутствия; отсутствие отвлекающих факторов (например, видеоряда) для усвоения сложного для восприятия контента; возможность использования сильных сторон устной речи (эмоциональность, интонация, тембр голоса, темп речи, мелодика, паузы и т.д.); минимальные затраты на производство и воспроизведение контента; возможности доступа к информации незрячим и страдающим дислексией реципиентам, а также людям, склонным к аудиальному типу получения информации.
Объектом анализа в статье стали подкасты научно-популярного телеграм-канала «Голый землекоп». В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что главными факторами успешности данного подкаста являются: актуальная научная информация в интересной и доступной интерпретации; высокая компетентность ведущего; профессиональный продакшн выпусков; удачный подбор звуковых иллюстраций, обеспечивающих эффект присутствия; регулярность выпусков; размещение контента на нескольких интернет-площадках.
Ключевые слова: подкаст, телеграм-канал, «Голый землекоп», научно-популярный контент, формат, научно-популярный подкаст.
Annotation. The article is devoted to identifying the features of a podcast as a format for the transmission of popular science information. The authors study the phenomenon of a podcast as a new format in the Russian media space, describe its typology and functions, and evaluate its capabilities for transmitting popular science information.
From the point of view of the authors, the following possibilities of podcasting actualize this format for the transmission of popular science and educational information: the possibility of delayed listening regardless of time and place; the possibility of parallel media consumption; ease of creating and distributing content; presence effect; the absence of distractions (for example, a video sequence) for the assimilation of content that is difficult to perceive; the ability to use the strengths of oral speech (emotionality, intonation, voice timbre, speech tempo, melody, pauses, etc.); minimum costs for the production and reproduction of content; the possibility of access to information for blind and dyslexic recipients, as well as people prone to the auditory type of receiving information.
The object of analysis in the article was the podcasts of the popular science telegram channel "Golyy zemlekop". As a result of the study, the authors come to the conclusion that the main factors for the success of this podcast are: relevant scientific information in an interesting and accessible interpretation; high competence of the leader; professional production of issues; successful selection of sound illustrations that provide the effect of presence; regularity of releases; publishing content on several Internet sites.
Key words: podcast, telegram channel, "Golyy zemlekop", popular science content, format, popular science podcast.
Постановка проблемы. Подкастинг (от «iPod» (англ.) + «broadcasting» (англ.)) -технология создания, публикации и распространения через сеть Интернет контента в различных аудио- и видеоформатах на электронные устройства подписчиков.
С развитием мультимедийных технологий формат аудиоподкаста становится все более популярным. Он позволяет, не отвлекаясь от повседневных обязанностей, быть в курсе последних новостей, учиться чему-то новому и всесторонне развиваться. Аудиоподкасты изначально существовали лишь на специализированных ресурсах, но сегодня аудиоподкасты базируются на сайтах крупных СМИ или других ресурсах, содержащих направленный на аудиоформат контент. Следует отметить, что сейчас подкасты как жанровый формат широко используются в новостном, научно-популярном, культурном, спортивном и других направлениях.
Впервые термин «подкаст» был использован в 2004 году [3, С. 90]. Спустя год в Новом Американском Оксфордском словаре его назвали «словом года», отметив, что «подкаст» - это цифровая аудиозапись радиопередачи, размещенная в интернете и общедоступная для свободного скачивания [10].
Изложение основного материала. Типология подкастов в научной литературе основывается на жанровом (от документальных сериалов до дискуссий) и тематическом (научно-популярная, культурологическая, политическая и т.д.) критериях. Однако в силу того, что формат подкаста активно развивается, исследователями вводятся в научный оборот новые типологические основания: информационность (событийный контент / вневременной контент), формат (повествование / обсуждение) и сюжетность (сюжетный / внесюжетный) [5, С. 58].
Выделяют четыре главных функции подкаста:
- информационную;
- ценностно-регулирующую;
- функцию форума, или канала социального участия;
- социально-креативную.
Рост популярности формата подкаста в мире демонстрируют следующие цифры. Согласно данным американского исследовательского центра Pew Research Center 2 [9], если в 2006 г. лишь 12% пользователей интернета в США старше 12 лет скачивали подкасты, то к 2018 г. число этих пользователей достигло 44%. При этом аудитория подкастов в целом демонстрирует уверенный рост. Данные Edison Research [8] подтверждают данную тенденцию. Более того, 65% аудитории слушают больше трех подкастов в неделю, причем подкаст полностью слушают 35% пользователей, а большую часть - 45%.
Изложение основного материала. Обращают на себя внимание возможности подкастинга для передачи научно-популярной и учебной информации:
- возможность отложенного прослушивания вне зависимости от времени и места;
- возможность параллельного медиапотребления;
- простота создания и распространения контента;
- эффект присутствия;
- отсутствие отвлекающих факторов (например, видеоряда) для усвоения сложного для восприятия контента;
- возможность использования сильных сторон устной речи (эмоциональность, интонация, тембр голоса, темп речи, мелодика, паузы и т.д.);
- минимальные затраты на производство и воспроизведение контента.
Исследователь Е.В. Хохлушина указывает также то, что подкастинг предоставляет
широкие возможности доступа к информации незрячим и страдающим дислексией реципиентам, а также людям, склонным к аудиальному типу получения информации [7, С. 118].
Л.А. Егорова отмечает, что в пространстве западных мультимедиа жанр научно-популярного подкаста занял лидирующие позиции еще в середине 2000-х гг.: на сайте Podcasting News (http://www.podcastingnews.com), посвященном наиболее популярным подкастам и видеоподкастам из различных областей, по состоянию на 01.12.2007 среди 25 ведущих подкастов первые места заняли «Science Friday» и «The Naked Scientists Radio Show», обогнав развлекательные «Tiki Bar», «TVXPod Clips», «The Monkey Box». В целом в данном рейтинге ученая насчитала 8 подкастов (из 25), посвященных научно-популярной тематике [1, С. 100].
В России бурный расцвет научно-популярного подкастинга начался десятилетием позже. Как указывает Л.А. Круглова, рост интереса российской аудитории к формату подкаста произошел в 2017 г., до которого достижения отечественного подкастинга замыкались на возможностях разговорных жанров [3, С. 96]. Переломным моментом стал эксперимент интернет-издания «Meduza» по переводу жанра лонгрида в формат подкаста. Созданные таким образом нарративные подкасты, до сих пор не пользовавшиеся популярностью на отечественном медиарынке, на аудиохостинге Soundcloud получили в среднем 3 тыс. прослушиваний.
В декабре 2017 г. подавляющее большинство подкастов (29) в топ-50 iTunes носило научно-популярный характер [3, С. 97]. Лидерами стали программы радиостанции «Маяк» (в том образовательные программы: «Хочу все знать», «Ликвидация безграмотности», «Говорим правильно», «Философия», «Русский мир. Истоки» и др.), подкасты русской службы ВВС по изучению английского языка, подкасты научно-популярного нового медиа «Arzamas» и др.
Среди современных российских научно-популярных подкастов выделяются: «КритМышь», «Толковый словарь», «Физики», «Наука в ладошке», «Теория всего», а также «Голый землекоп», анализу особенностей которого посвящено наше исследование.
«Голый землекоп» - «подкаст о научных открытиях и людях, которые их делают» -был основан в мессенджере Telegram 11 февраля 2020 г. В синопсисе канала его содержание заявлено так: «Илья Колмановский: самые интересные новости науки и какое они имеют отношение к вам» [2]. Название каналу дал небольшой грызун, представляющий особую ветвь эволюции и обладающий в связи с этим уникальными особенностями (например, слабой подверженностью влиянию времени).
Первый пост на канале появился 16 марта 2020 г. Стартовый выпуск подкаста «Нечем дышать. Как смягчить удар пандемии» вышел 3 апреля 2020 года. В нем рассказывалось о борьбе с COVID-19 врачей, инженеров и ученых и о доступных мерах защиты [2].
Автор и ведущий подкаста Илья Колмановский - кандидат биологических наук, научный журналист, путешественник, популяризатор науки. Он рассказывает о новейших достижениях ученых, о том, как наука помогает наладить бизнес-процессы, о самых интересных Нобелевских премиях последних лет. «Чтобы не отставать от реальности и просто понимать, что происходит в быстро меняющемся мире, сегодня надо успевать следить за новостями науки, медицины и технологий», - считает И. Колмановский [4].
Канал дает информацию из самых разных областей науки, однако большая часть его материалов приходится на науки о жизни, что связано: 1) с научными интересами автора
и ведущего; 2) с наибольшим общественным запросом на знания в этих областях в период пандемии.
Первоначально подкасты выходили 1 раз в неделю, в настоящее время периодичность выходов подкаста нестабильна и составляет примерно две недели. Средняя длительность выпусков колеблется от 25 до 35 минут, максимальная длительность выпуска составила 89:32 минут (выпуск «Дельта, бустер, фейки и дети. Новости пандемии» от 24 ноября 2021 г.)
За два года существования канала его аудитория достигла 52324 подписчиков. Аудитория очень активна: посты набирают в среднем около 40 тысяч просмотров. Помимо выпусков передачи, на канале публикуются новости из мира науки и техники, а также иллюстрации к подкастам. На 5 апреля 2022 г. в эфир вышло 47 выпусков подкаста.
Информация в подкасте дается, в основном, в формате нарратива: ведущий в спокойной, обстоятельной манере рассказывает о последних научных открытиях. Формат обсуждения (короткие диалоги ведущего с учеными, авторами открытий) также используется в программе: уже первый выпуск «Голого землекопа» содержал беседу автора с двумя жителями Ломбардии, которые начали печатать недостающие клапаны для ИВЛ на 3D принтерах. Эффект присутствия достигается в программе использованием разнообразных звуков природы, звучания мегаполисов и т.д.
Подкасты создаются профессиональной командой студии «Либо/Либо». В команду создателей «Голого землекопа», помимо автора и ведущего, входят редактор Андрей Борзенко, продюсеры: Павел Боровков и Лика Кремер, звукорежиссеры Павел Цуриков и Алексей Зеленский, композитор: Кира Вайнштейн.
Удобством для прослушивания подкастов является то, что они размещаются на нескольких интернет-платформах: Apple Podcasts, Google Podcasts, Yandex Music, Castbox, Web. На видеохостинге Youtube на канале «Либо/Либо» во вкладке «плейлисты» собраны и удобно рассортированы по сезонам все выпуски «Голого землекопа».
Илья Колмановский умеет понятным языком увлекательно и доступно донести до аудитории сложную научную информацию. Его мастерство рассказчика особенно ценно при общении с детской аудиторией. В настоящее время в разработке команды «Голого землекопа» находится детский подкаст с ответами на вопросы о том, как устроено всё живое: «от бронтозавра до соловья, от миндаля до миндалин, от землекопов до сапиенсов».
Статистика аудитории Телеграм-канала «Голый землекоп», согласно данным сервиса аналитики Telegram Analytics, на 05.04.2022 г. такова (см. рис. 1): подписчиков - 52324, охват публикации - 39,6 тысяч просмотров, дневной охват - 24,9 тысяч просмотров, ERR (показатель вовлеченности по охвату) - 75,7 %, индекс цитирования - 13,48 [6].
Рисунок 1. Статистика аудитории Телеграм-канала «Голый землекоп», согласно данным сервиса аналитики Telegram Analytics
Как видим на диаграмме, аудитория канала с момента его основания 03.04.2020 по 05.04.2022 обнаруживает тенденцию к устойчивому росту. У канала очень высокий показатель ERR (Engagement Rate by Reach) - 75,7%, что значит, что 75,7% подписчиков регулярно читает посты.
Выводы. «Голый землекоп» - научно-популярный подкаст, рассказывающий о научных открытиях и людях науки. Выпуски И. Колмановского набирают большое количество прослушиваний, аудитория подкаста обнаруживает тенденцию к устойчивому росту и высокой вовлеченности. Главными факторами успешности данного подкаста, на наш взгляд, являются: актуальная научная информация в интересной и доступной интерпретации; высокая компетентность ведущего; профессиональный продакшн выпусков; удачный подбор звуковых иллюстраций, обеспечивающих эффект присутствия; регулярность выпусков; размещение контента на нескольких интернет-площадках.
Список литературы:
1. Егорова, Л.А. Особенности функционирования звучащего научно-популярного дискурса в гипермедийной среде [Электронный ресурс] / Л. Егорова // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2008. - №3. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-zvuchaschego-nauchno-populyarnogo-diskursa-v-gipermediynoy-srede (дата обращения: 03.04.2022).
2. Голый землекоп [Электронный ресурс] // Telegram: мессенджер. - URL: https:// https://web.telegram.org/z/#-1480431531 (дата обращения: 19.11.2020).
3. Круглова, Л.А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития [Электронный ресурс] / Л. Круглова // Меди@льманах. - 2018. - №1 (84). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-audiopodkasty-stanovlenie-i-spetsifika-razvitiya (дата обращения: 04.04.2022).
4. Прямая речь [Электронный ресурс] // Прямая речь. - URL: https://www.pryamaya.ru/ilya_kolmanovskiy (дата обращения: 05.12.21).
5. Сажина, Е.В. Жанр «Подкаст» в пространстве интернет-дискурса / Е.В. Сажина, А.А. Муравьева // Актуальные вопросы современной лингвистики: материалы VIII Региональной научно-практической конференции (с международным участием) «Иностранные языки в межкультурном пространстве: методы исследования и технологии обучения» (г. Москва, МГОУ, 25 сентября 2020 г.): к 90-летию МГОУ. - Москва: ИИУ МГОУ, 2021. - С. 50-56.
6. Статистика канала Голый землекоп. Telegram Analytics [Электронный ресурс] // Telegram Analytics. - URL: https://tgstat.ru/channel/@kolm_zemlekop. (дата обращения: 05.04.2022).
7. Хохлушина, Е.В. Подкастинг: технологические и образовательные возможности [Электронный ресурс] / Е. Хохлушина // Альманах современной науки и образования. -Тамбов: Грамота, 2010. - № 2 (33): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 117-118. - URL: www.gramota.net/materials/1/2010/2-1/44.html.
8. Eddison Research [Электронный ресурс] // Eddison Research. - URL: https://www.edisonresearch.com/the-podcast-consumer-2 (дата обращения: 08.01.22).
9. Pew Researh Center 2 [Электронный ресурс] // Pew Researh Center. - URL: https://www.pewresearch.org/search/ (дата обращения: 22.12.21).
10. The new Oxford American dictionary / ed. by Erin McKean. - Second edition. - Oxford University Press, 2005. - 2051 p.